ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Молодым везде у нас капканы

Молодым везде у нас капканы

9 апреля 2014 - Елена Сироткина

Хочешь стареть не быстро – общайся с молодыми. Так говаривал один знакомый в пору, когда не то что старость, а даже зрелость ещё не помахивала мне приветственно. Сам он, разумеется, казался весёлой студентке динозавром – сорок пять годков! Теперь же, добежав до середины шестого десятка, смеюсь, обнаружив, что постулат был наивернейшим.

 

Однако современность наша всё настойчивее создаёт возрастные гетто (и если бы только возрастные!). Мало нам разделения по всяким иным формальным признакам, так вот укрепляем барьеры между отцами, детьми, внуками, правнуками. В результате получаем совершенно ирреальное представление о «чужих» поколениях.

 

Одна из глупостей, взращённых на этих сомнительных дрожжах, – молодёжь совсем не читает. Я-то помню, как мало читали мои сверстники и сверстницы. Нет, ходовые цитаты отсюда-оттуда – это сколько угодно. Или честные отличницы перед сессией ради вожделенных пятёрок себя утруждали вместо киношки – тоже было. Но вот так, чтобы независимо от грядущих пряников, взять в руки неизвестную книгу… Не торопитесь побивать меня каменьями: были, разумеется, кружки по интересам, где чтение поддерживалось, во всех городах и весях. Особенно в разнообразных НИИ, в коих наукой занимались единицы, а самообразованием через «Самиздат» и «Тамиздат» – внушительное число населенцев. Что, кстати, я приветствую, потому как лучше читать, чем портить науку.

 

Сейчас за чтение особенных пряников никому не выдают. Даже на специальных гуманитарных факультетах в вузах литературу изучают довольно комедийно. Объясняют тем, что опять-таки молодёжь никакой серьёз не воспримет. По-моему, это лживый тезис, прикрывающий элементарную лень «наставников». Ну да ладно, имитация ныне в почёте и деньгах, пусть изображают высокое служение образованию, так основательно поддерживаемое индексами цитирования и рейтинговыми строчками.

 

Молодость – это время активных вопросов к миру. Так было и так будет. Их можно и нужно задавать живым людям – из других поколений. Но как это сделать, если все они скучковались в своих гетто? Даже в одной семье теперь люди знают друг о друге не так чтобы. Что уж говорить о сослуживцах, которых подбирают тоже в пределах единого возраста, так вроде продуктивнее… Конечно, юность самонадеянна, это нормально: мерещится, что до твоих ровесников ещё никто толком не жил, а если и жил, то неправильно. Вот мы-то придём и наведём долгожданный порядок! С другой стороны, как это ни парадоксально, юность застенчива: хочу всем нравиться, быстро осваиваю язык своей тусовки, но не знаю, как предъявить себя дорогого «чужим».

 

Знакомый, которого я упомянула вначале, был из тех, с кем я могла запросто обсудить волнующие моменты. В том числе в литературе. И он был не единственный, я чётко знала, с кем выйдет содержательная беседа о Беккете, а с кем – о Толстом. Никто на меня не давил, никто мне ничего не навязывал – почему-то заботливые психологи считают, что старшие только так способны себя вести с младшими, – просто они были у меня под рукой. При всём при том я была девушкой чрезвычайно самостоятельной, ни за каких опекунов не пряталась.

 

Теперь мы уповаем на океаны информации, которые каким-то чудесным образом сами повлияют на молодых. Но информации много больше не стало – изменились технические способы её сохранения. Нырнуть в инет, конечно, проще, чем топать в библиотеку, но ведь и в том и в другом случае в океане нужно выбрать нечто подходящее именно для себя. И тут многим требуются подсказки – не от кого попало, а от тех, кто интересуется схожими проблемами. Много ли шансов обнаружить их исключительно среди сверстников?

 

Ни одно поколение не бывает однородным по решаемым проблемам. Есть, конечно, некие  совпадения, обусловленные общественными декорациями – то все «протестуют» брюками-дудочками, то клёшами, – но о фундаментальных вопросах бытия, как правило, беспокоятся не самоутверждающиеся формалисты. Пловцов на глубине всегда меньше, однако именно они гарантируют социальное движение, с одной стороны, и поддержание мировых гуманитарных ценностей, с другой. Правда, замечу, что число таковых пловцов со временем увеличивается, просто мы не очень это замечаем – слишком малы просторы наших возможностей в сравнении с природными.

