Всё началось с общей и безграничной любви к музыке всех членов нашей семьи. Пела мать, пели сестры и брат, отличным голосом обладал отец.
Помню, как в воздухе, затянутом голубым дымком из кухни от готовящихся пирожков с картошкой, разливался покой, умиротворение и ощущение счастья, когда мама, стоя у плиты напевала свои любимые мелодии («Бесаме мучо», «Индонезия», «Очаровательные глазки», «При знакомом табуне конь гулял на воле», «Девушки-красавицы, душеньки- подруженьки», «Когда я на почте служил ямщиком»).
Наша домашняя фонотека того времени состояла из винила: «Сорока-воровка», «Тико-тико», Эдиты Пьехи с ее "Красной Розочкой".
Эфир был весьма беден зарубежной музыкой, и мы при первой возможности слушали финские радиостанции, передававшие музыку иного свойства.
Каждую неделю по средам в шесть вечера Таллинн замирал, это был час музыкального калейдоскопа, молодежь гуляла по городу с транзисторными приемниками, гордо держа их перед собой на полусогнутой руке.
Я уже пробовал играть на домре, принёс её домой и был счастлив от того, что смог сразу подобрать и сыграть элементарную мелодию…
В классе на уроках пения я выделялся среди других сильным голосом, в хоре, однако, меня не оценили. Я не выучил наизусть слова вальса (Школьные годы), и руководитель хора просто выгнала меня из хора.
***
В один прекрасный день, когда я играл во дворе в казаки-разбойники, мать ни с того ни с сего предложила мне пойти на экзамен в музыкальную школу, о каковой я имел крайне туманное представление. Я успешно провалился после исполнения песни "Если бы парни всей земли…", а также провалил и тесты, стоя у рояля.
Конечно к экзамену следовало бы готовиться. Я понимаю, что показал себя не лучшим образом, однако слух у меня был превосходный и музыку любил с самого раннего детства. Если бы эти добрые люди повнимательней отнеслись бы ко мне, то скорее всего я был бы принят. Но видно не судьба...
Ведь многие из тех, кого тогда приняли, учились со мной в одном классе и давно забыли о музыкальных занятиях, а я по прежнему продолжаю музицировать.
Отсутствие элементарного музыкального образования я ощущал всю жизнь. При этом слух и голос при раздаче с небес, в отличии от материальных благ, я всё-таки получил с лихвой. Иногда, сам себе я кажусь героем сказки, где младший сын получил в наследство - кота в сапогах…
***
Однажды во время очередного поединка в пинг-понг во дворе нашего дома, один парень спросил меня: «Слышал ли ты песни "Beatles»? Я честно ответил, что не слышал, но вопрос запомнил».
Через некоторое время я услышал-таки по радио песни Beatles, и этот день стал точкой отсчета нового этапа моей жизни. Без всякой раскачки я стал почитателем современной музыки, и особенно гитарной. Гитара стала безусловно предметом вожделения, я смотрел на неё как на какое-то чудо.
***
Первооткрывателем живого пения и аккомпанирования на гитаре для меня стал мой ровесник Анатолий Матрашилин.
В один из летних дней во дворе прошел слух, что сегодня в парк придёт музицировать некий "Толик". Бросив дворовые игры, мы собрались в уютном уголке "Пионерского парка", Толик действительно пришёл и стал петь и играть на гитаре, украшенной пластмассовым белым "пером". Я стоял как заворожённый, мне стало ясно, что хочу научиться так же играть и петь, чего-бы это мне не стоило!
Мы познакомились с Толиком, и однажды я пришёл к нему домой, где они с братом первый раз поставили мою руку на гриф гитары. В тот памятный день я сумел взять первый в моей жизни аккорд Ля минор.
В это время его брат вставлял пьезоэлемент в гитару для игры через усилитель, это было не лучшее решение по сравнению с установкой адаптера, бывшего в то время большим дефицитом.
Интересно, что спустя 35 лет я приобрел великолепную гитару "Оvation", которая работает на таком же пьезоэлементе и звучит потрясающе (это лишний раз подтвердило, что мир развивается по спирали).
