Грань между городом и деревней.
Когда-то, в советское время говорили о том, что необходимо стереть грань между городом и деревней. Кому-то это представлялось как восьмичасовой рабочий день в кабинете с кондиционером, в белом халате, за письменным столом и с отпуском исключительно в летнее время. Но на самом деле имелось в виду, что селяне не будут обделены ничем, из того, что имеют горожане, в том числе в плане культурного и духовного развития.
Да, когда-то театры привозили в село свои спектакли; а зачастую селяне целыми автобусами выезжали в город: на выставки, на концерты, в цирки и в театры. Всё когда-то было…
Теперь всё гораздо сложнее. Людям дали свободу: кому-то - работать, кому-то - веселиться…
Но даже сейчас, среди этого, всё более прагматичного, коммерческого мира, встречаются театры, не пошедшие на поводу у зрителей, не показывающие увеселительную порнушку, а ставящие настоящие спектакли о насущном, о проблемах современных простых людей, об истинных тружениках.
Как здорово, что живут на свете неравнодушные люди, которые не могут молчать, когда кому-то становится плохо. Люди, которым дорога честь, у которых есть достоинство, есть мужество: сказать людям правду.
Анатолий Крым – председатель Союза писателей Украины - тоже не смог промолчать, видя: что творится в стране? Он написал пьесу «Евангелие от Ивана» о судьбе простого украинского фермера. Пьесу правдивую, откровенную, хотя и комедийную, доходящую порой до гротеска. Когда смеёшься сквозь слёзы, смеёшься от бессилия совладать с царящим беспределом…
И не меньшее счастье, что есть в стране режиссёры, способные вдохновить театры: администрацию и актёров на такие некоммерческие, но самые необходимые сейчас постановки. Ведь театр – это нечто большее, намного большее, чем просто развлечение…
Анатолий Крым написал пьесу, а Борис Мартынов поставил по ней спектакль в Крымском Украинском театре. Спектакль-комедию, спектакль-плач.
Каких только напастей не было у Ивана? И бюрократы; и вымогатели-взяточники; и инвесторы, мечтающие вывезти весь украинский чернозём в Германию, или выращивать виноградники там, где не растёт виноград; и засуха; и завистники, пытающиеся уничтожить, напакостить фермеру исподтишка; и кровопийцы-банкиры, дерущие огромные проценты с кредитов и отбирающие у должников всё до последней нитки за несвоевременную уплату… Здесь собраны, сконцентрированы все беды, которые обрушиваются на людей, пытающихся выращивать хлеб...
Скажи дураку: «Дурак!»
В первом действии на заднике сцены – руки, дарящие людям землю, плодородную пашню.
На протяжении всего спектакля ветеринар Пётр Григорьевич пытается рассказать старый анекдот о евреях, пришедших к Богу с жалобами, когда тот разделил между народами землю: «Кому-то досталась нефть, кому-то леса, кому-то чернозёмы, кому-то реки, а нам, Господи, ты не дал ничего… Одни камни…» Но не дают Петру Григорьевичу дорассказать. События в спектакле сменяются молниеносно, постоянно что-то случается, постоянно кто-то врывается в дом к Ивану, все чего-то хотят, чего-то требуют от него... И вот, наконец-то, наступает момент, когда все внимательно слушают, и Пётр Григорьевич заканчивает свой анекдот: «…на что Бог ответил им: «Погодите, я ведь ещё начальников не делил!»
Все смеются. Но громче всех смеётся глава местной администрации. Смеётся, пока не начинает понимать, что смеётся над собой… И все – смеются над ним… Над человеком, взявшимся руководить, но не способным это делать…
Лицо его искажается в мине презренья к людям. Все замирают в страхе, а Иван говорит этому «главе»: «Вам нужно, чтобы мы хорошо работали, потому, что вы живёте за наш счёт!»
