Акт первый
- Сегодня ночью, как нам стало известно, был убит главный хирург 12-ой больницы, - сообщалось в телевизионных новостях, - на месте сейчас работают сотрудники полиции, но, по нашим сведениям, смерть Василия Дубова, зарезанного скальпелем после неудачной операции, стала третьей в череде убийств серийного маньяка, которого в народе окрестили - "мститель".
Юла сделал телевизор погромче.
- Напоминаю, что на прошлой неделе был убит строитель Евгений Кутузов, которого придавило плитой прямо на рабочем месте. А за неделю до этого трагического случая погиб Андрей Крамаренко - байкер со стажем, тело которого нашли в кювете возле трассы н14. Возле каждой из жертв была найдена записка печатного текста. Содержимое посланий пока не разглашается. Но всем очевидно, что в городе орудует серийный убийца...
Юла отпила горячий кофе.
- Полиция не торопится с выводами. Версия несчастных случаев не исключается, но всем гражданам следует соблюдать бдительность, пока сотрудники полиции ищут следы и улики. Переходим к следующей новости...
Юля выключила телевизор. Она вспомнила свою довольно удачную детективную деятельность, но все это в прошлом. Сейчас она полностью сконцентрировалась на своей музыкальной группе "Хромой конь". Благо в плане творчества идей еще было много и в 35 лет она не собиралась заканчивать карьеру, которая, по ее мнению, должна быть долгой и счастливой. Но это дело...
Будучи натурой увлекающейся Юла могла легко загореться какой-нибудь идеей и тогда ее было не остановить. Но она сомневалась: вправе ли она теперь заниматься расследованием убийств? Да, она неплохо справилась в прошлый раз, но чем это закончилось? - Одиночеством, опасностью, муками...
После того, как ее мужа Алексея посадили, она подала на развод. Жила она одна и в последнее время все было довольно спокойно.
- Мне не хватает дозы адреналина! - думала она, - надо встряхнуться.
Юла решила попросить благословения у отца Феодора - ее духовного наставника.
Она отправилась в храм. Место, где он находился, было нелюдное, уединенное, прихожан было мало. Храм представлял собой - деревянную постройку, бедную на первый взгляд, но именно таким Юла представляла себе идеальное место для молитв и исповеди.
Юла подождала, когда священник закончит службу, и подошла к нему, еще не зная, что сказать.
- Здравствуй, Юлия! - поприветствовал ее отец Феодор.
- Здравствуйте, Батюшка!
Юля не знала с чего начать и зачем она сюда пришла, но она понимал, что так надо.
Увидев смятение на лице своей прихожанки, Феодор начал разговор:
- Вижу, что за советом пришла.
- Так и есть.
- Рассказывай.
Юля поведала батюшке все свои сомнения по поводу нового расследования:
- Понимаете, я чувствую, когда могу помочь. Интуиция подсказывает мне, что я смогу раскрыть это дело, но я неуверенна в праве ли?
- Господь ведет тебя - это то, что ты называешь интуицией. Такой дар есть далеко не у каждого человека и не у каждого прихожанина. Это твой путь, твоя миссия. Но об одном попрошу - будь справедлива. Ответственность на тебе великая. Будь осторожней в выводах.
- Тогда благословите, отец!
Феодор благословил Юлю. А это был тот толчок вперед, который был необходим ей, чтобы смело приступить к собственному расследованию.
***
Юла отлично понимала: чтобы приступить к поискам ей нужны сведения, которыми располагают только сотрудники полиции. А единственным человеком, который может помочь, был Антон Бурый - сотрудник уголовного розыска, а ныне занимающийся частным сыском детектив.
Она позвонила ему. Трубку долго никто не брал, но спустя некоторое время последовал ответ:
- Алло! Антон Бурый. Слушаю.
- Привет! Это Юлия Волкова. Есть пара минут?
- Привет, Юля! Для тебя сколько хочешь.
- Отлично! Ты слышал что-нибудь о жертвах "мстителя"?
- Да, конечно. И хотя я уже не работаю в полиции - привычка следить за криминальными новостями осталась.
- Мне интересна любая информация, который ты располагаешь. О жертвах, убийце, местах преступления...
- Я знаю совсем немного, - перебил ее Антон.
- Но ты мог бы узнать?
- Остались кое-какие связи. Я попробую.
- Особенно мне интересно содержимое записок, оставленных убийцей на местах преступлений. Мне кажется, что это ключи к разгадке.
- Хорошо. Но полиция, насколько мне известно, не отвергает версию о случайности всех трех жертв.
- Антон, неужели ты думаешь, что три жертвы, демонстративно убитые за последнее время - это череда случаев?
- А что думаешь ты?
- Я считаю, что преступник хочет что-то сказать нам. Жертвы не случайны. И их должно что-то объединять.
- Да, возможно. Когда что-нибудь узнаю - я тебе сообщу, - сказал Антон.
- Спасибо тебе большое!
- Значит ты опять в деле?
- Похоже что так!
- Удачи! - произнес бывший детектив уголовного розыска и повесил трубку телефона.
***
Юле необходимо было найти зацепку, которая бы стала началом расследования. Пока она знала слишком мало о деле. Все ее знания ограничивались новостными выпусками и статьями газет.
Она прогуливалась около своего дома. Задумчиво и отрешенно от мира она шла и пыталась все разложить по полочкам.
- В чем же заключается посыл убийцы? - думала она.
Уже темнело и надо было идти домой.
- А может убийца не один? Может целая группировка? А может это действительно череда случаев - просто совпадений?
Ее размышления оборвал мужчина из соседнего подъезда, который прогуливался с собакой - мопсом по кличке "Гигант".
- Здравствуйте, Юля! - произнес тот.
- Добрый вечер, Николай Иванович!
Как часто она встречала этого не молодого, но доброго и приветливого, человека во время своих вечерних прогулок. Николай Иванович был чуть ли не единственным соседом, с которым Юла была знакома. Хотя переехала она совсем недавно.
- Обживаешься на новом месте?
- Да, Николай Иванович, понемногу. Как у вас дела?
- Какие могут быть у старика дела, Юля? - улыбнулся собеседник, - вот гуляем с "Гигантом" и то радость.
Юле нравился этот пожилой человек. Он вызывал симпатию, но надо было прощаться - завтра предстоял тяжелый день.
- До свидания, Николай Иванович!