В те годы музыкальные инструменты практически не продавались, и каждый музыкант решал эту проблему, как мог. Мы выпиливали электрогитары из досок, прилаживали телефонные катушки на обычные гитары. Это закладывало отставание в качестве, исполняемой музыки. Все увещевания чиновников о том, что хороший музыкант сыграет и на плохом инструменте лишь свидетельствовали о нежелании и неумении решать вопросы развития молодежной музыкальной культуры, как на местах, так и в масштабах всего государства.
Если к этому добавить репертуарные запреты, отсутствие музыкальной информации, и тем более возможности обучения современной музыке-то становится ясно, почему нам было так далеко до лучших заграничных ансамблей.
***
Я хорошо помню какой конфуз произошел с популярной шведской певицей, побывавшей на гастролях в Эстонии.
После концерта ее пригласили на запись в дом радио. Она сразу согласилась и точно в договоренное время пришла на запись. Но дальше произошло нечто особенное: певица попросила принести ей для записи электромузыкальный инструмент «Fender Rhodes». Она исходила из того, что у них там на западе это считалось обычной практикой.
Однако ей ответили, что в доме радио такого инструмента к сожалению нет. Тогда она предложила взять нужный инструмент в аренду. Каково же было ее изумление, когда ей ответили, что и в аренду его взять тоже негде.
Певица постепенно сообразила, что этого привычного для нее инструмента в нашей стране нет и нет вообще. Эта информация оказалась для нее, известной в скандинавских странах музыкантши настоящим шоком …
***
Прошло время и на свет появилась группа Sattelites, участниками, которой были: П.Козловский, М.Шагал, А.Матрашилин, В.Бирюков, Г.Грапс.
Я присутствовал на большинстве репетиций, но участия в группе не принимал.
В обычной квартире расставлялись усилители, барабаны, играли при этом не очень тихо.Все это вызывало крайнее недовольство отца Толика, который обещал вызвать милицию.
Следует отметить, что музицировали на электрогитарах обществом воспринималось либо с иронией, либо с враждебностью.
Музыканты считались почти хулиганами и поэтому такая реакция "Коня", как его называл Толик, не была неожиданностью. (О Боже! Им бы современные проблемы с молодежью!)
***
Гуннар Грапс играл на соло гитаре и губной гармонике, у него хорошо получался блюз. Толик хорошо пел и отлично подбирал гармонии новых песен.
Группа подавала большие надежды, многим из которых, к сожалению, не суждено было осуществиться...
***
В день рождения Толика я был просто сражен наповал, когда он сообщил мне, что его родители подарили ему Чешскую гитару, брюки-клеш и рубашку-всего почти на 100 рублей, для меня эта сумма, затраченная на подарки казалась просто фантастикой.
Когда моя мама увидела Толика, она сказала, что этот мальчик голубых кровей, очень хорошо воспитан и советовала с ним дружить. Однако у Толика было много своих друзей, и музицировал он с другими музыкантами.
К этому времени у меня появилась мечта: купить себе такую же чешскую гитару.
Я написал первое и последнее в жизни письмо отцу, в тот год переехавшему жить в Ленинград. В письме я попросил его помочь мне с покупкой гитары стоимостью 45 рублей. Он прислал 30 рублей, и мама пообещала добавить недостающие 15 рублей. Мне было очень неловко, я понимал какой урон, эти деньги нанесут бюджету семьи, но был не в силах отказаться от своей главной мечты.
Гитара поступила в продажу в маленький музыкальный магазинчик на улице Виру. Вечером я увидел ее на витрине, когда магазин был уже закрыт. Мне не оставалось ничего другого, как дождаться утра. Утром я прибежал задолго до открытия магазина, и мое терпение было вознаграждено. Чудо свершилось и теперь день начинался и заканчивался гитарой, я стал быстро прогрессировать в технике аккомпанирования.
***
Мои первые выступления на публике произошли в пионерском лагере, где моим главным слушателем была моя первая любовь, которая вдохновляла меня и будущее рисовалось мне в розовом цвете…
***
Далее мы создали школьный оркестр, лидером которого стал Олег Мельник, обладавший уникальным голосом и умевшим играть буквально на всех инструментах. Аппаратура была низкокачественной, работала не стабильно, но это обстоятельство не охлаждало нашего пыла.
