ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Выдумка уровня Суперзвезды

Выдумка уровня Суперзвезды

Как-то, незадолго до смерти, один журналист спросил его:
—Мистер Уорхол, какие слова Вы сами подобрали бы к своей эпитафии?
—Пожалуй, мой «последний заголовок» должен быть незатейлив и лаконичен, – не задумываясь и саркастически щурясь, ответил тот. – Он должен состоять из одного слова – «Выдумка»...


Это было попаданием «в десятку» – весь его образ, сформированный в сознании миллионов средствами масс-медиа, как раз и был той самой «выдумкой», ставшей его собственным воплощением Великой Американской Мечты...

... – 1955: ЗАГАДКА – ОДАРЕННОСТЬ – ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОБУЖДЕНИЕ –…ЗАГАДКА
Слова «выдумка» и «загадка» вообще неотъемлемы от его жизни, начиная с официальной даты рождения. В различных справочных источниках годом его рождения указаны и 1927, и 1928, и 1930, и 1931... Чуть проще с числом и месяцем – 6 августа, хотя, встречается и вариант – 6 мая... А по¬тому, согласно одному из возможных вариантов, 6 августа 2007 года важней¬шей фигуре американской культуры второй половины ХХ-го столетия исполнилось бы 80!

«Дитя периода Великой Депрессии», выходец из семьи эмигрантов из Восточной Европы, Эндрю Вархола (настоящее имя) родился в Питтсбурге, хотя не стоит удивляться, встретив в какой-либо энциклопедии и указание на Филадельфию, штат Пенсильвания. Его родители Андрей и Юлия Вархолы покинули родину вместе с десятками тысяч эмигрантов с территорий Карпатских гор (ныне это части Словакии, Польши и Украины), в поисках лучшей жизни в Новом Свете в 1913 году и осели в Питтсбурге на Орр-стрит, 73. Эндрю стал треть¬им ребёнком в этой чешской семье, имея двух старших братьев – Пола и Джона.

Мать Эндрю, от которой он, по мнению исследователей, и унаследовал художественную одаренность, довольно рано заметила склонность сына к разноплановой творческой деятельности и всячески содействовала раскрытию этого дара. Она первой поняла, что ее сын – человек во многом необычный, а потому обязан посвятить себя искусству. Она же настояла и на его поступлении в Питтсбургский технологический институт Карнеги, где Эндрю приобрел профессию модельера-дизайнера.

По окончании института Эндрю переезжает в Нью-Йорк и становится иллюстратором популярных журналов мод GLAMOUR и HARPER’s BAZAAR. Отсюда начинается его карьера. Предложенные им модели обуви для компании I.MILLAR СО вызывают первую сенсацию. Так Эндрю становится одним из законодателей «нового мышления» в деле модельной обуви и едва ли не «ведущим технологом» зарождающегося «гламурного мировоззрения». Он получает свой первый солидный гонорар и покупает собственный дом.

Теперь Эндрю популярен, а потому видоизменяет свое имя на более американизированный и звучный вариант ЭНДИ УОРХОЛ. Он начинает активно посещать нью-йоркские выставки, галереи, музеи и библиотеки, где исследует одному ему понятные образы, ставшие впоследствии прототипами его творчества.

Энди заводит знакомства с известными танцорами, художника¬ми, дизайнерами, прочими представителями андерграунда и вливается в богемные круги Нью-Йорка – Мекки художественной свободы. Большую часть времени он проводит в кафе CERENDTIPITY – месте богемной «тусовки», в восточной части Манхэттена. Теперь этот круг становится его кругом, а работы Уорхола того пери¬ода являют собой бурное проявление его художественного пробуждения. Но при всем этом он, как и в детстве, остается замкнутым, часто глубоко уходящим в себя, и сохраняющим вокруг своей персоны некую «ауру загадки»...

1956 – 1962: СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕГО ПОП-АРТА
В 1956-м Энди предпринимает свое первое кругосветное путешествие в Италию, Египет, Индию, Камбоджи и Японию. Знакомясь с культурными традициями стран, он все больше осознает, что его подсознательные художественные амбиции заставляют его вырваться за рамки коммерческого искусства. И это становится переломным моментом... Тогда ли именно родилась у него мысль заложить американскую традицию в живописи? Об этом искусствоведы-исследователи его творчества умалчивают.

