Бедность и безденежье
30 марта 2019 -
Алексей Гадаев
Что значит для человека деньги?
Жажда денег не относится к числу врожденных факторов мотивации потребностей человека. Как известно у человека есть базовые потребности - физические, эмоциональные, интеллектуальные, исследовательские, потребность в безопасности и потребность в привязанности. Дети раньше всех узнают о деньгах, если их постоянная нехватка в семье ведёт к нищете и бедности. Для некоторых людей необходимость зарабатывать деньги оборачивается приступами ярости. внутренними конфликтами, сменой приоритетов. чрезмерными тратами и долгами и оказывает серьёзное влияние на семейные отношения.
Синдром хронической усталости от безденежья — , характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. В нашем индивидуалистическом мире, без денег просто не выжить. Каждому из нас необходима некая минимальная сумма для поддержания существования; кроме того, у всех у нас есть определенные потребности, для удовлетворения которых также нужны деньги. Но если мы хотим оставаться психически здоровыми людьми, то должны находить такие способы приобретения и траты денег, которые соответствуют нашему субъективному ощущению благополучия и нашей системе ценностей и убеждений.
Алчность меняет людей, делает их завистливыми, жадными. Гнетущая власть денег сулит множество проблем. Очень богатые люди часто страдают синдромом усталости от богатства. Как сказал философ Фрэнсис Бекон: «Богатство – хорошая служанка, но негодная любовница». Всепоглощающая страсть к богатству приводит к тому, что человек стремиться «иметь», а не «жить». «Иметь» всё сразу никогда не бывает достаточно.
Людям с синдромом усталости от нищеты и безденежья - ещё хуже чем богатым и алчным.
Потому, что синдром усталости от безденежья не устраняется даже от длительного отдыха.
Возникновение синдрома хронической усталости от безденежья связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы.
Провоцирующими факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта, учителя, нищие). Предрасполагающими факторами являются: неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии с частичной амнезией и др.
Можно выделить следующие показатели:
отсутствие ощущения отдыха после полноценного ночного сна;
часто повторяющиеся головные боли без видимых на это причин;
повышенная сонливость в дневное время суток;
невозможность быстро заснуть даже после напряженного физического труда;
немотивированное раздражение;
плохое настроение, поводов которому нет;
частые инфекционные заболевания;
аллергические реакции
снижение памяти и способности концентрироваться
фарингит
воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области
необъяснимая мышечная боль.
При этом:
Психологические и психические расстройства — частые депрессивные состояния, ощущение тревоги и страха, регулярные стрессы.
Неправильный образ жизни — недостаток сна, длительное перенапряжение, недостаточная инсоляция и/или нехватка свежего воздуха, гиподинамия, нерациональный режим дня.
Нарушение питания — голодание/недоедание или переедание, неполноценное питание (гипо-/авитаминоз, нехватка макро – и микроэлементов).
Факторы окружающей среды — риск возникновения синдрома усталости от безденежья выше у тех людей, которые проживают в мегаполисах, так как загрязненная среда влияет на общее состояния организма.
Мероприятия для ликвидации синдрома усталости от безденежья:
Увеличение возможности находить законные способы приобретения и траты денег;
Нормализация режима отдыха и физической нагрузки;
Аутогенная тренировка и другие методы психоэмоционального фона, медитация и психотерапия.
Эрих Фромм
Иметь или быть?
Путь к деянию в бытии.
Лао цзы
Людям следовало бы меньше задумываться над тем, что они должны делать, а больше – над тем, что́ они есть.
Майстер Экхарт
Чем меньше ты есть, чем меньше ты внешне демонстрируешь свою жизнь, тем больше ты имеешь, тем значительнее твоя подлинная, внутренняя жизнь.
Карл Маркс
В этой работе Фромм пишет о том, что современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает "иметь", а не "быть". Он упоминает перспективы безграничного счастья и свободы, материальное изобилие и господство над природой.