Автор недвусмысленно говорит о причинах того: почему же не выходит у селян заработать на своём нелёгком труде? Уж больно много желающих поживиться за их счёт. А те, кто обязан помогать селянам, не способны пошевелить ради них даже пальцем! Они просто наслаждаются жизнью: вкусно едят, сладко пьют, получают за это немалую зарплату… И изредка навещают тех, за счёт кого живут, чтобы дать им свои никому не нужные, а чаще - вредные ЦУ и приказы…
Недаром ведь в спектакле звучит еврейский анекдот. Все знают, что в Израиле, даже на их голых камнях с помощью капельного орошения выращиваются урожаи, большие, чем на наших самых плодородных чернозёмах…
Подходить к делу с умом, помогать организовывать производство, вкладывать государственные деньги туда, куда это необходимо, вот и всё, что нужно от руководителя. Но все они, как выясняется, ничего не имеют за душой, не знают: что делать(?) и помощи от них – никакой, одна суета… И законы все – не на стороне производителей, а служат тем, кто вправе вымогать у селян мзду за всё, что угодно. Даже за плохую экологию в стране…
На заднике во втором действии – выгоревшее от засухи поле и руки крестьянина, измождённые тяжким трудом, но не дождавшиеся урожая… Все средства ушли на взятки, проценты за кредиты, судебные издержки, в уплату неисполненных контрактов по отправке земли в Германию…
И вдруг Иван спрашивает у Петра Григорьевича: «А почему ты недорассказал этот анекдот до конца? Почему не сказал о том, что Бог посмотрел на людей и спросил: «А что это за народ такой стоит в сторонке и всё время молчит?» И ему ответили: «А это украинцы, из страны глухонемых. У них те, кто внизу – немые, а те, кто вверху – глухие».
Покорный, терпеливый народ, молчащий столетиями… Изредка взрывающийся, выплёскивающий своё негодование, разрушающий всё до основания, и снова погружающийся в суету выживания, выкарабкивания из нищеты, в монотонный безразличный изнурительный сон наяву, когда строится всё заново, но по старому плану... Народ, знающий: что(?), где(?) и почему(?) у него в стране плохо, но ничего не делающий, чтобы стало лучше.
Но, самую жирную точку в спектакле ставит Василина – бухгалтер Ивана, которая возвращается во время конфискации и показывает место, куда сама подсказала спрятать золотые украшения жены Ивана. На вопрос хозяина: «Зачем ты это сделала?», - она отвечает, что сожрала бы себя, не выдав… А Пётр Григорьевич добавляет: «Знаете, почему на Украине до сих пор герба нет? Потому, что украинская жаба туда не помещается!»
Пока люди не избавятся от этого вечного желания – отнять(!), и забрать(!) пусть даже не себе, пусть даже не раздать бедным, а просто отнять, у тех, кто имеет больше, чем ты; от желания уничтожить, созданное другими, - ничего в этой стране не получится…
Очень жаль, что сельские труженики всё реже появляются в театрах.
Что происходит на Украине в культурном плане? Театры осуществляют постановки, но средств на гастроли, на вывоз спектаклей в сёла, - у них нет; горожане - далеки от проблем села и не ходят на такие спектакли; а селяне не имеют возможности выбираться в театры – замкнутый круг…
Так как же разрушить эту вечную грань между городом и деревней?
Однажды, после премьеры «Нелегалки», также поставленной в Крымском Украинском, я спросила у А. Крыма: «Как вы, сидя напротив президентского дворца, не боитесь писать правду?» (Здание Союза писателей стоит почти напротив резиденции президента на Банковой). На что Анатолий Исаакович ответил, что его выбирал не президент, а люди. И служит он – простым людям…
Служить людям – это уметь говорить им правду…
Литература, средства массовой информации, но в ещё большей степени театр – являются посредниками между классами. Именно театр, затрагивающий самые потаённые уголки человеческой души, способен научить людей понимать друг друга; способен заинтересовать, привлечь внимание к проблеме; способен объединить людей, направить их усилия на общее дело.
Для чего нужны горожанам спектакли о селе? Чтобы узнать о проблемах селян и научиться понимать их причины. Чтобы слова: «Хлеб – всему голова», - не были просто строчкой из песни, которую можно забыть, вычеркнуть из жизни, как ненужную, ведь хлеб не заменишь ни чем. А ещё, чтобы не относиться к селу потребительски, не диктовать селянам свои цены на их продукцию, а помогать: совместно находить правильные решения, изобретать и производить нужную селянам технику, разрабатывать новые технологии.