Вернувшись в Нью-Йорк, Уорхол переосмысливает себя как творца и возвращается к станковой живописи. Вместе с молодыми нью-йоркскими художниками Роем Лихтенстайном и Джеймсом Розенквистом Энди организовывает художественную студию, творческие изыскания которой теперь направлены на пересмотр приемов и направленности коммерческой рекламы. В этот период им создаются композиции, зародившие особый стиль, основанный на гиперболизации при подаче образов популярной культуры, и ставшие впоследствии классикой жанра.

Используя технику шелкографической репродукции для перенесения образов непосредственно на полотно и прочие технические новации, при этом весьма иронически преобразуя мотивы современной масс-культуры и пропаганды, Энди Уорхол во всеуслышание заявляет о становлении нового стиля – ПОП-АРТ.

По сути, отказавшись от обычных методов живописи и скульптуры, Уорхол возвел в культ случайное и часто парадоксальное, сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фото, муляж и пр.), отрывков массовых печатных изданий и т.п. Таким образом, с точки зрения художественной «идеи», поп-арт явил из себя нечто непосредственно прямолинейное – любые вещи, в обязательном порядке являющиеся постоянными «персонажами» американской рекламы, подавались как элементы эстетической экстраполяции современной цивилизации. Номинально это выглядело и как многократно повторяющиеся в рамках одной композиции идентичные предметы, типичный пример – полотно «Консервные банки супа Campbell’s» (1960-62), и как предметы единично обособленные – полотна «Соса Соlа» (1960), «Телефон» (1960), «Пишущая машинка» (1961) и т.п.

В рамках новоявленного стиля Уорхол не обходит своим вниманием и об¬раз человека современности. Но, следуя новоявленным канонам стиля, он подает его в резонансе с предметами его же обихода, то есть изображает человека, соответствующего своим банальным бытовым вещам (а не наоборот, как принято в классицизме), характеризующим эпоху. Это и стало своего рода философской максимой поп-арта: «В индустриальной эпохе человек соответствует вещам, а не вещи человеку!» В этот период созданы портреты звезд эстрады и кино (Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор), коллег по поп-арту (чета Лихтенстайн) и некоторых политических деятелей: Ленина, чуть позже – Мао Цзе-Дуна, о чем ниже, и др..

У же в 80-е, Уорхол, как провозвестник нового мировоззрения в живописи, впервые явленному миру из Америки, и, судя по всему, стремясь особо подчеркнуть последнее, расширит рамки поп-арта и канонизировано стильным символизмом: «Знаки доллара» (1981), «Статуя Свободы» (1986) и др.

1963 – 1972: «ФАБРИКА» – КИНЕМАТОГРАФ – РОК-Н-РОЛЛ – ПОКУШЕНИЕ – ИЗДАТЕЛЬСТВО
В 1963-м Уорхол переносит свою студию в самое сердце Манхэттена и дает ей название «Фабрика». Здесь он при¬ступает к работе над полотнами больших размеров, скульптурами, и вместе с Джерардом Маланга делает первые шаги в некоммерческом кинематографе.

Теперь по ночам Энди Уорхол & СО собираются в художественном кафе BESIDE МАХ IN KANSAS CITY, расположенном на Юнион Сквер, и до 3-го июня 1968 года жизнь его отмечена весьма бурной деятельностью, включающей помимо живописи, упомянутый кинематограф, издательство журнала «Интервью» и рок-н-ролл.

До 1972 года Уорхол, при участии и содействии таких суперзвезд, как Алтра Вайолет, Тейлор Мид, Вива и Джо д'Аллесандро выпустил более 60-ти фильмов и создал легенду, подобной которой в истории кино не было ни до, ни после… Энди со-товарищи в корне изменяет представление о кинематографе как об искусстве. Полностью отбросив всяческие киностандарты, возведя в культ т.н. «свободу кинематографического мышления», он расширил традиционные границы кино, представив миру формат «неподвижных фильмов».

Типичные представители жанра – фильмы «Сон» и «Эмпайр». В первом на протяжении шести (!) часов демонстрируется натурально спящий человек, со всеми своими «сно-нюансами», вольготно чувствующей себя мухой и пр… Во втором же, ставшем «вершиной» его минималистских лент, Энди на протяжении уже восьми (!!) часов снимает стацио¬нарной камерой легендар¬ный манхэттенский небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг. Применяя технику «расколотого экрана», когда на раз¬деленном на несколько частей экране одновременно демонстрируются две или более сцен, накладывая кадры друг на друга на протяжении всего фильма, Уорхол соединяет приемы американского киноавангарда с собственным, в чем-то неадекватным, интересом к повседневной обыденности в ее простейших формах.

