ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Юлия Великанова о творчестве Юрия Тубольцева

Юлия Великанова о творчестве Юрия Тубольцева

Вчера в 22:48 - Юрий Тубольцев
 
Литературный портал «Печорин.нет»
РЕЦЕНЗИЯ
Юлия Великанова о рукописи сочинений Юрия Тубольцева «Как ни крути, а ты всегда на полпути» и «Абсурдософия»
 
Поэзия – это всегда сомнение, поиск
Я немного знакома с творчеством Юрия Тубольцева – благодаря совместным занятиям в Литературной мастерской ныне покойной Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд».
Знаю, что афоризмы – это «торговая марка» автора, отличительный знак. Мне не встречались другие современные афористы. Редкий жанр.
Предложенная для рецензии рукопись представляет собой оригинальный, интересный замысел. Автор начинает с афоризмов-одностиший, а затем следует подборка стихов, где афоризм становится частью более пространного стихотворения.
В стихах Ю. Тубольцев развивает несколько основных тем, используя сквозные мотивы и образы.
У подборки афоризмов и у цикла стихов разные названия – притом, что замысел прослеживается единый. Главная творческая задача видится в том, чтобы выразить, дооформить замысел, придать ему законченный вид. Подробнее об этом позже.
Начнём с того, с чего начинается рукопись, – с афоризмов, от древнегреческого αφορισμός – «краткое изречение». Это и литература, и философия сразу. Любое время задаёт мыслящим людям вопросы, которые волнуют многих. Краткое изречение, призванное точно выразить мысль, поделиться с читателем сегодняшней мудростью, современной, актуальной, но сквозь призму мудрости веков. Без прямой дидактики.
Афоризм – не юмор, не анекдот, не пародия. Остроумие важно безусловно, да. Нельзя обойтись без яркого парадокса, формально-логического противоречия. Форма столь же важна, как и содержание.
Формула успеха афоризма: использовать стандартное привычное поначалу (от чего оттолкнуться – от клише, трюизма), и затем вдруг переиначить, вывернуть наизнанку.
Удачный афоризм – это всегда сюрприз.
Рукопись Ю. Тубольцева открывается подборкой «Одностиший». В некоторых из них слово из середины рифмуется с окончанием строки. То есть перед нами стихотворные афоризмы.
Какие приёмы использует Ю. Тубольцев при создании афоризмов?
1) Работа с известными устойчивыми выражениями (узнаваемые цитаты из литературы, кино и т.д., крылатые выражения, пословицы, поговорки:
– соединение двух – А вас я попрошу остаться на коне (предложение приказ Штирлицу от Мюллера) плюс «остаться на коне» – о человеке в выигрыше, в позиции силы, победившем;
– неожиданный поворот внутри одной исходной реплики, с самостоятельным добавлением: Дано нам сердце, чтобы логике перечить. У раннего Мандельштама было: «Дано мне тело...».
– Иметь, что имеем, мы часто, увы, не умеем – о том же, о чём «Что имеем, не храним – потерявши, плачем».
2) Без настроенья не сварить варенья – воспринимается как вариация на тему пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3) В чём ошибёшься, в том и разберёшься… – интонационно «С кем поведёшься, от того и наберёшься», а тематически здесь широко: «Тот не ошибается, кто ничего не делает» и одновременно – «На ошибках учимся»...
4) Где разум, там и недоразуменье; Кто ищет смысл, тот бередит бессмыслицу; Не в сказке мы, где всё решит подсказка – игра с однокоренными словами.
5) Игра с полярными понятиями: Как это низко – оказаться выше всех! или В плохой игре и выигрыш – как проигрыш.
6) Парадоксальные, не до конца ясные фразы: Мал золотник, да спрячь его от Доры. Слово «дорог» видоизменилось в созвучное имя. Возможно, речь идёт о модной у подростков певицы с таким именем. Но это неочевидно.
7) Пародия на поэтический штамп: Стихи, луна, вишнёвый сок, любви глоток...
8) Момент «заземления» от начала к концу: За скелеты в шкафу вам придётся доплачивать грузчикам.
9) Создание новых слов – окказионализмов: На барабане не получится гитарить.
И другое.
Особенно удачными представляются такие: В людей я верю, вот и оптимизм или Всё, что бесспорно, то недостоверно; Опаздывай на поезда, хотя бы иногда; Путь гения лежит через тупик или Чёрный квадрат – для мыслителя красная тряпка ...
Иногда автора ведёт за собой рифма, и ей в угоду получается фраза спорная и неубедительная по смыслу: Лишь дворняга живёт без напряга… (разве же без напряга?) или Совет – как фальшивый билет… (далеко не всякий совет так плох) или Съешь колбасы, чтоб выросли усы… (???)
«Одной строкой» – новый отдельный цикл. Формальная разница – здесь две строки, но записанные в одну. Нужны ли эти тексты в объёме этой рукописи, – вопрос, на который автор сможет найти ответ позже.
Подходим к сборнику стихов «Абсурдософия».
В «многострочных» стихах автор продолжает пользоваться своим привычным инструментарием, сохраняет афористичную интонацию.
Как уже было сказано выше, в основных стихах подборки Ю. Тубольцев обыгрывает, развивает, неоднократно повторяет афоризмы. Их темы и мотивы – глубокие, полемичные, требующие пристального рассмотрения, раскрытия.
Среди тем выделяются наиболее ярко:
1. Чёрный квадрат (в том числе «Я квадратен» – говорится не раз о лирическом герое).
«Чёрноквадратотерапия» – удачная находка слова, встречается в стихотворении «Искусства муки». Однако вкладываемый в окказионализм смысл не прояснен.
Стихотворение «Я – архетип черного квадрата» содержит в себе «Одностишия», так же как и текст «Я – чёрный квадрат».
«Жизнь» – короткий итожащий стих. Последняя строка производит неожиданное и сильное впечатление.
Текст «Закрашивая черный квадрат» – ещё одна попытка подойти к итогам.
Тем не менее, вопросы к автору остаются.
2. «Я архетип ребенка и шута, но в зеркале я – сволота». Тема очевидно важна для автора, он возвращается к ней многократно. Фраза, да и тема, настолько необычна, даже вызывающа, что к её раскрытию нужно отнестись с вниманием.
«Ребёнка и шута во мне есть архетипы» – из стиха «Перегиб». «Запутанность» продолжает ряд повторов.
К сожалению, без развития.
Стихотворение «Яяяяя» ближе к концу рукописи должно бы подытоживать тему «архетипа». Лирический герой пытается что-то объяснить, но быстро сбивается на одно только «яяяя»... Общая тема остаётся без раскрытия.
Много к автору вопросов...
3. Поэт, выбор творческого человека – тема создания текстов, таланта: пишу (назло всему), читаю и от этого в выигрыше по сравнению с другими, преимущества поэта перед толпой...
В стихах на эту тему особенно много дидактики, призывов, восклицаний, напутствий, предостережений. Всё это не очень-то соседствует с поэзией. И афоризму это, как мы помним, не к лицу.
Есть и прямо-таки выводы, итоги. Как например, стихотворение «Гений». Может ли быть поэзия там, где автору уже всё ясно. Поэзия – это всегда сомнение, поиск.
Стих «Пиит» – «Не пиить же ты, пиит» – первая строка хороша. А вот иврит, похоже, возник здесь из соображений подрифмовки.
4. Ещё одна сквозная тема (возможно): «Будет мир светлей».
«Найду я свет!» – уверяет лирический герой («Лабуда»). Как хочется верить!
Стихи Ю. Тубольцева характеризуются свободным метром, частичной хаотичной рифмовкой. Автор высказывается оригинально, не ограничивая себя законами стихосложения (что внятно артикулировано и в содержании стихов).
Его ведут мысль и чувство, это явственно ощущается, и это всегда интересно – проявление живой творческой души. Но и законы и правила в поэзии – дело нужное. Важное.
Что есть в удачном стихотворении:
Идея – основная мысль, которая держит текст как единое произведение, не распадающееся на отдельные строки. Сюда же примыкает сюжет и его раскрытие (если он наличествует).
Атмосфера – оттенки чувств, эмоций, состояния автора.
Размер (ритм, длина строки) – важны для мелодики произведения, звучания и настроения, которое оно создаёт у читателя. 
Различные приёмы и средства, повышающие выразительность поэтического текста – сравнения, эпитеты, метафоры, гипербола и многое другое.
Сильное начало и сильная концовка.
Звукопись – все ли сочетания букв и слов благозвучны при произнесении вслух.
И ещё – что делает стихотворение именно стихотворением, а не набором мудрых мыслей, записанных в столбик – иногда с рифмой – но тем не менее остающимся прозой? В первую очередь – поэтический образ.
Вернёмся к замыслу поэтической книги. Цикл «Одностишия» – это заявка того, что далее будет встречено и развито в стихотворениях.
Автор задумал оригинальный философский цикл – с оригинальной подачей, которую надо более явно проявить, прояснить.
У нас есть только текст, который мы представим на суд читателю. Никаких пояснений дополнительно автор читателю дать уже не сможет. Есть ещё такой доступный инструмент, как предисловие автора. Можно в нём предварительно познакомить со своим замыслом.
Подробнее по некоторым стихам
Ценно, что в некоторых строках сквозит (или заявлена) ирония, но хотелось бы, чтобы она проявлялась более смело. Это только украсит стихи. Стихотворения «Дуралей», «Супергерой», «Конкурс» в этом смысле показательны. Также концовка стиха «Твой выбор» – игра со словом «никогда».
«Или нет?» – удачный текст.
А вот рефрен «А мне бы» в каждой строке (а строк 12, но в одной принцип вдруг нарушен), представляется слишком тяжеловесным.
Повтор строки – песенный, балладный приём («Я живу в виртуальном мире»). Известно много примеров удачного использования рефренов.
В стихотворении «Не Ван Гог» о лирическом герое сказано: «В танце Бог/Ни в чем другом не Бог».
Последнее же стихотворение (сильная позиция подборки – итог итогов!) неожиданно выглядит так:
Богиня
Во мне есть архетип богини, тени и шута,
Танцую в ритме жизни,
Я есть песня без конца,
Ищу, ищу я мудреца!
Ещё предстоит много думать – и над концовкой в том числе.
Итого. Нужно чётко определиться с генеральным замыслом и идти за ним. Есть главные темы – выстраиваем композицию из стихов, их развивающих наиболее полно.
Как только это будет сделано, из подборки уйдут лишние тексты. Представляется, что стихов нужно выбрать небольшое количество, но – лучших, самых сильных и законченных по мысли и форме. Самых важных для автора.
Хорошо бы все стихи перед публикацией доработать с редактором. Редактор в принципе желателен любому тексту.
При составлении композиции будущей книги помним о том, что могут быть в подборке и «разгрузочные стихи» – на другую тему, дающие отдых, место для переключения, осмысления. Не всё в цикле должно быть посвящено узкому кругу тем – как и в жизни: шире и больше.
Так обычно строятся удачные книги.
Удачи автору и рождения хорошей книги!
Юлия Великанова
13.02.2025

