ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Возрождение.

Возрождение.

23 апреля 2014 - Олег Черный

Колокол Торжественный, установленный на колокольне Храма Христа Спасителя, крупнейший в России. Ещё до отливки на ЗиЛе литейщики присвоили славному детищу завода имя «Благовест».
 Уменьшенная копия (в 205 раз) Главного Колокола России — изготовлена в трёх экземплярах. Одна у Патриарха Алексия, другая у видновчанина Е. М. Чебуркова, и третья у М. А. Машина.
Звонари Храма Христа Спасителя заметили: стоит зазвонить колоколам — и сквозь тёмную пелену пасмурного московского неба сразу начинают пробиваться солнечные лучики. Это чудесное явление природы происходит над столицей и чарует красотой горожан и гостей красавицы Москвы. 

 Колокол — живое существо. При изготовлении колокола металлурги ведут с ним тайные задушевные беседы.

 Сначала уделяют много времени подготовке к сложному технологическому процессу отливки красавцев. Решают когда, где, как и кто будет изготавливать колокол. Величие каждого колокола, даже самого маленького, требует чувств людского чистого сердца и светлой души, иначе изделие не запоёт чистейшим ангельским голосом.

 Каждый красавец вбирает в собственную душу тысячи добрых слов, несёт необыкновенно чарующий голос в безбрежную синеву небес.
 
 Если приложить к подвеске колокола или к язычку хотя бы крошечное усилие, то есть чуть-чуть слегка гаечку подвернуть или лёгким нежным прикосновением прикоснуться к телу дивного красавца. то этот бронзовый друг отзовётся чудесным ласковым малиновым звуком.

Чудо, созданное человеком, оловянно медным чувственным сердечком, в которое вложены мечты и труд десятков людей,  любящих нелёгкое литейное дело, чувствует каждого звонаря и готовится запеть так, чтобы по округе разнеслась музыка торжества жизни.

 Сказочное творение человека, как бы чувствуя заботу о себе, отдаёт красоту напевов окружающему миру. Несёт каждому человеку, живущему в чудесном раю нашей Земли, великое умиротворение торжества собственного жития на Планете.

 Если вдруг человек с недобрым внутренним чувством нанесёт сильный удар кулаком по внешней части колокола, то талантливый Божий певец промолчит, обидевшись на грубость.

 Но, если ласково с чистым сердцем и душой будете поглаживать космического солиста ладошкой по корпусу в том же месте, где невежда ударил кулаком, душа колокола мгновенно отзовётся мелодичными малиновыми обертонами.

 Российский народ свято чтит и хранит в глубине сердец живую жизнь колоколов Храма Христа Спасителя:

 Главный храм России — Храм Христа Спасителя, разрушенный в годы советской власти, восстанавливали, что называется, всем миром.

Мастера реставраторы по возведению стен и росписей съехались из необъятного православного мира. Желающих участвовать в возрождении святыни было много. Во главу решения труднейшей задачи поставлено решение восстановления колоколов.

 Чудом остался один колокол из Главного храма столицы, который хранился в Троице-Сергиевой Лавре. В архиве нашлись колоколов  нечёткие старые фотографии некоторых остальных красавцев. Также обнаружено краткое текстовое описание в книге Н. Оловянишникова: «История колоколов и колокололитейное  искусство», вышедшей в 1912 году. И в брошюре М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 года.

 За годы Советской власти технология литья колоколов в России канула в небытие. То есть утеряна. Чертежи отсутствовали, модели не сохранились.
 
  Святейший Синод решил: создать и освоить в России технологический процесс: подобрать мастеров металлургического дела, сделать сложнейшие расчёты профилей колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку. Разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла.
Внедрить новый технологический процесс литья колоколов из вновь разработанных специальных формовочных смесей. Найти краску для изготовленных форм. Отлить колокола, очистить на изделиях пригар, придать красоту русского колокольного искусства. При этой архисложной работе, оставить характерное звучание российских древнейших колоколов. Мастерам литейщикам удалось установить, что мелодичный звон родных колоколов храма Христа Спасителя, выстроен в тональности ля-минор.

