ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон….Лекция Вторая

Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон….Лекция Вторая

2 августа 2013 - © М ®
article150911.jpg

Начало в Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон-1

 

 

Лекция продолжается! Все расселись по камерам своим местам? Тотажы! Итак, школота бизғрамматная о учёнейшие мои собеседники,  облачившись в халат послушания и опершись на посох долготерпения, продолжим наши изыскания о призвании поэта и ниспослании поэтического даром дара. Вот, например, был такой целый поэт Шамс-ад-Дин Мухаммад  ажно Хафиз притом Ширази!  А по отчеству Баха-ад-Динович. Так вот папа его – будем для краткости привычно именовать его Бàха, каковым он, эсичесна и являлся (– Кто сочинил, чья музыка? – Баха. – Красавчик Баха!) – был нехилым бизнесменом в Ширазе, но то ли конкуренты замочили, то ли сам не вынес груза забот олигарха и подорвал здоровье своё погоней за золотым тельцом, а фсёштаки рано отошёл в мир иной, оставив Шамс-ад-Дина (см.выше) в малых летах на руках горемычной матери. Каковая и сплавила малыша на усыновление в американскую чужую семью. Сведениями о каких-либо домогательствах со стороны приёмных родителей я не располагаю, аднака шо фахт, то фахт: они его тоже сбыли с рук мастерам дрожжевого цеха. Тока не надо намёков на кандидозы и прочие кольпиты! О доме нужно думать, о доме! Это не там, где дрожат над драже, это там, где зреют колонии одноклеточных грибов, утративших мицелиальное строение, понятно? Цех это. При пекарне. Эксплуатирование детского труда, есьжы! Ну дык, четырнадцатый век.  И никаких, как я погляжу, изменений…. Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? Но пацан, прошедший трудную школу жестоких дворовых драк, дефицита веса, неполноценного питания  и шестнадцатичасового рабочего дня, оказался настойчивым и шустрым ребятёнком! Он ещё посещал занятия в вечерней школе рабочей молодёжи (третью часть своего заработка отдавал репетитору), снабжал продуктами горемычную мать свою, которая, проведя жизнь в шелках и бархатах эпохи первоначального накопления капитала и дикой сверхприбыли, так и не осквернила своих белых ручек никаким трудом… 


А Шамсик даром времени не терял. Он, как оказалось, был от природы наделён памятью (как потом отмечали современники – «незаурядной» и «выдающейся». Капну ложку дёгтя: за кого можно выдать память за урядом? Чо-т я задумался…Не перебивать, я сказал! Умнее меня на данный момент в этом посте никого нет, а посему реплики потом – между собой в комментах на перемене!) просто фантастической, что и подтверждается тем, что выучил наизусть священный Коран и приобрёл статус чтеца Великой Книги – стал хафизом.  А впоследствии и выбрал этот профессиональный термин в качестве своего псевдонима. А вот вы что помните окромя «мама – рыло в раму»?


Джигит рос. Об те поры в благословенном Ширазе, дремлющем под знойным персидским солнышком, посередь владельцев и работников малого и среднего, да и крупного бизнеса, имелось немало истинных ценителей кизячного и тонких (не обязон, что в физическом смысле) ценителей духовности, а их духаны даже становились некими клубами  (эт тебе не в night club задницей трясти под энергетики!), где кучковались любители диспутов и парнас-конкурсов соревнований поэтического плана. Да, да, слово «план» прозвучало неспроста. Шо было, то было, и отрицать роль лёгких каннабиодов в деле катализации вдохновения никто и не пытается отрицать… На это и подсел юный Шамс-ад-Дин. На стихи, ясен пень! А вы о чём подумали? Ну народ!  Всё смешочки им подавай... Вот такие-то и измывались над первыми поэтическими выступлениями Хафиза (пора называть его уже так, пока вы тут окончательно не запутались….). Вот такие-то и хохотали над его юношескими стихотворениями, корча из себя гениальных творцов. Вот такие-то и присылали ему издевательские приглашения, что бы потом опозорить своим флудом тонкую душу поэта. Кто помнит их имена? Кто отряхнёт от пыли забвения их забытые тени? Ну, дорогие мои, право же, не надо аплодисментов, повторюсь как в первой лекции…

 

