Владимир Высоцкий. Уже 35 лет как не стало Поэта!
22 июля 2015 -
Владимир Радимиров
Он родился в роковом 38-ом. Он умер в зенитном 80-м. В этом году ему бы исполнилось 77... И уже почти 33 года из этих 77- и его нет с нами.
Время сейчас неспокойное, стремительное. Люди-звёзды быстро застилаются на небосклоне известности тучами забвения. Лишь небольшой, угодной времени, хозяевам этого времени, и выдрессированной временем и хозяевами времени кучке деятелей искусства удаётся удержаться в массовом людском сознании. Многие из этих деятелей явно искусственные «звёзды». Они «светят» лишь потому, что за тучами глупости, безверия и мракобесия не видно истинных звёзд. Часто они пускаются во все тяжкие, чтобы остаться в быстро затухающем интересе людской массы. Они идут на различные авантюры и трюки-фокусы, дабы во что бы то ни стало впихнуть себя в фокус желанной славы. Многим из них эти ловкие штуки вполне удаются, и они продолжают резвиться и тусоваться на экранах и сценах, словно некие комары над деревенской уборной. Ну да каждому ведь своё: комарам и комарикам – комарово, а титанам духа и слова – титаново.
Владимир Высоцкий! Это имя и посейчас ещё не заглохло в недалёкой и часто неблагодарной человеческой памяти. А когда-то оно гремело в душах людей подобно Перуновым громовым раскатам. Это имя было необыкновенно известно в тогдашнем СССР, а кое-где даже и за его обширными, обнесёнными «железным занавесом» пределами.
Его никогда не называли Вовой, Вовчиком или, не дай бог, Вовочкой. Только и единственно Володей! Или уважительно по фамилии – Высоцкий! Сейчас часто добавляют ещё и отчество – Семёнович. Он был своим везде в великом том Союзе. Везде и у всех.
Ну, почти у всех, почти – так ведь никогда не бывает, чтоб уж прямо у всех без остатка.
Поначалу, в своих ранних киношных ролях ему был отмерен где-то «номер шестнадцатый». В конце же – однозначно номер первый и никакой другой! Безусловно, были актёры его талантливее, многограннее, профессиональнее… Это были великие актёры великой эпохи, которым удалось сыграть прекрасные и значительные роли. Но Высоцкий среди этих корифеев отнюдь не затерялся. Более того – он занял свою и только свою широченную нишу в русской и нерусской зрительской душе. Он был уникальным вообще! Совершенно неповторимым и ярким! Он был крупной и поистине выдающейся творческой личностью!
Мощь! Воля! Правда! – Вот ключевые слова, характеризующие суть творчества поэта, певца и актёра Владимира Высоцкого. И поскольку для ревнивой власти он всегда виделся нежелательным человеком, покушавшимся на идейно-государственные устои Советской Империи, многие из которых были, безусловно, липовыми и ложными, то для сей власти он мнился конечно же не слишком заслуженным артистом. Даже не заслуженным вовсе.
Но зато он был поистине Народным поэтом и актёром! Причём поэтом в исконном, древнейшем смысле этого слова. То есть поющим свои вирши окружающим людям и старающимся вкладывать в эти вибрационно-звуковые волны некий важный и понятный для людей смысл. Это теперь (да и вообще-то так всегда было, наверное) великое множество поющих исполнителей упрямо зациклены лишь на теме любви. Причём очень редко это тема любви человека к природе или к Богу. Нет – поют о земной любви мужчины и женщины. Часто даже не о любви в высоком идеальном смысле, а о банальной похоти и о жажде случки во всех своих неисчислимых оттенках и красках... Да и поют-то эти любвелюбы в большинстве своём фальшиво и неискренне. У многих из данных любителей попеть о любовном томлении имеются вереницы жён, любовниц, любовников...
А иногда они и вовсе являются половыми выродками, запавшими на свой собственный пол, и поющими лишь для того, чтобы обманом влезть в души своих слушателей и безбедно жить-поживать на средства этих ими обманутых.
В восточной философии и духовной практике имеется понятие чакр или духовных центров. Сердечная чакра, ведающая любовью, по восточным воззрениям есть очень важная чакра. Но – не высшая. Чакры интеллекта, интуиции и разума стоят иерархически над сердечной. Исходя из этой системы, нельзя останавливаться в своём развитии, как бы зависать духовно. Это дисгармонично, а значит неправильно. Нельзя, подобно глухарю на току, зажмурив сладострастно глазки, петь и мурлыкать лишь о своих радостных или горестных любовных чувствах. Да и яркое, волнующее, заставляющее вскипать кровь любовное влечение – это ведь удел молодых и юных. Которых, вообще-то, меньшинство в нашем обществе. У старших же по возрасту и по духу должен быть куда более широкий и высокий тематический кругозор.