Параллельно с немым, начиная со «Шлюхи» (1964), Уорхол экспериментирует и со звуковым кино. В 1965-м он ставит свою версию «Заводного апельсина» по роману Энтони Берджесса, а го¬дом позже снимает картину «Де¬вушки из Челси», обозначившую начало сближения Уорхола с кинематографом коммерческим. В последующие фильмы, снятые с молодым опера¬тором и режиссером Полом Морисси, он нередко вво¬дит странные сексуально-комические сцены, зачастую превращая их в самопародии. Киностраница его творчества за¬крылась в 1976-м фильмом «Плохой», но художник продолжал снимать нечто вроде домашнего кино вплоть до своей смерти.

Разумеется, человек такого масштаба, как Уорхол, просто не мог в те бурные 60-е остаться в стороне от феномена эпохи – рок-н-ролла! В декабре 1965-го, в мрачноватом нью-йоркском кафе BIZZARE, оплоте разного рода авангардного экспериментаторства, на глаза Энди попадает весьма своеобразная для своего времени группа VELVET UNDERGROUND… Необычные для той эпохи «тотального гедонизма» манеры и тексты группы заставили Уорхола познакомиться с коллективом поближе. Так, теперь уже легендарные, VELVET UNDERGROUND попадают под патронат идейного вождя поп-арта и, с его подачи, присоединяются к экспериментальному перформенс-проекту Exploding Plastic Inevitable. За патронат Уорхол поставил группе одно условия – ввести в состав группы эмигрантку из ГДР, актрису с внешностью модели Кристу Паффген, ныне широко известную Нико, в качестве ни то фронтгёрл, ни то… впрочем, вообще не ясно зачем… И несмотря на то, что Лу Рид был не в восторге от предложения, Нико в состав группы ему пришлось таки взять.

Став антрепренером коллектива, Уорхол создает группе имидж и «фирменный лейбл», по которому впоследствии почитатели будут сходу узнавать все, что касаемо творчества группы – одинокий банан на белом фоне, украсивший обложку первой пластинки THE VELVET UNDERGROUND. Нико же, своим непрофессиональным, но довольно глубоким, именно бархатным (velvet) пением, действительно добавила шарма к звучанию VU, как бы слегка осветлив и «инкрустировав» его...

В конце концов, несговорчивый характер Рида заставил таки Нико с 1968-го начать сольную карьеру, в связи с чем, группа лишается и покровительства Энди. Однако, они уже, и прежде всего благодаря ему, всемирно известны.

По большому счету, едва ли Уорхол сам до конца понимал му¬зыку VU. Но создаваемый Лу Ридом, Джоном Кейлом, Стерлингом Моррисоном, Маурин Таккер и Нико музыкальный и текстовый коллаж как нельзя точно отражал те художественные и идеологические настроения, в которых пребывал и сам Уор¬холл. А потому и до сегодняшнего дня ТА музыка «Бархатного Подполья» является лучшей звуковой дорожкой ко всему творчеству Энди Уорхола.

Пожалуй, ни один художник не мог бы в то время быть отождествлен с понятием поп-культуры больше, чем Энди Уорхол. Каждый, кто приезжал в Нью-Йорк в 60-е годы, стремился посетить «Фабри¬ку», «оттянуться» на клубном выступлении «Вельветов» и, конечно же, попытаться увидеть уже канонизированную легенду поп-арта в лицо. И не последовать этому регламенту считалось бы моветоном до упомянутого 3-го июня 1968-го...

3 июня1968 года психически неуравновешенная актриса Валерии Соланас, снявшаяся в одном из фильмов Уорхола, дважды стреляет в него из револьвера 37-го калибра, чем серьезно ранит суперзвезду. Энди попа¬дает в госпиталь, а после выздоровления на время исчезает из широкого поля зрения. Художественный мир решил, что теперь он отойдет от живописи и кино в пользу светской жизни. Однако, уже через полгода, в январе 1969-го, оправившись не столько от собственно ран, сколько от шока, Энди Уорхол основывает журнал «Интервью», чем подчеркивает свое возвращение к арт-миру.

