Многие православные верующие соблюдают посты. Это дни,
когда человек должен ограничить себя в пище. Считается, что в дни постанеобходимо
исключить и разные развлечения, ведь телесный пост не может быть полным без
поста духовного. Великий пост в 2012 году начался 27 февраля и продлится до 14
апреля. Петров пост - с 11 июня по 11 июля. Успенский пост - с 14 по 28
августа. С 28 ноября по 6 января 2013 года – Рождественский пост. Все это многодневные посты.
Однодневные
посты приходятся на Крещенский сочельник – 18.01.2012, Усекновение главы Иоанна
Предтечи – 11.09.2012. и Воздвижение
Креста Господня – 27.09.2012. Кроме того
постоянно постятся по средам и пятницам.
История возникновения
Пост имеет ветхозаветное происхождение, и был перенят
христианами. У иудеев была привычка
поститься два раза в неделю — по вторникам и четвергам. Христиане, чтобы их не
упрекали в том, что они не постятся, выбрали другие дни - среда и пятница.
Первоначально Великий и Рождественский посты длились 7 дней, но в 3-м и 4-м веках
Церковь установила этим постам по 40
дней (Четыредесятница).
Петров пост появился, как возможность верующих
поститься тогда, когда по каким-то причинам ими был пропущен Великий пост.
"Если некий человек не смог поститься на Страстную
Седмицу, — не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после
Пятидесятницы”. (Апостольское предание
св. Ипполлита Римского)
«Пятидесятница» - это 50-тидневное празднование Пасхи,
которое заканчивается на Святую Троицу. А через неделю – начинается Петров
пост.
Почему же должны поститься все верующие?
Дело в том, что раньше крещение язычников проводилось
только по большим праздникам, поэтому пост, как очищение тела и подготовка души
к тайне крещения, был к таким праздникам приурочен. Но некрещёный человек, постясь для подготовки
к крещению, видит крещеного, который в этот период не поститься! И возникает
сомнение в справедливости новой веры. Для того, чтобы избежать появления таких
сомнений, в эти дни стали поститься ВСЕ верующие, как бы в знак солидарности с
новообращаемыми.
Немного о сути Великого поста.
ОН состоит из двух частей – это Святая
Четыредесятница и затем Страстная Седмица.
«Страстная Седмица – это уже не
Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время.
Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём
навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу
нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад
и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от
Бога.» (А.Кураев)
Пост, как таковой.
«Пост
– это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо
вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, –
воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам
Творец миров снисшел к нам и распялся "нас ради человек и нашего ради спасения”...»
Так вот, мало сказать, что пост нужен
для духовной жизни и т.д.
Конкретно, для чего именно?
У поста (в смысле воздержания от мясной,
плотной пищи) три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с
которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания.
Церковь благословляет в это время поститься – из послушания Церкви, из чувства
своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это
время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т.д. Это
первый смысл, на котором большинство церковных людей на самом деле сегодня
находятся.
Второй
смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти,
чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь
также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае (во
втором смысле) пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что
называется, половозрелого возраста – т.е., может быть, начиная от подростков,
ну и кончая периодом, когда приближается уже иной период жизни, когда плоть уже
не возбуждает человека. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской
среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить,
что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь
можно проще дать человеку понять, что пост – это время такого сугубо личного
подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно
молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить,
перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы
перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а
молоком поите, – для него это будет достаточный пост.
…
Но здесь вопрос некой решимости. Человек
действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?
"Половинка на серединку” — как бы смысла
нет. И очень часто это то, что вызывает разочарование в людях: "Вот я как бы
пробовал поститься, а облегчения в искушениях не настало”. И вот это тоже,
конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать.
И,
наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи – это облегчение
молитвенного труда. Как однажды один старец сказал: "Есть нужно столько, чтобы
когда ты встаёшь из-за стола, хотелось молиться”. Вот если ты встаёшь с тяжёлым
чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел.»
(А,Кураев)
Здесь хочется привести сделанные
разъяснения между телом и плотью.
«…
то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом,
– это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть –
это то, что исследует фрейдистский психоанализ.
…
Поэтому поймите: проблема не в том, что
лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как
всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна
проблема.
Если
сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту
истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более
прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые
обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.» (А.Кураев)
Заключение
Пост должен приниматься или в полном
объеме, то есть ограничение в пище должно сопровождаться регулярным молением, и не только им, но и готовностью к молитве.
Или не приниматься вообще.
Пост без молитвы – это не только
обыкновенная диета, но и грех, если ограничивая себя в пище, ты
делаешь вид, что делаешь это из религиозных побуждений, – это от лукавого, а
значит неискренно.