Все больше людей приходит к пониманию следующих фактов:
• счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем безграничного удовлетворения всех потребностей;
• мечта о свободе и независимости исчезает, стоит только осознать, что все мы – лишь колесики в бюрократической машине;
• наши мысли, чувства и привязанности являются объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации;
• экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим;
• технический прогресс принес с собой экологические проблемы и угрозу атомной войны;
• каждое из этих последствий может стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле.
Помимо имманентных экономических противоречий индустриализма причины эти кроются в двух важнейших психологических принципах самой системы, которые гласят:
1. Высшей целью жизни является счастье (то есть максимум радостных эмоций), счастье определяется формулой: удовлетворение всех желаний или субъективных потребностей (это и есть радикальный гедонизм);
2. Эгоизм, себялюбие и жадность – это свойства, которые необходимы самой системе для ее существования, они ведут общество к миру и гармонии.
Еще Аристипп утверждал, что наличие потребности уже само по себе есть достаточное основание для ее удовлетворения и человек имеет безусловное право на осуществление своих желаний.
Хотя Эпикур высочайшей целью считает «чистую» радость – она для него означает «отсутствие страдания» (aponia) и «спокойствие души» (ataraxia). Согласно Эпикуру, радость от удовлетворения страстей не может быть целью жизни, ибо неизбежным следствием такой радости становится разочарование и тем самым человек удаляется от своей истинной цели, которой является отсутствие боли (в теории Эпикура есть много параллелей с учением Фрейда).
Всех интересует оптимальное благо человечества (vivere bene). Это учение о деление потребностей на две категории:
те, которые лишь субъективно ощущаются (их удовлетворение ведет к сиюминутному удовольствию),
и те, которые коренятся в человеческой натуре и удовлетворение которых способствует развитию и благоденствию человечества (eudaimonia). Другими словами, они различали чисто субъективно ощущаемые потребности и объективно существующие и размышляли о том, что первые отчасти противоречат человеческому развитию, а вторые согласуются с нуждами человеческой природы.
Впервые после Аристиппа мысль о том, что целью жизни является осуществление всех желаний человека, когда слово «польза» перестало обозначать «польза для души» (как в Библии и позднее у Спинозы), а приобрело значение «материальной, денежной выгоды». Это была эпоха, когда буржуазия сбросила не только свои политические оковы, но также узы любви и солидарности и прониклась верой, что человек, живущий только для самого себя, имеет больше возможностей быть самим собой. Для Гоббса счастье – это постоянное движение от одной страсти (cupiditas) к другой; Ламетри даже предлагает изобрести таблетки для создания хотя бы иллюзии счастья; для маркиза де Сада удовлетворение жестоких инстинктов оправдано уже тем, что они существуют и нуждаются в удовлетворении.
Следует отметить, что концепция безграничных наслаждений противостоит идеалу дисциплинированного труда, а этика обязательного труда несовместима с пониманием свободного времени как абсолютной лености после окончания рабочего дня и полного «ничегонеделания» во время отпуска. Но реальный человек находится между двумя полюсами. С одной стороны – бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, а с другой – телевидение, автомобиль, секс и другие радости жизни. При этом неизбежно возникают противоречивые комбинации приоритетов. Одержимость только лишь работой так же точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать. И это сочетание соответствует экономическим потребностям системы: капитализм XX века a priori предполагает, с одной стороны, обязательный доведенный до автоматизма труд, а с другой – постоянный рост производства и максимальное потребление товаров и услуг.
Теоретические рассуждения показывают, что радикальный гедонизм не ведет и не может привести к «хорошей жизни». Да и невооруженным глазом видно, что «охота за счастьем» не ведет к подлинному благополучию. Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
Мы живем в эпоху небывалого социального эксперимента, который должен дать ответ на вопрос, может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному состоянию радости бытия) обеспечить решение проблемы человеческого существования. Впервые в истории удовлетворение потребности в получении наслаждений перестало быть привилегией меньшинства, а стало достоянием минимум половины населения индустриальных стран. Однако уже сейчас можно сказать, что в развитых промышленных странах «социальный эксперимент» дает отрицательный ответ на поставленный вопрос.
