ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Обзор второго тура Чемпионата поэзии

Обзор второго тура Чемпионата поэзии

5 апреля 2014 - Чемпионат по поэзии
Здравствуйте, дорогие авторы Парнаса, поэты и прозаики, профи и любители, начинающие и состоявшиеся авторы. Наконец у меня дошли руки до обзора второго тура Чемпионата поэзии. В подготовке обзора помогал Ратмир Сварожич, за что ему огромное спасибо.

Тур сонетов оказался сложным и для участников и для команды судей. Впервые в истории конкурсов Парнаса разрешалось править произведения все двенадцать дней, данные для подачи работ. И впервые, наши авторы не просто выставили стихи на конкурс, но серьезно и много работали над ними. Огромная благодарность всем, кто посчитал нужным прислушаться к комментариям судей и понимающих в этой сложной форме авторов Парнаса. Большинство работ от правки только выиграло. Мы все еще учимся писать и выражать свои мысли посредством слова. Теперь еще и учимся смотреть критически на свои работы и строки других авторов. Учимся грамотно и не предвзято критиковать работы. Не все еще получается. Некоторые путают критику и критиканство. Некоторые, в своих замечаниях, пытаются уязвить авторов. Я приношу извинения за недостаточную оперативность в отслеживании таких выпадов и прошу тех авторов, кого оскорбили в критических замечаниях, обращаться сразу же ко мне в личку. Если рецензия действительно оскорбительна - потру и сделаю замечание критику. Но все же, многие из участников извлекли пользу из критических разборов под работами. И это радует. Надеюсь такое взаимодействие судей чемпионата и участников пойдет всем на пользу.


И так, обзор лучших работ тура.

"Сонет пессимистический" Светалана Пешкова
 
 
Светлана выбрала форму английского сонета. И выдержала ее безупречно.
Ратмир Сварожич:
Техника. Английская схема. В рифмах есть определённая глубина – очень хорошо.
Содержание. А кому трудно жаждать рая? Строки 5 и 6 заставляют предположить, что перед этим зло раздавали.
 
 
Посыл сонета понятен - размышления о духовности и отношениях с Богом. По сути, вечные вопросы. Тема ближе к религиозной лирике, чем к философской, на мой взгляд, что никак не уменьшает ценность работы.
Светлана тонкий и глубокий лирик. Ей удалось в данной работе совместить глубину, безупречную форму и философичность.
Прекрасные рифмы - рая-взирая, одеты-дети, божьи- позже, пусть - как ни будь, одновременно точные и не избитые, говорят о мастерстве автора.
Логическая последовательность вопросов и ответов нигде не нарушена:
Теза:
Легко идти проторенной тропой
По линиям судьбы и жаждать рая,
Не делая усилий над собой,
На горести чужие не взирая.

Антитеза:
А если нам назад вернули зло,
Мы плачем от обиды, словно дети.
По принципу: родился - ешь и пей,
А думать и молиться будешь позже.

Ключ:
Беспечно свой земной проходим путь,
Надеясь на «авось» и «как-нибудь».

Победа заслуженная, сонет получился живым и заставляющим задуматься.


****************************************************
"Я снова узник" Александра (Саша Куприна)
 
Форма выдержана безупречно.

Ратмир Сварожич:
Техника. Французская схема. Отлично исполнено. 12 строка "И Итог" – нежелательное сочетание.
Содержание. Инверсия в 10 строке, "мне" вставка на размер.
 
 
Точные рифмы соблюдены. Посыл понятен - сонет о любви. Любопытная параллель с пленом одиночества и пленом чувств. Теза полностью противопоставляется антитезе.
Теза:
Был одиночества приятен плен,
Забиты наглухо все входы в душу,

Антитеза:
Но в жизнь ворвавшись, ветер перемен,
Любовью напоил скупую сушу,

Ключ:
Я снова узник, и итог мне ясен,
Улыбкой нежной поражен твоей
И с алых губ отраву пить согласен.

Красивая работа во всех отношениях. Чуть царапнул штампы - яд измен, иллюзия спокойствия, губительной осаде, пить отраву с губ. Про инверсию уже сказал Ратмир. Но с учетом выбранной темы, почти невозможно уйти от штампов. Сонет хороший, но можно еще и поработать, при желании автора.


***************************************
"Не говори, что знаешь наперед" Андрей Конопатов
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/ne-govori-chto-znaesh-naperyod.html


Андрей писал сонет впервые, но сразу выбрал довольно сложную форму сплошного сонета на две рифмы. Первая попытка довольно удачна.
 
 
Ратмир Сварожич:
Техника. Французская схема. Восьмикратная сквозная рифма слишком проста.
Содержание. Как и зачем делить судьбу на чёт-нечет?


Рифмы точные, но абсолютно все не оригинальны. Это допустимо в сонетах, но можно поискать что-то более свежеее. По содержанию возникла пара вопросов.

Теза:
Не говори, что знаешь наперёд,
Что мне, увы, не стать твоей судьбою,

Антитеза:
Не называй свою любовь игрою,
И не качай притворно головою:
Мол наша жизнь всего лишь переплёт.

Ключ:
И слёз горячих больше я не скрою,
Уходишь, не назвав меня женою,
Не оступись, бывает хрупким лёд!