 

Посему невыносимо мне слышать, что молодёжь нынешняя поголовно оглупела и ограничилась самодемонстрацией. Общество в целом стало культивировать инфантильные признаки – это факт. Хотя происходит это как раз по причине упора рыночных идеологов на тему «вечной молодости, переходящей в бессмертие». То есть современника искусственно пытаются удержать от личностного роста, усадив в инвалидную коляску и туго спеленав конечности. Вечно молодым быть нездорово, а бессмертие – блеф. Ныне принято выдавать за атрибуты взрослости агрессивное соперничество, сексуальную физкультуру, освобождённую от любви или, по крайней мере, избирательной привязанности, слепой карьеризм, игру в вампиров, зомби, киллеров, лихорадочную смену одежды, бытовых прибамбасов. Всё это в совокупности – полная безответственность. Тире инфантилизм. И что? А то, что именно молодёжь первой и кричит: неправда! Тут какая-то подмена, обманка, но в чём, разобраться пока трудно. И где же те, чей опыт мог бы дать ответы – нет, даже не ответы, а ориентиры на пути к ним? Сидят в своих гетто и брюзжат.


 

Параллельно я бываю и в других литературных и около того соцсетях. Часто они представляются как площадки для культурных, творческих, самобытных людей. Ничего, кроме замшелой фразы «Вася Пупкин был здесь», большинство юзеров не выдают. Причём возраст этого большинства – ближе к пятидесяти. Так и хочется воскликнуть: а не пошёл бы ты, Вася, в личную читальню и не открыл хотя бы «Каштанку» для ознакомления? (Поскольку эссе будет размещено на всех «моих» проектах, просьба не обижаться на зеркало, которое показывает криворожесть.)

 

Стало быть, не в тупом инете дело, а в том, кто и чем его наполняет. Пора перестать сетовать на то и на сё, подпитывая тем самым вредные мифы о засилье дураков, причём в молодом племени. Если действительно что-то умеешь, не ленись, внеси в общую копилку человеческих знаний. С чего ты решил, что это уже никому не нужно? Ты не последний, кто родился на Земле.

 

9 апреля 2014 года

© Copyright: Елена Сироткина, 2014

Регистрационный номер №0207905

от 9 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0207905 выдан для произведения:

Хочешь стареть не быстро – общайся с молодыми. Так говаривал один знакомый в пору, когда не то что старость, а даже зрелость ещё не помахивала мне приветственно. Сам он, разумеется, казался весёлой студентке динозавром – сорок пять годков! Теперь же, добежав до середины шестого десятка, смеюсь, обнаружив, что постулат быть наивернейшим.

 

Однако современность наша всё настойчивее создаёт возрастные гетто (и если бы только возрастные!). Мало нам разделения по всяким иным формальным признакам, так вот укрепляем барьеры между отцами, детьми, внуками, правнуками. В результате получаем совершенно ирреальное представление о «чужих» поколениях.

 

Одна из глупостей, взращённых на этих сомнительных дрожжах, – молодёжь совсем не читает. Я-то помню, как мало читали мои сверстники и сверстницы. Нет, ходовые цитаты отсюда-оттуда – это сколько угодно. Или честные отличницы перед сессией ради вожделенных пятёрок себя утруждали вместо киношки – тоже было. Но вот так, чтобы независимо от грядущих пряников, взять в руки неизвестную книгу… Не торопитесь побивать меня каменьями: были, разумеется, кружки по интересам, где чтение поддерживалось, во всех городах и весях. Особенно в разнообразных НИИ, в коих наукой занимались единицы, а самообразованием через «Самиздат» и «Тамиздат» – внушительное число населенцев. Что, кстати, я приветствую, потому как лучше читать, чем портить науку.

 

Сейчас за чтение особенных пряников никому не выдают. Даже на специальных гуманитарных факультетах в вузах литературу изучают довольно комедийно. Объясняют тем, что опять-таки молодёжь никакой серьёз не воспримет. По-моему, это лживый тезис, прикрывающий элементарную лень «наставников». Ну да ладно, имитация ныне в почёте и деньгах, пусть изображают высокое служение образованию, так основательно поддерживаемое индексами цитирования и рейтинговыми строчками.

 

Молодость – это время активных вопросов к миру. Так было и так будет. Их можно и нужно задавать живым людям – из других поколений. Но как это сделать, если все они скучковались в своих гетто? Даже в одной семье теперь люди знают друг о друге не так чтобы. Что уж говорить о сослуживцах, которых подбирают тоже в пределах единого возраста, так вроде продуктивнее… Конечно, юность самонадеянна, это нормально: мерещится, что до твоих ровесников ещё никто толком не жил, а если и жил, то неправильно. Вот мы-то придём и наведём долгожданный порядок! С другой стороны, как это ни парадоксально, юность застенчива: хочу всем нравиться, быстро осваиваю язык своей тусовки, но не знаю, как предъявить себя дорогого «чужим».