Второй психологический постулат индустриального века, утверждающий, что индивидуальный эгоизм способствует гармонии, миру и всеобщему процветанию, с теоретической точки зрения также ошибочен, и его несостоятельность подтверждается фактическими данными.
Эгоизм – это не просто аспект моего поведения, а черта характера. Он означает, что я хочу иметь все для себя. Меня радует не возможность поделиться, а возможность владеть; что я неизбежно становлюсь все более жадным; ведь если обладание стало моей целью, то чем больше я имею, тем больше я существую. Я чувствую неприязнь и враждебность ко всем остальным людям – к моим заказчикам, которых я обманываю, к моим конкурентам, которых я выживаю, к моим рабочим, которых я эксплуатирую. Я никогда не бываю и не могу быть довольным, ибо моим желаниям нет конца; я вынужден завидовать тем, кто богаче меня, и бояться тех, кто беднее меня. Но все эти чувства я должен вытеснять, чтобы казаться (другим и самому себе) веселым, рациональным, честным и дружелюбным человеком, каким пытается выглядеть любой из нас.
Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала их приобрести.
Создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует).
[Скрыть]
Регистрационный номер 0444042 выдан для произведения:
Деньги - всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счётам. При помощи денег выражают стоимость различных товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене.
Что значит для человека деньги?
Жажда денег не относится к числу врожденных факторов мотивации потребностей человека. Как известно у человека есть базовые потребности - физические, эмоциональные, интеллектуальные, исследовательские, потребность в безопасности и потребность в привязанности. Дети раньше всех узнают о деньгах, если их постоянная нехватка в семье ведёт к нищете и бедности. Для некоторых людей необходимость зарабатывать деньги оборачивается приступами ярости. внутренними конфликтами, сменой приоритетов. чрезмерными тратами и долгами и оказывает серьёзное влияние на семейные отношения.
Синдром хронической усталости от безденежья — , характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. В нашем индивидуалистическом мире, без денег просто не выжить. Каждому из нас необходима некая минимальная сумма для поддержания существования; кроме того, у всех у нас есть определенные потребности, для удовлетворения которых также нужны деньги. Но если мы хотим оставаться психически здоровыми людьми, то должны находить такие способы приобретения и траты денег, которые соответствуют нашему субъективному ощущению благополучия и нашей системе ценностей и убеждений.
Алчность меняет людей, делает их завистливыми, жадными. Гнетущая власть денег сулит множество проблем. Очень богатые люди часто страдают синдромом усталости от богатства. Как сказал философ Фрэнсис Бекон: «Богатство – хорошая служанка, но негодная любовница». Всепоглощающая страсть к богатству приводит к тому, что человек стремиться «иметь», а не «жить». «Иметь» всё сразу никогда не бывает достаточно.
Людям с синдромом усталости от нищеты и безденежья - ещё хуже чем богатым и алчным.
Потому, что синдром усталости от безденежья не устраняется даже от длительного отдыха.
Возникновение синдрома хронической усталости от безденежья связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы.
Провоцирующими факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта, учителя, нищие). Предрасполагающими факторами являются: неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии с частичной амнезией и др.
Можно выделить следующие показатели:
отсутствие ощущения отдыха после полноценного ночного сна;
часто повторяющиеся головные боли без видимых на это причин;
повышенная сонливость в дневное время суток;
невозможность быстро заснуть даже после напряженного физического труда;
немотивированное раздражение;
плохое настроение, поводов которому нет;
частые инфекционные заболевания;
аллергические реакции
снижение памяти и способности концентрироваться
фарингит
воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области
необъяснимая мышечная боль.
При этом:
Психологические и психические расстройства — частые депрессивные состояния, ощущение тревоги и страха, регулярные стрессы.
