ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Заметки по школьной литературе. Часть вторая

Заметки по школьной литературе. Часть вторая

Роман « Герой нашего времени »

В школе, изучая этот роман, пытаются представить Печорина как человека, недостатки которого определяются внешними условиями. Валить всё на окружающую среду- чисто марксистский подход.Но всегда ли она виновата?! Первая подлость Печорина начинается с того, что он за деньги уговаривает 15-летнего юношу украсть у отца лучшего козла из стада овец. Далее подлость Печорина только возрастает.Он уговаривает этого юношу и помогает ему украсть лошадь в обмен на то, чтобы он украл свою сестру и привёз её для похоти Печорину. Убийство отца и убийство его дочери- это результат подлости Печорина. Храбрость Печорина является результатом его тщеславия. Он может совершить подвиг и даже, по словам автора, может умереть за другого, но не по причине сделать добро и помочь человеку, не из-за любви к нему, а из-за любви к себе. Будучи офицером, он служил не Родине, не своему народу, которого он не знал и знать не хотел, а потому что в ношении формы и в возможности вести свою личную жизнь было для него, в отличие от всего другого, более удобно.


Из рассказа «Максим Максимыч» мы узнаём, что Печорин был из тех людей, которые не помнят добра, сделанного для них. И если его бывший друг, так много сделавший для него, уже больше полезен ему быть не может, то Печорин отворачивается от него навсегда без всякого сожаления об этом. А разве это не подлость? Лермонтов, словами Печорина, сообщает о Грушницком, что тот всю жизнь свою занимается только самим собою, но это ведь точная копия и самого Печорина.


Для характеристики Печорина необходимо привести эпизод из романа «Княгиня Лиговская», когда после его стремительной поездки по городу, не соблюдая при этом элементарной осторожности, его повозка налетела на человека. Не оказав пострадавшему никакой помощи и не о чём не жалея, Печорин приехал в свой богатый дом. С повозки он "слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; о раздавленном чиновнике не было и помину».Через некоторое время, встречаясь со своими сослуживцами, Печорин с похвальбой рассказал им об этом, и вместе с ними посмеялся над своею жертвой. Если рассказать этот эпизод людям, то, я думаю, большинство из них скажут, что этот человек негодяй и свинья.


Если человек негодяй, то при любой системе, в любой среде он будет негодяем. И сам Лермонтов называет Печорина негодяем: «все его путешествия ограничивались поездками с толпой таких же негодяев, как он»стр.297 том3, трёхтомник 1996г. Этот эпизод очень похож на другой в романе «Герой нашего времени», когда Печорин потерял коня и не смог догнать «даму своего сердца», то он заплакал. Плакать о Грушницком, которого он убил несколько часов тому назад, конечно, желания у него не было. Печорин перед дуэлью, анализируя прошедшую жизнь, признаётся, что она была пустой, что он не понял какое было предназначение в жизни для него. «Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных … Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия». То-есть жизнь для себя, для собственного удовольствия и есть пустая жизнь, глупая жизнь.


Любовь- это божественное состояние человека, это наличие Бога в человеке. Обрести в себе любовь к людям и, в конечном итоге, к Богу- это главное предначертание для каждого человека и это главное условие, чтобы после физической смерти обрести жизнь с Богом в вечности. Любовь всегда связана с жертвоприношением себя по отношению к тому кого любишь, так как он становится для тебя важнее, чем ты сам. Поэтому любить себя невозможно. Любить себя называется словом «эгоизм». Поэтому вместо слов «я люблю себя» правильно говорить «я- эгоист», главное для меня- это я.


Печорин никогда никого не любил и в этом он похож на Евгения Онегина. В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов сообщает нам , что Печорин- «это портрет , составленный из пороков всего нашего поколения». И далее, в конце предисловия:«болезнь указана, а как её излечить- это уж Бог знает!»Здесь Лермонтов пишет ложь нам самым бесстыдным образом. Дело всё в том, что все недостатки Печорина связаны с совершением им подлости. И виноват в этом только Печорин и больше никто и ни что. Каждый человек прекрасно знает, что лечение этой болезни заключается в том, чтобы не делать подлость для людей. Жить каждый день для себя, для своих удовольствий вот высший идеал и цель в жизни для Печорина. И в этом жизнь каждого эгоиста очень похожа на жизнь животных.

