ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → 10. РАССКАЗЫ О БАКУ - Культурная жизнь в войну

10. РАССКАЗЫ О БАКУ - Культурная жизнь в войну

3 апреля 2013 - юрий елистратов
article127977.jpg

          10. РАССКАЗЫ О БАКУ – культурная жизнь в войну

 

Во время войны 1941-45 гг. культурная жизнь города не прекращалась.

 

У горожан была возможность отвлечься от постоянного военного напряжения. В кинотеатрах шли фильмы. В театре Оперы и балета шли спектакли. В Филармонии давали концерты. В русском Драмтеатре шли спектакли.

На фото здание Филармонии - бывший Губернаторский дом

 

Кроме горожан, посетителями этих зрелищ, были военные. В основном бывшие раненные фронтовики.

 

К концу войны город Баку заполнили  американцы, англичане. В помещении Горкома партии, недалеко от ЦК ВКПБ, разместилась воинская часть поляков.

 

Утром, пробегая в школу, я с интересом наблюдал построение польского военного подразделения. Особенно удивляли фуражки офицеров – КОНФЕДЕРАТКИ – четырехугольник на голове. Пробегая мимо этих военных, мы глупо хихикали и дразнились.

 

В кинотеатрах шли одни и те же фильмы – «Свинарка и пастух», «Семеро смелых», «Кубанские казаки» и фильм Бакинской киностудии  «Аршин малалан». Последний фильм был на азербайджанском и русском языках. Об этом сообщалось в объявлении над кассой, чтобы кинозритель знал заранее.

 

Ближе к концу войны  стали показывать американские фильмы: «Серенада Солнечной долины», «Джордж из Динки джаза», «Судьба солдата в Америке».

 

Начало фильма сопровождалась надписью  на экране – «Этот фильм взят в качестве трофея». Помню, что на эти фильмы в толпе зрителей было много иностранце в «чудной» для нашего глаза форме. Это были американцы, которые с удовольствием  смотрели фильмы на английском языке, с субтитрами на русском.

 

Америка и Англия, как дружественные страны в войне с немцами, не упускали случая иметь своих наблюдателей в стратегически важном городе СССР, где добывалась нефть.

 

Событием в городе был вновь построенный «шикарный» кинотеатр «Низами» с двумя зрительными залами. В него ходили, чтобы налюбоваться прекрасной планировкой, удобными креслами, насладиться мороженным и «газировкой» в прекрасном буфете.

 

В те годы, была традиция развлечь публику концертом, перед началом фильма. Играли оркестры, пели солисты – двойное удовольствие.

 

В оркестре кинотеатра «Низами» были два саксофониста. Один хромал на левую ногу, а второй на правую. Когда они выходили из оркестра для сольного проигрыша, было ужасно забавно смотреть, как они хромали в разные стороны.

Мы иногда даже спорили – сегодня будут хромать «наружу» или  «во внутрь».

 

Выход этих музыкантов неизменно сопровождали аплодисменты.

 

Другим «внеплановым» развлечением в этом кинотеатре, было бросание монет в огромную люстру со стеклянным дном. Люстра находилась на уровне балкончика, с которого монеты и бросали, стараясь попасть в это дно.

 

Удачный бросок сопровождался довольным «ржанием», а монета упавшая мимо – опускалась в карман людей внизу – с тем же довольным «ржанием» счастливца.

 

В общем народ развлекался, как мог, стараясь отвлечься от грозных сводок Информбюро о сражениях на фронтах.

 

Я ни разу монет не бросал. Их у меня и так было только на мороженое.

 

С учётом тёплого Бакинского климата, были кинотеатры под открытым небом, на Бульваре, в парках Один такой кинотеатр построили чуть выше моего дома. Прелесть заключалась в том, что можно было смотреть там фильмы «бесплатно», сидя на заборе.

 

 Сам сидел! Но получалось некомфортно.

