"...кто их знает - этих Художниц... сболтнешь лишнего-то, а потом проснешься тряпичным и со стекляшками вместо глаз..."
(По впечатлениям от полуфантазии, рассказанной на ночь одним очень хорошим и смелым Мальчиком)
***
Жил-был Мальчик... Долго жил, так долго, что со стороны уже казалось, что он и не Мальчик вовсе, а очень и очень взрослый дядька... Но что, собственно, изменилось в Мальчике-то? Ну, подросло тело. Подросло, оползло, слегка обветшало. А душа-то, душа в том теле так и осталась детской...
Знаете, как распознать - в ком ребенок живет до старости, а в ком уже умер? Очень просто! Просто надо заглянуть в глаза...
Да и что такое тело? Средство передвижения, прибор тестирования "объективной реальности, данной нам в ощущениях"*, футляр…
Так вот и жил наш Мальчик - старался быть таким же, как все - во дворе и на работе вел себя подобно взрослым. Но дома... Дома он позволял себе любые детские шалости и, фантазируя, играл, играл, играл…
А жил он один - совсем один, не считая глухого соседа, - «в маленькой, но просторной квартире»*, и всего одна комната в ней принадлежала Мальчику…
Хорошая такая комната, с окном во всю стену и балконом, и множеством полок и антресолей, забитых доверху старыми вещами, и бабкиным сундуком с ее же приданым, и старинным потертым диваном с высокой резной спинкой, и таким же древним и скрипучим буфетом, в котором до сих пор хранились банки с маминым вареньем - давно засахарившимся, но все еще дарящим ощущение присутствия в реальности самого близкого и любимого человека… Варенья было так много, что казалось - ешь его хоть каждый день - до конца жизни хватит и еще останется… Вот оно - счастье...
Мальчик не умел расставаться с вещами, напоминающими ему о дорогих людях, и редко пускал в свою жизнь что-то новое, но…
Эта кукла, которую он увидел однажды на выставке одной знаменитой Художницы, заставила Мальчика пересмотреть свои привычки. Он влюбился в куклу с первого взгляда и уже ни о чем другом не мог и мечтать…
Переборов смущение, Мальчик нашел телефон Художницы и позвонил ей с просьбой - подарить ту куклу… Именно подарить, ведь дети отлично видят разницу между подарками и вещами купленными - не волшебными…
Художница, не знавшая Мальчика лично, сначала страшно возмутилась его наглости (да и поздно было - еще на выставке купил ту куклу другой, более приземленный взрослый мальчик, и уехала она на постоянное место жительства далеко-далеко). Но горе нашего Мальчика было так неподдельно и так велико, что Художница почувствовала его даже через телефонную трубку… Почувствовала, и сердце ее дрогнуло, и пообещала она сделать ему точно такую же куклу… или почти такую же (ну, вы же сами понимаете - ручная работа), и велела прийти за ней ровно через месяц...
И начал наш Мальчик старательно готовиться к появлению в доме куклы - ремонтировать, перетягивать, полировать и шить. Делал он это привычно и с удовольствием, так как в свободное от домашних игр время работал в реставрационной мастерской, да и руки у него были золотыми.
И вот, в назначенный день и час, пришел он по указанному адресу за куклой, о которой так страстно мечтал и которую с таким жаром выпрашивал.
Художница впустила нашего Мальчика в прихожую, внимательно посмотрела ему в глаза (ведь это была их первая реальная встреча), вздохнула, покачала головой, а потом обреченно махнула рукой в сторону мастерской:
- Уже многие годы я делаю все только на заказ и только в единственном экземпляре, и потому эта кукла меня не интересует. Бери ее и уходи скорее, а мне надо работать…
С этими словами Художница протянула продолговатую коробку, перевязанную лентой, и выставила Мальчика за дверь. Как будто боялась, что он увидит куклу еще здесь или скажет спасибо…
Не помня себя от радости, бежал наш Мальчик домой, а как добежал, открыл крышку и ужаснулся…Со дна коробки смотрела на него безумная взлохмаченная ведьма, до ужаса похожая на саму Художницу…
Выпросил подарочек, ничего не скажешь… И куда ж его теперь девать?
