[Скрыть]
Регистрационный номер 0195693 выдан для произведения:
Доброго дня, или вечера, друзья мои.
Так как обзоры на подобных
конкурсах не писались, мне придется придумывать и концепцию подобных
разборов, и задавать тон всем последующим. Потому в начале - вводная
часть.
Все мы начинающие авторы. Не зависимо, как давно начали и
каких успехов добились, классиков между нами нет. Пока нет, и я в это
искренне верю, что всего лишь - пока. Но сейчас мы все равны - ни пара
публикаций в литературных бумажных журналах, ни публикации в газетах, ни
победы в сетевых и не сетевых литературных конкурсах никого не сделали
профи. Мы остаемся любителями, но у каждого есть свой потенциал. И вот
этот потенциал очень хочется помочь раскрыть.
Видели ли вы
черновики великих литераторов? Я видела. Это исчерканные листки бумаги,
иногда с вариантами десятка строк. Абсолютно все гении очень много
правили работы. Собственно говоря, это и позволило им стать классиками.
Во времена Пушкина и Гоголя было очень много талантливых людей. Многие
пробовали писать, но только те, кто самозабвенно работали над формой и
мыслью, над эмоциональной составляющей своих стихов-прозы, дошли до нас в
своих книгах. Формула гения, мне кажется, известна всем - 1% таланта и
99% работы. Вот поэтому мы и попытаемся научить вас критически смотреть
на собственные строки, уметь чувствовать слово и форму. Поэзия
невероятно тонкая материя. В ней огромный кладезь разнообразия форм,
игры со словом, и тщательной работы над ним. Десятки стихотворных метров
дают простор воображению и полету мысли. Но при всем при этом - поэзия
вжата в четкие рамки формы. В ней мысль невероятно концентрирована,
часто подается не в лоб, а в виде образов, существует десятки видов
рифм, как способ максимально усилить эмоциональный эффект строфы. Но все
же форма, даже замысловатая, вторична. В первую очередь поэзия будит
воображение и вызывает резонанс у читателя. Как этого добиться?
Попытаемся показать на примере лучших работ тура.
Подпледовое лирическое Оксана Стомина
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/podpledovoe-liricheskoe.html
Классический силабо-тонический стих, а вот размер замысловатый - очень
похоже на ямб, но из-за обилия перрихиев скорее пеон-2. Ямб считается
самый простым размером, пеон -довольно сложным. Вот она загадочность
поэзии на примере. Рифмы выбраны точные и не оригинальные:"чертог-грог",
"дачу-передачу". Любопытная рифма только - "Кафку-безрукавку".
Стихотворение не потрясает отточенностью формы, но каждое слово в нем
работает на сюжет, на мысль, на картинку. А сюжет тут выбран заведомо
выигрышный. Описание счастья длиною в жизнь через мелкие бытовые детали.
Но описание настолько трогательное, что порождает мощный внутренний
резонанс читателя. Каждый образ тут на своем месте: "За окнами начало
ноября
Цитирует Ахматову и Кафку."
"Что за душою водятся стихи -
Чудные, с разноцветным опереньем."
"Что то, что нам положено на счет,
Мы, к счастью, растранжирить не успели."
И бесподобный финал: "Мы снова возвратимся в этот мир
И, как обычно, выберем друг друга."
Автор играет на контрастах все время. Первый катрен - описание
состояния ЛГ на даче. Следующий настраивает читателя на лирический лад, и
вдруг взрыв озорства в строке о "честном старушечьем". И так до конца
стиха чередуются озорные, чисто настроенченские вставки и тонкие образы.
Описание бытовых деталей и опять глоток высокой поэзии. Всего пара
катренов, а мы видим и характер ЛГ и всю ее жизнь. Оксана с помощью
нехитрых литературных приемов умудряется завоевать наши сердца.
Любопытна полемика под стихом двух прекрасных поэтов. Мое мнение я тоже
там высказала. Стихотворение Оксаны классический пример, когда
эмоциональная наполненность стиха довлеет над формой. Ясные четкие мысли
связаны в одно ажурное полотно, полотно - картину настоящего
человеческого счастья. Мягко, читателю преподносят в дар кусочек чужого
мира, чужого, но не чуждого никому из нас. Не морализируя, автор учит
нас Главным вещам. Работа получилась очень трогательной и нежной,
пронзенная настроением. От нее теплеет на душе, и как результат - первое
место в туре. Все вышесказанное - простые рифмы, незамысловатый
образный ряд - можно отнести к недостаткам работы. Но, как ни странно,
все они являются и достоинством данной работы, одновременно. Тут как раз
пример того, что гениальное всегда просто.
