Статуя
Солнце
давно уже миновало зенит и торопилось на запад, к вершине горы, чтобы,
спрятавшись за ней, отдохнуть до утра, предоставив возможность людям и животным
сделать то же самое, окунувшись в липкие сумерки ночи. До заката было ещё
далеко, но рыбаки на своих хрупких судёнышках торопились к берегу, чтобы
засветло разобраться со скудным уловом и сетями. На фоне мелких парусных лодок две раскрашенные
красной краской римские боевые галеры казались особенно величавыми. Несколько
десятков вёсел в три ряда по бортам дружно поднимались над гладью моря и так же
слаженно падали в воду. Низкие звуки барабана, задающие ритм гребцам,
доносились до берега, и Биант, стоящий у самого края отвесной скалы, слушал их
монотонное чередование и наслаждался великолепием морского пейзажа. Сегодня он
это делал с особым удовольствием, так как закончил, наконец, работу над
мраморной статуей богини Афродиты, одной из многих, заказанных римским Сенатом
в Греции для оформления какого-то храма в столице империи. Биант был учеником
известного скульптора Леарха и уже десять лет познавал тайны мастерства ваяния.
Как и многие люди искусства, учитель был человеком взбалмошным, эксцентричным,
подверженным резким перепадам настроения, но эти качества не мешали ему видеть
красоту человеческого тела самому и развивать это видение в своих учениках. А
учеников у Леарха было шесть, прибывших на Мелос из разных уголков Греции.
Биант, рождённый в провинции Ахайя, и проживший до подросткового возраста в
сельском доме своих состоятельных родителей, был привезён в школу Леарха отцом
ровно десять лет назад. В семье с раннего детского возраста в мальчике заметили его тягу к ваянию. Свою первую
статуэтку он вылепил из глины в три года. Это был бык. Хотя у глиняного подобия
животного торчали четыре ноги, рога и даже хвост, сходство с настоящим быком
было минимальным. Но оба родителя восторгались творением своего первенца. Отец
приказал обжечь статуэтку, и она все эти годы хранилась в их доме. С этого момента маленький Биант начал заниматься
лепкой регулярно, и отец всячески развивал в нём его талант. Асклепий считал,
что умение прославить своё имя на века – великий дар богов. Прекрасные статуи
сохранили в течение столетий для потомков славные имена своих создателей:
Мирона, с его «Дискоболом», Поликрета с «Копьеносцем», «Артемида»… Какая ужасная судьба постигла память
Проксителя! Безумец Герострат сжёг чудный храм вместе со статуей богини,
простоявшей в нём не одну сотню лет. И Биант имеет все шансы оставить для
потомков своё имя в истории. А в сиянии славы сына найдётся место и для имени
его отца – так считал Асклепий, отправляя своего мальчика на остров Мелос в
школу скульптора Леарха.
Сегодня
учитель должен осмотреть и оценить творение своего ученика Он специально долгое
время не вмешивался в работу над «Афродитой», считая скульптуру Бианта ключом
от ворот в мир большого искусства. Если парню удастся создать мраморную статую
такой, какой она виделась ему, Леарху, годы, проведённые в школе, не прошли для
него даром. Если же нет, то это значит, что боги не дали юноше талант
вкладывать живую душу в каменное изваяние, не дали возможность выражать
характер человека через его позу, взгляд, мимику лица. В таком случае десять
лет были потрачены впустую, и самому учителю не удалось слепить из неумелого
мальчишки зрелого мастера, имеющего право с гордостью сказать, что он является
учеником самого Леарха.
Зная
это, Биант волновался перед предстоящим экзаменом на зрелось, и, чтобы как-то
отвлечься от тревожных мыслей, вышел на берег моря, где лёгкий свежий ветерок,
развеял бы его тревоги. Солнце приближалось к вершине горы, и было самое время
возвращаться в школу, в мастерскую, куда должен был придти для вынесения своей
оценки учитель.
…Биант
сбросил грубую холстину со своего детища, и глазам Леарха предстала статуя
полуобнажённой женщины, правая рука которой стыдливо придерживала сползающие с
бёдер одежды, а левая была закинута за голову. По началу юноша сам с
восхищением в очередной раз стал любоваться своим собственным произведением, но
быстро опомнился и перевёл взгляд на учителя. Заросшее седой бородой лицо Леарха
было суровее, чем всегда, и это не предвещало ничего хорошего. Встревоженное
сердце ученика бешено заколотилось. Леарх же обошёл статую кругом и встал к ней
лицом, нахмурив густые белые брови.
