СКАЗКА-ЖИЗНЬ-СКАЗКА ч II
23 октября 2021 -
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС)
Этот театр – самый распространённый, самый востребованный, самый любимый и в тоже время (!) почему-то самый незамечаемый.
Согласитесь, ведь плохо, когда тебя не замечают, а тем более незаслуженно. Конечно, не во всех случаях можно дать такое определение, но, к сожалению, зачастую это так, как бы горько не звучало и, как бы горько не приходилось говорить об этом.
По роду своей деятельности мне приходилось бывать во многих регионах бывшей необъятной и теперь уже несуществующей страны, некогда называемой Союзом Советских Социалистических Республик. Я работал в больших городах-миллионниках, и в республиканских, и краевых столицах, в больших регионах, площадь которых была равна нескольким Франциям и в просто маленьких провинциальных городках. И где бы я не находился, почти всегда сталкивался с таким удивительным фактом, который выглядел примерно так.
Как правило, первым делом, прибыв в город, я интересовался у какого-нибудь авторитетного местного старожила обо всём, что можно было узнать об этом месте и увидеть здесь: о достопримечательностях, истории, традициях. А после, узнав, казалось бы, почти всё, задавал давно привычный мне вопрос: - А театры у вас есть? Как правило, этот вопрос вызывал на лице моего собеседника изумление и нескрываемое удивление, мол, вы и вправду считаете, что попали в Богом забытую глушь? После соответствующего утвердительного ответа, я задавал ему тогда уже второй вопрос: - А какие есть у вас театры? Ответ моего визави звучал примерно так: Есть у нас Областной драмтеатр, а ещё есть Молодёжный театр, Филармония, ясное дело, Цирк, ну и… кажется всё. А разве этого мало?
Далее мой визави корчил самодовольную гримасу.
- И это всё? – вопрошал я.
- Ну да!
И, прочитав изумление и неудовлетворённость своим ответом в моих глазах, дополнял:
- Ну, если вас интересует вообще, куда бы можно было пойти отдохнуть. Так ещё есть у нас Большой новый дворец культуры химиков и ещё ДК строителей, и кинотеатр «Салют», и кинотеатр «Победа»… Есть у нас ещё и Дворец молодёжи Химико-технического института.
Вот тогда-то и приходилось, как правило, мне задавать своему собеседнику провокационный, наводящий вопрос, больше похожий на подсказку:
- А театр кукол есть у вас в городе?
Надо только было видеть изумление на лице моего визави! Он долго с недоумением смотрел на меня и, после заметной паузы отвечал, как говорится, по-одесски вопросом на вопрос:
- А разве это тоже театр?
- Ну, а как вы считаете, если и там тоже имеется актёрская труппа, пусть даже и небольшая? Да и спектакли наверное тоже какие-то идут там?
- Конечно есть! Правда какой это театр? Так, вроде бы для детей сказки какие-то показывают, ездят по школам, детским садам.
Почувствовав себя явно в неловком положении, знаток своего родного города, спохватившись добавлял, - Извините, но я даже и не подумал, что Кукольный театр может вас заинтересовать. Ну конечно! Конечно, кукольный театр у нас есть!…
Вот эта всё также знакомая мне фраза или определение – «Кукольный театр» говорила обо всём, что я и ожидал от своего визави.
Но почему? Почему такое пренебрежительное, такое несерьёзное отношение? - спрашивал я сам себя, заведомо зная, какой обычно следует ответ на этот вопрос.
Однако в силу своей культуры и воспитания, многие люди, даже среди заядлых театралов считают искусство кукольников явно непрестижным занятием, а так, детской забавой. Вот для них-то разницы нет между театром кукол и кукольным театром.
Зря конечно. Но так и есть. Отчасти и сами творческие коллективы виноваты в этом, ставя перед собой весьма «средней высоты планку» радовать ребятишек своими спектаклями-сказками, разъезжая по клубам, школам и детским садам.