А далее произошло оно. Чудо. Притом, прошу заметить, очень напоминающее ранее описанные мною прецеденты. Эту прекрасную легенду биографы Хафиза то ставят под сомнение, подобно встрече поэта с Тамерланом и диспут с завоевателем о стихах "За родинку одну и Самарканд и Бухару...", то описывают как достоверный факт со всеми атрибутами как географического, так и хронологического характера. Одно из самых загадочных и таинственных стихотворений Хафиза, нередко называемая  «Газель о ниспослании поэтического дара».  А вот сейчас попрошу проникнуться всем величием строк и  серьёзностью момента. Легенда гласит, что молодой поэт, не снеся насмешек и издевательств маститых коллег по уже поэтическому цеху (дрожжевой, как оказалось был ещё цветочки! Физический труд не идёт ни в какое сравнение с литературным!), бежал к гробнице отшельника и мистика Баба-Кухи Ширазского, почитавшейся чудотворной. Какая ещё баба? Нет, женщины-мусульманки на кладбище по ночам не ходят. А, вот о чём речь… Звали его так – Баба-Кухи Ширазский.  Это вам не Анзор Ташкентский и не Жора Тбилисский, в натуре! Вы бы ещё Эльдара Уфимского приплели! Цыц! Так я могу продолжать?  Долго и истово молился Хафиз, жалуясь на тяжкую судьбину и во-о-о-от такенные слёзы катились по лицу, уже обрамлённому пушком будущей бороды. Молитвы и жалобы выбили из сил поэта и упал он совершенно без каких-либо чувств прямо у гробницы. Что-то напоминает, верно? Кэдмон и Хальбиорн из прошлой лекции, а? Прогульщикам советую ознакомиться! Далее те, кто был на той лекции, могут прекрасно продолжить лектора: да, явился во сне («Являются ангелы на небе и черти в кошмарах, а подчинённый к командиру прибывает! Круугом! Вернуться и доложить по форме!» благообразный старец, давший вкусить некой – это важно! – божественной пищи и изрёк: «Ступай, ибо врата знаний ныне отворены для тебя!» Красиво послал старикашка! От многия знания многия печали. Хорошо дураку!  А на немой вопрос юноши аксакал телепатически разъяснил, что он никто иной, как сам халиф Али. Нет, не Мадали, хотя мне льстит ход ваших мыслей… Али бен Аби Талиб – четвёртый праведный халиф, зять Пророка, да будет Всевышний доволен ими обоими! Вот тока не надо во всех этих «бен» и «Талиб» искать экстремистские корни!  Мы щас о поэзии.


Вот после пробуждения Хафиз и начертал стихотворение, послужившее началом его любовной лирике. Приведу отрывки, а остальное – найдёте сами!


…Та Ночь – повеленьем судьбы, - когда отпущенье мне дали.

…Небесный голос в тот день о счастье мне возвестил…. 

…Весь это сахар и мёд, в словах текущих моих, то плата за Шах-Набат, что в утешенье мне дана…

… Признателен будь, Хафиз, и лей благодарности мёд за то, что красавицу ту, чьи прелестны движенья, мне дали…


Вообще, рассматриваемое стихо состоит из тончайших аллюзий, завуалированных намёков, отсылок, подтекста и мистических ассоциаций к различным версиям легенд о ниспослании дара, которые мы ранее рассматривали.  Течение болезни усугублялось пылкой влюблённостью поэта в знаменитую красавицу Шираза с вкусным именем Шах-Набат.  Помните, что такое Набат? Нет, это не особый тревожный колокол, грозно звучащий в годину народных бедствий. И это не индейское племя в не той стране, названной Гондурасом, но очень даже нормальное слово, означающее леденец, сладость, типо конфетка!!! А также крупнокристаллический сахар, в родных краях звучащий как науат!  Казахская пословица неспроста гласит: науатқа тіс талғар…  Так вот после обретения поэтического дара красавица оказалась Хафизу по зубам!  Кароч, у мужика всё было! Слава стихотворца и благосклонность возлюбленной! Но, с другой стороны всё могло быть не так просто, ибо ничего не бывает так просто. Слова, посвящённые Шах-Набат, посторены на такой искусной и невероятно сложной для лохов непосвященных образной игре, что толкователи разделились на три неравные половины:  одни так и думали, что речь идёт о конкретной красотке, но вот загвоздка – шах-набат не обязательно имя, оно ж может быть понято вроде поэтической метафоры  для возлюбленной вапще – «сладенькая моя», «царица сладости», опять же «конфеточка» и «облизал бы как леденец». А ещё может быть – сладость ниспосланного стихотворного дара, нутипатам божественная снедь, полученная от халифа Али, и есть тот самый кристаллический сахар – набат.  А он, сахар, как мы знаем, полезен для деятельности головного мозга. Тогда он ещё не делался из ГМОшной свёклы, а производился из экологически чистого натур-продукта, а посему пользы приносил больше, чем нынешний мертвенно-белый рафинад на вашем столе. 