Высоцкий и был таким вот старейшиной духа. Советского духа. В первую очередь советского… Он любил в своей жизни тоже. Марину Влади он любил особенно. И у него имеется всего лишь несколько песен о любви. Очень искренних песен. От души. От духа даже... Это вам не «Зайка моя» какая-нибудь и не банальное трали-вали.
Вспомним-ка, давайте, сию прошедшую не очень давнюю эпоху. Это были два насыщенных событиями десятилетия прошлого века. Одно – которое 60-х годов – буквально поражало своей мощью, оптимизмом и грандиозностью. Это, наверное, без всякого преувеличения, самое выдающееся десятилетие всего 20-го века. Во многих смыслах оно походило на весну свободы после многих десятилетий зимы диктатуры и жестокости. Великолепное качественное образование! Грандиозные стройки! Достижения в спорте! В науке! Прорыв в космос! Гениальные фильмы советских режиссёров! Театральный бум! Расцвет интереса к чтению! Дух романтики, поиска и устремлённости во что-то лучшее, чем обслуживание собственных страстей и инстинктов!
Колоссальное по своей насыщенности десятилетие!
Именно тогда и проявился талант Владимира Высоцкого. Проявился в игре на подмостках знаменитого таганковского театра, в самобытных авторских его песнях, в некоторых ролях в кино...
Второе же десятилетие, десятилетие 70-х годов – это уже совсем другое дело. Его можно назвать апофеозом советского официоза. После чудесной весны настало вдруг жаркое и душное духовное лето. Нечем стало дышать не единицам, а многим и многим… На эстраде пели ВИА, Лещенко и Кобзон, потом появились Пугачёва и Леонтьев... Последние, указанные пофамильно, весьма умело перестроились и поют даже сегодня. ВИА же пели по-разному. Их репертуар был значительно шире и ёмче репертуара нынешних певунов. Но былой воли и энергии поколения 60-х у них уже не наблюдалось. Казалось, нас всех настиг вал серости, который поглотил эстраду, и в котором утонули постепенно или сразу все благие намерения и мечты десятилетия давешнего. На невзрачном культурном поле удавалось расцвесть лишь отдельным цветам таланта и душевности. Духовность же съёжилась и продолжала быстро сокращаться...
Зато Высоцкий пытался гнуть прежнюю линию 60-х! Линию мощного духа, заключённого в различные, порою трагически-невыносимые бытийные обстоятельства.. И проявлялась эта его мощь назло всем чертям и назло слащавым фальшивым ангелам, поющим «дурными голосами» не то, что было надо. В своих многочисленных песнях Высоцкий проживал жизнь хулигана, зэка, солдата, спортсмена, горького пьяницы, деревенского дурачка, сказочного персонажа – даже жизнь волка и самолёта-истребителя ЯК!
Его лирический герой упрямо лез в горы, сидел в тюрьмах и на зонах, рвался за флажки недозволенного, отмывал замаранную душу в русской бане, делал утреннюю гимнастику, бился в колее пошлой и бессмысленной жизни, пил водку с чёртиком, стрелял во врага, обитал в дурдоме, вовсю хохмил и паясничал…
Его стихотворный слог был твёрдым, рокочущим мощными звучными согласными. Сей слог был простым, понятным, громогрозногремящим, ёрническим, народным, образным, скоморошьим... Поэт сидел по ночам на своей кухне и, глядя в стену, настраивал собственную тонко чувствующую душу на волны Великой Соборной Русской Души. И он принимал из этой широкой, глубокой и высокой инстанции ритмы и идеи, которые затем трансформировал через своё развитое неравнодушное сознание, и, далее, транслировал принятое и ритмически оформленное слово в уши и души благодарных слушателей.
Редкий человек осмеливался открыто его критиковать… Не по долгу службы, а от души критиковать, по справедливости. Я, по правде сказать, в своей жизни таковых не встречал.
Да, его стихи иногда были чуть сыроваты. Для скрупулёзного педанта-стихотворца порой явственны были «недотяги» и «перетяги» рифм. Но… всё это кажущееся несовершенство полностью сглаживалось и пропадало, когда Володя начинал их петь! Магия поэзии позволяла ему сочинять истинные шедевры. Поэтому Высоцкого любили и уважали люди разных национальностей. Разных вер. Разных социальных слоёв. Разного возраста тоже.