- Всего тебе доброго, Юля! Заходи в гости. Не забывай старика.
- Обязательно!
На этом они распрощались.
Акт второй
Когда Юла проводила расследование дела, то этот процесс всегда был системным и продуманным. Опрос близких и родных жертв - был основным этапом ее неофициальной детективной работы.
Разузнав из надежных источников адрес первой жертвы "мстителя" - строителя Евгения Кутузова, она хотела встретиться с женой погибшего мужчины. Юла любила являться без предупреждения, чтобы застать человека врасплох, чтобы тот не успел все продумать и убрать улики. А подозревать можно было любого.
Перед ее взором предстал обычный московский многоэтажный дом. Юла набрала номер квартиры и позвонила в домофон.
Ответили не сразу. На удивление отозвался мужской голос:
- Да, слушаю!
- Здравствуйте! Это Юлия Волкова. Я журналист. У меня есть несколько вопросов к жене Евгения.
- Девушка, мы уже ответили на все вопросы следствия. Нам больше нечего сказать.
- А вы кто? - спросила Юля.
- Я брат Евгения. Но вам это о многом не скажет.
- Ну, если вы хотите пройти подозреваемым по делу, то я могу и уйти. Значит вам есть что скрывать...
- Ладно. Заходите.
Дверь отворилась и Юля вошла в подъезд. Поднявшись на лифте до нужного этажа она встретила мужчину, который спокойно стоял и курил сигарету.
- Значит с вами я только что общалась? - начала разговор Юля.
- Да. Понимаете....Татьяну сейчас не стоит беспокоить. Она в ужасном состоянии и не готова к очередному допросу. Я сам могу ответить на ваши вопросы.
Юля задумалась.
- Хорошо. Как вас зовут? И кем вы приходитесь Евгению Кутузову?
- Андрей. Я его родной брат. Говорил же уже...
- Часто ли вы общались с братом до его гибели?
- Не очень. Но мы были в курсе всех важных дел друг друга. Братья все же. Виделись на семейных праздниках. Иногда по выходным ездили вместе на рыбалку.
- Кем вы работаете?
- В одной известной страховой компании - администратором.
- Ссорился ли Евгений с кем-нибудь незадолго до гибели? - продолжала допрос Юлия.
Андрей затянулся табачным дымом и ответил не сразу...
- У брата был сложный характер. Можно сказать, что взрывной. За это его не раз били, но чтобы убивать за это...вряд ли.
Юля раздумывала о тех вопросах, которые можно было бы задать еще, как Андрей неожиданно заговорил:
- Понимаете, у Жени остались долги. И я нахожусь здесь, чтобы защитить Татьяну. Скорее всего нам придется их выплачивать. Ума не приложу, где взять деньги...
- Вы не просили полицию предоставить вам охрану?
- Просили. Да что толку?
- Хорошо. Я вам помогу. У меня есть кое-какие связи, - уверенно произнесла Юля, - мне нужны ваши контакты, на случай если вы мне понадобитесь.
Мужчина достал из кармана визитку и протянул "журналистке".
- Всего доброго, Андрей! В течении нескольких часов вам предоставят охрану.
- Спасибо! - ответил он и скрылся за дверью.
***
Юля договорилась о встрече с Антоном Бурым. Надо было решить несколько вопросов и может быть получить информацию, которую смог раздобыть детектив.
Встреча состоялось в парке на станции метро "Вольные хлеба". И, хотя Юла очень торопилась, явилась она с опозданием.
- Наконец-то! А то я уже час с лишним здесь сижу, - поприветствовал ее Антон.
- Извини. Сама не знаю как так получилось. Кажется я перестаю чувствовать время.
- Что-нибудь узнала нового?
- Пока только начальная стадия - опрос ближнего круга каждой из жертв. А у тебя есть что-нибудь?
- Приятных новостей нет, - грустно произнес сыщик.
- Что случилось?
- Найдено тело еще одной жертвы! Картина все та же: не улик, не свидетелей.
- Кто на этот раз?
- Алексей Угрюмов, 43 года, писал критичные опусы о новинках отечественной кинематографии.
- Ты уверен, что это дело рук "мстителя"?
- Почерк тот же. И записка рядом с телом: "Слабая идея!"
- Интересно. Ты узнал тексты записок предыдущих жертв?
- Да. У тела хирурга нашли записку: "Недостаток профессионализма".
- То есть убийца всех толи критикует, толи обличает, - перебила его Юля.
- Похоже на то! У тела Кутузова на шли записку: "Не понравилось", а байкер погиб с эпитафией: "Не справился с поставленной задачей".
Юла записала посмертные фразы в блокнот.
- Спасибо! Ты мне очень помог. Хотя я пока не знаю, что это нам дает...
После паузы она прибавила:
- Выполни еще одну мою просьбу. Нужно обеспечить охраной семью Кутузова. Из-за долговых обязательств убитого жена и брат боятся выходить из дома.
- Будет сделано! У меня есть человек, который проследит за их безопасностью, пока ты ведешь расследование, а потом все же стоит обратиться в полицию.
Они попрощались. И Юла пыталась переварить полученную информации, но времени не было. Расследование должно продолжаться!
***
Она быстро нашла квартиру убитого байкера - Андрея Крамаренко. По сведениям Юлы он не был официально расписан, но жил в гражданском браке с Марией Носовой, своих детей у них не было, что не помешало им усыновить мальчика - Степу.
Юла позвонила - никто не открыл.
Закралась мысль, что семья просто не хочет никого видеть.
Юля постучала - ноль реакции. Но открылась соседняя дверь.
- Их нет дома! Хватит шуметь, - ворчливо произнесла соседка.
- А где они могут быть? Я журналист. И мне надо срочно поговорить с Марией.
- Я не знаю. Мне не докладывают.
- Но номер мобильного телефона вы знаете?
Женщина выдержала "мхатовскую" паузу, но все же продиктовала номер телефона.
Поблагодарив соседку Юла вышла из подъезда и набрала номер телефона Марии.
- Алло! - послышалось из трубки.
- Здравствуйте! Меня зовут Юлия Волкова. Я журналист и веду независимое расследование. Мне нужно задать вам несколько вопросов.
- Когда же вы оставите нас в покое! Мальчик перенес стресс и все, что ему нужно - это тишина и забота.
- Мария, значит вы не хотите, чтобы убийцу Андрея нашли?
