Помню ч. 15 37. Аудитор ч. 4 Англичанка (англосаксы) гадит
Когда в
Британии зародилась традиция «гадить» России?
В
правление королевы Виктории (1819–1901) Лондон представлял собой благодатную
почву для русофобии.
Фразу
«англичанка гадит» приписывают Александру Суворову, хотя есть предположение,
что позаимствовал он её у историков – современников своего времени. Возможно,
такая версия недалека от истины, ведь подковерная борьба с Россией началась
даже не во времена короля Георга III, правившего Великобританией с 1761 по 1811
год, а намного раньше.
Уже
в XVI веке отношения между империями были подпорчены безуспешной попыткой
англичан подчинить Москву, чтобы получить для себя экономическую выгоду: в
частности, им очень хотелось проложить через Россию путь в Персию и Индию,
которую уже начали колонизировать португальцы.
Не
добившись успеха, британцам пришлось отложить планы почти на 50 лет, когда для
вывоза товаров и ценностей своих колоний они стали использовать морские пути.
Вполне вероятно, что именно с той поры у англосаксонских предков и появилось
желание по любому поводу и без, вставлять России палки в колёса, чтобы нанести
хотя бы моральный вред, испортив репутацию на мировой арене.
Яблоко
раздора, или противостояние российских и британских интересов в Средней Азии
«Спасите
меня от моих друзей». Карикатура времён Большой игры. Афганский эмир Шир-Али
между Россией (медведь) и Британской империей (лев).
Началом
длительного геополитического соперничества двух стран, вошедшего в историю под
названием «Большая игра» или «Война теней», послужило столкновение интересов
империй в среднеазиатском регионе. Движущим мотивом Англии противостоять
России, являлся страх потерять «крупнейший бриллиант британской короны» –
Индию, которая кроме собственных территорий, включала в себя в XIX веке земли
современного Бангладеш, Бирмы и Пакистана. Именно из-за этого, любые русские
попытки проявить себя в этом регионе, встречались англичанами в штыки.
Однако
у России имелся свой план, который она не собиралась менять в угоду официальному
Лондону. В него входили решения укрепить обороноспособность южных границ за
счёт создания управляемых «буферных зон», утвердиться на среднеазиатских рынках
для сбыта товаров и закупок дешёвого сырья, необходимого быстро развивающейся
промышленности, установить контроль над племенами и ханствами опять же для
расширения торговли, доступности к хлопку и повышения приграничной
безопасности.
Англия
же в продвижении русских на юг видела прямую угрозу своим экономическим и
территориальным интересам, помня вероятно желание Павла I организовать в 1801
году военный поход на британскую Индию. При этом ни та, ни другая сторона к
открытым конфликтам не стремилась, предпочитая устанавливать в необходимых им
странах лояльную для себя власть.
Так,
например, случилось в Афганистане – важном стратегическом пункте, как для
Лондона, так и для Петербурга – где на кабульском престоле чередовались
ставленники сначала Англии, потом России. В итоге Афганский криз в 1885 году
едва не вылился в открытое вооружённое противостояние, но благодаря дипломатии,
конфликт удалось уладить и дело завершилось установкой новой границы между
Афганистаном и Российской империей.
Британская
оккупация русского Севера 1918 года
Интервенты
расстреливают коммуниста на борту корабля.
После
окончания Первой мировой войны, в которой Англия, по словам её официальной
пропаганды, участвовала «для защиты родины и всей цивилизации от нашествия
злобных тевтонов», – все враги, казалось, были повержены. Наступил прекрасный
период, чтобы заняться своими внутренними проблемами, которых и в стране, и в
колониях накопилось с большим избытком.
Однако
боевой пыл не иссяк, и Лондон без колебаний втянулся в другую войну – с
Россией. Правда, объявления о ней, как всегда, не было, но страна Советов
ослаблена противостоянием с Германией, революциями и Гражданской войной, так
почему бы не попытать счастья – захватить «под шумок» кусок территории,
оказывая военную помощь «аборигенам», противостоящим большевикам.
С
марта 1918 года в Мурманске начали высаживаться первые отряды
англо-франко-американских сил, численность которых в разгар Северной «русской»
компании исчислялась: британцами – 6 832 чел., итальянцами – 1 251 чел.,
сербами – 1 200 чел., французами – 731 чел.
В
августе состоялась высадка интервентов в Архангельске, куда прибыло сразу 9 000
солдат, к которым через короткое время примкнуло ещё 4 000. И здесь численное
преимущество находилось на стороне британских подданных – из 13 172 военных 6
283 человек составляли английские солдаты и офицеры, 5 203 чел. – американцы, 1
686 чел. – французы.
Русские
противники социалистического строя не скрывали радости: местные Советы были
разогнаны, большевистские лидеры расстреляны, а все ключевые населённые пункты,
уже к лету 1918 года находились в руках иностранных «освободителей», которых, к
слову сказать, было в 5-6 раз больше, чем бойцов Колчака, Юденича и Деникина
вместе взятых.
Русский ответ,
или как отступали англичане из Архангельска и Мурманска
Первоначально
дела у интервентов складывались лучше некуда: сказывался и колониальный опыт, и
численное преимущество, и поддержка новейшей британской техникой – танками,
бомбардировщиками, артиллерией – поставляемой прямиком из туманного Альбиона.
Однако ожесточённое сопротивление «варварской» Красной Армии, которую
поддерживали партизаны и местное население, не давало надолго укрепиться на
завоёванных территориях. Интервенты отступали, уничтожая собственные боевые
плавсредства и тяжёлую технику.
В
сентябре 1919 года отряды Антанты, возглавляемые британцами, покинули русский
Север, расстреляв за 1,5 года оккупации более 4 000 человек и оставив в бухте
Иоканьга и на о. Мудьюг концентрационные лагеря, с которыми успело
«ознакомиться» почти 53 000 людей из местного населения.
Бараки
Йоканьгской каторжной тюрьмы. Пенитенциарное учреждение для политических
заключённых, созданное интервентами и существовавшее с сентября 1919 года по
февраль 1920 года.
Без
поддержки иностранными войсками сторонники Временного правительства не
продержались и полгода: 20 февраля 1920 года красноармейцы заняли Архангельск,
13 марта – в Мурманске окончательно установилась советская власть. Исходя даже
из этих данных, без английской «помощи», Гражданская война могла продлиться
вместо 5 лет максимум 2-3 года.
Кирилл,
как истинный патриот России, верит в свою страну, в свой народ, он как-то нашёл
в интернете высказывание: «Россию можно только верить», и прочитал
высказывания отдельных авторов очень внимательно.
«В
последние годы классическая тютчевская формула "в Россию можно только
верить”, еще недавно дававшая многим
российским политикам и экономистам лишь повод для иронии, вновь стала
чрезвычайно популярной.