Его рифмы не отличались заковыристой сложностью и особой надуманной вычурностью. Диапазон настроения в них был – от дурачества до гранитной крутости и осознанного самопожертвования. Необыкновенный голос певца, голос богатыря, голос духовного атлета, мгновенно приковывал к себе внимание. Володя заставлял не просто слушать свой голос, а – заставлял сопереживать своим песням! И слушатель плыл по этой мощной голосовой волне, не боясь бурных вод житейского моря. Он как бы примерял на себя рубашки жизней песенных героев. Он вчувствовался вживую в их непростую, а подчас и сложнейшую судьбу. Своими песнями певец расширял сознание своих почитателей. Его могучий ревущий голос нёс в себе смысл, который был людям ПО-НАСТОЯЩЕМУ ИНТЕРЕСЕН! В нём отсутствовал дух фальши, дух алчного торгашества, дух пошлости и разврата. В нём обитала сама голая правда, у которой подлая ложь украла роскошные сияющие одежды, и посему правда выглядела подчас не слишком-то и приглядно.
Именно поэтому певец Владимир Высоцкий был нам так дорог. Он был вольным Паном Горлопаном, львиный рык которого прорывался сквозь информационные барьеры к замороченным душам советских людей. Да и сейчас ещё продолжает прорываться, хотя уже и не так сильно, как раньше.
Великая русская культура знала многих поэтов, оставивших в ней свой явственный положительный след. Среди этих поэтов есть несколько гигантов, достигших самых высоких творческих вершин. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский… Владимир Семёнович Высоцкий по праву принадлежит к когорте этих последних титанов. Он – величайший поэт второй половины 20-века!
Я полагаю, с данным утверждением согласится великое множество людей самых разных национальностей, имевших отношение к тому выдающемуся жизненному феномену, который назывался Советский Союз. Да и не только они, думаю, согласятся.
Володя Высоцкий, Владимир Высоцкий, Владимир Семёнович Высоцкий является истинным, с большой буквы Поэтом. Поэтом, которого стоит слушать, и стоит понимать. Поэтом ушедшего 20-го Века!
P.S. Посвящение Высоцкому:
Придёт охота вспоминать, придёт охота,
Всплывёт из памяти застойный стык эпох;
Володя, рык твой разносился как из грота,
Но даже в бурю над страною он не глох.
Нас потрясал твой дух титана громогласный,
Он рвался к воле из цепей и из оград;
Ты пел для всех – ты белым был и красным,
И мощь рычащих слов не ведала преград.
Ты норовил из колеи вразнос избитой
Уйти иль вырваться на верный добрый путь;
Из чащи мрачной ты душою боевитой
Хотел бы к чёрту, или к Богу сигануть.
Не удалось... Иль всё же получилось?
Флажки запретов для поэтов – пустяки!
И твоё творчество всё ж с правдой обручилось,
Ведь ладить с кривдой тебе было не с руки.
Эх, в баню бы! Чтоб смыть с души коросту.
Иль по-над пропастью на тройке – в небеса!
Увы, но в мире нашем грешном всё не просто,
И часто мгла нам застилает образа.
И всё же ввысь! Туда лишь – в горы духа!
Назло лишеньям, и назло врагам!
Чтоб искра божья в сердце бы не тухла,
И чтоб достало сил натруженным ногам.
Поэтам Века рок скупой, видать, отмерил
Не так уж много жизни бренной дней;
Они вольней во зле, и явно шире в вере,
И поле душ босых у них всегда изрезанней.
Да, не видать тебе покоя, друг Володя!
И не мечтал ты о покое под плитой,
Ведь дрожжи слов твоих в душе народа бродят
Под звук гитары, или лиры золотой...
[Скрыть]
Регистрационный номер 0299495 выдан для произведения:
Он родился в роковом 38-ом. Он умер в зенитном 80-м. В этом году ему бы исполнилось 75... И уже почти 33 года из этих 75-ти его нет с нами.
Время сейчас неспокойное, стремительное. Люди-звёзды быстро застилаются на небосклоне известности тучами забвения. Лишь небольшой, угодной времени, хозяевам этого времени, и выдрессированной временем и хозяевами времени кучке деятелей искусства удаётся удержаться в массовом людском сознании. Многие из этих деятелей явно искусственные «звёзды». Они «светят» лишь потому, что за тучами глупости, безверия и мракобесия не видно истинных звёзд. Часто они пускаются во все тяжкие, чтобы остаться в быстро затухающем интересе людской массы. Они идут на различные авантюры и трюки-фокусы, дабы во что бы то ни стало впихнуть себя в фокус желанной славы. Многим из них эти ловкие штуки вполне удаются, и они продолжают резвиться и тусоваться на экранах и сценах, словно некие комары над деревенской уборной. Ну да каждому ведь своё: комарам и комарикам – комарово, а титанам духа и слова – титаново.
Владимир Высоцкий! Это имя и посейчас ещё не заглохло в недалёкой и часто неблагодарной человеческой памяти. А когда-то оно гремело в душах людей подобно Перуновым громовым раскатам. Это имя было необыкновенно известно в тогдашнем СССР, а кое-где даже и за его обширными, обнесёнными «железным занавесом» пределами.
