БудущееСергий Чернец
Будущее и настоящее.
Сточки зрения молодости – Жизнь это бесконечное будущее (в крайнем случае, длинное: надо 10 лет учиться в школе, потом еще 5 лет в институте надо учиться и так далее – жениться, например, детей воспитывать и прочее и прочее). А с точки зрения старости – Жизнь это такое короткое прошлое (быстро промелькнула юность, учеба, потом не успели дети родиться, а уже и свадьба и внуки, где только не был за жизнь, а запомнилась, малая толика и ничего не осталось, всё прошло).
Но время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на нас, на наши чувства: время творит удивительные дела в душе человека. За годы учебы мы узнаем мир, и узнаем людей (что бывают люди хорошие и плохие, что самому надо стараться быть хорошим). А в рабочей своей жизнедеятельности – сколько переживаний и новых маленьких тайн открывает нам мир окружающий нас. Человек меняется, человек мудреет со временем. Старость не может изменить своего прошлого, но может поделиться опытом с молодостью и «здесь мудрость», как неоднократно говорят о том все великие люди: Соломон и пророки библейские, ученые и писатели и философы.
Будущее – в настоящем, но будущее – и в прошлом. Потому что это мы создаем его. И если оно (будущее после нас) окажется плохо, в этом будет и наша вина.
Сегодня уже есть планы, сегодня уже начаты большие стройки, сегодня работают ученые и разрабатывают новые материалы, новые приборы и приспособления для улучшения жизни человека вообще. И если прогресс будет плох: дома и заводы начнут разваливаться, а приборы окажутся испорченными (искусственные сердечные клапана, например) – вот тут наша вина проявится в полной красе. Это мы сегодняшние старики виноваты в том, что дома и заводы наши разваливаются, а спутники космические падают один за одним, факт.
Мы создавали новое общество, мы действовали по уже опробованному методу: «мы весь, мы старый мир разрушим, до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим…» и так далее. Метод себя не оправдал: огромной ценой восстанавливали разрушенный мир после 1917 года. И опять на те же грабли?
Во всем надо соблюдать меру, даже в скромности. Народ скромно молчал, бездействовал. Не как после 1917 – народ разрушал имения, фабрики и заводы «буржуйские». В этот раз, наоборот, слишком скромен был народ – видел разрушения «новыми русскими», богатенькими людьми и молчал. И в этом наша вина – всего народа. Зачем ломать заводские корпуса, построенные на века, крепкие, чтобы потом на этом месте из сайдинга построить торговые центры? Ужас.
Не нужно забывать прошлое свое: все это уже было. И тот Соломон ясно сказал аж за две с лишним тысячи лет: «Нет ничего нового под Солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Из книги Екклесиаста гл 1 ст 9 и 10.
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Но жизнь идет: и кто не попевает за ней, тот остается одиноким. Так было с изобретением писем. Человек писал письма далеким друзьям и меньше общался с окружающими, читая книги. И тогда это осуждали и обсуждали. А наше сегодняшнее время показало еще наглядней – как остается человек одиноким, несмотря на появившиеся новые средства прогресса: компьютеры и мобильные телефоны. Уже незачем ехать в деревню к родителям престарелым: можно СМС написать, по скайпу поговорить….
Время меняет не только средства к жизнедеятельности человека, но время меняет и самого человека. Идет и не перестает идти процесс эволюции. Если был человек один наедине с природой и общался как одна личность с близкими родственниками. То уже круг общения человека стал расширять и личность его, как таково. У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и эти многие образуют одного человека. Всякий раз человек надевает маску. Он общается с разными людьми по-разному. Попадая в круг равных, ведет себя просто, а попадая в круг выше его стоящих людей, поведение свое контролирует во много раз больше и не проявляет вольностей, которые позволяет с друзьями и близкими. На работе, если человек командует над другими людьми, - он проявляет и злость и строгость, которую не проявить к детям своим и к любимой. Этих примеров можно привести много. Многие из тех людей или натур, образующих одного человека, должны быть безжалостно сожжены, ввергнуты в огонь. И человек умный знает об этом, и воспитывает себя на протяжении всей жизни: это и есть воспитание своей души. Нужно быть беспощадным к себе с молодости. Тогда можно достичь чего-нибудь в жизни, в будущем своем. К сожалению не все люди «берутся за ум», многие давно махнули на себя рукой, а им подражает молодежь и деградирует. Прогресс в воспитании еще не продвинулся так же быстро как «гаджеты».