На
подъездах к Москве вдоль железнодорожных путей установлены лозунги: "Здоровье
духовное – это вера в Россию”. Быть патриотом сегодня – признак хорошего тона.
Но какой смысл, вкладывают российские политики и чиновники в эти слова? Что
такое в их понимании вера в Россию?
Анатолий
СЕРДЮКОВ, руководитель Федеральной налоговой службы:
Вера
это то, что поддерживает в трудную минуту.
Вера
в Россию – это, прежде всего, любовь к своему народу и к Родине. Не соглашусь с
тем, что сегодня быть патриотом – признак хорошего тона. Уверен, что любовь к
Родине – это не признак времени, не модное веяние. Наоборот, это естественно
для русского человека, для гражданина России. Ведь, по-моему, быть русским –
это уже само по себе означает любить свою страну, верить в Россию, в русский
народ и его силу. Иначе какой же ты русский?
Вера
в Россию связана с историей, с памятью. Мы помним великие подвиги отцов,
гордимся нашими предками. Теми, кто делал великие открытия и создал шедевры
искусства, строил страну и защищал ее от врага, сражаясь на фронтах и работая в
тылу. Осознание того, что мы являемся продолжателями великой нации, живем в
великой стране, придают сил в трудную минуту, помогают принимать верные
решения, дают сил для шага вперед. Наверное, это и есть вера в Россию – потому
как вера вообще, и вера в Россию в частности, – это то, что поддерживает в
трудную минуту. Ведь если мы верим в Россию, то никакие испытания на ее пути не
могут нас устрашить.
Для
меня вера в Россию – это, конечно, и вера в ее будущее, которое находится в
неразрывной связи с духовно-культурными традициями России, строится на
самобытности и том, что принято называть духовным наследием страны. Строя
завтрашний день, нельзя слепо копировать западный опыт, нельзя забывать о
самобытности, о том особом духе, менталитете русского народа. Как экономист, я
верю и в экономическое будущее России. В настоящее время потенциал нашей страны
реализован лишь частично, но уже сейчас в России наблюдается восстановительный
экономический рост, улучшаются экономические показатели, в общем, есть повод
для оптимизма.
Верить
в Россию – это значит верить и в подрастающее поколение, в молодежь. О том,
какая перспективная у нас молодежь, я сужу не понаслышке: треть сотрудников
Федеральной налоговой службы – это молодые ребята в возрасте до тридцати лет.
Вера в Россию – это и вера каждого из нас в себя, свои силы: вера в то, что и
ты сам, твои способности будут востребованы Россией, а твой труд и твои дела
принесут пользу Родине.
Владимир
ЯКУНИН, председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного и Центра
Национальной Славы России:
Вера,
любовь и служение взаимосвязаны
Вера
в Россию – это, в первую очередь, осознание ответственности за свою страну. Это
гордость ее прошлым и вера в ее славное будущее. Это готовность вносить свой
вклад в устроение того общества, в котором предстоит жить нашим детям и внукам.
В
начале 90-х активное распространение получили ценности "общества потребления”.
Личная выгода, стремление к власти, стали определять поведение многих людей.
Стало неприлично говорить о службе в армии, о государственной службе, о
патриотизме, о государственных интересах. Само слово "служение” воспринималось
анахронизмом.
В
последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. Люди понимают, что нельзя, с
одной стороны, безоглядно стремиться к собственной выгоде без учета
общественных интересов, а с другой стороны, – нельзя всю жизнь быть на
иждивении собственного государства.
Все
больше людей воспринимают любовь к своему Отечеству и к ближнему своему, а
также веру как истинные, непреходящие ценности. Вместе с тем, они не могут быть
пассивны. Поэтому понятия "вера”, "любовь” и "служение” взаимосвязаны. Любить
ближнего своего, служить государству – вот проявления настоящей любви и веры.
Вера
в Россию жива поступками: добросовестным выполнением своих профессиональных
обязанностей, помощью родным и близким и заботой о них, общественным служением.
В
общественных проектах Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы
России принимают участие ученые, политики, бизнесмены, актеры, режиссеры,
священнослужители и многие другие. Мы убеждены, что принесение в Россию по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго
Благодатного Огня, мощей Андрея Первозванного, Великой княгини Елизаветы
Федоровны и инокини Варвары, десницы Иоанна Крестителя способствует духовному
возрождению нашего общества. Мы стремимся помогать в восстановлении и
обустройстве Соловецкого и Валаамского монастырей, Марфо-Мариинской обители,
церквей в отдаленных регионах России, остро нуждающихся в поддержке. Программа
"Служение Отечеству: События и имена” напоминает об исторических фигурах,
внесших значительный вклад в обустройство нашего государства. Надеюсь, что
международные проекты наших общественных организаций такие, как недавно
состоявшийся Форум "Диалог цивилизаций”, помогают укреплять позиции России в
мировом сообществе. Мы с глубоким удовлетворением отмечаем, что число людей из
разных регионов России, стремящихся участвовать в наших мероприятиях,
стремящихся внести свой посильный вклад в обустройство нашего общества,
значительно увеличивается из года в год.
Никита БЕЛЫХ,
председатель Федерального политсовета политической партии "Союз правых сил”:
Я
хочу жить в стране, которую уважают
Для
меня верить в Россию, быть патриотом – значит делать все от меня зависящее для
того, чтобы Россия стала сильным демократическим государством. И правая
идеология, и Православие исходят из человека: для нас, как и для нашей Церкви,
превыше всего человек, его благополучие, не только физическое, материальное, но
и духовное.
Я
считаю, что только в демократическом обществе человек способен по-настоящему
раскрыться, чего-то добиться в жизни, исполнить свое земное предназначение. А
это значит – постоянно самосовершенствоваться, достигать все больших высот.
По-моему, это не противоречит основам Православия.
Для
меня быть патриотом значит не демонстрировать собственное превосходство, а
работать для того, чтобы у людей была возможность достойно жить, зарабатывать,
иметь хорошее жилье, растить детей, заботиться о семье, получать образование.
Только такой человек – самодостаточный, уверенный в себе, свободный – может по
праву гордиться своей страной и любить ее. Настоящий патриотизм возможен лишь в
самодостаточном обществе. В обществе неблагополучном рождается ксенофобия,
неприятие других людей по национальному или религиозному признаку. Но
либерализму, как и Православию, чуждо деление людей на лучших и худших, которое
чаще всего приводит к ограничению прав и свобод, как отдельных граждан, так и
целых народов.
А
я хочу жить в стране, которую уважают, а не боятся.
Иван
МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной
Думы:
Вера
в Россию - это вера в наших людей
Вера
в Россию для меня – это, прежде всего, вера в наших людей. В их способность
преодолевать сложности и преграды, давать миру новое в науке, искусстве, других
сферах. Наш народ не похож ни на кого и силен единством многих национальностей,
пропитавших друг друга своей культурой и сохранивших самобытность каждой из
них.