Интересно то, что нам ни разу не пришла в голову мысль о деньгах. Мы играли не имея представления о том, что музыканты действительно могли зарабатывать вполне серьезные деньги, поскольку для нас музыка была самоцелью.
***
Одним из хорошо запомнившихся событий музыкальной жизни того времени, оставившим неизгладимое впечатление на меня, была репетиция-концерт группы "Louna band" во дворе так называемого "Генеральского дома". Я услышал странные звуки, которые манили меня, и вот во двор элитного дома.
Большая площадка двора была уставлена аппаратурой, барабанами, там же расположились музыканты с электрогитарами. Я смотрел и слушал жадно впитывая лавину новой информации, свалившейся на меня.
Это было шаг в неизведанное, я стоял, как завороженный. Вся эта нереалистичная картина и фантастические звуки, уносящиеся вверх по стенам высокого здания, вызывали ощущение встречи с чем-то нереальным. Это был один из немногих дней, когда мне удалось вырваться из плена будничности нашей серой и однообразной жизни.
Мне хотелось что-нибудь спросить у музыкантов, и дождавшись паузы я подошел к гитаристу и спросил: «Эта гитара сделана из дерева?». В ответ другой музыкант съязвил: «Нет, из металла». Я был немного обижен, поскольку мой вопрос не был уж так глуп, корпус гитары был двухцветным, и никогда ранее мне не приходилось видеть деревянную поверхность с такой качественной полировкой, которая больше походила на пластмассу. И вообще мир, окружавший меня и большинства моих сверстников, не содержал вещей такой красоты.
Далее я молча дослушал их выступление. В завершение концерта музыканты исполнили лучшие песни из своего репертуара: «Stop the musik», «Bella», «Rock and roll music». Далее один из жильцов неожиданно пообещал вызвать милицию и концерт был прекращен.
Слушатели расходились без энтузиазма, но делать было нечего. Это и другие события музыкальной жизни Эстонии того времени описаны в книге В. Салуметса "Rock-rapsoodia", любопытно, что я оказался их непосредственным участником и свидетелем.
***
Из иностранных музыкантов, Таллинн посетил квартет Marino Marini, Imma Summak, Pache Alonso, оркестр из Японии "Sharps and flates».
Наибольшее влияние на большинство молодых, как профессиональных так и музыкантов-любителей произвело выступление квартета из Италии. Используя самые современные инструменты: электрогитару, усилитель с ревербератором они убедительно показали, что оркестр малого состава способен играть полноценную современную музыку, плюс к тому же все музыканты оркестра пели и хорошо пели. В завершении концерта контрабасист показал публике новый танец "Твист".
Публика была в восторге, многие записывали концерт на магнитофоны, и сейчас еще есть люди, сохранившие эти записи. Многие из песен, исполненных квартетом, звучат и сегодня, среди них такие, как: Quando quando, Marina, Kriminal tango.
Интересен тот факт, что в 1998 году, будучи в Италии с моими друзьями М.Владиславлевым и А. Цукерманом, (журналистами и ведущими популярных телепередач), я безуспешно пытался найти и купить компакт-диск Marino Marini.
Я был поражен тем, что в Италии не помнят своего великого соплеменника, и попытался напомнить продавцам другие имена популярных певцов того времени, а они объяснили мне, что часть, названных мной имен им знакомы, но купить диски можно только тех из них, кто поет и сейчас.
Мое упорство в желании найти диск, стали вызывать у моих спутников иронию и я прекратил поиски.
Самое смешное заключается в том, что вернувшись в Таллинн диск я, все-таки нашел у своего знакомого А.Кяйса. А он, в свою очередь, привез его из Москвы. Позже я получил и свой диск.
***
В начале 2000 года ко мне в фирму зашел итальянец, когда он подал мне свою визитку с фамилией Marini, я подумал, что это совпадение, однако в разговоре выяснилось, что он является племянником знаменитого артиста. Он рассказал об их семье, о встречах с дядей. В конце нашей беседы я поинтересовался правда ли, что квартет погиб в авиакатастрофе и он подтвердил, что несчастье произошло в горах Испании в 1967 году.
Придя домой, я взглянул на обложку диска с фотографией певца и поразился тому, как они похожи, просто одно лицо!
.
