Евгений, примите моё восхищение таким достойным предъявлением стихов Н.Зиновьева. Прослушал несколько раз с большим удовольствием: хорошо подан стиль и мысли автора.
Не тривиально подобрана музыка, энергичный характер которой контрастирует с печальными стихами. Все создано для того, чтобы образы поэта были выразительно раскрыты.
= = = = =
Но у меня есть несколько соображений по поводу содержания вашей композиции.
Полностью принимая то, КАК она исполнена, я сталкиваюсь с рядом противоречий, пытаясь понять, О ЧЕМ?
Прежде всего, меня заинтересовало использование такого эпиграфа Л.Гумилева. В нем изложено хорошо знакомые и по высказыванию А.Солженицина упреки в адрес интеллигенции, что она не такова, какой следовало бы ей быть. Вот раньше, де были титаны, а теперь, одни образованцы и т.д.
Но такое обругивание народа, в котором живешь, - «не тот народ мне попался» ни к чему не приводят, кроме собственного самоутверждения.
Как и всякое обращение к предельным понятиям.
Например, Н.Зиновьев в первом стихотворении сетует на редкое желание помочь ближнему. При этом он, видя нищую старуху под дождем, делает обобщение о редком НАШЕМ желании помочь ближнему.
Как ловко происходит подмена собственного нежелания или неспособности помочь человеку сетованием на всеобщую черствость. Тут тоже народ виноват?
Так к кому же обращено это недовольство Л.Гумилева интеллигентами? В стихах только одного можно отнести к интеллигентам – самого поэта.
Лирический герой Н . Зиновьева очень не последователен. Так, рассматривая карту Советского Союза, он пытается мыслить категориями истории и страны, но катастрофический упадок духа приводит его только к унынию.
На фоне историка и мыслителя Л.Гумилева в позиции поэта острее заметно отсутствие исторического мышления. В своих работах Л.Гумилев показывает, в частности, и пассионарность русского народа, создавшего на пространстве Евразии огромное государство, простиравшееся от Варшавы до Аляски и переживающего ряд исторических катаклизмов и социальных потрясений. Так, только в ХХ-м веке русский народ пережил четыре революции и две мировых войны. При этом страна, пульсируя, как живое существо, то сжималась, то расширялась, и, меняя названия страны, не меняла своего существа.
Занятый личными переживаниями и находясь в духовном упадке, поэт, обращаясь к историческим явлениям, оказывается не в силах их осмыслить.
Так может быть, слова эпиграфа о том, что интеллигенты «ничего не знают, но обо всем судят» автор композиции и в самом деле направил ему?
Это было бы логичным, но не очень согласованным с общей тональностью исполнения этих стихов, где исполнитель явно сочувствует поэту.
Новые противоречия возникают с вводом в текст этой поэтической подборки стихотворения «В степи, покрытой пылью бренной,// Сидел и плакал человек.»
Поэт строит его по модели притчи: степь, одинокий человек, и его общение с Богом.
Но, если исходить из того, что русский человек живет в условиях православного сознания, то такого общения вообще быть не может. Герой стихов находится в состоянии душевного упадка и безвыходной депрессии (он же не может изменить свою принадлежность к русским). С позиций православия занятость своими переживаниями и неудачами считается грехом уныния, который надо преодолевать самостоятельно.
Наконец, перед Богом нет « ни эллина, ни иудея», все народы равны. А в таком случае Бог не может «плакать» (!?) и разделять страдания грешника по надуманному поводу. Такие нестыковки вполне можно было объяснить атеизмом автора.
Но не зная глубоко предмета, опрометчиво затрагивать тонкие вопросы религиозного сознания. А это вновь находит свое подтверждение в словах Л.Гумилева об интеллигентах, которые судят о том, чего не знают. Или не проявляет своих знаний. А умолчание – форма лжи.
Потому не буду разбирать текст, вложенный поэтом в уста Бога: «Я ДРУГ униженных», «я ЗНАЮ МНОГО СЛОВ заветных». Это нонсенс.
Все это вызывает вопросы уже к автору поэтической подборки, которая прекрасно исполнена, но содержание и направленность которой оказались для меня загадочными.
В завершение возвращусь к образу путника, данного поэтом в последнем стихотворении, плачущего у дороги оттого, что он русский.
Эти страдания остаются надуманными. Если его уж так тяготит его национальная принадлежность, то можно освоить новый язык, сменить имя, сделать обрезание и принять другую веру. Пусть это будет изменой своим родителям, родине и Вере, но он сам хотя бы совершит Поступок.
Но образ скулящего в дорожной пыли от духовной немощи человека не вызывает сострадании. Только презрение.
= = = = =
Надеюсь, Евгений, вас не утомили мои размышления, и вы не откажете мне в удовольствии прослушать следующую премьеру вашего нового исполнения.
Успехов в творчестве!
С уважением Виктор