Вера
в народ дает силы, какой бы сложной ни была ситуация в стране.
А
корни патриотизма – в любви к Родине. В уважении к тем ценностям, которые
исконно присущи нашему народу. Прежде всего – к справедливости, которая
является одной из ведущих идей Православия и главной идеей партии, которую я
представляю.
Сергей
БАБУРИН, партия Национального возрождения "Народная воля”:
Без
веры у патриотов опустились бы руки
Несмотря
на все сложности девяностых годов, Россия возродится, как птица Феникс из
пепла. Был и остаюсь оптимистом, ибо от пессимизма до отчаяния один шаг, а
отчаяние – большой грех. Не случайно говорили, что даже если всего один уезд
останется от России, то и оттуда пойдет Земля Русская!
Сегодня
наша страна стоит перед многими вызовами, нет необходимости их все перечислять
– они у всех на слуху. Здесь и демография, и пьянство, и много всего другого.
Без веры православной у многих патриотов опустились бы руки. Но нет! Преодолевая
многие препятствия, русские люди отстраивают заново дом своей
государственности, и нет никаких сомнений, что Россия воспрянет. И мы в своей
деятельности стремимся во всем поддерживать священноначалие Русской
Православной Церкви – и прежде всего, в вопросе обучения детей Основам
православной культуры.
Григорий
ЯВЛИНСКИЙ, председатель Российской демократической партии "Яблоко”:
Любить
Родину - значит видеть образ Божий в людях
Любить
свою страну, быть православным патриотом – значит любить своих ближних, всех
живущих в твоей стране людей, окружающих тебя, знакомых и незнакомых. А как еще
можно любить свою Родину, если не любить людей, которые в ней живут?
Сочувствовать, защищать жизнь, здоровье и достоинство, например, мальчиков,
которых калечат в армии, детей из бедных семей, которые не получат высшего
образования, людей с другим цветом кожи или формой носа, которые ходят по нашим
улицам…
Можно
ли сегодня говорить о Православии в политике? Не думаю. Ни о Православии, ни о
христианстве вообще. Посмотрите на конкретные дела власти – какое же это
Православие?
Православное
отношение к Родине – видеть образ Божий в людях, которые рядом.
"Умеренный
национализм” означает – своих любить, а чужих нет, а ксенофобия – это вообще
ненависть к чужакам. Христианство, Православие здесь ни при чем.
Дмитрий
ЗЕЛЕНИН, губернатор Тверской области:
Верить
в свой народ
Верить
в Россию – это значит верить в наш народ, в нашу страну, в ее значение для
всего человечества. Верить, что наша страна может и должна быть экономически
крепким, суверенным государством, с сильными позициями в мировом сообществе.
Нужно
понимать, что Россия – это особая самостоятельная цивилизация. Это не просто
страна, а именно цивилизация, особая культура, так же, как Запад, Китай, Индия,
исламский мир. При этом каждая культура развивает свой тип религиозности; для
нас это, прежде всего, Православие.
Да,
у нас многонациональная страна, мы придерживаемся принципов толерантности и
неконфликтного сосуществования разных народов и религий. Но именно в Православии
– исторические корни нашей, российской культуры. Поэтому, конечно же,
патриотическое воспитание в значительной степени должно вестись с помощью
Православной Церкви. Это одна из Ее важнейших миссий в современном обществе.
При
этом я считаю, что недостаточно просто верить в Россию. Настоящий патриот
должен быть подвижником возрождения своего Отечества, должен начинать это
возрождение с себя, со своего села или города. Это касается как вопросов
духовности, так и социальных, экономических аспектов. Все это нужно решать
комплексно.
Если
же говорить о будущем России, то наша цель – стать развитой страной, в которой
не просто сосуществуют, а эффективно взаимодействуют сильная власть и
цивилизованное гражданское общество. Где определяющую роль будет играть средний
класс – потребитель политической стабильности и противник революционных
потрясений, какого бы цвета они ни были. Где проводится эффективная социальная,
в том числе демографическая политика, уважаются исторические традиции,
неразрывна связь поколений. Которая занимает почетное и уважаемое место в мире.
И понятно, что без оптимального синтеза различных составляющих российской
культуры достижение этой цели выглядит невозможным.
Александр
СОКОЛОВ, министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Итог
длительного духовного созревания
Если
пытаться ответить на заданный вопрос предельно кратко, то вера в Россию,
безусловно, зиждется на широко понимаемом чувстве соборности. Но такое чувство
– итог длительного духовного созревания человека. На разных этапах жизненного
пути вера в Россию, в Родину проявляется по-разному, соответствуя степени
усвоения этих емких понятий.
В
пору детства она неразрывно связана с чувством защищенности, которое изначально
исходит от тепла материнской груди, от силы отцовских рук. Это же чувство
защищенности позднее ширится при познании ребенком того, что называют малой
родиной. Память навсегда сохраняет и любимую с детства тропинку, и укромный
уголок в саду, и заросший пруд с карасями… Бережное отношение к матери-природе
формируется в человеке именно так.
Но
проявление бережности – это уже иной модус веры. Взрослея, человек осознает
себя самого защитником того, что близко и дорого. И ищет вокруг себя
единомышленников, обретая то самое чувство духовной соборности.
Национальная
гордость, таким образом, и есть вера в Россию. Ее источником является
отечественная культура, познание которой бесконечно. Именно этот источник
оказывается спасительным в час суровых испытаний.
А вот статья на ИА REGNUM. Александра Тачкова
Когда
их Родина столкнулась с санкциями, давлением и необходимостью бороться за свое
выживание, богатейшие россияне просто постарались максимально сократить
собственные издержки, спасти яхты и самолеты, и во что бы то ни стало сохранить
лондонский образ жизни. Спецоперация России на Украине не вызвала никакого
всплеска патриотизма среди представителей отечественного бизнеса. В целом
истеблишмент старается избегать каких-либо ассоциаций с этой темой.
Репатриация
вместо патриотизма
Михаил
Прохоров, владелец группы компаний
ОНЭКСИМ, который занимает 136-ю строчку рейтинга миллиардеров Bloomberg с
состоянием в 13,8 млрд. долларов, решил получить израильское гражданство.
Информационное
агентство Ynet со ссылкой собственные источники сообщило, что несколько дней
назад предприниматель прилетел в Израиль из Швейцарии. С тех пор он
подал все необходимые документы, в том числе справку об отсутствии судимостей
за рубежом. Согласно местным законам, он имеет право на репатриацию — алию.
Прохоров
является президентом крупного российского инвестиционного фонда со
штаб-квартирой в Москве; группа компаний ОНЭКСИМ владеет активами в финансовой
сфере, металлургическими предприятиями. В прошлом группе компаний Михаила
Прохорова принадлежала значительная доля в медиахолдинге РБК.