Поначалу журнал назывался «Inter / VU: ежемесячный киножурнал» и целиком состоял из интервью с режиссерами, звездами кино и культовой музыки, подобной музыке «Бархатного Подполья». Позже Уорхол расширяет тематику издания, включая освещение таких аспектов поп-культуры как мода, живопись, ТВ, газетные «утки», сплетни и скандальная хроника знаменитой нью-йоркской дискотеки STUDIO 54. Журнал становится гламурно передовым, то есть пикантно пошленьким, что в особой степени соответствует ироничной манере Уорхола воспринимать как себя, так и своих «соподвижников».

Главной находкой Уорхола стала концепция «интервью со знаменитостями, которые проводят другие знаменитости». Так Анжелика Хьюстон расспрашивала Мэй Уэст, Гарри Дин Стентон – Мадонну, а Трумен Капоте взял интервью у самого себя...

В том же 1969-м из печати выходит и «роман» Уорхола под названием «А», представляющий последовательность не связанных между собой обрывков разговоров, взятых из каких-то студийных магнитофонных записей, телевизионных речей политиков, радиопередач и т.п. Проза Уорхола всецело соответствовала его полотнам…

1973 – 1987: ПОП-СИМВОЛИЗМ – НАСЛЕДИЕ – МУЗЕЙ...
Политика – неотъемлемый атрибут жизни Америки. А потому, если время от времени каким-либо образом не реагировать на те или иные политические события, означает «не быть настоящим американцем». Уорхол же, несмотря на свое славянское происхождение, по духу был американцем 100-процентным.

Визит президента Ричарда Никсона в 1972-м в Китай, привлек внимание всего мира. Возможно, этот визит стал тогда одним из главных шагов Америки на пути к разрядке. И Уорхол, тонко чувствуя за ним психологическую разрядку в самом американском обществе, приступает к созданию монументальной серии картин, гравюр и рисунков с изображением китайского лидера Мао Цзе-Дуна.

И все же, политика для Уорхола – лишь фрагмент бытия. Через четыре года, в 1976-м, он обращается к фундаментальным аспектам этого самого бытия и «выдает» серию полотен с черепами, как бы поднимая традиционный и извечный вопрос о «радости и бренности существования». По иронии судьбы, именно «вопрос смерти» стал ренессансом в творчестве Уорхола как, собственно, художника.

В начале 80-х Энди приступает к работе над взаимосвязанными сериями произведений, ставя в их основу подачу символов. Эти серии складывались из больших и малых картин и выходили за рамки художественного исследования популярных образов, фокусируя внимание на символизме объектов и знаков. И здесь Уорхола отличает неоднозначность, как в осмысливании, так и в подаче темы…

Так, если в сериях «Ружья» и «Ножи» Уорхол ещё продолжает традицию натюрмортов, то уже в сериях «Кресты» и «Знаки доллара» он вводит более абстрактную образность. Ей он и посвящает 80-е годы. В этих полотнах, по форме простых и даже в чем-то провокационных, мощная образность вызывает ассоциации с невменяемостью и бездуховностью современной западной культуры.

В целом, наследие Уорхола выходит далеко за рамки его картин... Оно включает в себя и пропаганду свободы в творчестве и мышлении, ко¬торые он позволял самому себе, и которые уважал в других – в VELVET UNDERGROUND в частности. Оно включает и отношение к искусству, как к серьезному труду. Пожалуй, он не столько демонстрировал банальное «что значит быть художником», сколь¬ко раскрыл значение художника в современном индустриальном мире.

Творческий путь Уорхола несомненно оказал огромнейшее влияние на атмосферу и на направление развития современного искусства в целом. Причудливо смешав принципы массового и авангардно-элитарного подходов, Уорхол придал методам постмодернистского «открытого искусства» особую масштабность и драматическую мощь. Он был и по сей день остается столь культовой фигурой, что его жизнь и его творчество не перестают интересовать мир. Его судьбе посвящены фильмы «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995) и «Баския» (1996, где в роли режиссера выступил певец Дэвид Боуи). Музей Энди Уорхола расположен в северной части Питтсбурга, на Седьмой авеню.

Если верить официальным данным, Энди Уорхол умер 12-го (по одним) или 22-го (по другим) февраля 1987 года в Нью-Йорке… Хотя так ли уж бесспорен сей факт?..

Автор выражает благодарность Музею Энди Уорхола в Питтсбурге (Пенсильвания, США) за частично использованные в работе предоставленные биографические (Томас Соколовский) и графические (Грэг Питлик) материалы.

