ГлавнаяТеатрКлассика литературыДругие авторы → ВЫСОЦКИЙ НА РАСПРОДАЖЕ

ВЫСОЦКИЙ НА РАСПРОДАЖЕ

article349221.jpg

Каким ни придет конец июля - грозовым, дождливым или жарким, каждый год в этом время возникает в памяти  оплавленная Москва 80-го года, олимпийские баталии и всеобщее потрясение от смерти Владимира Высоцкого. И когда  на закрытии Олимпиады стадион и народ у телевизора рыдали по улетающему Мишке, в этих переживаниях была и скорбь по ушедшему артисту.
И хотя с каждой годовщиной мы все дальше от тех событий, а новые времена проявляют щедрость на разные и порой удивительные трансформации его образа, тем выше желание сохранить его образ и утвердить своё уважительное отношение к нему. Тем более, если приходится отбиваться от конъюнктурных новаций и сюрпризов. 

Этим продиктованы и стихи современников Высоцкого, и моя  старая публикация. 
 

= = = = = = = = =
ВЫСОЦКИЙ НА РАСПРОДАЖЕ
 
 В годовщину   памяти Владимира Высоцкого,   с горечью вспоминаются стихи недавно ушедшего  Евгения Евтушенко, посвященные поэту: 

Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно,
Киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несется,
И наглая надпись: "В продаже Высоцкий..."

Володя, ах как тебя вдруг полюбили
Со стереомагами автомобили!
Толкнут прошашлыченным пальцем кассету
И пой, даже если тебя уже нету.

Торгаш тебя ставит в игрушечке "ладе"
Со шлюхой, измазанной в шоколаде
И цедит, чтобы не задремать за рулем:
"А ну-ка Высоцкого мы крутанем".

. . . Киоск звукозаписи около пляжа....
Жизнь кончилась и началась распродажа.
 
Сейчас, спустя треть века, после   трагедии в жаркие олимпийские дни,   еще в  большей мере убеждаешься   в правоте этих слов. 
Наша  гламурная попса активно втягивает великого  барда в свою песочницу, и  по-своему, по-попсовски,  возводит  его в гении  с такой же легкостью, как и своих поп-гениальных  звезд!  Конечно, есть и прорывы. Стали появляться исполнители, которые достигают  большой художественной высоты в песнях Высоцкого -  Дятлов в «Баньке», и  Г.Лепс «Парус».  Это здорово, но таких исполнителей  единицы.   И тем очевиднее  общее направление – притянуть  Высоцкого к себе,  сделать его своим,  таким же  как и все -  грязненьким и  оскандаленным.
 
В  дни памяти Высокого вышел на  телевидение фильм «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой» -   еще один пример широкой распродажи и имени,  и  лица, и судьбы  поэта.
Приходится только изумляться, как каждое слово названия в фильме оборачивается  своей противоположностью.
«Высоцкий».   Он и при жизни, и после смерти своей был и остался  человеком. переполненный творческой и  жизненной энергий, талантом и жизнелюбием. 
Его герои выражали свою душу на пределе страстей и голоса, выходили за флажки  и толкали землю ногами.  В фильме – тяжело  больной экранный муляж с неподвижным пластиковым лицом.   Совсем не тот, кого знает и любит народ.
Почему так?  Потому, что экранная чернушная жизнь лучше продается.
 
Высоцкого играет один из самый  энергичных и ярких  русских актеров - эмоциональный, подвижный,  пластичный с живой мимикой и высокой способностью к тембральному разнообразию голоса – Сергей Безруков. Не случайно он играет  гениев – Есенина,  Моцарта, Иешуа.  Но его разносторонние  таланты   оказались не нужными в фильме. Лицо стянуто неподвижной маской, голос  трансформирован при звукозаписи, тело зажато.  От актера Безрукова в кадре ничего не осталось, только фамилия в титрах. 
Играть такую роль Высоцкого мог любой актер, подходящий по фигуре.
В результате еще один талантливый  был превращен в муляж.   И только для того, чтобы  проэксплуатировать и его имя.
Было бы   гораздо интереснее и глубже, если   бы  Сергей Безруков сыграл  судьбу Высоцкого с собственным нервом и талантом, не претендуя на внешнее сходство.
Но для этого должно быть другое, не торгашеское мышление.
 
