Маэстро
У афишных стоек перед театром молодая дама придержала извозчика, внимательно пробежала глазами по пестрому листу: «Гастроли оркестра Александра Андорова». В первой строке исполнителей нашла свое имя. С грустью перечитала весь состав.
...В самый разгар гастролей за кулисами появился знаменитый театральный меценат Григорий Давыдов. Первой скрипке оркестра он вручил огромный букет цветов и весь состав пригласил в лучший ресторан города, чтобы отметить очередной успех.
Это была не первая встреча Маргариты с Григорием. С некоторых, пор по окончании концерта, Давыдов первым встречал девушку с цветами и, невзирая на недовольство массы почитателей, увозил её с собой.
Внезапно произнесенное публичное признание ошеломило присутствующих за столом. Меценат объявил о помолвке, предстоящей свадьбе и свадебном путешествии на борту круизного парохода «Очарование».
Маргарита ликовала от счастья!
Однако роман яркой пары привел к полному срыву концертной программы. Не пожалев щедрых отступных, Григорий на другой день увез возлюбленную из города.
Андоров понимал, что светская дама больше никогда не сможет выступать в его оркестре.
Объявив незапланированный отпуск, дирижер расплатился с музыкантами и уединился в родной провинции, тяжело переживая случившееся, горько сожалея о потере первой скрипки.
Публика, ошеломленная внезапным событием, долго обговаривала происшедшее. Везде только и обсуждалось: «Появится ли Андоров вновь?». «Сможет ли возродиться оркестр?». «Сумеет ли он обрести свою былую славу?».
Когда надежды померкли и забылись, город облетела неожиданная новость: Андоров вернулся. Это означало, что знаменитая группа ожила и вновь готовится к публичным выступлениям.
Настало время открытия новой программы. Билетов не достать. Всех интересовало: кто займет место первой и сможет ли она так же виртуозно повести музыкальный ансамбль за собой и, как прежде, обворожить публику. Обыватели вчитывались в афиши, но нигде не выделялось имя той единственной, которую все хотели угадать.
Открылся занавес. Как всегда, впереди стоял невозмутимый Маэстро, к которому публика обращались только по имени. Его музыка была так виртуозна и так легка по звучанию, что степенность отчества была неуместна.
– Александр! – воскликнули присутствующие. И он, благодарно прижав руки к груди, склонился перед ними, уронив пышную копну белых седых волос.
Зал смолк. Дирижер стремительно повернулся к музыкантам и взмахнул руками.
Публика замерла в ожидании. Взгляды устремлены на сцену. Все музыканты застыли в напряжении, готовые начать концерт.
Но солиста на сцене не было. В десяти шагах от дирижера двумя рядами располагались скрипачки – как на подбор, прелестные молодые женщины. Они стоя возвышались над остальными музыкантами, как бы показывая, что солировать будут одновременно. Эта необычайность интриговала еще больше. Впрочем, этим и подчеркивалась их значимость во всем ансамбле и их особая ответственность за общий успех.
Вздрогнув струнами, скрипки зазвучали.
Слова и фразы могут быть легки и мелодичны. Но передать ими мелодию музыки едва ли возможно. И все-таки я попробую это сделать, тронув ваше воображение звуками слов.
Представьте на миг утреннюю тишину в еще не пробудившемся цветущем саду. Она безмолвна и, словно, насторожена.
Так насторожен зал, когда над фортепиано взмывают легкие пальцы пианиста, а смычок скрипки склоняется над готовыми вот-вот затрепетать нежными струнами.
День оживает. Колыхнулась и зашелестела листва, чистым ясным голоском зазвучала нерешительная трель первой пичуги. За ней вторая, третья, четвертая...
И сад, и лес, и бескрайние поля ... и зал наполняется чудной песней летнего утра – это поочередно, затем хором запели скрипки.
Ясный луч солнца осветил горы и склоны и, наконец, озарил леса и поля, и пышные бутоны летнего сада – это пальцы пианиста опустились на клавиши. Волны новых и новых прикосновений заколыхали серебристую гладь реки или лесного озера и уже не ясно где тут зал, где неописуемые просторы, где явь, сказка, быль или грезы.
