ГлавнаяПрозаЮморИроническая проза → Ёмкая разговорная энциклопедия. Ш,Щ

Ёмкая разговорная энциклопедия. Ш,Щ

14 июля 2012 - Дмитрий Криушов

 Ш

 

О ШУТАХ

 

«Оступившегося – толкни», не так ли писал Ницше в своей шутовской книге? Извините, недопонял: «не так», или «не шутовской»? Ах, и то, и другое неверно. Хорошо, тогда давайте все рассмотрим по порядку: «не так». Сам знаю, что «не так»: в немецком языке и музыка слова иная, и смысловая нагрузка с нашей разнится, потому-то полный идентичный перевод в принципе невозможен, сколько не старайся. Да и как возможно перевести больного на всю голову Ницше и на одни только уши Бетховена, когда их можно просто слушать и, не переводя, приемлить? Или же не принимать, но это ведь уже из раздела «не так», не так ли?

 

Вот и великолепненько, вот и договорились. Да, кстати, совсем забыл спросить: а лично вы знакомы с шутами? Не просто с лицедеями из сериалов, а с настоящими, до отчаянья злыми, и до радостного визга, откровенными, шутами? Чтобы вам от их честных шуток одновременно и горько было, и до колик смешно? Вот то-то же, и мне тоже не приходилось, разве что по телевизору, и то лишь отчасти (навскидку назову …а, нет, никого упоминать не стану), но ведь наш черный ящик – это не шутка, и денег стоит? В настоящего шута можно   и молотком запустить (увернется, он привычный), и розгами его отодрать (попа не горло, заживет), а телевизор все же как-то жалко. 

 

Ну, плюнешь ты в харю министру или президенту – так потом же самому с экрана плевок и отмывать. Даже и не смешно ничуть, хоть и абсурдно не меньше, нежели чем с последней соткой в супермаркете перед выбором стоять: эти суки по ту сторону стекла что, совсем в магазинах не бывают? Счета за квартиру не оплачивают? Ах, ну да, если ничего из этого не делать, то, пожалуй, можно, не моргнув глазом, вещать всей стране про правовое государство на подъеме экономики и массового энтузиазма. Маразматики они все там, а никакие не шуты, и мне нисколько их не жалко.

 

То ли дело шуты ушедшие. Енгибарова помните? На его смерть Высоцкий еще длиннющее, страницы на полторы, стихотворение написал. Процитировать, увы, не сумею, память уже не та, но суть все же передам: настоящий шут - это вор, который незаметно крадет у вас, у зрителей, ваши боли, заботы и беды, вбирая их все в себя, в свою собственную широкую и всеприемлющую душу. Емкая метафора, не правда ли? Да и сам Владимир Семенович кем был? Не шутом разве?

 

А вы припомните хотя бы одну его песню, в которой не было бы пусть грустного, но юмора. «Кони привередливые», да? Дескать, серьезная же песня, серьезнее некуда. Хорошо, тогда записывайте, я диктую: «Мы успели в гости к богу? Не бывает? Опоздали. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?». Непонятно? Короче: цирк уехал, а клоуны остались. Что вам еще? «Банька по-белому» вам покоя не дает, мол, тяжелее и придумать уже ничего нельзя. А как тогда вам такие вот строки: «А на левой груди профиль Сталина, а на правой – Маринка анфас», какова сладкая парочка? Или же: «и меня два красивых охранничка повезли из Сибири в Сибирь». Ну а Вологда, она, как известно, «вона где». Хотя это уже совсем другая песня.

 

Про Никулина вам рассказать? Про Олега Попова? Пардон, тот же еще жив, разве что в Германии теперь живет, но ведь отъезд, по сути, немногим отличается от ухода? Так что можете смело еще хоть кого в выше приведенный список шутов добавлять, оставляю это на ваше усмотрение, хотя априори уже не согласен: шуты и паяцы, шуты и придурки, шуты и политики – это все же не одно и то же. Хотя, возможно, насчет последнего я все же погорячился, ведь в старые недобрые времена придворный шут был далеко не самой последней фигурой в дворцовой иерархии, и его слово порой значило больше, нежели чем тщательно выверенная речь премьер-министра или же увещевания первосвященника.