Неправильный образ жизни — недостаток сна, длительное перенапряжение, недостаточная инсоляция и/или нехватка свежего воздуха, гиподинамия, нерациональный режим дня.
Нарушение питания — голодание/недоедание или переедание, неполноценное питание (гипо-/авитаминоз, нехватка макро – и микроэлементов).
Факторы окружающей среды — риск возникновения синдрома усталости от безденежья выше у тех людей, которые проживают в мегаполисах, так как загрязненная среда влияет на общее состояния организма.
Мероприятия для ликвидации синдрома усталости от безденежья:
Увеличение возможности находить законные способы приобретения и траты денег;
Нормализация режима отдыха и физической нагрузки;
Аутогенная тренировка и другие методы психоэмоционального фона, медитация и психотерапия.
Эрих Фромм
Иметь или быть?
Путь к деянию в бытии.
Лао цзы
Людям следовало бы меньше задумываться над тем, что они должны делать, а больше – над тем, что́ они есть.
Майстер Экхарт
Чем меньше ты есть, чем меньше ты внешне демонстрируешь свою жизнь, тем больше ты имеешь, тем значительнее твоя подлинная, внутренняя жизнь.
Карл Маркс
В этой работе Фромм пишет о том, что современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает "иметь", а не "быть". Он упоминает перспективы безграничного счастья и свободы, материальное изобилие и господство над природой.
Все больше людей приходит к пониманию следующих фактов:
• счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем безграничного удовлетворения всех потребностей;
• мечта о свободе и независимости исчезает, стоит только осознать, что все мы – лишь колесики в бюрократической машине;
• наши мысли, чувства и привязанности являются объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации;
• экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим;
• технический прогресс принес с собой экологические проблемы и угрозу атомной войны;
• каждое из этих последствий может стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле.
Помимо имманентных экономических противоречий индустриализма причины эти кроются в двух важнейших психологических принципах самой системы, которые гласят:
1. Высшей целью жизни является счастье (то есть максимум радостных эмоций), счастье определяется формулой: удовлетворение всех желаний или субъективных потребностей (это и есть радикальный гедонизм);
2. Эгоизм, себялюбие и жадность – это свойства, которые необходимы самой системе для ее существования, они ведут общество к миру и гармонии.
Еще Аристипп утверждал, что наличие потребности уже само по себе есть достаточное основание для ее удовлетворения и человек имеет безусловное право на осуществление своих желаний.
Хотя Эпикур высочайшей целью считает «чистую» радость – она для него означает «отсутствие страдания» (aponia) и «спокойствие души» (ataraxia). Согласно Эпикуру, радость от удовлетворения страстей не может быть целью жизни, ибо неизбежным следствием такой радости становится разочарование и тем самым человек удаляется от своей истинной цели, которой является отсутствие боли (в теории Эпикура есть много параллелей с учением Фрейда).
Всех интересует оптимальное благо человечества (vivere bene). Это учение о деление потребностей на две категории:
те, которые лишь субъективно ощущаются (их удовлетворение ведет к сиюминутному удовольствию),
и те, которые коренятся в человеческой натуре и удовлетворение которых способствует развитию и благоденствию человечества (eudaimonia). Другими словами, они различали чисто субъективно ощущаемые потребности и объективно существующие и размышляли о том, что первые отчасти противоречат человеческому развитию, а вторые согласуются с нуждами человеческой природы.
Впервые после Аристиппа мысль о том, что целью жизни является осуществление всех желаний человека, когда слово «польза» перестало обозначать «польза для души» (как в Библии и позднее у Спинозы), а приобрело значение «материальной, денежной выгоды». Это была эпоха, когда буржуазия сбросила не только свои политические оковы, но также узы любви и солидарности и прониклась верой, что человек, живущий только для самого себя, имеет больше возможностей быть самим собой. Для Гоббса счастье – это постоянное движение от одной страсти (cupiditas) к другой; Ламетри даже предлагает изобрести таблетки для создания хотя бы иллюзии счастья; для маркиза де Сада удовлетворение жестоких инстинктов оправдано уже тем, что они существуют и нуждаются в удовлетворении.