 Вот, что вспоминает Евгений Михайлович Чебурков, проживающий в Расторгуево, об изготовлении Главного Колокола России:
 К 1995 г. на участке цветного литья литейного цеха №1 завода ЗиЛ было организованно и отлито 4,5 тыс. церковных колоколов. В изготовлении колоколов непосредственное участие, как на стадии организации, так и на стадии работ по отливке изделий принимало Общество древнерусской музыкальной культуры, в том числе руководитель Общества Нюнин Борис Николаевич.

 К моменту объявления конкурса работники ЗиЛа освоили выпуск малых и средних колоколов с некоторым художественным убранством, с чудесно чистым звучанием.

 Это достигалось за счёт применения изготовления проекта компьютерной программой, разработанной профессором Нюниным Борисом Николаевичем.

 Кроме того программа после отливки колокола отливать колокол, и настраивать за счёт механической дообработки в местах, обнаруженных и исправленных программой после контрольного звона.

 Колокола ЗиЛа покупались, как на территории России, так и в других странах.
Завод имел репутацию мастеров бронзового литья.

 В конце мае или июне 1995 г. Святейший Синод объявил конкурс на отливку колоколов для Храма Христа Спасителя. Организатором конкурса единогласно  назначен Буркин Александр Иванович, председатель Российского Общества антикваров —  член попечительского Совета строительства Храма Христа Спасителя, на месте разрушенного.

 В помещении Российского Общества антикваров собрали соискателей конкурса. Было представлено 5 или 6 фирм. В том числе и итальянцы, которые брались изготовить тяжёлые колокола за три года, голландцы готовы уложиться  в изготовление за полтора года.

 Многочисленный коллектив зиловцев: работники 1-го литейного  цеха обещали сделать сложнейшую работу за 10 месяцев.

На заседании присутствовали соискатели конкурса представители завода имени И. А Лихачёва: Чебурков Е.М., Нюнин Б. Н. и Машин М. А.

Требования условий конкурса к конкурсантам: сжатые и нелёгкие сроки.

 На отливку 10 колоколов весом в 10 кг и до 2,5 тонн участниками конкурса отводилось короткое время.

 Жёсткие технические требования к каждому  изделию по соответствию, звучанию и оформлению техническому заданию отлить к 24 декабря 1995г.

 В случае неудачного соответствия колокола по требуемым параметрам отливки предлагалось уничтожить, то есть без права передачи в другие храмы.

 Позже стало понятно, что эти условия составлены под конкретную фирму, которая отлила колокола для храма на Поклонной горе — руководитель Чернов Константин Геннадиевич, и уже приступила к изготовлению колоколов для Храма Христа Спасителя.

 Естественно, что фирмы России отказались участвовать в конкурсе.

 Решение об участии ЗиЛа в конкурсе принималось на совещании у директора металлургического производства Е.М. Чебуркова.

 Совещание было организовано, с привлечением мастеров металлургического дела ЗиЛа и представителя Общества древнерусской музыкальной культуры в лице Нюнина Б. Н.

Условия конкурса жёсткие: каждый участник обязан изготовить на собственные средства и представить не менее 10 колоколов весом в 8 кг и до 3,5 тонны.

 Оставалось получить техническое задание, однако пакет с условиями появился только 15 сентября.

 За три месяца предписывалось разработать впервые новые технологии отливки больших, художественно оформленных колоколов. Изготовить модельную оснастку и собственно отлить колокола. Задача трудная, но не выполнимая, на что и рассчитывали конкуренты.

 Сама идея сплотила коллектив рабочих, инженеров и руководителей ЗиЛа. Люди работали, не считаясь со временем, не за деньги, а за идею.

  Освоением технологии отливки колоколов занимались работники научно-производственного отдела (руководитель В. Н. Иванов) и цветного участка литейного цеха №1. В технологии художественного оформления колоколов инженер-технолог Федоров Андрей и слесарь Постников А.О., работавший в цехе литья по выплавляемым моделям. Два брата — инженеры модельного цеха Чеховичи  (имена, к сожалению, забыл). Братья разработали компьютерную программу для станков с ЧПУ. Изготовили деревянную модельную оснастку, минуя стадию чертежа. Модели изготовили в  модельном цехе завода (начальник цеха Новиков А. И.).

 Работы велись самыми ускоренными темпами.

 Участники работ без принуждения выходили работать по выходным. Люди жили мечтой участия в конкурсе.