Рука дирижера волшебной палочкой, казалось, сама прикасалась к каждому инструменту и к душе внемлющего слушателя.
Александр знал всех исполнителей по имени, отчеству и фамилии, но во время игры его губы беззвучно произносили только имя того, к кому обращался Маэстро. Музыкант, чутко уловив взгляд и обращение, тотчас отзывался нужным действием.
– Николай, – и тяжелый вздох ударных поглощал тишину. Рокот литавр проносился по залу.
– Анна, – шептали губы, и в своем многоголосии струн по залу разливалась мелодия арфы.
Неожиданный сюрприз ждал публику. В очередной паузе, Александр едва заметно кивнул одной девушке, и та, скользнув между приопущенными скрипками, оказалась на два шага впереди остальных.
Недолгий проигрыш и еще одна исполнительница оказалась рядом.
Зрители недоуменно следили за этой игрой, но только музыканты понимали смысл перестроения. Все дело в том, что после очередной части произведения, дирижер своим вызовом отмечал перед присутствующими лучшую. Он не порицал исполнительниц, но было нежеланным выйти последней. И девушки старались изо всех сил.
Скоро обе шеренги оказались на два шага ближе прежнего.
Через некоторое время этот переход возобновился. И так снова и снова – почти вплотную к дирижеру.
По окончании концерта публика возликовала: солистками группы оказались все двенадцать скрипок, сумевших такт в такт, звук в звук проиграть весь концерт. Это был профессионализм высшей пробы!
Концерты сменялись концертами, месяцы складывались в годы.
Маргарита скучала и даже тосковала по коллективу. Однако появиться перед глазами уважаемого человека, которому, в пылу любовной страсти, когда-то безрассудно отказала в просьбе остаться в коллективе, она не смела. Часто слыша о новых успехах оркестра, она ни разу не присутствовала на концертах.
Выступления становились реже. Пошли слухи о болезни Маэстро. На сцене он оставался неотразим, каждые новые сочинения были прекрасней прежних, но за кулисами осанка Александра не казалась такой величественной, как на сцене, поступь становилась тяжелей.
Афиши объявили о последнем концерте сезона.
Зал был переполнен. Звуки инструментов и громкие возгласы публики слышались за стенами театра.
На театральной площади, под широкими окнами концертного зала, остановился богатый экипаж. Степенная дама, приоткрыв дверь кареты, напряженно вслушалась в мелодию. Маргарита пыталась не пропустить ни единого звука. Но она не могла видеть того, что творится внутри.
Прощальная программа была составлена из лучших произведений. Их скопилось столько, что продолжительность концерта оказалась вдвое больше обычного. По залу разливались многозвучные аккорды фортепиано, мелодичные переливы волшебной арфы, плачущие и ликующие звуки трепещущих скрипок. Одна за другой выходили вперед скрипачки. Слушатели шепотом отмечали имя каждой.
Но вот Маэстро, одной из них, показал место позади себя – у самого края сцены. В очередной паузе действие повторилось. Затем еще и еще. Постепенно все девушки оказались лицом к лицу с публикой. Удивительно, но, не видя дирижера, они не нарушили ни единого такта – настолько чувствовали своего руководителя и не смели подвести его.
С последним аккордом зрители встали и бурными овациями благодарили музыкантов. Восторгу не было предела!
Разгоряченные исполнительницы сияющими глазами смотрели в зал, не зная как поступить дальше.
Наконец, прозвучало раскатистое:
– Александр! Александр!
Публика начала скандировать. Зрители хотели видеть своего кумира.
Девушки расступились, открывая середину сцены. Но там, кроме прочих музыкантов, никого не оказалось. Девушки разошлись к самым краям подмостков. Маэстро на сцене не было.
– Александр! Александр! – вновь и вновь восклицал зал.
Никто не вышел.
Александр покинул театр.
Степенная дама заметила одинокого старика, тяжело ступающего по ступеням парадного входа. Выйдя из экипажа, она отправила карету к нему и неспешно пошла следом, пока та, унося великого мастера, не растаяла в вечерних сумерках пустынного города.
Маэстро ушел...