[Скрыть]Регистрационный номер 0471627 выдан для произведения:
Всё началось с общей и безграничной любви к музыке всех членов нашей семьи. Пела мать, пели сестры и брат, отличным голосом обладал отец.
Помню, как в воздухе, затянутом голубым дымком из кухни от готовящихся пирожков с картошкой, разливался покой, умиротворение и ощущение счастья, когда мама, стоя у плиты напевала свои любимые мелодии («Бесаме мучо», «Индонезия», «Очаровательные глазки», «При знакомом табуне конь гулял на воле», «Девушки-красавицы, душеньки- подруженьки», «Когда я на почте служил ямщиком»).
Наша домашняя фонотека того времени состояла из винила: «Сорока-воровка», «Тико-тико», Эдиты Пьехи с ее "Красной Розочкой".
Эфир был весьма беден зарубежной музыкой, и мы при первой возможности слушали финские радиостанции, передававшие музыку иного свойства.
Каждую неделю по средам в шесть вечера Таллинн замирал, это был час музыкального калейдоскопа, молодежь гуляла по городу с транзисторными приемниками, гордо держа их перед собой на полусогнутой руке.
Я уже пробовал играть на домре, принёс её домой и был счастлив от того, что смог сразу подобрать и сыграть элементарную мелодию…
В классе на уроках пения я выделялся среди других сильным голосом, в хоре, однако, меня не оценили. Я не выучил наизусть слова вальса (Школьные годы), и руководитель хора просто выгнала меня из хора.
***
В один прекрасный день, когда я играл во дворе в казаки-разбойники, мать ни с того ни с сего предложила мне пойти на экзамен в музыкальную школу, о каковой я имел крайне туманное представление. Я успешно провалился после исполнения песни "Если бы парни всей земли…", а также провалил и тесты, стоя у рояля.
Конечно к экзамену следовало бы готовиться. Я понимаю, что показал себя не лучшим образом, однако слух у меня был превосходный и музыку любил с самого раннего детства. Если бы эти добрые люди повнимательней отнеслись бы ко мне, то скорее всего я был бы принят. Но видно не судьба...
Ведь многие из тех, кого тогда приняли, учились со мной в одном классе и давно забыли о музыкальных занятиях, а я по прежнему продолжаю музицировать.
Отсутствие элементарного музыкального образования я ощущал всю жизнь. При этом слух и голос при раздаче с небес, в отличии от материальных благ, я всё-таки получил с лихвой. Иногда, сам себе я кажусь героем сказки, где младший сын получил в наследство - кота в сапогах…
***
Однажды во время очередного поединка в пинг-понг во дворе нашего дома, один парень спросил меня: «Слышал ли ты песни "Beatles»? Я честно ответил, что не слышал, но вопрос запомнил».
Через некоторое время я услышал-таки по радио песни Beatles, и этот день стал точкой отсчета нового этапа моей жизни. Без всякой раскачки я стал почитателем современной музыки, и особенно гитарной. Гитара стала безусловно предметом вожделения, я смотрел на неё как на какое-то чудо.
***
Первооткрывателем живого пения и аккомпанирования на гитаре для меня стал мой ровесник Анатолий Матрашилин.
В один из летних дней во дворе прошел слух, что сегодня в парк придёт музицировать некий "Толик". Бросив дворовые игры, мы собрались в уютном уголке "Пионерского парка", Толик действительно пришёл и стал петь и играть на гитаре, украшенной пластмассовым белым "пером". Я стоял как заворожённый, мне стало ясно, что хочу научиться так же играть и петь, чего-бы это мне не стоило!
Мы познакомились с Толиком, и однажды я пришёл к нему домой, где они с братом первый раз поставили мою руку на гриф гитары. В тот памятный день я сумел взять первый в моей жизни аккорд Ля минор.
В это время его брат вставлял пьезоэлемент в гитару для игры через усилитель, это было не лучшее решение по сравнению с установкой адаптера, бывшего в то время большим дефицитом.
Интересно, что спустя 35 лет я приобрел великолепную гитару "Оvation", которая работает на таком же пьезоэлементе и звучит потрясающе (это лишний раз подтвердило, что мир развивается по спирали).