Противоречивость поэзии Лермонтова

(Статья Александра Савченко из газеты «Наши дни»)

«Откуда идёт двойственность в настроениях Лермонтова? Может быть, от разницы мировоззрения в начале и в конце жизни? Увы, нет! Повсюду у него эти противостояния, соседствующие порой и в одном промежутке времени. В юношеском стихотворении «Я жить хочу, хочу печали...» (1832) Лермонтов готов принять жизнь с её страданиями, трагическими потрясениями всю, а в стихотворении « И скучно, и грустно» (1840) у него в жизни не остаётся вещей не презираемых. В стихотворении, ставшей песней (« Молитва» -1839), запечатлена удивительная интонация счастья и доверия Богу:

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную Твержу я наизусть. .
Есть сила благодатная В созвучье слов живых,
И дышит непонятная Святая прелесть в них
С души, как бремя, скатится Сомненье далеко -
И верится, и плачется, И так легко, легко...
А в 1840 году Лермонтов пишет «Благодарность», где гневно отбрасывает всякую возможность «святой прелести»:
За всё, за всё Тебя благодарю я
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей
------------------
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.


Такой демонический сарказм похож на гнев титана Прометея, бросившего вызов Богу, а не нежное, молитвенное благодарение. Следует заметить, что Бог исполнил его желание- в следующем году поэт был убит на дуэли. Таким образом, он как бы запрограммировал свою смерть. И так везде у Лермонтова просматривается полярность отношений, почти взаимоисключающих чувств. "Москва, Москва ! Люблю тебя, как сын,Как русский, сильно, пламенно и нежно"

Но вот, кажется, совсем другой рукой написано:”Прощай, немытая Россия». Как же это совмещалось в одном человеке?Откуда такие коллизии ? Может быть,они идут из расщеплённой психики? Или из противоречий, которые с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады в его жизни? Возможно, на чуткой душе ребёнка отразилась жестокая семейная драма- распри отца и бабушки. А может быть, тёмная чужеродная личность свила гнездо в его сердце и довела его до погибели?”
------------------
Всё , что написал А.Савченко есть правда, но об этом не говорят в школе.
Лермонтов только малой частицей своего родства принадлежал иноплеменникам, но и это вызывало у него чувство отчуждённости от своей настоящей Родины России. Это можно объяснить только неблагодарностью человека, родившегося от русской матери, получившего воспитание и образование от русских людей, построившего своё благополучие за счёт своих крепостных русских крестьян, но себя считавшим нерусским. Об этом нам говорит его стихотворение «Желание» (1831). Вот некоторые слова из него:
Зачем я не птица, не ворон степной,
---------------------------------------------
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
И далее о себе он говорит так:
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рождён, но нездешний душой...
О! Зачем я не ворон степной?..
И ещё коротко о том как недруги России, чтобы очернить её, используют следующее стихотворение Лермонтова, в котором содержится ложь о России :
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Некоторые СМИ, стараясь унизить русских людей, цитируют эти стихи, подчеркнуто выделяя и объясняя, что русские люди всегда были рабами. Конечно, быть в рабстве унизительно и ужасно. Но обвинять людей в этом аморально. Обвинять надо тех, кто создавал это рабство, а также многие страны, которые занимались работорговлей. Гитлеровские войска покорили Европу без малейшего сопротивления и это было настоящим рабством на несколько лет. Но СМИ, указанные выше, молчат об этом, а также о том, что основную роль в освобождении Европы выполнили народы России, из которых в большинстве своём были русские люди.

В многочисленные стихи с прекрасным звучанием, но иногда чуждые по своему содержанию христианской морали, прорываются совершенно другие стихи у Лермонтова. Как будто снимается пелена непонимания Лермонтовым той жизни, которая окружала его. И мы с чувством большого наслаждения читаем его стихи: «Бородино», «Выхожу один я на дорогу», «Песня про царя Ивана Васильевича» и другие. Их и нужно изучать в школе.


© Copyright: Геннадий Гумилевский, 2015

Регистрационный номер №0282373

от 11 апреля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0282373 выдан для произведения:

Роман « Герой нашего времени »

В школе, изучая этот роман, пытаются представить Печорина как человека, недостатки которого определяются внешними условиями. Валить всё на окружающую среду- чисто марксистский подход.Но всегда ли она виновата?! Первая подлость Печорина начинается с того, что он за деньги уговаривает 15-летнегоюношу украсть у отца лучшего козла из стада овец. Далее подлость Печорина тольковозрастает.Он уговаривает этого юношу и помогает ему украсть лошадь в обмен на то, чтобы он украл свою сестру и привёз её для похоти Печорину. Убийство отца и убийство его дочери- это результат подлости Печорина. Храбрость Печорина является результатом его тщеславия. Он может совершить подвиг и даже, по словам автора, может умереть за другого, но не по причине сделать добро и помочь человеку, не из-за любви к нему, а из-за любви к себе. Будучи офицером, он служил не Родине, не своему народу, которого он не знал и знать не хотел, а потому что в ношении формы и в возможности вести свою личную жизнь было для него, в отличие отвсего другого, более удобно.


Из рассказа «Максим Максимыч» мы узнаём, что Печорин был из тех людей, которыене помнят добра, сделанного для них. И если его бывший друг, так много сделавший для него, уже больше полезен ему быть не может, то Печорин отворачивается от него навсегда без всякого сожаления об этом. А разве это не подлость? Лермонтов, словами Печорина, сообщает о Грушницком, что тот всю жизнь своюзанимается только самим собою, но это ведь точная копия и самого Печорина.


Для характеристики Печорина необходимо привести эпизод из романа «Княгиня Лиговская», когда после его стремительной поездки по городу, не соблюдая при этом элементарной осторожности, его повозка налетела на человека.Не оказав пострадавшему никакой помощи и не о чём не жалея, Печорин приехал в свой богатый дом. С повозки он "слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину».Черезнекоторое время, встречаясь со своими сослуживцами, Печорин с похвальбой рассказалим об этом, и вместе с ними посмеялся над своею жертвою. Если рассказать этот эпизод людям, то, я думаю, большинсво из них скажут, что этот человек негодяй и свинья.


Если человек негодяй, то при любой системе, в любой среде он будет негодяем. И сам Лермонтов называет Печорина негодяем: «все его путешествия ограничивались
поездками с толпою таких же негодяев, как он»
стр.297 том3, трёхтомник 1996г.

Этот эпизод очень похож на другой в романе «Герой нашего времени», когда Печоринпотерял коня и не смог догнать «даму своего сердца», то он заплакал. Плакать о Грушницком, которого он убил несколько часов тому назад, конечно, желания у него не было. Печорин перед дуэлью, анализируя прошедшую жизнь, признаётся, что она былапустой, что он не понял какое было предназначение в жизни для него. «Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных … Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия». То-естьжизнь длясебя, для собственного удовольствия и есть пустая жизнь, глупая жизнь.


Любовь- это божественное состояние человека, это наличие Бога в человеке. Обрести в себе любовь к людям и, в конечном итоге, к Богу- это главное предначертание для каждого человека и это главное условие, чтобы после физической смерти обрести жизнь с Богом в вечности. Любовь всегда связана с жертвоприношением себя по отношению к тому кого любишь, так как он становится для тебя важнее, чем ты сам. Поэтому любить себя невозможно. Любить себя называется словом «эгоизм». Поэтому вместо слов «я люблю себя» правильно говорить «я- эгоист», главное для меня- это я.


Печорин никогда никого не любил и в этом он похож на Евгения Онегина. В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов сообщает нам , что Печорин- «это портрет , составленный из пороков всего нашего поколения». И далее, в концепредисловия:«болезнь указана, а как её излечить- это уж Бог знает!».Здесь Лермонтов врёт нам самым бесстыдным образом. Дело всё в том, что все недостатки Печорина связаны с совершением им подлости. И виноват в этом только Печорин и больше никто иничто.Каждый человек прекрасно знает, что лечение этой болезни заключается в том, чтобы не делать подлость для людей. Жить каждый день для себя, для своих удовольствий вот высший идеал и цель в жизни для Печорина. И в этом жизнь каждого эгоиста очень похожа на жизнь животных.

Противоречивость поэзии Лермонтова

(Статья Александра Савченко из газеты «Наши дни»)

«Откуда идёт двойственность в настроениях Лермонтова? Может быть, от разницымировоззрения в начале и в конце жизни? Увы, нет! Повсюду у него эти противостояния, соседствующие порой и в одном промежутке времени. В юношеском стихотворении «Яжить хочу, хочу печали...» (1832) Лермонтов готов принять жизнь с её страданиями, трагическими потрясениями всю, а в стихотворении « И скучно, и грустно» (1840) у него вжизни не остаётся вещей не презираемых. В стихотворении, ставшей песней (« Молитва» -1839), запечатлена удивительная интонация счастья и доверия Богу:

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную Твержу я наизусть. .
Есть сила благодатная В созвучье слов живых,
И дышит непонятная Святая прелесть в них
С души, как бремя, скатится Сомненье далеко -
И верится, и плачется, И так легко, легко...
А в 1840 году Лермонтов пишет «Благодарность», где гневно отбрасывает всякую возможность «святой прелести»:
За всё, за всё Тебя благодарю я
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей
------------------
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.


Такой демонический сарказм похож на гнев титана Прометея, бросившего вызов Богу, ане нежное, молитвенное благодарение. Следует заметить, что Бог исполнил его желание- в следующем году поэт был убит на дуэли. Таким образом, он как бы запрограммировал свою смерть. И так везде у Лермонтова просматривается полярность отношений, почти взаимоисключающих чувств. "Москва, Москва ! Люблю тебя, как сын,Как русский, сильно, пламенно и нежно"

Но вот, кажется, совсем другой рукой написано:”Прощай, немытая Россия». Как же это совмещалось в одном человеке?Откуда такие коллизии ? Может быть,они идут из расщеплённой психики? Или из противоречий, которые с детства окружалиЛермонтова и обнаруживали трагические разлады в его жизни? Возможно, на чуткой душе ребёнка отразилась жестокая семейная драма- распри отца и бабушки. А может быть, тёмная чужеродная личность свила гнездо в его сердце и довела его до погибели?”
------------------
Всё , что написал А.Савченко есть правда, но об этом не говорят в школе.
Лермонтов только малой частицей своего родства принадлежал иноплеменникам, но и это вызывалоу него чувство отчуждённости от своей настоящей Родины России. Это можно объяснить только неблагодарностью человека, родившегося от русской матери, получившего воспитание и образование от русских людей, построившего своё благополучие за счёт своих крепостных русских крестьян, но себя считавшим нерусским. Об этом нам говорит его стихотворение «Желание» (1831). Вот некоторые слова из него:
Зачем я не птица, не ворон степной,
---------------------------------------------
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
И далее о себе он говорит так:
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рождён, но нездешний душой...
О! Зачем я не ворон степной?..
И ещё коротко о том как недруги России, чтобы очернить её, используют следующее стихотворение Лермонтова, в котором содержится ложь о России :
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Некоторые СМИ, стараясь унизить русских людей, цитируют эти стихи, подчеркнуто выделяя и объясняя, что русские люди всегда были рабами. Конечно, быть в рабстве унизительно и ужасно. Но обвинять людей в этом аморально. Обвинять надо тех, кто создавал это рабство, а также многие страны, которые занимались работорговлей. Гитлеровские войска покорили Европу без малейшего сопротивления и это было настоящим рабством на несколько лет. Но СМИ, указанные выше, молчат об этом, а также о том, что основную роль в освобождении Европы выполнили народы России, из которых в большинстве своём были русские люди.

В многочисленные стихи с прекрасным звучанием, но иногда чуждые по своему содержанию христианской морали, прорываются совершенно другие стихи у Лермонтова. Как будто снимается пелена непонимания Лермонтовым той жизни, которая окружала его. И мы с чувством большого наслаждения читаем его стихи: «Бородино», «Выхожу один я на дорогу», «Песня про царя Ивана Васильевича» и другие. Их и нужно изучать в школе.


 
Рейтинг: 0 759 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!