© Copyright: Урфин Джюс (Олег Мартынов), 2015

Регистрационный номер №0305290

от 29 августа 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0305290 выдан для произведения: Как-то, незадолго до смерти, один журналист спросил его:
—Мистер Уорхол, какие слова Вы сами подобрали бы к своей эпитафии?
—Пожалуй, мой «последний заголовок» должен быть незатейлив и лаконичен, – не задумываясь и саркастически щурясь, ответил тот. – Он должен состоять из одного слова – «Выдумка»...


Это было попаданием «в десятку» – весь его образ, сформированный в сознании миллионов средствами масс-медиа, как раз и был той самой «выдумкой», ставшей его собственным воплощением Великой Американской Мечты...

... – 1955: ЗАГАДКА – ОДАРЕННОСТЬ – ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОБУЖДЕНИЕ –…ЗАГАДКА
Слова «выдумка» и «загадка» вообще неотъемлемы от его жизни, начиная с официальной даты рождения. В различных справочных источниках годом его рождения указаны и 1927, и 1928, и 1930, и 1931... Чуть проще с числом и месяцем – 6 августа, хотя, встречается и вариант – 6 мая... А по¬тому, согласно одному из возможных вариантов, 6 августа 2007 года важней¬шей фигуре американской культуры второй половины ХХ-го столетия исполнилось бы 80!

«Дитя периода Великой Депрессии», выходец из семьи эмигрантов из Восточной Европы, Эндрю Вархола (настоящее имя) родился в Питтсбурге, хотя не стоит удивляться, встретив в какой-либо энциклопедии и указание на Филадельфию, штат Пенсильвания. Его родители Андрей и Юлия Вархолы покинули родину вместе с десятками тысяч эмигрантов с территорий Карпатских гор (ныне это части Словакии, Польши и Украины), в поисках лучшей жизни в Новом Свете в 1913 году и осели в Питтсбурге на Орр-стрит, 73. Эндрю стал треть¬им ребёнком в этой чешской семье, имея двух старших братьев – Пола и Джона.

Мать Эндрю, от которой он, по мнению исследователей, и унаследовал художественную одаренность, довольно рано заметила склонность сына к разноплановой творческой деятельности и всячески содействовала раскрытию этого дара. Она первой поняла, что ее сын – человек во многом необычный, а потому обязан посвятить себя искусству. Она же настояла и на его поступлении в Питтсбургский технологический институт Карнеги, где Эндрю приобрел профессию модельера-дизайнера.

По окончании института Эндрю переезжает в Нью-Йорк и становится иллюстратором популярных журналов мод GLAMOUR и HARPER’s BAZAAR. Отсюда начинается его карьера. Предложенные им модели обуви для компании I.MILLAR СО вызывают первую сенсацию. Так Эндрю становится одним из законодателей «нового мышления» в деле модельной обуви и едва ли не «ведущим технологом» зарождающегося «гламурного мировоззрения». Он получает свой первый солидный гонорар и покупает собственный дом.

Теперь Эндрю популярен, а потому видоизменяет свое имя на более американизированный и звучный вариант ЭНДИ УОРХОЛ. Он начинает активно посещать нью-йоркские выставки, галереи, музеи и библиотеки, где исследует одному ему понятные образы, ставшие впоследствии прототипами его творчества.

Энди заводит знакомства с известными танцорами, художника¬ми, дизайнерами, прочими представителями андерграунда и вливается в богемные круги Нью-Йорка – Мекки художественной свободы. Большую часть времени он проводит в кафе CERENDTIPITY – месте богемной «тусовки», в восточной части Манхэттена. Теперь этот круг становится его кругом, а работы Уорхола того пери¬ода являют собой бурное проявление его художественного пробуждения. Но при всем этом он, как и в детстве, остается замкнутым, часто глубоко уходящим в себя, и сохраняющим вокруг своей персоны некую «ауру загадки»...

1956 – 1962: СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕГО ПОП-АРТА
В 1956-м Энди предпринимает свое первое кругосветное путешествие в Италию, Египет, Индию, Камбоджи и Японию. Знакомясь с культурными традициями стран, он все больше осознает, что его подсознательные художественные амбиции заставляют его вырваться за рамки коммерческого искусства. И это становится переломным моментом... Тогда ли именно родилась у него мысль заложить американскую традицию в живописи? Об этом искусствоведы-исследователи его творчества умалчивают.