 

Знакомый, которого я упомянула вначале, был из тех, с кем я могла запросто обсудить волнующие моменты. В том числе в литературе. И он был не единственный, я чётко знала, с кем выйдет содержательная беседа о Беккете, а с кем – о Толстом. Никто на меня не давил, никто мне ничего не навязывал – почему-то заботливые психологи считают, что старшие только так способны себя вести с младшими, – просто они были у меня под рукой. При всём при том я была девушкой чрезвычайно самостоятельной, ни за каких опекунов не пряталась.

 

Теперь мы уповаем на океаны информации, которые каким-то чудесным образом сами повлияют на молодых. Но информации много больше не стало – изменились технические способы её сохранения. Нырнуть в инет, конечно, проще, чем топать в библиотеку, но ведь и в том и в другом случае в океане нужно выбрать нечто подходящее именно для себя. И тут многим требуются подсказки – не от кого попало, а от тех, кто интересуется схожими проблемами. Много ли шансов обнаружить их исключительно среди сверстников?

 

Ни одно поколение не бывает однородным по решаемым проблемам. Есть, конечно, некие  совпадения, обусловленные общественными декорациями – то все «протестуют» брюками-дудочками, то клёшами, – но о фундаментальных вопросах бытия, как правило, беспокоятся не самоутверждающиеся формалисты. Пловцов на глубине всегда меньше, однако именно они гарантируют социальное движение, с одной стороны, и поддержание мировых гуманитарных ценностей, с другой. Правда, замечу, что число таковых пловцов со временем увеличивается, просто мы не очень это замечаем – слишком малы просторы наших возможностей в сравнении с природными.

 

Посему невыносимо мне слышать, что молодёжь нынешняя поголовно оглупела и ограничилась самодемонстрацией. Общество в целом стало культивировать инфантильные признаки – это факт. Хотя происходит это как раз по причине упора рыночных идеологов на тему «вечной молодости, переходящей в бессмертие». То есть современника искусственно пытаются удержать от личностного роста, усадив в инвалидную коляску и туго спеленав конечности. Вечно молодым быть нездорово, а бессмертие – блеф. Ныне принято выдавать за атрибуты взрослости агрессивное соперничество, сексуальную физкультуру, освобождённую от любви или, по крайней мере, избирательной привязанности, слепой карьеризм, игру в вампиров, зомби, киллеров, лихорадочную смену одежды, бытовых прибамбасов. Всё это в совокупности – полная безответственность. Тире инфантилизм. И что? А то, что именно молодёжь первой и кричит: неправда! Тут какая-то подмена, обманка, но в чём, разобраться пока трудно. И где же те, чей опыт мог бы дать ответы – нет, даже не ответы, а ориентиры на пути к ним? Сидят в своих гетто и брюзжат.

 

Уже четвёртый год я участвую в инет-проекте «Букмикс» (www.bookmix.ru). Это социальная сеть, клуб любителей книг. Совершенно добровольно, что называется безвозмездно, люди делятся своими впечатлениями от прочитанных книг. Пишут, представьте себе, мини-сочинения – рецензии и заметки в блогах. У кого-то это получается малоубедительно, но немало тех, кто нацелен на нешуточное саморазвитие. И в основном это люди молодые. У них есть сложности с учёбой, работой, семьями, однако они находят время и для чтения, и даже для обсуждения с другими участниками проекта прочитанных книг.

 

Параллельно я бываю и в других литературных и около того соцсетях. Часто они представляются как площадки для культурных, творческих, самобытных людей. Ничего, кроме замшелой фразы «Вася Пупкин был здесь», большинство юзеров не выдают. Причём возраст этого большинства – ближе к пятидесяти. Так и хочется воскликнуть: а не пошёл бы ты, Вася, в личную читальню и не открыл хотя бы «Каштанку» для ознакомления? (Поскольку эссе будет размещено на всех «моих» проектах, просьба не обижаться на зеркало, которое показывает криворожесть.)

 

Стало быть, не в тупом инете дело, а в том, кто и чем его наполняет. Пора перестать сетовать на то и на сё, подпитывая тем самым вредные мифы о засилье дураков, причём в молодом племени. Если действительно что-то умеешь, не ленись, внеси в общую копилку человеческих знаний. С чего ты решил, что это уже никому не нужно? Ты не последний, кто родился на Земле.

 

9 апреля 2014 года
 
Рейтинг: +1 464 просмотра
Комментарии (1)
Руслан Солтоев # 27 декабря 2019 в 05:25 0
" ТЫ НЕ ПОСЛЕДНИЙ ,КТО РОДИЛСЯ НА ЗЕМЛЕ " --- это шикарная заповедь и девиз ОСОЗНАВАТЬ , ХОТЕТЬ И ЖЕЛАТЬ ЖИТЬ , который нам дарит замечательная Елена Сироткина . Здорово ! Этими простыми и умными словами я , как и многие любящие свою ЖИЗНЬ , поддерживаем и подбадриваем себя и других.