© Copyright: Юрий Тубольцев, 2025

Регистрационный номер №0537493

от Вчера в 22:48

[Скрыть] Регистрационный номер 0537493 выдан для произведения:  
Литературный портал «Печорин.нет»
РЕЦЕНЗИЯ
Юлия Великанова о рукописи сочинений Юрия Тубольцева «Как ни крути, а ты всегда на полпути» и «Абсурдософия»
 
Поэзия – это всегда сомнение, поиск
Я немного знакома с творчеством Юрия Тубольцева – благодаря совместным занятиям в Литературной мастерской ныне покойной Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд».
Знаю, что афоризмы – это «торговая марка» автора, отличительный знак. Мне не встречались другие современные афористы. Редкий жанр.
Предложенная для рецензии рукопись представляет собой оригинальный, интересный замысел. Автор начинает с афоризмов-одностиший, а затем следует подборка стихов, где афоризм становится частью более пространного стихотворения.
В стихах Ю. Тубольцев развивает несколько основных тем, используя сквозные мотивы и образы.
У подборки афоризмов и у цикла стихов разные названия – притом, что замысел прослеживается единый. Главная творческая задача видится в том, чтобы выразить, дооформить замысел, придать ему законченный вид. Подробнее об этом позже.
Начнём с того, с чего начинается рукопись, – с афоризмов, от древнегреческого αφορισμός – «краткое изречение». Это и литература, и философия сразу. Любое время задаёт мыслящим людям вопросы, которые волнуют многих. Краткое изречение, призванное точно выразить мысль, поделиться с читателем сегодняшней мудростью, современной, актуальной, но сквозь призму мудрости веков. Без прямой дидактики.
Афоризм – не юмор, не анекдот, не пародия. Остроумие важно безусловно, да. Нельзя обойтись без яркого парадокса, формально-логического противоречия. Форма столь же важна, как и содержание.
Формула успеха афоризма: использовать стандартное привычное поначалу (от чего оттолкнуться – от клише, трюизма), и затем вдруг переиначить, вывернуть наизнанку.
Удачный афоризм – это всегда сюрприз.
Рукопись Ю. Тубольцева открывается подборкой «Одностиший». В некоторых из них слово из середины рифмуется с окончанием строки. То есть перед нами стихотворные афоризмы.
Какие приёмы использует Ю. Тубольцев при создании афоризмов?
1) Работа с известными устойчивыми выражениями (узнаваемые цитаты из литературы, кино и т.д., крылатые выражения, пословицы, поговорки:
– соединение двух – А вас я попрошу остаться на коне (предложение приказ Штирлицу от Мюллера) плюс «остаться на коне» – о человеке в выигрыше, в позиции силы, победившем;
– неожиданный поворот внутри одной исходной реплики, с самостоятельным добавлением: Дано нам сердце, чтобы логике перечить. У раннего Мандельштама было: «Дано мне тело...».
– Иметь, что имеем, мы часто, увы, не умеем – о том же, о чём «Что имеем, не храним – потерявши, плачем».
2) Без настроенья не сварить варенья – воспринимается как вариация на тему пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3) В чём ошибёшься, в том и разберёшься… – интонационно «С кем поведёшься, от того и наберёшься», а тематически здесь широко: «Тот не ошибается, кто ничего не делает» и одновременно – «На ошибках учимся»...
4) Где разум, там и недоразуменье; Кто ищет смысл, тот бередит бессмыслицу; Не в сказке мы, где всё решит подсказка – игра с однокоренными словами.
5) Игра с полярными понятиями: Как это низко – оказаться выше всех! или В плохой игре и выигрыш – как проигрыш.