Вернувшись в Нью-Йорк, Уорхол переосмысливает себя как творца и возвращается к станковой живописи. Вместе с молодыми нью-йоркскими художниками Роем Лихтенстайном и Джеймсом Розенквистом Энди организовывает художественную студию, творческие изыскания которой теперь направлены на пересмотр приемов и направленности коммерческой рекламы. В этот период им создаются композиции, зародившие особый стиль, основанный на гиперболизации при подаче образов популярной культуры, и ставшие впоследствии классикой жанра.

Используя технику шелкографической репродукции для перенесения образов непосредственно на полотно и прочие технические новации, при этом весьма иронически преобразуя мотивы современной масс-культуры и пропаганды, Энди Уорхол во всеуслышание заявляет о становлении нового стиля – ПОП-АРТ.

По сути, отказавшись от обычных методов живописи и скульптуры, Уорхол возвел в культ случайное и часто парадоксальное, сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фото, муляж и пр.), отрывков массовых печатных изданий и т.п. Таким образом, с точки зрения художественной «идеи», поп-арт явил из себя нечто непосредственно прямолинейное – любые вещи, в обязательном порядке являющиеся постоянными «персонажами» американской рекламы, подавались как элементы эстетической экстраполяции современной цивилизации. Номинально это выглядело и как многократно повторяющиеся в рамках одной композиции идентичные предметы, типичный пример – полотно «Консервные банки супа Campbell’s» (1960-62), и как предметы единично обособленные – полотна «Соса Соlа» (1960), «Телефон» (1960), «Пишущая машинка» (1961) и т.п.

В рамках новоявленного стиля Уорхол не обходит своим вниманием и об¬раз человека современности. Но, следуя новоявленным канонам стиля, он подает его в резонансе с предметами его же обихода, то есть изображает человека, соответствующего своим банальным бытовым вещам (а не наоборот, как принято в классицизме), характеризующим эпоху. Это и стало своего рода философской максимой поп-арта: «В индустриальной эпохе человек соответствует вещам, а не вещи человеку!» В этот период созданы портреты звезд эстрады и кино (Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор), коллег по поп-арту (чета Лихтенстайн) и некоторых политических деятелей: Ленина, чуть позже – Мао Цзе-Дуна, о чем ниже, и др..

У же в 80-е, Уорхол, как провозвестник нового мировоззрения в живописи, впервые явленному миру из Америки, и, судя по всему, стремясь особо подчеркнуть последнее, расширит рамки поп-арта и канонизировано стильным символизмом: «Знаки доллара» (1981), «Статуя Свободы» (1986) и др.

1963 – 1972: «ФАБРИКА» – КИНЕМАТОГРАФ – РОК-Н-РОЛЛ – ПОКУШЕНИЕ – ИЗДАТЕЛЬСТВО
В 1963-м Уорхол переносит свою студию в самое сердце Манхэттена и дает ей название «Фабрика». Здесь он при¬ступает к работе над полотнами больших размеров, скульптурами, и вместе с Джерардом Маланга делает первые шаги в некоммерческом кинематографе.

Теперь по ночам Энди Уорхол & СО собираются в художественном кафе BESIDE МАХ IN KANSAS CITY, расположенном на Юнион Сквер, и до 3-го июня 1968 года жизнь его отмечена весьма бурной деятельностью, включающей помимо живописи, упомянутый кинематограф, издательство журнала «Интервью» и рок-н-ролл.

До 1972 года Уорхол, при участии и содействии таких суперзвезд, как Алтра Вайолет, Тейлор Мид, Вива и Джо д'Аллесандро выпустил более 60-ти фильмов и создал легенду, подобной которой в истории кино не было ни до, ни после… Энди со-товарищи в корне изменяет представление о кинематографе как об искусстве. Полностью отбросив всяческие киностандарты, возведя в культ т.н. «свободу кинематографического мышления», он расширил традиционные границы кино, представив миру формат «неподвижных фильмов».

Типичные представители жанра – фильмы «Сон» и «Эмпайр». В первом на протяжении шести (!) часов демонстрируется натурально спящий человек, со всеми своими «сно-нюансами», вольготно чувствующей себя мухой и пр… Во втором же, ставшем «вершиной» его минималистских лент, Энди на протяжении уже восьми (!!) часов снимает стацио¬нарной камерой легендар¬ный манхэттенский небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг. Применяя технику «расколотого экрана», когда на раз¬деленном на несколько частей экране одновременно демонстрируются две или более сцен, накладывая кадры друг на друга на протяжении всего фильма, Уорхол соединяет приемы американского киноавангарда с собственным, в чем-то неадекватным, интересом к повседневной обыденности в ее простейших формах.