Его никогда не называли Вовой, Вовчиком или, не дай бог, Вовочкой. Только и единственно Володей! Или уважительно по фамилии – Высоцкий! Сейчас часто добавляют ещё и отчество – Семёнович. Он был своим везде в великом том Союзе. Везде и у всех.
Ну, почти у всех, почти – так ведь никогда не бывает, чтоб уж прямо у всех без остатка.
Поначалу, в своих ранних киношных ролях ему был отмерен где-то «номер шестнадцатый». В конце же – однозначно номер первый и никакой другой! Безусловно, были актёры его талантливее, многограннее, профессиональнее… Это были великие актёры великой эпохи, которым удалось сыграть прекрасные и значительные роли. Но Высоцкий среди этих корифеев отнюдь не затерялся. Более того – он занял свою и только свою широченную нишу в русской и нерусской зрительской душе. Он был уникальным вообще! Совершенно неповторимым и ярким! Он был крупной и поистине выдающейся творческой личностью!
Мощь! Воля! Правда! – Вот ключевые слова, характеризующие суть творчества поэта, певца и актёра Владимира Высоцкого. И поскольку для ревнивой власти он всегда виделся нежелательным человеком, покушавшимся на идейно-государственные устои Советской Империи, многие из которых были, безусловно, липовыми и ложными, то для сей власти он мнился конечно же не слишком заслуженным артистом. Даже не заслуженным вовсе.
Но зато он был поистине Народным поэтом и актёром! Причём поэтом в исконном, древнейшем смысле этого слова. То есть поющим свои вирши окружающим людям и старающимся вкладывать в эти вибрационно-звуковые волны некий важный и понятный для людей смысл. Это теперь (да и вообще-то так всегда было, наверное) великое множество поющих исполнителей упрямо зациклены лишь на теме любви. Причём очень редко это тема любви человека к природе или к богу. Нет – поют о земной любви мужчины и женщины. Часто даже не о любви в высоком идеальном смысле, а о банальной похоти и о жажде случки во всех своих неисчислимых оттенках и красках... Да и поют-то эти любвелюбы в большинстве своём фальшиво и неискренне. У многих из данных любителей попеть о любовном томлении имеются вереницы жён, любовниц, любовников...
А иногда они и вовсе являются половыми выродками, запавшими на свой собственный пол, и поющими лишь для того, чтобы обманом влезть в души своих слушателей и безбедно жить-поживать на средства этих ими обманутых.
В восточной философии и духовной практике имеется понятие чакр или духовных центров. Сердечная чакра, ведающая любовью, по восточным воззрениям есть очень важная чакра. Но – не высшая. Чакры интеллекта, интуиции и разума стоят иерархически над сердечной. Исходя из этой системы, нельзя останавливаться в своём развитии, как бы зависать духовно. Это дисгармонично, а значит неправильно. Нельзя, подобно глухарю на току, зажмурив сладострастно глазки, петь и мурлыкать лишь о своих радостных или горестных любовных чувствах. Да и яркое, волнующее, заставляющее вскипать кровь любовное влечение – это ведь удел молодых и юных. Которых, вообще-то, меньшинство в нашем обществе. У старших же по возрасту и по духу должен быть куда более широкий и высокий тематический кругозор.
Высоцкий и был таким вот старейшиной духа. Советского духа. В первую очередь советского… Он любил в своей жизни тоже. Марину Влади он любил особенно. И у него имеется всего лишь несколько песен о любви. Очень искренних песен. От души. От духа даже... Это вам не «Зайка моя» какая-нибудь и не банальное трали-вали.
Вспомним-ка, давайте, сию прошедшую не очень давнюю эпоху. Это были два насыщенных событиями десятилетия прошлого века. Одно – которое 60-х годов – буквально поражало своей мощью, оптимизмом и грандиозностью. Это, наверное, без всякого преувеличения, самое выдающееся десятилетие всего 20-го века. Во многих смыслах оно походило на весну свободы после многих десятилетий зимы диктатуры и жестокости. Великолепное качественное образование! Грандиозные стройки! Достижения в спорте! В науке! Прорыв в космос! Гениальные фильмы советских режиссёров! Театральный бум! Расцвет интереса к чтению! Дух романтики, поиска и устремлённости во что-то лучшее, чем обслуживание собственных страстей и инстинктов!
Колоссальное по своей насыщенности десятилетие!
Именно тогда и проявился талант Владимира Высоцкого. Проявился в игре на подмостках знаменитого таганковского театра, в самобытных авторских его песнях, в некоторых ролях в кино...