В те годы музыкальные инструменты практически не продавались, и каждый музыкант решал эту проблему, как мог. Мы выпиливали электрогитары из досок, прилаживали телефонные катушки на обычные гитары. Это закладывало отставание в качестве, исполняемой музыки. Все увещевания чиновников о том, что хороший музыкант сыграет и на плохом инструменте лишь свидетельствовали о нежелании и неумении решать вопросы развития молодежной музыкальной культуры, как на местах, так и в масштабах всего государства.
Если к этому добавить репертуарные запреты, отсутствие музыкальной информации, и тем более возможности обучения современной музыке-то становится ясно, почему нам было так далеко до лучших заграничных ансамблей.
***
Я хорошо помню какой конфуз произошел с популярной шведской певицей, побывавшей на гастролях в Эстонии.
После концерта ее пригласили на запись в дом радио. Она сразу согласилась и точно в договоренное время пришла на запись. Но дальше произошло нечто особенное: певица попросила принести ей для записи электромузыкальный инструмент «Fender Rhodes». Она исходила из того, что у них там на западе это считалось обычной практикой.
Однако ей ответили, что в доме радио такого инструмента к сожалению нет. Тогда она предложила взять нужный инструмент в аренду. Каково же было ее изумление, когда ей ответили, что и в аренду его взять тоже негде.
Певица постепенно сообразила, что этого привычного для нее инструмента в нашей стране нет и нет вообще. Эта информация оказалась для нее, известной в скандинавских странах музыкантши настоящим шоком …
***
Прошло время и на свет появилась группа Sattelites, участниками, которой были: П.Козловский, М.Шагал, А.Матрашилин, В.Бирюков, Г.Грапс.
Я присутствовал на большинстве репетиций, но участия в группе не принимал.
В обычной квартире расставлялись усилители, барабаны, играли при этом не очень тихо.Все это вызывало крайнее недовольство отца Толика, который обещал вызвать милицию.
Следует отметить, что музицировали на электрогитарах обществом воспринималось либо с иронией, либо с враждебностью.
Музыканты считались почти хулиганами и поэтому такая реакция "Коня", как его называл Толик, не была неожиданностью. (О Боже! Им бы современные проблемы с молодежью!)
***
Гуннар Грапс играл на соло гитаре и губной гармонике, у него хорошо получался блюз. Толик хорошо пел и отлично подбирал гармонии новых песен.
Группа подавала большие надежды, многим из которых, к сожалению, не суждено было осуществиться...
***
В день рождения Толика я был просто сражен наповал, когда он сообщил мне, что его родители подарили ему Чешскую гитару, брюки-клеш и рубашку-всего почти на 100 рублей, для меня эта сумма, затраченная на подарки казалась просто фантастикой.
Когда моя мама увидела Толика, она сказала, что этот мальчик голубых кровей, очень хорошо воспитан и советовала с ним дружить. Однако у Толика было много своих друзей, и музицировал он с другими музыкантами.
К этому времени у меня появилась мечта: купить себе такую же чешскую гитару.
Я написал первое и последнее в жизни письмо отцу, в тот год переехавшему жить в Ленинград. В письме я попросил его помочь мне с покупкой гитары стоимостью 45 рублей. Он прислал 30 рублей, и мама пообещала добавить недостающие 15 рублей. Мне было очень неловко, я понимал какой урон, эти деньги нанесут бюджету семьи, но был не в силах отказаться от своей главной мечты.
Гитара поступила в продажу в маленький музыкальный магазинчик на улице Виру. Вечером я увидел ее на витрине, когда магазин был уже закрыт. Мне не оставалось ничего другого, как дождаться утра. Утром я прибежал задолго до открытия магазина, и мое терпение было вознаграждено. Чудо свершилось и теперь день начинался и заканчивался гитарой, я стал быстро прогрессировать в технике аккомпанирования.
***
Мои первые выступления на публике произошли в пионерском лагере, где моим главным слушателем была моя первая любовь, которая вдохновляла меня и будущее рисовалось мне в розовом цвете…
***
Далее мы создали школьный оркестр, лидером которого стал Олег Мельник, обладавший уникальным голосом и умевшим играть буквально на всех инструментах. Аппаратура была низкокачественной, работала не стабильно, но это обстоятельство не охлаждало нашего пыла.