- Это несчастный случай! А я ему говорила: "Не гони так быстро. Соблюдай правила."
- Где вы были во время гибели мужа?
- Теперь мы остались одни. И кто будет воспитывать Степу? Мальчику теперь расти без отца, - проигнорировала вопрос женщина.
- У вас есть алиби? - настаивала Юля, - кто-нибудь может его подтвердить?
- Дома я была. С сыном.
- У Андрея могли быть враги?
- Сколько угодно. Я этих байкеров не люблю и всегда их подозревала - невоспитанный, темный народ.
Понимая, что ничего не добьется в этом разговоре, Юла поспешила закончить его.
- Спасибо за уделенное мне время.
В ответ женщина положила трубку.
***
Юла отправилась по адресу четвертой жертвы "мстителя" - Алексея Угрюмова, так как у убитого хирурга не было родных. Соблюдать последовательность - не было необходимым условием в методике "сыщицы", но так было проще не запутаться. Ей уже было известно, что у недавно убитого критика из близких людей осталась лишь бабушка - Прасковья Егоровна.
Юла громко постучала в дверь, полагая что у пожилой женщины могут быть проблемы со слухом, но дверь тут же открылась.
- Что вы так громко стучите? Я же не глухая, - произнесла бабушка.
- Извините. Я журналист и веду независимое расследование. Моей целью является докопаться до истины и найти убийцу вашего внука.
- Заходите.
Юля чувствовала себя немного неуверенно. Если родственники предыдущих жертв были немногословными, то в этот раз ее встретили радушно, несмотря на "говорящую" фамилию.
- Леша был хорошим и очень способным парнем, - начала разговор Прасковья Егоровна.
- Но работа критиком подразумевает множество недоброжелателей. Не всех же он хвалил?
- Он старался быть объективным. Я собирала все его статьи и фотографии из газет и журналов. У меня целый архив.
Последовала пауза.
- Его увлекла профессия критика после того, как он поучаствовал в одной передаче на телевидении, - продолжала бабушка, открывая шкаф и доставая оттуда кассету, - вот она запись его первого появления на телевидении.
Прасковья Егоровна включила запись эфира.
Юла узнала передачу своего детства - "5 злых зрителей", в которой пять людей с улицы обсуждали, а чаще даже решали дальнейшую судьбу, кинокартин молодых режиссеров.
Бабушка промотала запись вперед , чтоб показать Юле своего внука.
- Слабая идея! Я не понял о чем этот фильм, - прозвучал голос Алексея, - первые два фильма мне понравились больше.
Юлу будто огрели по голове.
- Можно я позаимствую у вас эту кассету? - спросила Юла.
- Бери, дочка.
Юла больше ничего не помнила. Очнулась она только тогда, когда вышла с кассетой на улицу.
***
По дороге домой ей встретился Николай Иванович, который прогуливался со своей собакой.
- Здравствуйте, Юля! - окрикнул он спешащую девушку.
- Добрый вечер, Николай Иванович!
Николай Иванович выждал паузу, чтобы рассмотреть кассету в руке Юли. В это время девушка рассматривала приятное лицо старика: добрый взгляд, мягкая улыбка и шрам, который его только украшал и добавлял мужественности.
- Юля, любите кино? - возобновил он разговор.
- А кто же не любит?
- Да. Я тоже когда-то любил, - произнес старик и досадно мотнул головой.
- Разочаровались?
- Отечественное кино стало похоже на Голливудское. Спецэффекты заменили сюжет. А умения режиссеров раскрывать психологический характер героя сошли на нет. Кино стало легким и "дешевым".
Юля согласилась.
- Раньше были режиссеры: Потешкин, Тараканов, Кручинин...можно бесконечно перечислять. Кто сейчас о них помнит?
Юлю поразило, что ее сосед так разбирается в кинематографе.
- А откуда у вас этот шрам? - поинтересовалась она.
- Я в молодости подрабатывал каскадером. На съемках одной картины я должен был спрыгнуть с идущего на полном ходу поезда. Неудачно приземлился, - подытожил старик.
Юле уже не терпелось посмотреть видеозапись передачи.
Увидев, что его собеседница торопится, Николай Иванович произнес:
- Не буду вас отвлекать, Юля! Но навестите как-нибудь старика. Для меня большой праздник будет.
- Конечно! - произнесла Юля.
И они попрощались.
Акт третий
Юля включила запись эфира.
- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире программа "5 злых зрителей". И сегодня мы будем смотреть и обсуждать фильмы начинающих режиссеров.
Юля сделала погромче.
- Сегодня на суд наших пяти "экспертов" представлены картины таких режиссеров, как: Александр Тараканов, Эдмонд Войнов и Игорь Белоруков...
Юля промотала сами фильмы и остановила на обсуждении картин.
- Слабая идея! Я не понял о чем этот фильм, - высказался о картине Белорукова один из "экспертов", - первые два фильма мне понравились больше.
- Мне кажется, что у автора третьей картины - мания величия. Он явно считает себя великим режиссером. С чего бы вдруг! - высказался человек с титрами - Евгений Вяземский.
- Я считаю, что первый фильм - Тараканова - лучший. Белоруков же не справился с поставленной задачей, - высказался третий.
Юля узнала в нем убитого байкера.
- Согласен. В фильме Белорукова ощущается недостаток профессионализма. Кино сыроватое, - сказал еще молодой хирург - Василий Дубов.
- А мне просто не понравилось его кино! - подытожил пятый "злобный зритель и все рассмеялись.
Юля задумалась, если зрителей пять, а жертв пока четыре, то жизнь одного из них, а именно товарища Вяземского, находится под угрозой.
- В нашей сегодняшней передаче побеждает - режиссер Тараканов! Мои поздравления автору. Наша передача подошла к концу. Будьте злобными, но в меру. До встречи! - произнес ведущий шоу.
Юля выключила запись. Она думала:
- Каждый из режиссеров тоже имел мотив. Надо их тоже проверить. Особенно Игорь Белоруков - вот уж кому досталось...
***
Юля нашла в сети номер телефона Александра Тараканова - посему известного ныне режиссера.
- Здравствуйте! Это Александр!
- Здравствуйте! Это Юлия Волкова. Я журналист. И у меня есть к вам несколько вопросов.
- Девушка, только быстро.