Через день Александра Андорова не стало.
В день погребения весь город был у театра. Горожане знали, что прощание с дирижером состоится именно здесь.
Люди терпеливо ждали более двух часов.
Когда подъехал катафалк, шум толпы стих. Присутствующие расступились. Гроб сняли и, сквозь образовавшийся коридор, пронесли через театральную площадь. Опустили у входа. К людям вышел небольшой коренастый человек с влажными от переживаний глазами. Это был директор театра. Склонив голову перед Маэстро, он не смог сказать того, что обычно говорят при этом. Директор с усилием проговорил лишь одно слово: – Александр, – и смолк, ощутив на устах имя гениального мастера, почувствовав его безвозвратную утрату.
Из толпы, словно эхо, тяжелым ропотом повторилось произнесенное имя.
Длинный поток почитателей, обходя безжизненное тело, молчаливо прощался с Маэстро. Безмолвная живая нить из людей и цветов долго-долго не иссякала.
Провожая кумира, осиротевший оркестр неустанно исполнял «Похоронный марш» Бетховена, передавая траурными звуками боль невосполнимой утраты. Скрипки молчали. В этом печальном звучании они не находили себе места.
Прощание на городском кладбище затянулось, закончившись лишь с наступлением сумерек.
Смолкли голоса. Истощился людской поток. Тяжелый мрак опустился на черный холм, окруженный овалами безмолвных венков. Не шелохнётся ветвь, не колыхнётся лента с последним прощанием. Неуемная скорбь сковала всё.
Как ни бесконечна ночь в сердцах тех, кто помнил и любил, природа, тяжело вздохнув, вскинув локоны пышных крон деревьев, сбросила траурный полог печали и, с надеждой оглядевшись вокруг, напомнила миру об утре нового дня.
Колыхнулась и зашелестела листва, чистым ясным голоском зазвучала нерешительная трель первой пичуги. За ней вторая, третья, четвертая...
И сады, и леса, и поля наполнились чудной песней летнего утра.
Ясный луч солнца осветил горы и склоны и, наконец, озарил бескрайние просторы вокруг. Легкий ветерок оживил серебристую гладь далекой реки и уединенного лесного озера, превратив явь в прекрасную живую сказку.
Мир ожил, как оживают звуки нот партитуры музыкального шедевра.
Восторженно внимая им, почитатели таланта годы, десятилетия, века будут помнить создателя чудесных сочинений, вновь и вновь слышать утро пробуждающегося дня в звучании бессмертных пьес и чувств великого Маэстро.
Осенний ветер беспокойно шелестел растрепанными листами надорванных афиш.
У одной из них, прямо перед театром, молодая дама придержала извозчика,
внимательно пробежала глазами по пестрому листу: «Гастроли труппы Александра
Андорова». В первой строке состава труппы нашла свое имя. Удовлетворенно
улыбнулась.
...В
самый разгар гастролей за кулисами появился знаменитый театральный меценат
Григорий Давыдов. Первой скрипке труппы он вручил огромный букет цветов и всю
труппу пригласил отметить небывалый успех скрипачки в лучшем ресторане города.
Это была первая встреча с Григорием.
Уже тогда все почувствовали, что страстный любитель музыки не менее
страстно влюбился в скрипачку первой скрипки – Маргариту.
Их
роман шумно обсуждался в местной прессе.
Маргарита с восторгом перечитывала статьи в свой адрес, любовалась
эффектными фото с возлюбленным.
Для нее это были: высочайший взлет мастерства, небывалый триумф карьеры
и первая головокружительная любовь.
Для Давыдова – конец неуемной холостяцкой жизни.
Для труппы их роман оказался полным срывом программы.
Невзирая ни на что, меценат увез возлюбленную
в морской круиз, не пожалев никаких отступных за свое счастье.
Объявив незапланированный отпуск, дирижер расплатился с музыкантами за
весь несостоявшийся сезон и уединился в провинции, тяжело переживая о случившемся,
горько сожалея о потере своей примадонны. Так все годы совместных выступлений он
представлял зрителям свою любимицу.
Публика, «перегорев» от внезапных событий, долго обговаривала
происшедшее.