Кто бы объяснил молодому человеку, что если он изменит себя – то ему легче будет жить в будущем. Предвидеть будущее тоже необходимо. Даже такой элемент жизни, как всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее, угадать спрос вперед.
Наше предназначение не в том (однако), чтобы пытаться разглядеть в будущем то, что удалено от нас и скрыто в тумане. Но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас есть под рукой, чтобы и этого не потерять.
Будущее, будучи всем (и мечты и надежды) воспринимается ничем, его нет, и неизвестно, будет ли. А прошлое, будучи уже ничем (разочарование утрат) – воспринимается всем! Прошлое нам дало прогресс – и стиральные машины, и холодильники, и водопровод (мы уже не ходим с коромыслами к колодцам…).
Сегодня лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовятся жить позднее: собирают деньги на улучшенное жилье, строят, говоря про себя: «вот накоплю и куплю и тогда заживу». Сегодня надо жить, а не готовиться всю жизнь к «завтрашнему благу», «завтра» не наступит никогда.
Еще и религия мешает человеку жить здесь и сейчас. Ожидание будущего блаженства (в Раю) и страх будущих мучений (в Аду), лишь мешают людям думать о том, чтобы счастливыми стать уже здесь на Земле.
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. И плановая экономика подняла разрушенную страну после 1917 года. Планы пятилеток старались выполнять. И построили заводы и гидростанции, перекрыли великие реки. Подняли деревню, где были комплексы крупного рогатого скота, и не было безработицы. Без планов ничто в мире не может быть хорошим. Прежде чем дом построить или крышу перекрыть – нужен план, факт.
Часть 2
Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
Мы должны вопрошать и допрашивать прошлое, прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Вот тут старость нельзя скидывать со счетов. Старики должны работать с молодежью, чего, к сожалению, не происходит. Почему-то стариков списываю, увольняют. И сами старики расслабляются и не идут работать с молодыми. Раньше был какой-то «долг» перед родиной, перед «светлым будущим коммунизма». Цель человечества, какая-никакая, была. А сейчас, кажется, и цели у человечества нет. Так и будем жить в коммерциализации: кто кому подороже продаст, кто кого обманет. К чему такая жизнь, такое общество потребителей? Размножайся и умирай – как животное, как растение, - где смысл существования? Уж слишком стал человек практичным.
Молодость, юность, если она еще не иссякла в энтузиазме от нравственного растления мещанством – всегда непрактична. Быть непрактичным – далеко не значит всегда быть обманутым, растратчиком. Всё обращенное в будущее, имеет непременно долю идеализма, готового, чем либо, пожертвовать. Иная восторженность и энтузиазм лучше всяких нравоучений сохранит от падения в эту же безнравственность мещанства-накопительства, когда из-за денег забывается все: отношение к родителям и к друзьям и близким.
(Лермонтов М. Ю.) Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, но в дальнейшем течении, полноводные, они не скачут и не пенятся до самого слияния с морем. Но это спокойствие, часто лишь признак великой, хотя и скрытой силы.
Точно также – полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешенных порывов юности. И в юности – душа, страдая и или наслаждаясь, должна давать себе во всем строгий отчет, и убеждается в том, что так должно быть. Она должна познать, что, без гроз и ураганов, постоянный зной (счастливого солнца, радости и наслаждений) иссушит её.
И мы видим последствия излишней опеки над детьми богатеньких родителей: их дети, в большинстве, сухие люди, злобные, неспособные к жизни среди общества.
Всё настоящее и хорошее приобретено борьбой и лишениями людей готовивших его. И лучшее будущее должно готовится точно так же. Наше будущее не должно быть тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего. Надо не терять того что уже наработано. Что в подвигах труда возведено и построено. А у нас разрушаются ГЭС….
Но, однако, - далеко не достаточно показать, что настоящее выше прошлого: нужно еще вызвать предчувствие будущего, которое будет выше нашего настоящего. Перспективу и смысл человеку надо показать.
Будущее сегодня принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. Это старая мысль актуальна во все времена. В сущности, оба человека составляют одно целое; ибо мыслить – значит трудиться, а чтобы трудиться плодотворно, необходимо помыслить, всё обдумать.
Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит, сдерживает. Вот почему настоящее ускользает.
Онорэ де Бальзак: «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Конец.