На мой взгляд, антитеза тут хромает. Во первых она полностью повторяет тезу, я не вижу тут взгляда под другим углом. Во вторых, я не могу понять, откуда лживый мед признаний, если в тезе заявлено, что он как раз абсолютно честен? А вот фатализм, переданный строкой о нечет-чет, мне, как раз, очень понравился. И еще, мне понравился ключ. И на мой взгляд, высокие оценки этой работы, как раз заслуга темы и правильного вывода. Именно последняя строка искупает ряд мелких недостатков работы.


************************************

"Самим собою" barguzin
 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Французская схема. Богатство и некоторая глубина рифм неоспоримы, кроме одной.

Теза:
В мою ладонь стекаются мгновенья.
Грохочет гром , небесных тайн ведун.
Прохладный дождь - лепечущий колдун
Соединяет будущего звенья.

Антитеза:
Ещё грядут и боли, и сомненья.
Не раз споткнусь, как раненый бегун.
Не расслабляюсь. Я себе не лгун
И не прошу у жизни снисхожденья!

Ключ:
Когда душе наметится причал,
Смогу сказать: Я был самим собою."
И возвращусь к началу из начал...

Сергей выбрал классический французский сонет. Рифмы простые и звучные. Посыл очень глубокий - жизнь прожить, не поле перейти. Сонет вышел очень экспрессивным. Воспринимается, как призыв к действию.
Дискуссия под работой прелюбопытная. Очень рекомендую почитать.


******************************************************
"Что есть любовь?" Дон Маскот
 
 
Дон очень много правил свой сонет за время, отведенное на подачу работ.

Ратмир Сварожич:Техника. Французская схема. Охватная четвёрка слабовата (твои).
Содержание. Строки 7-8 – слабая аналогия. Балансируют всё же "на краю".


Теза:
Дышать тобой и видеть сны твои,
В ударах пульса измерять разлуку.

Антитеза:
И вспоминать прогулки до зари,
Не сетовать на расставанья муку.
Искать тебя в кромешной тьме по звуку,

Ключ:
Лишь кто взаимным чувством согреваем,
Способен балансировать по краю
И счастье жизни будущей нести...

Сонет о любви - классика жанра. Эта лиричная форма очень хорошо подходит для любовных стихов. Тема при своей популярности практически беспроигрышна. Дон поделился сокровенным, и в то же время порассуждал вместе с читателем. Работа получилась очень душевной и интимной.
Пара "блошек" чуть портят эффект от прочтения:
ДышаТЬ Тобой- неудачная фонема.
Искать тебя в кромешной тьме по звуку,
Как маяком ведомы корабли. - все же свет маяка и звук совершенно разные вещи и аналогия тут стройной не выглядит.И ошибка в ключе отмечена Ратмиром, балансируют таки на краю.
Не смотря на это работа достойная. Очень рекомендую почитать комменты под сонетом. Хороший пример работы над текстом.


**************************
"Ревность" Таина Ким
 
 
Таина поэкспериментировала со стихотворным размером, написав сонет четырехстопным амфибрахием.
 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Французская схема. Ошибка в альтернансе терцетов: либо 9, либо 10 строка должны быть с мужской рифмой. Мужские рифмы в катренах слабоваты, но удачно исполнены гласными.
Содержание. Хрупкость пастели – сомнительно.


Теза:
Ты ласковым был в середине апреля,
А в мае - нахмурены брови твои.

Антитеза:
Ах, ревность, уйди! Не губи менестреля,
Поющего в сердце! И зла не таи.
Но разум и чувства, устроив бои,
Слезами смывают весны акварели.

Ключ:
Рисую картины побега несмело.
Смеётся Шекспир и рыдает Отелло,
И дух Дездемоны парит вдалеке…


После тщательной доработки, мне сонет Таины нравится оптом, весь. Особенно понравился вот этот терцет:

Смиренно доверие ждёт гильотину,
А я отдаюсь всё сильней никотину
И крепкому кофе в дрожащей руке.

Рекомендую прочитать прелюбопытнейшую дискуссию под работой Люси Мокко с автором.


***********************
"Ох, уж этот сонет" Олег Индейкин
 
 
Наверное, это самый смешной сонет в туре. И для многих любителей жанра выглядит он революционно, так как сонеты юмористические это что-то совершенно новое в поэзии.
 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Итальянская схема. Катрены на три рифмы. Повторы слов. Хороша тройка "пером-паром-топором".
Содержание. "Писать сонет, Писавшийся Великими веками" – тавтология. Пот приклеился к рубахе???
 
 
Теза:
Я пробую (О, нет!!) писать сонет

Антитеза:
Стремления мои рождают бред,
Попытки утомительны и жАрки.
Таланта у меня к сонетам нет.
Куда мне до Великого Петрарки!


Ключ:
Сонет мой выплывает, как парОм…
И вижу я себя уже на плахе,
Где ожидает Птичкин с топором.

Одна из самых ярких работ тура. Ключ, воистину, гениальный. Считаю эту работу большой творческой удачей. Олег, нет смысла опускать забрало, Парнас тебя узнает даже так.


*************************
"В забытом парке" Ирина Елизарова
 
 
И так, сонет о животворящей любви, в пейзажной упаковке. Сонет - аллегория. У Ирины творческий подход во всем. Работа весьма интересна, и задумка, и исполнение достойные.
 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Английская схема. Рифмы второго катрена бедны. Ошибка в ключе: должны быть мужские рифмы.
Содержание. "Два взгляда их, и два сердечных слова" – ручеёк не может смотреть, а мотылёк – говорить.