- Вы помните телепередачу "5 злых зрителей" 25-тилетней давности?
- Ха! Я не могу все помнить.
- Но это было начало вашего успеха, вашей карьеры. Ваш фильм победил в той передаче.
- Да! Кажется вспоминаю.
- Так вот. "Эксперты", решающие вашу дальнейшую судьбу в киноиндустрии, один за другим погибают. Не находите это странным?
- Девушка, вы подозреваете меня? Но какой у меня мотив? Я же победил - сами говорите.
- Могли ли режиссеры, участвующие с вами в той передаче, пойти на такое?
- Конечно нет! Насколько я помню там были фильмы моих сокурсников по училищу...
- Так вы знаете друг друга?
- Уже много лет дружим с Эдмондом. А Белорукова след простыл. Не знаю что с ним...
- Вы не могли бы дать мне адрес Войнова?
- Ладно. Если вы так желаете.
***
Эдмонд Войнов проживал в особняке. По всей видимости дела у него шли хорошо.
Юле быстро открыли дверь и проводили до рабочего кабинета режиссера.
- Вы журналист? - проницательно спросил тот.
- Да. Юлия Волкова.
- Что вы хотите?
- Есть несколько вопросов, которые касаются вашего прошлого...
- Только быстрее, пожалуйста!
На удивлении Юлии он быстро вспомнил ту программу:
- Жаль, что сейчас нет таких шоу. Никто уже не помогает пробиться талантливым людям.
- Но вы же не победили в ней?
- Зато мой фильм получил внимание СМИ.
- Вы что-нибудь слышали о вашем товарище - Игоре Белорукове?
- Уже лет дваадцать пять - ничего. А какой талантливый был режиссер. Лучший на курсе.
Юле показалось странным, что о его персоне ничего не известно.
- Я вам мало могу рассказать о нем. Вам лучше поговорить с нашим учителем в театральном вузе - Станиславом Семеновичем Шмарко.
- Где я могу его найти?
- Он до сих пор преподает, хотя уже не молод.
- Спасибо за информацию!
***
Станислав Семенович радушно принял Юлию. Налил чая и усадил в удобное кресло.
- Да, я помню этот курс. Возможно это лучший выпуск за всю мою преподавательскую деятельность, - сказал он, выслушав рассказ девушки.
После паузы он добавил.
- Странно, что они находятся под подозрением. Эти трое - фанаты своего дела. Кино для них - это все!
- Вы знаете дальнейшую судьбу Игоря Белорукова?
- Игорюши? Ничего о нем не слышал уже много лет. Это самобытный режиссер. На момент окончания вуза он был состоявшимся мастером с уникальным видением и божьим даром.
- Что можно сказать о его характере?
- Сложный характер. Если что-то шло не так - он вспыхивал мгновенно, но быстро остывал. Гений!
Пауза.
- Я был уверен, что его ждет блестящее будущее.
- Станислав Семенович, у вас есть фотография того курса?
- Конечно. Сейчас покажу.
Старик встал и начал рыться в ящиках шкафа.
Юле казалось, что ее расследование зашло в тупик. Интуиция молчала. Улик и зацепок никаких.
- Может стоит завершить расследование? Может хватит? - думала она.
В это время к ней подошел преподаватель.
- Юлия, вот смотрите! Все трое на этой фотографии.
Она взяла снимок и увидела трех молодых людей. Она тут же узнала Тараканова и Войнова, но и лицо третьего ей показалось знакомым...
Она вгляделась внимательней.
- Этот шрам! - подумала она.
Акт четвертый
Юля бежала, что было сил. Она не думала о безопасности. Она чувствовала, что медлить нельзя.
- Как бы не было поздно! - подумала она и постучала во входную дверь.
Никто не открыл. Юля надавила на ручку двери, та оказалась открытой.
Учащенно дыша Юла зашла в квартиру.
- Наконец-то вы пришли, Юля! - послышался голос.
Только сейчас она заметила, что в кресле сидел старик. Она не сразу в нем узнала своего соседа - Николая Ивановича.
- Я уж думал, что вы не успеете!
Юля подошла к креслу.
- Здравствуйте, товарищ Белоруков!
- Садитесь, - сказал старик, - не бойтесь.
Она села на софу и не знала с чего начать.
- Вы меня ждали?
- Ждал. Я сразу понял, что вы тот человек, который найдет преступника, - улыбнулся тот, - времени у нас немного, поэтому спрашивайте быстрее. И включите диктофон.
- Времени у нас теперь будет достаточно! - сказала Юля, нажимая кнопку записи.
- Ошибаетесь, Юля. Я принял яд, - он посмотрел на часы, - у нас осталось ровно семь минут.
- Зачем вы убили этих людей? Что это - месть?
- Да. Та телепередача, запись которой вы несли домой, могла стать трамплином для моей карьеры. Но эти люди решили по-другому. Они загубили мою жизнь...
- Но это же не повод их убивать?
- Повод. Государство отказало мне в финансировании всех моих дальнейших картин. Я остался ни с чем. Разве этого мало?
- На телепередаче было пять "экспертов". Что с пятым?
- Вяземский? Он стал депутатом. Был убит четыре года назад.
Белоруков увидел, что Юля находится в смятении.
- Не беспокойтесь. Это сделал не я. Кто-то меня опередил.
- Ваш мотив - месть?
Старик задумался.
- Можно сказать и так. Я хотел показать общественности, что они тоже допускают ошибки. Вы хоть знаете сколько неудачных операций сделал тот хирург? Или сколько судеб загубил критик своими опусами? А остальные?
- Но как вы поняли, что я вас найду?
- Я режиссер! Я должен уметь все предвидеть, - улыбнулся он и умер.
Юла вызвала полицию и скорую помощь.
***
- Вот еще одно дело закончено! - сказал отец Феодор выслушав рассказ Юли.
- Все ли я делаю правильно?
- Ты хороший и светлый человек! Значит и поступаешь правильно.
- Не всегда я была такой...
- И я тоже. Но люди меняются, если того хотят.
- Батюшка, неужели необходимо пройти через испытания и страдания, чтобы что-то понять?
- Часто так и бывает. Когда человеку плохо он вспоминает о Боге. Когда же ему хорошо - он думает только о себе.
