ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Синопсис романа-мистерии Валерия Рябых Загадка Симфосия

Синопсис романа-мистерии Валерия Рябых Загадка Симфосия

5 июня 2015 - Валерий Рябых
article292120.jpg
 Валерий Рябых      

Синопсис романа-мистерии  "Загадка Симфосия"

     
       1189 год – католическая Европа ввергнута в III Крестовый поход. Эмиссар Фридриха Барбароссы суздальский боярин Андрей Ростиславич направляется в Галич с задачей склонить Галицкого князя Владимира Ярославича к помощи крестоносцам.
       Предыдущие годы были насыщены важными событиями для галицкого княжества. Вот главные из них: смерть старого князя Ярослава Осмомысла, борьба за «отчий стол» его сыновей (законного Владимира и бастарда Олега), боярская смута, мадьярское владычество... И в завершение — побег Владимира из венгерского плена и его повторное вокняжение по воле германского императора.
       Знакомство боярина Андрея и князя Владимира произошло в окраинном карпатском монастыре, центре западнорусской учености (книжное собрание обители одно из богатейших в Руси) и живописного мастерства. Однако накануне встречи высоких сторон в монастыре произошло убийство библиотекаря Захарии. Боярин Андрей, бывший суздальский мечник, по зову сердца взялся за раскрытие убийства. Его поддерживает случайный попутчик — инок Василий, постигавший науки в Италии.
       В попытке выйти на след убийцы они срывают завесы с внешне благопристойной жизни обители. Ее монахи разобщены на враждующие группировки, порожденных внутренним раздором в Галицком княжестве. Многие черноризцев поддерживает духовника Парфения – вожака «просуздальской партии». Старец имеет большое влиянием на самого князя, так как в свое время был исповедником его матери, сестры Юрия Долгорукого.
       Кроме клановых распрей, в монастыре происходят и другие события, не красящие его. По ночам в подземной крипте вершатся тайные радения еретиков-богомилов. Черноризцев-простецов искушают нелепыми слухами о зарытых в окрестностях сокровищах князя Ярослава Осмомысла. В среде просвещенных иноков ведутся разговоры о странных событиях в истории обители, связанных с кончиной Осмомысла, его сына Олега и с гибелью в годину венгерской неволи отца-игумена и его соратников.
       В этой чересполосице боярину Андрею нелегко выстроить четкую линию следствия, но все же его стараниями обнажилась ранее недоступная чужому взгляду жизнь киновии. Боярин и инок Василий разоблачают богомилов, что ведет к смещению настоятеля Кирилла, более занятого кодификацией церковных законов, чем пасторским долгом. Для отрешения игумена вызван Галицкий епископ Мануил, владыка — ставленник Киева и Византии. Вопреки его противодействию настоятелем монастыря становится  духовник Парфений, но это не облегчает поисков боярина Андрея.
       Наоборот, множится чреда смертей в обители. Погибает богомаз Афанасий, он помог следствию, предоставив сведения о мифическом кладе. Лишен жизни вельможный Галицкий боярин Горислав. Его убил главарь богомилов — ключарь Ефрем, свершивший побег из-под стражи. Как выясняется, убийство имело заказной политический характер. Задушен в постели эпилептик Антипий: талантливый рубрикатор, помощник недавно почившего библиотекаря в его секретных делах.
       В ходе розыска боярин Андрей и инок Василий вступают в тесные деловые отношения с наиболее видными монахами: книжником Аполлинарием, приехавшим с Афона, травщиком Савелием, недавно поставленным игуменом Парфением. Но эти самобытные люди невольно вызывают у следователей подозрение в причастности к происходящим убийствам.
       На свой страх и риск исследуя монастырские подземелья, Василий обнаруживает скрывающегося старого волхва. Однако язычник, вопреки существующим предубеждениям, содействует Василию в поисках важной реликвии, сам же старик во имя личной свободы умышленно погибает.
       Беседуя с иноками, совершая обыски келий еретиков, обследуя монастырскую библиотеку, боярину Андрею и иноку Василию удалось обнаружить старинные рукописи — писания первохристиан, скрываемые в монастыре. Герои приобщаются к сокровенной тайне приората «Сиона», хранящего свои реликвии в славянской глубинке по прямой договоренности с Афоном – идейным центром православия. Эти важные раритеты могут существенно поколебать основы христианской веры. Являются ли древние свитки причиной кровопролития в обители или подоплека вершимых преступлений совершенно в ином, – боярину Андрею и его помощнику иноку Василию нужно во всем разобраться.
       Их поискам мешает новый игумен, озабоченный репутацией обители. Да и князь Владимир ведет себя странно, многое в своих планах и поступках утаивает от боярина, ставя того перед свершившимся фактом. Боярин Андрей приходит к горькому выводу, что его усердие используется в чьих-то коварных интересах. Но ему приходится сдерживать порывы негодования, так как он, обязан выполнить дело, порученное императором-крестоносцем.
       Боярин Андрей, благоволя иноку Василию, посвящает того в заветные планы Великого князя по собиранию Руси. Молодому монаху открываются хитросплетения в политической и духовной схватке раздираемых распрями русских княжеств и двух империй: греческой и германской.
       На жизнь Андрея Ростиславича покушаются косные силы — противники объединения русской земли под эгидой Всеволода III. Для своих коварных целей враги привлекают исмаилитов-ассасинов, средневековых убийц-террористов. Даже галицкий князь, всем обязанный покровительству императора и Великого  князя, верша свою беспринципную политику, отдает на заклание их посланника. 
       Но боярин Андрей с честью выходит из расставленных силков и называет вещи своими именами. Прозревший игумен Парфений  говорит свое веское слово, хранитель же тайн приората — старец Аполлинарий, втравивший обитель в смуту, отходит в иной мир.
       Андрей Ростиславич и инок Василий покидают изобличенный в суетности монастырь, их сопровождают нежданно объявившиеся рыцари-тамплиеры (к тому времени орден порвал отношения с приоратом «Сиона»). Загадка приората раскрыта...
        Однако название романа («Загадка Симфосия») выбрано в ином смысле. Повествованию предпослан эпиграф латинского поэта IV в. н.э. Симфосия – автора остроумных трехстиший-загадок. Одна из них, о рыбе, и взята эпиграфом к роману: «Есть на земле обитель, немолчным полная шумом. Шумом полна обитель, но вечно молчит обитатель. В вечном движенье обитель и в ней, но ни с ней обитатель». Рыба в катакомбной символике первохристиан — символ Христа. Образный фон обители — есть ничто иное, как земная церковь. Извечный вопрос «В согласии ли церковь и Христос?» — главный в романе.
       Прямое  же восприятия загадки-эпиграфа рождает другое соображение, оно в отчужденности молчащего обитателя и суетной обители. Но, если покопаться в глубинном смысле этого трехстишья, то найдутся иные, быть может, более интересные аллюзии и параллели. 
       А впрочем, название романа мало поддается логическому объяснению, наречение происходит помимо воли автора, ибо уже витало в воздухе вместе с душой еще не написанной книги.
      