В одном довольно-таки крупном и значимом областном центре, знакомясь с местным театром кукол, я спросил у его руководителя: - А почему нет у вас ни одного спектакля для взрослых? Его ответ меня просто поразил: - А зачем? Наш город ведь не такой большой, как Москва или Санкт Петербург, где живут разные зрители, у них разные вкусы и потребности. Ну кто, скажите на милость, будет приходить к нам на такие спектакли? Даже, если и поставим мы что-то подобное, кто к нам придёт? Все в городе знают, что мы работаем только на детскую аудиторию. А, если что-нибудь серьёзное, так для этого есть у нас Музыкально-драматический театр. Там и пьесы Шекспира, и Лопе де Вега, и Чехова ставят, разумеется, и современные спектакли тоже. Разве Шекспира в театре кукол поставить можно?
Вот такая явная неуверенность в своих творческих силах, такое первоначальное неверие, такая ограниченность мышления и возможность искусства театра кукол, нивелирует нелёгкий, но такой прекрасный труд мастеров этого вида театрального искусства. Ведь задумать и , что самое главное, успешно осуществить что-то новое, интересное, заставить полюбить, сделаться общедоступным, расширить кругозор театра и своей аудитории, выразить мысль действительно дано не каждому творческому коллективу. Уверен, это надо делать! Во всяком случае пытаться методом проб и ошибок. А, замахнувшись и тут же столкнувшись со стеной непонимания, неприятия, заранее предрекая неудачу… Почему-то вспомнились слова Шекспира: -
"Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех..." Оказывается надо доказывать, воспитывать, утверждаться и утверждать, убеждать и не только самого зрителя, а зачастую и целую армию чиновников, восседающих в кабинетах различных департаментов, которые безапелляционно знают за всех нас зрителей, что, как, когда и в каких порциях ему нужно смотреть, которые чаще всего говорят не о творчестве, а о нехватки средств на содержание, о дефиците финансирования и, пообщавшись с которыми, невольно создаётся впечатление, что местные театры в городе это – вообще бельмо на глазу, кость в горле, очередное несчастье, ненароком свалившееся на их чиновничьи головы. И, если бы их число было значительно сокращено, а возможно не было бы их и вообще, то ещё легче дышалось и жилось. А здесь ещё появляются те, кто хочет создать что-нибудь новое, прогрессивное. Для кабинетной братии такое соизмеримо с революцией, с переворотом, а возможно и с катастрофой. Ведь согласитесь, не так и просто менять и утверждать репертуарную политику театра, тем более, если театр живёт на казённом обеспечении. Вот почему театров кукол очень много, а значимых, примечательных, интересных и своеобразных – буквально единицы. Вот почему зачастую для многих особенно взрослых зрителей такие театры оказываются незаметными или просто незамечаемыми, одним словом «Кукольными» и в прямом и в переносном смысле слова. Возможно по этому и называет непосвящённый зритель так этот театр, что на мой взгляд, их оценкаа по незнанию звучит пренебрежительно либо просто никак.
И тогда вовсе неудивительно, что большинство не знает, что есть у них в городе ещё один театр, также, как и неудивительно, что в силу своей культуры они уверены, что театр кукол это вообще не театр.
Лично я таак не считаю.
А вы?
[Скрыть]
Регистрационный номер 0499599 выдан для произведения:
II. ТЕАТР КУКОЛ ИЛИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР?
Этот театр – самый распространённый, самый востребованный, самый любимый и в тоже время (!) почему-то самый незамечаемый.
Согласитесь, ведь плохо, когда тебя не замечают, а тем более незаслуженно. Конечно, не во всех случаях можно дать такое определение, но, к сожалению, зачастую это так, как бы горько не звучало и, как бы горько не приходилось говорить об этом.
По роду своей деятельности мне приходилось бывать во многих регионах бывшей необъятной и теперь уже несуществующей страны, некогда называемой Союзом Советских Социалистических Республик. Я работал в больших городах-миллионниках, и в республиканских, и краевых столицах, в больших регионах, площадь которых была равна нескольким Франциям и в просто маленьких провинциальных городках. И где бы я не находился, почти всегда сталкивался с таким удивительным фактом, который выглядел примерно так.
Как правило, первым делом, прибыв в город, я интересовался у какого-нибудь авторитетного местного старожила обо всём, что можно было узнать об этом месте и увидеть здесь: о достопримечательностях, истории, традициях. А после, узнав, казалось бы, почти всё, задавал давно привычный мне вопрос: - А театры у вас есть? Как правило, этот вопрос вызывал на лице моего собеседника изумление и нескрываемое удивление, мол, вы и вправду считаете, что попали в Богом забытую глушь? После соответствующего утвердительного ответа, я задавал ему тогда уже второй вопрос: - А какие есть у вас театры? Ответ моего визави звучал примерно так: Есть у нас Областной драмтеатр, а ещё есть Молодёжный театр, Филармония, ясное дело, Цирк, ну и… кажется всё. А разве этого мало?