Теза:
В забытом парке замер полумрак,
От тишины не вздрогнет паутинка.

Антитеза:
Но живы двое: слабый ручеек
Из-под корней живой струится влагой,
Над ним трепещет белый мотылек
Наполненный любовью и отвагой.

Ключ:
Два взгляда их , и два сердечных слова
Дыханьем берегут один другого.

Лично мне, очень понравился бархатный образный ряд этой пейзажно-любовной аллегории. Статичность паутинки, замшелый фрак столетнего дуба, тихая заводь со склоненными липами, шершавые стволы, старая графская усадьба - все это вместе порождает нужное настроение. И журчание ручейка с танцем мотылька буквально оживляют картину и вносят жизнь, как вносит любовь в механику будней ту самую радугу и сонм тропических бабочек, которые и превращают существование в горение и полет. На мой взгляд работа удачная. После правки, лично я "блох" не вижу.

************************

"Сонет на вечную тему" Люся Мокко
 
 
Вот и добралась я до твоей "стыдобы", Люся) Понятия не имею, чего ты тут так стыдишься, я даже не знаю, что тут разбирать...
 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Французская схема. Есть маленькая слабинка, но не будем о ней.
Содержание. Вотще - архаизм, конечно, но фонетика уж больно кстати.


Теза:
Мы рыцари без копий и плащей –
Рассудка факел над Землёй воздели.
Легенд и снов покинувши пределы,
Мы копим горы знаний не вотще.

Антитеза:
Но слишком гордым – не сломать бы шею!
Мы всё умней, да мир не хорошеет,
И милость к ближним нынче не в чести.

Ключ:
Нет доблести в тщеславии напрасном…
Любовью сможем мы себя спасти:
Пылает сердце в нас – не только разум.

Я вижу философский сонет о самоуверенности тех, кто хочет познать мир через один разум. Призыв к поднятию духовности и попытку донести мысль о нашем скудоумии и важности любви в этом бренном мире, с мыслью я согласна. С посылом тоже.
Слово "воотще" меня не царапнуло, я люблю архаизмы. Ключ считаю замечательным - Любовь спасет мир. И только баланс разума и сердца дает полную картинку. Мне работа нравится.

*******************

"Весеннее настроение" Людмила Денисова
 
 
Пример, полностью переделанного стиха в процессе конкурса. И законное третье место.
 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Онегинская. Рифмы точны, но не более.
Содержание. Образный ряд слабоват. Прольётся на карниз? Обычно стаккато капли выбивают по подоконнику, а капают как раз с карниза. Ключ очень слабый: кого рассудить-то?


Теза:
Весна причудами богата,
Но ей простишь любой каприз,

Антитеза:
Душе захочется запеть,
Презрев вчерашние метели.

Ключ:
Тогда рассудишь не спеша:
Весна, бесспорно, хороша!

В отличии от Ратмира, меня ключ устраивает, а вот антитеза кажется слабоватой. Не увидела я тут "анти" - ни противопоставления, ни взгляда с другой стороны. Просто развернутую тезу. Но сам сонет понравился, создал нужную атмосферу и поднял настроение. Считаю, место заслуженным по итогам тура.


**********************

И, как обычно, в самом конце разбор работы с наименьшим количеством баллов.
"Я счастья пожелать хочу" Наталья Сопина

 
 
Ратмир Сварожич: Техника. Это не сонет. Очевидно, что терцеты – это на самом деле двустишия, написанные в три строки.
Содержание. "Я подарить хочу немного счастья Я много счастья пожелать хочу" - т.е. натреплю с три короба, а подарю с гулькин нос. О чём была история?


Первым делом подтвержу мнение Ратмира и всей судейской команды, это не сонет. Сонет требует четкой формы - схема рифмовки, количество строк, точные рифмы, а так же непременного соблюдения тезы - утверждения, антитезы - размышления всестороннего по выдвинутому утверждению и ключа - итога размышлений.
У Натальи ряд обычных ошибок начинающего поэта. Почти все мы прошли, либо проходим этот этап, и точно знаем, что ошибки неизбежны в начале творческого пути. Данный разбор прошу не считать попыткой оскорбить и уесть автора. Остановлюсь на чисто технических моментах.

Какие б ни были вокруг ненастья,
Все беды будут вместе по плечу. - в строке двусмысленность... все беды вместе по плечу? Или беды будут все по плечу, если мы будем вместе? С инверсиями надо обращаться бережно, лучше в начале творческого пути их вообще избегать.
Я подарить хочу немного счастья - пропущенная запятая.
Я много счастья пожелать хочу. - А вот мысль мне понравилась- подарить хочу хоть немного счастья, зато пожелать - очень много. Я нахожу эту игру слов глубокой.

Теперь по технике: ямб, схема рифмовки жм-жм, аб-аб, количество икт (слогов) 11-10, 11-10. В принципе в первом катрене, кроме инверсии и пропущенной запятой ничего смертельного нет. Рифмы пусть избиты но точны - счастье-ненастье, плечу-хочу, ритм и размер не сбоит.

Пусть никогда не будет я иль ты, "Я", "Ты" и "Мы" надо закавычить.
Всегда в любое время будет мы.
Как солнцем согреваются цветы,
Вы друг для друга были созданы.