Следует отметить, что концепция безграничных наслаждений противостоит идеалу дисциплинированного труда, а этика обязательного труда несовместима с пониманием свободного времени как абсолютной лености после окончания рабочего дня и полного «ничегонеделания» во время отпуска. Но реальный человек находится между двумя полюсами. С одной стороны – бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, а с другой – телевидение, автомобиль, секс и другие радости жизни. При этом неизбежно возникают противоречивые комбинации приоритетов. Одержимость только лишь работой так же точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать. И это сочетание соответствует экономическим потребностям системы: капитализм XX века a priori предполагает, с одной стороны, обязательный доведенный до автоматизма труд, а с другой – постоянный рост производства и максимальное потребление товаров и услуг.
Теоретические рассуждения показывают, что радикальный гедонизм не ведет и не может привести к «хорошей жизни». Да и невооруженным глазом видно, что «охота за счастьем» не ведет к подлинному благополучию. Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
Мы живем в эпоху небывалого социального эксперимента, который должен дать ответ на вопрос, может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному состоянию радости бытия) обеспечить решение проблемы человеческого существования. Впервые в истории удовлетворение потребности в получении наслаждений перестало быть привилегией меньшинства, а стало достоянием минимум половины населения индустриальных стран. Однако уже сейчас можно сказать, что в развитых промышленных странах «социальный эксперимент» дает отрицательный ответ на поставленный вопрос.
Второй психологический постулат индустриального века, утверждающий, что индивидуальный эгоизм способствует гармонии, миру и всеобщему процветанию, с теоретической точки зрения также ошибочен, и его несостоятельность подтверждается фактическими данными.
Эгоизм – это не просто аспект моего поведения, а черта характера. Он означает, что я хочу иметь все для себя. Меня радует не возможность поделиться, а возможность владеть; что я неизбежно становлюсь все более жадным; ведь если обладание стало моей целью, то чем больше я имею, тем больше я существую. Я чувствую неприязнь и враждебность ко всем остальным людям – к моим заказчикам, которых я обманываю, к моим конкурентам, которых я выживаю, к моим рабочим, которых я эксплуатирую. Я никогда не бываю и не могу быть довольным, ибо моим желаниям нет конца; я вынужден завидовать тем, кто богаче меня, и бояться тех, кто беднее меня. Но все эти чувства я должен вытеснять, чтобы казаться (другим и самому себе) веселым, рациональным, честным и дружелюбным человеком, каким пытается выглядеть любой из нас.
Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала их приобрести.
Создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует).
Что значит для человека деньги?
Жажда денег не относится к числу врожденных факторов мотивации потребностей человека. Как известно у человека есть базовые потребности - физические, эмоциональные, интеллектуальные, исследовательские, потребность в безопасности и потребность в привязанности. Дети раньше всех узнают о деньгах, если их постоянная нехватка в семье ведёт к нищете и бедности. Для некоторых людей необходимость зарабатывать деньги оборачивается приступами ярости. внутренними конфликтами, сменой приоритетов. чрезмерными тратами и долгами и оказывает серьёзное влияние на семейные отношения.
Синдром хронической усталости от безденежья — , характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. В нашем индивидуалистическом мире, без денег просто не выжить. Каждому из нас необходима некая минимальная сумма для поддержания существования; кроме того, у всех у нас есть определенные потребности, для удовлетворения которых также нужны деньги. Но если мы хотим оставаться психически здоровыми людьми, то должны находить такие способы приобретения и траты денег, которые соответствуют нашему субъективному ощущению благополучия и нашей системе ценностей и убеждений.
