Право на выбор часть 4 гл. 18. Не состоявшиеся встречи 4
С утра от дома к дому, словно перекличка,
летит пение петухов. Потом с каждого двора, потирая свои глаза, длинными
хворостинами бабы выгоняют коров.
Пастух напоминает хозяйкам:
-Не забудьте, сегодня пригоню раньше, к
пяти часам!
Его два подпаска на лошадях выгоняют коров
за село, на поле, что за небольшой сосновой рощей. Когда они гонят стадо мимо
длинного амбара, переоборудованного в тридцатых годах в сельский клуб, на стене
читают объявление:
-Сегодня фильм «Джульбарс», - начало в семь
часов.
Людей на улицах видно мало, разве что
ребятишки с женщинами занимаются прополкой на огородах. Но это только до обеда.
После обеда всё взрослое население и дети,
начинают приводить себя в порядок.
Угрюмого вида, Иван Чернов, механик с
пилорамы, только к утру проспавший под забором лесозавода, начал чистить дёгтем
сапоги.
Он их промазал со всех сторон, потом собрал
голенища в гармошку, потом их выпрямил, ещё раз промазал. Он попросил чистые
брюки, одел их, натянул на ноги сапоги, заправил в них брюки, прошёлся по избе,
заглянул в зеркало.
Увидев на своём лице трёхдневную щетину,
доставал опасную бритву, привезённую им с фронта.
Поправив острое лезвие о брючной, кожаный
ремень, долго соскребал со своего,
покрытого глубокими морщинами лица, грубые, словно медная проволока, волоски.
Закончив весьма трудное и ответственное
занятие, снял с вешалки чистую телогрейку, спустил голяшки сапог «гармошкой»,
достал новую, всего несколько раз одевал, кепку восьми клинку, выходил на улицу
покурить.
Он был трезвый, чистый и спокойный, как и
все мужики в деревне.
А вот уже пастух с подпасками пригнали
коров в село. Хозяйки загнав коров в сарай, выходят за мужьями во двор. На них
не новые, но очень опрятные плюшевые чёрные жакеты, по той, послевоенной моде.
А матерей уже ждут на крыльце дети.
От каждого двора начиналась процессия.
Впереди шагал мужик, попыхивая цигаркой.
Он, встречая соседей, степенно поворачивал голову в их сторону, приподнимая
козырёк фуражки, важно здоровался. Сзади него шла жена с детьми.
Между взрослыми, то обгоняя их, то
возвращаясь к своим семьям, сновали самые нетерпеливые мальчишки.
В клубе, на дальней глухой стене, была
натянута белая простыня, с другой стороны, в стене было прорезано два
квадратных небольших окошка, для аппарата, он был один в кинобудке
киномеханика.
На полу у самого экрана рассаживались
ребята, сначала маленькие, за ними кто повыше. Потом, на первых рядах лавок
старики и бабки.
Сзади них молодухи и парни. Они вставали на
колени, чтобы увидеть весь экран. А уже потом, кто сидя, а кто и стоя, бабы и
мужики.
Порядок в клубе был идеальный!
Семечки лузгать никто не смел, на пол не
плевали. И не дай бог кто из мужиков или парней пытался свернуть «козью ножку»,
ему сразу давали «укорот».
Так что никто никогда не курил в клубе.
Заняв своё место, все начинали оглядываться
назад, на заветные квадраты в стене. Вот раздается звон металлической коробки,
это механик начал заряжать плёнку в аппарат. И вот оно! Пошёл киножурнал:
«Новости дня».
Все хором стали кричать:
- Свет! Выключить свет!
Кто-то из мужиков потянулся к выключателю,
свет гаснет.
Смотрят таёжные жители о трудовых подвигах
комбайнёров и сталеваров, о пуске нового ситцевого комбината. Кто-то из баб не
выдерживает:
- Неужто и платья из него шить будем?
На бабу зашикали.
Перерыв.
Опять звенит коробка из-под кинопленки,
первая часть фильма. Мужики успевают переброситься несколькими фразами об
опасной и тяжёлой работе сталеваров.
Обсуждают, что в прошлый выходной, был
такой интересный фильм! Наши, спасают от фашистов табун лошадей. А вот
партизанский связник убегает от погони фашистов.
Вот гестаповец Фукс, пытается вернуть
убежавшего от него коня Буяна.
А вот старый подпольщик везёт сведения в
партизанский отряд, загнав до смерти своего Бунчака.
Что они увидят сегодня?
Да это пограничник с собакой в горах. Он
ловит шпионов, борется с басмачами.
Каждое действие пограничника, или его
овчарки, сопровождается одобрительными криками:
- Давай! Стреляй, не промахнись!
А если, кто не замечал опасности, громко
кричали:
- Да, смотри! Оглянись! Осторожно, там
пропасть!
А некоторые мужики, так те вообще готовы
были расправиться с врагами:
-Да я тебя топором! Да сейчас я тебя
кулаком достану!
Когда первая часть фильма кончалась, с
нетерпением ждали второй. Никто не свистел на киномеханика, не ругался. По
экрану побежали квадратики и треугольники.
Фильм продолжается.
После окончания киносеанса, из клуба
выходили в праздничном настроении.
Мужья шли рядом с жёнами, поглядывая на них
блестящими глазами.
Обсуждая наиболее запомнившиеся кадры,
мальчишки перекрикивая друг друга все повторяли:
- А он этого, а потом к-а-к даст!
Некоторые, подходили к открытым дверям
кинобудки и, не решаясь заглянуть туда, спрашивали:
-А когда привезешь «Небесный тихоход»?
-На той недели привезу. А в конце месяца,
мне обещали интересный фильм, про партизан, «Девочка ищет отца»!
И все население села с нетерпением ожидало очередного воскресенья.