- Ты помнишь, как Афродита захотела
участвовать в войне Трои с ахейцами?
- Да, учитель, как это можно забыть? –
смиренным голосом тихо проговорил Биант.
- Ты так же помнишь, как она вместе с богами Аполлоном, Аресом и Артемидой
спасла Париса в его поединке с Менелаем?
- Конечно.
- Значит, твоя память должна сохранить и то,
что Афродита вмешалась в сражение, в котором совершал свои подвиги Диомед, и
пыталась вынести из битвы троянского героя Энея – своего сына от возлюбленного
Анфиса.
- Да, я помню, уважаемый Леарх. Диомед ещё
преследовал богиню и ранил её в руку. Арес на своей золотой колеснице доставил
Афродиту на Олимп в объятия матери Дионы.
Скульптор
отошёл на несколько шагов назад, продолжая рассматривать статую.
- Ты хорошо знаешь жизнь богини, которую
собрался увековечить.
Это
похвально. Но ответь мне, Биант, почему она у тебя как две капли воды похожа на
эту девчонку Семелу, дочь брадобрея?
Краска
залила лицо юноши. Учитель продолжил:
- Семела очень милое и женственное создание,
она способна рожать и растить детей и ухаживать за мужем. И только. Разве она
способна участвовать в войне?
Биант
опустил голову и потупил взор.
- Отвечай! – учитель повысил голос.
- Она мне очень нравится.
- Ты должен был изваять богиню, а не девчонку
с соседней улицы!
- Я представляю богиню именно такой, как
Семела.
- Дурак! – Леарх топнул в бешенстве ногой. - В
Афродите должны видеться черты матриархальной владычицы, перед которой
ощущается всё ничтожество мужского начала! А это что, я тебя спрашиваю?! Твоя
Афродита засмущалась, что вот-вот предстанет перед нами нагой. Да ей,
обитательнице Олимпа, наплевать и на тебя, и на меня, и на целую толпу
зрителей-мужчин. Афродита – богиня, а не твоя возлюбленная девка Семела!
- Не смейте называть Семелу девкой, учитель!
Она само совершенство!
- Ах, ты мне будешь ещё перечить, щенок! –
Леарх в бешенстве схватил со столика тяжёлый молоток и начал им бить по
мраморным рукам скульптуры, пока они не отломились и не упали на пол. Биант не
пытался остановить своего
разбушевавшегося учителя, а просто стоял и плакал. Сделав своё дело, тот
швырнул молоток на пол и зашагал быстрым шагом к выходу, бросив у самых дверей
сквозь зубы:
- Чтобы сейчас же не было в моей школе этого
бесформенного куска мрамора!
Погоревав
над своей неудавшейся «Афродитой» - Семелой, Биант прикатил со двора тележку,
погрузил на неё статую, покрытую холстом, и повёз её по мощёным улицам городка
на общественную свалку. Там он бережно обмотал каменное женское тело тканью и
сбросил в яму, прикрыв сверху зелёными ветками. Порывшись в висевшем у пояса
мешочке для денег, несчастный юноша нашёл на его дне несколько медных оболов.
Подбросив мелочь на ладони, он тяжело вздохнул, кинул последний взгляд на яму,
ставшую могилой его детищу, и отправился
в близлежащую корчму. Там в этот вечер он напился в стельку, стал приставать к
римскому легионеру, и полез в драку с ним. Римский меч проткнул насквозь тело
неудавшегося скульптора, и очевидцы этой трагичной сцены говорили, что тот
успел сказать перед смертью:
- Какая бессмысленная жизнь! Какой бесславный конец!
…
На острове Мелос в Эгейском море шла во всю посевная компания 1820 года. На
каменистых склонах холмов то здесь, то там виднелись фигурки крестьян с
лопатами и кирками в руках. Кто по богаче вспахивал землю при помощи плуга, а
кто победнее - вручную. Земля на острове
мало плодородная, и крестьянским семьям почти каждый год приходилось
отвоёвывать у каменистой почвы всё новые и новые участки под посев пшеницы.