Нарушена смена рифмовки мм-мм, куда подевались женские рифмы в нечетных строках? И ритм 10-10, 10-10 соответственно поменялся... Так нельзя. Раз первый катрен задан жм-жм 11-10, 11-10 вот так и должен быть выдержан весь стих. Теперь по рифмам ты-цветы куда ни шло, а вот созданы-мы - ассонансная рифма на одной гласной в противовес довольно точным рифмам первого катрена.

История двух судеб, история семьи ( зпт)
Как вина двух бокалов в одном большом слились.

Распейте эту чашу по капельке вдвоем
И пусть пылают чувства у каждого огнем.

Тут неудачная попытка подогнать катрен под требования сонета, но это не терцеты, увы. Нарушена форма рифмовки мм-мм, рифмы более-менее семьи-слились, вдвоем-огнем. Но ритм опять поменялся: 13-13, 13-13.
Что мы имеем в сухом остатке?

первый катрен: жм-жм 11-10, 11-10 перекрестная рифмовка.
второй: мм-мм 10-10, 10-10 перекрестная рифмовка
третий катрен: мм-мм 13-13, 13-13 парная рифмовка

По сути, каждый катрен самостоятелен. А стих рассыпался... Тема тут хорошая, пусть и не оригинальная ни разу, но любовь это выигрышная тема всегда. Образный ряд сшит из штампов: вокруг ненастья, беды по плечу, я и ты = мы, созданы друг для друга, распивание чаши, бокалы вина, пылание чувств, огонь любви. Ни одного свежего образа. Все уже придумано давно и использовано тысячи раз. В совокупности ошибки формы и штампы содержания дали вот такую оценку. При всем этом, у автора прекрасное чувство ритма, размер стиха нигде не сбоит. Есть попытка придать лиричности строкам. Я думаю, что потенциал у Натальи есть, и со временем из нее может получится приличный поэт. Желаю Вам, Наталья, удачи в творчестве и не падать духом.

**************

На этой ноте и закончу свой разбор второго тура Чемпионата поэзии. Сонеты для меня очень трудная форма, потому и разбор вышел суховатым. Простите. Писала так тяжело, что легче, ей Богу, вагон цемента разгрузить.
Всем участникам тура огромное человеческое спасибо. Вы абсолютно все победители в моих глазах, так как узнали много о сонетах, а значит обогатились и выросли. А оценки? Оценки еще будут и отличными, я точно знаю - "дорогу осилит идущий". Вот и потопали дальше вместе. Я ведь тоже учусь.
С теплом, ваша Ната Бугаре.

PS. В обзоре работ применялись краткие заметки Ратмира Сварожича по туру. Некоторые из них уже не соответствуют действительности, так как авторы переделали строки. Но на момент подведения итогов, все ошибки имели место быть. Ратмир, огромное спасибо за твои заметки и разрешение их использовать еще раз.

© Copyright: Чемпионат по поэзии, 2014

Регистрационный номер №0206915

от 5 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0206915 выдан для произведения: Здравствуйте, дорогие авторы Парнаса, поэты и прозаики, профи и любители, начинающие и состоявшиеся авторы. Наконец у меня дошли руки до обзора второго тура Чемпионата поэзии. В подготовке обзора помогал Ратмир Сварожич, за что ему огромное спасибо.

Тур сонетов оказался сложным и для участников и для команды судей. Впервые в истории конкурсов Парнаса разрешалось править произведения все двенадцать дней, данные для подачи работ. И впервые, наши авторы не просто выставили стихи на конкурс, но серьезно и много работали над ними. Огромная благодарность всем, кто посчитал нужным прислушаться к комментариям судей и понимающих в этой сложной форме авторов Парнаса. Большинство работ от правки только выиграло. Мы все еще учимся писать и выражать свои мысли посредством слова. Теперь еще и учимся смотреть критически на свои работы и строки других авторов. Учимся грамотно и не предвзято критиковать работы. Не все еще получается. Некоторые путают критику и критиканство. Некоторые, в своих замечаниях, пытаются уязвить авторов. Я приношу извинения за недостаточную оперативность в отслеживании таких выпадов и прошу тех авторов, кого оскорбили в критических замечаниях, обращаться сразу же ко мне в личку. Если рецензия действительно оскорбительна - потру и сделаю замечание критику. Но все же, многие из участников извлекли пользу из критических разборов под работами. И это радует. Надеюсь такое взаимодействие судей чемпионата и участников пойдет всем на пользу.

И так, обзор лучших работ тура.

"Сонет пессимистический" Светалана Пешкова
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/sonet-pesimisticheskii.html
Светлана выбрала форму английского сонета. И выдержала ее безупречно.
Ратмир Сварожич:
Техника. Английская схема. В рифмах есть определённая глубина – очень хорошо.
Содержание. А кому трудно жаждать рая? Строки 5 и 6 заставляют предположить, что перед этим зло раздавали.
Посыл сонета понятен - размышления о духовности и отношениях с Богом. По сути, вечные вопросы. Тема ближе к религиозной лирике, чем к философской, на мой взгляд, что никак не уменьшает ценность работы.
Светлана тонкий и глубокий лирик. Ей удалось в данной работе совместить глубину, безупречную форму и философичность.
Прекрасные рифмы - рая-взирая, одеты-дети, божьи- позже, пусть - как ни будь, одновременно точные и не избитые, говорят о мастерстве автора.
Логическая последовательность вопросов и ответов нигде не нарушена:
Теза:
Легко идти проторенной тропой
По линиям судьбы и жаждать рая,
Не делая усилий над собой,
На горести чужие не взирая.