 

В театре оперы и балета давала спектакли. Поход туда был семейным событием. Одевалась лучшая одежонка, чтобы показать себя, дефилиуя по кругу в антрактах в фойе. При этом, каждый разглядывал публику – кто как одет, запоминали фасоны платьев, кофточек – ещё один спектакль!

 

Спасибо этому театру – знакомство с классикой оперы и балета, я получил  именно там. Труппа имела прекрасных певцов и танцоров, которые и создавали ореол прекрасного на сцене. Откуда и как во время войны их привезли, осталось тайной.

 

Русский драматический театр имел блистательную труппу актёров. Замечательно сыгранная  театральная классика, так же вошла в «пакет» моего культурного образования.  Спасибо актёрам этого театра.

 

То, что сейчас «изображают» на сценах театров, отдаёт таким «дурновкусьем», что не идёт ни в какое сравнение с игрой актёров Бакинского Русского драмтеатра в военные и послевоенные годы.

 

В бывшем Губернаторском доме, разместилась Филармония. В ней было два зала – второй на открытой веранде.

 

С филармонией я знаком, во-первых, когда просился к ним учиться играть на виолончели. Это меня уговорил мой приятель Алик Магерамов, он же мой сосед, он же научил меня курить, с ним мы пробовали знакомиться с девочками.

 

Между прочим, Алик Магерамов много лет игра в оркестре  Оперного театра. Закончил в звании «первая виолончель», кажется так.

 

Играть мне не разрешили, так как там учили только национальные кадры. То есть, не азербайджанец – пошел вон!

 

Глотая слёзы, я  «пошёл вон», впервые встретившись с «национальной политикой» тогдашнего секретаря ЦК ВКПБ Багирова.

 

Чуть погодя, утешением был суд над Багировым. На этом суде бывала и мама. Возвращалась вся в слезах, в ужасе от вскрывшегося «предательства» этого человека.

 

По совокупности преступлений перед тогдашней политикой партии и правительства, Багирова расстреляли. Дом в котором он жил, вскоре превратился в музей.

 

Сотрудники этого музея сейчас и не знают бывшего хозяина – Багиров? А кто это такой?

 

С вершин моего нынешнего понимания, было не правильно, что в Баку на азербайджанском языке говорила малочисленная группа жителей. Все вывески, названия учреждений, деловая переписка, трансляции по городскому радио, были на русском языке.

 

На Бакинской киностудии только фильм «Аршин малалан» был снят на азербайджанском и русском языках. Главным героем этого фильма, который спел в нём на двух языках, был замечательный певец Бейбутов. Его популярность в те годы была на уровне Бакинского певца Муслима Магомаева.

 

И вот цена популярности!

 

Про Бейбутова никто сейчас не вспоминает. А ведь кинофильм с его участием «Аршин Малалан» показывали во всех уголках СССР, к полному восторгу зрителей и особенно зрительниц.

 

А память о Муслиме Магомаеве сохраняется пока ещё усилиями его жены и Посольства Азербайджана. Напомню – Посол Азербайджана в России сейчас Бюль Бюль оглы. То же в прошлом певец и бывший друг Магомаева.

 

Ещё одним источником культуры в Баку была проводная радиосеть.

 

 В каждом доме был знаменитый динамик. Это тарелка с диффузором из чёрного мягкого картона была источником информации. Во время войны по нему передавали сигнал «Тревога» - воздушный налёт. По нему узнавали сводки Информбюро с фронтов. По нему же слушали популярные песни и музыку на любой вкус.

 

По нему же прозвучала весть – ПОБЕДА!

 

 

Создано

Юрий Елистратов

03 апреля 2013 г.

 

© Copyright: юрий елистратов, 2013

Регистрационный номер №0127977

от 3 апреля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0127977 выдан для произведения:

          10. РАССКАЗЫ О БАКУ – культурная жизнь в войну

 

Во время войны 1941-45 гг. культурная жизнь города не прекращалась.