КОНЕЦ
[Скрыть]Регистрационный номер 0415400 выдан для произведения:
Акт первый
- Сегодня ночью, как нам стало известно, был убит главный хирург 12-ой больницы, - сообщалось в телевизионных новостях, - на месте сейчас работают сотрудники полиции, но, по нашим сведениям, смерть Василия Дубова, зарезанного скальпелем после неудачной операции, стала третьей в череде убийств серийного маньяка, которого в народе окрестили - "мститель".
Юла сделал телевизор погромче.
- Напоминаю, что на прошлой неделе был убит строитель Евгений Кутузов, которого придавило плитой прямо на рабочем месте. А за неделю до этого трагического случая погиб Андрей Крамаренко - байкер со стажем, тело которого нашли в кювете возле трассы н14. Возле каждой из жертв была найдена записка печатного текста. Содержимое посланий пока не разглашается. Но всем очевидно, что в городе орудует серийный убийца...
Юла отпила горячий кофе.
- Полиция не торопится с выводами. Версия несчастных случаев не исключается, но всем гражданам следует соблюдать бдительность, пока сотрудники полиции ищут следы и улики. Переходим к следующей новости...
Юля выключила телевизор. Она вспомнила свою довольно удачную детективную деятельность, но все это в прошлом. Сейчас она полностью сконцентрировалась на своей музыкальной группе "Хромой конь". Благо в плане творчества идей еще было много и в 35 лет она не собиралась заканчивать карьеру, которая, по ее мнению, должна быть долгой и счастливой. Но это дело...
Будучи натурой увлекающейся Юла могла легко загореться какой-нибудь идеей и тогда ее было не остановить. Но она сомневалась: вправе ли она теперь заниматься расследованием убийств? Да, она неплохо справилась в прошлый раз, но чем это закончилось? - Одиночеством, опасностью, муками...
После того, как ее мужа Алексея посадили, она подала на развод. Жила она одна и в последнее время все было довольно спокойно.
- Мне не хватает дозы адреналина! - думала она, - надо встряхнуться.
Юла решила попросить благословения у отца Феодора - ее духовного наставника.
Она отправилась в храм. Место, где он находился, было нелюдное, уединенное, прихожан было мало. Храм представлял собой - деревянную постройку, бедную на первый взгляд, но именно таким Юла представляла себе идеальное место для молитв и исповеди.
Юла подождала, когда священник закончит службу, и подошла к нему, еще не зная, что сказать.
- Здравствуй, Юлия! - поприветствовал ее отец Феодор.
- Здравствуйте, Батюшка!
Юля не знала с чего начать и зачем она сюда пришла, но она понимал, что так надо.
Увидев смятение на лице своей прихожанки, Феодор начал разговор:
- Вижу, что за советом пришла.
- Так и есть.
- Рассказывай.
Юля поведала батюшке все свои сомнения по поводу нового расследования:
- Понимаете, я чувствую, когда могу помочь. Интуиция подсказывает мне, что я смогу раскрыть это дело, но я неуверенна в праве ли?
- Господь ведет тебя - это то, что ты называешь интуицией. Такой дар есть далеко не у каждого человека и не у каждого прихожанина. Это твой путь, твоя миссия. Но об одном попрошу - будь справедлива. Ответственность на тебе великая. Будь осторожней в выводах.
- Тогда благословите, отец!
Феодор благословил Юлю. А это был тот толчок вперед, который был необходим ей, чтобы смело приступить к собственному расследованию.
***
Юла отлично понимала: чтобы приступить к поискам ей нужны сведения, которыми располагают только сотрудники полиции. А единственным человеком, который может помочь, был Антон Бурый - сотрудник уголовного розыска, а ныне занимающийся частным сыском детектив.
Она позвонила ему. Трубку долго никто не брал, но спустя некоторое время последовал ответ:
- Алло! Антон Бурый. Слушаю.
- Привет! Это Юлия Волкова. Есть пара минут?
- Привет, Юля! Для тебя сколько хочешь.
- Отлично! Ты слышал что-нибудь о жертвах "мстителя"?
- Да, конечно. И хотя я уже не работаю в полиции - привычка следить за криминальными новостями осталась.
- Мне интересна любая информация, который ты располагаешь. О жертвах, убийце, местах преступления...
- Я знаю совсем немного, - перебил ее Антон.
- Но ты мог бы узнать?
- Остались кое-какие связи. Я попробую.
- Особенно мне интересно содержимое записок, оставленных убийцей на местах преступлений. Мне кажется, что это ключи к разгадке.
- Хорошо. Но полиция, насколько мне известно, не отвергает версию о случайности всех трех жертв.
- Антон, неужели ты думаешь, что три жертвы, демонстративно убитые за последнее время - это череда случаев?
- А что думаешь ты?
- Я считаю, что преступник хочет что-то сказать нам. Жертвы не случайны. И их должно что-то объединять.
- Да, возможно. Когда что-нибудь узнаю - я тебе сообщу, - сказал Антон.
- Спасибо тебе большое!
- Значит ты опять в деле?
- Похоже что так!
- Удачи! - произнес бывший детектив уголовного розыска и повесил трубку телефона.
***
Юле необходимо было найти зацепку, которая бы стала началом расследования. Пока она знала слишком мало о деле. Все ее знания ограничивались новостными выпусками и статьями газет.
Она прогуливалась около своего дома. Задумчиво и отрешенно от мира она шла и пыталась все разложить по полочкам.
- В чем же заключается посыл убийцы? - думала она.
Уже темнело и надо было идти домой.
- А может убийца не один? Может целая группировка? А может это действительно череда случаев - просто совпадений?
Ее размышления оборвал мужчина из соседнего подъезда, который прогуливался с собакой - мопсом по кличке "Гигант".
- Здравствуйте, Юля! - произнес тот.
- Добрый вечер, Николай Иванович!
Как часто она встречала этого не молодого, но доброго и приветливого, человека во время своих вечерних прогулок. Николай Иванович был чуть ли не единственным соседом, с которым Юла была знакома. Хотя переехала она совсем недавно.
- Обживаешься на новом месте?
- Да, Николай Иванович, понемногу. Как у вас дела?
- Какие могут быть у старика дела, Юля? - улыбнулся собеседник, - вот гуляем с "Гигантом" и то радость.
Юле нравился этот пожилой человек. Он вызывал симпатию, но надо было прощаться - завтра предстоял тяжелый день.
- До свидания, Николай Иванович!