Антитеза:
А если нам назад вернули зло,
Мы плачем от обиды, словно дети.
По принципу: родился - ешь и пей,
А думать и молиться будешь позже.

Ключ:
Беспечно свой земной проходим путь,
Надеясь на «авось» и «как-нибудь».

Победа заслуженная, сонет получился живым и заставляющим задуматься.

****************************************************
"Я снова узник" Александра (Саша Куприна)
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/ja-snova-uznik.html
Форма выдержана безупречно.

Ратмир Сварожич:
Техника. Французская схема. Отлично исполнено. 12 строка "И Итог" – нежелательное сочетание.
Содержание. Инверсия в 10 строке, "мне" вставка на размер.
Точные рифмы соблюдены. Посыл понятен - сонет о любви. Любопытная параллель с пленом одиночества и пленом чувств. Теза полностью противопоставляется антитезе.
Теза:
Был одиночества приятен плен,
Забиты наглухо все входы в душу,

Антитеза:
Но в жизнь ворвавшись, ветер перемен,
Любовью напоил скупую сушу,

Ключ:
Я снова узник, и итог мне ясен,
Улыбкой нежной поражен твоей
И с алых губ отраву пить согласен.

Красивая работа во всех отношениях. Чуть царапнул штампы - яд измен, иллюзия спокойствия, губительной осаде, пить отраву с губ. Про инверсию уже сказал Ратмир. Но с учетом выбранной темы, почти невозможно уйти от штампов. Сонет хороший, но можно еще и поработать, при желании автора.

***************************************
"Не говори, что знаешь наперед" Андрей Конопатов
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/ne-govori-chto-znaesh-naperyod.html


Андрей писал сонет впервые, но сразу выбрал довольно сложную форму сплошного сонета на две рифмы. Первая попытка довольно удачна.
Ратмир Сварожич:
Техника. Французская схема. Восьмикратная сквозная рифма слишком проста.
Содержание. Как и зачем делить судьбу на чёт-нечет?

Рифмы точные, но абсолютно все не оригинальны. Это допустимо в сонетах, но можно поискать что-то более свежеее. По содержанию возникла пара вопросов.

Теза:
Не говори, что знаешь наперёд,
Что мне, увы, не стать твоей судьбою,

Антитеза:
Не называй свою любовь игрою,
И не качай притворно головою:
Мол наша жизнь всего лишь переплёт.

Ключ:
И слёз горячих больше я не скрою,
Уходишь, не назвав меня женою,
Не оступись, бывает хрупким лёд!

На мой взгляд, антитеза тут хромает. Во первых она полностью повторяет тезу, я не вижу тут взгляда под другим углом. Во вторых, я не могу понять, откуда лживый мед признаний, если в тезе заявлено, что он как раз абсолютно честен? А вот фатализм, переданный строкой о нечет-чет, мне, как раз, очень понравился. И еще, мне понравился ключ. И на мой взгляд, высокие оценки этой работы, как раз заслуга темы и правильного вывода. Именно последняя строка искупает ряд мелких недостатков работы.

************************************

"Самим собою" barguzin
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/-samim-soboyu-francuzskii-sonet.html
Ратмир Сварожич: Техника. Французская схема. Богатство и некоторая глубина рифм неоспоримы, кроме одной.

Теза:
В мою ладонь стекаются мгновенья.
Грохочет гром , небесных тайн ведун.
Прохладный дождь - лепечущий колдун
Соединяет будущего звенья.

Антитеза:
Ещё грядут и боли, и сомненья.
Не раз споткнусь, как раненый бегун.
Не расслабляюсь. Я себе не лгун
И не прошу у жизни снисхожденья!

Ключ:
Когда душе наметится причал,
Смогу сказать: Я был самим собою."
И возвращусь к началу из начал...

Сергей выбрал классический французский сонет. Рифмы простые и звучные. Посыл очень глубокий - жизнь прожить, не поле перейти. Сонет вышел очень экспрессивным. Воспринимается, как призыв к действию.
Дискуссия под работой прелюбопытная. Очень рекомендую почитать.

******************************************************
"Что есть любовь?" Дон Маскот
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/chto-est-lyubov.html
Дон очень много правил свой сонет за время, отведенное на подачу работ.

Ратмир Сварожич:Техника. Французская схема. Охватная четвёрка слабовата (твои).
Содержание. Строки 7-8 – слабая аналогия. Балансируют всё же "на краю".

Теза:
Дышать тобой и видеть сны твои,
В ударах пульса измерять разлуку.

Антитеза:
И вспоминать прогулки до зари,
Не сетовать на расставанья муку.
Искать тебя в кромешной тьме по звуку,

Ключ:
Лишь кто взаимным чувством согреваем,
Способен балансировать по краю
И счастье жизни будущей нести...

Сонет о любви - классика жанра. Эта лиричная форма очень хорошо подходит для любовных стихов. Тема при своей популярности практически беспроигрышна. Дон поделился сокровенным, и в то же время порассуждал вместе с читателем. Работа получилась очень душевной и интимной.
Пара "блошек" чуть портят эффект от прочтения:
ДышаТЬ Тобой- неудачная фонема.
Искать тебя в кромешной тьме по звуку,
Как маяком ведомы корабли. - все же свет маяка и звук совершенно разные вещи и аналогия тут стройной не выглядит.И ошибка в ключе отмечена Ратмиром, балансируют таки на краю.
Не смотря на это работа достойная. Очень рекомендую почитать комменты под сонетом. Хороший пример работы над текстом.