 

Именно шуту дозволялось, и даже вменялось ему в обязанность говорить в лицо правителю всю правду-матку, какой бы горькой она не была, и даже в то время, когда он, самодержец лукавый, лебедя откушивать изволят. И ведь – слушали! Кидались костями, ножами, тарелками, но – слушали! Бояре зубами скрипели, то убить, то подкупить шута пытались, однако тоже слушали, да еще как прислушивались: невредно порой загодя знать, ждать ли простой зуботычины от господина, или же сразу вещички в охапку – и без оглядки до ближайшей границы драпать.

 

Да, настоящего шута убить можно, и даже легко (впрочем, они и так, по собственной воле,  долго не живут), но вот купить… Смешно? Это же как купить правду, как, заплатив мзду от избавления от собственной бесталанности и бессовестности, обрести, получить зараз и одно, и другое, и третье: не получится. Ибо шутка шутке рознь, в каждой шутке есть доля шутки, а так и дошутиться можно.

 

Щ

 

О ЩЕТИНЕ

 

Щетину, как это ни странно, люди впервые начали удалять не у себя, а у животных. И не потому, что они такие заботливые хозяева, а с вполне прагматичной целью: сами посудите, к чему нам, к примеру, щетинистая, грязная свинья или волосатая корова? Право слово, это только с большой голодухи в рот полезет: тут либо всю кожу целиком снимай (а она сытная и вкусная, ароматная, если ее с умом приготовить), да волкам с прочими там шакалами на съедение оставляй, либо... Нет уж: надо, не торопясь, удалить волосяной покров, дабы он не мешал нам, смакуя, наслаждаться свежатинкой. И нет проще для этого способа, нежели чем, соскребя основное острым резцом, подпалить на томящемся жаре (вы в курсе, как следует готовить настоящее сало? С соломенным душком, да разнеженном под шкурами? А вот и не стану вам ничего рассказывать: это вам не поваренная книга), затем окончательно удалить корни шерсти, и на тебе – вкушай на здоровье.

 

По прошествии веков, правда, некоторые худосочные бездельники, которых даже и на охоту-то не звали, смикиткали, что из никому не нужной щетины можно сотворить нечто для хозяйства очень даже полезное, и придумали щетки. Причем – самые разнообразные: в пещере ли подметать, или же со стола в землянке сырой, а то и вовсе живность из бороды повыгонять, да заодним и красоту навести, не столь суть важно, все зависит от заказа. Кстати, а ведь совсем недавно, лет этак сорок назад, даже зубные щетки, и те были из свиной щетины (бедные мусульмане!), помните? Дрянь, разумеется, были щетки, но все же лучше, чем ничего.

 

Короче говоря, человек, изрядно поупражнявшись на животных, вдруг взял и решил побрить самое себя. И опять-таки далеко за примерами ходить не надо: вспомните тех же древних греков, и кого из них вы без бороды припомните? Хорошо: Александр Македонский, но, во-первых, он был не совсем грек, а македонец, далее, он там на монетах да на портретах был еще совсем молодой, а как в поход свой бесконечный да беспричинный отправился, так я ни за что не поверю, что он в том походе каждый день брился.

 

Все, нету больше гололицых греков. Все остальные – Сократы, Диогены, Фемистоклы да Гераклы – без исключения бородатые. Однако прошло каких-то жалких сто-двести лет, и взгляните на изображения римлян. Так, только не надо торопиться, необходимо вдумчиво подойти к вопросу: хоть кто-то из них носил бороду? Ах, Нерон. Так у него и не борода вовсе была, а так, щетина, да и вообще он был пофигист до мозга костей. Нет больше кандидатур? Вот и славно, теперь можно спокойно перейти к развитию мысли: этих римлян их мода брить морды в конце концов довела до того, что их живенько взяли в оборот неотесанные бородатые варвары.