Далее мой визави корчил самодовольную гримасу.
- И это всё? – вопрошал я.
- Ну да!
И, прочитав изумление и неудовлетворённость своим ответом в моих глазах, дополнял:
- Ну, если вас интересует вообще, куда бы можно было пойти отдохнуть. Так ещё есть у нас Большой новый дворец культуры химиков и ещё ДК строителей, и кинотеатр «Салют», и кинотеатр «Победа»… Есть у нас ещё и Дворец молодёжи Химико-технического института.
Вот тогда-то и приходилось, как правило, мне задавать своему собеседнику провокационный, наводящий вопрос, больше похожий на подсказку:
- А театр кукол есть у вас в городе?
Надо только было видеть изумление на лице моего визави! Он долго с недоумением смотрел на меня и, после заметной паузы отвечал, как говорится, по-одесски вопросом на вопрос:
- А разве это тоже театр?
- Ну, а как вы считаете, если и там тоже имеется актёрская труппа, пусть даже и небольшая? Да и спектакли наверное тоже какие-то идут там?
- Конечно есть! Правда какой это театр? Так, вроде бы для детей сказки какие-то показывают, ездят по школам, детским садам.
Почувствовав себя явно в неловком положении, знаток своего родного города, спохватившись добавлял, - Извините, но я даже и не подумал, что Кукольный театр может вас заинтересовать. Ну конечно! Конечно, кукольный театр у нас есть!…
Вот эта всё также знакомая мне фраза или определение – «Кукольный театр» говорила обо всём, что я и ожидал от своего визави.
Но почему? Почему такое пренебрежительное, такое несерьёзное отношение? - спрашивал я сам себя, заведомо зная, какой обычно следует ответ на этот вопрос.
Однако в силу своей культуры и воспитания, многие люди, даже среди заядлых театралов считают искусство кукольников явно непрестижным занятием, а так, детской забавой. Вот для них-то разницы нет между театром кукол и кукольным театром.
Зря конечно. Но так и есть. Отчасти и сами творческие коллективы виноваты в этом, ставя перед собой весьма «средней высоты планку» радовать ребятишек своими спектаклями-сказками, разъезжая по клубам, школам и детским садам.
В одном довольно-таки крупном и значимом областном центре, знакомясь с местным театром кукол, я спросил у его руководителя: - А почему нет у вас ни одного спектакля для взрослых? Его ответ меня просто поразил: - А зачем? Наш город ведь не такой большой, как Москва или Санкт Петербург, где живут разные зрители, у них разные вкусы и потребности. Ну кто, скажите на милость, будет приходить к нам на такие спектакли? Даже, если и поставим мы что-то подобное, кто к нам придёт? Все в городе знают, что мы работаем только на детскую аудиторию. А, если что-нибудь серьёзное, так для этого есть у нас Музыкально-драматический театр. Там и пьесы Шекспира, и Лопе де Вега, и Чехова ставят, разумеется, и современные спектакли тоже. Разве Шекспира в театре кукол поставить можно?