В
конце марта Прохоров улетел в Израиль. Телеканал Мир24 сообщил, что
официальный представитель бизнесмена назвал причиной поездки «медицинское
обследование». В РБК повторили версию, озвученную Ynet.
Как
отмечает агентство «Детали», существуют поводы подозревать бизнесмена в
стремлении сменить гражданство: он активно распродавал свои активы еще с
2016 года. В результате его капитал сформировался из проданных активов: 9 млрд
долларов принес ему банк «Ренессанс Капитал», еще 1,4 млрд — продажа доли в
компании «РУСАЛ». В ноябре 2021 года Прохоров продал государственной
корпорации свой последний крупный промышленный актив — частную
энергетическую компанию «Квадра».
Исходя
из этого, есть основания предполагать, что российский бизнесмен Михаил Прохоров
может попытаться совершить алию в Израиль и забрать с собой большую часть своих
капиталов.
В
новые санкционные списки, составляемые на Западе, вошли сотни самых разных
фигур, не исключая и некоторых богатейших людей России. Как отмечают аналитики
Bloomberg, неясно, по какому принципу составляются списки США, Великобритании и
Евросоюза, — единой системы не прослеживается. До сих пор Прохорову удавалось
избегать санкций, но теперь, если он останется российским бизнесменом, может
достаться и ему.
Все нажитое
непосильным трудом…
В
этом случае он может оказаться в затруднительном положении, как российский
предприниматель Петр Авен (471-й номер в
списке Bloomberg с 5,69 млрд долларов), который попал под санкции
Великобритании и, тем не менее, планирует остаться в Лондоне.
В
беседе с Financial Times бывший глава «Альфа-Банка» жаловался, что буквально
«не знает, как теперь выживать» — банкиру нужен личный водитель, поскольку сам
он машину не водит, он не уверен, позволят ли ему нанять уборщицу, британские
адвокаты не желают с ним работать. По его словам, «все, что он строил 30 лет»,
рухнуло в одну ночь — и все это из-за того, что Авен оказался на одной
фотографии с президентом Владимиром Путиным.
Когда
стало известно, что денежные переводы из России скоро закроют, жена Петра Авена
несколько дней подряд провела в турне по лондонским банкоматам и постаралась
снять как можно больше наличных «на повседневные нужды».
А
вот партнеру Авена основателю «Альфа-Банка» Михаилу Фридману это
не удалось: в интервью Bloomberg — взятом также в Лондоне — он
рассказал, как из-за санкций Евросоюза ему заблокировали счета, и оплата любых
услуг, например, уборщицы, стала невозможной. Обладатель состояния в 10,6 млрд
долларов внезапно оказался без денег.
«Я
не знаю, как жить, — говорит Фридман собеседнику, узнав, что Великобритания
тоже ввела против него санкции. — Я не знаю, правда не знаю».
Не
иметь возможности жить в Лондоне для Михаила Фридмана — настоящий удар:
сохранив российское и израильское гражданства, бизнесмен живет в британской
столице с 2015 года и даже восстановил и перестроил в качестве своего семейного
дома исторический Этлон-Хаус в районе Хайгейт. Как и для десятков других
богатейших людей со всего мира и их семей, Лондон успел стать для Фридмана
новой родиной.
Уплывающие
активы
Многим
российским предпринимателям пришлось спешно спасать от арестов свое движимое
имущество — суперъяхты. Своих судов лишились Алишер Усманов, чья
156-метровая яхта «Дильбар» стоимостью 600 млн долларов была арестована в
Гамбурге, владелец «ЕвроХима» Алексей Мельниченко, чью
143-метровую футуристическую яхту SY A захватили в итальянском Триесте, и
акционер газового гиганта НОВАТЭК Геннадий Тимченко, чью «скромную»
38-метровую «Лену» удерживают в Сан-Ремо.
Не
повезло и магнату Алексею Мордашову, третьему в
списке богатейших россиян и обладателю состояния в 23,3 млрд долларов: в
итальянском порту Империа полиция арестовала его 65-метровую яхту Lady M под
флагом Каймановых островов.
Однако
второму его кораблю повезло — 142-метровая суперъяхта Nord в момент введения санкций
находилась в юрисдикции Сейшельских островов, и к 31 марта совершила успешный
переход во Владивосток. Теперь жители города впервые могут полюбоваться
300-миллионным плавучим сокровищем своего соотечественника в бухте Золотой Рог.
Как отмечает портал Vl.ru, на борту яхты — ни одного русскоговорящего
человека.
Исключения из
правил
Впрочем,
не все бизнесмены стараются совсем абстрагироваться от спецоперации. В
частности, в Крыму начал работу «Промсвязьбанк» Петра Фрадкова,
а Андрей Костин заявил, что ВТБ придет в регион в ближайшее
время.
Предприниматель
Константин Малофеев, покровительствующий Союзу
добровольцев Донбасса, пообещал направить на нужды спецоперации
миллиард рублей, который он отсудил у компании Google.
А
петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, который не
только выделил семьям беженцев с Донбасса несколько домов в Ленинградской
области, но и, по слухам, стал одним из немногих, кто после начала
спецоперации посетил ЛДНР лично (такие данные приводит украинская
разведка). Подтверждают присутствие одиозного бизнесмена на Донбассе и
различные Telegram-каналы.
Однако
стоит отметить, что Пригожин и Малофеев — не главные показатели настроения
элит.
Оба
они сильно выделяются своими патриотическими настроениями. А первый знаменит не
только высказываниями, но и, по версии иностранных СМИ, также якобы связан с
«ЧВК Вагнера» — российской вооруженной группой, работающей по всему миру.
А
в целом, истории про богатейших российских бизнесменов обладают одной общей
чертой: они не имеют никакого отношения к России. Из двух десятков
предпринимателей в списке Bloomberg 13 человек занимаются тем, что добывают
природные ресурсы на территории Российской Федерации (железо, золото, никель,
нефть, газ, лес) и продают их за рубеж.
Полученные
деньги они тратят на реновацию исторических особняков в Лондоне, суперъяхты,
большинство которых никогда не заходят в российские порты, или зарубежные
спортивные клубы — вроде нью-йоркской бейсбольной команды «Бруклин Нетс»,
которую в 2010 году купил Михаил Прохоров.
Мощнейшие
экономические санкции, которые их авторы (в том числе в Лондоне) открыто
называют попыткой «изолировать», «удушить» и «разорвать в клочья» экономику
России, никак не повлияли на отношение этих бизнесменов к своей стране.
О санкциях, которые стали таким испытанием для
Фридмана и Авена, они говорят, как о «досадном недоразумении», и надеются на
скорейшее возобновление нормальных
деловых отношений с Западом — то есть продажу за рубеж российских природных
ресурсов.