Кста, Хафиз словами «та Ночь» прозрачно намекает на то, что посланником небес мог быть и чрезвычайно почитаемый святой Кадыр. А это в свою очередь, приближает нас к Ночи Предопределения Лейлят аль-Кадр  (Кадыр туны), которая  в нынешнем 2013 году или в 1434 году по Хиджре может наступить с 3 на 4 августа (26/27 месяца Рамадана). В эту ночь на 27-е число месяца Рамазан пророку Мухаммеду был ниспослан Коран. Согласно суре «Кадыр», ночь сия равноценна тысяче месяцев. Божественная благодать её длится до утренней молитвы. Считается, что ангелы нисходят в эту волшебную ночь с небес и до рассвета внимают молитвам и просьбам верующих. Желания исполняются у тех, кто чист сердцем. Арабское название священной ночи «Лейлят аль-Кадр» переводят, как я отметил выше,  «Ночь Предопределений», хотя точный дословный перевод – «ночь силы», «ночь могущества». Это та самая единственная ночь, когда можно упросить Всевышнего переписать «твою» страницу в Книге Судеб, что-то изменить в своем жизненном «расписании». Своем и своих близких. Попытайтесь! Это должно получиться! Да снизойдёт и на вас благодать, поэтический дар и счастье!

 

 

© Copyright: © М ®, 2013

Регистрационный номер №0150911

от 2 августа 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0150911 выдан для произведения:

Начало в Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон-1

Лекция продолжается! Все расселись по камерам своим местам? Тотажы! Итак, школота бизғрамматная о учёнейшие мои собеседники,  облачившись в халат послушания и опершись на посох долготерпения, продолжим наши изыскания о призвании поэта и ниспослании поэтическогодаром дара. Вот, например, был такой целый поэт Шамс-ад-Дин Мухаммад  ажно Хафиз притом Ширази!  А по отчеству Баха-ад-Динович. Так вот папа его – будем для краткости привычно именовать его Бàха, каковым он, эсичесна и являлся (– Кто сочинил, чья музыка? – Баха. – Красавчик Баха!) – был нехилым бизнесменом в Ширазе, но то ли конкуренты замочили, то ли сам не вынес груза забот олигарха и подорвал здоровье своё погоней за золотым тельцом, а фсёштаки рано отошёл в мир иной, оставив Шамс-ад-Дина (см.выше) в малых летах на руках горемычной матери. Каковая и сплавила малыша на усыновление в американскую чужую семью. Сведениями о каких-либо домогательствах со стороны приёмных родителей я не располагаю, аднака шо фахт, то фахт: они его тоже сбыли с рук мастерам дрожжевого цеха. Тока не надо намёков на кандидозы и прочие кольпиты! О доме нужно думать, о доме! Это не там, где дрожат над драже, это там, где зреют колонии одноклеточных грибов, утративших мицелиальное строение, понятно? Цех это. При пекарне. Эксплуатирование детского труда, есьжы! Ну дык, четырнадцатый век.  И никаких, как я погляжу, изменений…. Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? Но пацан, прошедший трудную школу жестоких дворовых драк, дефицита веса, неполноценного питания  и шестнадцатичасового рабочего дня, оказался настойчивым и шустрым ребятёнком! Он ещё посещал занятия в вечерней школе рабочей молодёжи (третью часть своего заработка отдавал репетитору), снабжал продуктами горемычную мать свою, которая, проведя жизнь в шелках и бархатах эпохи первоначального накопления капитала и дикой сверхприбыли, так и не осквернила своих белых ручек никаким трудом… 

А Шамсик даром времени не терял. Он, как оказалось, был от природы наделён памятью (как потом отмечали современники – «незаурядной» и «выдающейся». Капну ложку дёгтя: за кого можно выдать память за урядом? Чо-т я задумался…Не перебивать, я сказал! Умнее меня на данный момент в этом посте никого нет, а посему реплики потом – между собой в комментах на перемене!) просто фантастической, что и подтверждается тем, что выучил наизусть священный Коран и приобрёл статус чтеца Великой Книги – стал хафизом.  А впоследствии и выбрал этот профессиональный термин в качестве своего псевдонима. А вот вы что помните окромя «мама – рыло в раму»?

