ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → Мораль и нравственность

Мораль и нравственность

2 марта 2013 - Лана Луканова

 

Что такое мораль и нравственность с позиции человека, верящего  в Творца, как в законодателя физических и нравственных принципов.

Мораль и нравственность – понятия для многих синонимичные. Казалось бы, мы все понимаем, что это такое,  классическая литература построена на высоких нравственных принципах и в конце каждого произведения зримо или незримо присутствует  выражение: «мораль сей басни такова…».
Словари терминов дают следующее определение:
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали,  является внешним требованием к поведению индивида.
Из определения четко видно, нравственность – внутренняя установка каждого, а мораль – внешнее требование и только в том случае, когда они совпадают можно сказать, что они являются синонимичными. Отсюда  возникает вопрос: как можно добиться такого идеального состояния, когда ваши личные нравственные  качества не будут вступать в противоречие с внешними моральными требованиями?
Ответить на него можно, если понять, что является первоисточником, тогда все встанет на свои места. Нужна одна отправная точка для двух этих понятий, тогда их проекция на любого индивида не будет вызывать у него чувство дискомфорта из-за мук совести.
Человек – это сложный механизм, у которого есть: органы чувств, руки, ноги, голова, совесть, мозг, свобода выбора и т. п., понятия нравственности тоже заложены в этот механизм изначально.
Все это в совокупности определяет личность человека. Каждый понимает, что такое добро, а что такое зло, а наша совесть является внутренним регулятором этих понятий.
Мы именно такие не благодаря случаю, а по замыслу Творца вселенной.
Хотя логично предположить, что функция внешнего регулятора наших внутренних установок должна оставаться за Творцом, люди отказавшись от правления Бога, переложили ее на самих себя же. И теперь внешние требования определяются и предъявляются обществом людей.
Насколько надежным сдерживающим фактором от падения нравственных норм человека, может быть общество?  Вопрос риторический.
Общество в целом,  легко прогибается под безнравственное поведение. Результат – кризис института семьи, всевозрастающее насилие и другие плачевные факты.
Сегодня в каждой распавшейся семье супруги страдают от того, что их личные нравственные качества вступили в противоречие с моралью общества, которое через средства массовой информации говорит нам, что изменять супругу или супруге – это нормально при тех или иных обстоятельствах. Значит человеку надо всего лишь сделать вид, что эти обстоятельства наступили и тогда мораль общества вполне будет удовлетворена, но каково пострадавшей стороне, успокоят ли ее обстоятельства выдвинутые в качестве оправдания безнравственного поступка?

Стоит не забывать, что наши изначальные нравственные установки могут сильно искажаться под влиянием внешних факторов, но все же каждый из нас испытывает от этого внутренний дискомфорт. Искаженные внутренние нравственные нормы и внешние моральные требования являются причинами депрессий, пьянства, наркомании, самоубийств и подобных проявлений.
Или другой пример: мораль общества позволяет убивать и быт убитым из патриотических соображений.  Только спустя много лет, потомки некогда  враждующих, находят в себе силы признать тот факт, что их агрессивные действия были бессмысленными и разрушительными в физическом и нравственном смысле.
Ситуация в мире, могла бы измениться кардинально, если  бы внешним сдерживающим фактором для каждого человека, стала мораль Бога.
Ведь у Бога нет двойных стандартов, заповедь" не убей"- означает именно это, без всяких оговорок на патриотизм или нужду, а заповедь "не прелюбодействуй"- именно то, что нельзя этого делать ни при каких обстоятельствах. Мы  пришли бы к изначально задуманной работоспособной системе, ведь мораль Бога вложена в нас в виде нравственных принципов и именно в этом отношении мы были созданы по Его подобию. Эти два понятия являются составляющими частями системы взаимодействия между людьми и Богом.
Жаль, но пока с наших словарях, слова мораль и нравственность разделены соединительным союзом «и», нас будут разделять противоречия.

© Copyright: Лана Луканова, 2013

Регистрационный номер №0120666

от 2 марта 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0120666 выдан для произведения:

 

Что такое мораль и нравственность с позиции человека, верящего  в Творца, как в законодателя физических и нравственных принципов.

Мораль и нравственность – понятия для многих синонимичные. Казалось бы, мы все понимаем, что это такое,  классическая литература построена на высоких нравственных принципах и в конце каждого произведения зримо или незримо присутствует  выражение: «мораль сей басни такова…».
Словари терминов дают следующее определение:
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали,  является внешним требованием к поведению индивида.
Из определения четко видно, нравственность – внутренняя установка каждого, а мораль – внешнее требование и только в том случае, когда они совпадают можно сказать, что они являются синонимичными. Отсюда  возникает вопрос: как можно добиться такого идеального состояния, когда ваши личные нравственные  качества не будут вступать в противоречие с внешними моральными требованиями?
Ответить на него можно, если понять, что является первоисточником, тогда все встанет на свои места. Нужна одна отправная точка для двух этих понятий, тогда их проекция на любого индивида не будет вызывать у него чувство дискомфорта из-за мук совести.
Человек – это сложный механизм, у которого есть: органы чувств, руки, ноги, голова, совесть, мозг, свобода выбора и т. п., понятия нравственности тоже заложены в этот механизм изначально.
Все это в совокупности определяет личность человека. Каждый понимает, что такое добро, а что такое зло, а наша совесть является внутренним регулятором этих понятий.
Мы именно такие не благодаря случаю, а по замыслу Творца вселенной.
Хотя логично предположить, что функция внешнего регулятора наших внутренних установок должна оставаться за Творцом, люди отказавшись от правления Бога, переложили ее на самих себя же. И теперь внешние требования определяются и предъявляются обществом людей.
Насколько надежным сдерживающим фактором от падения нравственных норм человека, может быть общество?  Вопрос риторический.
Общество в целом,  легко прогибается под безнравственное поведение. Результат – кризис института семьи, всевозрастающее насилие и другие плачевные факты.
Сегодня в каждой распавшейся семье супруги страдают от того, что их личные нравственные качества вступили в противоречие с моралью общества, которое через средства массовой информации говорит нам, что изменять супругу или супруге – это нормально при тех или иных обстоятельствах. Значит человеку надо всего лишь сделать вид, что эти обстоятельства наступили и тогда мораль общества вполне будет удовлетворена, но каково пострадавшей стороне, успокоят ли ее обстоятельства выдвинутые в качестве оправдания безнравственного поступка?

Стоит не забывать, что наши изначальные нравственные установки могут сильно искажаться под влиянием внешних факторов, но все же каждый из нас испытывает от этого внутренний дискомфорт. Искаженные внутренние нравственные нормы и внешние моральные требования являются причинами депрессий, пьянства, наркомании, самоубийств и подобных проявлений.
Или другой пример: мораль общества позволяет убивать и быт убитым из патриотических соображений.  Только спустя много лет, потомки некогда  враждующих, находят в себе силы признать тот факт, что их агрессивные действия были бессмысленными и разрушительными в физическом и нравственном смысле.
Ситуация в мире, могла бы измениться кардинально, если  бы внешним сдерживающим фактором для каждого человека, стала мораль Бога.
Ведь у Бога нет двойных стандартов, заповедь" не убей"- означает именно это, без всяких оговорок на патриотизм или нужду, а заповедь "не прелюбодействуй"- именно то, что нельзя этого делать ни при каких обстоятельствах. Мы  пришли бы к изначально задуманной работоспособной системе, ведь мораль Бога вложена в нас в виде нравственных принципов и именно в этом отношении мы были созданы по Его подобию. Эти два понятия являются составляющими частями системы взаимодействия между людьми и Богом.
Жаль, но пока с наших словарях, слова мораль и нравственность разделены соединительным союзом «и», нас будут разделять противоречия.

 
Рейтинг: 0 8279 просмотров
Комментарии (4)
Лана Луканова # 2 марта 2013 в 21:27 0
Ваш вопрос содержит в себе и ответы, но я с радостью поделюсь своим мнением.
Наш изумительный мозг превосходный фокусник, при желании может убедить себя в чем угодно.Человека как личность, определяет его свобода выбора, но состояние греха(значение слова- не попасть в цель, однокоренное погрешность), приводит нас в замешательство, которое и приводит к противоречивому поведению. У Бога таких проблем нет - это однозначно, все законы мироздания указывают на то, что у него все четко организовано.

По поводу подобия:
Бог- есть дух, физического тела у него нет(по версии Библии), но в нас он вложил нравственные качества и способность ценить жизнь во всех ее проявлениях. Даже самый преданный пес не сможет сопереживать с вами, созерцая закат, в этом мы уникально созданы. Так же Бог вложил в нас способность постигать и творить, но сами мы при этом остаемся только творением, поэтому объективных причин представлять себя Богом у нас нет.

Но есть все основания, для того, чтобы быть ему за это БЛАГОДАРНЫМИ.
Лана Луканова # 4 марта 2013 в 10:29 0
Человек был создан совершенным, он не должен был болеть, стареть и умирать. Имел все необходимое для счастья. Его мозг делал только правильные выводы, но это был не робот. Он захотел отказаться от правления Бога и это было первой ошибкой(грехом), употребил свою свободу выбора неправильным образом.Животные чувствуют, согласна, но не пишут стихов, для выражения своих чувств.
Лана Луканова # 4 марта 2013 в 10:50 0
Вы конечно же не должны быть благодарным Богу, ведь это вы сами создали вселенную, расположили галактику "Млечный путь" в самом безопасном месте во вселенной, рассчитали местонахождение солнечной системы таким образов, чтобы сила от взрыва вселенной не унесла ее в тартарары и не засосала в черную дыру в центре галактики,расположили планету Земля в солнечной системе, так, чтобы в отличии от других планет на ней была оптимальная температура для существования живых организмов( ни холодно и не слишком жарко),вы создали атмосферу для защиты от радиоактивного излучения солнца, установили четкую силу гравитации, создали разнообразие форм жизни для того чтобы украсить планету на которой вы поселитесь, вы - венец творения.Можно долго рассуждать в этом направлении, можно просто объяснить все эти явления простым случаем. Тогда объясните появление телевизора в вашей квартире тоже простым случаем, но вы за него заплатили(акт благодарности) за то,что какие то люди трудились над его созданием, а вы теперь имеете возможность приятно проводить время по вечерам.насколько ваша жизнь ценнее для вас, чем телевизор? Вы правы- вам не за что быть благодарным, вернее вас ни кто не заставит быть таким пока сами не захотите.
Лана Луканова # 5 марта 2013 в 21:47 0
А вы родились?
Да не напрягайтесь, поживете чуть чуть, попредъявляете Богу свои детские обиды и умрете, закопают, сгниете, и все пройдет. Я понимаю, что не все к вечной жизни расположены.Ну нет у человека желания жить по человечески. разве ж его заставишь насильно.Думайте как хотите, живите как можете, все у вас нормально.