Мальчик оглядел комнату, снял с дальней стены свой детский велосипед, висевший там уже лет 40, и водрузил на его место куклу…
- Пусть повисит пока… Пока… Пока что?.. Пока я привыкну к ней и полюблю, как и все, что находится в этой комнате… Или пока не выкину!!!
Неделю терпел он ее присутствие, но после работы домой идти уже не хотелось. До рассвета слонялся он по городу или сидел под окнами своей комнаты - прислушивался к звукам и шорохам. И все ему казалось, что кукла там без него оживает и хозяйничает… А войдя-таки в дом, тихонечко крался наш Мальчик к своему дивану и ложился, не раздеваясь, и почти не спал – боялся… Но однажды, совсем измучившись от страха и неприязни, сорвал он подарок со стены, выбежал на балкон и, перегнувшись через перила, швырнул его, что было силы, в черную дыру ночи… И потерял равновесие, и упал с высоты второго этажа, да прямо в детскую песочницу…
Очнулся Мальчик от невыносимой боли в ноге - отомстила, проклятая…
Плакал он долго и уже совсем не по-взрослому… Плакал, но никто его не слышал… И тогда вспомнил наш Мальчик о мобильном телефоне, почти не нужной ему игрушке, и вызвал себе «Скорую»…
А через три недели, выйдя из больницы, сидел он в той же песочнице, пьяный и одинокий, и кричал в темноту:
- Люди-люди, человеки! По што вы не спасли меня, поломанного, когда взывал я из тьмы? По што виртуальные футбольные матчи и замоченное белье ближе вам к телу, чем я...
И рыдал он так, пока не опустошился до дна. А как иссяк, стряхнул с себя пепел ненужных страданий, свистнул в два пальца, оседлал костыль и понесся с веселым гиканьем до дому... А дома навел привычный беспорядок, напился чаю с маминым вареньем и, уже лежа в постели, дал себе честное слово - больше никогда не выпрашивать у внешнего мира подарков...
***
Утром, на пороге комнаты Мальчик увидел записку от глухого соседа. Записку и пакет… с куклой:
«Нашел вчера в кустах, когда из магазина возвращался.И как такую красоту можно было выбросить! Ну и балда ты!»
Красота?..
Раскаяние - вот что почувствовал наш Мальчик... Раскаяние и стыд...
Он привел ни в чем неповинную куклу в порядок: закрепил расползшиеся швы, обновил краски на лице, дорисовал полуулыбку, добавил по паре искорок в глаза, подклеил парик и сделал изящную прическу. Сшил красивое платье из куска тюлевой занавески. Завернул куклу в старинную персидскую шаль, чудом не сожранную молью в бабкином сундуке. Вынул из буфета две банки маминого варенья и отправился в гости к Художнице…
Ну и что ж, что без звонка… Ведь если она подарила ему свой образ - просто так, бескорыстно, и лишь потому, что он так хотел чуда, значит, пустила в свою игру...
***
- Вы, то есть ты? Ну проходи… А почему нога в гипсе, перелом? Какой ужас... И я тут приболела - три недели назад упала на ровном месте… И так мне плохо было, ну просто жить не хотелось. А проснулась сегодня утром и как будто заново рожденная: пою, перед зеркалом верчусь, наряжаюсь…
Знаешь, Мальчик, я ведь тогда коробки-то с куклами перепутала… Хотела поменять, да у меня ж ни телефона, ни адреса твоего.
Сразу после выставки той депрессия на меня накатила, и посоветовал мне один доктор сделать куклу с себя: мол, когда над собственным образом работаешь да всматриваешься в суть - сам себя и излечиваешь… Сделала я ее, да не доделала - не довела до исцеления… За подарок тебе принялась…А теперь вроде и без той разнесчастной куклы хорошо мне, так что смысл с ней возиться сам отпал.
Мальчик вынул из-за пазухи укутанную в шаль куклу и, виновато улыбаясь, протянул ее Художнице…
- Ставь чайник, Девочка. У меня с собой и варенье волшебное есть - клубничное и смородиновое. А ты какое больше любишь?
***
Если вам когда-нибудь доведется пройти мимо той мастерской, не поленитесь – загляните в окошко, и вы увидите двух детей - мальчика и девочку - очень взрослых и даже уже чуть-чуть стареньких - самозабвенно играющих в жизнь.
16.07.2010
_________________________
* -«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении»
«Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленин
[Скрыть]Регистрационный номер 0204161 выдан для произведения:
К.Н.