ДВА ГЛОТКА ПАМЯТИ barguzin
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/dva-glotka-pamjati.html
Автор подошел к тематике тура очень ответственно. И буквально за день
написал и обкатал работу в крайне редком размере. Выбрал он вариант
русского дисметрического стиха, а точнее фразовик. (Древнейшая форма
русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами,
определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря,
это рифмованный фразовик. )
Чем хороша работа? Во-первых сюжет и
замечательный образный ряд. Любовь - всегда беспроигрышная тема. А
любовь описанная так, словно каждую строчку вынули из сердца, не может
оставить никого равнодушным. Помимо не стандартного размера стиха, есть
пара очень удачных рифм : строчек - внеурочно, окно-вольнО,
суждено-Люблино. Чудные образы:
А до конца стиха только две затяжки
Сигаретного дыма, плюс памяти два глотка И тоска.
Течёт бессонница из-под век , Тишина такая, что слышно, как тает снег, А календарь услужливо на стене
Сменит числа,
Два глотка памяти, как вино Разольются, и строчки, напившись боли...
Образы очень плавно перетекают, показывая читателю картинку - одинокого
мужчины, курящего посреди ночи и ужасно, до боли скучающего. В стихе
нет нигде слов любви, но оно пропитано нежностью и, слегка, шорохами
тающего снега, тихим мурлыканьем во сне кошки, шелестом календаря,
меняющего даты и сигаретным дымом. При этом, автор не особенно
заумствовал со сложными рифмами, образный ряд не взрывает воображение -
он словно размыт, растушеван кончиками пальцев. Все стихо получилось
настроенченским, и очень понятным большинству из нас.
Назад в небеса Светлана Пешкова
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/nazad-v-nebesa.html
Светлана выбрала трехстопный анапест. Классический силабо-тонический
размер. Виртуозная форма впечатляет. Очень красивые рифмы - "помнится-
звонница","помнится-паломница", "книжицы - ижицы" и тд. В стихе почти
все пары рифм очень красивы. Образы увязаны так тонко, что весь стих
кажется одним сплошным образом парящей птицы над древних замком. Птицы
души... В данном стихе получилось глубокой мысли придать практически
безупречную форму. Редкой красоты работа.
В моем музее тихо… Ирина Елизарова
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/v-moem-muze-tiho.html
Опять классическая силабо-тоника, ямб. Образный ряд весь в фетровых
тапочках, для его полной пушистости Ирина выбирает очень не четкие
рифмы, словно растушевывает их. Но вкрапляет и точные. Тут очень трудно
соблюсти баланс. Шепчущие и цокающие рифмы редко могут создать, если их
применять в одном катрене, нужное настроение. Но именно в музее, именно
при этом сюжете - они являются авторской находкой. Шаги-фонари и тут же
фетра-ветра, барахло-письмо, и тут же - вещицы-рукавицы. Любопытный
звукоряд, порождающий эффект присутствия в пустом зале музея. Очень
удачно выбран дымчато-опаловый с запахом пыли образный ряд: Легкие шаги
Воспоминаний в тапочках из фетра Слышны по темным залам.
И стелется по коридорам свет Волокнами подслеповатой дымки.
Поскрипывает старенький паркет, Под весом невесомой невидимки.
Седых ларцов с затейливой резьбой Коснется память кончиками пальцев.
Ларцы на полках в мягкой темноте Пульсируют голубоватым светом.
Очень цельное и гармоничное стихотворение. С завораживающим образным
рядом и манерой исполнения. Опять же, кажущиеся недостатки стиха - не
точность рифм, простенький размер, играют на пользу общему эффекту.
Рубцы Елена Бородина
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/rubcy.html
Лена выбрала амфибрахий. Довольно редкий размер в силабо-тонической
поэзии. Но идеально подходящий для стиха с таким сюжетом. Лена
попыталась передать состояние женщины, которую предали. Предательство -
тема вечная. Очень хорошая работа над рифмами: скользскому-кольцами,
жалуюсь-ржавыми, омуты-комнаты, равнодушие - не слушаю. Очень много
эмоций, запись стиха в ритме судорожного дыхания. Интересный звукоряд -
все это вместе сложилось в великолепную работу. Как по мне, кроме финала
и странноватого образа рубцов-линий на ладонях - стих безупречен.
Рекомендую всем почитать полемику под стихом.
Невыносимое Люся Мокко
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/nevynosimoe.html
Размер: пятистопный амфибрахий. Акаталектический - это значит, что в
строке умещаются полных пять стоп и альтернанс отсутствует,
соответственно, все рифмы - женские.