Вот, и в этот год большой семье Юргоса пришлось начать обработку нового,
засыпанного камнями, участка. Камней было много, мелких и покрупнее, и сыновья
только и успевали оттаскивать корзины, наполненные ими, к оврагу. Работая в
поте лица, глава семьи Юргос проклинал свою тяжёлую крестьянскую долю.
- Будь проклята эта забытая Богом земля! -
бурчал он себе под нос, орудуя лопатой. - Почвы меньше, чем камней! –
крестьянин откинул в сторону небольшой круглый камень. Потом его лопата
врезалась в грунт и упёрлась во что-то крупное.
- Только большого валуна на моём участке не
хватало! – он стёр рукавом пот со лба. - А камень-то, какой белый, похоже,
кусок мрамора.
Юргос
начал подкапывать находку, и вскоре понял, что это не просто осколок мраморной
глыбы.
- Ба, да это бабёнка, да какая хорошенькая! И грудь у неё какая чудная! Не то, что у моей старухи висит до пояса. Только вот рук у неё почему-то нет. А в женщине руки - важная деталь, хотя есть части и поважнее, - крестьянин усмехнулся сам себе, плюнул на ладони и продолжил откапывать статуэтку. - Свезу её на рынок, авось, удастся выручить за неё деньжат на выпивку…
…-
Господа, мы продолжаем с вами экскурсию по греческим залам Лувра. Прошу вас! –
молоденькая девушка – гид вежливо предложила группе туристов пройти в следующее
помещение и поправила на носу большие очки в роговой оправе.
- Вы сразу узнали её! – по группе прокатился
рокот возбуждения. - Да! – почти выкрикнула она с пафосом. - Это знаменитая на
весь мир Венера Мелосская! Сколько обаяния в этом женском образе, сколько
нежности и стыдливости, сколько шарма! Если на свете есть богини, они должны
выглядеть именно так, я в этом убеждена! Вы спросите, кто автор этого чуда? К
сожалению, он так и остался неизвестным…
Солнце
давно уже миновало зенит и торопилось на запад, к вершине горы, чтобы,
спрятавшись за ней, отдохнуть до утра, предоставив возможность людям и животным
сделать то же самое, окунувшись в липкие сумерки ночи. До заката было ещё
далеко, но рыбаки на своих хрупких судёнышках торопились к берегу, чтобы
засветло разобраться со скудным уловом и сетями. На фоне мелких парусных лодок две раскрашенные
красной краской римские боевые галеры казались особенно величавыми. Несколько
десятков вёсел в три ряда по бортам дружно поднимались над гладью моря и так же
слаженно падали в воду. Низкие звуки барабана, задающие ритм гребцам,
доносились до берега, и Биант, стоящий у самого края отвесной скалы, слушал их
монотонное чередование и наслаждался великолепием морского пейзажа. Сегодня он
это делал с особым удовольствием, так как закончил, наконец, работу над
мраморной статуей богини Афродиты, одной из многих, заказанных римским Сенатом
в Греции для оформления какого-то храма в столице империи. Биант был учеником
известного скульптора Леарха и уже десять лет познавал тайны мастерства ваяния.
Как и многие люди искусства, учитель был человеком взбалмошным, эксцентричным,
подверженным резким перепадам настроения, но эти качества не мешали ему видеть
красоту человеческого тела самому и развивать это видение в своих учениках. А
учеников у Леарха было шесть, прибывших на Мелос из разных уголков Греции.
Биант, рождённый в провинции Ахайя, и проживший до подросткового возраста в
сельском доме своих состоятельных родителей, был привезён в школу Леарха отцом
ровно десять лет назад. В семье с раннего детского возраста в мальчике заметили его тягу к ваянию. Свою первую
статуэтку он вылепил из глины в три года. Это был бык. Хотя у глиняного подобия
животного торчали четыре ноги, рога и даже хвост, сходство с настоящим быком
было минимальным. Но оба родителя восторгались творением своего первенца. Отец
приказал обжечь статуэтку, и она все эти годы хранилась в их доме. С этого момента маленький Биант начал заниматься
лепкой регулярно, и отец всячески развивал в нём его талант. Асклепий считал,
что умение прославить своё имя на века – великий дар богов. Прекрасные статуи
сохранили в течение столетий для потомков славные имена своих создателей:
Мирона, с его «Дискоболом», Поликрета с «Копьеносцем», «Артемида»… Какая ужасная судьба постигла память
Проксителя! Безумец Герострат сжёг чудный храм вместе со статуей богини,
простоявшей в нём не одну сотню лет. И Биант имеет все шансы оставить для
потомков своё имя в истории. А в сиянии славы сына найдётся место и для имени
его отца – так считал Асклепий, отправляя своего мальчика на остров Мелос в
школу скульптора Леарха.