[Скрыть]Регистрационный номер 0296894 выдан для произведения:
БудущееСергий Чернец
Будущее и настоящее.
Сточки зрения молодости – Жизнь это бесконечное будущее (в крайнем случае, длинное: надо 10 лет учиться в школе, потом еще 5 лет в институте надо учиться и так далее – жениться, например, детей воспитывать и прочее и прочее). А с точки зрения старости – Жизнь это такое короткое прошлое (быстро промелькнула юность, учеба, потом не успели дети родиться, а уже и свадьба и внуки, где только не был за жизнь, а запомнилась, малая толика и ничего не осталось, всё прошло).
Но время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на нас, на наши чувства: время творит удивительные дела в душе человека. За годы учебы мы узнаем мир, и узнаем людей (что бывают люди хорошие и плохие, что самому надо стараться быть хорошим). А в рабочей своей жизнедеятельности – сколько переживаний и новых маленьких тайн открывает нам мир окружающий нас. Человек меняется, человек мудреет со временем. Старость не может изменить своего прошлого, но может поделиться опытом с молодостью и «здесь мудрость», как неоднократно говорят о том все великие люди: Соломон и пророки библейские, ученые и писатели и философы.
Будущее – в настоящем, но будущее – и в прошлом. Потому что это мы создаем его. И если оно (будущее после нас) окажется плохо, в этом будет и наша вина.
Сегодня уже есть планы, сегодня уже начаты большие стройки, сегодня работают ученые и разрабатывают новые материалы, новые приборы и приспособления для улучшения жизни человека вообще. И если прогресс будет плох: дома и заводы начнут разваливаться, а приборы окажутся испорченными (искусственные сердечные клапана, например) – вот тут наша вина проявится в полной красе. Это мы сегодняшние старики виноваты в том, что дома и заводы наши разваливаются, а спутники космические падают один за одним, факт.
Мы создавали новое общество, мы действовали по уже опробованному методу: «мы весь, мы старый мир разрушим, до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим…» и так далее. Метод себя не оправдал: огромной ценой восстанавливали разрушенный мир после 1917 года. И опять на те же грабли?
Во всем надо соблюдать меру, даже в скромности. Народ скромно молчал, бездействовал. Не как после 1917 – народ разрушал имения, фабрики и заводы «буржуйские». В этот раз, наоборот, слишком скромен был народ – видел разрушения «новыми русскими», богатенькими людьми и молчал. И в этом наша вина – всего народа. Зачем ломать заводские корпуса, построенные на века, крепкие, чтобы потом на этом месте из сайдинга построить торговые центры? Ужас.
Не нужно забывать прошлое свое: все это уже было. И тот Соломон ясно сказал аж за две с лишним тысячи лет: «Нет ничего нового под Солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Из книги Екклесиаста гл 1 ст 9 и 10.
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Но жизнь идет: и кто не попевает за ней, тот остается одиноким. Так было с изобретением писем. Человек писал письма далеким друзьям и меньше общался с окружающими, читая книги. И тогда это осуждали и обсуждали. А наше сегодняшнее время показало еще наглядней – как остается человек одиноким, несмотря на появившиеся новые средства прогресса: компьютеры и мобильные телефоны. Уже незачем ехать в деревню к родителям престарелым: можно СМС написать, по скайпу поговорить….
Время меняет не только средства к жизнедеятельности человека, но время меняет и самого человека. Идет и не перестает идти процесс эволюции. Если был человек один наедине с природой и общался как одна личность с близкими родственниками. То уже круг общения человека стал расширять и личность его, как таково. У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и эти многие образуют одного человека. Всякий раз человек надевает маску. Он общается с разными людьми по-разному. Попадая в круг равных, ведет себя просто, а попадая в круг выше его стоящих людей, поведение свое контролирует во много раз больше и не проявляет вольностей, которые позволяет с друзьями и близкими. На работе, если человек командует над другими людьми, - он проявляет и злость и строгость, которую не проявить к детям своим и к любимой. Этих примеров можно привести много. Многие из тех людей или натур, образующих одного человека, должны быть безжалостно сожжены, ввергнуты в огонь. И человек умный знает об этом, и воспитывает себя на протяжении всей жизни: это и есть воспитание своей души. Нужно быть беспощадным к себе с молодости. Тогда можно достичь чего-нибудь в жизни, в будущем своем. К сожалению не все люди «берутся за ум», многие давно махнули на себя рукой, а им подражает молодежь и деградирует. Прогресс в воспитании еще не продвинулся так же быстро как «гаджеты».