**************************
"Ревность" Таина Ким
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/revnost.html
Таина поэкспериментировала со стихотворным размером, написав сонет четырехстопным амфибрахием.
Ратмир Сварожич: Техника. Французская схема. Ошибка в альтернансе терцетов: либо 9, либо 10 строка должны быть с мужской рифмой. Мужские рифмы в катренах слабоваты, но удачно исполнены гласными.
Содержание. Хрупкость пастели – сомнительно.

Теза:
Ты ласковым был в середине апреля,
А в мае - нахмурены брови твои.



Интитеза:
Ах, ревность, уйди! Не губи менестреля,
Поющего в сердце! И зла не таи.
Но разум и чувства, устроив бои,
Слезами смывают весны акварели.



Ключ:
Рисую картины побега несмело.
Смеётся Шекспир и рыдает Отелло,
И дух Дездемоны парит вдалеке…


После тщательной доработки, мне сонет Таины нравится оптом, весь. Особенно понравился вот этот терцет:

Смиренно доверие ждёт гильотину,
А я отдаюсь всё сильней никотину
И крепкому кофе в дрожащей руке.

Рекомендую прочитать прелюбопытнейшую дискуссию под работой Люси Мокко с автором.

***********************
"Ох, уж этот сонет" Олег Индейкин
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/oh-uzh-yetot-sonet.html
Наверное, это самый смешной сонет в туре. И для многих любителей жанра выглядит он революционно, так как сонеты юмористические это что-то совершенно новое в поэзии.
Ратмир Сварожич: Техника. Итальянская схема. Катрены на три рифмы. Повторы слов. Хороша тройка "пером-паром-топором".
Содержание. "Писать сонет, Писавшийся Великими веками" – тавтология. Пот приклеился к рубахе???
Теза:
Я пробую (О, нет!!) писать сонет



Антитеза:
Стремления мои рождают бред,
Попытки утомительны и жАрки.
Таланта у меня к сонетам нет.
Куда мне до Великого Петрарки!


Ключ:

Сонет мой выплывает, как парОм…
И вижу я себя уже на плахе,
Где ожидает Птичкин с топором.

Одна из самых ярких работ тура. Ключ, воистину, гениальный. Считаю эту работу большой творческой удачей. Олег, нет смысла опускать забрало, Парнас тебя узнает даже так)

*************************
"В забытом парке" Ирина Елизарова
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/v-zabytom-parke.html
И так, сонет о животворящей любви, в пейзажной упаковке. Сонет - аллегория. У Ирины творческий подход во всем. Работа весьма интересна, и задумка, и исполнение достойные.
Ратмир Сварожич: Техника. Английская схема. Рифмы второго катрена бедны. Ошибка в ключе: должны быть мужские рифмы.
Содержание. "Два взгляда их, и два сердечных слова" – ручеёк не может смотреть, а мотылёк – говорить.

Теза:
В забытом парке замер полумрак,
От тишины не вздрогнет паутинка.



Антитеза:
Но живы двое: слабый ручеек
Из-под корней живой струится влагой,
Над ним трепещет белый мотылек
Наполненный любовью и отвагой.



Ключ:
Два взгляда их , и два сердечных слова
Дыханьем берегут один другого.

Лично мне, очень понравился бархатный образный ряд этой пейзажно-любовной аллегории. Статичность паутинки, замшелый фрак столетнего дуба, тихая заводь со склоненными липами, шершавые стволы, старая графская усадьба - все это вместе порождает нужное настроение. И журчание ручейка с танцем мотылька буквально оживляют картину и вносят жизнь, как вносит любовь в механику будней ту самую радугу и сонм тропических бабочек, которые и превращают существование в горение и полет. На мой взгляд работа удачная. После правки, лично я "блох" не вижу.
************************

"Сонет на вечную тему" Люся Мокко
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/sonet-na-vechnuyu-temu.html
Вот и добралась я до твоей "стыдобы", Люся) Понятия не имею, чего ты тут так стыдишься, я даже не знаю, что тут разбирать...
Ратмир Сварожич: Техника. Французская схема. Есть маленькая слабинка, но не будем о ней.
Содержание. Вотще - архаизм, конечно, но фонетика уж больно кстати.

Теза:
Мы рыцари без копий и плащей –
Рассудка факел над Землёй воздели.
Легенд и снов покинувши пределы,
Мы копим горы знаний не вотще.


Антитеза:
Но слишком гордым – не сломать бы шею!
Мы всё умней, да мир не хорошеет,
И милость к ближним нынче не в чести.


Ключ:
Нет доблести в тщеславии напрасном…
Любовью сможем мы себя спасти:
Пылает сердце в нас – не только разум.