Везде только и обсуждалось: «Вернется ли Андоров? Сможет ли возродиться
труппа? И если – да, сумеет ли она вернуть свою былую славу?»
Когда надежды померкли и забылись, город вдруг облетела ликующая
новость: Андоров вернулся. А это означало, что труппа ожила и вновь готовится к
публичным выступлениям.
И вот настало время открытия новой программы. Билетов не достать. Всех
интересовало: кто займет место первой и сможет ли она так же виртуозно повести
труппу за собой и обворожить публику, как прежде.
Обыватели вчитывались в афиши, но нигде не выделялось имя той лучшей из
лучших, которую все хотели угадать.
Открылся занавес. Как всегда первым перед зрителями стоял невозмутимый Маэстро.
К нему
обращались только по имени. Его музыка была так виртуозна и так легка по
звучанию, что степенность отчества была неуместна.
- Александр! – скандировали присутствующие. И он,
благодарно прижав руки к груди, склонился перед публикой, уронив пышную копну
белых седых волос. Зал разразился новыми возгласами. Александр стремительно
повернулся к музыкантам и взмахнул руками.
Публика замерла в ожидании. Взгляды устремлены на сцену. Труппа была
готова издать первый аккорд. Но солиста на сцене не было. В десяти шагах от
дирижера двумя рядами располагались скрипачки – прелестные, как на подбор,
молодые женщины. Они стоя возвышались над остальными музыкантами, как бы
показывая, что солировать будут одновременно. Эта необычайность интриговала еще
больше.
Впрочем, этим и подчеркивалась их значимость во всем ансамбле и их
особая ответственность за общий успех.
Вздрогнув струнами, скрипки зазвучали.
Слова и фразы могут быть легки и мелодичны. Но передать ими мелодию
музыки едва ли возможно. И все-таки я попробую это сделать, тронув ваше
воображение звуками слов.
Представьте на миг утреннюю тишину в еще не пробудившемся цветущем саду.
Она безмолвна и словно насторожена.
Так насторожен зал, когда над фортепиано взмывают легкие пальцы
пианиста, а смычок скрипки склоняется над готовыми вот-вот затрепетать нежными
струнами.
День оживает. Колыхнулась и зашелестела листва, чистым ясным голоском
зазвучала нерешительная трель первой пичуги. За ней вторая, третья,
четвертая...
И сад, и лес, и бескрайние поля ... и зал наполняется чудной песней
летнего утра - это поочередно, затем хором запели скрипки.
Ясный луч солнца осветил горы и склоны и, наконец, озарил леса и поля, и
пышные бутоны летнего сада - это пальцы пианиста опустились на клавиши. Волны
новых и новых прикосновений заколыхали серебристую гладь реки или лесного озера
и уже не ясно где тут зал, где неописуемые просторы, где явь, сказка, быль или
грезы.
Рука дирижера волшебной палочкой, казалось, сама прикасалась к каждому
инструменту и к душе внемлющего слушателя.
Александр знал всех музыкантов по имени, отчеству и фамилии, но во время
игры его губы беззвучно произносили только имя того, к кому обращался Маэстро. И
музыкант тотчас отзывался нужным действием.
- Николай, - и тяжелый вздох ударных поглощал тишину. Рокот литавр
проносился по залу.
- Анна, - шептали губы, и в своем многоголосии струн по залу разливалась
мелодия арфы.
Неожиданный сюрприз ждал публику.
В одну из пауз, Александр едва заметно кивнул одной девушке, и та,
скользнув между приопущенными скрипками, оказалась на два шага впереди
остальных.
Недолгий проигрыш и еще одна скрипачка оказалась рядом с ней.
Зрители недоуменно следили за этой игрой, но только музыканты понимали смысл
перестроения. Все дело в том, что после очередной части произведения, дирижер
своим вызовом отмечал перед присутствующими лучшую из лучших. Он не порицал
скрипачек, но было нежеланным для девушек выйти последней. И девушки старались
изо всех сил.
Скоро обе шеренги оказались на два шага ближе прежнего.
Через некоторое время этот переход возобновился. И так снова и снова – почти
вплотную к дирижеру.
По окончанию концерта публика возликовала: солистками группы оказались все
двенадцать скрипачек, сумевших такт в такт, звук в звук проиграть весь концерт.
Это был профессионализм высшей пробы!
Концерты сменялись концертами, месяцы складывались в годы.
Маргарита скучала и даже тосковала по коллективу. Однако появиться перед
глазами уважаемого человека, которому в пылу любовной страсти когда-то безрассудно
отказала остаться в коллективе, она не смела. Много наслышав о новых успехах труппы,
она ни разу не присутствовала на концертах.
Выступления становились реже. Пошли слухи о болезни Маэстро. На сцене он
оставался неотразим, каждые новые сочинения были прекрасней прежних, но за
кулисами осанка Александра не казалась такой величественной, как на сцене,
поступь становилась тяжелей.
Афиши объявили о последнем концерте сезона.
Зал был переполнен.
Звуки инструментов и громкие возгласы публики слышались за окнами и
стенами театра.
На площади перед входом в здание остановился богатый экипаж. Степенная дама,
приоткрыв дверь, напряженно вслушалась в
мелодию. Маргарита пыталась не пропустить ни единого звука. Но она не могла
видеть того, что творится в зале.
Прощальная программа была составлена из лучших произведений. Их
скопилось столько, что продолжительность концерта оказалась вдвое больше
обычного.
По залу разливались многозвучные аккорды фортепиано, переливы волшебных
звуков арфы, плачущие и ликующие звуки трепещущих скрипок.
Одна за другой выходили вперед девушки. Слушатели шепотом отмечали имя
каждой.
Но вот Маэстро одной из девушек показал место сзади себя - у самого края
сцены. Затем следующей и следующей он неизменно указывая место рядом с первой.
Постепенно все скрипачки оказались лицом к лицу с публикой.
Удивительно, но, не видя дирижера, девушки не нарушили ни единого такта
– настолько они чувствовали своего руководителя и не смели подвести его.
С последним аккордом, зрители встали и бурными овациями благодарили
музыкантов. Овациям не было конца.
Разгоряченные девушки сияющими глазами смотрели в зал, не зная как
поступить дальше.
Наконец, из зала громко прозвучало:
-
Александр! Александр!
Публика начала скандировать. Зрители хотели видеть своего кумира.
Девушки расступились, открывая середину сцены. Но на сцене, кроме прочих
музыкантов никого не оказалось. Девушки разошлись к самым краям подмостков.
Маэстро на сцене не было.
- Александр! Александр! – вновь и вновь кричал зал.
Никто не вышел.
Александр покинул театр.
Степенная дама заметила одинокого старика, тяжело ступающего по ступеням
парадного входа. Выйдя из экипажа, она отправила карету к нему и грустно пошла
следом, пока та не растаяла в вечерних сумерках пустынного города.
Маэстро ушел...
Через день Александра не стало.
В день погребения весь город был у театра. Никто не сомневался, что
прощание с телом будет происходить именно здесь.
Люди
терпеливо ждали более двух часов.
Когда подъехал катафалк, шум толпы стих. Присутствующие расступились.
Гроб сняли и сквозь образовавшийся коридор пронесли через всю площадь. Опустили
у входа. Из театра вышел небольшой коренастый человек с влажными от переживаний
глазами. Это был директор заведения. Склонив голову перед Маэстро, он не смог
сказать того, что обычно говорят при этом. Директор с усилием проговорил лишь
одно слово: - Александр, - и смолк, ощутив на устах имя великого мастера,
почувствовав его безвозвратную утрату.
Из толпы, словно эхо, повторилось произнесенное имя.
- Александр, - прокатилось ропотом вновь.
- Александр, - разлилось по всей площади, улицам и переулкам города.
Никто не хотел прощаться с кумиром. Это были возгласы благодарности и
признательности, уважения и почитания.
…Нет, Маэстро не уходят в никуда. Истинные Маэстро уходят в вечность!
Серов Владимир # 22 мая 2014 в 19:41 0 | ||
|
Вячеслав Грант # 8 декабря 2014 в 15:51 0 | ||
|