- Всего тебе доброго, Юля! Заходи в гости. Не забывай старика.
- Обязательно!
На этом они распрощались.
Акт второй
Когда Юла проводила расследование дела, то этот процесс всегда был системным и продуманным. Опрос близких и родных жертв - был основным этапом ее неофициальной детективной работы.
Разузнав из надежных источников адрес первой жертвы "мстителя" - строителя Евгения Кутузова, она хотела встретиться с женой погибшего мужчины. Юла любила являться без предупреждения, чтобы застать человека врасплох, чтобы тот не успел все продумать и убрать улики. А подозревать можно было любого.
Перед ее взором предстал обычный московский многоэтажный дом. Юла набрала номер квартиры и позвонила в домофон.
Ответили не сразу. На удивление отозвался мужской голос:
- Да, слушаю!
- Здравствуйте! Это Юлия Волкова. Я журналист. У меня есть несколько вопросов к жене Евгения.
- Девушка, мы уже ответили на все вопросы следствия. Нам больше нечего сказать.
- А вы кто? - спросила Юля.
- Я брат Евгения. Но вам это о многом не скажет.
- Ну, если вы хотите пройти подозреваемым по делу, то я могу и уйти. Значит вам есть что скрывать...
- Ладно. Заходите.
Дверь отворилась и Юля вошла в подъезд. Поднявшись на лифте до нужного этажа она встретила мужчину, который спокойно стоял и курил сигарету.
- Значит с вами я только что общалась? - начала разговор Юля.
- Да. Понимаете....Татьяну сейчас не стоит беспокоить. Она в ужасном состоянии и не готова к очередному допросу. Я сам могу ответить на ваши вопросы.
Юля задумалась.
- Хорошо. Как вас зовут? И кем вы приходитесь Евгению Кутузову?
- Андрей. Я его родной брат. Говорил же уже...
- Часто ли вы общались с братом до его гибели?
- Не очень. Но мы были в курсе всех важных дел друг друга. Братья все же. Виделись на семейных праздниках. Иногда по выходным ездили вместе на рыбалку.
- Кем вы работаете?
- В одной известной страховой компании - администратором.
- Ссорился ли Евгений с кем-нибудь незадолго до гибели? - продолжала допрос Юлия.
Андрей затянулся табачным дымом и ответил не сразу...
- У брата был сложный характер. Можно сказать, что взрывной. За это его не раз били, но чтобы убивать за это...вряд ли.
Юля раздумывала о тех вопросах, которые можно было бы задать еще, как Андрей неожиданно заговорил:
- Понимаете, у Жени остались долги. И я нахожусь здесь, чтобы защитить Татьяну. Скорее всего нам придется их выплачивать. Ума не приложу, где взять деньги...
- Вы не просили полицию предоставить вам охрану?
- Просили. Да что толку?
- Хорошо. Я вам помогу. У меня есть кое-какие связи, - уверенно произнесла Юля, - мне нужны ваши контакты, на случай если вы мне понадобитесь.
Мужчина достал из кармана визитку и протянул "журналистке".
- Всего доброго, Андрей! В течении нескольких часов вам предоставят охрану.
- Спасибо! - ответил он и скрылся за дверью.
***
Юля договорилась о встрече с Антоном Бурым. Надо было решить несколько вопросов и может быть получить информацию, которую смог раздобыть детектив.
Встреча состоялось в парке на станции метро "Вольные хлеба". И, хотя Юла очень торопилась, явилась она с опозданием.
- Наконец-то! А то я уже час с лишним здесь сижу, - поприветствовал ее Антон.
- Извини. Сама не знаю как так получилось. Кажется я перестаю чувствовать время.
- Что-нибудь узнала нового?
- Пока только начальная стадия - опрос ближнего круга каждой из жертв. А у тебя есть что-нибудь?
- Приятных новостей нет, - грустно произнес сыщик.
- Что случилось?
- Найдено тело еще одной жертвы! Картина все та же: не улик, не свидетелей.
- Кто на этот раз?
- Алексей Угрюмов, 43 года, писал критичные опусы о новинках отечественной кинематографии.
- Ты уверен, что это дело рук "мстителя"?
- Подчерк тот же. И записка рядом с телом: "Слабая идея!"
- Интересно. Ты узнал тексты записок предыдущих жертв?
- Да. У тела хирурга нашли записку: "Недостаток профессионализма".
- То есть убийца всех толи критикует, толи обличает, - перебила его Юля.
- Похоже на то! У тела Кутузова на шли записку: "Не понравилось", а байкер погиб с эпитафией: "Не справился с поставленной задачей".
Юла записала посмертные фразы в блокнот.
- Спасибо! Ты мне очень помог. Хотя я пока не знаю, что это нам дает...
После паузы она прибавила:
- Выполни еще одну мою просьбу. Нужно обеспечить охраной семью Кутузова. Из-за долговых обязательств убитого жена и брат боятся выходить из дома.
- Будет сделано! У меня есть человек, который проследит за их безопасностью, пока ты ведешь расследование, а потом все же стоит обратиться в полицию.
Они попрощались. И Юла пыталась переварить полученную информации, но времени не было. Расследование должно продолжаться!
***
Она быстро нашла квартиру убитого байкера - Андрея Крамаренко. По сведениям Юлы он не был официально расписан, но жил в гражданском браке с Марией Носовой, своих детей у них не было, что не помешало им усыновить мальчика - Степу.
Юла позвонила - никто не открыл.
Закралась мысль, что семья просто не хочет никого видеть.
Юля постучала - ноль реакции. Но открылась соседняя дверь.
- Их нет дома! Хватит шуметь, - ворчливо произнесла соседка.
- А где они могут быть? Я журналист. И мне надо срочно поговорить с Марией.
- Я не знаю. Мне не докладывают.
- Но номер мобильного телефона вы знаете?
Женщина выдержала "мхатовскую" паузу, но все же продиктовала номер телефона.
Поблагодарив соседку Юла вышла из подъезда и набрала номер телефона Марии.
- Алло! - послышалось из трубки.
- Здравствуйте! Меня зовут Юлия Волкова. Я журналист и веду независимое расследование. Мне нужно задать вам несколько вопросов.
- Когда же вы оставите нас в покое! Мальчик перенес стресс и все, что ему нужно - это тишина и забота.
- Мария, значит вы не хотите, чтобы убийцу Андрея нашли?