И опять довольно редкий размер
в силабо-тоничском стихе. Эта работа, помимо присущей Люсе тончайшей
формы, поражает игрой слов. Она построена на противоречиях.
Беременна легкостью ( беременность в народе называют тяжестью, она тяжела)
Падаю в небо
Счастье невыносимо.
Каждая строка из вышеприведенных прелюбопытна на ощупь и вкус. В каждой
умещается противоречие - оксюмерон. Довольно редкий прием в литературе и
поэзии, в частности. Но в данном случае он работает на картинку и
здорово углубляет смысл работы. Образный ряд у Люси, как всегда,
блистательный. Я её поэзию называю геометрией из хрусталя слов.
Смущенья корсет расшнурован – распахнута настежь.
Я в замкнутом сне, мне поёт по-шумерски Астарта,
и время течёт на полжизни быстрее, чем раньше.
А счастье оставлю. Во мне оно невыносимо.
Ну, и рифмы у Люси - песня.
Настежь - платишь, завтра - Астарта, кобальт - оба, резким - фрески, раньше - вчерашним.
Все это, в сумме, придает ее стиху уникальность и удивительную звенящую
легкость. При том, что описана жизненная трагедия, когда с любимым
вместе-невместе.
Историю создания стиха, как и любопытную полемику, можете почитать под работой.
Сокровенные мысли Елена Абесадзе
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/sokrovenye-mysli.html
Размер: логаэд. Рифмы не из сложных и красивых. Стих берет не
звучностью рифм, а тем резонансом, что вызывает в душах читателя. Сюжет -
описание фантасмогоричной картины Босха, но в этом описание зримо
присутствуют призраки нашего времени. Чисто литературный способ передать
эмоции, ни слова не сказав о причине, вызвавших их. Лена сумела парой
мазков передать страх и замешательство, из-за событий, потрясающих
сейчас мир. И очень красиво все это вплести в мазки картины гениального
художника. Выбор сложного размера подчеркнул динамику и эмоциональность
строк. Сильная работа, именно своим содержанием. Лично мне чуть не
хватило отточенности формы. Я бы посоветовала чуть поработать над
рифмами. Но это ИМХО.
СИЛЬНЫЕ, ВАЖНЫЕ Семён Гонсалес
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/silnye-vazhnye.html
Размер: дактиль с каталектикой во 2 и 5 строках пентетов. Каталектика -
это усечение последней стопы, в данном случае - на один слог, что
создаёт женскую рифму из полноценного дактиля. Но все же размер
классический. А вот выбор пятистишия - уже свежо. Почему-то авторы любят
писать катренами, и пятистишия попадаются очень редко. А жаль,
пятистрочная строфа дает больше простора фантазии и эмоции. Вот именно
эмоция и есть главная составляющая этого стиха. Пожалуй, из всех
конкурсных, стих Семена самый экспрессивный. Из него так и брызжет
молодой нерастраченный энтузиазм. Вроде идут размышления автора о
важном, но столько силы и энергии жизни, что строки взрываются
петардами. Аж по-хорошему завидно такой колоссальной энергетике автора и
его работы. Очень хорошие тройные дактилические рифмы:
важные-бумажные-нажили, денжерно-денежной-бережно,
отступления-коленями-каления, эпитеты-вытерты-вытекли. Вообще, в поэзии
женская рифма считается более мягкой, стих написанный сугубо женской
рифмой, точнее женской и дактилической, должен бы звучать мягко и
округло. Но Семен сумел доказать, что эта форма рифмовки может быть и
такой - взрывной и обжигающей. Ибо доминантой в стихе является мысль,
посыл не опускать рук, прекратить самокопание и начать жить и радоваться
жизни. Любопытный образный ряд. По сути, Семен обрушивает на нас каскад
образов, местами, противоречивых, местами трудно-уложистых в голове, но
именно таким приемом он пытается передать сумятицу мыслей. Ведь процесс
размышления у холерика мало похож на величавую реку, тут идет бурный
поток. Именно это и передает стихотворение - бурный поток разрозненных
мыслей. И финал получается неожиданным, но очень жизнеутверждающим: "Всё
хорошо – есть ведь в жизни везуха."
Что характерно, разговорное,
практически сленговое слово "везуха" при такой энергетике и "лохматости"
стиха смотрится очень гармонично.
Если бы не непонятный мне образ: В полис мажоров локтями, коленями
Путь свой проложим. - я бы сочла работу безупречной.