Алчность меняет людей, делает их завистливыми, жадными. Гнетущая власть денег сулит множество проблем. Очень богатые люди часто страдают синдромом усталости от богатства. Как сказал философ Фрэнсис Бекон: «Богатство – хорошая служанка, но негодная любовница». Всепоглощающая страсть к богатству приводит к тому, что человек стремиться «иметь», а не «жить». «Иметь» всё сразу никогда не бывает достаточно.
Людям с синдромом усталости от нищеты и безденежья - ещё хуже чем богатым и алчным.
Потому, что синдром усталости от безденежья не устраняется даже от длительного отдыха.
Возникновение синдрома хронической усталости от безденежья связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы.
Провоцирующими факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта, учителя, нищие). Предрасполагающими факторами являются: неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии с частичной амнезией и др.
Можно выделить следующие показатели:
отсутствие ощущения отдыха после полноценного ночного сна;
часто повторяющиеся головные боли без видимых на это причин;
повышенная сонливость в дневное время суток;
невозможность быстро заснуть даже после напряженного физического труда;
немотивированное раздражение;
плохое настроение, поводов которому нет;
частые инфекционные заболевания;
аллергические реакции
снижение памяти и способности концентрироваться
фарингит
воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области
необъяснимая мышечная боль.
При этом:
Психологические и психические расстройства — частые депрессивные состояния, ощущение тревоги и страха, регулярные стрессы.
Неправильный образ жизни — недостаток сна, длительное перенапряжение, недостаточная инсоляция и/или нехватка свежего воздуха, гиподинамия, нерациональный режим дня.
Нарушение питания — голодание/недоедание или переедание, неполноценное питание (гипо-/авитаминоз, нехватка макро – и микроэлементов).
Факторы окружающей среды — риск возникновения синдрома усталости от безденежья выше у тех людей, которые проживают в мегаполисах, так как загрязненная среда влияет на общее состояния организма.
Мероприятия для ликвидации синдрома усталости от безденежья:
Увеличение возможности находить законные способы приобретения и траты денег;
Нормализация режима отдыха и физической нагрузки;
Аутогенная тренировка и другие методы психоэмоционального фона, медитация и психотерапия.
Эрих Фромм
Иметь или быть?
Путь к деянию в бытии.
Лао цзы
Людям следовало бы меньше задумываться над тем, что они должны делать, а больше – над тем, что́ они есть.
Майстер Экхарт
Чем меньше ты есть, чем меньше ты внешне демонстрируешь свою жизнь, тем больше ты имеешь, тем значительнее твоя подлинная, внутренняя жизнь.
Карл Маркс
В этой работе Фромм пишет о том, что современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает "иметь", а не "быть". Он упоминает перспективы безграничного счастья и свободы, материальное изобилие и господство над природой.
Все больше людей приходит к пониманию следующих фактов:
• счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путем безграничного удовлетворения всех потребностей;
• мечта о свободе и независимости исчезает, стоит только осознать, что все мы – лишь колесики в бюрократической машине;
• наши мысли, чувства и привязанности являются объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации;
• экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим;
• технический прогресс принес с собой экологические проблемы и угрозу атомной войны;
• каждое из этих последствий может стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле.
Помимо имманентных экономических противоречий индустриализма причины эти кроются в двух важнейших психологических принципах самой системы, которые гласят:
1. Высшей целью жизни является счастье (то есть максимум радостных эмоций), счастье определяется формулой: удовлетворение всех желаний или субъективных потребностей (это и есть радикальный гедонизм);
2. Эгоизм, себялюбие и жадность – это свойства, которые необходимы самой системе для ее существования, они ведут общество к миру и гармонии.
Еще Аристипп утверждал, что наличие потребности уже само по себе есть достаточное основание для ее удовлетворения и человек имеет безусловное право на осуществление своих желаний.
Хотя Эпикур высочайшей целью считает «чистую» радость – она для него означает «отсутствие страдания» (aponia) и «спокойствие души» (ataraxia). Согласно Эпикуру, радость от удовлетворения страстей не может быть целью жизни, ибо неизбежным следствием такой радости становится разочарование и тем самым человек удаляется от своей истинной цели, которой является отсутствие боли (в теории Эпикура есть много параллелей с учением Фрейда).
Всех интересует оптимальное благо человечества (vivere bene). Это учение о деление потребностей на две категории:
те, которые лишь субъективно ощущаются (их удовлетворение ведет к сиюминутному удовольствию),
и те, которые коренятся в человеческой натуре и удовлетворение которых способствует развитию и благоденствию человечества (eudaimonia). Другими словами, они различали чисто субъективно ощущаемые потребности и объективно существующие и размышляли о том, что первые отчасти противоречат человеческому развитию, а вторые согласуются с нуждами человеческой природы.
Впервые после Аристиппа мысль о том, что целью жизни является осуществление всех желаний человека, когда слово «польза» перестало обозначать «польза для души» (как в Библии и позднее у Спинозы), а приобрело значение «материальной, денежной выгоды». Это была эпоха, когда буржуазия сбросила не только свои политические оковы, но также узы любви и солидарности и прониклась верой, что человек, живущий только для самого себя, имеет больше возможностей быть самим собой. Для Гоббса счастье – это постоянное движение от одной страсти (cupiditas) к другой; Ламетри даже предлагает изобрести таблетки для создания хотя бы иллюзии счастья; для маркиза де Сада удовлетворение жестоких инстинктов оправдано уже тем, что они существуют и нуждаются в удовлетворении.
Следует отметить, что концепция безграничных наслаждений противостоит идеалу дисциплинированного труда, а этика обязательного труда несовместима с пониманием свободного времени как абсолютной лености после окончания рабочего дня и полного «ничегонеделания» во время отпуска. Но реальный человек находится между двумя полюсами. С одной стороны – бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, а с другой – телевидение, автомобиль, секс и другие радости жизни. При этом неизбежно возникают противоречивые комбинации приоритетов. Одержимость только лишь работой так же точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать. И это сочетание соответствует экономическим потребностям системы: капитализм XX века a priori предполагает, с одной стороны, обязательный доведенный до автоматизма труд, а с другой – постоянный рост производства и максимальное потребление товаров и услуг.
Теоретические рассуждения показывают, что радикальный гедонизм не ведет и не может привести к «хорошей жизни». Да и невооруженным глазом видно, что «охота за счастьем» не ведет к подлинному благополучию. Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
Мы живем в эпоху небывалого социального эксперимента, который должен дать ответ на вопрос, может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному состоянию радости бытия) обеспечить решение проблемы человеческого существования. Впервые в истории удовлетворение потребности в получении наслаждений перестало быть привилегией меньшинства, а стало достоянием минимум половины населения индустриальных стран. Однако уже сейчас можно сказать, что в развитых промышленных странах «социальный эксперимент» дает отрицательный ответ на поставленный вопрос.
Второй психологический постулат индустриального века, утверждающий, что индивидуальный эгоизм способствует гармонии, миру и всеобщему процветанию, с теоретической точки зрения также ошибочен, и его несостоятельность подтверждается фактическими данными.
Эгоизм – это не просто аспект моего поведения, а черта характера. Он означает, что я хочу иметь все для себя. Меня радует не возможность поделиться, а возможность владеть; что я неизбежно становлюсь все более жадным; ведь если обладание стало моей целью, то чем больше я имею, тем больше я существую. Я чувствую неприязнь и враждебность ко всем остальным людям – к моим заказчикам, которых я обманываю, к моим конкурентам, которых я выживаю, к моим рабочим, которых я эксплуатирую. Я никогда не бываю и не могу быть довольным, ибо моим желаниям нет конца; я вынужден завидовать тем, кто богаче меня, и бояться тех, кто беднее меня. Но все эти чувства я должен вытеснять, чтобы казаться (другим и самому себе) веселым, рациональным, честным и дружелюбным человеком, каким пытается выглядеть любой из нас.
Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала их приобрести.
Создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует).
Рейтинг: 0
223 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!