- Это несчастный случай! А я ему говорила: "Не гони так быстро. Соблюдай правила."
- Где вы были во время гибели мужа?
- Теперь мы остались одни. И кто будет воспитывать Степу? Мальчику теперь расти без отца, - проигнорировала вопрос женщина.
- У вас есть алиби? - настаивала Юля, - кто-нибудь может его подтвердить?
- Дома я была. С сыном.
- У Андрея могли быть враги?
- Сколько угодно. Я этих байкеров не люблю и всегда их подозревала - невоспитанный, темный народ.
Понимая, что ничего не добьется в этом разговоре, Юла поспешила закончить его.
- Спасибо за уделенное мне время.
В ответ женщина положила трубку.
***
Юла отправилась по адресу четвертой жертвы "мстителя" - Алексея Угрюмова, так как у убитого хирурга не было родных. Соблюдать последовательность - не было необходимым условием в методике "сыщицы", но так было проще не запутаться. Ей уже было известно, что у недавно убитого критика из близких людей осталась лишь бабушка - Прасковья Егоровна.
Юла громко постучала в дверь, полагая что у пожилой женщины могут быть проблемы со слухом, но дверь тут же открылась.
- Что вы так громко стучите? Я же не глухая, - произнесла бабушка.
- Извините. Я журналист и веду независимое расследование. Моей целью является докопаться до истины и найти убийцу вашего внука.
- Заходите.
Юля чувствовала себя немного неуверенно. Если родственники предыдущих жертв были немногословными, то в этот раз ее встретили радушно, несмотря на "говорящую" фамилию.
- Леша был хорошим и очень способным парнем, - начала разговор Прасковья Егоровна.
- Но работа критиком подразумевает множество недоброжелателей. Не всех же он хвалил?
- Он старался быть объективным. Я собирала все его статьи и фотографии из газет и журналов. У меня целый архив.
Последовала пауза.
- Его увлекла профессия критика после того, как он поучаствовал в одной передаче на телевидении, - продолжала бабушка, открывая шкаф и доставая оттуда кассету, - вот она запись его первого появления на телевидении.
Прасковья Егоровна включила запись эфира.
Юла узнала передачу своего детства - "5 злых зрителей", в которой пять людей с улицы обсуждали, а чаще даже решали дальнейшую судьбу, кинокартин молодых режиссеров.
Бабушка промотала запись вперед , чтоб показать Юле своего внука.
- Слабая идея! Я не понял о чем этот фильм, - прозвучал голос Алексея, - первые два фильма мне понравились больше.
Юлу будто огрели по голове.
- Можно я позаимствую у вас эту кассету? - спросила Юла.
- Бери, дочка.
Юла больше ничего не помнила. Очнулась она только тогда, когда вышла с кассетой на улицу.
***
По дороге домой ей встретился Николай Иванович, который прогуливался со своей собакой.
- Здравствуйте, Юля! - окрикнул он спешащую девушку.
- Добрый вечер, Николай Иванович!
Николай Иванович выждал паузу, чтобы рассмотреть кассету в руке Юли. В это время девушка рассматривала приятное лицо старика: добрый взгляд, мягкая улыбка и шрам, который его только украшал и добавлял мужественности.
- Юля, любите кино? - возобновил он разговор.
- А кто же не любит?
- Да. Я тоже когда-то любил, - произнес старик и досадно мотнул головой.
- Разочаровались?
- Отечественное кино стало похоже на Голливудское. Спецэффекты заменили сюжет. А умения режиссеров раскрывать психологический характер героя сошли на нет. Кино стало легким и "дешевым".
Юля согласилась.
- Раньше были режиссеры: Потешкин, Тараканов, Кручинин...можно бесконечно перечислять. Кто сейчас о них помнит?
Юлю поразило, что ее сосед так разбирается в кинематографе.
- А откуда у вас этот шрам? - поинтересовалась она.
- Я в молодости подрабатывал каскадером. На съемках одной картины я должен был спрыгнуть с идущего на полном ходу поезда. Неудачно приземлился, - подытожил старик.
Юле уже не терпелось посмотреть видеозапись передачи.
Увидев, что его собеседница торопится, Николай Иванович произнес:
- Не буду вас отвлекать, Юля! Но навестите как-нибудь старика. Для меня большой праздник будет.
- Конечно! - произнесла Юля.
И они попрощались.
Акт третий
Юля включила запись эфира.
- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире программа "5 злых зрителей". И сегодня мы будем смотреть и обсуждать фильмы начинающих режиссеров.
Юля сделала погромче.
- Сегодня на суд наших пяти "экспертов" представлены картины таких режиссеров, как: Александр Тараканов, Эдмонд Войнов и Игорь Белоруков...
Юля промотала сами фильмы и остановила на обсуждении картин.
- Слабая идея! Я не понял о чем этот фильм, - высказался о картине Белорукова один из "экспертов", - первые два фильма мне понравились больше.
- Мне кажется, что у автора третьей картины - мания величия. Он явно считает себя великим режиссером. С чего бы вдруг! - высказался человек с титрами - Евгений Вяземский.
- Я считаю, что первый фильм - Тараканова - лучший. Белоруков же не справился с поставленной задачей, - высказался третий.
Юля узнала в нем убитого байкера.
- Согласен. В фильме Белорукова ощущается недостаток профессионализма. Кино сыроватое, - сказал еще молодой хирург - Василий Дубов.
- А мне просто не понравилось его кино! - подытожил пятый "злобный зритель и все рассмеялись.
Юля задумалась, если зрителей пять, а жертв пока четыре, то жизнь одного из них, а именно товарища Вяземского, находится под угрозой.
- В нашей сегодняшней передаче побеждает - режиссер Тараканов! Мои поздравления автору. Наша передача подошла к концу. Будьте злобными, но в меру. До встречи! - произнес ведущий шоу.
Юля выключила запись. Она думала:
- Каждый из режиссеров тоже имел мотив. Надо их тоже проверить. Особенно Игорь Белоруков - вот уж кому досталось...
***
Юля нашла в сети номер телефона Александра Тараканова - посему известного ныне режиссера.
- Здравствуйте! Это Александр!
- Здравствуйте! Это Юлия Волкова. Я журналист. И у меня есть к вам несколько вопросов.
- Девушка, только быстро.
- Вы помните телепередачу "5 злых зрителей" 15-тилетней давности?