С утра от дома к дому, словно перекличка,
летит пение петухов. Потом с каждого двора, потирая свои глаза, длинными
хворостинами бабы выгоняют коров.
Пастух напоминает хозяйкам:
-Не забудьте, сегодня пригоню раньше, к
пяти часам!
Его два подпаска на лошадях выгоняют коров
за село, на поле, что за небольшой сосновой рощей. Когда они гонят стадо мимо
длинного амбара, переоборудованного в тридцатых годах в сельский клуб, на стене
читают объявление:
-Сегодня фильм «Джульбарс», - начало в семь
часов.
Людей на улицах видно мало, разве что
ребятишки с женщинами занимаются прополкой на огородах. Но это только до обеда.
После обеда всё взрослое население и дети,
начинают приводить себя в порядок.
Угрюмого вида, Иван Чернов, механик с
пилорамы, только к утру проспавший под забором лесозавода, начал чистить дёгтем
сапоги.
Он их промазал со всех сторон, потом собрал
голенища в гармошку, потом их выпрямил, ещё раз промазал. Он попросил чистые
брюки, одел их, натянул на ноги сапоги, заправил в них брюки, прошёлся по избе,
заглянул в зеркало.
Увидев на своём лице трёхдневную щетину,
доставал опасную бритву, привезённую им с фронта.
Поправив острое лезвие о брючной, кожаный
ремень, долго соскребал со своего,
покрытого глубокими морщинами лица, грубые, словно медная проволока, волоски.
Закончив весьма трудное и ответственное
занятие, снял с вешалки чистую телогрейку, спустил голяшки сапог «гармошкой»,
достал новую, всего несколько раз одевал, кепку восьми клинку, выходил на улицу
покурить.
Он был трезвый, чистый и спокойный, как и
все мужики в деревне.
А вот уже пастух с подпасками пригнали
коров в село. Хозяйки загнав коров в сарай, выходят за мужьями во двор. На них
не новые, но очень опрятные плюшевые чёрные жакеты, по той, послевоенной моде.
А матерей уже ждут на крыльце дети.
От каждого двора начиналась процессия.
Впереди шагал мужик, попыхивая цигаркой.
Он, встречая соседей, степенно поворачивал голову в их сторону, приподнимая
козырёк фуражки, важно здоровался. Сзади него шла жена с детьми.
Между взрослыми, то обгоняя их, то
возвращаясь к своим семьям, сновали самые нетерпеливые мальчишки.
В клубе, на дальней глухой стене, была
натянута белая простыня, с другой стороны, в стене было прорезано два
квадратных небольших окошка, для аппарата, он был один в кинобудке
киномеханика.
На полу у самого экрана рассаживались
ребята, сначала маленькие, за ними кто повыше. Потом, на первых рядах лавок
старики и бабки.
Сзади них молодухи и парни. Они вставали на
колени, чтобы увидеть весь экран. А уже потом, кто сидя, а кто и стоя, бабы и
мужики.
Порядок в клубе был идеальный!
Семечки лузгать никто не смел, на пол не
плевали. И не дай бог кто из мужиков или парней пытался свернуть «козью ножку»,
ему сразу давали «укорот».
Так что никто никогда не курил в клубе.
Заняв своё место, все начинали оглядываться
назад, на заветные квадраты в стене. Вот раздается звон металлической коробки,
это механик начал заряжать плёнку в аппарат. И вот оно! Пошёл киножурнал:
«Новости дня».
Все хором стали кричать:
- Свет! Выключить свет!
Кто-то из мужиков потянулся к выключателю,
свет гаснет.
Смотрят таёжные жители о трудовых подвигах
комбайнёров и сталеваров, о пуске нового ситцевого комбината. Кто-то из баб не
выдерживает:
- Неужто и платья из него шить будем?
На бабу зашикали.
Перерыв.
Опять звенит коробка из-под кинопленки,
первая часть фильма. Мужики успевают переброситься несколькими фразами об
опасной и тяжёлой работе сталеваров.
Обсуждают, что в прошлый выходной, был
такой интересный фильм! Наши, спасают от фашистов табун лошадей. А вот
партизанский связник убегает от погони фашистов.
Вот гестаповец Фукс, пытается вернуть
убежавшего от него коня Буяна.
А вот старый подпольщик везёт сведения в
партизанский отряд, загнав до смерти своего Бунчака.
Что они увидят сегодня?
Да это пограничник с собакой в горах. Он
ловит шпионов, борется с басмачами.
Каждое действие пограничника, или его
овчарки, сопровождается одобрительными криками:
- Давай! Стреляй, не промахнись!
А если, кто не замечал опасности, громко
кричали:
- Да, смотри! Оглянись! Осторожно, там
пропасть!
А некоторые мужики, так те вообще готовы
были расправиться с врагами:
-Да я тебя топором! Да сейчас я тебя
кулаком достану!
Когда первая часть фильма кончалась, с
нетерпением ждали второй. Никто не свистел на киномеханика, не ругался. По
экрану побежали квадратики и треугольники.
Фильм продолжается.
После окончания киносеанса, из клуба
выходили в праздничном настроении.
Мужья шли рядом с жёнами, поглядывая на них
блестящими глазами.
Обсуждая наиболее запомнившиеся кадры,
мальчишки перекрикивая друг друга все повторяли:
- А он этого, а потом к-а-к даст!
Некоторые, подходили к открытым дверям
кинобудки и, не решаясь заглянуть туда, спрашивали:
-А когда привезешь «Небесный тихоход»?
-На той недели привезу. А в конце месяца,
мне обещали интересный фильм, про партизан, «Девочка ищет отца»!
И все население села с нетерпением ожидало очередного воскресенья.
Нет комментариев. Ваш будет первым!