6) Парадоксальные, не до конца ясные фразы: Мал золотник, да спрячь его от Доры. Слово «дорог» видоизменилось в созвучное имя. Возможно, речь идёт о модной у подростков певицы с таким именем. Но это неочевидно.
7) Пародия на поэтический штамп: Стихи, луна, вишнёвый сок, любви глоток...
8) Момент «заземления» от начала к концу: За скелеты в шкафу вам придётся доплачивать грузчикам.
9) Создание новых слов – окказионализмов: На барабане не получится гитарить.
И другое.
Особенно удачными представляются такие: В людей я верю, вот и оптимизм или Всё, что бесспорно, то недостоверно; Опаздывай на поезда, хотя бы иногда; Путь гения лежит через тупик или Чёрный квадрат – для мыслителя красная тряпка ...
Иногда автора ведёт за собой рифма, и ей в угоду получается фраза спорная и неубедительная по смыслу: Лишь дворняга живёт без напряга… (разве же без напряга?) или Совет – как фальшивый билет… (далеко не всякий совет так плох) или Съешь колбасы, чтоб выросли усы… (???)
«Одной строкой» – новый отдельный цикл. Формальная разница – здесь две строки, но записанные в одну. Нужны ли эти тексты в объёме этой рукописи, – вопрос, на который автор сможет найти ответ позже.
Подходим к сборнику стихов «Абсурдософия».
В «многострочных» стихах автор продолжает пользоваться своим привычным инструментарием, сохраняет афористичную интонацию.
Как уже было сказано выше, в основных стихах подборки Ю. Тубольцев обыгрывает, развивает, неоднократно повторяет афоризмы. Их темы и мотивы – глубокие, полемичные, требующие пристального рассмотрения, раскрытия.
Среди тем выделяются наиболее ярко:
1. Чёрный квадрат (в том числе «Я квадратен» – говорится не раз о лирическом герое).
«Чёрноквадратотерапия» – удачная находка слова, встречается в стихотворении «Искусства муки». Однако вкладываемый в окказионализм смысл не прояснен.
Стихотворение «Я – архетип черного квадрата» содержит в себе «Одностишия», так же как и текст «Я – чёрный квадрат».
«Жизнь» – короткий итожащий стих. Последняя строка производит неожиданное и сильное впечатление.
Текст «Закрашивая черный квадрат» – ещё одна попытка подойти к итогам.
Тем не менее, вопросы к автору остаются.
2. «Я архетип ребенка и шута, но в зеркале я – сволота». Тема очевидно важна для автора, он возвращается к ней многократно. Фраза, да и тема, настолько необычна, даже вызывающа, что к её раскрытию нужно отнестись с вниманием.
«Ребёнка и шута во мне есть архетипы» – из стиха «Перегиб». «Запутанность» продолжает ряд повторов.
К сожалению, без развития.
Стихотворение «Яяяяя» ближе к концу рукописи должно бы подытоживать тему «архетипа». Лирический герой пытается что-то объяснить, но быстро сбивается на одно только «яяяя»... Общая тема остаётся без раскрытия.
Много к автору вопросов...
3. Поэт, выбор творческого человека – тема создания текстов, таланта: пишу (назло всему), читаю и от этого в выигрыше по сравнению с другими, преимущества поэта перед толпой...
В стихах на эту тему особенно много дидактики, призывов, восклицаний, напутствий, предостережений. Всё это не очень-то соседствует с поэзией. И афоризму это, как мы помним, не к лицу.
Есть и прямо-таки выводы, итоги. Как например, стихотворение «Гений». Может ли быть поэзия там, где автору уже всё ясно. Поэзия – это всегда сомнение, поиск.
Стих «Пиит» – «Не пиить же ты, пиит» – первая строка хороша. А вот иврит, похоже, возник здесь из соображений подрифмовки.
4. Ещё одна сквозная тема (возможно): «Будет мир светлей».
«Найду я свет!» – уверяет лирический герой («Лабуда»). Как хочется верить!