Джигит рос. Об те поры в благословенном Ширазе, дремлющем под знойным персидским солнышком, посередь владельцев и работников малого и среднего, да и крупного бизнеса, имелось немало истинных ценителей кизячного и тонких (не обязон, что в физическом смысле) ценителей духовности, а их духаны даже становились некими клубами  (эт тебе не в night club задницей трясти под энергетики!), где кучковались любители диспутов и орда-айтысов соревнований поэтического плана. Да, да, слово «план» прозвучало неспроста. Шо было, то было, и отрицать роль лёгких каннабиодов в деле катализации вдохновения никто и не пытается отрицать… На это и подсел юный Шамс-ад-Дин. На стихи, ясен пень! А вы о чём подумали? Ну народ!  Всё смешочки им подавай… Вот такие-то и измывались над первыми поэтическими выступлениями Хафиза (пора называть его уже так, пока вы тут окончательно не запутались….). Вот такие-то и хохотали над его юношескими стихотворениями, корча из себя гениальных творцов. Вот такие-то и присылали ему издевательские приглашения, что бы потом опозорить своим флудом тонкую душу поэта. Кто помнит их имена? Кто отряхнёт от пыли забвения их забытые тени? Ну, дорогие мои, право же, не надо аплодисментов, повторюсь как в первой лекции…

 

А далее произошло оно. Чудо. Притом, прошу заметить, очень напоминающее ранее описанные мною прецеденты. Эту прекрасную легенду биографы Хафиза то ставят под сомнение, подобно встрече поэта с Тамерланом  За родинку одну и Самарканд и Бухару, то описывают как достоверный факт со всеми атрибутами как географического, так и хронологического характера. Одно из самых загадочных и таинственных стихотворений Хафиза, нередко называемая  «Газель о ниспослании поэтического дара».  А вот сейчас попрошу проникнуться всем величием строк и  серьёзностью момента. Легенда гласит, что молодой поэт, не снеся насмешек и издевательств маститых коллег по уже поэтическому цеху (дрожжевой, как оказалось был ещё цветочки! Физический труд не идёт ни в какое сравнение с литературным!), бежал к гробнице отшельника и мистика Баба-Кухи Ширазского, почитавшейся чудотворной. Какая ещё баба? Нет, женщины-мусульманки на кладбище по ночам не ходят. А, вот о чём речь… Звали его так – Баба-Кухи Ширазский.  Это вам не Анзор Ташкентский и не Жора Тбилисский, в натуре! Вы бы ещё Эльдара Уфимского приплели! Цыц! Так я могу продолжать?  Долго и истово молился Хафиз, жалуясь на тяжкую судьбину и во-о-о-от такенные слёзы катились по лицу, уже обрамлённому пушком будущей бороды. Молитвы и жалобы выбили из сил поэта и упал он совершенно без каких-либо чувств прямо у гробницы. Что-то напоминает, верно? Кэдмон и Хальбиорн из прошлой лекции, а? Прогульщикам советую ознакомиться! Далее те, кто был на той лекции, могут прекрасно продолжить лектора: да, явился во сне («Являются ангелы на небе и черти в кошмарах, а подчинённый к командиру прибывает! Круугом! Вернуться и доложить по форме!» благообразный старец, давший вкусить некой – это важно! – божественной пищи и изрёк: «Ступай, ибо врата знаний ныне отворены для тебя!» Красиво послал старикашка! От многия знания многия печали. Хорошо дураку!  А на немой вопрос юноши аксакал телепатически разъяснил, что он никто иной, как сам халиф Али. Нет, не Мадали, хотя мне льстит ход ваших мыслей… Али бен Аби Талиб – четвёртый праведный халиф, зять Пророка, да будет Всевышний доволен ими обоими! Вот тока не надо во всех этих «бен» и «Талиб» искать экстремистские корни!  Мы щас о поэзии.

Вот после пробуждения Хафиз и начертал стихотворение, послужившее началом его любовной лирике. Приведу отрывки, а остальное – найдёте сами!

…Та Ночь – повеленьем судьбы, — когда отпущенье мне дали.

…Небесный голос в тот день о счастье мне возвестил…. 

…Весь это сахар и мёд, в словах текущих моих, то плата за Шах-Набат, что в утешенье мне дана…

… Признателен будь, Хафиз, и лей благодарности мёд за то, что красавицу ту, чьи прелестны движенья, мне дали…