Сегодня
учитель должен осмотреть и оценить творение своего ученика Он специально долгое
время не вмешивался в работу над «Афродитой», считая скульптуру Бианта ключом
от ворот в мир большого искусства. Если парню удастся создать мраморную статую
такой, какой она виделась ему, Леарху, годы, проведённые в школе, не прошли для
него даром. Если же нет, то это значит, что боги не дали юноше талант
вкладывать живую душу в каменное изваяние, не дали возможность выражать
характер человека через его позу, взгляд, мимику лица. В таком случае десять
лет были потрачены впустую, и самому учителю не удалось слепить из неумелого
мальчишки зрелого мастера, имеющего право с гордостью сказать, что он является
учеником самого Леарха.
Зная
это, Биант волновался перед предстоящим экзаменом на зрелось, и, чтобы как-то
отвлечься от тревожных мыслей, вышел на берег моря, где лёгкий свежий ветерок,
развеял бы его тревоги. Солнце приближалось к вершине горы, и было самое время
возвращаться в школу, в мастерскую, куда должен был придти для вынесения своей
оценки учитель.
…Биант
сбросил грубую холстину со своего детища, и глазам Леарха предстала статуя
полуобнажённой женщины, правая рука которой стыдливо придерживала сползающие с
бёдер одежды, а левая была закинута за голову. По началу юноша сам с
восхищением в очередной раз стал любоваться своим собственным произведением, но
быстро опомнился и перевёл взгляд на учителя. Заросшее седой бородой лицо Леарха
было суровее, чем всегда, и это не предвещало ничего хорошего. Встревоженное
сердце ученика бешено заколотилось. Леарх же обошёл статую кругом и встал к ней
лицом, нахмурив густые белые брови.
- Ты помнишь, как Афродита захотела
участвовать в войне Трои с ахейцами?
- Да, учитель, как это можно забыть? –
смиренным голосом тихо проговорил Биант.
- Ты так же помнишь, как она вместе с богами Аполлоном, Аресом и Артемидой
спасла Париса в его поединке с Менелаем?
- Конечно.
- Значит, твоя память должна сохранить и то,
что Афродита вмешалась в сражение, в котором совершал свои подвиги Диомед, и
пыталась вынести из битвы троянского героя Энея – своего сына от возлюбленного
Анфиса.
- Да, я помню, уважаемый Леарх. Диомед ещё
преследовал богиню и ранил её в руку. Арес на своей золотой колеснице доставил
Афродиту на Олимп в объятия матери Дионы.
Скульптор
отошёл на несколько шагов назад, продолжая рассматривать статую.
- Ты хорошо знаешь жизнь богини, которую
собрался увековечить.
Это
похвально. Но ответь мне, Биант, почему она у тебя как две капли воды похожа на
эту девчонку Семелу, дочь брадобрея?
Краска
залила лицо юноши. Учитель продолжил:
- Семела очень милое и женственное создание,
она способна рожать и растить детей и ухаживать за мужем. И только. Разве она
способна участвовать в войне?
Биант
опустил голову и потупил взор.
- Отвечай! – учитель повысил голос.
- Она мне очень нравится.
- Ты должен был изваять богиню, а не девчонку
с соседней улицы!
- Я представляю богиню именно такой, как
Семела.
- Дурак! – Леарх топнул в бешенстве ногой. - В
Афродите должны видеться черты матриархальной владычицы, перед которой
ощущается всё ничтожество мужского начала! А это что, я тебя спрашиваю?! Твоя
Афродита засмущалась, что вот-вот предстанет перед нами нагой. Да ей,
обитательнице Олимпа, наплевать и на тебя, и на меня, и на целую толпу
зрителей-мужчин. Афродита – богиня, а не твоя возлюбленная девка Семела!