 

У горожан была возможность отвлечься от постоянного военного напряжения. В кинотеатрах шли фильмы. В театре Оперы и балета шли спектакли. В Филармонии давали концерты. В русском Драмтеатре шли спектакли.

 

Кроме горожан, посетителями этих зрелищ, были военные. В основном бывшие раненные фронтовики.

 

К концу войны город Баку заполнили  американцы, англичане. В помещении Горкома партии, недалеко от ЦК ВКПБ, разместилась воинская часть поляков.

 

Утром, пробегая в школу, я с интересом наблюдал построение польского военного подразделения. Особенно удивляли фуражки офицеров – КОНФЕДЕРАТКИ – четырехугольник на голове. Пробегая мимо этих военных, мы глупо хихикали и дразнились.

 

В кинотеатрах шли одни и те же фильмы – «Свинарка и пастух», «Семеро смелых», «Кубанские казаки» и фильм Бакинской киностудии  «Арши малалан». Последний фильм был на азербайджанском и русском языках. Об этом сообщалось в объявлении над кассой, чтобы кинозритель знал заранее.

 

Ближе к концу войны  стали показывать американские фильмы: «Серенада Солнечной долины», «Джордж из Динки джаза», «Судьба солдата в Америке».

 

Начало фильма сопровождалась надписью  на экране – «Этот фильм взят в качестве трофея». Помню, что на эти фильмы в толпе зрителей было много иностранце в «чудной» для нашего глаза форме. Это были американцы, которые с удовольствием  смотрели фильмы на английском языке, с субтитрами на русском.

 

Америка и Англия, как дружественные страны в войне с немцами, не упускали случая иметь своих наблюдателей в стратегически важном городе СССР, где добывалась нефть.

 

Событием в городе был вновь построенный «шикарный» кинотеатр «Низами» с двумя зрительными залами. В него ходили, чтобы налюбоваться прекрасной планировкой, удобными креслами, насладиться мороженным и «газировкой» в прекрасном буфете.

 

В те годы, была традиция развлечь публику концертом, перед началом фильма. Играли оркестры, пели солисты – двойное удовольствие.

 

В оркестре кинотеатра «Низами» были два саксофониста. Один хромал на левую ногу, а второй на правую. Когда они выходили из оркестра для сольного проигрыша, было ужасно забавно смотреть, как они хромали в разные стороны.

Мы иногда даже спорили – сегодня будут хромать «наружу» или  «во внутрь».

 

Выход этих музыкантов неизменно сопровождали аплодисменты.

 

Другим «внеплановым» развлечением в этом кинотеатре, было бросание монет в огромную люстру со стеклянным дном. Люстра находилась на уровне балкончика, с которого монеты и бросали, стараясь попасть в это дно.

 

Удачный бросок сопровождался довольным «ржанием», а монета упавшая мимо – опускалась в карман людей внизу – с тем же довольным «ржанием» счастливца.

 

В общем народ развлекался, как мог, стараясь отвлечься от грозных сводок Информбюро о сражениях на фронтах.

 

Я ни разу монет не бросал. Их у меня и так было только на мороженое.

 

С учётом тёплого Бакинского климата, были кинотеатры под открытым небом, на Бульваре, в парках Один такой кинотеатр построили чуть выше моего дома. Прелесть заключалась в том, что можно было смотреть там фильмы «бесплатно», сидя на заборе.

 

 Сам сидел! Но получалось некомфортно.

 

В театре оперы и балета давала спектакли. Поход туда был семейным событием. Одевалась лучшая одежонка, чтобы показать себя, дефилиуя по кругу в антрактах в фойе. При этом, каждый разглядывал публику – кто как одет, запоминали фасоны платьев, кофточек – ещё один спектакль!

 

Спасибо этому театру – знакомство с классикой оперы и балета, я получил  именно там. Труппа имела прекрасных певцов и танцоров, которые и создавали ореол прекрасного на сцене. Откуда и как во время войны их привезли, осталось тайной.