Второе же десятилетие, десятилетие 70-х годов – это уже совсем другое дело. Его можно назвать апофеозом советского официоза. После чудесной весны настало вдруг жаркое и душное духовное лето. Нечем стало дышать не единицам, а многим и многим… На эстраде пели ВИА, Лещенко и Кобзон, потом появились Пугачёва и Леонтьев... Последние, указанные пофамильно, весьма умело перестроились и поют даже сегодня. ВИА же пели по-разному. Их репертуар был значительно шире и ёмче репертуара нынешних певунов. Но былой воли и энергии поколения 60-х у них уже не наблюдалось. Казалось, нас всех настиг вал серости, который поглотил эстраду, и в котором утонули постепенно или сразу все благие намерения и мечты десятилетия давешнего. На невзрачном культурном поле удавалось расцвесть лишь отдельным цветам таланта и душевности. Духовность же съёжилась и продолжала быстро сокращаться...
Зато Высоцкий пытался гнуть прежнюю линию 60-х! Линию мощного духа, заключённого в различные, порою трагически-невыносимые бытийные обстоятельства.. И проявлялась эта его мощь назло всем чертям и назло слащавым фальшивым ангелам, поющим «дурными голосами» не то, что было надо. В своих многочисленных песнях Высоцкий проживал жизнь хулигана, зэка, солдата, спортсмена, горького пьяницы, деревенского дурачка, сказочного персонажа – даже жизнь волка и самолёта-истребителя ЯК!
Его лирический герой упрямо лез в горы, сидел в тюрьмах и на зонах, рвался за флажки недозволенного, отмывал замаранную душу в русской бане, делал утреннюю гимнастику, бился в колее пошлой и бессмысленной жизни, пил водку с чёртиком, стрелял во врага, обитал в дурдоме, вовсю хохмил и паясничал…
Его стихотворный слог был твёрдым, рокочущим мощными звучными согласными. Сей слог был простым, понятным, громогрозногремящим, ёрническим, народным, образным, скоморошьим... Поэт сидел по ночам на своей кухне и, глядя в стену, настраивал собственную тонко чувствующую душу на волны Великой Соборной Русской Души. И он принимал из этой широкой, глубокой и высокой инстанции ритмы и идеи, которые затем трансформировал через своё развитое неравнодушное сознание, и, далее, транслировал принятое и ритмически оформленное слово в уши и души благодарных слушателей.
Редкий человек осмеливался открыто его критиковать… Не по долгу службы, а от души критиковать, по справедливости. Я, по правде сказать, в своей жизни таковых не встречал.
Да, его стихи иногда были чуть сыроваты. Для скрупулёзного педанта-стихотворца порой явственны были «недотяги» и «перетяги» рифм. Но… всё это кажущееся несовершенство полностью сглаживалось и пропадало, когда Володя начинал их петь! Магия поэзии позволяла ему сочинять истинные шедевры. Поэтому Высоцкого любили и уважали люди разных национальностей. Разных вер. Разных социальных слоёв. Разного возраста тоже.
Его рифмы не отличались заковыристой сложностью и особой надуманной вычурностью. Диапазон настроения в них был – от дурачества до гранитной крутости и осознанного самопожертвования. Необыкновенный голос певца, голос богатыря, голос духовного атлета, мгновенно приковывал к себе внимание. Володя заставлял не просто слушать свой голос, а – заставлял сопереживать своим песням! И слушатель плыл по этой мощной голосовой волне, не боясь бурных вод житейского моря. Он как бы примерял на себя рубашки жизней песенных героев. Он вчувствовался вживую в их непростую, а подчас и сложнейшую судьбу. Своими песнями певец расширял сознание своих почитателей. Его могучий ревущий голос нёс в себе смысл, который был людям ПО-НАСТОЯЩЕМУ ИНТЕРЕСЕН! В нём отсутствовал дух фальши, дух алчного торгашества, дух пошлости и разврата. В нём обитала сама голая правда, у которой подлая ложь украла роскошные сияющие одежды, и посему правда выглядела подчас не слишком-то и приглядно.
Именно поэтому певец Владимир Высоцкий был нам так дорог. Он был вольным Паном Горлопаном, львиный рык которого прорывался сквозь информационные барьеры к замороченным душам советских людей. Да и сейчас ещё продолжает прорываться, хотя уже и не так сильно, как раньше.
Великая русская культура знала многих поэтов, оставивших в ней свой явственный положительный след. Среди этих поэтов есть несколько гигантов, достигших самых высоких творческих вершин. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский… Владимир Семёнович Высоцкий по праву принадлежит к когорте этих последних титанов. Он – величайший поэт второй половины 20-века!
Я полагаю, с данным утверждением согласится великое множество людей самых разных национальностей, имевших отношение к тому выдающемуся жизненному феномену, который назывался Советский Союз. Да и не только они, думаю, согласятся.
Володя Высоцкий, Владимир Высоцкий, Владимир Семёнович Высоцкий является истинным, с большой буквы Поэтом. Поэтом, которого стоит слушать, и стоит понимать. Поэтом ушедшего 20-го Века!
