ГлавнаяПрозаЛитературная критикаЛитературные обзоры → ГЛУПЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ПРОЗЕ – продолжение

ГЛУПЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ПРОЗЕ – продолжение

20 мая 2015 - Серов Владимир
article289433.jpg

3. Как писать, чтобы было интересно читать.
 
Здесь важны одинаково  и основная мысль, и сюжет, и язык и стиль написания – всё это называется «подача материала».
 
3.1.  ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – то, о чём хотел сказать автор.
 
Она может быть «прямая» – то есть, понятно сразу, о чём пройдет речь. Тогда надо, чтобы сюжет и язык были привлекательные читателю.
Это можно достичь не ординарностью, необычностью сюжета и создаваемых ситуаций. Как это сделать? – это главный вопрос для автора.
Соответственно и язык должен быть адекватен  сюжету или ситуации.
 
Основная мысль может быть, завуалирована, маскирована, скрыта сюжетом, и как бы появляется незаметно, исподволь, по мере прочтения – это возбуждает читательский интерес: «Пока непонятно, но интересно!».  А требования  к сюжету и языку остаются те же!
 
Бывает, что автор намеренно скрывает  «основную мысль», маскирую её ложными мыслями-зацепками, тогда «основная» должна проявиться только в конце – при развязке!
 
Но «основных мыслей» может быть и несколько. Как правило, одна из них прикрывает другую –  по типу матрёшки –  верхнюю открыл, а там  другая!    
Это высший пилотаж для автора!  
 
3.2. СЮЖЕТ
Основа сюжета одна  и та же -  завязка, кульминация, развязка.

А) «Завязка» должна быть интригующей либо создавать  интригующую ситуацию в процессе развития сюжета.  А заодно и расставить ложные зацепки для читателя.
 
Б) «Кульминация» - мне по нраву более понятный термин: «Развитие сюжета вплоть до высшей точки его напряжения». Здесь надо убрать  ложные  мысли-зацепки, в общем, подводя читателя к основной мысли, прояснись  ситуацию.
 
В) «Развязка» - здесь раскрывается  «основная мысль». Главное в этом – неожиданность. Я называю это «изюминкой» («фига в кармане»).
Развязка может быть закрытой, в этом случае  основная мысль полностью ясна, а также – открытой! Когда автор оставляет  читателю подумать конец по-своему разумению.
 
Г) Иногда бывает так, что у автора есть только основная мысль, о чём бы он хотел бы написать. Тогда надо, обязательно, найти  «изюминку» - это поможет  автору выстроить сюжет и подскажет, как его обставить подробностями.     
 
3.3. ЯЗЫК И СТИЛЬ
 
А.П. Чехов говорил: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.»
 
А) Пишите лёгким языком, понятным читателю.  Многие авторы увлекаются  сложными предложениями с причастными и деепричастными  оборотами (со сложной конфигурацией) и употребляют малоизвестные слова и специальные термины,  типа,  «антипсевдоконвергенция».  
 
Б) Язык должен быть адекватен ситуации или герою, следите за этим.
Пример.
«- Хочешь квасу! – спросила деревенская бабка деда.
- Отнюдь! – ответил он.»
Если это гротеск, то смешно, а если дед помирает – нелепо.
 
В) Красочность языка.  Конечно и желательно, но всё должно быть к месту и в меру.
Пример.
«- Бомба, весело посвистывая, падала на деревню»   
 
Г) Попробуйте иметь свой стиль, то бишь, манеру письма.   
Что касается стиля, об этом хорошо написано у Сергея Чернеца в его работе «Стилистика». Кроме того, в ней приведена цитата филолога-искусствоведа Б. В. Горнунга:  
«Стиль есть целостная совокупность «фактов экспрессии», придающих особую смысловую «окраску» высказыванию сверх его основной семантической структуры» (http://parnasse.ru/prose/essay/literarycriticism/stilistika.html)
 
3.4.  Многословие – бич пишущего.  
 