 

То же самое касается и Византии, и напрасно багрянородные вопреки заветам свои власы стригли: то вещий Олег к ним со своим щитом припрется, то Аскольд с Диром напару, а затем крестоносцы, как саранча, и вовсе чуть ли не каждое десятилетие в гости, как к себе домой, захаживали. Общеизвестно, чем кончила Великая Византия: пала она под натиском бородачей с востока, и Святая София сейчас Айя-София, а гордый Константинополь – так и вовсе один сплошной Истанбул.

 

Теперь давайте вернемся к нам, в Россию: как-никак, но своя землица к телу все же ближе. Итак, что мы имеем? Первый бритый царь у нас был кто? Правильно: Петруша. Дожил до сорока, наломал дров, и хана ему. Павел? Николай? Александр Первый, тот, который еще то ли в монахи подался, то ли под тяжестью грехов сгинул? Кто из них вам больше по нраву? Или же тот, Второй, Освободитель, которого убивали-взрывали, не взорвали, и наконец-таки своего добились? Ах, Третий, но с ним же и так все ясно: бородатый он был, так что не взрывали его, и не единой войны в его царствование так толком и не было. Да и умер он, кстати, заметьте, своей  смертью. Николай Второй, видимо, в подражание отцу, тоже по вступлении на царствование бороду решил больше не брить, да, видать, слегка недоборщил: борода у него была не гуще, нежели чем у Нерона, за что и поплатился.

 

Так что пугают меня наши последние правители: как ни крути, а так ни от кого из них добра для России так и не вышло, все через кровь да наперекосяк. Одно утешает: по утрам, умывшись и почистив синтетической щетиной зубы, я с удовлетворением смотрю в зеркало, и одобрительно глажу себя по… нет, не щетине, а по бороде, и надеюсь, что да минет меня чаша сия. Кстати, и сыну своему тоже накажу, чтобы он влас своих трогать не смел, ибо так и Писании нам заповедано, да и… Об остальном я, кажется, уже сказал. 

© Copyright: Дмитрий Криушов, 2012

Регистрационный номер №0062541

от 14 июля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0062541 выдан для произведения:

 Ш

 

О ШУТАХ

 

«Оступившегося – толкни», не так ли писал Ницше в своей шутовской книге? Извините, недопонял: «не так», или «не шутовской»? Ах, и то, и другое неверно. Хорошо, тогда давайте все рассмотрим по порядку: «не так». Сам знаю, что «не так»: в немецком языке и музыка слова иная, и смысловая нагрузка с нашей разнится, потому-то полный идентичный перевод в принципе невозможен, сколько не старайся. Да и как возможно перевести больного на всю голову Ницше и на одни только уши Бетховена, когда их можно просто слушать и, не переводя, приемлить? Или же не принимать, но это ведь уже из раздела «не так», не так ли?

 

Вот и великолепненько, вот и договорились. Да, кстати, совсем забыл спросить: а лично вы знакомы с шутами? Не просто с лицедеями из сериалов, а с настоящими, до отчаянья злыми, и до радостного визга, откровенными, шутами? Чтобы вам от их честных шуток одновременно и горько было, и до колик смешно? Вот то-то же, и мне тоже не приходилось, разве что по телевизору, и то лишь отчасти (навскидку назову …а, нет, никого упоминать не стану), но ведь наш черный ящик – это не шутка, и денег стоит? В настоящего шута можно   и молотком запустить (увернется, он привычный), и розгами его отодрать (попа не горло, заживет), а телевизор все же как-то жалко. 

 

Ну, плюнешь ты в харю министру или президенту – так потом же самому с экрана плевок и отмывать. Даже и не смешно ничуть, хоть и абсурдно не меньше, нежели чем с последней соткой в супермаркете перед выбором стоять: эти суки по ту сторону стекла что, совсем в магазинах не бывают? Счета за квартиру не оплачивают? Ах, ну да, если ничего из этого не делать, то, пожалуй, можно, не моргнув глазом, вещать всей стране про правовое государство на подъеме экономики и массового энтузиазма. Маразматики они все там, а никакие не шуты, и мне нисколько их не жалко.