P.S. Посвящение Высоцкому:
Придёт охота вспоминать, придёт охота,
Всплывёт из памяти застойный стык эпох;
Володя, рык твой разносился как из грота,
Но даже в бурю над страною он не глох.
Нас потрясал твой дух титана громогласный,
Он рвался к воле из цепей и из оград;
Ты пел для всех – ты белым был и красным,
И мощь рычащих слов не ведала преград.
Ты норовил из колеи вразнос избитой
Уйти иль вырваться на верный добрый путь;
Из чащи мрачной ты душою боевитой
Хотел бы к чёрту, или к Богу сигануть.
Не удалось... Иль всё же получилось?
Флажки запретов для поэтов – пустяки!
И твоё творчество всё ж с правдой обручилось,
Ведь ладить с кривдой тебе было не с руки.
Эх, в баню бы! Чтоб смыть с души коросту.
Иль по-над пропастью на тройке – в небеса!
Увы, но в мире нашем грешном всё не просто,
И часто мгла нам застилает образа.
И всё же ввысь! Туда лишь – в горы духа!
Назло лишеньям, и назло врагам!
Чтоб искра божья в сердце бы не тухла,
И чтоб достало сил натруженным ногам.
Поэтам Века рок скупой, видать, отмерил
Не так уж много жизни бренной дней;
Они вольней во зле, и явно шире в вере,
И поле душ босых у них всегда изрезанней.
Да, не видать тебе покоя, друг Володя!
И не мечтал ты о покое под плитой,
Ведь дрожжи слов твоих в душе народа бродят
Под звук гитары, или лиры золотой...
Он родился в роковом 38-ом. Он умер в зенитном 80-м. В этом году ему бы исполнилось 75... И уже почти 33 года из этих 75-ти его нет с нами.
Время сейчас неспокойное, стремительное. Люди-звёзды быстро застилаются на небосклоне известности тучами забвения. Лишь небольшой, угодной времени, хозяевам этого времени, и выдрессированной временем и хозяевами времени кучке деятелей искусства удаётся удержаться в массовом людском сознании. Многие из этих деятелей явно искусственные «звёзды». Они «светят» лишь потому, что за тучами глупости, безверия и мракобесия не видно истинных звёзд. Часто они пускаются во все тяжкие, чтобы остаться в быстро затухающем интересе людской массы. Они идут на различные авантюры и трюки-фокусы, дабы во что бы то ни стало впихнуть себя в фокус желанной славы. Многим из них эти ловкие штуки вполне удаются, и они продолжают резвиться и тусоваться на экранах и сценах, словно некие комары над деревенской уборной. Ну да каждому ведь своё: комарам и комарикам – комарово, а титанам духа и слова – титаново.
Владимир Высоцкий! Это имя и посейчас ещё не заглохло в недалёкой и часто неблагодарной человеческой памяти. А когда-то оно гремело в душах людей подобно Перуновым громовым раскатам. Это имя было необыкновенно известно в тогдашнем СССР, а кое-где даже и за его обширными, обнесёнными «железным занавесом» пределами.
Его никогда не называли Вовой, Вовчиком или, не дай бог, Вовочкой. Только и единственно Володей! Или уважительно по фамилии – Высоцкий! Сейчас часто добавляют ещё и отчество – Семёнович. Он был своим везде в великом том Союзе. Везде и у всех.
Ну, почти у всех, почти – так ведь никогда не бывает, чтоб уж прямо у всех без остатка.
Поначалу, в своих ранних киношных ролях ему был отмерен где-то «номер шестнадцатый». В конце же – однозначно номер первый и никакой другой! Безусловно, были актёры его талантливее, многограннее, профессиональнее… Это были великие актёры великой эпохи, которым удалось сыграть прекрасные и значительные роли. Но Высоцкий среди этих корифеев отнюдь не затерялся. Более того – он занял свою и только свою широченную нишу в русской и нерусской зрительской душе. Он был уникальным вообще! Совершенно неповторимым и ярким! Он был крупной и поистине выдающейся творческой личностью!
Мощь! Воля! Правда! – Вот ключевые слова, характеризующие суть творчества поэта, певца и актёра Владимира Высоцкого. И поскольку для ревнивой власти он всегда виделся нежелательным человеком, покушавшимся на идейно-государственные устои Советской Империи, многие из которых были, безусловно, липовыми и ложными, то для сей власти он мнился конечно же не слишком заслуженным артистом. Даже не заслуженным вовсе.
Но зато он был поистине Народным поэтом и актёром! Причём поэтом в исконном, древнейшем смысле этого слова. То есть поющим свои вирши окружающим людям и старающимся вкладывать в эти вибрационно-звуковые волны некий важный и понятный для людей смысл. Это теперь (да и вообще-то так всегда было, наверное) великое множество поющих исполнителей упрямо зациклены лишь на теме любви. Причём очень редко это тема любви человека к природе или к богу. Нет – поют о земной любви мужчины и женщины. Часто даже не о любви в высоком идеальном смысле, а о банальной похоти и о жажде случки во всех своих неисчислимых оттенках и красках... Да и поют-то эти любвелюбы в большинстве своём фальшиво и неискренне. У многих из данных любителей попеть о любовном томлении имеются вереницы жён, любовниц, любовников...