А.П.Чехов сказал об этом просто:  «Искусство писать — это искусство сокращать»      
Я стараюсь  писать лапидарно
«Лапидарность (лат. lapidarium — «высеченный в камне») — краткость, сжатость, лаконичность, ясность и выразительность слога или стиля.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%EF%E8%E4%E0%F0%ED%EE%F1%F2%FC
 
Эту манеру письма я для себя называю  «принцип необходимой достаточности». Что он означает? То, что в тексте не должно быть ничего лишнего – ни эпизодов, и фраз, и слов!
В этой связи, должен вам сказать, что, по моему мнению, 5-ый Чемпионат по прозе сыграл с авторами злую шутку, установив предельный минимальный размер знаков конкурсной работы. Это понуждает авторов «накачивать» тексты излишними  эпизодами и словами.
Хотя цель была благая – авторы должны писать полноценные рассказы.   
 
Для текста и сюжета важно только одно, а именно, обеспечение  цели (основной мысли)  рассказа, новеллы.  Если автор делает  описание природы, то это целесообразно только, если это служит  раскрытию, прямо или косвенно,   основной мысли произведения, в противном случае – это лишнее.
 
Этот принцип наиболее важен для  миниатюры, где каждое слова на вес золота!
 
Помните, «Краткость — сестра таланта» (А.П. Чехов)  
 
4. Автор и читатель   
 
Есть авторы, которые считают – вот я написал, а читатель сам пусть разбирается, что я хотел сказать.
По-моему, это в корне не верно!  
Возникает вопрос: «А для чего вообще тогда писать!?»
Каждый ответит, наверное, по-своему, но не лукавьте сами себе.
Любой автор хочет, чтобы его читали!  
 
5. Практический совет.
И от Чехова тоже: «Писатель должен много писать, но не должен спешить»
 
Если у нас есть задумка и  Вы готовы её изложить, пишите, не стесняясь, что бы ни прошло Вам в голову. Когда закончиться «заряд вдохновения» - бросьте писать!
А через некоторое время – перечитайте написанное. И уберите  ВСЕ лишнее, даже если Вам жаль!
И так далее… И далее… Пока не напишите весь текст.
Потом отложите рукопись на пару дней!
Затем вновь начинайте работать с ней.
И ещё раз! И ещё…
И так –  до конца!
А конец наступит тогда, когда Вы поймете, что в тексте ВСЁ на месте и нет ничего лишнего, а главное – Вы добились, чего хотели.  
 
Удачи и  вдохновения!
 
P.S. Коряво получилось! Ну, как, уж, есть! Вот, коротенько, и всё!         

© Copyright: Серов Владимир, 2015

Регистрационный номер №0289433

от 20 мая 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0289433 выдан для произведения:
3. Как писать, чтобы было интересно читать.
 
Здесь важны одинаково  и основная мысль, и сюжет, и язык и стиль написания – всё это называется «подача материала».
 
3.1.  ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – то, о чём хотел сказать автор.
 
Она может быть «прямая» – то есть, понятно сразу, о чём пройдет речь. Тогда надо, чтобы сюжет и язык были привлекательные читателю.
Это можно достичь не ординарностью, необычностью сюжета и создаваемых ситуаций. Как это сделать? – это главный вопрос для автора.
Соответственно и язык должен быть адекватен  сюжету или ситуации.
 
Основная мысль может быть, завуалирована, маскирована, скрыта сюжетом, и как бы появляется незаметно, исподволь, по мере прочтения – это возбуждает читательский интерес: «Пока непонятно, но интересно!».  А требования  к сюжету и языку остаются те же!
 
Бывает, что автор намеренно скрывает  «основную мысль», маскирую её ложными мыслями-зацепками, тогда «основная» должна проявиться только в конце – при развязке!
 
Но «основных мыслей» может быть и несколько. Как правило, одна из них прикрывает другую –  по типу матрёшки –  верхнюю открыл, а там  другая!    
Это высший пилотаж для автора!  
 
3.2. СЮЖЕТ
Основа сюжета одна  и та же -  завязка, кульминация, развязка.