Когда в
Британии зародилась традиция «гадить» России?
В
правление королевы Виктории (1819–1901) Лондон представлял собой благодатную
почву для русофобии.
Фразу
«англичанка гадит» приписывают Александру Суворову, хотя есть предположение,
что позаимствовал он её у историков – современников своего времени. Возможно,
такая версия недалека от истины, ведь подковерная борьба с Россией началась
даже не во времена короля Георга III, правившего Великобританией с 1761 по 1811
год, а намного раньше.
Уже
в XVI веке отношения между империями были подпорчены безуспешной попыткой
англичан подчинить Москву, чтобы получить для себя экономическую выгоду: в
частности, им очень хотелось проложить через Россию путь в Персию и Индию,
которую уже начали колонизировать португальцы.
Не
добившись успеха, британцам пришлось отложить планы почти на 50 лет, когда для
вывоза товаров и ценностей своих колоний они стали использовать морские пути.
Вполне вероятно, что именно с той поры у англосаксонских предков и появилось
желание по любому поводу и без, вставлять России палки в колёса, чтобы нанести
хотя бы моральный вред, испортив репутацию на мировой арене.
Яблоко
раздора, или противостояние российских и британских интересов в Средней Азии
«Спасите
меня от моих друзей». Карикатура времён Большой игры. Афганский эмир Шир-Али
между Россией (медведь) и Британской империей (лев).
Началом
длительного геополитического соперничества двух стран, вошедшего в историю под
названием «Большая игра» или «Война теней», послужило столкновение интересов
империй в среднеазиатском регионе. Движущим мотивом Англии противостоять
России, являлся страх потерять «крупнейший бриллиант британской короны» –
Индию, которая кроме собственных территорий, включала в себя в XIX веке земли
современного Бангладеш, Бирмы и Пакистана. Именно из-за этого, любые русские
попытки проявить себя в этом регионе, встречались англичанами в штыки.
Однако
у России имелся свой план, который она не собиралась менять в угоду официальному
Лондону. В него входили решения укрепить обороноспособность южных границ за
счёт создания управляемых «буферных зон», утвердиться на среднеазиатских рынках
для сбыта товаров и закупок дешёвого сырья, необходимого быстро развивающейся
промышленности, установить контроль над племенами и ханствами опять же для
расширения торговли, доступности к хлопку и повышения приграничной
безопасности.
Англия
же в продвижении русских на юг видела прямую угрозу своим экономическим и
территориальным интересам, помня вероятно желание Павла I организовать в 1801
году военный поход на британскую Индию. При этом ни та, ни другая сторона к
открытым конфликтам не стремилась, предпочитая устанавливать в необходимых им
странах лояльную для себя власть.
Так,
например, случилось в Афганистане – важном стратегическом пункте, как для
Лондона, так и для Петербурга – где на кабульском престоле чередовались
ставленники сначала Англии, потом России. В итоге Афганский криз в 1885 году
едва не вылился в открытое вооружённое противостояние, но благодаря дипломатии,
конфликт удалось уладить и дело завершилось установкой новой границы между
Афганистаном и Российской империей.
Британская
оккупация русского Севера 1918 года
Интервенты
расстреливают коммуниста на борту корабля.
После
окончания Первой мировой войны, в которой Англия, по словам её официальной
пропаганды, участвовала «для защиты родины и всей цивилизации от нашествия
злобных тевтонов», – все враги, казалось, были повержены. Наступил прекрасный
период, чтобы заняться своими внутренними проблемами, которых и в стране, и в
колониях накопилось с большим избытком.
Однако
боевой пыл не иссяк, и Лондон без колебаний втянулся в другую войну – с
Россией. Правда, объявления о ней, как всегда, не было, но страна Советов
ослаблена противостоянием с Германией, революциями и Гражданской войной, так
почему бы не попытать счастья – захватить «под шумок» кусок территории,
оказывая военную помощь «аборигенам», противостоящим большевикам.
С
марта 1918 года в Мурманске начали высаживаться первые отряды
англо-франко-американских сил, численность которых в разгар Северной «русской»
компании исчислялась: британцами – 6 832 чел., итальянцами – 1 251 чел.,
сербами – 1 200 чел., французами – 731 чел.
В
августе состоялась высадка интервентов в Архангельске, куда прибыло сразу 9 000
солдат, к которым через короткое время примкнуло ещё 4 000. И здесь численное
преимущество находилось на стороне британских подданных – из 13 172 военных 6
283 человек составляли английские солдаты и офицеры, 5 203 чел. – американцы, 1
686 чел. – французы.
Русские
противники социалистического строя не скрывали радости: местные Советы были
разогнаны, большевистские лидеры расстреляны, а все ключевые населённые пункты,
уже к лету 1918 года находились в руках иностранных «освободителей», которых, к
слову сказать, было в 5-6 раз больше, чем бойцов Колчака, Юденича и Деникина
вместе взятых.
Русский ответ,
или как отступали англичане из Архангельска и Мурманска
Первоначально
дела у интервентов складывались лучше некуда: сказывался и колониальный опыт, и
численное преимущество, и поддержка новейшей британской техникой – танками,
бомбардировщиками, артиллерией – поставляемой прямиком из туманного Альбиона.
Однако ожесточённое сопротивление «варварской» Красной Армии, которую
поддерживали партизаны и местное население, не давало надолго укрепиться на
завоёванных территориях. Интервенты отступали, уничтожая собственные боевые
плавсредства и тяжёлую технику.
В
сентябре 1919 года отряды Антанты, возглавляемые британцами, покинули русский
Север, расстреляв за 1,5 года оккупации более 4 000 человек и оставив в бухте
Иоканьга и на о. Мудьюг концентрационные лагеря, с которыми успело
«ознакомиться» почти 53 000 людей из местного населения.
Бараки
Йоканьгской каторжной тюрьмы. Пенитенциарное учреждение для политических
заключённых, созданное интервентами и существовавшее с сентября 1919 года по
февраль 1920 года.
Без
поддержки иностранными войсками сторонники Временного правительства не
продержались и полгода: 20 февраля 1920 года красноармейцы заняли Архангельск,
13 марта – в Мурманске окончательно установилась советская власть. Исходя даже
из этих данных, без английской «помощи», Гражданская война могла продлиться
вместо 5 лет максимум 2-3 года.
Кирилл,
как истинный патриот России, верит в свою страну, в свой народ, он как-то нашёл
в интернете высказывание: «Россию можно только верить», и прочитал
высказывания отдельных авторов очень внимательно.
«В
последние годы классическая тютчевская формула "в Россию можно только
верить”, еще недавно дававшая многим
российским политикам и экономистам лишь повод для иронии, вновь стала
чрезвычайно популярной.