К сожалению, слово «живой» осталось только  в названии,  в самом фильме тяжело больной  человек, выдохнувшийся, не способный  провести  концерт. «Спасибо, что живой» -  тоже ложь. Живой не позволил  бы делать о себе такие фильмы, он и снят только  потому, что его НЕТ в живых.
Авторы фильма  ожесточенно строят интригу на его  болезни,  раскручивают чуть ли не боевик с доставкой наркотика и  нависанием над  героем   злобных дядек из КГБ.
Продается все. Даже частная  интимная сторона жизни, связанная с наркозависимостью.
Кажется странным, как мог сын  согласиться и даже стать  соавтором  такого фильма, который по своей сути снижает образ великого барда,  и за счет «мелких истин» низводит образ  с той высоты, на которую он был вознесен народной любовью.
Распродажа продолжается.
 
Ну, а память о настоящем Высоцком,   живет в нас, живет с нами.
Она   очень точно выражена в стихах Владимира Солоухина: 

Владимиру Высоцкому - самому высокому из нас.

Хоть о камень башкою,
Хоть кричи - не кричи,
Я услышал такое
В июльской ночи -
Что в больничном вагоне,
Не допев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.
Смолкли хриплые трели,
Хоть кричи - не кричи,
Что же мы проглядели ?
И друзья, и врачи.
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса злость.
Отчего, россияне,
Так у нас повелось.
Только явится парень
Неуемной души -
И сгорит, как Гагарин,
И замрет, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнет,
Словно, кто поразмыслив,
Стреляет их в лет.
До свидания, тезка !
Я пропитан тобой -
Твоей рифмою хлесткой
Твоей  хлесткой судьбой.
Что там я, миллионы,
Точнее народ,
Твои песни - знамена
По жизни несет.
Ты был совесть и смелость,
И личность и злость,
Чтобы там тебе пелось
И, конечно, пилось.
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свидания, товарищ,
Народный артист!
2013
= = = = = = =
На  аудиодорожке:
Стихи Владимира Солоухина
"Владимиру Высоцкому, самому высокому из нас".
Музыка Дмитрия Шостаковича
Прочтение Виктора Астраханцева

 

© Copyright: Виктор Астраханцев, 2016

Регистрационный номер №0349221

от 25 июля 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0349221 выдан для произведения:
Каким ни придет конец июля - грозовым, дождливым или жарким, каждый год в этом время возникает в памяти  оплавленная Москва 80-го года, олимпийские баталии и всеобщее потрясение от смерти Владимира Высоцкого. И когда  на закрытии Олимпиады стадион и народ у телевизора рыдали по улетающему Мишке, в этих переживаниях была и скорбь по ушедшему артисту.
И хотя с каждой годовщиной мы все дальше от тех событий, а новые времена проявляют щедрость на разные и порой удивительные трансформации его образа, тем выше желание сохранить его образ и утвердить своё уважительное отношение к нему. Тем более, если приходится отбиваться от конъюнктурных новаций и сюрпризов. 

Этим продиктованы и стихи современников Высоцкого, и моя публикация января 2013 года, которую я выставляю   в день Памяти поэта. 
 

= = = = = = = = =
ВЫСОЦКИЙ НА РАСПРОДАЖЕ
 
 В годовщину   памяти Владимира Высоцкого,   с горечью вспоминаются стихи Е.Евтушенко, посвященные поэту: 

Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно,
Киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несется,
И наглая надпись: "В продаже Высоцкий..."

Володя, ах как тебя вдруг полюбили
Со стереомагами автомобили!
Толкнут прошашлыченным пальцем кассету
И пой, даже если тебя уже нету.

Торгаш тебя ставит в игрушечке "ладе"
Со шлюхой, измазанной в шоколаде
И цедит, чтобы не задремать за рулем:
"А ну-ка Высоцкого мы крутанем".

. . . Киоск звукозаписи около пляжа....
Жизнь кончилась и началась распродажа.
 
Сейчас, спустя треть века, после   трагедии в жаркие олимпийские дни,   еще в  большей мере убеждаешься   в правоте этих слов. 
Наша  гламурная попса активно втягивает великого  барда в свою песочницу, и  по-своему, по-попсовски,  возводит  его в гении  с такой же легкостью, как и своих поп-гениальных  звезд!  Конечно, есть и прорывы. Стали появляться исполнители, которые достигают  большой художественной высоты в песнях Высоцкого -  Дятлов в «Баньке», и  Г.Лепс «Парус».  Это здорово, но таких исполнителей  единицы.   И тем очевиднее  общее направление – притянуть  Высоцкого к себе,  сделать его своим,  таким же  как и все -  грязненьким и  оскандаленным.
 
В  дни памяти Высокого вышел на  телевидение фильм «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой» -   еще один пример широкой распродажи и имени,  и  лица, и судьбы  поэта.
Приходится только изумляться, как каждое слово названия в фильме оборачивается  своей противоположностью.
«Высоцкий».   Он и при жизни, и после смерти своей был и остался  человеком. переполненный творческой и  жизненной энергий, талантом и жизнелюбием. 
Его герои выражали свою душу на пределе страстей и голоса, выходили за флажки  и толкали землю ногами.  В фильме – тяжело  больной экранный муляж с неподвижным пластиковым лицом.   Совсем не тот, кого знает и любит народ.
Почему так?  Потому, что экранная чернушная жизнь лучше продается.
 
Высоцкого играет один из самый  энергичных и ярких  русских актеров - эмоциональный, подвижный,  пластичный с живой мимикой и высокой способностью к тембральному разнообразию голоса – Сергей Безруков. Не случайно он играет  гениев – Есенина,  Моцарта, Иешуа.  Но его разносторонние  таланты в фильме  оказались не нужными в фильме. Лицо стянуто неподвижной маской, голос  трансформирован при звукозаписи, тело зажато.  От актера Безрукова в кадре ничего не осталось, только фамилия в титрах. 
Играть такую роль Высоцкого мог любой актер, подходящий по фигуре.
В результате еще один талантливый  был превращен в муляж.   И только для того, чтобы  проэксплуатировать и его имя.
Было бы   гораздо интереснее и глубже, если   тот же актер сыграл  судьбу Высоцкого с собственным нервом и талантом, не претендуя на внешнее сходство.
Но для этого должно быть другое, не торгашеское мышление.
 
А при выходе фильме прошла массированная реклама на Первом канале, в которой  раскручивалась интрига – Отгадайте, кто  это такой сыграл Высоцкого?
Слово «живой» осталось только  в названии,  в самом фильме тяжело больной  человек, выдохнувшийся, не способный  провести  концерт.
«Спасибо, что живой» -  тоже ложь. Живой не позволил  бы делать о себе такие фильмы, он и снят только  потому, что его НЕТ в живых.

Авторы фильма  ожесточенно строят интригу на его  болезни,  раскручивают чуть ли не боевик с доставкой наркотика и  нависанием над  героем   злобных дядек из КГБ.
Продается все. Даже частная  интимная сторона жизни, связанная с наркозависимостью.
Кажется странным, как мог сын  согласиться и даже стать  соавтором  такого фильма, который по своей сути снижает образ великого барда,  и за счет «мелких истин» низводит образ  с той высоты, на которую он был вознесен народной любовью.
Распродажа продолжается.
 
Ну, а память о настоящем Высоцком,   живет в нас, живет с нами.
Она   очень точно выражена в стихах Владимира Солоухина: 

Владимиру Высоцкому - самому высокому из нас.

Хоть о камень башкою,
Хоть кричи - не кричи,
Я услышал такое
В июльской ночи -
Что в больничном вагоне,
Не допев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.
Смолкли хриплые трели,
Хоть кричи - не кричи,
Что же мы проглядели ?
И друзья, и врачи.
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса злость.
Отчего, россияне,
Так у нас повелось.
Только явится парень
Неуемной души -
И сгорит, как Гагарин,
И замрет, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнет,
Словно, кто поразмыслив,
Стреляет их в лет.
До свидания, тезка !
Я пропитан тобой -
Твоей рифмою хлесткой
Твоей  хлесткой судьбой.
Что там я, миллионы,
Точнее народ,
Твои песни - знамена
По жизни несет.
Ты был совесть и смелость,
И личность и злость,
Чтобы там тебе пелось
И, конечно, пилось.
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свидания, товарищ,
Народный артист!
2013
= = = = = = =
Стихи Владимира Солоухина
"Владимиру Высоцкому, самому высокому из нас".
Музыка Дмитрия Шостаковича
Прочтение Виктора Астраханцева

 
 
Рейтинг: +8 1174 просмотра
Комментарии (4)
Марина Попенова # 26 июля 2016 в 20:04 0
Мурашки по коже... спасибо, Виктор! Сильные стихи В. Солоухина Вы прочли превосходно. Музыка Шостаковича добавляет трагизма. 5min hurtrazb
Виктор Астраханцев # 27 июля 2016 в 01:46 +1

Спасибо за доброжелательное внимание!

Татьяна Петухова # 22 июля 2017 в 09:11 0
Виктор,спасибо за прекрасную публикацию о Владимире Высоцком!!!
Виктор Астраханцев # 23 июля 2017 в 22:07 0
Благодарная память спасает выдающуюся личность от забвения.
Спасибо за понимание