Кто бы объяснил молодому человеку, что если он изменит себя – то ему легче будет жить в будущем. Предвидеть будущее тоже необходимо. Даже такой элемент жизни, как всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее, угадать спрос вперед.
Наше предназначение не в том (однако), чтобы пытаться разглядеть в будущем то, что удалено от нас и скрыто в тумане. Но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас есть под рукой, чтобы и этого не потерять.
Будущее, будучи всем (и мечты и надежды) воспринимается ничем, его нет, и неизвестно, будет ли. А прошлое, будучи уже ничем (разочарование утрат) – воспринимается всем! Прошлое нам дало прогресс – и стиральные машины, и холодильники, и водопровод (мы уже не ходим с коромыслами к колодцам…).
Сегодня лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовятся жить позднее: собирают деньги на улучшенное жилье, строят, говоря про себя: «вот накоплю и куплю и тогда заживу». Сегодня надо жить, а не готовиться всю жизнь к «завтрашнему благу», «завтра» не наступит никогда.
Еще и религия мешает человеку жить здесь и сейчас. Ожидание будущего блаженства (в Раю) и страх будущих мучений (в Аду), лишь мешают людям думать о том, чтобы счастливыми стать уже здесь на Земле.
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. И плановая экономика подняла разрушенную страну после 1917 года. Планы пятилеток старались выполнять. И построили заводы и гидростанции, перекрыли великие реки. Подняли деревню, где были комплексы крупного рогатого скота, и не было безработицы. Без планов ничто в мире не может быть хорошим. Прежде чем дом построить или крышу перекрыть – нужен план, факт.
Часть 2
Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
Мы должны вопрошать и допрашивать прошлое, прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Вот тут старость нельзя скидывать со счетов. Старики должны работать с молодежью, чего, к сожалению, не происходит. Почему-то стариков списываю, увольняют. И сами старики расслабляются и не идут работать с молодыми. Раньше был какой-то «долг» перед родиной, перед «светлым будущим коммунизма». Цель человечества, какая-никакая, была. А сейчас, кажется, и цели у человечества нет. Так и будем жить в коммерциализации: кто кому подороже продаст, кто кого обманет. К чему такая жизнь, такое общество потребителей? Размножайся и умирай – как животное, как растение, - где смысл существования? Уж слишком стал человек практичным.
Молодость, юность, если она еще не иссякла в энтузиазме от нравственного растления мещанством – всегда непрактична. Быть непрактичным – далеко не значит всегда быть обманутым, растратчиком. Всё обращенное в будущее, имеет непременно долю идеализма, готового, чем либо, пожертвовать. Иная восторженность и энтузиазм лучше всяких нравоучений сохранит от падения в эту же безнравственность мещанства-накопительства, когда из-за денег забывается все: отношение к родителям и к друзьям и близким.
(Лермонтов М. Ю.) Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, но в дальнейшем течении, полноводные, они не скачут и не пенятся до самого слияния с морем. Но это спокойствие, часто лишь признак великой, хотя и скрытой силы.
Точно также – полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешенных порывов юности. И в юности – душа, страдая и или наслаждаясь, должна давать себе во всем строгий отчет, и убеждается в том, что так должно быть. Она должна познать, что, без гроз и ураганов, постоянный зной (счастливого солнца, радости и наслаждений) иссушит её.
И мы видим последствия излишней опеки над детьми богатеньких родителей: их дети, в большинстве, сухие люди, злобные, неспособные к жизни среди общества.
Всё настоящее и хорошее приобретено борьбой и лишениями людей готовивших его. И лучшее будущее должно готовится точно так же. Наше будущее не должно быть тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего. Надо не терять того что уже наработано. Что в подвигах труда возведено и построено. А у нас разрушаются ГЭС….
Но, однако, - далеко не достаточно показать, что настоящее выше прошлого: нужно еще вызвать предчувствие будущего, которое будет выше нашего настоящего. Перспективу и смысл человеку надо показать.
Будущее сегодня принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. Это старая мысль актуальна во все времена. В сущности, оба человека составляют одно целое; ибо мыслить – значит трудиться, а чтобы трудиться плодотворно, необходимо помыслить, всё обдумать.
Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит, сдерживает. Вот почему настоящее ускользает.
Онорэ де Бальзак: «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Конец.