 Однажды во сне мне приснился громадный тёмный колокол с передним ярким образом Иисуса Христа с рукой, поднятой в благословении. Это было в ночь на субботу. Утром, придя на участок цветного литья, я рассказал о сновидении и предположил, что ЗиЛ выиграет конкурсе. Позже при посещении Церкви Илии Пророка Обыденного увидел там изображение Иисуса Христа такое же, как во сне.

 Поняв, что ЗиЛ серьёзно участвует в конкурсе в адрес руководителей проекта и литейного цеха №1 стали поступать угрозы. Начальника цеха М. А. Машина  избили у собственной квартиры. Работникам завода дали понять, что за право отливать колокола уплачены большие суммы денег. А ЗиЛ  конкурс проиграет.

 Но остановить процесс отливки колоколов было невозможно, даже если бы заводчане захотели. Это стало делом коллектива объединения ЗиЛа.

 Тогда в прессе появились статьи, что ЗИЛ не сам отливает колокола, а заказывает на стороне, поскольку в цеху установлены только 2 печи по 600кг. Изготовить колокола свыше 1 тонны завод не может. Для того чтобы разрушить слухи, литейщики организовали отливку колокола весом 2,5 тонны в присутствии телевидения и процесс заливки транслировался по телевидению.

 Условия конкурса жёсткие: каждый конкурсант обязан отлить на собственные средства и представить не менее 10 колоколов: (вес 8 кг до 3,5 тонн).
24 декабря 1995г колокола доставили к Храму Христа Спасителя. Колокола конкурентов поступили позже наших. Доводка конкурсных изделий велась вечер и ночь, непосредственно на площадке храма.

 Конкурс. Для участия в смотре колоколов оба участника конкурса (ЗиЛ и Команда К.Г. Чернова, и Ю.М. Лужкова) пригласили звонарей. Заводчанам помогал Коновалов Игорь Васильевич — старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.

 В день смотра стояла морозная погода. На площадке перед строящимся храмом выставили временные звонницы с колоколами. На стенах храма собрались строители храма. На площадке у звонниц члены комиссии телевизионщики и участники конкурса. На поверхности колоколов соперников просматривались отпечатки пальцев.

 Колокола ЗиЛа, отлитые в старославянском стиле. Изображения выполнены в стиле икон, узоры в старинном стиле. Для придания колоколам старинного вида колокола покрыли серебром, по специальной технологии, разработанной физико-химической лаборатории ЗиЛа.

 После осмотра колоколов началось прослушивание звучания. Первыми звонили в колокола ЗиЛа. Вторыми - колокола конкурентов. Как только начали звонить в колокола конкурентов, строители храма повернулись и ушли.

  Оценку выше дать невозможно.

 Через три дня Машин М. А. позвонил мне и сообщил, что комиссия признала победителями колокола конкурентов, а ЗиЛ увезти свои изделия и переплавить.

 На площадке перед колоколами я встретил Буркина А. И., который узнал меня, хотя мы виделись один раз. Узнав цель визита, Буркин, при осмотре колоколов, не согласился с мнением комиссии, т.к. изображения живых людей (лики А. М. Лужкова и Патриарха Алексия) на колоколах противоречат церковным канонам (приравниваются к иконам, а канонизация живых людей не проводится). Кроме того, наши колокола соответствуют православным канонам.

 Буркин А. И. немедленно пошёл на заседание штаба строительства храма и высказал замечания. Штабом было решено: повторно осмотреть и прослушать колокола. Члены штаба вышли к звонницам.

 Чернов К. Г. присутствовал в штабе строительства с командой звонарей, а я был один. Попросив у членов штаба 10 минут, я бегом направился в храм Илии Пророка Обыденного и упросил дьякона храма с сыном помочь в качестве звонарей.

В результате повторного прослушивания решение по победителю конкурса было отложено на месяц, а через месяц в присутствии мэра Москвы Ю. М. Лужкова и Патриарха Алексия ЗиЛ объявили победителем конкурса.

 В благодарность за помощь в подарок храму Илии Пророка Обыденного завод отлил 2тн колокол, поверхность которого покрыта снизу доверху надписью с фамилиями рабочих, инженеров, руководителей и церковных служителей, участвовавших в отливке колоколов для Храма Христа Спасителя.