А иногда они и вовсе являются половыми выродками, запавшими на свой собственный пол, и поющими лишь для того, чтобы обманом влезть в души своих слушателей и безбедно жить-поживать на средства этих ими обманутых.
В восточной философии и духовной практике имеется понятие чакр или духовных центров. Сердечная чакра, ведающая любовью, по восточным воззрениям есть очень важная чакра. Но – не высшая. Чакры интеллекта, интуиции и разума стоят иерархически над сердечной. Исходя из этой системы, нельзя останавливаться в своём развитии, как бы зависать духовно. Это дисгармонично, а значит неправильно. Нельзя, подобно глухарю на току, зажмурив сладострастно глазки, петь и мурлыкать лишь о своих радостных или горестных любовных чувствах. Да и яркое, волнующее, заставляющее вскипать кровь любовное влечение – это ведь удел молодых и юных. Которых, вообще-то, меньшинство в нашем обществе. У старших же по возрасту и по духу должен быть куда более широкий и высокий тематический кругозор.
Высоцкий и был таким вот старейшиной духа. Советского духа. В первую очередь советского… Он любил в своей жизни тоже. Марину Влади он любил особенно. И у него имеется всего лишь несколько песен о любви. Очень искренних песен. От души. От духа даже... Это вам не «Зайка моя» какая-нибудь и не банальное трали-вали.
Вспомним-ка, давайте, сию прошедшую не очень давнюю эпоху. Это были два насыщенных событиями десятилетия прошлого века. Одно – которое 60-х годов – буквально поражало своей мощью, оптимизмом и грандиозностью. Это, наверное, без всякого преувеличения, самое выдающееся десятилетие всего 20-го века. Во многих смыслах оно походило на весну свободы после многих десятилетий зимы диктатуры и жестокости. Великолепное качественное образование! Грандиозные стройки! Достижения в спорте! В науке! Прорыв в космос! Гениальные фильмы советских режиссёров! Театральный бум! Расцвет интереса к чтению! Дух романтики, поиска и устремлённости во что-то лучшее, чем обслуживание собственных страстей и инстинктов!
Колоссальное по своей насыщенности десятилетие!
Именно тогда и проявился талант Владимира Высоцкого. Проявился в игре на подмостках знаменитого таганковского театра, в самобытных авторских его песнях, в некоторых ролях в кино...
Второе же десятилетие, десятилетие 70-х годов – это уже совсем другое дело. Его можно назвать апофеозом советского официоза. После чудесной весны настало вдруг жаркое и душное духовное лето. Нечем стало дышать не единицам, а многим и многим… На эстраде пели ВИА, Лещенко и Кобзон, потом появились Пугачёва и Леонтьев... Последние, указанные пофамильно, весьма умело перестроились и поют даже сегодня. ВИА же пели по-разному. Их репертуар был значительно шире и ёмче репертуара нынешних певунов. Но былой воли и энергии поколения 60-х у них уже не наблюдалось. Казалось, нас всех настиг вал серости, который поглотил эстраду, и в котором утонули постепенно или сразу все благие намерения и мечты десятилетия давешнего. На невзрачном культурном поле удавалось расцвесть лишь отдельным цветам таланта и душевности. Духовность же съёжилась и продолжала быстро сокращаться...
Зато Высоцкий пытался гнуть прежнюю линию 60-х! Линию мощного духа, заключённого в различные, порою трагически-невыносимые бытийные обстоятельства.. И проявлялась эта его мощь назло всем чертям и назло слащавым фальшивым ангелам, поющим «дурными голосами» не то, что было надо. В своих многочисленных песнях Высоцкий проживал жизнь хулигана, зэка, солдата, спортсмена, горького пьяницы, деревенского дурачка, сказочного персонажа – даже жизнь волка и самолёта-истребителя ЯК!
Его лирический герой упрямо лез в горы, сидел в тюрьмах и на зонах, рвался за флажки недозволенного, отмывал замаранную душу в русской бане, делал утреннюю гимнастику, бился в колее пошлой и бессмысленной жизни, пил водку с чёртиком, стрелял во врага, обитал в дурдоме, вовсю хохмил и паясничал…
Его стихотворный слог был твёрдым, рокочущим мощными звучными согласными. Сей слог был простым, понятным, громогрозногремящим, ёрническим, народным, образным, скоморошьим... Поэт сидел по ночам на своей кухне и, глядя в стену, настраивал собственную тонко чувствующую душу на волны Великой Соборной Русской Души. И он принимал из этой широкой, глубокой и высокой инстанции ритмы и идеи, которые затем трансформировал через своё развитое неравнодушное сознание, и, далее, транслировал принятое и ритмически оформленное слово в уши и души благодарных слушателей.