"...кто их знает - этих Художниц... сболтнешь лишнего-то, а потом проснешься тряпичным и со стекляшками вместо глаз..."
(По впечатлениям от полуфантазии, рассказанной на ночь одним очень хорошим и смелым Мальчиком)
***
Жил-был Мальчик... Долго жил, так долго, что со стороны уже казалось, что он и не Мальчик вовсе, а очень и очень взрослый дядька... Но что, собственно, изменилось в Мальчике-то? Ну, подросло тело. Подросло, оползло, слегка обветшало. А душа-то, душа в том теле так и осталась детской...
Знаете, как распознать - в ком ребенок живет до старости, а в ком уже умер? Очень просто! Просто надо заглянуть в глаза...
Да и что такое тело? Средство передвижения, прибор тестирования "объективной реальности, данной нам в ощущениях"*, футляр…
Так вот и жил наш Мальчик - старался быть таким же, как все - во дворе и на работе вел себя подобно взрослым. Но дома... Дома он позволял себе любые детские шалости и, фантазируя, играл, играл, играл…
А жил он один - совсем один, не считая глухого соседа, - «в маленькой, но просторной квартире»*, и всего одна комната в ней принадлежала Мальчику…
Хорошая такая комната, с окном во всю стену и балконом, и множеством полок и антресолей, забитых доверху старыми вещами, и бабкиным сундуком с ее же приданым, и старинным потертым диваном с высокой резной спинкой, и таким же древним и скрипучим буфетом, в котором до сих пор хранились банки с маминым вареньем - давно засахарившимся, но все еще дарящим ощущение присутствия в реальности самого близкого и любимого человека… Варенья было так много, что казалось - ешь его хоть каждый день - до конца жизни хватит и еще останется… Вот оно - счастье...
Мальчик не умел расставаться с вещами, напоминающими ему о дорогих людях, и редко пускал в свою жизнь что-то новое, но…
Эта кукла, которую он увидел однажды на выставке одной знаменитой Художницы, заставила Мальчика пересмотреть свои привычки. Он влюбился в куклу с первого взгляда и уже ни о чем другом не мог и мечтать…
Переборов смущение, Мальчик нашел телефон Художницы и позвонил ей с просьбой - подарить ту куклу… Именно подарить, ведь дети отлично видят разницу между подарками и вещами купленными - не волшебными…
Художница, не знавшая Мальчика лично, сначала страшно возмутилась его наглости (да и поздно было - еще на выставке купил ту куклу другой, более приземленный взрослый мальчик, и уехала она на постоянное место жительства далеко-далеко). Но горе нашего Мальчика было так неподдельно и так велико, что Художница почувствовала его даже через телефонную трубку… Почувствовала, и сердце ее дрогнуло, и пообещала она сделать ему точно такую же куклу… или почти такую же (ну, вы же сами понимаете - ручная работа), и велела прийти за ней ровно через месяц...
И начал наш Мальчик старательно готовиться к появлению в доме куклы - ремонтировать, перетягивать, полировать и шить. Делал он это привычно и с удовольствием, так как в свободное от домашних игр время работал в реставрационной мастерской, да и руки у него были золотыми.
И вот, в назначенный день и час, пришел он по указанному адресу за куклой, о которой так страстно мечтал и которую с таким жаром выпрашивал.
Художница впустила нашего Мальчика в прихожую, внимательно посмотрела ему в глаза (ведь это была их первая реальная встреча), вздохнула, покачала головой, а потом обреченно махнула рукой в сторону мастерской:
- Уже многие годы я делаю все только на заказ и только в единственном экземпляре, и потому эта кукла меня не интересует. Бери ее и уходи скорее, а мне надо работать…
С этими словами Художница протянула продолговатую коробку, перевязанную лентой, и выставила Мальчика за дверь. Как будто боялась, что он увидит куклу еще здесь или скажет спасибо…
Не помня себя от радости, бежал наш Мальчик домой, а как добежал, открыл крышку и ужаснулся…Со дна коробки смотрела на него безумная взлохмаченная ведьма, до ужаса похожая на саму Художницу…
Выпросил подарочек, ничего не скажешь… И куда ж его теперь девать?