Вообще, рассматриваемое стихо состоит из тончайших аллюзий, завуалированных намёков, отсылок, подтекста и мистических ассоциаций к различным версиям легенд о ниспослании дара, которые мы ранее рассматривали.  Течение болезни усугублялось пылкой влюблённостью поэта в знаменитую красавицу Шираза с вкусным именем Шах-Набат.  Помните, что такое Набат? Нет, это не особый тревожный колокол, грозно звучащий в годину народных бедствий. И это не индейское племя в не той стране, названной Гондурасом, но очень даже нормальное слово, означающее леденец, сладость, типо конфетка!!! А также крупнокристаллический сахар, в родных краях звучащий как науат!  Казахская пословица неспроста гласит: науатқа тіс талғар…  Так вот после обретения поэтического дара красавица оказалась Хафизу по зубам!  Кароч, у мужика всё было! Слава стихотворца и благосклонность возлюбленной! Но, с другой стороны всё могло быть не так просто, ибо ничего не бывает так просто. Слова, посвящённые Шах-Набат, посторены на такой искусной и невероятно сложной для лохов непосвященных образной игре, что толкователи разделились на три неравные половины:  одни так и думали, что речь идёт о конкретной красотке, но вот загвоздка – шах-набат не обязательно имя, оно ж может быть понято вроде поэтической метафоры  для возлюбленной вапще – «сладенькая моя», «царица сладости», опять же «конфеточка» и «облизал бы как леденец». А ещё может быть – сладость ниспосланного стихотворного дара, нутипатам божественная снедь, полученная от халифа Али, и есть тот самый кристаллический сахар – набат.  А он, сахар, как мы знаем, полезен для деятельности головного мозга. Тогда он ещё не делался из ГМОшной свёклы, а производился из экологически чистого натур-продукта, а посему пользы приносил больше, чем нынешний мертвенно-белый рафинад на вашем столе. 

Кста, Хафиз словами «та Ночь» прозрачно намекает на то, что посланником небес мог быть и чрезвычайно почитаемый святой Кадыр. А это в свою очередь, приближает нас к Ночи Предопределения Лейлят аль-Кадр  (Кадыр туны), которая  в нынешнем 2013 году или в 1434 году по Хиджре может наступить с 3 на 4 августа (26/27 месяца Рамадана). В эту ночь на 27-е число месяца Рамазан пророку Мухаммеду был ниспослан Коран. Согласно суре «Кадыр», ночь сия равноценна тысяче месяцев. Божественная благодать её длится до утренней молитвы. Считается, что ангелы нисходят в эту волшебную ночь с небес и до рассвета внимаяют молитвам и просьбам верующих. Желания исполняются у тех, кто чист сердцем. Арабское название священной ночи «Лейлят аль-Кадр» переводят, как я отметил выше,  «Ночь Предопределений», хотя точный дословный перевод – «ночь силы», «ночь могущества». Это та самая единственная ночь, когда можно упросить Всевышнего переписать «твою» страницу в Книге Судеб, что-то изменить в своем жизненном «расписании». Своем и своих близких. Попытайтесь! Это должно получиться! Да снизойдёт и на вас благодать, поэтический дар и счастье!

 
Рейтинг: +1 1186 просмотров
Комментарии (6)
Елена Бородина # 2 августа 2013 в 18:51 +1
Скажите, дражайший Мадали, а данное "Сказание о Шамсе ад-дин Мухаммеде ибн Мухаммед Джувейни" - не тема ли Вашей серьезной лингвистической диссертации?! Закрались у меня определенные подозрения...
Прочитала. С кофе и удовольствием. Что Вам сказать?
Будете где проездом выступать с лекциями - сообщите. Обязательно их посещу, даже если вход будет платным. Два или три динара ( теньги? пенса? или, учитывая курлычущих французских голубей - сантимо?) - приду! С блокнотом и ручкой!
© М ® # 2 августа 2013 в 18:56 +1
А там, где курлычут - там давно евроценты!
Об остальном буду таинственно молчать...
Елена Бородина # 2 августа 2013 в 19:06 +1
А и молчите себе на здоровье!
Говорю же - закрались определенные подозрения, которые крепнут с каждой минутой, самодовольно разрастаясь до убеждений.
© М ® # 2 августа 2013 в 22:41 +1
Он напрасны. Невиноватая я!
Елена Бородина # 3 августа 2013 в 08:10 0
Восклицаю как Константин Сергеевич: "Не верю!", глубокомысленно подкручивая свои усы.
Ну, да ладно. Невиноватая так невиноватая - я на редкость сговорчивая сегодня)
Лучше мне вот что объясните.
Почему на Вашей глубокопочитаемой (прочитываемой?) страничке все комментарии приобретают изящный шрифт и наклон, помимо моего желания?! И это в то время, когда прочие страницы - в стандартном 14 размере!
Шаманили опять?!
© М ® # 3 августа 2013 в 22:02 +1
Изящный шрифт "насталик" как в восточных сказках... Наклон и шрифт - неспроста! Вас, как следует из Вашего комментария, оно всё-таки охватило. Восточное имею в виду. И симптоматика выражается даже в почерке!