- Ха! Я не могу все помнить.
- Но это было начало вашего успеха, вашей карьеры. Ваш фильм победил в той передаче.
- Да! Кажется вспоминаю.
- Так вот. "Эксперты", решающие вашу дальнейшую судьбу в киноиндустрии, один за другим погибают. Не находите это странным?
- Девушка, вы подозреваете меня? Но какой у меня мотив? Я же победил - сами говорите.
- Могли ли режиссеры, участвующие с вами в той передаче, пойти на такое?
- Конечно нет! Насколько я помню там были фильмы моих сокурсников по училищу...
- Так вы знаете друг друга?
- Уже много лет дружим с Эдмондом. А Белорукова след простыл. Не знаю что с ним...
- Вы не могли бы дать мне адрес Войнова?
- Ладно. Если вы так желаете.
***
Эдмонд Войнов проживал в особняке. По всей видимости дела у него шли хорошо.
Юле быстро открыли дверь и проводили до рабочего кабинета режиссера.
- Вы журналист? - проницательно спросил тот.
- Да. Юлия Волкова.
- Что вы хотите?
- Есть несколько вопросов, которые касаются вашего прошлого...
- Только быстрее, пожалуйста!
На удивлении Юлии он быстро вспомнил ту программу:
- Жаль, что сейчас нет таких шоу. Никто уже не помогает пробиться талантливым людям.
- Но вы же не победили в ней?
- Зато мой фильм получил внимание СМИ.
- Вы что-нибудь слышали о вашем товарище - Игоре Белорукове?
- Уже лет пятнадцать - ничего. А какой талантливый был режиссер. Лучший на курсе.
Юле показалось странным, что о его персоне ничего не известно.
- Я вам мало могу рассказать о нем. Вам лучше поговорить с нашим учителем в театральном вузе - Станиславом Семеновичем Шмарко.
- Где я могу его найти?
- Он до сих пор преподает, хотя уже не молод.
- Спасибо за информацию!
***
Станислав Семенович радушно принял Юлию. Налил чая и усадил в удобное кресло.
- Да, я помню этот курс. Возможно это лучший выпуск за всю мою преподавательскую деятельность, - сказал он, выслушав рассказ девушки.
После паузы он добавил.
- Странно, что они находятся под подозрением. Эти трое - фанаты своего дела. Кино для них - это все!
- Вы знаете дальнейшую судьбу Игоря Белорукова?
- Игорюши? Ничего о нем не слышал уже много лет. Это самобытный режиссер. На момент окончания вуза он был состоявшимся мастером с уникальным видением и божьим даром.
- Что можно сказать о его характере?
- Сложный характер. Если что-то шло не так - он вспыхивал мгновенно, но быстро остывал. Гений!
Пауза.
- Я был уверен, что его ждет блестящее будущее.
- Станислав Семенович, у вас есть фотография того курса?
- Конечно. Сейчас покажу.
Старик встал и начал рыться в ящиках шкафа.
Юле казалось, что ее расследование зашло в тупик. Интуиция молчала. Улик и зацепок никаких.
- Может стоит завершить расследование? Может хватит? - думала она.
В это время к ней подошел преподаватель.
- Юлия, вот смотрите! Все трое на этой фотографии.
Она взяла снимок и увидела трех молодых людей. Она тут же узнала Тараканова и Войнова, но и лицо третьего ей показалось знакомым...
Она вгляделась внимательней.
- Этот шрам! - подумала она.
Акт четвертый
Юля бежала, что было сил. Она не думала о безопасности. Она чувствовала, что медлить нельзя.
- Как бы не было поздно! - подумала она и постучала во входную дверь.
Никто не открыл. Юля надавила на ручку двери, та оказалась открытой.
Учащенно дыша Юла зашла в квартиру.
- Наконец-то вы пришли, Юля! - послышался голос.
Только сейчас она заметила, что на кресле сидел старик. Она не сразу в нем узнала своего соседа - Николая Ивановича.
- Я уж думал, что вы не успеете!
Юля подошла к креслу.
- Здравствуйте, товарищ Белоруков!
- Садитесь, - сказал старик, - не бойтесь.
Она села на софу и не знала с чего начать.
- Вы меня ждали?
- Ждал. Я сразу понял, что вы тот человек, который найдет преступника, - улыбнулся тот, - времени у нас немного, поэтому спрашивайте быстрее. И включите диктофон.
- Времени у нас теперь будет достаточно! - сказала Юля, нажимая кнопку записи.
- Ошибаетесь, Юля. Я принял яд, - он посмотрел на часы, - у нас осталось ровно семь минут.
- Зачем вы убили этих людей? Что это - месть?
- Да. Та телепередача, запись которой вы несли домой, могла стать трамплином для моей карьеры. Но эти люди решили по-другому. Они загубили мою жизнь...
- Но это же не повод их убивать?
- Повод. Государство отказало мне в финансировании всех моих дальнейших картин. Я остался не с чем. Разве этого мало?
- На телепередаче было пять "экспертов". Что с пятым?
- Вяземский? Он стал депутатом. Был убит четыре года назад.
Белоруков увидел, что Юля находится в смятении.
- Не беспокойтесь. Это сделал не я. Кто-то меня опередил.
- Ваш мотив - месть?
Старик задумался.
- Можно сказать и так. Я хотел показать общественности, что они тоже допускают ошибки. Вы хоть знаете сколько неудачных операций сделал тот хирург? Или сколько судеб загубил критик своими опусами? А остальные?
- Но как вы поняли, что я вас найду?
- Я режиссер! Я должен уметь все предвидеть, - улыбнулся он и умер.
Юла вызвала полицию и скорую помощь.
***
- Вот еще одно дело закончено! - сказал отец Феодор выслушав рассказ Юли.
- Все ли я делаю правильно?
- Ты хороший и светлый человек! Значит и поступаешь правильно.
- Не всегда я была такой...
- И я тоже. Но люди меняются, если того хотят.
- Батюшка, неужели необходимо пройти через испытания и страдания, чтобы что-то понять?
- Часто так и бывает. Когда человеку плохо он вспоминает о Боге. Когда же ему хорошо - он думает только себе.
КОНЕЦ
Спасибо большое! Это уже третий детектив про следователя-любителя Юлу. Ивушка, с наступающими майскими праздниками Вас! Хороших выходных и радостных дней!