Интересно то, что нам ни разу не пришла в голову мысль о деньгах. Мы играли не имея представления о том, что музыканты действительно могли зарабатывать вполне серьезные деньги, поскольку для нас музыка была самоцелью.
***
Одним из хорошо запомнившихся событий музыкальной жизни того времени, оставившим неизгладимое впечатление на меня, была репетиция-концерт группы "Louna band" во дворе так называемого "Генеральского дома". Я услышал странные звуки, которые манили меня, и вот во двор элитного дома.
Большая площадка двора была уставлена аппаратурой, барабанами, там же расположились музыканты с электрогитарами. Я смотрел и слушал жадно впитывая лавину новой информации, свалившейся на меня.
Это было шаг в неизведанное, я стоял, как завороженный. Вся эта нереалистичная картина и фантастические звуки, уносящиеся вверх по стенам высокого здания, вызывали ощущение встречи с чем-то нереальным. Это был один из немногих дней, когда мне удалось вырваться из плена будничности нашей серой и однообразной жизни.
Мне хотелось что-нибудь спросить у музыкантов, и дождавшись паузы я подошел к гитаристу и спросил: «Эта гитара сделана из дерева?». В ответ другой музыкант съязвил: «Нет, из металла». Я был немного обижен, поскольку мой вопрос не был уж так глуп, корпус гитары был двухцветным, и никогда ранее мне не приходилось видеть деревянную поверхность с такой качественной полировкой, которая больше походила на пластмассу. И вообще мир, окружавший меня и большинства моих сверстников, не содержал вещей такой красоты.
Далее я молча дослушал их выступление. В завершение концерта музыканты исполнили лучшие песни из своего репертуара: «Stop the musik», «Bella», «Rock and roll music». Далее один из жильцов неожиданно пообещал вызвать милицию и концерт был прекращен.
Слушатели расходились без энтузиазма, но делать было нечего. Это и другие события музыкальной жизни Эстонии того времени описаны в книге В. Салуметса "Rock-rapsoodia", любопытно, что я оказался их непосредственным участником и свидетелем.
***
Из иностранных музыкантов, Таллинн посетил квартет Marino Marini, Imma Summak, Pache Alonso, оркестр из Японии "Sharps and flates».
Наибольшее влияние на большинство молодых, как профессиональных так и музыкантов-любителей произвело выступление квартета из Италии. Используя самые современные инструменты: электрогитару, усилитель с ревербератором они убедительно показали, что оркестр малого состава способен играть полноценную современную музыку, плюс к тому же все музыканты оркестра пели и хорошо пели. В завершении концерта контрабасист показал публике новый танец "Твист".
Публика была в восторге, многие записывали концерт на магнитофоны, и сейчас еще есть люди, сохранившие эти записи. Многие из песен, исполненных квартетом, звучат и сегодня, среди них такие, как: Quando quando, Marina, Kriminal tango.
Интересен тот факт, что в 1998 году, будучи в Италии с моими друзьями М.Владиславлевым и А. Цукерманом, (журналистами и ведущими популярных телепередач), я безуспешно пытался найти и купить компакт-диск Marino Marini.
Я был поражен тем, что в Италии не помнят своего великого соплеменника, и попытался напомнить продавцам другие имена популярных певцов того времени, а они объяснили мне, что часть, названных мной имен им знакомы, но купить диски можно только тех из них, кто поет и сейчас.
Мое упорство в желании найти диск, стали вызывать у моих спутников иронию и я прекратил поиски.
Самое смешное заключается в том, что вернувшись в Таллинн диск я, все-таки нашел у своего знакомого А.Кяйса. А он, в свою очередь, привез его из Москвы. Позже я получил и свой диск.
***
В начале 2000 года ко мне в фирму зашел итальянец, когда он подал мне свою визитку с фамилией Marini, я подумал, что это совпадение, однако в разговоре выяснилось, что он является племянником знаменитого артиста. Он рассказал об их семье, о встречах с дядей. В конце нашей беседы я поинтересовался правда ли, что квартет погиб в авиакатастрофе и он подтвердил, что несчастье произошло в горах Испании в 1967 году.
Придя домой, я взглянул на обложку диска с фотографией певца и поразился тому, как они похожи, просто одно лицо!
.