Стихи Ю. Тубольцева характеризуются свободным метром, частичной хаотичной рифмовкой. Автор высказывается оригинально, не ограничивая себя законами стихосложения (что внятно артикулировано и в содержании стихов).
Его ведут мысль и чувство, это явственно ощущается, и это всегда интересно – проявление живой творческой души. Но и законы и правила в поэзии – дело нужное. Важное.
Что есть в удачном стихотворении:
Идея – основная мысль, которая держит текст как единое произведение, не распадающееся на отдельные строки. Сюда же примыкает сюжет и его раскрытие (если он наличествует).
Атмосфера – оттенки чувств, эмоций, состояния автора.
Размер (ритм, длина строки) – важны для мелодики произведения, звучания и настроения, которое оно создаёт у читателя. 
Различные приёмы и средства, повышающие выразительность поэтического текста – сравнения, эпитеты, метафоры, гипербола и многое другое.
Сильное начало и сильная концовка.
Звукопись – все ли сочетания букв и слов благозвучны при произнесении вслух.
И ещё – что делает стихотворение именно стихотворением, а не набором мудрых мыслей, записанных в столбик – иногда с рифмой – но тем не менее остающимся прозой? В первую очередь – поэтический образ.
Вернёмся к замыслу поэтической книги. Цикл «Одностишия» – это заявка того, что далее будет встречено и развито в стихотворениях.
Автор задумал оригинальный философский цикл – с оригинальной подачей, которую надо более явно проявить, прояснить.
У нас есть только текст, который мы представим на суд читателю. Никаких пояснений дополнительно автор читателю дать уже не сможет. Есть ещё такой доступный инструмент, как предисловие автора. Можно в нём предварительно познакомить со своим замыслом.
Подробнее по некоторым стихам
Ценно, что в некоторых строках сквозит (или заявлена) ирония, но хотелось бы, чтобы она проявлялась более смело. Это только украсит стихи. Стихотворения «Дуралей», «Супергерой», «Конкурс» в этом смысле показательны. Также концовка стиха «Твой выбор» – игра со словом «никогда».
«Или нет?» – удачный текст.
А вот рефрен «А мне бы» в каждой строке (а строк 12, но в одной принцип вдруг нарушен), представляется слишком тяжеловесным.
Повтор строки – песенный, балладный приём («Я живу в виртуальном мире»). Известно много примеров удачного использования рефренов.
В стихотворении «Не Ван Гог» о лирическом герое сказано: «В танце Бог/Ни в чем другом не Бог».
Последнее же стихотворение (сильная позиция подборки – итог итогов!) неожиданно выглядит так:
Богиня
Во мне есть архетип богини, тени и шута,
Танцую в ритме жизни,
Я есть песня без конца,
Ищу, ищу я мудреца!
Ещё предстоит много думать – и над концовкой в том числе.
Итого. Нужно чётко определиться с генеральным замыслом и идти за ним. Есть главные темы – выстраиваем композицию из стихов, их развивающих наиболее полно.
Как только это будет сделано, из подборки уйдут лишние тексты. Представляется, что стихов нужно выбрать небольшое количество, но – лучших, самых сильных и законченных по мысли и форме. Самых важных для автора.
Хорошо бы все стихи перед публикацией доработать с редактором. Редактор в принципе желателен любому тексту.
При составлении композиции будущей книги помним о том, что могут быть в подборке и «разгрузочные стихи» – на другую тему, дающие отдых, место для переключения, осмысления. Не всё в цикле должно быть посвящено узкому кругу тем – как и в жизни: шире и больше.
Так обычно строятся удачные книги.
Удачи автору и рождения хорошей книги!
Юлия Великанова
13.02.2025
 
Рейтинг: 0 13 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!