 

То ли дело шуты ушедшие. Енгибарова помните? На его смерть Высоцкий еще длиннющее, страницы на полторы, стихотворение написал. Процитировать, увы, не сумею, память уже не та, но суть все же передам: настоящий шут - это вор, который незаметно крадет у вас, у зрителей, ваши боли, заботы и беды, вбирая их все в себя, в свою собственную широкую и всеприемлющую душу. Емкая метафора, не правда ли? Да и сам Владимир Семенович кем был? Не шутом разве?

 

А вы припомните хотя бы одну его песню, в которой не было бы пусть грустного, но юмора. «Кони привередливые», да? Дескать, серьезная же песня, серьезнее некуда. Хорошо, тогда записывайте, я диктую: «Мы успели в гости к богу? Не бывает? Опоздали. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?». Непонятно? Короче: цирк уехал, а клоуны остались. Что вам еще? «Банька по-белому» вам покоя не дает, мол, тяжелее и придумать уже ничего нельзя. А как тогда вам такие вот строки: «А на левой груди профиль Сталина, а на правой – Маринка анфас», какова сладкая парочка? Или же: «и меня два красивых охранничка повезли из Сибири в Сибирь». Ну а Вологда, она, как известно, «вона где». Хотя это уже совсем другая песня.

 

Про Никулина вам рассказать? Про Олега Попова? Пардон, тот же еще жив, разве что в Германии теперь живет, но ведь отъезд, по сути, немногим отличается от ухода? Так что можете смело еще хоть кого в выше приведенный список шутов добавлять, оставляю это на ваше усмотрение, хотя априори уже не согласен: шуты и паяцы, шуты и придурки, шуты и политики – это все же не одно и то же. Хотя, возможно, насчет последнего я все же погорячился, ведь в старые недобрые времена придворный шут был далеко не самой последней фигурой в дворцовой иерархии, и его слово порой значило больше, нежели чем тщательно выверенная речь премьер-министра или же увещевания первосвященника.

 

Именно шуту дозволялось, и даже вменялось ему в обязанность говорить в лицо правителю всю правду-матку, какой бы горькой она не была, и даже в то время, когда он, самодержец лукавый, лебедя откушивать изволят. И ведь – слушали! Кидались костями, ножами, тарелками, но – слушали! Бояре зубами скрипели, то убить, то подкупить шута пытались, однако тоже слушали, да еще как прислушивались: невредно порой загодя знать, ждать ли простой зуботычины от господина, или же сразу вещички в охапку – и без оглядки до ближайшей границы драпать.

 

Да, настоящего шута убить можно, и даже легко (впрочем, они и так, по собственной воле,  долго не живут), но вот купить… Смешно? Это же как купить правду, как, заплатив мзду от избавления от собственной бесталанности и бессовестности, обрести, получить зараз и одно, и другое, и третье: не получится. Ибо шутка шутке рознь, в каждой шутке есть доля шутки, а так и дошутиться можно.

 

Щ

 

О ЩЕТИНЕ

 

Щетину, как это ни странно, люди впервые начали удалять не у себя, а у животных. И не потому, что они такие заботливые хозяева, а с вполне прагматичной целью: сами посудите, к чему нам, к примеру, щетинистая, грязная свинья или волосатая корова? Право слово, это только с большой голодухи в рот полезет: тут либо всю кожу целиком снимай (а она сытная и вкусная, ароматная, если ее с умом приготовить), да волкам с прочими там шакалами на съедение оставляй, либо... Нет уж: надо, не торопясь, удалить волосяной покров, дабы он не мешал нам, смакуя, наслаждаться свежатинкой. И нет проще для этого способа, нежели чем, соскребя основное острым резцом, подпалить на томящемся жаре (вы в курсе, как следует готовить настоящее сало? С соломенным душком, да разнеженном под шкурами? А вот и не стану вам ничего рассказывать: это вам не поваренная книга), затем окончательно удалить корни шерсти, и на тебе – вкушай на здоровье.