Параллельно с немым, начиная со «Шлюхи» (1964), Уорхол экспериментирует и со звуковым кино. В 1965-м он ставит свою версию «Заводного апельсина» по роману Энтони Берджесса, а го¬дом позже снимает картину «Де¬вушки из Челси», обозначившую начало сближения Уорхола с кинематографом коммерческим. В последующие фильмы, снятые с молодым опера¬тором и режиссером Полом Морисси, он нередко вво¬дит странные сексуально-комические сцены, зачастую превращая их в самопародии. Киностраница его творчества за¬крылась в 1976-м фильмом «Плохой», но художник продолжал снимать нечто вроде домашнего кино вплоть до своей смерти.

Разумеется, человек такого масштаба, как Уорхол, просто не мог в те бурные 60-е остаться в стороне от феномена эпохи – рок-н-ролла! В декабре 1965-го, в мрачноватом нью-йоркском кафе BIZZARE, оплоте разного рода авангардного экспериментаторства, на глаза Энди попадает весьма своеобразная для своего времени группа VELVET UNDERGROUND… Необычные для той эпохи «тотального гедонизма» манеры и тексты группы заставили Уорхола познакомиться с коллективом поближе. Так, теперь уже легендарные, VELVET UNDERGROUND попадают под патронат идейного вождя поп-арта и, с его подачи, присоединяются к экспериментальному перформенс-проекту Exploding Plastic Inevitable. За патронат Уорхол поставил группе одно условия – ввести в состав группы эмигрантку из ГДР, актрису с внешностью модели Кристу Паффген, ныне широко известную Нико, в качестве ни то фронтгёрл, ни то… впрочем, вообще не ясно зачем… И несмотря на то, что Лу Рид был не в восторге от предложения, Нико в состав группы ему пришлось таки взять.

Став антрепренером коллектива, Уорхол создает группе имидж и «фирменный лейбл», по которому впоследствии почитатели будут сходу узнавать все, что касаемо творчества группы – одинокий банан на белом фоне, украсивший обложку первой пластинки THE VELVET UNDERGROUND. Нико же, своим непрофессиональным, но довольно глубоким, именно бархатным (velvet) пением, действительно добавила шарма к звучанию VU, как бы слегка осветлив и «инкрустировав» его...

В конце концов, несговорчивый характер Рида заставил таки Нико с 1968-го начать сольную карьеру, в связи с чем, группа лишается и покровительства Энди. Однако, они уже, и прежде всего благодаря ему, всемирно известны.

По большому счету, едва ли Уорхол сам до конца понимал му¬зыку VU. Но создаваемый Лу Ридом, Джоном Кейлом, Стерлингом Моррисоном, Маурин Таккер и Нико музыкальный и текстовый коллаж как нельзя точно отражал те художественные и идеологические настроения, в которых пребывал и сам Уор¬холл. А потому и до сегодняшнего дня ТА музыка «Бархатного Подполья» является лучшей звуковой дорожкой ко всему творчеству Энди Уорхола.

Пожалуй, ни один художник не мог бы в то время быть отождествлен с понятием поп-культуры больше, чем Энди Уорхол. Каждый, кто приезжал в Нью-Йорк в 60-е годы, стремился посетить «Фабри¬ку», «оттянуться» на клубном выступлении «Вельветов» и, конечно же, попытаться увидеть уже канонизированную легенду поп-арта в лицо. И не последовать этому регламенту считалось бы моветоном до упомянутого 3-го июня 1968-го...

3 июня1968 года психически неуравновешенная актриса Валерии Соланас, снявшаяся в одном из фильмов Уорхола, дважды стреляет в него из револьвера 37-го калибра, чем серьезно ранит суперзвезду. Энди попа¬дает в госпиталь, а после выздоровления на время исчезает из широкого поля зрения. Художественный мир решил, что теперь он отойдет от живописи и кино в пользу светской жизни. Однако, уже через полгода, в январе 1969-го, оправившись не столько от собственно ран, сколько от шока, Энди Уорхол основывает журнал «Интервью», чем подчеркивает свое возвращение к арт-миру.