Я вижу философский сонет о самоуверенности тех, кто хочет познать мир через один разум. Призыв к поднятию духовности и попытку донести мысль о нашем скудоумии и важности любви в этом бренном мире, с мыслью я согласна. С посылом тоже.
Слово "воотще" меня не царапнуло, я люблю архаизмы. Ключ считаю замечательным - Любовь спасет мир. И только баланс разума и сердца дает полную картинку. Мне работа нравится.
*******************

"Весеннее настроение" Людмила Денисова
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/vesene-nastroenie.html
Пример, полностью переделанного стиха в процессе конкурса. И законное третье место.
Ратмир Сварожич: Техника. Онегинская. Рифмы точны, но не более.
Содержание. Образный ряд слабоват. Прольётся на карниз? Обычно стаккато капли выбивают по подоконнику, а капают как раз с карниза. Ключ очень слабый: кого рассудить-то?

Теза:
Весна причудами богата,
Но ей простишь любой каприз,

Антитеза:
Душе захочется запеть,
Презрев вчерашние метели.


Ключ:
Тогда рассудишь не спеша:
Весна, бесспорно, хороша!

В отличии от Ратмира, меня ключ устраивает, а вот антитеза кажется слабоватой. Не увидела я тут "анти" - ни противопоставления, ни взгляда с другой стороны. Просто развернутую тезу. Но сам сонет понравился, создал нужную атмосферу и поднял настроение. Считаю, место заслуженным по итогам тура.

**********************

И, как обычно, в самом конце разбор работы с наименьшим количеством баллов.
"Я счастья пожелать хочу" Наталья Сопина
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap2chpoez1/ja-schastja-pozhelat-hochu.html
Ратмир Сварожич: Техника. Это не сонет. Очевидно, что терцеты – это на самом деле двустишия, написанные в три строки.
Содержание. "Я подарить хочу немного счастья Я много счастья пожелать хочу" - т.е. натреплю с три короба, а подарю с гулькин нос. О чём была история?

Первым делом подтвержу мнение Ратмира и всей судейской команды, это не сонет. Сонет требует четкой формы - схема рифмовки, количество строк, точные рифмы, а так же непременного соблюдения тезы - утверждения, антитезы - размышления всестороннего по выдвинутому утверждению и ключа - итога размышлений.
У Натальи ряд обычных ошибок начинающего поэта. Почти все мы прошли, либо проходим этот этап, и точно знаем, что ошибки неизбежны в начале творческого пути. Данный разбор прошу не считать попыткой оскорбить и уесть автора. Остановлюсь на чисто технических моментах.

Какие б ни были вокруг ненастья,
Все беды будут вместе по плечу. - в строке двусмысленность... все беды вместе по плечу? Или беды будут все по плечу, если мы будем вместе? С инверсиями надо обращаться бережно, лучше в начале творческого пути их вообще избегать.
Я подарить хочу немного счастья - пропущенная запятая.
Я много счастья пожелать хочу. - А вот мысль мне понравилась- подарить хочу хоть немного счастья, зато пожелать - очень много. Я нахожу эту игру слов глубокой.

Теперь по технике: ямб, схема рифмовки жм-жм, аб-аб, количество икт (слогов) 11-10, 11-10. В принципе в первом катрене, кроме инверсии и пропущенной запятой ничего смертельного нет. Рифмы пусть избиты но точны - счастье-ненастье, плечу-хочу, ритм и размер не сбоит.

Пусть никогда не будет я иль ты, "Я", "Ты" и "Мы" надо закавычить.
Всегда в любое время будет мы.
Как солнцем согреваются цветы,
Вы друг для друга были созданы.

Нарушена смена рифмовки мм-мм, куда подевались женские рифмы в нечетных строках? И ритм 10-10, 10-10 соответственно поменялся... Так нельзя. Раз первый катрен задан жм-жм 11-10, 11-10 вот так и должен быть выдержан весь стих. Теперь по рифмам ты-цветы куда ни шло, а вот созданы-мы - ассонансная рифма на одной гласной в противовес довольно точным рифмам первого катрена.

История двух судеб, история семьи ( зпт)
Как вина двух бокалов в одном большом слились.

Распейте эту чашу по капельке вдвоем
И пусть пылают чувства у каждого огнем.

Тут неудачная попытка подогнать катрен под требования сонета, но это не терцеты, увы. Нарушена форма рифмовки мм-мм, рифмы более-менее семьи-слились, вдвоем-огнем. Но ритм опять поменялся: 13-13, 13-13.
Что мы имеем в сухом остатке?

первый катрен: жм-жм 11-10, 11-10 перекрестная рифмовка.
второй: мм-мм 10-10, 10-10 перекрестная рифмовка
третий катрен: мм-мм 13-13, 13-13 парная рифмовка

По сути, каждый катрен самостоятелен. А стих рассыпался... Тема тут хорошая, пусть и не оригинальная ни разу, но любовь это выигрышная тема всегда. Образный ряд сшит из штампов: вокруг ненастья, беды по плечу, я и ты = мы, созданы друг для друга, распивание чаши, бокалы вина, пылание чувств, огонь любви. Ни одного свежего образа. Все уже придумано давно и использовано тысячи раз. В совокупности ошибки формы и штампы содержания дали вот такую оценку. При всем этом, у автора прекрасное чувство ритма, размер стиха нигде не сбоит. Есть попытка придать лиричности строкам. Я думаю, что потенциал у Натальи есть, и со временем из нее может получится приличный поэт. Желаю Вам, Наталья, удачи в творчестве и не падать духом.
**************

На этой ноте и закончу свой разбор второго тура Чемпионата поэзии. Сонеты для меня очень трудная форма, потому и разбор вышел суховатым. Простите. Писала так тяжело, что легче, ей Богу, вагон цемента разгрузить.
Всем участникам тура огромное человеческое спасибо. Вы абсолютно все победители в моих глазах, так как узнали много о сонетах, а значит обогатились и выросли. А оценки? Оценки еще будут и отличными, я точно знаю - "дорогу осилит идущий". Вот и потопали дальше вместе. Я ведь тоже учусь.
С теплом, ваша Ната Бугаре.

