Пояснения к 4 туру II Чемпионата по поэзии
Дорогие соратники по литературному фронту! Друзья!
C 01 июня 2017 года стартует 4-й тур II Поэтического чемпионата!
Добро пожаловать!
Первый месяц лета – замечательная пора! Это время, которое ассоциируется с летними каникулами, полными веселых приключений и звонкого смеха, ласкового солнца и теплого моря, шумных игр, сочных ягод и … чудес.
Чудеса обычно бывают в сказках – и это по справедливости главный жанр детской литературы. Но мы ни в коем случае не ограничиваем им участников 4 тура чемпионата. Вспомните хотя бы мультфильм Р.Зельма «Девочка и дельфин» и подростковый фильм В.Ховенко «Глаза». Такие разные и несказочные повествования, но, бесспорно, – о чудесах. А они, к слову сказать, происходят круглый год и повсеместно.
Тема неспроста приведена от первого лица. Дело в том, что ребенок гораздо ярче воспринимает повествование, которое может легко примерить на себя: представить себя героем сказки или персонажем приключения. Проще всего это сделать, когда сказка не утяжелена чрезмерными отступлениями автора, который часто становится лишним посредником между ребенком и сюжетом.
Есть ошибочное мнение, что писать стихи для детей гораздо легче, чем взрослую лирику. Это исключительное заблуждение! Маленькие читатели не станут прислушиваться к рифмам и оценивать их богатство, не будут высчитывать на своих ловких пальчиках ударные и безударные слоги… Но детский слух очень гармоничен от природы. Любую фальшь или дисгармонию ребенок чувствует буквально кожей. Не смотря на мощнейший ресурс чистой детской памяти, малыш не захочет учить наизусть стихотворение, в котором много сложных и незнакомых слов или скачущий неравномерный ритм. Стихи же, написанные на высоком качественном уровне, будто сами собой укладываются в память маленьких чтецов, да и любимыми становятся с первого прочтения.
Итак, задание для участников 4 тура:
Жанр – Детская лирика, стихи о детях и детстве;
Тема – Я верю в чудо;
Дополнительное задание – Применение звукописи.
Техническое условие текущего тура – сложная задача для непрофессионалов. Давайте разберемся, что же такое звукопись.
Античные поэты старались избегать неблагозвучия стихотворений, которое называлось какофонией. Они старались сделать стихотворные строки «сладкозвучными», «сладкогласными», развивая мастерство звукоподражания (воспроизведения звуков природы и окружающего мира). Мастерство это вылилось в понятие эвфонии – то есть избегания столкновения труднопроизносимых гласных звуков или сложного для слуха сочетания гласных. И если поначалу поэты прибегали к примитивной подражательной гармонии, пытаясь передать сочетаниями звуков привычные и узнаваемые звуки животного мира (квакание лягушек, мяукание кошек, рык хищников), то с развитием стихосложения в 19 веке поэты старались подчинить фонику целям передачи эмоций и увеличению образной выразительности стиха. Позднее эти попытки активно прослеживались у поэтов-символистов, которые придавали звукоструктурам даже мистическую значимость, но эти методы не имели под собой научной лингвистической основы, хотя и говорили о глубокой работе над фоникой стихотворения.
Звукопись – это усиление эмоциональной и художественной выразительности стихотворений с помощью ассонанса, аллитерации и других фонетических приемов и их сочетаний. Истоки звукописи лежат все в том же античном звукоподражании, но по исполнению гораздо сложнее и глубже него: это и повторение звуков, и противопоставление, и их особая группировка.
Ассонанс – это звуковой повтор гласных звуков, усиливающий эмоциональную выразительность речи. Ассонансы всегда зависят от сущности передаваемых поэтом переживаний. Ассонанс может компенсировать бедную концевую рифму или даже ее отсутствие за счет параллельных повторов в рифмуемых строках. Повторение гласных или их групп придает стихотворному тексту мелодичность, объединяет слова по смыслу и эмоциям, вызывает у читателя определенные ассоциации.
Пример ассонанса:
О, весна без конца и без краю — [о иа и аа и и айу]
Без конца и без краю мечта! [и аа и и айу иа]
А. Блок
Аллитерация – это повторение согласных звуков, придающее особую звуковую выразительность стихотворению. Это бОльшая концентрация одного звука или группы звуков в стихотворной структуре, чем средняя частота применения этого звука или группы звуков.
Аллитерация активно применялась в народном творчестве, сказаниях, частушках, пословицах и поговорках: «Кукушка кукушонку купила капюшон...», «А где щи, тут и нас ищи», «За делами дня не видно».
Используя метод звукописи, поэт может создать эффект завывания ветра или шелеста пышных платьев, ощущение надорванного крика или предсмертного шепота, бой барабанов или детский смех... Звуки природы и окружающего мира, музыка или раздражающий шум, радостные или грустные ноты в настроении – все это можно выразить посредством звукописи. Но метод требует большого мастерства, которое можно приобрести только постоянными занятиями стихосложением. Но не стоит забывать о том, что восприятие звукописи читателем не всегда можно запрограммировать, так как ассоциативное мышление у всех разное. Например, человек, которые никогда не слышал шума моря, не распознает в строках стихотворения Константина Бальмонта самую изысканную звукопись:
Челн томленья
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Напоминаем, что Поэтический чемпионат – это конкурс силлабо-тонического стихосложения, который требует в обязательном порядке наличие ритма и рифмы.