На
подъездах к Москве вдоль железнодорожных путей установлены лозунги: "Здоровье
духовное – это вера в Россию”. Быть патриотом сегодня – признак хорошего тона.
Но какой смысл, вкладывают российские политики и чиновники в эти слова? Что
такое в их понимании вера в Россию?
Анатолий
СЕРДЮКОВ, руководитель Федеральной налоговой службы:
Вера
это то, что поддерживает в трудную минуту.
Вера
в Россию – это, прежде всего, любовь к своему народу и к Родине. Не соглашусь с
тем, что сегодня быть патриотом – признак хорошего тона. Уверен, что любовь к
Родине – это не признак времени, не модное веяние. Наоборот, это естественно
для русского человека, для гражданина России. Ведь, по-моему, быть русским –
это уже само по себе означает любить свою страну, верить в Россию, в русский
народ и его силу. Иначе какой же ты русский?
Вера
в Россию связана с историей, с памятью. Мы помним великие подвиги отцов,
гордимся нашими предками. Теми, кто делал великие открытия и создал шедевры
искусства, строил страну и защищал ее от врага, сражаясь на фронтах и работая в
тылу. Осознание того, что мы являемся продолжателями великой нации, живем в
великой стране, придают сил в трудную минуту, помогают принимать верные
решения, дают сил для шага вперед. Наверное, это и есть вера в Россию – потому
как вера вообще, и вера в Россию в частности, – это то, что поддерживает в
трудную минуту. Ведь если мы верим в Россию, то никакие испытания на ее пути не
могут нас устрашить.
Для
меня вера в Россию – это, конечно, и вера в ее будущее, которое находится в
неразрывной связи с духовно-культурными традициями России, строится на
самобытности и том, что принято называть духовным наследием страны. Строя
завтрашний день, нельзя слепо копировать западный опыт, нельзя забывать о
самобытности, о том особом духе, менталитете русского народа. Как экономист, я
верю и в экономическое будущее России. В настоящее время потенциал нашей страны
реализован лишь частично, но уже сейчас в России наблюдается восстановительный
экономический рост, улучшаются экономические показатели, в общем, есть повод
для оптимизма.
Верить
в Россию – это значит верить и в подрастающее поколение, в молодежь. О том,
какая перспективная у нас молодежь, я сужу не понаслышке: треть сотрудников
Федеральной налоговой службы – это молодые ребята в возрасте до тридцати лет.
Вера в Россию – это и вера каждого из нас в себя, свои силы: вера в то, что и
ты сам, твои способности будут востребованы Россией, а твой труд и твои дела
принесут пользу Родине.
Владимир
ЯКУНИН, председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного и Центра
Национальной Славы России:
Вера,
любовь и служение взаимосвязаны
Вера
в Россию – это, в первую очередь, осознание ответственности за свою страну. Это
гордость ее прошлым и вера в ее славное будущее. Это готовность вносить свой
вклад в устроение того общества, в котором предстоит жить нашим детям и внукам.
В
начале 90-х активное распространение получили ценности "общества потребления”.
Личная выгода, стремление к власти, стали определять поведение многих людей.
Стало неприлично говорить о службе в армии, о государственной службе, о
патриотизме, о государственных интересах. Само слово "служение” воспринималось
анахронизмом.
В
последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. Люди понимают, что нельзя, с
одной стороны, безоглядно стремиться к собственной выгоде без учета
общественных интересов, а с другой стороны, – нельзя всю жизнь быть на
иждивении собственного государства.
Все
больше людей воспринимают любовь к своему Отечеству и к ближнему своему, а
также веру как истинные, непреходящие ценности. Вместе с тем, они не могут быть
пассивны. Поэтому понятия "вера”, "любовь” и "служение” взаимосвязаны. Любить
ближнего своего, служить государству – вот проявления настоящей любви и веры.
Вера
в Россию жива поступками: добросовестным выполнением своих профессиональных
обязанностей, помощью родным и близким и заботой о них, общественным служением.
В
общественных проектах Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы
России принимают участие ученые, политики, бизнесмены, актеры, режиссеры,
священнослужители и многие другие. Мы убеждены, что принесение в Россию по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго
Благодатного Огня, мощей Андрея Первозванного, Великой княгини Елизаветы
Федоровны и инокини Варвары, десницы Иоанна Крестителя способствует духовному
возрождению нашего общества. Мы стремимся помогать в восстановлении и
обустройстве Соловецкого и Валаамского монастырей, Марфо-Мариинской обители,
церквей в отдаленных регионах России, остро нуждающихся в поддержке. Программа
"Служение Отечеству: События и имена” напоминает об исторических фигурах,
внесших значительный вклад в обустройство нашего государства. Надеюсь, что
международные проекты наших общественных организаций такие, как недавно
состоявшийся Форум "Диалог цивилизаций”, помогают укреплять позиции России в
мировом сообществе. Мы с глубоким удовлетворением отмечаем, что число людей из
разных регионов России, стремящихся участвовать в наших мероприятиях,
стремящихся внести свой посильный вклад в обустройство нашего общества,
значительно увеличивается из года в год.
Никита БЕЛЫХ,
председатель Федерального политсовета политической партии "Союз правых сил”:
Я
хочу жить в стране, которую уважают
Для
меня верить в Россию, быть патриотом – значит делать все от меня зависящее для
того, чтобы Россия стала сильным демократическим государством. И правая
идеология, и Православие исходят из человека: для нас, как и для нашей Церкви,
превыше всего человек, его благополучие, не только физическое, материальное, но
и духовное.
Я
считаю, что только в демократическом обществе человек способен по-настоящему
раскрыться, чего-то добиться в жизни, исполнить свое земное предназначение. А
это значит – постоянно самосовершенствоваться, достигать все больших высот.
По-моему, это не противоречит основам Православия.
Для
меня быть патриотом значит не демонстрировать собственное превосходство, а
работать для того, чтобы у людей была возможность достойно жить, зарабатывать,
иметь хорошее жилье, растить детей, заботиться о семье, получать образование.
Только такой человек – самодостаточный, уверенный в себе, свободный – может по
праву гордиться своей страной и любить ее. Настоящий патриотизм возможен лишь в
самодостаточном обществе. В обществе неблагополучном рождается ксенофобия,
неприятие других людей по национальному или религиозному признаку. Но
либерализму, как и Православию, чуждо деление людей на лучших и худших, которое
чаще всего приводит к ограничению прав и свобод, как отдельных граждан, так и
целых народов.
А
я хочу жить в стране, которую уважают, а не боятся.
Иван
МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной
Думы:
Вера
в Россию - это вера в наших людей
Вера
в Россию для меня – это, прежде всего, вера в наших людей. В их способность
преодолевать сложности и преграды, давать миру новое в науке, искусстве, других
сферах. Наш народ не похож ни на кого и силен единством многих национальностей,
пропитавших друг друга своей культурой и сохранивших самобытность каждой из
них.