 Таким образом, сон оказался вещим. Бог свёл в одном месте меня, Буркина А. И. и дьякона Храма Илии Пророка Обыденного.

 Подготовка к отливке больших колоколов.

 Решения по организации отливки тяжёлых колоколов принимались коллегиально инженерами и руководителями Металлургического производства ЗиЛа.

 Первая задача — где отливать.

 Рассматривались варианты Литейного цеха №3, Ярцевского литейного завода.
Эти подразделения ЗиЛ имели достаточные плавильные мощности.  Окончательный выбран вариант: организация участка формовки и заливки на площадях Литейного цеха №1.

 Для оснащения участка в Италии купили спроектированный технологами литейного цеха смеситель смесей для изготовления форм.
 Производственно-монтажное управление ЗиЛа (начальник Дюков Б. И.) заказало 200-тонный гидравлический кран для поднятия форм (вес формы с залитым металлом свыше 120тн).
 Цех печей и приборов (начальник Виштак Ю. И.) спроектировал и изготовил 40-тонную отражательную плавильную печь.
По моей просьбе немецкая фирма «МАГМА» промоделировала процесс кристаллизации 27 тонного колокола и определила время кристаллизации, что позволило устранить механическое разрушение колокола в случае раннего раскрытия формы.

 К сожалению, в связи со смертью генерального директора ЗиЛа Новикова В. В. А с приходом Носова В., с которым мы не сошлись в деловых вопросах, я уволился с завода. Отливка тяжёлых колоколов проводилась без меня.

 Выпускник Московского института стали и сплавов, Михаил Алексеевич Машин, прошедший путь от сталевара до начальника корпуса на ЗиЛе, на протяжении работы в литейном цехе (50 лет) разрабатывал технологический процесс колокольного литья, одновременно изучал акустику и музыкальную грамоту. Стремился, чтобы колокола имели силу и красоту малинового звучания.

 Многочисленный коллектив зиловцев помог сталевару превратить мечту   в жизнь. Благородный труд превратился в громадный праздник для авторов колоколов. Мечта Мастера ожила в поднебесной песне колоколов Храма!

 По праздникам Москва слышит малиновый звон гаммы колоколов Главного Храма России.

 При событии отливки гигантского колокола для Храма Христа Спасителя присутствовал Патриарх и коллектив авторов  колоколов. Фото запечатлели факт мастерства российского искусства литья колоколов. Свидетели и авторы живы и сегодня.

 В цехе с утра подготовились к заливке колокола. Патриарх Алексий подозвал Михаила Алексеевича и дал  баул с золотыми изделиями со словами: «Михаил Алексеевич, золото собирала вся Россия, чтобы у колокола имели чудесный голос». Патриарх повторил: «Народ собрал». Плавильщики участка плавки открыли лётку печи. По специальному жёлобу пошёл металл. Машин дал команду рабочим бросить по горсти золота в расплав. Рабочие спокойно, аккуратно опускали золото на зеркало металла, как обыкновенную добавку. Алексий удивился отношению людей к золоту. В глазах Патриарха заблестели слёзы, слёзы гордости за русских парней, творящих историю.
Двадцать пять минут шла струя медного сплава, заполняя форму. В течение нескольких дней форма, заполненная металлом, остывала естественным способом. Затем отливка (колокол-великан) была извлечена из опоки. Впереди предстояла работа по превращению первого крупнейшего изделия в  произведение искусства. В течение месяца с готовой отливки оригинальным способом удалили пригар. Произвели расчеканку колокола и полировку корпуса. Красавца покрыли бромистым серебром и зачистили.

 Впервые в православной России, в присутствии Патриарха Алексия, на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва отлили Первый громадный на то время Колокол — Торжественный.

 В июне 1997 года колокол торжественно подняли на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя. Впервые в мире в лаборатории колокольной акустики на заводе имени Лихачёва сделали акустические открытия:

 Звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Никто этого не предполагал: ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, колокол при ударе во время звона сжимается и растягивается.
 Итальянские врачи, исследовали в лабораториях и доказали, что колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других болезней.
Реестр колоколов, изготовленных заводом ЗиЛ:

 1.Колокол — Торжественный, весом 27101 кг, вместил на наружной поверхности шесть рельефных изображений. Вверху: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, внизу в медальонах императоры — Александр I, Николай I, Александр II. В верхнем поясе колокола отлиты надписи: «Благовествуй земле радость величию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», а в нижней части пояса: «В лето от сотворения мира 7335-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при нашествии на Россию галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году и на вечную память в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I». Колокол звучит 4 раза в год по самым великим православным праздникам.