Дополнительное задание к 4 туру чемпионата предполагает, что авторы должны использовать при написании конкурсного стихотворения звукопись.
Выполнение дополнительного задания не является обязательным, но мастерство работы с формой стиха будет оцениваться судьями и, соответственно, отразится на итоговой оценке по туру.
Всем желаем вдохновения и терпения и напоминаем, что к оценке членами жури будут допущены произведения, которые соответствуют основным требованиям конкурса, а именно:
- соответствие принципам силлабо-тонического стихосложения – наличие ритма и рифмы;
- соответствие тематике и жанру тура;
- соответствие допустимому объему – от 8 до 40 строк;
- соблюдение сроков публикации – до 15 июня 2017 года;
- сохранение анонимности до окончания тура;
- публикация новых, ранее не опубликованных произведений.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Главный Судья II Поэтического Чемпионата Парнаса,
Елена Сидоренко, творческий псевдоним Дзерасса
Друзья!
Дорогие поэты Парнаса!
C
01 июня 2017 года приглашаем всех на 4-й тур II Поэтического чемпионата!
Четвёртый
тур нашего чемпионата посвящён поэзии для детей, о детях и о детстве.
Специфика
поэзии для детей по сравнению с поэзией вообще проявляется на нескольких
уровнях: жанровом, тематическом, образном. В поэзии для детей редко можно
встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не
содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она
направлена не на субъект, а на объект. Поэтому каждое стихотворение - это
маленькая история со своим сюжетом. Во-вторых, главной темой детских
стихотворений становится мир ребёнка и всё, что с ним связано. Поэзия для детей
рассказывает своим читателям о том, что им близко и знакомо, о том, что у них
перед глазами. В большой мере для детской поэзии характерно игровое начало: игра
смыслом и звуком. Отсюда богатство рифм, ассонансов, аллитераций - нередко
первые стихи становятся для ребёнка первым знакомством со звуковой и образной
выразительностью родной речи.
Все мы в детстве верили в чудеса - в настоящего
сказочного Деда Мороза, в то, что в большом мамином цветке может поселиться
Дюймовочка, а под старым креслом ночами прячется чудовище.
Итак, задание
для участников четвёртого тура:
Жанр - детская
поэзия, стихи о детях и детстве.
Тема - "Я верю
в чудо"
Дополнительное
задание - применение звукописи.
Напоминаем,
что Поэтический чемпионат – это конкурс силлабо-тонического стихосложения,
предполагающий в обязательном порядке наличие ритма и рифмы.
Дополнительное
задание предполагает, что в стихотворении надо применить один из многочисленных
приёмов звукописи.
Выполнение
дополнительного задания не является обязательным, но мастерство работы с формой
стиха будет оцениваться судьями и, соответственно, отразится на итоговой оценке
по туру.
Всем желаем вдохновения и терпения и напоминаем,
что к оценке членами жюри будут допущены произведения, которые соответствуют
основным требованиям конкурса, а именно:
-
соответствие принципам силлабо-тонического стихосложения – наличие ритма и
рифмы;
-
соответствие тематике и жанру тура;
-
соответствие допустимому объему – от 8 до 40 строк;
-
соблюдение сроков публикации – с 1 до 15 июня 2017 года;
-
сохранение анонимности до окончания тура;
-
публикация новых, ранее не опубликованных произведений.
Звукопись - прием
усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных
слогов, гласных и согласных звуков.
Звукопись
создаётся самыми различными приёмами:
1.Аллитерация -повторение согласных.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К.Бальмонт)
В.В.Маяковский
в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:
Дозировать
аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими
наружу повторами.
Одним
из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука
мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
2. Ассонанс —
повторение гласных.
Иногда
ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а
согласные — не совпадают, (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Ассонанс
усиливает выразительность речи.
У наших ушки
на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное
повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся
над полем перед битвой.
Вот
как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
(А. Пушкин)
Ассонанс
звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К.
Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт)
Повторение
гласных «о» и «е»
3. Каламбурные
рифмы— рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с
целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются
многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь
звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.
С. Пушкин)
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д.
Д. Минаев)
4. Анафора — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов,
синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая
анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть
равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она
встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А. Пушкин)
Лексическая анафора, повторение одинаковых
слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая
анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или
синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое
слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет
начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
5. Эпифора — стилистический прием, заключающийся в
повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в
конце смежных стихов или строф.
Шумели, сверкали
и к дали влекли,
и гнали печали,
и пели вдали…
(К. Бальмонт)
6. Ономатопея — слова,
которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп»,
«Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и
храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
С
уважением и наилучшими пожеланиями,
Главный
Судья II Поэтического Чемпионата Парнаса,
Роксана
Ланд.
Нет комментариев. Ваш будет первым!