***
Для данного сообщения взяты материалы из Церковного Православного
календаря, Википедии и статьи
«О Великом посте: суть Великого поста», автор Протодиакон Андрей Кураев
- Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры
философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
[Скрыть]Регистрационный номер 0197932 выдан для произведения:
Многие православные верующие соблюдают посты. Это дни,
когда человек должен ограничить себя в пище. Считается, что в дни постанеобходимо
исключить и разные развлечения, ведь телесный пост не может быть полным без
поста духовного. Великий пост в 2012 году начался 27 февраля и продлится до 14
апреля. Петров пост - с 11 июня по 11 июля. Успенский пост - с 14 по 28
августа. С 28 ноября по 6 января 2013 года – Рождественский пост. Все это многодневные посты.
Однодневные
посты приходятся на Крещенский сочельник – 18.01.2012, Усекновение главы Иоанна
Предтечи – 11.09.2012. и Воздвижение
Креста Господня – 27.09.2012. Кроме того
постоянно постятся по средам и пятницам.
История возникновения
Пост имеет ветхозаветное происхождение, и был перенят
христианами. У иудеев была привычка
поститься два раза в неделю — по вторникам и четвергам. Христиане, чтобы их не
упрекали в том, что они не постятся, выбрали другие дни - среда и пятница.
Первоначально Великий и Рождественский посты длились 7 дней, но в 3-м и 4-м веках
Церковь установила этим постам по 40
дней (Четыредесятница).
Петров пост появился, как возможность верующих
поститься тогда, когда по каким-то причинам ими был пропущен Великий пост.
"Если некий человек не смог поститься на Страстную
Седмицу, — не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после
Пятидесятницы”. (Апостольское предание
св. Ипполлита Римского)
«Пятидесятница» - это 50-тидневное празднование Пасхи,
которое заканчивается на Святую Троицу. А через неделю – начинается Петров
пост.
Почему же должны поститься все верующие?
Дело в том, что раньше крещение язычников проводилось
только по большим праздникам, поэтому пост, как очищение тела и подготовка души
к тайне крещения, был к таким праздникам приурочен. Но некрещёный человек, постясь для подготовки
к крещению, видит крещеного, который в этот период не поститься! И возникает
сомнение в справедливости новой веры. Для того, чтобы избежать появления таких
сомнений, в эти дни стали поститься ВСЕ верующие, как бы в знак солидарности с
новообращаемыми.
Немного о сути Великого поста.
ОН состоит из двух частей – это Святая
Четыредесятница и затем Страстная Седмица.
«Страстная Седмица – это уже не
Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время.
Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём
навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу
нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад
и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от
Бога.» (А.Кураев)
Пост, как таковой.
«Пост
– это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо
вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, –
воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам
Творец миров снисшел к нам и распялся "нас ради человек и нашего ради спасения”...»
Так вот, мало сказать, что пост нужен
для духовной жизни и т.д.
Конкретно, для чего именно?
У поста (в смысле воздержания от мясной,
плотной пищи) три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с
которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания.
Церковь благословляет в это время поститься – из послушания Церкви, из чувства
своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это
время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т.д. Это
первый смысл, на котором большинство церковных людей на самом деле сегодня
находятся.
Второй
смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти,
чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь
также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае (во
втором смысле) пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что
называется, половозрелого возраста – т.е., может быть, начиная от подростков,
ну и кончая периодом, когда приближается уже иной период жизни, когда плоть уже
не возбуждает человека. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской
среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить,
что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь
можно проще дать человеку понять, что пост – это время такого сугубо личного
подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно
молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить,
перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы
перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а
молоком поите, – для него это будет достаточный пост.
…
Но здесь вопрос некой решимости. Человек
действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?
"Половинка на серединку” — как бы смысла
нет. И очень часто это то, что вызывает разочарование в людях: "Вот я как бы
пробовал поститься, а облегчения в искушениях не настало”. И вот это тоже,
конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать.
И,
наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи – это облегчение
молитвенного труда. Как однажды один старец сказал: "Есть нужно столько, чтобы
когда ты встаёшь из-за стола, хотелось молиться”. Вот если ты встаёшь с тяжёлым
чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел.»
(А,Кураев)
Здесь хочется привести сделанные
разъяснения между телом и плотью.
«…
то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом,
– это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть –
это то, что исследует фрейдистский психоанализ.
…
Поэтому поймите: проблема не в том, что
лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как
всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна
проблема.
Если
сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту
истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более
прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые
обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.» (А.Кураев)
Заключение
Пост должен приниматься или в полном
объеме, то есть ограничение в пище должно сопровождаться регулярным молением, и не только им, но и готовностью к молитве.
Или не приниматься вообще.
Пост без молитвы – это не только
обыкновенная диета, но и грех, если ограничивая себя в пище, ты
делаешь вид, что делаешь это из религиозных побуждений, – это от лукавого, а
значит неискренно.
***
Для данного сообщения взяты материалы из Церковного Православного
календаря, Википедии и статьи
«О Великом посте: суть Великого поста», автор Протодиакон Андрей Кураев
- Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры
философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
Я тоже так думаю! Он написан 2 года тому назад после споров с женой - как именно надо поститься. Пришлось "прояснять" вопрос до конца. Благодарю за отзыв!