Мальчик оглядел комнату, снял с дальней стены свой детский велосипед, висевший там уже лет 40, и водрузил на его место куклу…
- Пусть повисит пока… Пока… Пока что?.. Пока я привыкну к ней и полюблю, как и все, что находится в этой комнате… Или пока не выкину!!!
Неделю терпел он ее присутствие, но после работы домой идти уже не хотелось. До рассвета слонялся он по городу или сидел под окнами своей комнаты - прислушивался к звукам и шорохам. И все ему казалось, что кукла там без него оживает и хозяйничает… А войдя-таки в дом, тихонечко крался наш Мальчик к своему дивану и ложился, не раздеваясь, и почти не спал – боялся… Но однажды, совсем измучившись от страха и неприязни, сорвал он подарок со стены, выбежал на балкон и, перегнувшись через перила, швырнул его, что было силы, в черную дыру ночи… И потерял равновесие, и упал с высоты второго этажа, да прямо в детскую песочницу…
Очнулся Мальчик от невыносимой боли в ноге - отомстила, проклятая…
Плакал он долго и уже совсем не по-взрослому… Плакал, но никто его не слышал… И тогда вспомнил наш Мальчик о мобильном телефоне, почти не нужной ему игрушке, и вызвал себе «Скорую»…
А через три недели, выйдя из больницы, сидел он в той же песочнице, пьяный и одинокий, и кричал в темноту:
- Люди-люди, человеки! По што вы не спасли меня, поломанного, когда взывал я из тьмы? По што виртуальные футбольные матчи и замоченное белье ближе вам к телу, чем я...
И рыдал он так, пока не опустошился до дна. А как иссяк, стряхнул с себя пепел ненужных страданий, свистнул в два пальца, оседлал костыль и понесся с веселым гиканьем до дому... А дома навел привычный беспорядок, напился чаю с маминым вареньем и, уже лежа в постели, дал себе честное слово - больше никогда не выпрашивать у внешнего мира подарков...
***
Утром, на пороге комнаты Мальчик увидел записку от глухого соседа. Записку и пакет… с куклой:
«Нашел вчера в кустах, когда из магазина возвращался.И как такую красоту можно было выбросить! Ну и балда ты!»
Красота?..
Раскаяние - вот что почувствовал наш Мальчик... Раскаяние и стыд...
Он привел ни в чем неповинную куклу в порядок: закрепил расползшиеся швы, обновил краски на лице, дорисовал полуулыбку, добавил по паре искорок в глаза, подклеил парик и сделал изящную прическу. Сшил красивое платье из куска тюлевой занавески. Завернул куклу в старинную персидскую шаль, чудом не сожранную молью в бабкином сундуке. Вынул из буфета две банки маминого варенья и отправился в гости к Художнице…
Ну и что ж, что без звонка… Ведь если она подарила ему свой образ - просто так, бескорыстно, и лишь потому, что он так хотел чуда, значит, пустила в свою игру...
***
- Вы, то есть ты? Ну проходи… А почему нога в гипсе, перелом? Какой ужас... И я тут приболела - три недели назад упала на ровном месте… И так мне плохо было, ну просто жить не хотелось. А проснулась сегодня утром и как будто заново рожденная: пою, перед зеркалом верчусь, наряжаюсь…
Знаешь, Мальчик, я ведь тогда коробки-то с куклами перепутала… Хотела поменять, да у меня ж ни телефона, ни адреса твоего.
Сразу после выставки той депрессия на меня накатила, и посоветовал мне один доктор сделать куклу с себя: мол, когда над собственным образом работаешь да всматриваешься в суть - сам себя и излечиваешь… Сделала я ее, да не доделала - не довела до исцеления… За подарок тебе принялась…А теперь вроде и без той разнесчастной куклы хорошо мне, так что смысл с ней возиться сам отпал.
Мальчик вынул из-за пазухи укутанную в шаль куклу и, виновато улыбаясь, протянул ее Художнице…
- Ставь чайник, Девочка. У меня с собой и варенье волшебное есть - клубничное и смородиновое. А ты какое больше любишь?
***
Если вам когда-нибудь доведется пройти мимо той мастерской, не поленитесь – загляните в окошко, и вы увидите двух детей - мальчика и девочку - очень взрослых и даже уже чуть-чуть стареньких - самозабвенно играющих в жизнь.
16.07.2010
_________________________
* -«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении»
«Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленин