ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Путешествие во времени ч. 2 гл.13. На острове Врангеля

Путешествие во времени ч. 2 гл.13. На острове Врангеля


 

Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.

           Альберт Энштейн

 

Побывав с братом в разных местах Подмосковья, я не был разочарован. Да, много лесов, красивых и исторически важных мест, но… 

Но природа Хабаровского края не находит сравнения ни с одним другим регионом России по разнообразию и уникальности флоры и фауны. Связано это с тем, север края находится в непосредственной близости от полярного круга, а южная граница края соседствует с Приморьем - родиной многих реликтовых видов южной флоры и фауны.

Большую часть территории Хабаровского края занимают горные хребты, многие из которых имеют в высоту более двух километров.

По краю протекает множество быстрых и чистых рек, среди которых особо выделяется величавый и широкий Амур. Пойма Амура простирается к морю через довольно обширную низину, занятую пойменными лугами и большими болотами, которые соприкасаются со смешанными широколиственными и хвойными лесами.

Больше половины территории края занимает светлохвойная тайга, среди которой преобладает даурская лиственница. Тайга Хабаровского края начинается с северных горных склонов края и заканчивается на Баджальском хребте, практически рядом с Комсомольском - на - Амуре.

На этих таежных просторах, на возвышенностях, произрастает кедровый стланик, а на плоскогорьях и низинах вдоль речных берегов встречаются мари - своеобразные заболоченные редколесья.

Светлохвойная тайга и редколесье - места обычного обитания  многих животных Хабаровского края. Сколько раз я сам видел, мотаясь по командировкам вдоль границ в тайге прекрасных представителей нашей дальневосточной фауны - северного оленя.

А сколько ещё в нашей тайге прекрасных творений природы.  Лось, бурый медведь, белка, росомаха, соболь, рысь, кабарга, снежный баран. В низинах - косуля, а ближе к берегу моря - колонок.

В неисчислимых озерах, их в крае более пятидесяти пяти тысяч, водится ондатра, летом болотная птица - утки-чирки. Постоянно обитают в крае каменный глухарь, рябчик и белая куропатка.

На юге края, от нижнего течения Амура до Японского моря, по берегам левых и правых притоков великой реки простирается уже елово-пихтовая тайга; а в бассейне реки Урмми и на склонах Сихотэ-Алиня - хвойно-широколиственная тайга.

Эти места по разнообразию флоры и фауны мало чем уступают природе Приморья. Здесь также произрастают бархат, аралия, жень-шень, цельнолистная пихта, лимонник, виноград, актинидия, лотос. Из животных здесь обитают: кабан, гималайский медведь, дикий лесной кот, куница харза и амурский тигр.

Из птиц гнездятся: голубая сорока, райская мухоловка, дикуша, фазан и утка-мандаринка.

Летом в этих местах можно встретить самую большую дневную бабочку России - хвостоносца Маака, реже встречается ночная бабочка-красавица - павлиноглазка Диана, а если повезет, то можно увидеть и гигантского, с длиной тела в двенадцать сантиметров реликтового усача-калипогона.

 

Амур не имеет себе равных среди рек России по богатству и видовому разнообразию пресноводных рыб.

Я, как и был мой папа, рыбак, хотя, не такой заядлый как Анатолий. Ведь у нас на Амуре и его притоках такое разнообразие, что всех не перечесть. Это: кита, горбуша, нерка, кижуч, сима, камчатская семга, мальма, кунджа, таймень, ленок, сиг, хариус, корюшка. Водится лапша-рыба, щука, чебак или язь, краснопёрка, амур, сазан, лещ, толстолоб,  сом, карась, касатка. А ведь ещё есть калуга - самая крупная пресноводная рыба в мире, достигающая веса более тонны.

 Только здесь водится особо «жирная» щука и, занесенный в Красную Книгу, китайский окунь.

В летний период близко к берегам Охотского моря подходят дельфины-белухи и небольшие киты - малые полосатики. А с Шантарских островов можно увидеть фонтаны гигантов моря - ста пятидесяти тонных гладких китов.

А вот сами Шантарские острова отличаются очень суровым климатом - лишь на два - три месяца в году побережье очищается ото льда. Совсем как на Чукотке, которая мне снится до сих пор. И это несмотря на то, что Шантары находятся на одной широте с Москвой!

Шантары - излюбленное место гнездования морских и «континентальных» птиц. Здесь устраивают птичьи базары бакланы, чайки, топорики, очковые чистики и ипатки.

На вершинах кекуров (столбовидные или конусообразные скалы естественного происхождения) гнездятся величественные тихоокеанские орланы. В глубине островов обитают синицы, дятлы, поползни, рябчики, коршуны и даже кедровки.

Острова покрыты значительными участками светлохвойной и темнохвойной тайги, где можно встретить соболя, горностая, белку-летягу и бурого медведя.

Красоту Шантарских островов подчеркивают многочисленные водопады, которых здесь более ста! Самый большой из водопадов низвергается со стометровой высоты и, как это ни странно, до сих пор не имеет названия!

К такой красоте невозможно привыкнут, ей, вольно или невольно, постоянно любуешься.

 

Всё время в период лечения, я внушал себе, что скоро буду здоров. Слова я повторял несколько раз в день и через месяц, сам поверил в это. Действительно, стал чувствовать себя намного лучше.

Для закрепления здоровья, вместе с Анатолием вечерами ездил на велосипеде по Амурскому бульвару, от дома, до Амура, там по набережной и обратно.

Кроме того, дома соорудил себе турник и подтягивался, занимался гантелями, это всё помогло восстановить силы.

 

Вот только Надюша, переживала за меня очень. У неё в почках стали образовываться камни, она ночами не могла спать и стонала от боли, необходимо было делать операции.

После некоторого облегчения болей у жены, меня отправили в командировку.

Моей первой командировкой в качестве заместителя начальника отдела была поездка на остров Врангеля - российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он был назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля девятнадцатого века Фердинанда Петровича Врангеля.

 

Со мной вместе летел лейтенант, только начавший службу. Я очень удивился, как он оделся перед полётом на Север, в форменной рубашке с коротким рукавом.

Я спросил его:

- Там хоть и лето, то будет холодно.

 

В ответ он громко рассмеялся:

- Я там родился, там в это время очень хорошо!

- А комары?

- Они меня не тронут!

 

Остров находится на границе Западного и Восточного полушарий и разделяется сто восьмидесятым меридианом на две почти равные части. Отделён от материка (северное побережье Чукотки) проливом Лонга, шириной в самой узкой части около 140 км. Административно относится к Иультинскому району Чукотского автономного округа.

О существовании этого острова русским первопроходцам было известно ещё с середины семнадцатого века по рассказам коренного населения Чукотки и аляскинских эскимосов. Впервые остров на карту нанёс русский первопроходец Иван Львов в 1707 году. Михаил Ломоносов назвал остров «Сомнительный», нанеся его на полярную карту.

В 1764 году остров с расстояния двадцати вёрст наблюдал «геодезии сержант» Степан Андреев, обследовавший побережье к востоку от Шелагского мыса.

Более точно расположение острова определили позднейшие русские походы: сначала, по расспросным данным, экспедиция Гавриила Сарычева, затем Врангеля, позже - российская экспедиция 1911 года.

В 1953 году органы административной власти принимают резолюцию об охране лежбищ моржей на острове Врангеля, а в 1960 году по решению Магаданского облисполкома был создан долговременный заказник, преобразованный в 1968 году в заказник республиканского значения.

В 1975 на остров были доставлены овцебыки с острова Нунивак, и исполком Магаданской области отвёл земли островов под будущий заповедник. В 1976 для изучения и охраны природных комплексов арктических островов был основан заповедник «Остров Врангеля», включивший в себя также и небольшой соседний остров Геральд. В связи с заповедником вокруг островов была установлена охранная зона заповедника шириной пять морских миль. Общая площадь заповедника составила 795,6 тыс. га.

В 1978 основан Научный отдел заповедника, сотрудники которого приступили к планомерному изучению растительного и животного мира островов.

 

Опять Иультинский район, думал я, летя в самолёте, и вдруг передо мной возник образ северной волшебницы, я даже тряхнул головой.

Первое, на что я обратил внимание, приземлившись на аэродроме, было большое количество пустых бочек. Воинские части требовали снабжения. Бочки были везде, виднелась и бесхозная техника - трактора, вездеходы, автомобили...

До девяностых годов на островах Северного ледовитого океана создавали «щит», призванный спасти страну в случае воздушной агрессии.

В том, что США будут наносить ядерный удар именно через полярную область, тогда не сомневались.

 

Я читал статью Чилингарова, который писал, что там была огромная инфраструктура, которая щедро снабжалась, в том числе топливом и другими горюче-смазочными материалами. Топливо завозили в бочках, так было проще всего.

Да, подумал я, наступает острая необходимость защиты экологии Севера.

На острове отсутствует постоянное население. Временное население составляют метеорологи, сотрудники заповедника и военные. С 1976 года работают сотрудники государственного природного заповедника «Остров Врангеля».

 

Меня покорила природа острова. Площадь острова составляет около 7670 квадратных километра, из которых около 4700 квадратных километра занимают горы. Берега низменные, расчленённые лагунами, отделёнными песчаными косами от моря. В центральной части острова местность гористая. Присутствуют небольшие ледники и некрупные озёра, арктическая тундра.

Рельеф острова сильно расчленён. Занимающие большую часть острова горы образуют три параллельные цепи - Северный хребет, Средний хребет и Южный хребет - заканчивающиеся на западе и востоке прибрежными скалистыми обрывами.

Между хребтами располагаются долины с многочисленными реками. Всего на острове более ста сорока рек и ручьев протяжённостью более одного километра и пять рек протяжённостью более пятидесяти.

Из девятисот озёр, большая часть которых находится на севере острова, шесть озёр имеют площадь, превышающую один квадратный километр. В среднем глубина озёр не более двух метров. Крупнейшие из них это: Кмо, Комсомол, Гагачье, Заповедное.

Подводный береговой склон острова Врангеля имеет вид эллипса, в котором сам остров смещён к западу.

Климат здесь арктический суровый. Большую часть года над районом перемещаются массы холодного арктического воздуха с низким содержанием влаги и пыли.

Летом с юго-востока доходит более тёплый и влажный воздух с Тихого океана. Периодически приходят сухие и сильно нагретые воздушные массы из Сибири.

Полярный день длится со второй декады мая по двадцатые числа июля, полярная ночь - со второй декады ноября по конец января.

Зимы продолжительны, характеризуются устойчивой морозной погодой, сильными северными ветрами. Средняя температура января - минус двадцать два градуса, особенно холодные месяцы - февраль и март. В этот период температура на протяжении недель держится ниже минус тридцати градусов, частые метели при скорости ветра до сорока метра в секунду и выше.

Совсем как в тех местах, где служил в срочную.

Лето холодное, случаются заморозки и снегопады, средняя температура июля колеблется, от плюс двух - до плюс трёх градусов. В центре острова, отгороженном от моря горами, в связи с лучшим прогреванием воздуха и фёнами, лето теплее и суше.

Работы у нас на острове было много, вот только большая часть этой работы пошла прахом через десять лет…

Но в то время, мы старались исполнять свои обязанности как можно лучше, не считаясь со временем. Выпадали редкие минуты отдыха, когда можно было помыться в бане, поужинать и почитать книгу.

 

За чтением книги меня застал начальник воинской части, он посмотрел на сборник стихов Володи, который я держал в руках, попросил посмотреть, прочёл несколько, а стихотворение «156 и рабочий полк», прочитал вслух:

 

Те девять дней, запомнил мой отец,

От его взвода оставалось только трое.

Ноябрь, девятое, осаде был конец,

Награждены медалями герои.

 

Рабочий полк и полк НКВД,

Они на этом рубеже стояли.

Фашисты в город Тулу не вошли,

Солдаты гибли, но врага сдержали.

 

Как он далёк, тот, сорок первый год,

С женой читаем эту мы табличку.

Защитников России помнит наш народ,

На фотографиях не всех остались лица.

 

Мы в старом парке, где окопы заросли,

С любимой медленно и молча шли.

 

- Молодец твой друг, не забывает отца, и делает всё, чтобы не забывали и другие. Я тоже часто вспоминаю своего отца, он после войны служил на этом острове. Вот и я сам напросился сюда.

Последнее время СМИ много пишут о необходимости укреплять законность на всей территории страны, в Прибалтике, На Кавказе и Западной Украине, где проживает много бывших бандеровцев. Получается, что в восьмидесятых годах двадцатого века допускается много нарушений закона в отдельных регионах СССР. А ведь о законности писали ещё в 1937 году!

Мне из Ленинграда брат прислал интересную работу писателя-историка Е.Прудниковой о том, почему 1937 год был торжеством законности, а не беззакония. Хочешь почитать, капитан?

 

Я согласился, подполковник оставил мне материал, из которого я сделал выписки: «Мы привыкли думать, что 1937 год - это торжество беззакония, но так ли это было на самом деле?

Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем обратиться к фактам в изложении писателя-историка Елены Прудниковой:

«Сразу после февральской революции, - утверждает она, - Временное правительство сделало несколько шагов: оно упразднило полицию, провело тюремную амнистию, наводнив города огромным количеством выпущенных из тюрем опаснейших уголовников.

Это было всего за полгода до Октябрьского переворота в России. Уголовников развелось столько, сколько разводится бактерий в бульоне, который неделю простоял на плите в тепле. И вот вся эта прелесть рухнула на головы большевиков.

При этом большевики, - уточнила Прудникова, - жили в мире теорий. Мир теорий в то время был несколько иным. Это сейчас все теории проверены на практике, а тогда «гуляли» идеи совершенно безумные.

Одна из безумнейших идей, заливших страну кровью, была идея права нации на самоопределение, которую неизвестно зачем взяли на вооружение большевики.

Ещё одна идея, это так называемая идея революционного правосознания. Она происходила из психологической школы права, которая возводила право не к закону, а к коллективной психологии...

 

В общем, ещё месяца не прошло со дня революции, как старые законы перестали действовать, старые суды практически все были распущены; судебное следствие, прокурорский надзор и даже защита были отменены. Суд мог допускать защиту, мог не допускать защиту.

Новые суды, были трехуровневыми: народные суды, окружные суды, революционные трибуналы.

Решали они дела в основном, руководствуясь не законами, которых не было, а революционным правосознанием. А с учетом того, что более шестидесяти процентов судей имели только начальное образование, представить, что там творилось не трудно...

И судили они, руководствуясь собственным пониманием того, что является преступлением, что является наказанием, что для революции полезно, а что не полезно.

 Одним из роковых следствий такого подхода, как ни странно, стал именно Голодомор, потому что до 1932 года имущественные преступления карались максимум пятью годами заключения.

То есть фактически с воровством у нас не боролись вообще. И поэтому, когда в 1932 году урожай был разворован, следствием чего и стал голод, то драконовские меры - «Закон о двух колосках» были введены слишком поздно. Их надо было применять на пять лет раньше, ещё в 1927 году.

Таким образом, у нас было два подхода к законности, один из них был классический - по старому римскому праву: «Пусть закон плох, но это закон». Его лидером был страшно нелюбимый всеми Вышинский.

Был и второй подход - подход революционного правосознания, т.е. классовый.

 

Вся история советского права - это история борьбы за прокурорский надзор.

В 1933 году, Вышинский в очередной раз выпускает очередную бумагу, о том, что арестовывать надо с разрешения прокурора и только теми, кто имеет право арестовывать.

Вот председатель колхоза не имеет права арестовывать, участковый милиционер без санкции тоже.

В 1935 году случилась история, тогда Вышинский вышел на Политбюро с историей о том, как в Казахстане в одном колхозе поймали двух людей, укравших колхозную корову.

Сначала их отправили в МТС, потом начальник политотдела МТС вернул их в колхоз, приехал сам и склонил колхозников к самосуду. В итоге этих воров убили.

Естественно, дело дошло до суда, все  получили, сколько положено, кроме начальника политотдела.

Вышинский спросил у Политбюро: «Что делать с начальником политотдела МТС, если он инструкции о самосудах получил из райкома, а райком получил их из ЦК республики?»

Политбюро ответило, что надо ему объяснить, что это было неправильно, а ЦК объяснить, что таких инструкций выпускать нельзя, потому что мы живем в правовом государстве.

И это в  1935 год.

То есть, не надо думать, что 1937 - это торжество беззакония. 1937 - это торжество законности! Иначе бы там такое было, что страшно даже об этом подумать».

 

Работу Прудниковой позже мы обсудили с подполковником.

Он тогда мне сказал, что мы ещё плохо знаем истинную историю своего государства, ведь её столько раз пытались переписать. И ещё наверняка на Западе будут переписывать неоднократно.

А ведь ещё Ломоносов опровергал норманнскую теорию об истории государства Российского. Государственная власть выбрала норманизм не из-за его научной убедительности. В середине восемнадцатого века произошёл спор, до настоящего времени определяющий пути русской исторической науки. Это спор о роли призвания варяжских князей.

 

Приглашённый ещё Петром Первым немецкий академик Готлиб Байер не позднее 1736 года написал трактат «О варягах». Байер не знал ни слова по-русски и основывался только на немецком переводе «Повести временных лет» по одному из списков. Но из него он вывел, что Русское государство было создано скандинавами.

Впоследствии эта догма была положена в основание норманнской теории.

В начале девятнадцатого века Карамзин подхватил норманнскую теорию, развитую Августом Шлёцером. При поддержке Александра Первого она сделалась официальной.

 

Было забыто, что ещё в шестнадцатом веке немецкий посол в Москве Герберштейн писал о варягах, что они были славянами - выходцами из области Вагрии на севере нынешней Германии.

Михаил Ломоносов в 1749 году выступал с резкой критикой на сочинение своего коллеги-академика Герхарда Миллера, который доказывал тождество варягов с норманнами и что имя Русь скандинавского происхождения.

В докладе, представленном Академии, а позднее в первом томе задуманной им «Древней российской истории», Ломоносов развил свою концепцию происхождения Руси.

Ломоносов отталкивался от версии, изложенной ещё в Никоновской летописи при Иване Грозном - что Рюрик с братьями были призваны из Пруссии. Ломоносов считал, что русы это искажённое пруссы, и что они были славянами.

Таким образом, он основывался тоже лишь на одном летописном сказании, причём позднего времени, на созвучии названий и на общем заблуждении того времени, что пруссы (литовцы) это славянский народ.

Возражая Миллеру, Ломоносов утверждал, что если Киева и Новгорода не было во времена первых апостолов, значит, придётся признать неверным сказание о миссии Андрея Первозванного.

Это, по мнению учёного, недопустимо по государственным соображениям, так как послужит соблазну православных. Так же недопустимо считать, что имя Русь было дано стране чужеземным народом. Сочинение Миллера, заключал Ломоносов, «не может служить к чести российской академии и побуждать российский народ, на любовь к наукам».

 

Как отметил Ключевский, доводы Ломоносова «не столько убедительны, сколько жестоки».

В тот период аргументы и Ломоносова, и норманистов были одинаково шатки и зыбки. При желании, из гипотезы Ломоносова можно было бы создать такую же официальную концепцию, какой стала норманнская теория, и в русских гимназиях девятнадцатого века учили бы, что первые русские князья были славянами с южного берега Балтики. Но тогдашняя государственная власть предпочла оказать поддержку норманнской теории.

Было то делом случая или сознательным выбором, обусловленным засильем немцев в государственном аппарате Российской империи?

Не исключено, что, проживи Ломоносов подольше, он смог бы ещё многое написать по русской истории. Но единственный том, который он успел закончить, вышел только после его смерти, в 1766 году и остался незамеченным современниками.

 

Интересно было беседовать с высокообразованным и начитанным военным, который окончил Военную академию Советской армии. Он родился в далёком сороковом году, в семье командира Красной Армии. В своём рассказе был так убедителен, что я не выдержал и затронул другую щекотливую тему и религии.

Подполковник словно ожидал такой вопрос и начал с того, что его крестила бабушка, мама отца. Но ни она, ни отец с матерью, никогда больше не ходили в церковь, а в доме была только одна икона, оставшаяся от прабабушки - Николая - Чудотворца.

Отец подполковника хранил икону по просьбе бабушки, которая говорила, что Святой считается одним из главных помощников верующих, и обращаться к нему могут разные люди со своими проблемами.

Икона Николая Угодника помогает людям, которые имеют проблемы на работе или не могут найти для себя подходящее место. Молитвенные обращения привлекают удачу в жизнь, с помощью которой можно справиться с разными жизненными проблемами и достичь новых высот.

    Считают его покровителем воинов, о чём свидетельствуют амулеты-кресты с изображением Чудотворца, которые носили мужчины, идущие в бой.

Просить можно помощи в личной жизни. Родители возносят ему молитвы о благополучном браке для своих детей. Люди, находящиеся в семье, просят у святого сохранить счастье и наладить отношения. Есть молитвы, которые способствуют как телесному, так и душевному исцелению.

Николай Угодник (Чудотворец) - покровитель моряков и путешественников.

 

Подполковник мне подробно разъяснил, почему Маркс и Ленин называли религию «опиумом народа».

В марксистской традиции принято считать религию опиумом народа. Но не всегда это объясняется должным образом. Просто используется «крылатая» фраза чаще всего не по назначению.

Так пытаются представить, что это какое-то упрощенное представление о сущности религии со стороны Ленина и Маркса.

На самом деле, религию сравнивали с опиумом задолго до Маркса и Ленина. В частности, нередко к такому сравнению прибегал Жан Жак Руссо и другие философы-утописты. Они верили в то, что у религии имеется в отдельных случаях те же функции, что и у опиума.

И это нужно для того, чтобы закрыть глаза на те несправедливости, которые происходят в обществе, то есть на реальные проблемы, с которыми сталкивается абсолютное большинство граждан.

 

Высказывание Маркса стало крылатым именно потому, что он четко это обозначил, в других случаях, где проводились параллели, не было такого простого и ёмкого выражения - «религия опиум народа».

Маркс под опиумом понимал именно протест против убожества современной жизни, когда человеку приходится работать по двенадцать часов, жить впроголодь с постоянным страхом, что его в любой момент могут уволить с работы или выселить из дома.

Это было вполне актуально для девятнадцатого века и актуально отчасти и для наших дней. Так как в годы Маркса у малого числа людей было образование, то нередко свой протест против общественной системы они выражали при помощи религии, ожидая лучшей жизни после смерти и кары для своих угнетателей.

 Проблема такого подхода, считал Маркс, заключается в том, что люди не боролись за свои реальные интересы, а надеялись на жизнь после смерти.

 

Подполковник подчеркнул, что аналогичная позиция была у Владимира Ильича Ленина.

Ленин повторил за Марксом эту мысль, но несколько её изменил для российских условий. Он назвал религию не опиумом, а духовной сивухой, то есть некой заменой некачественному алкоголю, который был в ходу у крестьянской массы российской империи, на тот момент большинства.

Позиция вождя октябрьской революции сводилась к тому, что религия являлась оружием эксплуататорских классов, цель которых - одурманивание рабочих и крестьян, чтоб они не боролись за свои права, а надеялись на лучшую жизнь после смерти, а также, конечно, терпели любые лишения.

Это же было актуально в годы крепостного права, например, когда религия называла крепостное право «божественным установлением», которое якобы извечно и которое невозможно изменить.

 

А такое отношение к религии может измениться в будущем? Хотя на западе в капиталистических странах заметно уменьшается количество верующих.

 

Погода на острове в период нашего там пребывания была тёплая. Лейтенант так и ходил на улице в рубашке с коротким рукавом.

В то время на острове Врангеля располагалась военная база, включающая РЛС и станцию ПВО. В этих воинских частях, мы решали вопросы улучшения условий проживания военнослужащих.

До конца командировки оставалась три дня, когда командир части показал телетайп грамму (электромеханическая печатная машина, используемая для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу - обычно по паре проводов) полученную, на моё имя: «Срочно вылетай, организована группа в командировку  в  Кабул, ты едешь старшим».

В этот же день я вылетел в Анадырь и на аэродроме столкнулся с армейским другом Николаем. Я так обрадовался ему, мы обнялись и тут за его спиной, я увидел её…

Я так сильно сжал руки, что Коля ойкнул и, отстранившись, с удивлением посмотрел на меня.

Надежда не подала вида, что знакома со мной, а я будто остолбенел, Коля думал я замер от его вида. Он словно стал выше, налился мужской силой, от него так и веяло здоровьем и счастьем.

 

- Это твой однополчанин, с которым ты служил у нас? - Спросила она и, не подавая своей руки, чуть склонив голову,  представилась - Надежда!

 Она собралась уйти и, не прощаясь со мной,  сказала:

- Объявили посадку на наш рейс, я пойду к стойке регистрации, жду тебя там.

 

За несколько минут Николай успел рассказать, что он познакомился с Надей по время службы, ещё до моего прибытия из школы сержантов на точку. Он сразу признался ей в любви и хотел жениться. Она ответила, что знает его слишком мало и не уверена, что он её любит, хотела проверить временем.

Но позже, они сблизились, она стала его первой женщиной, а он у неё первым мужчиной. Они встречались постоянно, но потом она как-то охладела и говорила, что ты уедешь в столицу, а там решишь своё будущее.

Улыбаясь, он закончил свой рассказ:

- Она приходила провожать меня на аэродром, но не подошла, наверное, ей было больно.

 

Я всё молчал и слушал друга. Прощаясь с ним, я пригласил его с женой к себе в гости, когда они будут возвращаться с отпуска.

Голова так сильно заболела, всё вокруг пошло кругом, потом я спиной почувствовал её взгляд.

Боль быстро ушла, я сразу вспомнил свою жену и дочку, а разговор с другом о его семейной жизни, быстро ушёл в прошлое, будто бы я о нём знал давным-давно…

 

 

© Copyright: Владимир Винников, 2021

Регистрационный номер №0494591

от 22 мая 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0494591 выдан для произведения:


 

Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.

           Альберт Энштейн

 

Побывав с братом в разных местах Подмосковья, я не был разочарован. Да, много лесов, красивых и исторически важных мест, но… 

Но природа Хабаровского края не находит сравнения ни с одним другим регионом России по разнообразию и уникальности флоры и фауны. Связано это с тем, север края находится в непосредственной близости от полярного круга, а южная граница края соседствует с Приморьем - родиной многих реликтовых видов южной флоры и фауны.

Большую часть территории Хабаровского края занимают горные хребты, многие из которых имеют в высоту более двух километров.

По краю протекает множество быстрых и чистых рек, среди которых особо выделяется величавый и широкий Амур. Пойма Амура простирается к морю через довольно обширную низину, занятую пойменными лугами и большими болотами, которые соприкасаются со смешанными широколиственными и хвойными лесами.

Больше половины территории края занимает светлохвойная тайга, среди которой преобладает даурская лиственница. Тайга Хабаровского края начинается с северных горных склонов края и заканчивается на Баджальском хребте, практически рядом с Комсомольском - на - Амуре.

На этих таежных просторах, на возвышенностях, произрастает кедровый стланик, а на плоскогорьях и низинах вдоль речных берегов встречаются мари - своеобразные заболоченные редколесья.

Светлохвойная тайга и редколесье - места обычного обитания  многих животных Хабаровского края. Сколько раз я сам видел, мотаясь по командировкам вдоль границ в тайге прекрасных представителей нашей дальневосточной фауны - северного оленя.

А сколько ещё в нашей тайге прекрасных творений природы.  Лось, бурый медведь, белка, росомаха, соболь, рысь, кабарга, снежный баран. В низинах - косуля, а ближе к берегу моря - колонок.

В неисчислимых озерах, их в крае более пятидесяти пяти тысяч, водится ондатра, летом болотная птица - утки-чирки. Постоянно обитают в крае каменный глухарь, рябчик и белая куропатка.

На юге края, от нижнего течения Амура до Японского моря, по берегам левых и правых притоков великой реки простирается уже елово-пихтовая тайга; а в бассейне реки Урмми и на склонах Сихотэ-Алиня - хвойно-широколиственная тайга.

Эти места по разнообразию флоры и фауны мало чем уступают природе Приморья. Здесь также произрастают бархат, аралия, жень-шень, цельнолистная пихта, лимонник, виноград, актинидия, лотос. Из животных здесь обитают: кабан, гималайский медведь, дикий лесной кот, куница харза и амурский тигр.

Из птиц гнездятся: голубая сорока, райская мухоловка, дикуша, фазан и утка-мандаринка.

Летом в этих местах можно встретить самую большую дневную бабочку России - хвостоносца Маака, реже встречается ночная бабочка-красавица - павлиноглазка Диана, а если повезет, то можно увидеть и гигантского, с длиной тела в двенадцать сантиметров реликтового усача-калипогона.

 

Амур не имеет себе равных среди рек России по богатству и видовому разнообразию пресноводных рыб.

Я, как и был мой папа, рыбак, хотя, не такой заядлый как Анатолий. Ведь у нас на Амуре и его притоках такое разнообразие, что всех не перечесть. Это: кита, горбуша, нерка, кижуч, сима, камчатская семга, мальма, кунджа, таймень, ленок, сиг, хариус, корюшка. Водится лапша-рыба, щука, чебак или язь, краснопёрка, амур, сазан, лещ, толстолоб,  сом, карась, касатка. А ведь ещё есть калуга - самая крупная пресноводная рыба в мире, достигающая веса более тонны.

 Только здесь водится особо «жирная» щука и, занесенный в Красную Книгу, китайский окунь.

В летний период близко к берегам Охотского моря подходят дельфины-белухи и небольшие киты - малые полосатики. А с Шантарских островов можно увидеть фонтаны гигантов моря - ста пятидесяти тонных гладких китов.

А вот сами Шантарские острова отличаются очень суровым климатом - лишь на два - три месяца в году побережье очищается ото льда. Совсем как на Чукотке, которая мне снится до сих пор. И это несмотря на то, что Шантары находятся на одной широте с Москвой!

Шантары - излюбленное место гнездования морских и «континентальных» птиц. Здесь устраивают птичьи базары бакланы, чайки, топорики, очковые чистики и ипатки.

На вершинах кекуров (столбовидные или конусообразные скалы естественного происхождения) гнездятся величественные тихоокеанские орланы. В глубине островов обитают синицы, дятлы, поползни, рябчики, коршуны и даже кедровки.

Острова покрыты значительными участками светлохвойной и темнохвойной тайги, где можно встретить соболя, горностая, белку-летягу и бурого медведя.

Красоту Шантарских островов подчеркивают многочисленные водопады, которых здесь более ста! Самый большой из водопадов низвергается со стометровой высоты и, как это ни странно, до сих пор не имеет названия!

К такой красоте невозможно привыкнут, ей, вольно или невольно, постоянно любуешься.

 

Всё время в период лечения, я внушал себе, что скоро буду здоров. Слова я повторял несколько раз в день и через месяц, сам поверил в это. Действительно, стал чувствовать себя намного лучше.

Для закрепления здоровья, вместе с Анатолием вечерами ездил на велосипеде по Амурскому бульвару, от дома, до Амура, там по набережной и обратно.

Кроме того, дома соорудил себе турник и подтягивался, занимался гантелями, это всё помогло восстановить силы.

 

Вот только Надюша, переживала за меня очень. У неё в почках стали образовываться камни, она ночами не могла спать и стонала от боли, необходимо было делать операции.

После некоторого облегчения болей у жены, меня отправили в командировку.

Моей первой командировкой в качестве заместителя начальника отдела была поездка на остров Врангеля - российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он был назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля девятнадцатого века Фердинанда Петровича Врангеля.

 

Со мной вместе летел лейтенант, только начавший службу. Я очень удивился, как он оделся перед полётом на Север, в форменной рубашке с коротким рукавом.

Я спросил его:

- Там хоть и лето, то будет холодно.

 

В ответ он громко рассмеялся:

- Я там родился, там в это время очень хорошо!

- А комары?

- Они меня не тронут!

 

Остров находится на границе Западного и Восточного полушарий и разделяется сто восьмидесятым меридианом на две почти равные части. Отделён от материка (северное побережье Чукотки) проливом Лонга, шириной в самой узкой части около 140 км. Административно относится к Иультинскому району Чукотского автономного округа.

О существовании этого острова русским первопроходцам было известно ещё с середины семнадцатого века по рассказам коренного населения Чукотки и аляскинских эскимосов. Впервые остров на карту нанёс русский первопроходец Иван Львов в 1707 году. Михаил Ломоносов назвал остров «Сомнительный», нанеся его на полярную карту.

В 1764 году остров с расстояния двадцати вёрст наблюдал «геодезии сержант» Степан Андреев, обследовавший побережье к востоку от Шелагского мыса.

Более точно расположение острова определили позднейшие русские походы: сначала, по расспросным данным, экспедиция Гавриила Сарычева, затем Врангеля, позже - российская экспедиция 1911 года.

В 1953 году органы административной власти принимают резолюцию об охране лежбищ моржей на острове Врангеля, а в 1960 году по решению Магаданского облисполкома был создан долговременный заказник, преобразованный в 1968 году в заказник республиканского значения.

В 1975 на остров были доставлены овцебыки с острова Нунивак, и исполком Магаданской области отвёл земли островов под будущий заповедник. В 1976 для изучения и охраны природных комплексов арктических островов был основан заповедник «Остров Врангеля», включивший в себя также и небольшой соседний остров Геральд. В связи с заповедником вокруг островов была установлена охранная зона заповедника шириной пять морских миль. Общая площадь заповедника составила 795,6 тыс. га.

В 1978 основан Научный отдел заповедника, сотрудники которого приступили к планомерному изучению растительного и животного мира островов.

 

Опять Иультинский район, думал я, летя в самолёте, и вдруг передо мной возник образ северной волшебницы, я даже тряхнул головой.

Первое, на что я обратил внимание, приземлившись на аэродроме, было большое количество пустых бочек. Воинские части требовали снабжения. Бочки были везде, виднелась и бесхозная техника - трактора, вездеходы, автомобили...

До девяностых годов на островах Северного ледовитого океана создавали «щит», призванный спасти страну в случае воздушной агрессии.

В том, что США будут наносить ядерный удар именно через полярную область, тогда не сомневались.

 

Я читал статью Чилингарова, который писал, что там была огромная инфраструктура, которая щедро снабжалась, в том числе топливом и другими горюче-смазочными материалами. Топливо завозили в бочках, так было проще всего.

Да, подумал я, наступает острая необходимость защиты экологии Севера.

На острове отсутствует постоянное население. Временное население составляют метеорологи, сотрудники заповедника и военные. С 1976 года работают сотрудники государственного природного заповедника «Остров Врангеля».

 

Меня покорила природа острова. Площадь острова составляет около 7670 квадратных километра, из которых около 4700 квадратных километра занимают горы. Берега низменные, расчленённые лагунами, отделёнными песчаными косами от моря. В центральной части острова местность гористая. Присутствуют небольшие ледники и некрупные озёра, арктическая тундра.

Рельеф острова сильно расчленён. Занимающие большую часть острова горы образуют три параллельные цепи - Северный хребет, Средний хребет и Южный хребет - заканчивающиеся на западе и востоке прибрежными скалистыми обрывами.

Между хребтами располагаются долины с многочисленными реками. Всего на острове более ста сорока рек и ручьев протяжённостью более одного километра и пять рек протяжённостью более пятидесяти.

Из девятисот озёр, большая часть которых находится на севере острова, шесть озёр имеют площадь, превышающую один квадратный километр. В среднем глубина озёр не более двух метров. Крупнейшие из них это: Кмо, Комсомол, Гагачье, Заповедное.

Подводный береговой склон острова Врангеля имеет вид эллипса, в котором сам остров смещён к западу.

Климат здесь арктический суровый. Большую часть года над районом перемещаются массы холодного арктического воздуха с низким содержанием влаги и пыли.

Летом с юго-востока доходит более тёплый и влажный воздух с Тихого океана. Периодически приходят сухие и сильно нагретые воздушные массы из Сибири.

Полярный день длится со второй декады мая по двадцатые числа июля, полярная ночь - со второй декады ноября по конец января.

Зимы продолжительны, характеризуются устойчивой морозной погодой, сильными северными ветрами. Средняя температура января - минус двадцать два градуса, особенно холодные месяцы - февраль и март. В этот период температура на протяжении недель держится ниже минус тридцати градусов, частые метели при скорости ветра до сорока метра в секунду и выше.

Совсем как в тех местах, где служил в срочную.

Лето холодное, случаются заморозки и снегопады, средняя температура июля колеблется, от плюс двух - до плюс трёх градусов. В центре острова, отгороженном от моря горами, в связи с лучшим прогреванием воздуха и фёнами, лето теплее и суше.

Работы у нас на острове было много, вот только большая часть этой работы пошла прахом через десять лет…

Но в то время, мы старались исполнять свои обязанности как можно лучше, не считаясь со временем. Выпадали редкие минуты отдыха, когда можно было помыться в бане, поужинать и почитать книгу.

 

За чтением книги меня застал начальник воинской части, он посмотрел на сборник стихов Володи, который я держал в руках, попросил посмотреть, прочёл несколько, а стихотворение «156 и рабочий полк», прочитал вслух:

 

Те девять дней, запомнил мой отец,

От его взвода оставалось только трое.

Ноябрь, девятое, осаде был конец,

Награждены медалями герои.

 

Рабочий полк и полк НКВД,

Они на этом рубеже стояли.

Фашисты в город Тулу не вошли,

Солдаты гибли, но врага сдержали.

 

Как он далёк, тот, сорок первый год,

С женой читаем эту мы табличку.

Защитников России помнит наш народ,

На фотографиях не всех остались лица.

 

Мы в старом парке, где окопы заросли,

С любимой медленно и молча шли.

 

- Молодец твой друг, не забывает отца, и делает всё, чтобы не забывали и другие. Я тоже часто вспоминаю своего отца, он после войны служил на этом острове. Вот и я сам напросился сюда.

Последнее время СМИ много пишут о необходимости укреплять законность на всей территории страны, в Прибалтике, На Кавказе и Западной Украине, где проживает много бывших бандеровцев. Получается, что в восьмидесятых годах двадцатого века допускается много нарушений закона в отдельных регионах СССР. А ведь о законности писали ещё в 1937 году!

Мне из Ленинграда брат прислал интересную работу писателя-историка Е.Прудниковой о том, почему 1937 год был торжеством законности, а не беззакония. Хочешь почитать, капитан?

 

Я согласился, подполковник оставил мне материал, из которого я сделал выписки: «Мы привыкли думать, что 1937 год - это торжество беззакония, но так ли это было на самом деле?

Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем обратиться к фактам в изложении писателя-историка Елены Прудниковой:

«Сразу после февральской революции, - утверждает она, - Временное правительство сделало несколько шагов: оно упразднило полицию, провело тюремную амнистию, наводнив города огромным количеством выпущенных из тюрем опаснейших уголовников.

Это было всего за полгода до Октябрьского переворота в России. Уголовников развелось столько, сколько разводится бактерий в бульоне, который неделю простоял на плите в тепле. И вот вся эта прелесть рухнула на головы большевиков.

При этом большевики, - уточнила Прудникова, - жили в мире теорий. Мир теорий в то время был несколько иным. Это сейчас все теории проверены на практике, а тогда «гуляли» идеи совершенно безумные.

Одна из безумнейших идей, заливших страну кровью, была идея права нации на самоопределение, которую неизвестно зачем взяли на вооружение большевики.

Ещё одна идея, это так называемая идея революционного правосознания. Она происходила из психологической школы права, которая возводила право не к закону, а к коллективной психологии...

 

В общем, ещё месяца не прошло со дня революции, как старые законы перестали действовать, старые суды практически все были распущены; судебное следствие, прокурорский надзор и даже защита были отменены. Суд мог допускать защиту, мог не допускать защиту.

Новые суды, были трехуровневыми: народные суды, окружные суды, революционные трибуналы.

Решали они дела в основном, руководствуясь не законами, которых не было, а революционным правосознанием. А с учетом того, что более шестидесяти процентов судей имели только начальное образование, представить, что там творилось не трудно...

И судили они, руководствуясь собственным пониманием того, что является преступлением, что является наказанием, что для революции полезно, а что не полезно.

 Одним из роковых следствий такого подхода, как ни странно, стал именно Голодомор, потому что до 1932 года имущественные преступления карались максимум пятью годами заключения.

То есть фактически с воровством у нас не боролись вообще. И поэтому, когда в 1932 году урожай был разворован, следствием чего и стал голод, то драконовские меры - «Закон о двух колосках» были введены слишком поздно. Их надо было применять на пять лет раньше, ещё в 1927 году.

Таким образом, у нас было два подхода к законности, один из них был классический - по старому римскому праву: «Пусть закон плох, но это закон». Его лидером был страшно нелюбимый всеми Вышинский.

Был и второй подход - подход революционного правосознания, т.е. классовый.

 

Вся история советского права - это история борьбы за прокурорский надзор.

В 1933 году, Вышинский в очередной раз выпускает очередную бумагу, о том, что арестовывать надо с разрешения прокурора и только теми, кто имеет право арестовывать.

Вот председатель колхоза не имеет права арестовывать, участковый милиционер без санкции тоже.

В 1935 году случилась история, тогда Вышинский вышел на Политбюро с историей о том, как в Казахстане в одном колхозе поймали двух людей, укравших колхозную корову.

Сначала их отправили в МТС, потом начальник политотдела МТС вернул их в колхоз, приехал сам и склонил колхозников к самосуду. В итоге этих воров убили.

Естественно, дело дошло до суда, все  получили, сколько положено, кроме начальника политотдела.

Вышинский спросил у Политбюро: «Что делать с начальником политотдела МТС, если он инструкции о самосудах получил из райкома, а райком получил их из ЦК республики?»

Политбюро ответило, что надо ему объяснить, что это было неправильно, а ЦК объяснить, что таких инструкций выпускать нельзя, потому что мы живем в правовом государстве.

И это в  1935 год.

То есть, не надо думать, что 1937 - это торжество беззакония. 1937 - это торжество законности! Иначе бы там такое было, что страшно даже об этом подумать».

 

Работу Прудниковой позже мы обсудили с подполковником.

Он тогда мне сказал, что мы ещё плохо знаем истинную историю своего государства, ведь её столько раз пытались переписать. И ещё наверняка на Западе будут переписывать неоднократно.

А ведь ещё Ломоносов опровергал норманнскую теорию об истории государства Российского. Государственная власть выбрала норманизм не из-за его научной убедительности. В середине восемнадцатого века произошёл спор, до настоящего времени определяющий пути русской исторической науки. Это спор о роли призвания варяжских князей.

 

Приглашённый ещё Петром Первым немецкий академик Готлиб Байер не позднее 1736 года написал трактат «О варягах». Байер не знал ни слова по-русски и основывался только на немецком переводе «Повести временных лет» по одному из списков. Но из него он вывел, что Русское государство было создано скандинавами.

Впоследствии эта догма была положена в основание норманнской теории.

В начале девятнадцатого века Карамзин подхватил норманнскую теорию, развитую Августом Шлёцером. При поддержке Александра Первого она сделалась официальной.

 

Было забыто, что ещё в шестнадцатом веке немецкий посол в Москве Герберштейн писал о варягах, что они были славянами - выходцами из области Вагрии на севере нынешней Германии.

Михаил Ломоносов в 1749 году выступал с резкой критикой на сочинение своего коллеги-академика Герхарда Миллера, который доказывал тождество варягов с норманнами и что имя Русь скандинавского происхождения.

В докладе, представленном Академии, а позднее в первом томе задуманной им «Древней российской истории», Ломоносов развил свою концепцию происхождения Руси.

Ломоносов отталкивался от версии, изложенной ещё в Никоновской летописи при Иване Грозном - что Рюрик с братьями были призваны из Пруссии. Ломоносов считал, что русы это искажённое пруссы, и что они были славянами.

Таким образом, он основывался тоже лишь на одном летописном сказании, причём позднего времени, на созвучии названий и на общем заблуждении того времени, что пруссы (литовцы) это славянский народ.

Возражая Миллеру, Ломоносов утверждал, что если Киева и Новгорода не было во времена первых апостолов, значит, придётся признать неверным сказание о миссии Андрея Первозванного.

Это, по мнению учёного, недопустимо по государственным соображениям, так как послужит соблазну православных. Так же недопустимо считать, что имя Русь было дано стране чужеземным народом. Сочинение Миллера, заключал Ломоносов, «не может служить к чести российской академии и побуждать российский народ, на любовь к наукам».

 

Как отметил Ключевский, доводы Ломоносова «не столько убедительны, сколько жестоки».

В тот период аргументы и Ломоносова, и норманистов были одинаково шатки и зыбки. При желании, из гипотезы Ломоносова можно было бы создать такую же официальную концепцию, какой стала норманнская теория, и в русских гимназиях девятнадцатого века учили бы, что первые русские князья были славянами с южного берега Балтики. Но тогдашняя государственная власть предпочла оказать поддержку норманнской теории.

Было то делом случая или сознательным выбором, обусловленным засильем немцев в государственном аппарате Российской империи?

Не исключено, что, проживи Ломоносов подольше, он смог бы ещё многое написать по русской истории. Но единственный том, который он успел закончить, вышел только после его смерти, в 1766 году и остался незамеченным современниками.

 

Интересно было беседовать с высокообразованным и начитанным военным, который окончил Военную академию Советской армии. Он родился в далёком сороковом году, в семье командира Красной Армии. В своём рассказе был так убедителен, что я не выдержал и затронул другую щекотливую тему и религии.

Подполковник словно ожидал такой вопрос и начал с того, что его крестила бабушка, мама отца. Но ни она, ни отец с матерью, никогда больше не ходили в церковь, а в доме была только одна икона, оставшаяся от прабабушки - Николая - Чудотворца.

Отец подполковника хранил икону по просьбе бабушки, которая говорила, что Святой считается одним из главных помощников верующих, и обращаться к нему могут разные люди со своими проблемами.

Икона Николая Угодника помогает людям, которые имеют проблемы на работе или не могут найти для себя подходящее место. Молитвенные обращения привлекают удачу в жизнь, с помощью которой можно справиться с разными жизненными проблемами и достичь новых высот.

    Считают его покровителем воинов, о чём свидетельствуют амулеты-кресты с изображением Чудотворца, которые носили мужчины, идущие в бой.

Просить можно помощи в личной жизни. Родители возносят ему молитвы о благополучном браке для своих детей. Люди, находящиеся в семье, просят у святого сохранить счастье и наладить отношения. Есть молитвы, которые способствуют как телесному, так и душевному исцелению.

Николай Угодник (Чудотворец) - покровитель моряков и путешественников.

 

Подполковник мне подробно разъяснил, почему Маркс и Ленин называли религию «опиумом народа».

В марксистской традиции принято считать религию опиумом народа. Но не всегда это объясняется должным образом. Просто используется «крылатая» фраза чаще всего не по назначению.

Так пытаются представить, что это какое-то упрощенное представление о сущности религии со стороны Ленина и Маркса.

На самом деле, религию сравнивали с опиумом задолго до Маркса и Ленина. В частности, нередко к такому сравнению прибегал Жан Жак Руссо и другие философы-утописты. Они верили в то, что у религии имеется в отдельных случаях те же функции, что и у опиума.

И это нужно для того, чтобы закрыть глаза на те несправедливости, которые происходят в обществе, то есть на реальные проблемы, с которыми сталкивается абсолютное большинство граждан.

 

Высказывание Маркса стало крылатым именно потому, что он четко это обозначил, в других случаях, где проводились параллели, не было такого простого и ёмкого выражения - «религия опиум народа».

Маркс под опиумом понимал именно протест против убожества современной жизни, когда человеку приходится работать по двенадцать часов, жить впроголодь с постоянным страхом, что его в любой момент могут уволить с работы или выселить из дома.

Это было вполне актуально для девятнадцатого века и актуально отчасти и для наших дней. Так как в годы Маркса у малого числа людей было образование, то нередко свой протест против общественной системы они выражали при помощи религии, ожидая лучшей жизни после смерти и кары для своих угнетателей.

 Проблема такого подхода, считал Маркс, заключается в том, что люди не боролись за свои реальные интересы, а надеялись на жизнь после смерти.

 

Подполковник подчеркнул, что аналогичная позиция была у Владимира Ильича Ленина.

Ленин повторил за Марксом эту мысль, но несколько её изменил для российских условий. Он назвал религию не опиумом, а духовной сивухой, то есть некой заменой некачественному алкоголю, который был в ходу у крестьянской массы российской империи, на тот момент большинства.

Позиция вождя октябрьской революции сводилась к тому, что религия являлась оружием эксплуататорских классов, цель которых - одурманивание рабочих и крестьян, чтоб они не боролись за свои права, а надеялись на лучшую жизнь после смерти, а также, конечно, терпели любые лишения.

Это же было актуально в годы крепостного права, например, когда религия называла крепостное право «божественным установлением», которое якобы извечно и которое невозможно изменить.

 

А такое отношение к религии может измениться в будущем? Хотя на западе в капиталистических странах заметно уменьшается количество верующих.

 

Погода на острове в период нашего там пребывания была тёплая. Лейтенант так и ходил на улице в рубашке с коротким рукавом.

В то время на острове Врангеля располагалась военная база, включающая РЛС и станцию ПВО. В этих воинских частях, мы решали вопросы улучшения условий проживания военнослужащих.

До конца командировки оставалась три дня, когда командир части показал телетайп грамму (электромеханическая печатная машина, используемая для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу - обычно по паре проводов) полученную, на моё имя: «Срочно вылетай, организована группа в командировку  в  Кабул, ты едешь старшим».

В этот же день я вылетел в Анадырь и на аэродроме столкнулся с армейским другом Николаем. Я так обрадовался ему, мы обнялись и тут за его спиной, я увидел её…

Я так сильно сжал руки, что Коля ойкнул и, отстранившись, с удивлением посмотрел на меня.

Надежда не подала вида, что знакома со мной, а я будто остолбенел, Коля думал я замер от его вида. Он словно стал выше, налился мужской силой, от него так и веяло здоровьем и счастьем.

 

- Это твой однополчанин, с которым ты служил у нас? - Спросила она и, не подавая своей руки, чуть склонив голову,  представилась - Надежда!

 Она собралась уйти и, не прощаясь со мной,  сказала:

- Объявили посадку на наш рейс, я пойду к стойке регистрации, жду тебя там.

 

За несколько минут Николай успел рассказать, что он познакомился с Надей по время службы, ещё до моего прибытия из школы сержантов на точку. Он сразу признался ей в любви и хотел жениться. Она ответила, что знает его слишком мало и не уверена, что он её любит, хотела проверить временем.

Но позже, они сблизились, она стала его первой женщиной, а он у неё первым мужчиной. Они встречались постоянно, но потом она как-то охладела и говорила, что ты уедешь в столицу, а там решишь своё будущее.

Улыбаясь, он закончил свой рассказ:

- Она приходила провожать меня на аэродром, но не подошла, наверное, ей было больно.

 

Я всё молчал и слушал друга. Прощаясь с ним, я пригласил его с женой к себе в гости, когда они будут возвращаться с отпуска.

Голова так сильно заболела, всё вокруг пошло кругом, потом я спиной почувствовал её взгляд.

Боль быстро ушла, я сразу вспомнил свою жену и дочку, а разговор с другом о его семейной жизни, быстро ушёл в прошлое, будто бы я о нём знал давным-давно…

 

 

 
Рейтинг: +1 224 просмотра
Комментарии (2)
Марта Шаула # 24 мая 2021 в 18:27 0
Дорогой Владимир! Очень внимательно и с большим интересом прочла очередную главу, хоть она оказалась очень длинной, состоящая из нескольких частей!
Очень много интересного о флоре и фауне Хабаровского края я узнала, и,читая,поражалась,
Как можно запомнить всех Земных и водоплавающих и летающих животных во многих разновидностях??? Это какой-то кладезь знаний!
Далее рассказали о Шантарских островах, затем перешли к политике СССР 1937 и далее годов!
Хорошо бы всё это разделить на разные главы, тогда и читателей было бы больше!
Это Вам мой искренний совет!!!
Я преклоняюсь пред Вашими познаниями и эрудицией! Дай Бог Вам долгих ещё лет жизни в здравии и счастьи!!!
spasibo-13
Владимир Винников # 26 мая 2021 в 06:21 0
Огромное спасибо, за теплые и такие для меня важные слова! cvety-v-korzine