Поначалу журнал назывался «Inter / VU: ежемесячный киножурнал» и целиком состоял из интервью с режиссерами, звездами кино и культовой музыки, подобной музыке «Бархатного Подполья». Позже Уорхол расширяет тематику издания, включая освещение таких аспектов поп-культуры как мода, живопись, ТВ, газетные «утки», сплетни и скандальная хроника знаменитой нью-йоркской дискотеки STUDIO 54. Журнал становится гламурно передовым, то есть пикантно пошленьким, что в особой степени соответствует ироничной манере Уорхола воспринимать как себя, так и своих «соподвижников».

Главной находкой Уорхола стала концепция «интервью со знаменитостями, которые проводят другие знаменитости». Так Анжелика Хьюстон расспрашивала Мэй Уэст, Гарри Дин Стентон – Мадонну, а Трумен Капоте взял интервью у самого себя...

В том же 1969-м из печати выходит и «роман» Уорхола под названием «А», представляющий последовательность не связанных между собой обрывков разговоров, взятых из каких-то студийных магнитофонных записей, телевизионных речей политиков, радиопередач и т.п. Проза Уорхола всецело соответствовала его полотнам…

1973 – 1987: ПОП-СИМВОЛИЗМ – НАСЛЕДИЕ – МУЗЕЙ...
Политика – неотъемлемый атрибут жизни Америки. А потому, если время от времени каким-либо образом не реагировать на те или иные политические события, означает «не быть настоящим американцем». Уорхол же, несмотря на свое славянское происхождение, по духу был американцем 100-процентным.

Визит президента Ричарда Никсона в 1972-м в Китай, привлек внимание всего мира. Возможно, этот визит стал тогда одним из главных шагов Америки на пути к разрядке. И Уорхол, тонко чувствуя за ним психологическую разрядку в самом американском обществе, приступает к созданию монументальной серии картин, гравюр и рисунков с изображением китайского лидера Мао Цзе-Дуна.

И все же, политика для Уорхола – лишь фрагмент бытия. Через четыре года, в 1976-м, он обращается к фундаментальным аспектам этого самого бытия и «выдает» серию полотен с черепами, как бы поднимая традиционный и извечный вопрос о «радости и бренности существования». По иронии судьбы, именно «вопрос смерти» стал ренессансом в творчестве Уорхола как, собственно, художника.

В начале 80-х Энди приступает к работе над взаимосвязанными сериями произведений, ставя в их основу подачу символов. Эти серии складывались из больших и малых картин и выходили за рамки художественного исследования популярных образов, фокусируя внимание на символизме объектов и знаков. И здесь Уорхола отличает неоднозначность, как в осмысливании, так и в подаче темы…

Так, если в сериях «Ружья» и «Ножи» Уорхол ещё продолжает традицию натюрмортов, то уже в сериях «Кресты» и «Знаки доллара» он вводит более абстрактную образность. Ей он и посвящает 80-е годы. В этих полотнах, по форме простых и даже в чем-то провокационных, мощная образность вызывает ассоциации с невменяемостью и бездуховностью современной западной культуры.

В целом, наследие Уорхола выходит далеко за рамки его картин... Оно включает в себя и пропаганду свободы в творчестве и мышлении, ко¬торые он позволял самому себе, и которые уважал в других – в VELVET UNDERGROUND в частности. Оно включает и отношение к искусству, как к серьезному труду. Пожалуй, он не столько демонстрировал банальное «что значит быть художником», сколь¬ко раскрыл значение художника в современном индустриальном мире.

Творческий путь Уорхола несомненно оказал огромнейшее влияние на атмосферу и на направление развития современного искусства в целом. Причудливо смешав принципы массового и авангардно-элитарного подходов, Уорхол придал методам постмодернистского «открытого искусства» особую масштабность и драматическую мощь. Он был и по сей день остается столь культовой фигурой, что его жизнь и его творчество не перестают интересовать мир. Его судьбе посвящены фильмы «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995) и «Баския» (1996, где в роли режиссера выступил певец Дэвид Боуи). Музей Энди Уорхола расположен в северной части Питтсбурга, на Седьмой авеню.

Если верить официальным данным, Энди Уорхол умер 12-го (по одним) или 22-го (по другим) февраля 1987 года в Нью-Йорке… Хотя так ли уж бесспорен сей факт?..

Автор выражает благодарность Музею Энди Уорхола в Питтсбурге (Пенсильвания, США) за частично использованные в работе предоставленные биографические (Томас Соколовский) и графические (Грэг Питлик) материалы.
 
Рейтинг: +1 489 просмотров
Комментарии (1)
Денис Маркелов # 29 августа 2015 в 15:36 0
Интересный очерк