PS. В обзоре работ применялись краткие заметки Ратмира Сварожича по туру. Некоторые из них уже не соответствуют действительности, так как авторы переделали строки. Но на момент подведения итогов, все ошибки имели место быть. Ратмир, огромное спасибо за твои заметки и разрешение их использовать еще раз.
 
Рейтинг: +8 764 просмотра
Комментарии (14)
0 # 5 апреля 2014 в 23:56 +3
Спасибо, Наталья!
Наконец - то дождались!
Жалко тока, что по ходу дела меня никто носом не ткнул в ошибки мои ( ну, разве только Люся Мокко, и то уже под конец), так что и править ничего не случилось.
Вот посмотрел по статистике: Ратмир Сварожич аж 14 раз заходил, ну хоть бы намекнул про антитезу, глядишь чего - нибудь и замутилось бы...
Чемпионат по поэзии # 6 апреля 2014 в 00:07 +5
Андрей, Ратмир, как истинный мужчина, внял моей просьбе не зверствовать, буквально) И был чрезвычайно мягок и тактичен. Второе для него нормально, а вот мягкость, это таки по просьбе) С женщиной спорить - себе дороже) да и по Вашему сонету у нас мнения разошлись... Все же обзор, в большой мере мое ИМХО. Странно, что меня терпят еще судьи, так как все они лучше разбираются в стихо-кухне, чем я. Кстати, у меня в личке можно спрашивать совета во время любого тура. Я же не сужу. Те кому любопытно узнать именно мое мнение обращаются. Если Вас оно интересует, я всегда доступна для вычитки и разбора. Этика при этом не нарушена, авторов я не выдаю, оценок не ставлю. Единственный недостаток такой помощи в том, что это не гарантирует высокие оценки судей. Это и будет мнение одной Бугаре... Еще раз с вторым местом Вас)
0 # 6 апреля 2014 в 01:18 +2
О!!! Оказывается настолько тактичен, что "мягко" промолчал!
Ратмир Сварожич # 6 апреля 2014 в 03:33 +3
Я промолчал, потому что к судейству был приглашён совершенно неожиданно и тогда, когда оно уже началось. Высказываться уже не имело смысла, а поработать пришлось в темпе. Самый большой недостаток вашего сонета - простецкое решение рифмы на -ою (6 раз из 8 притянута искусственная морфа). Если в терцетах она хоть разбавлена нормальными формами слов "открою", "скрою" (кстати, однокоренные, что тоже плохо), то в катренах целиком искусственность. Такой ход был бы хорош, если бы рифма несла дополнительную фонетическую нагрузку.
0 # 6 апреля 2014 в 07:41 +2
Ну вот, другое дело!
Мерси!
barguzin # 6 апреля 2014 в 00:21 +3
Спасибо за обзор, Наташ super
Наталья Бугаре # 6 апреля 2014 в 17:23 +1
Тебе спасибо, Сереж, что осилил его)
Люся Мокко # 6 апреля 2014 в 01:13 +4
Огромный труд, Наташ ) Спасибо! Но можно было бы и построже ))) Оказывается, у нас уже есть авторы, которые нуждаются в критике, а не шарахаются от нее. Динамика более чем положительная! ))) То ли еще будет )
Наталья Бугаре # 6 апреля 2014 в 17:24 +2
Люсь, сонет не моя форма( мне очень трудно дался обзор именно этой формы... Вот в следующем туре, я гораздо более уверенно себя чувствую. Там будет строже))))
Серов Владимир # 6 апреля 2014 в 11:55 +3
Молодцы, Наталья и Ратмир!
Наконец-то, появилась хоть какая-то критика и разбор стихов! А то все лепят, что ни попадя! И носы от замечаний воротят!
Великий труд и прекрасный результат! Мой респект! super
Наталья Бугаре # 6 апреля 2014 в 17:25 +1
Спасибо, Вов) Стараемся)
Серов Владимир # 6 апреля 2014 в 20:15 +2
Успехов всяческих! 38
0 # 6 апреля 2014 в 14:32 +3
Да! И Люся и Владимир совершенно правы! Как говорится : процесс пошёл! Уже только в этом огромный плюс чемпионата!
Я вот пару раз принимал участие в местных конкурсах: так там кому больше плюсиков друзья - товарищи понаставили, тот и выиграл : бред несусветный!
Так что Наталью с почином , и с успехом!
Наталья Бугаре # 6 апреля 2014 в 17:28 +4
Андрей, на Парнасе стараются поддерживать 2 вида конкурсов, для совсем начинающих, по количеству лайков, и для более серьезных авторов с судейским голосованием. мы же решили попробовать добавить еще один штрих - критику. Психологически очень трудно сейчас всем и авторам и судьям. Потому,что для Парнаса пока это революционно. Но процесс пошел. Я еще такой работы над конкурсными произведениями не видела. И по крайней мере 2 автора вышли в призеры после серьезной доводки работы. Так,что все мы учимся, набиваем шишки, спорим, но растем)