И на закуску, точнее под занавес на примере работы с минимальным
количеством баллов судейского голосования, попытаюсь объяснить ряд
характерных ошибок начинающих.
То, что хранил доселе я... Григорий Стольников
http://parnasse.ru/konkurs/chemp1poez/etap1chpoez1/to-chto-hranil-dosele-ja.html
Размер: ямб. Классический духстопный размер силабо-тоничского стиха.
Считается самым легким. Ударение в нем всегда на четный слог.
То, что хранил доселе я, 8 слогов мужск
Вверяю вам мои друзья: 8 сл м
Тем, кто со мною рядом был, 8 сл м
Кого душой я не забыл. 8 м
И так, начнем по порядку. Слово "доселе" выбивается из общей стилистики
стиха. Оно устаревшее, и гармонично смотрелось бы, будь тут речь более
литературная и классическая, да и сюжет другой. Например, устаревшие
слова - "позолоть" и "лики" чудесно смотрятся с религиозной лирике или
описании храма. ДосЕле я - друзья - не самая четкая рифма из-за разных
ударных гласных. По сути тут вся рифма друзья- я - на одном звуке. Был -
забыл - глагольная очень бедная рифма. Одинаковое количество стоп в
строках, чисто мужская рифма порождает монотонность. Последние две
строки повисли в воздухе, есть ощущение недосказанной мысли. Душой я не
забыл - штамп.
Я говорю, что все не вечно, 9ж
Что все имеет срок, конец; 8м
И что достоин каждый встречный 9ж
С любовью жизненных страниц. 8м
В этом катрене вдруг поменялась схема рифмовки. Если в первом катрене,
задающем ритм, размер и схему рифмовки, мы видели аа-вв, мм-мм. Тоесть
чисто мужская рифма и парная рифмовка, то тут мы видим перекрестную
рифмовку ав-ав и вдруг появляется чередование женской и мужской рифмы -
жм-жм. По сути, получается, что второй катрен совершенно не связан с
первым. Плюс нарушена ритмика строки. 88-88, вдруг стали 8-9 - 8-9.
Последняя строка - набор слов -
каждый встречный достоин с любовью жизненных страниц?
Крайне неудачная инверсия, превращающает строку в бессмыслицу.
Насколько я понимаю, хотелось сказать следующее: каждый встречный
достоин страниц жизни, наполненных любовью. Но мысль в такой форме
уловить почти невозможно... Все не вечно и имеет свой конец - плеоназм. (
Старая старуха, молодой юноша и тд). Жизненных страниц - штамп.
Быть может, я безумен, 7 ж
Ну и что ж? 3 м ( анапест)
Кто в наше время не чудён? 8 м
Кто на нормального похож? 8 м
Кхм. Начнем с ритма, его тут по сути нет и он не похож на любой из
вышенаписанных катренов. Слова чудён в русском языке нет, если это
попытка словотворчества,то крайне неудачная. Есть слова чУден и чуднОй,
есть слово чУдный. Ну, и чудён и безумен такая же рифма, как
палка-селедка. Что ж -похож - хорошая рифма, пусть избитая, но точная.
Жаль, не поддержана ритмикой строк. Да и строка - ну и что ж? -
совершенно другой размер стиха.
Но в этот век безумный у людей прошу 12 м
Быть человечней и добрей к другим, 10м
Чтоб ближний вдруг не стал чужим. 8 м
Полностью не зарифмованные три строки в совершенно ином ритме.
По форме я сказала. Давайте посмотрим еще посыл стиха, глубину его
мысли, свежесть образного ряда, метафоричность и аллегоричность данной
работы.
Перепишем его в прозе: Мои друзья, верные мне, пусть вы
далеки, но я хочу вверить вам тщательно хранимое мною. А именно, важную
новость, почти кармическую тайну - все не вечно под луной, всему есть
начало и конец. Но каждый живущий имеет право на любовь. Я немного
безумен, но мне наплевать. В наше время все такие. Вот посмотрите по
сторонам - все психи. Ладно, буду закругляться. Я, что вообще хотел
сказать? Будьте добрее, люди!
Как-то очень уж сумбурно мысль
подана. Словно несли-несли да расплескали по дороге. Сюжета нет. Образов
тоже, жизненные страницы скажем так - несколько потрепанный образ, и
явно не оригинальный. Так же душа наделенная памятью, штампы это. Автору
желаю читать много хороших стихов, проштудировать азы поэтической
кухни. И творить. Раз душа просит писать - пишите. Если обидела
разбором, прошу простить меня великодушно.
На этой ноте и закончу обзор части конкурсных работ. Мира вашему дому. И радости вам, друзья.