Редкий человек осмеливался открыто его критиковать… Не по долгу службы, а от души критиковать, по справедливости. Я, по правде сказать, в своей жизни таковых не встречал.
Да, его стихи иногда были чуть сыроваты. Для скрупулёзного педанта-стихотворца порой явственны были «недотяги» и «перетяги» рифм. Но… всё это кажущееся несовершенство полностью сглаживалось и пропадало, когда Володя начинал их петь! Магия поэзии позволяла ему сочинять истинные шедевры. Поэтому Высоцкого любили и уважали люди разных национальностей. Разных вер. Разных социальных слоёв. Разного возраста тоже.
Его рифмы не отличались заковыристой сложностью и особой надуманной вычурностью. Диапазон настроения в них был – от дурачества до гранитной крутости и осознанного самопожертвования. Необыкновенный голос певца, голос богатыря, голос духовного атлета, мгновенно приковывал к себе внимание. Володя заставлял не просто слушать свой голос, а – заставлял сопереживать своим песням! И слушатель плыл по этой мощной голосовой волне, не боясь бурных вод житейского моря. Он как бы примерял на себя рубашки жизней песенных героев. Он вчувствовался вживую в их непростую, а подчас и сложнейшую судьбу. Своими песнями певец расширял сознание своих почитателей. Его могучий ревущий голос нёс в себе смысл, который был людям ПО-НАСТОЯЩЕМУ ИНТЕРЕСЕН! В нём отсутствовал дух фальши, дух алчного торгашества, дух пошлости и разврата. В нём обитала сама голая правда, у которой подлая ложь украла роскошные сияющие одежды, и посему правда выглядела подчас не слишком-то и приглядно.
Именно поэтому певец Владимир Высоцкий был нам так дорог. Он был вольным Паном Горлопаном, львиный рык которого прорывался сквозь информационные барьеры к замороченным душам советских людей. Да и сейчас ещё продолжает прорываться, хотя уже и не так сильно, как раньше.
Великая русская культура знала многих поэтов, оставивших в ней свой явственный положительный след. Среди этих поэтов есть несколько гигантов, достигших самых высоких творческих вершин. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский… Владимир Семёнович Высоцкий по праву принадлежит к когорте этих последних титанов. Он – величайший поэт второй половины 20-века!
Я полагаю, с данным утверждением согласится великое множество людей самых разных национальностей, имевших отношение к тому выдающемуся жизненному феномену, который назывался Советский Союз. Да и не только они, думаю, согласятся.
Володя Высоцкий, Владимир Высоцкий, Владимир Семёнович Высоцкий является истинным, с большой буквы Поэтом. Поэтом, которого стоит слушать, и стоит понимать. Поэтом ушедшего 20-го Века!
P.S. Посвящение Высоцкому:
Придёт охота вспоминать, придёт охота,
Всплывёт из памяти застойный стык эпох;
Володя, рык твой разносился как из грота,
Но даже в бурю над страною он не глох.
Нас потрясал твой дух титана громогласный,
Он рвался к воле из цепей и из оград;
Ты пел для всех – ты белым был и красным,
И мощь рычащих слов не ведала преград.
Ты норовил из колеи вразнос избитой
Уйти иль вырваться на верный добрый путь;
Из чащи мрачной ты душою боевитой
Хотел бы к чёрту, или к Богу сигануть.
Не удалось... Иль всё же получилось?
Флажки запретов для поэтов – пустяки!
И твоё творчество всё ж с правдой обручилось,
Ведь ладить с кривдой тебе было не с руки.
Эх, в баню бы! Чтоб смыть с души коросту.
Иль по-над пропастью на тройке – в небеса!
Увы, но в мире нашем грешном всё не просто,
И часто мгла нам застилает образа.
И всё же ввысь! Туда лишь – в горы духа!
Назло лишеньям, и назло врагам!
Чтоб искра божья в сердце бы не тухла,
И чтоб достало сил натруженным ногам.
Поэтам Века рок скупой, видать, отмерил
Не так уж много жизни бренной дней;
Они вольней во зле, и явно шире в вере,
И поле душ босых у них всегда изрезанней.
Да, не видать тебе покоя, друг Володя!
И не мечтал ты о покое под плитой,
Ведь дрожжи слов твоих в душе народа бродят
Под звук гитары, или лиры золотой...
Рейтинг: +1
673 просмотра
Комментарии (2)
Валентин Воробьев # 28 июля 2015 в 08:35 0 | ||
|
Владимир Радимиров # 28 июля 2015 в 13:27 0 | ||
|
Новые произведения