[Скрыть]
Регистрационный номер 0377286 выдан для произведения:
СИМФОНИЯ ИЗ КИНОХРОНИКИ С ОРКЕСТРОМ
Документальный фильм «Чума. Хроники Третьего рейха».
Компания «Проект 4Х4», Россия, 2015, 26 мин,
Режиссер Максим Кузнецов, идея Киры Калининой.
Один из моих знакомых кинорежиссеров посоветовал мне однажды посмотреть фильм «Чума. Хроники Третьего рейха»
и пригласить на одно из заседаний киноклуба «Архикино» его режиссера Максима Кузнецова.
- Что за фильм, чем интересен? опять модернизм? ты ведь в этом спец, - спросил я.
- Да нет, наоборот, в нем все очень просто. Но фильм запоминается.
- Чем же он тебя зацепил? .- спросил я.
- Да ты сам разберёшься, посмотри.
Заинтригованный, я достал в Интернете фильм и просмотрел его на своем мониторе. Фильм был сделан из кадров немецкой кинохроники и великолепной музыки ХХ-го века. В нём была обрисована картина возникновения и краха немецкого фашизма.
Он захватывал своим подлинным трагизмом и вызывал очень сильные эмоции. Но тогда я не придал большого значения своим переживаниям, сочтя их своей реакцией на гениальную музыку.
Через некоторое время фильм был показан в киноклубе "Архикино" в просторном зале, где собралось около 170 человек среднего и старшего возрастов. Здесь реакция зрителей оказалась еще более острой. Зал был наполнен эмоциями,словно послет рагического спектакля. В нем были взволнованные лица, мокрые глаза, слова благодарности и даже поясные поклоны режиссеру.
Это заставило более внимательно присмотреться к структуре этого, казалось, простого по форме фильма и попытаться ответить себе на вопрос, что же в нем волнует зрителей сегодняшнего зрителя? Причем не телевизионную вальяжно-диванную публику с чашкой чая в руках, а поклонников документального кино, просмотревших и обсудивших не один десяток фильмов, и осознающих, что мы все сейчас живем в период агрессивного вызова, посланного нам западными странами и нашими соседями.
Фильм представляет собой синтез тщательно отобранного кинодокумента и музыки, отразившей один из самых трагических периодов мировой истории. В нем в очень сжатой емкой форме показан процесс становления фашизма в Германии, его расползание по европейским странам, нападение на СССР и последующее его крушение. Режиссер создает своего рода фильм-конспект, в котором собраны наиболее яркие выразительные, на уровне образа, кадры, которые показывают основные этапы фашизации Европы. Это гигантские по численности митинги, марши, факельные шествия, сожжения книг, раскрытие немцами на границе Польши ворот, за которыми открывался Советский Союз. Это уничтожения советских городов, сел, заводов, расстрелы и повешения, сожжения людей в лагерях смерти.
Этот небольшой по размерам фильм обладает рядом особенностей, которые заметно выделяют его из фильмов на антифашистскую тему. Прежде всего, доказательностью фактуры. Фильм создан на основе кинохроники, снятой немецкими кинематографистами, что уже снимает возможные упреки в предвзятости и пропагандистской природе исходного материала. В условиях современной дезинформации, лжи, инсинуаций, идущих от зарубежных СМИ, очень важно располагать подлинным документом.
Во-вторых, фильм выстроен очень динамично, со всё убыстряющимся темпом. В нем нет длинных планов, статичной описательности и кажется, что он идет меньше своих 26 минут. Тщательно отобранные из огромного массива кинохроники кадры длятся всего по несколько секунд и несут в себе выразительный и образный киноматериал. Что достигается тщательным монтажом, при котором время экспозиции кадра согласовано с тактами музыки. Возникает эффект «зримого звука».
Для его усилении режиссер отказывается от дикторского текста и выносит необходимую информацию в титры. Это приводит к тому, что слуховое восприятие, не загруженное рациональной информацией, более остро и эмоционально воспринимает звуковой ряд, состоящий из вершин русской музыки ХХ-го века: В фильме использовано три законченных музыкальных произведения: Первая часть Седьмой симфонии Д. Шостаковича, Танец рыцарей С.Прокофьева и Промышленный марш Г.Свиридова. Соединенные с кинорядом, они образуют три части фильма:«Нашествие» «Борьба» и «Разгром».
Таким образом,музыка в фильме является не в виде фона или «озвучки» кадров, она становится компонентом содержания, создавая его структуру. Однако, режиссер не переносит механически музыку в фильм, она тоже проходит монтажную обработку, в соответствии его замыслу. Так музыка части «Нашествие» создается из музыкальных фрагментов трех разных оркестровок. Смена окрасок, темпоритмов придает фильму ту исключительную динамику и экспрессию, которые вызываю тсильные переживания.
И действительно, ничего принципиально нового режиссер не вносит в создание фильма, просто каждый компонент фильма, каждый кадр продуман и тщательно проработан. Тут впору вносить в учебники режиссуры не хитростный вывод: «Выстраивай тщательно и любовно каждый кадр, каждую музыкальную фразу, и гении поселятся в твоём фильме». Или если кому-то больше по нутру гегелевский акцент: «Количество труда переходит в качество фильма».
Нам представляется, что этот фильм займет свое достойное место в ряду антифашистских фильмов, на вершине которого находится несравненный «Обыкновенный фашизм» М.Ромма. Не соперничая с ним в глубине исследования корней фашизма, фильм «Хроники...» является его дополнением.
Двухсерийный фильм Обыкновенный фашизм»рассчитан на взрослую аудиторию, способную сосредоточиться на 130-ти минутный просмотр. Он требует определенной подготовленности и интеллектуального уровня .В наших реалиях, в условиях отсутствия кинопроката документальных фильмов, эту картину совсем не просто донести до зрителя, тем более, до молодежной аудитории.
Лаконичные, ёмкие по концентрации образа и компактные по времени, «Хроники…»,имеют большой популяризаторский ресурс, Они могут быть включены в урок, в публичную или учебную лекцию, показаны на тематическом вечере, или массовом мероприятии.
Все это превращает фильм «Чума. Хроники Третьего рейха» в успешный художественный и просветительский проект.