 

Русский драматический театр имел блистательную труппу актёров. Замечательно сыгранная  театральная классика, так же вошла в «пакет» моего культурного образования.  Спасибо актёрам этого театра.

 

То, что сейчас «изображают» на сценах театров, отдаёт таким «дурновкусьем», что не идёт ни в какое сравнение с игрой актёров Бакинского Русского драмтеатра в военные и послевоенные годы.

 

В бывшем Губернаторском доме, разместилась Филармония. В ней было два зала – второй на открытой веранде.

 

С филармонией я знаком, во-первых, когда просился к ним учиться играть на виолончели. Это меня уговорил мой приятель Алик Магерамов, он же мой сосед, он же научил меня курить, с ним мы пробовали знакомиться с девочками.

 

Между прочим, Алик Магерамов много лет игра в оркестре  Оперного театра. Закончил в звании «первая виолончель», кажется так.

 

Играть мне не разрешили, так как там учили только национальные кадры. То есть, не азербайджанец – пошел вон!

 

Глотая слёзы, я  «пошёл вон», впервые встретившись с «национальной политикой» тогдашнего секретаря ЦК ВКПБ Багирова.

 

Чуть погодя, утешением был суд над Багировым. На этом суде бывала и мама. Возвращалась вся в слезах, в ужасе от вскрывшегося «предательства» этого человека.

 

По совокупности преступлений перед тогдашней политикой партии и правительства, Багирова расстреляли. Дом в котором он жил, вскоре превратился в музей.

 

Сотрудники этого музея сейчас и не знают бывшего хозяина – Багиров? А кто это такой?

 

С вершин моего нынешнего понимания, было не правильно, что в Баку на азербайджанском языке говорила малочисленная группа жителей. Все вывески, названия учреждений, деловая переписка, трансляции по городскому радио, были на русском языке.

 

На Бакинской киностудии только фильм «Аршин малалан» был снят на азербайджанском и русском языках. Главным героем этого фильма, который спел в нём на двух языках, был замечательный певец Бейбутов. Его популярность в те годы была на уровне Бакинского певца Муслима Магомаева.

 

И вот цена популярности!

 

Про Бейбутова никто сейчас не вспоминает. А ведь кинофильм с его участием «Аршин Малалан» показывали во всех уголках СССР, к полному восторгу зрителей и особенно зрительниц.

 

А память о Муслиме Магомаеве сохраняется пока ещё усилиями его жены и Посольства Азербайджана. Напомню – Посол Азербайджана в России сейчас Бюль Бюль оглы. То же в прошлом певец и бывший друг Магомаева.

 

Ещё одним источником культуры в Баку была проводная радиосеть.

 

 В каждом доме был знаменитый динамик. Это тарелка с диффузором из чёрного мягкого картона была источником информации. Во время войны по нему передавали сигнал «Тревога» - воздушный налёт. По нему узнавали сводки Информбюро с фронтов. По нему же слушали популярные песни и музыку на любой вкус.

 

По нему же прозвучала весть – ПОБЕДА!

 

 

Создано

Юрий Елистратов

03 апреля 2013 г.

 

 
Рейтинг: +1 700 просмотров
Комментарии (1)
юрий елистратов # 11 апреля 2013 в 14:10 0
Вот!
Я прямо ЭТИМ МЕСТОМ чувствовал -
Вадим Спет НЕ ПРОСТ!
Вот и к Магомаеву допустили, а это
по тем времена МНОГОГО стоило!
Чиркнул бы воспоминания - было бы
интересно.
А во Дворце Съездов я бывал множество
раз в составе Специального отряда при Горкоме ВЛКСМ
по борьбе с проституцией и наркоманией - во как!
Даже заместителем начальник этого отряда был.
Поэтому побывал на всех молодёжных тусовках этого
Горкома - встреча Нового Года, например!
ЖДЁМ-С! preview