А) «Завязка» должна быть интригующей либо создавать  интригующую ситуацию в процессе развития сюжета.  А заодно и расставить ложные зацепки для читателя.
 
Б) «Кульминация» - мне по нраву более понятный термин: «Развитие сюжета вплоть до высшей точки его напряжения». Здесь надо убрать  ложные  мысли-зацепки, в общем, подводя читателя к основной мысли, прояснись  ситуацию.
 
В) «Развязка» - здесь раскрывается  «основная мысль». Главное в этом – неожиданность. Я называю это «изюминкой» («фига в кармане»).
Развязка может быть закрытой, в этом случае  основная мысль полностью ясна, а также – открытой! Когда автор оставляет  читателю подумать конец по-своему разумению.
 
Г) Иногда бывает так, что у автора есть только основная мысль, о чём бы он хотел бы написать. Тогда надо, обязательно, найти  «изюминку» - это поможет  автору выстроить сюжет и подскажет, как его обставить подробностями.     
 
3.3. ЯЗЫК И СТИЛЬ
 
А.П. Чехов говорил: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.»
 
А) Пишите лёгким языком, понятным читателю.  Многие авторы увлекаются  сложными предложениями с причастными и деепричастными  оборотами (со сложной конфигурацией) и употребляют малоизвестные слова и специальные термины,  типа,  «антипсевдоконвергенция».  
 
Б) Язык должен быть адекватен ситуации или герою, следите за этим.
Пример.
«- Хочешь квасу! – спросила деревенская бабка деда.
- Отнюдь! – ответил он.»
Если это гротеск, то смешно, а если дед помирает – нелепо.
 
В) Красочность языка.  Конечно и желательно, но всё должно быть к месту и в меру.
Пример.
«- Бомба, весело посвистывая, падала на деревню»   
 
Г) Попробуйте иметь свой стиль, то бишь, манеру письма.   
Что касается стиля, об этом хорошо написано у Сергея Чернеца в его работе «Стилистика». Кроме того, в ней приведена цитата филолога-искусствоведа Б. В. Горнунга:  
«Стиль есть целостная совокупность «фактов экспрессии», придающих особую смысловую «окраску» высказыванию сверх его основной семантической структуры» (http://parnasse.ru/prose/essay/literarycriticism/stilistika.html)
 
3.4.  Многословие – бич пишущего.  
 
А.П.Чехов сказал об этом просто:  «Искусство писать — это искусство сокращать»      
Я стараюсь  писать лапидарно
«Лапидарность (лат. lapidarium — «высеченный в камне») — краткость, сжатость, лаконичность, ясность и выразительность слога или стиля.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%EF%E8%E4%E0%F0%ED%EE%F1%F2%FC
 
Эту манеру письма я для себя называю  «принцип необходимой достаточности». Что он означает? То, что в тексте не должно быть ничего лишнего – ни эпизодов, и фраз, и слов!
В этой связи, должен вам сказать, что, по моему мнению, 5-ый Чемпионат по прозе сыграл с авторами злую шутку, установив предельный минимальный размер знаков конкурсной работы. Это понуждает авторов «накачивать» тексты излишними  эпизодами и словами.
Хотя цель была благая – авторы должны писать полноценные рассказы.   
 
Для текста и сюжета важно только одно, а именно, обеспечение  цели (основной мысли)  рассказа, новеллы.  Если автор делает  описание природы, то это целесообразно только, если это служит  раскрытию, прямо или косвенно,   основной мысли произведения, в противном случае – это лишнее.
 
Этот принцип наиболее важен для  миниатюры, где каждое слова на вес золота!
 
Помните, «Краткость — сестра таланта» (А.П. Чехов)  
 
4. Автор и читатель   
 
Есть авторы, которые считают – вот я написал, а читатель сам пусть разбирается, что я хотел сказать.
По-моему, это в корне не верно!  
Возникает вопрос: «А для чего вообще тогда писать!?»
Каждый ответит, наверное, по-своему, но не лукавьте сами себе.
Любой автор хочет, чтобы его читали!  
 