 Рабочие литейного цеха дали колоколу народное имя: «Благовест»,  — Первый вестник и пусть несёт звуки с Благой Вестью по необъятной России.

 2.Воскресный колокол — Праздничный, весом 15889 кг, с рельефными изображениями святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величия Его». Его голос можно услышать в дни двенадцати церковных праздников.

 3.Колокол Полиелейный, весом 10401 кг, с рельефными изображениями: Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

 4.Колокол Будничный, весом 5291 кг, с рельефными изображениями: Св. Праведной Елизаветы, Св. царицы Александры, Св. Марии Магдалины. С надписями: «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

 5.Колокол, весом 3358 кг, с рельефными изображениями: Св. Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями: «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

 6.Колокол, весом 1884 кг, с изображениями: Св. Архангела Михаила, Св. царя Константина и Св. Николая Новгородского, с надписями: «Во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

 7.Колокол, весом 835 кг, с изображениями: Св. Анны Пророчицы, Св. Великомученицы Екатерины, Св. царицы Елены и Св. благоверной княгини Ольги, с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе поёт Тебе: да поёт же имени Твоему, Вышний».

 8.Колокол, весом 459 кг, с изображениями: Св. Апостола Петра, Св. Димитрия Ростовского и Св. князя Вячеслава, с надписью: «Разумейте языци и покоряйтеся яко с нами Бог».

 9.Колокол, весом 229 кг.

 10.Колокол, весом 98 кг.

 11.Колокол, весом 49 кг.

 12.Колокол, весом 33 кг.

 13.Колокол, весом 14 кг.

 14.Колокол, весом 10 кг.

 Колокола размещены на четырёх колокольнях Храма: на юго-западной – Праздничный колокол; на северо-восточной — Воскресный; на северо-западной — малые колокола; на северо-восточной — Будничный и остальные десять колоколов.

 По благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, комплекс работ по обустройству надвратных колоколен Храма Христа Спасителя и надвратной Спасо-Преображенской колокольни Храма Державной Иконы Божией Матери на Волхонке выполнили, звонари Общества Церковных звонарей Московской Патриархии. Руководил работами художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Коновалов И. В.


 

© Copyright: Олег Черный, 2014

Регистрационный номер №0210703

от 23 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0210703 выдан для произведения:


    Звонари Храма Христа Спасителя заметили: стоит зазвонить колоколам – и сквозь тёмную пелену пасмурного московского неба сразу начинают пробиваться солнечные лучики. Особенно заметно это зимой.


  - Колокол - живое, духовное существо. Металлурги ведут, при изготовлении колокола, с ним свои задушевные беседы. Сначала долго решают когда, где, как и кто будет изготавливать колокол. Величие каждого колокола, даже самого маленького требует от людей чистого сердца и светлой души. Металл не хочет знать грязных рук. Люди с чистой душой собирают деньги для изготовления колокола и он с такой же чистотой звучания, вобрав в себя сотни тысяч добрых слов, музыкально тонко с красотой малинового звона несёт свой голос в безбрежную даль неба.   

   
    Если вложить в его подвеску или язычок небольшое усилие, то есть где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзывается лучшим звуком. Колокол чувствует каждого звонаря. Уже при виде своего лучшего друга готовится запеть так, чтобы во всей округе разнеслась музыка торжества и жизни. Он как бы чувствует заботу о себе. Если Вы нанесёте сильный удар кулаком по внешней части колокола - он промолчит наверно обидевшись на грубость. Но, если ласково, будете его поглаживать ладошкой по корпусу в том же месте, где ударили кулаком, он обязательно отзовётся Вам мелодично своими обертонами.

    
    История колоколов Храма Христа Спасителя:               
   

    Сохранился всего один колокол с Храма Христа и находится он в Троице-Сергиевой Лавре.


    От остальных колоколов остались нечёткие старые фотографии. Небольшое текстовое описание в книгах Н. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедшей в 1912 году, и М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 года.  Чертежей не было, модели не сохранились.