Вот такая явная неуверенность в своих творческих силах, такое первоначальное неверие, такая ограниченность мышления и возможность искусства театра кукол, нивелирует нелёгкий, но такой прекрасный труд мастеров этого вида театрального искусства. Ведь задумать и , что самое главное, успешно осуществить что-то новое, интересное, заставить полюбить, сделаться общедоступным, расширить кругозор театра и своей аудитории, выразить мысль действительно дано не каждому творческому коллективу. Уверен, это надо делать! Во всяком случае пытаться методом проб и ошибок. А, замахнувшись и тут же столкнувшись со стеной непонимания, неприятия, заранее предрекая неудачу… Почему-то вспомнились слова Шекспира: -
"Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех..." Оказывается надо доказывать, воспитывать, утверждаться и утверждать, убеждать и не только самого зрителя, а зачастую и целую армию чиновников, восседающих в кабинетах различных департаментов, которые безапелляционно знают за всех нас зрителей, что, как, когда и в каких порциях ему нужно смотреть, которые чаще всего говорят не о творчестве, а о нехватки средств на содержание, о дефиците финансирования и, пообщавшись с которыми, невольно создаётся впечатление, что местные театры в городе это – вообще бельмо на глазу, кость в горле, очередное несчастье, ненароком свалившееся на их чиновничьи головы. И, если бы их число было значительно сокращено, а возможно не было бы их и вообще, то ещё легче дышалось и жилось. А здесь ещё появляются те, кто хочет создать что-нибудь новое, прогрессивное. Для кабинетной братии такое соизмеримо с революцией, с переворотом, а возможно и с катастрофой. Ведь согласитесь, не так и просто менять и утверждать репертуарную политику театра, тем более, если театр живёт на казённом обеспечении. Вот почему театров кукол очень много, а значимых, примечательных, интересных и своеобразных – буквально единицы. Вот почему зачастую для многих особенно взрослых зрителей такие театры оказываются незаметными или просто незамечаемыми, одним словом «Кукольными» и в прямом и в переносном смысле слова. Возможно по этому и называет непосвящённый зритель так этот театр, что на мой взгляд, их оценкаа по незнанию звучит пренебрежительно либо просто никак.
И тогда вовсе неудивительно, что большинство не знает, что есть у них в городе ещё один театр, также, как и неудивительно, что в силу своей культуры они уверены, что театр кукол это вообще не театр.
Лично я таак не считаю.
А вы?
Этот театр – самый распространённый, самый востребованный, самый любимый и в тоже время (!) почему-то самый незамечаемый.
Согласитесь, ведь плохо, когда тебя не замечают, а тем более незаслуженно. Конечно, не во всех случаях можно дать такое определение, но, к сожалению, зачастую это так, как бы горько не звучало и, как бы горько не приходилось говорить об этом.
По роду своей деятельности мне приходилось бывать во многих регионах бывшей необъятной и теперь уже несуществующей страны, некогда называемой Союзом Советских Социалистических Республик. Я работал в больших городах-миллионниках, и в республиканских, и краевых столицах, в больших регионах, площадь которых была равна нескольким Франциям и в просто маленьких провинциальных городках. И где бы я не находился, почти всегда сталкивался с таким удивительным фактом, который выглядел примерно так.
Как правило, первым делом, прибыв в город, я интересовался у какого-нибудь авторитетного местного старожила обо всём, что можно было узнать об этом месте и увидеть здесь: о достопримечательностях, истории, традициях. А после, узнав, казалось бы, почти всё, задавал давно привычный мне вопрос: - А театры у вас есть? Как правило, этот вопрос вызывал на лице моего собеседника изумление и нескрываемое удивление, мол, вы и вправду считаете, что попали в Богом забытую глушь? После соответствующего утвердительного ответа, я задавал ему тогда уже второй вопрос: - А какие есть у вас театры? Ответ моего визави звучал примерно так: Есть у нас Областной драмтеатр, а ещё есть Молодёжный театр, Филармония, ясное дело, Цирк, ну и… кажется всё. А разве этого мало?
Далее мой визави корчил самодовольную гримасу.
- И это всё? – вопрошал я.
- Ну да!
И, прочитав изумление и неудовлетворённость своим ответом в моих глазах, дополнял:
- Ну, если вас интересует вообще, куда бы можно было пойти отдохнуть. Так ещё есть у нас Большой новый дворец культуры химиков и ещё ДК строителей, и кинотеатр «Салют», и кинотеатр «Победа»… Есть у нас ещё и Дворец молодёжи Химико-технического института.
Вот тогда-то и приходилось, как правило, мне задавать своему собеседнику провокационный, наводящий вопрос, больше похожий на подсказку:
- А театр кукол есть у вас в городе?
Надо только было видеть изумление на лице моего визави! Он долго с недоумением смотрел на меня и, после заметной паузы отвечал, как говорится, по-одесски вопросом на вопрос:
- А разве это тоже театр?
- Ну, а как вы считаете, если и там тоже имеется актёрская труппа, пусть даже и небольшая? Да и спектакли наверное тоже какие-то идут там?
- Конечно есть! Правда какой это театр? Так, вроде бы для детей сказки какие-то показывают, ездят по школам, детским садам.