- Не смейте называть Семелу девкой, учитель!
Она само совершенство!
- Ах, ты мне будешь ещё перечить, щенок! –
Леарх в бешенстве схватил со столика тяжёлый молоток и начал им бить по
мраморным рукам скульптуры, пока они не отломились и не упали на пол. Биант не
пытался остановить своего
разбушевавшегося учителя, а просто стоял и плакал. Сделав своё дело, тот
швырнул молоток на пол и зашагал быстрым шагом к выходу, бросив у самых дверей
сквозь зубы:
- Чтобы сейчас же не было в моей школе этого
бесформенного куска мрамора!
Погоревав
над своей неудавшейся «Афродитой» - Семелой, Биант прикатил со двора тележку,
погрузил на неё статую, покрытую холстом, и повёз её по мощёным улицам городка
на общественную свалку. Там он бережно обмотал каменное женское тело тканью и
сбросил в яму, прикрыв сверху зелёными ветками. Порывшись в висевшем у пояса
мешочке для денег, несчастный юноша нашёл на его дне несколько медных оболов.
Подбросив мелочь на ладони, он тяжело вздохнул, кинул последний взгляд на яму,
ставшую могилой его детищу, и отправился
в близлежащую корчму. Там в этот вечер он напился в стельку, стал приставать к
римскому легионеру, и полез в драку с ним. Римский меч проткнул насквозь тело
неудавшегося скульптора, и очевидцы этой трагичной сцены говорили, что тот
успел сказать перед смертью:
- Какая бессмысленная жизнь! Какой бесславный конец!
…
На острове Мелос в Эгейском море шла во всю посевная компания 1820 года. На
каменистых склонах холмов то здесь, то там виднелись фигурки крестьян с
лопатами и кирками в руках. Кто по богаче вспахивал землю при помощи плуга, а
кто победнее - вручную. Земля на острове
мало плодородная, и крестьянским семьям почти каждый год приходилось
отвоёвывать у каменистой почвы всё новые и новые участки под посев пшеницы.
Вот, и в этот год большой семье Юргоса пришлось начать обработку нового,
засыпанного камнями, участка. Камней было много, мелких и покрупнее, и сыновья
только и успевали оттаскивать корзины, наполненные ими, к оврагу. Работая в
поте лица, глава семьи Юргос проклинал свою тяжёлую крестьянскую долю.
- Будь проклята эта забытая Богом земля! -
бурчал он себе под нос, орудуя лопатой. - Почвы меньше, чем камней! –
крестьянин откинул в сторону небольшой круглый камень. Потом его лопата
врезалась в грунт и упёрлась во что-то крупное.
- Только большого валуна на моём участке не
хватало! – он стёр рукавом пот со лба. - А камень-то, какой белый, похоже,
кусок мрамора.
Юргос
начал подкапывать находку, и вскоре понял, что это не просто осколок мраморной
глыбы.
- Ба, да это бабёнка, да какая хорошенькая! И грудь у неё какая чудная! Не то, что у моей старухи висит до пояса. Только вот рук у неё почему-то нет. А в женщине руки - важная деталь, хотя есть части и поважнее, - крестьянин усмехнулся сам себе, плюнул на ладони и продолжил откапывать статуэтку. - Свезу её на рынок, авось, удастся выручить за неё деньжат на выпивку…
…-
Господа, мы продолжаем с вами экскурсию по греческим залам Лувра. Прошу вас! –
молоденькая девушка – гид вежливо предложила группе туристов пройти в следующее
помещение и поправила на носу большие очки в роговой оправе.
- Вы сразу узнали её! – по группе прокатился
рокот возбуждения. - Да! – почти выкрикнула она с пафосом. - Это знаменитая на
весь мир Венера Мелосская! Сколько обаяния в этом женском образе, сколько
нежности и стыдливости, сколько шарма! Если на свете есть богини, они должны
выглядеть именно так, я в этом убеждена! Вы спросите, кто автор этого чуда? К
сожалению, он так и остался неизвестным…
Нет комментариев. Ваш будет первым!