    Специалистам удалось установить, что весь звон храма Христа Спасителя был выстроен в ля-миноре. Храм, построенный в честь победы 1812 года, разрушенный при советской власти был поминальным.   
   
   
    Необходимо было создать и освоить заново технологический процесс подобрать высококлассных специалистов, делать сложнейшие расчёты профилей колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку, разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла, изготовить стержни и формы,краску для них, отлить колокола, произвести очистку от пригара, придать красоту русского колокольного искусства и, при всей архинаисложнейшей работы, оставить характерное звучание российских древнейших колоколов.

   
    Выбор предприятия изготовителя для производства колоколов на колокольню Храма Христа Спасителя осуществлялся на конкурсной основе. Условия конкурса жёсткие: каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 тонн.


    За два месяца до начала конкурса были получены технические условия и задания.
   

    Победителем конкурса стал Первый литейный цех стального литья завода имени И.А. Лихачёва под руководством Михаила Алексеевича Машина.

    
    Западные специалисты: в частности, итальянская фирма бралась изготовить тяжелые колокола за три года; голландцы готовы были уложиться в 1,5 года.
   
    
     Выполняя важнейший заказ, люди с огромной благодарностью за оказанное им доверие работали по 16-18часов подряд, понимая какова их ответственность, спали прямо в цехе, не уходя домой. Всё руководство цеха принимало участие в этой, казалось бы, непосильной работе. Каждый работник понимал, что останется в истории России навечно. Весь колокольный набор был отлит за 10 месяцев.
 
    
     Всего было изготовлено четырнадцать колоколов.


     Изготовление большого колокола для храма Христа Спасителя:


     На шихтовом дворе Первого литейного цеха специально для колокола была построена печь. Автор конструкции Заслуженный металлург СССР Машин Михаил Алексеевич. Он же и главный разработчик полного технологического процесса.

      В день отливки колокола в литейном цехе на ЗИЛе, непосредственно на участке заливки, Патриарх Алексий II совершил молебен.


      Плавильщики на участке плавки открыли лётку. По специальному жёлобу пошёл металл. 25 минут шла струя медного сплава, заполняя форму. В течении нескольких дней форма, заполненная металлом остывала естественным способом, а затем была вскрыта.


      В течение месяца с готовой отливки оригинальным способом был удалён пригар, произведена расчеканка колокола, полировка его корпуса. Затем он был покрыт бромистым серебром, зачищен.


      В июне 1997 года торжественно поднят на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя.
    
      
      - Впервые в мире в лаборатории колокольной акустики на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва сделано несколько сенсационных открытий. Каких?

     - Звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Об этом никто никогда не предполагал: ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, оказалось, что во время звона колокол сжимается и растягивается. 

 
     - Итальянские врачи, проводя исследования в своих лабораториях, доказали: колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других заболеваний.


     В дореволюционной России, где колокола звонили повсюду, эпидемий гриппа, таких, как случаются сейчас, как известно, никогда не было.   


      Гамма всех колоколов отлитых в Первом литейном цехе автозавода имени Ивана Алексеевича Лихачёва Для Главного Храма России - Храма Христа Спасителя.
    

     1.Большой колокол - Торжественный: вес 27101 кг, вместил на своей наружной поверхности шесть рельефных изображений. Вверху: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, внизу в медальонах императоры - Александр I, Николай I, Александр II. В верхнем поясе колокола отлиты надписи: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», а в нижней части его: «В лето от сотворения мира 7335-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при нашествии на Россию галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году и на вечную память о в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I». Колокол звучит 4 раза в год по самым великим православным праздникам.

    
     2.Воскресный колокол - Праздничный вес 15889 кг, с рельефными изображениями святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величия Его». Его голос можно услышать в дни двенадцати праздников.

    
     3.Колокол Полиелейный вес 10401 кг, с рельефными изображениями: Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

    
     4.Колокол Будничный вес 5291 кг, с рельефными изображениями: Св. Праведной Елизаветы, Св. царицы Александры, Св. Марии Магдалины. С надписями «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

    
     5.Колокол, весом 3358 кг, с рельефными изображениями: Св. Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

    
     6.Колокол, весом 1884 кг, с изображениями: Св. Архангела Михаила, Св. царя Константина и Св. Николая Новгородского; с надписями: «Во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

    
     7.Колокол, весом 835 кг, с изображениями: Св. Анны Пророчицы, Св. Великомученицы Екатерины, Св. царицы Елены и Св. благоверной княгини Ольги; с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний».


     8.Колокол, весом 459 кг, с изображениями: Св. Апостола Петра, Св. Димитрия Ростовского и Св. князя Вячеслава, с надписью: «Разумейте языци и покоряйтеся яко с нами Бог».


     9.Колокол, весом 229 кг.


     10.Колокол, весом 98 кг.


     11.Колокол, весом 4 9 кг.

 
     12.Колокол, весом 33 кг.


     13.Колокол, весом 14 кг.


     14.Колокол, весом 10 кг.


     Колокола размещены на четырех колокольнях Храма. Их разместили таким образом: на юго-западной колокольне - Праздничный колокол, на северо-восточной - Воскресный, на северо-западной - мелкие колокола, на северо-восточной колокольне - Будничный и остальные десять колоколов.


     По благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II весь комплекс работ по обустройству колоколен и создание системы синхронного звона на четырех колокольнях Храма Христа Спасителя, надвратной Спасо-Преображенской колокольни и Храма Державной Иконы Божией Матери на Волхонке выполняют звонари Общества Церковных Звонарей Московской Патриархии под руководством художественного руководителя колокольных звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалова.


     Рабочие литейного цеха дали колоколу своё имя: "Благовест" - он Первый и пусть несёт свои звуки с Благой Вестью по всей России.


Родился Благовест в тот год весной.
России нужен колокол такой.
Принёс Руси он возрождение –
Народу жизни продолжение.

Встретила Москва дитя - солдата.
Голосом поющего набата, 
Звучал орнамент звона над Москвой,
Помчалась музыка над всей страной.

Ощутив души своей свободу,
Музыка рвалась на небо к Богу.      
Россия вся в величии своём,
Объединилась с Ним теперь вдвоём.

Русь, прислушайся  к чудесным звукам,
Стань созвучна Благовеста буквам,
Музыке, летящей водопадом,
Разлитой над Храмом Главным рядом.

Красивым ликующим трезвоном,
Согласно церковным всем канонам,
Праздновал герой свою свободу,
Свой священный глас он нёс народу.
 
 
    Моему лучшему другу Михаилу Алексеевичу Машину автору Большого Колокола Для Храма Христа Спасителя в Москве.
 
 
    31 Мая 1997 года впервые в современной России, в присутствии Патриарха Алексия, на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва  в Главном Литейном Цехе Цветного и Стального Литья (Первом литейном цехе) был отлит самый большой на то время Колокол - Торжественный.

 
    Спустя более 80 лет после Октябрьской Революции в России впервые отлит такой Колокол. За годы Советской власти технология литья колоколов была полностью утеряна.

 
    Уникальность мастерства русских металлургов всегда ставила наших мастеров художественного литья на ведущие места в мире металлургии.

 
    Один из лучших выпускников Московского института стали и сплавов Михаил Алексеевич Машин, прошедший путь от сталевара до начальника корпуса - лучшего на ЗиЛе, по крупицам, на протяжении многих лет разрабатывал технологический процесс колокольного литья, одновременно изучал акустику и музыкальную грамоту. Колокола Машина должны были иметь силу и красоту малинового звучания. Мастер сумел увидеть звук в своих колоколах.
 
 
    Вместе со своими друзьями единомышленниками: Евгением Михайловичем Чебурковым и Юрием Ивановичем Виштаком, Михаил Алексеевич стремился осуществить мечту своей жизни.      
 
    Многолетний труд превратился в огромный день - Праздник для автора колокола.

 
    Мечта Мастера осуществилась.
 
 
    Первый Большой Колокол отлит и, конечно, с автографом автора. 
 
 
    Установлен Торжественный на Главном Храме России в месте со всеми своими собратьями.

   
    Сам Господь выбрал для для такого исторического символического события трёх людей: Патриарха Всея Руси  Алексия и двоих Алексеевичей - основателя завода Ивана Алексеевича Лихачёва и автора уникального колокола Михаила Алексеевича Машина.
       
    
    История, которую нельзя придумать.


    Многие её свидетели сегодня живы, а некоторые ещё работают на ЗиЛе. Всё было подготовлено к заливке колокола.


    Патриарх Алексий подозвал Михаила Алексеевича и дал ему баул с золотыми изделиями. - "Михаил Алексеевич золото собирала вся Россия для этого колокола, чтобы у него был красивый голос." Машин ответил: - " Торжественный " и так будет прекрасно петь, золото не сыграет никакой роли." -"Народ собрал"- повторил Патриарх.


    М.А. Машин дал команду всем рабочим бросить по горсти золота в расплав.


    Рабочие спокойно, аккуратно опускали золото на зеркало металла, как обычную добавку.


    Алексий очень удивился отношению людей к золоту. Наверно поэтому у него полились слёзы гордости за простых русских парней. Никто не хотел видеть слёз патриарха. - " Ну это обычная добавка" - сказал один из рабочих.
      
      
         Благовест.

Нам, каждому литейщику нести свой крест
За, изготовленный в литейке, Благовест.
Хвалу споёт когда-нибудь быть может он,
Всем зиловцам, к нему пришедших поклон.

Золота рабочим дал Патриарх баул,
Он думал так улучшить Благовеста гул.
В форму горячею струёй лилась река.
Рабочие не видя слёз у старика:

Обычный золото для работяг металл,
Спокойно каждый золото в струю бросал.
Висит теперь в Москве на Главном Храме он.
По всей России Благовеста слышен звон.
 
Рейтинг: +2 439 просмотров
Комментарии (8)
Ивушка # 23 апреля 2014 в 19:44 0
Познавательная увлекательная и интересная работа,Олег.
Олег Черный # 23 апреля 2014 в 19:54 +1
Маша, всегда рад видеть тебя на своей странице, с благодарностью Олег.
Ивушка # 23 апреля 2014 в 20:43 0
Спасибо Олег,я обожаю знакомиться и читать хорошие работы,а то порой ведь попадаю на такую откровенную дребедень и удивляюсь обилию комментариев на совсем никчёмном стишке(случается частенько такое).Но хороших работ тоже много,только они как-то теряются в потоке.я так считаю,а может быть я и не права.Каждый Автор считает своё лучшим.
Олег Черный # 23 апреля 2014 в 22:13 +1
Маша я начинал начал работу в этом цеху рабочим, как и авторы колокола. Где бы, в каком цеху или филиале завода потом работали те, кто начал здесь работу оставался на всю жизнь родным в этом цехе. Первый литейный цех до самого последнего был всегда Первым с времён АМО. Этот цех любили и уважали многие директора завода. Здесь были изобретены многие сплавы. Благодаря людям, работающим в этом цехе вновь найдена современная технология отливки колоколов. Со многими я общаюсь до сих пор, хотя завод ЗиЛ полностью уничтожен, как предприятие вообще. Так, что холодильник, автомобили, микроволновки раритеты, а велосипеды с начала 60 годов 20 века. Они, как и мы - история нашей страны. я решил написать хотя бы немного об этих людях. Маша, поверь мне, люди умеющие плавить металл, давать металлу вторую жизнь умеют дать жизнь всему к чему прикасаются их руки. Металлурги знают что такое жизнь и умеют её ценить, как никто другой. И также безгранично умеют любить и дорожить своей семьёй.
Тамара Поминова # 23 апреля 2014 в 21:37 +1
Глубокая работа,Олег! Сведения познавательны и поучительны. t7304 Возьму на заметку для внуков! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Олег Черный # 23 апреля 2014 в 22:25 +1
Тамара! Это мой родной цех и все мои родные люди. Я горжусь тем, что я, как они начинал работать рабочим именно в Первом литейном цехе ЗиЛа. Так уж получилось, что последние 35 лет мне пришлось работать ведущим инженером плавки в Третьем цехе Но Первый оставался и остаётся моим родным, как и его люди. Это лишь немного строчек из истории моего Зила и нашей России. Спасибо от меня и всех моих друзей за добрые слова в их адрес. С уважением Олег.
Тамара Поминова # 28 апреля 2014 в 06:51 0
Глубокое уважение людям труда и талантам!Счастливы те ,кто умеет творить,создавать и ценить результаты труда людей! И восхищаться!
Олег Черный # 28 апреля 2014 в 08:54 0
Все участвующие в этой работе получили ордена и медали. Награждал каждого сам Алексий 11.