Вера
в народ дает силы, какой бы сложной ни была ситуация в стране.
А
корни патриотизма – в любви к Родине. В уважении к тем ценностям, которые
исконно присущи нашему народу. Прежде всего – к справедливости, которая
является одной из ведущих идей Православия и главной идеей партии, которую я
представляю.
Сергей
БАБУРИН, партия Национального возрождения "Народная воля”:
Без
веры у патриотов опустились бы руки
Несмотря
на все сложности девяностых годов, Россия возродится, как птица Феникс из
пепла. Был и остаюсь оптимистом, ибо от пессимизма до отчаяния один шаг, а
отчаяние – большой грех. Не случайно говорили, что даже если всего один уезд
останется от России, то и оттуда пойдет Земля Русская!
Сегодня
наша страна стоит перед многими вызовами, нет необходимости их все перечислять
– они у всех на слуху. Здесь и демография, и пьянство, и много всего другого.
Без веры православной у многих патриотов опустились бы руки. Но нет! Преодолевая
многие препятствия, русские люди отстраивают заново дом своей
государственности, и нет никаких сомнений, что Россия воспрянет. И мы в своей
деятельности стремимся во всем поддерживать священноначалие Русской
Православной Церкви – и прежде всего, в вопросе обучения детей Основам
православной культуры.
Григорий
ЯВЛИНСКИЙ, председатель Российской демократической партии "Яблоко”:
Любить
Родину - значит видеть образ Божий в людях
Любить
свою страну, быть православным патриотом – значит любить своих ближних, всех
живущих в твоей стране людей, окружающих тебя, знакомых и незнакомых. А как еще
можно любить свою Родину, если не любить людей, которые в ней живут?
Сочувствовать, защищать жизнь, здоровье и достоинство, например, мальчиков,
которых калечат в армии, детей из бедных семей, которые не получат высшего
образования, людей с другим цветом кожи или формой носа, которые ходят по нашим
улицам…
Можно
ли сегодня говорить о Православии в политике? Не думаю. Ни о Православии, ни о
христианстве вообще. Посмотрите на конкретные дела власти – какое же это
Православие?
Православное
отношение к Родине – видеть образ Божий в людях, которые рядом.
"Умеренный
национализм” означает – своих любить, а чужих нет, а ксенофобия – это вообще
ненависть к чужакам. Христианство, Православие здесь ни при чем.
Дмитрий
ЗЕЛЕНИН, губернатор Тверской области:
Верить
в свой народ
Верить
в Россию – это значит верить в наш народ, в нашу страну, в ее значение для
всего человечества. Верить, что наша страна может и должна быть экономически
крепким, суверенным государством, с сильными позициями в мировом сообществе.
Нужно
понимать, что Россия – это особая самостоятельная цивилизация. Это не просто
страна, а именно цивилизация, особая культура, так же, как Запад, Китай, Индия,
исламский мир. При этом каждая культура развивает свой тип религиозности; для
нас это, прежде всего, Православие.
Да,
у нас многонациональная страна, мы придерживаемся принципов толерантности и
неконфликтного сосуществования разных народов и религий. Но именно в Православии
– исторические корни нашей, российской культуры. Поэтому, конечно же,
патриотическое воспитание в значительной степени должно вестись с помощью
Православной Церкви. Это одна из Ее важнейших миссий в современном обществе.
При
этом я считаю, что недостаточно просто верить в Россию. Настоящий патриот
должен быть подвижником возрождения своего Отечества, должен начинать это
возрождение с себя, со своего села или города. Это касается как вопросов
духовности, так и социальных, экономических аспектов. Все это нужно решать
комплексно.
Если
же говорить о будущем России, то наша цель – стать развитой страной, в которой
не просто сосуществуют, а эффективно взаимодействуют сильная власть и
цивилизованное гражданское общество. Где определяющую роль будет играть средний
класс – потребитель политической стабильности и противник революционных
потрясений, какого бы цвета они ни были. Где проводится эффективная социальная,
в том числе демографическая политика, уважаются исторические традиции,
неразрывна связь поколений. Которая занимает почетное и уважаемое место в мире.
И понятно, что без оптимального синтеза различных составляющих российской
культуры достижение этой цели выглядит невозможным.
Александр
СОКОЛОВ, министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Итог
длительного духовного созревания
Если
пытаться ответить на заданный вопрос предельно кратко, то вера в Россию,
безусловно, зиждется на широко понимаемом чувстве соборности. Но такое чувство
– итог длительного духовного созревания человека. На разных этапах жизненного
пути вера в Россию, в Родину проявляется по-разному, соответствуя степени
усвоения этих емких понятий.
В
пору детства она неразрывно связана с чувством защищенности, которое изначально
исходит от тепла материнской груди, от силы отцовских рук. Это же чувство
защищенности позднее ширится при познании ребенком того, что называют малой
родиной. Память навсегда сохраняет и любимую с детства тропинку, и укромный
уголок в саду, и заросший пруд с карасями… Бережное отношение к матери-природе
формируется в человеке именно так.
Но
проявление бережности – это уже иной модус веры. Взрослея, человек осознает
себя самого защитником того, что близко и дорого. И ищет вокруг себя
единомышленников, обретая то самое чувство духовной соборности.
Национальная
гордость, таким образом, и есть вера в Россию. Ее источником является
отечественная культура, познание которой бесконечно. Именно этот источник
оказывается спасительным в час суровых испытаний.
А вот статья на ИА REGNUM. Александра Тачкова
Когда
их Родина столкнулась с санкциями, давлением и необходимостью бороться за свое
выживание, богатейшие россияне просто постарались максимально сократить
собственные издержки, спасти яхты и самолеты, и во что бы то ни стало сохранить
лондонский образ жизни. Спецоперация России на Украине не вызвала никакого
всплеска патриотизма среди представителей отечественного бизнеса. В целом
истеблишмент старается избегать каких-либо ассоциаций с этой темой.
Репатриация
вместо патриотизма
Михаил
Прохоров, владелец группы компаний
ОНЭКСИМ, который занимает 136-ю строчку рейтинга миллиардеров Bloomberg с
состоянием в 13,8 млрд. долларов, решил получить израильское гражданство.
Информационное
агентство Ynet со ссылкой собственные источники сообщило, что несколько дней
назад предприниматель прилетел в Израиль из Швейцарии. С тех пор он
подал все необходимые документы, в том числе справку об отсутствии судимостей
за рубежом. Согласно местным законам, он имеет право на репатриацию — алию.
Прохоров
является президентом крупного российского инвестиционного фонда со
штаб-квартирой в Москве; группа компаний ОНЭКСИМ владеет активами в финансовой
сфере, металлургическими предприятиями. В прошлом группе компаний Михаила
Прохорова принадлежала значительная доля в медиахолдинге РБК.