5. Практический совет.
И от Чехова тоже: «Писатель должен много писать, но не должен спешить»
 
Если у нас есть задумка и  Вы готовы её изложить, пишите, не стесняясь, что бы ни прошло Вам в голову. Когда закончиться «заряд вдохновения» - бросьте писать!
А через некоторое время – перечитайте написанное. И уберите  ВСЕ лишнее, даже если Вам жаль!
И так далее… И далее… Пока не напишите весь текст.
Потом отложите рукопись на пару дней!
Затем вновь начинайте работать с ней.
И ещё раз! И ещё…
И так –  до конца!
А конец наступит тогда, когда Вы поймете, что в тексте ВСЁ на месте и нет ничего лишнего, а главное – Вы добились, чего хотели.  
 
Удачи и  вдохновения!
 
P.S. Коряво получилось! Ну, как, уж, есть! Вот, коротенько, и всё!         
 
Рейтинг: +6 794 просмотра
Комментарии (12)
DEVIL VEIT # 20 мая 2015 в 09:04 +3
Ну, насчёт коряво, это уж Вы загнули, очень хорошо написано, стройно, понятно, и поучительно.
c0137 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Серов Владимир # 20 мая 2015 в 10:15 +1
Это мой первый опыт по популяризации, потому и коряво! Если Вы для себя нашли что-то хорошее, я очень рад этому, значит, не зря писал!
Спасибо за отзыв! c0137
Паршин Александр # 20 мая 2015 в 17:42 +1
Владимир, извините!
Но писатель либо умеет писать, либо – нет.
Первый обойдётся без советов, второму – они не помогут.
Серов Владимир # 20 мая 2015 в 18:05 +1
Вы умеет писать!? Тогда это Вас не касается!
Паршин Александр # 20 мая 2015 в 22:07 +1
Владимир, по-моему, я вас всё же обидел.
Извините, ещё раз!
Просто, думаю, что писатель, какой бы он не был не должен никому подражать. Не должен писать по трафарету. Пусть лучше ошибается и исправляет свои ошибки.
Люблю, когда меня тычут носом в мои совершенные ошибки. Но не люблю общих фраз.
На этом сайте я новичок и спорить с вами не буду. Просто, если не возражаете, давайте напишем друг другу рецензии на конкурсные произведения из любого тура.
А может на Парнасе это уже практикуется? Просто я не знаю.
Серов Владимир # 20 мая 2015 в 22:46 +1
Пожалуйста! Берите любую мою работу из прозы и пишите рецензию.

Но Вы сами себе противоречите.
«Пусть лучше ошибается и исправляет свои ошибки» - пишите Вы.
Но это и есть – учиться!
И потом – я никого не призываю, учиться у меня, и никого не учу, как писать!
(почитайте моё предисловие)
А общие каноны придумать не я – они появились задолго до меня – и вышли из общей практики писания Литературы (см. начало 1-ой части) – я тут Америку не открываю!
И я, ни коем случае, не настаиваю и ни на что не претендую! Пишите, как Вам угодно!
Любовь Хлебникова # 21 мая 2015 в 23:13 +2
Буду читать и перечитывать прекрасные и поучительные советы Ваши,спасибо,Владимир!
Серов Владимир # 21 мая 2015 в 23:26 +1
Как я рад, Люба, что хоть чем-то помогу Вам, значит, не зря писал!
Спасибо за поддержку! lubov5
Прокофьева Александрина # 24 мая 2015 в 14:58 +1
Мне, кажется, учиться есть чему в любом возрасте. Спасибо, попробую писать, как Вы советуете.
5min c0137
Серов Владимир # 24 мая 2015 в 17:14 +1
Верно! Учиться нужно всякому, и возраст здесь не причем! Буду, если Вам это поможет! faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Спасибо! prezent
Wlara (Влара) # 18 марта 2016 в 09:28 0
Мдя..я задумалась...спасибо,Владимир! 36
Серов Владимир # 18 марта 2016 в 09:47 0
Буду рад, если Вам сей опус поможет! yesyes
Спасибо за визит! lubov5