 

© Copyright: Валерий Рябых, 2015

Регистрационный номер №0292120

от 5 июня 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0292120 выдан для произведения:  Валерий Рябых      

Синопсис романа  "Загадка Симфосия"

       1189 год - католической Европой организован III Крестовый поход. Эмиссар Фридриха Барбароссы и доверенное лицо Великого князя Всеволода III - суздальский боярин Андрей  направляется в Галич, с целью склонить князя Владимира к помощи крестоносцам.
       Трудными оказались последние годы для Галицкого княжества: смерть старого князя Ярослава (Осмомысла), борьба за "отчий стол" его сыновей (законного Владимира и бастарда Олега), боярская смута, мадьярское владычество. И, в завершение - побег Владимира из венгерского плена и его вокняжение с помощью императора Фридриха и Всеволода III.
       Знакомство боярина Андрея и князя Владимира происходит в окраинном карпатском монастыре - центре западнорусской учености (книжное собрание обители одно из богатейших на Руси) и живописного мастерства. Однако накануне их встречи в монастыре происходит таинственная гибель библиотекаря Захарии. Боярин Андрей, в прошлом главный суздальский мечник, по зову сердца взялся за раскрытие убийства. Ему помогает случайный попутчик Василий, русский инок-школяр.
       В попытке напасть на след убийцы, они срывают завесы с внешне благопристойной жизни обители. Оказывается, монахи разобщены на враждующие группировки - следствие раздоров в Галицком княжестве. Большинство иноков поддерживает вожака "Суздальской партии" духовника Парфения, который обладает влиянием на самого князя, так как являлся исповедником его матери, сестры Юрия Долгорукого.
      Кроме клановых распрей в монастыре происходят и другие неприглядные события. По ночам в подземной крипте вершат радения еретики-богомилы. Черноризцев-простецов искушают несуразные слухи о зарытых сокровищах князя Осмомысла. В среде просвещенных иноков идут разговоры о загадочных событиях, связанных с кончиной старого князя и его сына-бастарда, а так же с гибелью в "венгерскую годину" отца-игумена и его соратников.
      В этой круговерти боярину Андрею нелегко выстроить линию следствия, но ему удается проникнуть в "потаенную" жизнь киновии. Боярин и инок Василий разоблачают богомилов, что ведет к смещению настоятеля Кирилла, занятого более кодификацией церковных законов, нежели пасторским долгом. Для отрешения игумена вызван Галицкий епископ Мануил (владыка ставленник Византии). Вопреки его противодействию, настоятелем монастыря избран духовник Парфений, что мало облегчает поиски боярина Андрея.
      Наоборот множится чреда смертей в обители. Погибает богомаз Афанасий, он помог следствию, дав сведения о реальном кладе. Лишен жизни вельможный галицкий боярин Горислав. Его убил главарь богомилов ключарь Ефрем, бежавший из-под стражи. Как выяснилось, убийство носило заказной, политический характер. Задушен в постели эпилептик Антипий - талантливый рубрикатор, помощник библиотекаря Захарии в секретных делах.
      В ходе розыска боярин Андрей и инок Василий вступают в тесные деловые отношения с видными монахами: старцем Аполлинарием с Афона, травщиком Савелием, философом Зосимой. Но эти неординарные люди невольно вызывают у следователей подозрение в причастности к происходящим убийствам.
      На свой страх и риск, исследуя монастырские подземелья, Василий обнаруживает скрывающегося волхва. Однако язычник, вопреки существующим предубеждениям, оказывает помощь иноку в поисках важной реликвии, сам же старик во имя личной свободы намеренно погибает.
      Беседуя с монахами, производя обыски еретиков, обследуя монастырскую библиотеку, боярину Андрею и иноку Василию удалось напасть на след загадочных рукописей - писаний первых христиан. Им открывается тайна "Приората Сиона", хранящего свои реликвии в славянской глубинке, по договоренности с "Афоном" - идейным центром православия. Эти важные раритеты могут существенно поколебать основы христианской веры. Являются ли древние свитки причиной кровопролития в обители, или подоплека преступлений совершенно в ином, - боярину Андрею и его помощнику иноку Василию предстоит во многом разобраться?
      Их поискам начинает противодействовать новый игумен, озабоченный престижем обители. Да и князь Владимир ведет себя странно, многое в собственных планах и поступках утаивает от боярина, ставя того перед свершившимся фактом. Боярин Андрей приходит к горькому выводу, что его искренняя деятельность используется в чьих-то коварных интересах. Но ему приходится сдерживать порывы негодования, во имя выполнения миссии, возложенной императором-крестоносцем.
      Боярин Андрей, оценив смекалку инока Василию, посвящает того в заветные планы Великого князя Всеволода, нового собирателя Руси. Молодому монаху открываются хитросплетения в политической и духовной схватке русских княжеств и двух империй: греческой и германской.
      На жизни Андрея и Василия покушаются косные силы, не желающие объединения Руси под эгидой Всеволода III. В своих коварных целях враги используют исмаилитов-ассасинов, средневековых убийц-террористов. Даже Галицкий князь, всем обязанный императору и Великому князю, будучи беспринципным политиком, отдает их посланника на заклание врагам.
      Но опытный боярин с честью преодолевает испытания и называет вещи своими именами. Наконец, и прозревший игумен Парфений говорит свое веское слово, хранитель же тайн "Приората" старец Аполлинарий, втянувший обитель в смуту, отходит в иной мир.
      Боярин Андрей и инок Василий покидают обличенный в суетности монастырь, их сопровождают рыцари-тамплиеры (к тому времени орден порвал отношения с "Приоратом Сиона"). Таким образом, еще одна загадка "Приората" успешно разрешена.
      Однако название романа ("Загадка Симфосия") следует понимать в ином ключе. Тексту предпослан эпиграф латинского поэта IV в. н.э. Симфосия - автора остроумных трехстиший-загадок. Одна из них, о рыбе и взята эпиграфом к роману: "Есть на земле обитель, немолчным полная шумом. Шумом полна обитель, но вечно молчит обитатель. В вечном движенье обитель и в ней, но ни с ней обитатель". Рыба, согласно катакомбной символике первых христиан - символ Христа. Образный фон обители - есть ничто иное, как земная церковь. Извечный вопрос: "В согласии ли церковь и Христос?" - главный в романе.
      Непосредственное же восприятия загадки-эпиграфа являет другое соображение, оно в отчужденности молчащего обитателя и суетной обители. Пожалуй, если покопаться в глубинном смысле выбранного трехстишья, то можно найти иные, быть может, более интересные аллюзии и параллели.
      А впрочем, название романа, как правило, мало поддается логическому объяснению, "наречение" происходит помимо воли автора, ибо уже витало в воздухе, вместе с душой еще не написанной книги.
  
  
  
 
Рейтинг: +1 468 просмотров
Комментарии (2)
Дмитрий Криушов # 5 июня 2015 в 22:41 0
Хм.... Повествование обещает быть интересным. "Имя розы" и прочее там, но на русский лад напоминает, конечно, однако же позвольте Вас спросить: это - какой жанр? Нет, я приму почти любой, поскольку сам порой грешен. Просто хочется узнать: "гумус" - откуда?
С наилучшими пожеланиями - Д.К.
Валерий Рябых # 6 июня 2015 в 13:14 +1
Начал писать "Симфосия" в 2003 г.- полная первая редакция 2006 г. Толчком было следующее... В "Слове о полку Игореве" нашел строку, что кн. галицкий Ярослав Осмомысл в числе прочих воевал и с "Салтаном". Ряд комментаторов указывал, что подразумевалось его участие в одном из Крестовых походов. Вот и завертелось...
Влияние У. Эко - несомненное. Ну, и потом М. Бейджент и Р. Ли «Святая кровь и святой Грааль» (а их "плагиатор" Ден Браун со своим "Кодом да Винчи" был мною прочитан в январе 2005 г.). Как-то сам попал на "актуальную" тогдашнюю тематику, переплелось многое... А теперь вот кровоточит Украина..., а у меня про сепаратизм галичан - западников. Последняя беглая редакция 2012 г., когда решил выложить свои опусы в инете...