В
конце марта Прохоров улетел в Израиль. Телеканал Мир24 сообщил, что
официальный представитель бизнесмена назвал причиной поездки «медицинское
обследование». В РБК повторили версию, озвученную Ynet.
Как
отмечает агентство «Детали», существуют поводы подозревать бизнесмена в
стремлении сменить гражданство: он активно распродавал свои активы еще с
2016 года. В результате его капитал сформировался из проданных активов: 9 млрд
долларов принес ему банк «Ренессанс Капитал», еще 1,4 млрд — продажа доли в
компании «РУСАЛ». В ноябре 2021 года Прохоров продал государственной
корпорации свой последний крупный промышленный актив — частную
энергетическую компанию «Квадра».
Исходя
из этого, есть основания предполагать, что российский бизнесмен Михаил Прохоров
может попытаться совершить алию в Израиль и забрать с собой большую часть своих
капиталов.
В
новые санкционные списки, составляемые на Западе, вошли сотни самых разных
фигур, не исключая и некоторых богатейших людей России. Как отмечают аналитики
Bloomberg, неясно, по какому принципу составляются списки США, Великобритании и
Евросоюза, — единой системы не прослеживается. До сих пор Прохорову удавалось
избегать санкций, но теперь, если он останется российским бизнесменом, может
достаться и ему.
Все нажитое
непосильным трудом…
В
этом случае он может оказаться в затруднительном положении, как российский
предприниматель Петр Авен (471-й номер в
списке Bloomberg с 5,69 млрд долларов), который попал под санкции
Великобритании и, тем не менее, планирует остаться в Лондоне.
В
беседе с Financial Times бывший глава «Альфа-Банка» жаловался, что буквально
«не знает, как теперь выживать» — банкиру нужен личный водитель, поскольку сам
он машину не водит, он не уверен, позволят ли ему нанять уборщицу, британские
адвокаты не желают с ним работать. По его словам, «все, что он строил 30 лет»,
рухнуло в одну ночь — и все это из-за того, что Авен оказался на одной
фотографии с президентом Владимиром Путиным.
Когда
стало известно, что денежные переводы из России скоро закроют, жена Петра Авена
несколько дней подряд провела в турне по лондонским банкоматам и постаралась
снять как можно больше наличных «на повседневные нужды».
А
вот партнеру Авена основателю «Альфа-Банка» Михаилу Фридману это
не удалось: в интервью Bloomberg — взятом также в Лондоне — он
рассказал, как из-за санкций Евросоюза ему заблокировали счета, и оплата любых
услуг, например, уборщицы, стала невозможной. Обладатель состояния в 10,6 млрд
долларов внезапно оказался без денег.
«Я
не знаю, как жить, — говорит Фридман собеседнику, узнав, что Великобритания
тоже ввела против него санкции. — Я не знаю, правда не знаю».
Не
иметь возможности жить в Лондоне для Михаила Фридмана — настоящий удар:
сохранив российское и израильское гражданства, бизнесмен живет в британской
столице с 2015 года и даже восстановил и перестроил в качестве своего семейного
дома исторический Этлон-Хаус в районе Хайгейт. Как и для десятков других
богатейших людей со всего мира и их семей, Лондон успел стать для Фридмана
новой родиной.
Уплывающие
активы
Многим
российским предпринимателям пришлось спешно спасать от арестов свое движимое
имущество — суперъяхты. Своих судов лишились Алишер Усманов, чья
156-метровая яхта «Дильбар» стоимостью 600 млн долларов была арестована в
Гамбурге, владелец «ЕвроХима» Алексей Мельниченко, чью
143-метровую футуристическую яхту SY A захватили в итальянском Триесте, и
акционер газового гиганта НОВАТЭК Геннадий Тимченко, чью «скромную»
38-метровую «Лену» удерживают в Сан-Ремо.
Не
повезло и магнату Алексею Мордашову, третьему в
списке богатейших россиян и обладателю состояния в 23,3 млрд долларов: в
итальянском порту Империа полиция арестовала его 65-метровую яхту Lady M под
флагом Каймановых островов.
Однако
второму его кораблю повезло — 142-метровая суперъяхта Nord в момент введения санкций
находилась в юрисдикции Сейшельских островов, и к 31 марта совершила успешный
переход во Владивосток. Теперь жители города впервые могут полюбоваться
300-миллионным плавучим сокровищем своего соотечественника в бухте Золотой Рог.
Как отмечает портал Vl.ru, на борту яхты — ни одного русскоговорящего
человека.
Исключения из
правил
Впрочем,
не все бизнесмены стараются совсем абстрагироваться от спецоперации. В
частности, в Крыму начал работу «Промсвязьбанк» Петра Фрадкова,
а Андрей Костин заявил, что ВТБ придет в регион в ближайшее
время.
Предприниматель
Константин Малофеев, покровительствующий Союзу
добровольцев Донбасса, пообещал направить на нужды спецоперации
миллиард рублей, который он отсудил у компании Google.
А
петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, который не
только выделил семьям беженцев с Донбасса несколько домов в Ленинградской
области, но и, по слухам, стал одним из немногих, кто после начала
спецоперации посетил ЛДНР лично (такие данные приводит украинская
разведка). Подтверждают присутствие одиозного бизнесмена на Донбассе и
различные Telegram-каналы.
Однако
стоит отметить, что Пригожин и Малофеев — не главные показатели настроения
элит.
Оба
они сильно выделяются своими патриотическими настроениями. А первый знаменит не
только высказываниями, но и, по версии иностранных СМИ, также якобы связан с
«ЧВК Вагнера» — российской вооруженной группой, работающей по всему миру.
А
в целом, истории про богатейших российских бизнесменов обладают одной общей
чертой: они не имеют никакого отношения к России. Из двух десятков
предпринимателей в списке Bloomberg 13 человек занимаются тем, что добывают
природные ресурсы на территории Российской Федерации (железо, золото, никель,
нефть, газ, лес) и продают их за рубеж.
Полученные
деньги они тратят на реновацию исторических особняков в Лондоне, суперъяхты,
большинство которых никогда не заходят в российские порты, или зарубежные
спортивные клубы — вроде нью-йоркской бейсбольной команды «Бруклин Нетс»,
которую в 2010 году купил Михаил Прохоров.
Мощнейшие
экономические санкции, которые их авторы (в том числе в Лондоне) открыто
называют попыткой «изолировать», «удушить» и «разорвать в клочья» экономику
России, никак не повлияли на отношение этих бизнесменов к своей стране.
О санкциях, которые стали таким испытанием для
Фридмана и Авена, они говорят, как о «досадном недоразумении», и надеются на
скорейшее возобновление нормальных
деловых отношений с Западом — то есть продажу за рубеж российских природных
ресурсов.
Нет комментариев. Ваш будет первым!