Почувствовав себя явно в неловком положении, знаток своего родного города, спохватившись добавлял, - Извините, но я даже и не подумал, что Кукольный театр может вас заинтересовать. Ну конечно! Конечно, кукольный театр у нас есть!…
Вот эта всё также знакомая мне фраза или определение – «Кукольный театр» говорила обо всём, что я и ожидал от своего визави.
Но почему? Почему такое пренебрежительное, такое несерьёзное отношение? - спрашивал я сам себя, заведомо зная, какой обычно следует ответ на этот вопрос.
Однако в силу своей культуры и воспитания, многие люди, даже среди заядлых театралов считают искусство кукольников явно непрестижным занятием, а так, детской забавой. Вот для них-то разницы нет между театром кукол и кукольным театром.
Зря конечно. Но так и есть. Отчасти и сами творческие коллективы виноваты в этом, ставя перед собой весьма «средней высоты планку» радовать ребятишек своими спектаклями-сказками, разъезжая по клубам, школам и детским садам.
В одном довольно-таки крупном и значимом областном центре, знакомясь с местным театром кукол, я спросил у его руководителя: - А почему нет у вас ни одного спектакля для взрослых? Его ответ меня просто поразил: - А зачем? Наш город ведь не такой большой, как Москва или Санкт Петербург, где живут разные зрители, у них разные вкусы и потребности. Ну кто, скажите на милость, будет приходить к нам на такие спектакли? Даже, если и поставим мы что-то подобное, кто к нам придёт? Все в городе знают, что мы работаем только на детскую аудиторию. А, если что-нибудь серьёзное, так для этого есть у нас Музыкально-драматический театр. Там и пьесы Шекспира, и Лопе де Вега, и Чехова ставят, разумеется, и современные спектакли тоже. Разве Шекспира в театре кукол поставить можно?
Вот такая явная неуверенность в своих творческих силах, такое первоначальное неверие, такая ограниченность мышления и возможность искусства театра кукол, нивелирует нелёгкий, но такой прекрасный труд мастеров этого вида театрального искусства. Ведь задумать и , что самое главное, успешно осуществить что-то новое, интересное, заставить полюбить, сделаться общедоступным, расширить кругозор театра и своей аудитории, выразить мысль действительно дано не каждому творческому коллективу. Уверен, это надо делать! Во всяком случае пытаться методом проб и ошибок. А, замахнувшись и тут же столкнувшись со стеной непонимания, неприятия, заранее предрекая неудачу… Почему-то вспомнились слова Шекспира: -
"Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех..." Оказывается надо доказывать, воспитывать, утверждаться и утверждать, убеждать и не только самого зрителя, а зачастую и целую армию чиновников, восседающих в кабинетах различных департаментов, которые безапелляционно знают за всех нас зрителей, что, как, когда и в каких порциях ему нужно смотреть, которые чаще всего говорят не о творчестве, а о нехватки средств на содержание, о дефиците финансирования и, пообщавшись с которыми, невольно создаётся впечатление, что местные театры в городе это – вообще бельмо на глазу, кость в горле, очередное несчастье, ненароком свалившееся на их чиновничьи головы. И, если бы их число было значительно сокращено, а возможно не было бы их и вообще, то ещё легче дышалось и жилось. А здесь ещё появляются те, кто хочет создать что-нибудь новое, прогрессивное. Для кабинетной братии такое соизмеримо с революцией, с переворотом, а возможно и с катастрофой. Ведь согласитесь, не так и просто менять и утверждать репертуарную политику театра, тем более, если театр живёт на казённом обеспечении. Вот почему театров кукол очень много, а значимых, примечательных, интересных и своеобразных – буквально единицы. Вот почему зачастую для многих особенно взрослых зрителей такие театры оказываются незаметными или просто незамечаемыми, одним словом «Кукольными» и в прямом и в переносном смысле слова. Возможно по этому и называет непосвящённый зритель так этот театр, что на мой взгляд, их оценкаа по незнанию звучит пренебрежительно либо просто никак.
И тогда вовсе неудивительно, что большинство не знает, что есть у них в городе ещё один театр, также, как и неудивительно, что в силу своей культуры они уверены, что театр кукол это вообще не театр.
Лично я таак не считаю.
А вы?
Рейтинг: 0
184 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!