 

По прошествии веков, правда, некоторые худосочные бездельники, которых даже и на охоту-то не звали, смикиткали, что из никому не нужной щетины можно сотворить нечто для хозяйства очень даже полезное, и придумали щетки. Причем – самые разнообразные: в пещере ли подметать, или же со стола в землянке сырой, а то и вовсе живность из бороды повыгонять, да заодним и красоту навести, не столь суть важно, все зависит от заказа. Кстати, а ведь совсем недавно, лет этак сорок назад, даже зубные щетки, и те были из свиной щетины (бедные мусульмане!), помните? Дрянь, разумеется, были щетки, но все же лучше, чем ничего.

 

Короче говоря, человек, изрядно поупражнявшись на животных, вдруг взял и решил побрить самое себя. И опять-таки далеко за примерами ходить не надо: вспомните тех же древних греков, и кого из них вы без бороды припомните? Хорошо: Александр Македонский, но, во-первых, он был не совсем грек, а македонец, далее, он там на монетах да на портретах был еще совсем молодой, а как в поход свой бесконечный да беспричинный отправился, так я ни за что не поверю, что он в том походе каждый день брился.

 

Все, нету больше гололицых греков. Все остальные – Сократы, Диогены, Фемистоклы да Гераклы – без исключения бородатые. Однако прошло каких-то жалких сто-двести лет, и взгляните на изображения римлян. Так, только не надо торопиться, необходимо вдумчиво подойти к вопросу: хоть кто-то из них носил бороду? Ах, Нерон. Так у него и не борода вовсе была, а так, щетина, да и вообще он был пофигист до мозга костей. Нет больше кандидатур? Вот и славно, теперь можно спокойно перейти к развитию мысли: этих римлян их мода брить морды в конце концов довела до того, что их живенько взяли в оборот неотесанные бородатые варвары.

 

То же самое касается и Византии, и напрасно багрянородные вопреки заветам свои власы стригли: то вещий Олег к ним со своим щитом припрется, то Аскольд с Диром напару, а затем крестоносцы, как саранча, и вовсе чуть ли не каждое десятилетие в гости, как к себе домой, захаживали. Общеизвестно, чем кончила Великая Византия: пала она под натиском бородачей с востока, и Святая София сейчас Айя-София, а гордый Константинополь – так и вовсе один сплошной Истанбул.

 

Теперь давайте вернемся к нам, в Россию: как-никак, но своя землица к телу все же ближе. Итак, что мы имеем? Первый бритый царь у нас был кто? Правильно: Петруша. Дожил до сорока, наломал дров, и хана ему. Павел? Николай? Александр Первый, тот, который еще то ли в монахи подался, то ли под тяжестью грехов сгинул? Кто из них вам больше по нраву? Или же тот, Второй, Освободитель, которого убивали-взрывали, не взорвали, и наконец-таки своего добились? Ах, Третий, но с ним же и так все ясно: бородатый он был, так что не взрывали его, и не единой войны в его царствование так толком и не было. Да и умер он, кстати, заметьте, своей  смертью. Николай Второй, видимо, в подражание отцу, тоже по вступлении на царствование бороду решил больше не брить, да, видать, слегка недоборщил: борода у него была не гуще, нежели чем у Нерона, за что и поплатился.

 

Так что пугают меня наши последние правители: как ни крути, а так ни от кого из них добра для России так и не вышло, все через кровь да наперекосяк. Одно утешает: по утрам, умывшись и почистив синтетической щетиной зубы, я с удовлетворением смотрю в зеркало, и одобрительно глажу себя по… нет, не щетине, а по бороде, и надеюсь, что да минет меня чаша сия. Кстати, и сыну своему тоже накажу, чтобы он влас своих трогать не смел, ибо так и Писании нам заповедано, да и… Об остальном я, кажется, уже сказал. 

 
Рейтинг: +1 810 просмотров
Комментарии (2)
Игорь Кичапов # 15 июля 2012 в 07:03 +1
Бороду себе отпустить штоле?
Спасибо Дима,думать заставляешь.
Дмитрий Криушов # 15 июля 2012 в 16:22 0
Ты это дело брось! Думать - вредно! Так и додуматься можно! 593da3d7df5e109332ded6b9f2c9b3c0 Ой, а чего это тут царь, и без бороды? Неужто тоже из "этих"?