Село – было вечным донором города, но пришла пора вернуть накопившиеся за десятилетия долги. Новые идеи, новые инвестиции должны поступать не из других государств, а от своих местных горожан, готовых и способных по-настоящему понять и помочь селянам. Только все вместе: селяне и горожане - смогут возродить погибающее сельское хозяйство, пока оно не погибло до конца...
Для чего нужен сейчас театр сельским труженикам? Вероятно, для того, чтобы почувствовать, что правда – на их стороне; что есть люди, которые их поддерживают. А может быть и для того, чтобы каждому главе администрации и каждой завистнице Василине селянин мог сказать при случае: «Сходите в театр, там есть спектакль про вас!» Чтобы было, что ответить тем, кто приходит отнимать, кто приходит руководить, не понимая: что же нужно делать, чтобы люди жили по-человечески; чтобы земля – родила; и хлеб – не стоил дороже золота? А ещё для того, чтобы обрести надежду. Потому, что спектакль заканчивается тем, что возвращается домой с заработков жена Ивана и все понимают, что это – не конец. И снова будет посевная, снова румяная корочка на каравае будет пленять всех: и селян, и горожан своим самым сладким, самым желанным ароматом…
Когда-то, в советское время говорили о том, что необходимо стереть грань между городом и деревней. Кому-то это представлялось как восьмичасовой рабочий день в кабинете с кондиционером, в белом халате, за письменным столом и с отпуском исключительно в летнее время. Но на самом деле имелось в виду, что селяне не будут обделены ничем, из того, что имеют горожане, в том числе в плане культурного и духовного развития.
Да, когда-то театры привозили в село свои спектакли; а зачастую селяне целыми автобусами выезжали в город: на выставки, на концерты, в цирки и в театры. Всё когда-то было…
Теперь всё гораздо сложнее. Людям дали свободу: кому-то - работать, кому-то - веселиться…
Но даже сейчас, среди этого, всё более прагматичного, коммерческого мира, встречаются театры, не пошедшие на поводу у зрителей, не показывающие увеселительную порнушку, а ставящие настоящие спектакли о насущном, о проблемах современных простых людей, об истинных тружениках.
Как здорово, что живут на свете неравнодушные люди, которые не могут молчать, когда кому-то становится плохо. Люди, которым дорога честь, у которых есть достоинство, есть мужество: сказать людям правду.
Анатолий Крым – председатель Союза писателей Украины - тоже не смог промолчать, видя: что творится в стране? Он написал пьесу «Евангелие от Ивана» о судьбе простого украинского фермера. Пьесу правдивую, откровенную, хотя и комедийную, доходящую порой до гротеска. Когда смеёшься сквозь слёзы, смеёшься от бессилия совладать с царящим беспределом…
И не меньшее счастье, что есть в стране режиссёры, способные вдохновить театры: администрацию и актёров на такие некоммерческие, но самые необходимые сейчас постановки. Ведь театр – это нечто большее, намного большее, чем просто развлечение…
Анатолий Крым написал пьесу, а Борис Мартынов поставил по ней спектакль в Крымском Украинском театре. Спектакль-комедию, спектакль-плач.
Каких только напастей не было у Ивана? И бюрократы; и вымогатели-взяточники; и инвесторы, мечтающие вывезти весь украинский чернозём в Германию, или выращивать виноградники там, где не растёт виноград; и засуха; и завистники, пытающиеся уничтожить, напакостить фермеру исподтишка; и кровопийцы-банкиры, дерущие огромные проценты с кредитов и отбирающие у должников всё до последней нитки за несвоевременную уплату… Здесь собраны, сконцентрированы все беды, которые обрушиваются на людей, пытающихся выращивать хлеб...
Скажи дураку: «Дурак!»
В первом действии на заднике сцены – руки, дарящие людям землю, плодородную пашню.
На протяжении всего спектакля ветеринар Пётр Григорьевич пытается рассказать старый анекдот о евреях, пришедших к Богу с жалобами, когда тот разделил между народами землю: «Кому-то досталась нефть, кому-то леса, кому-то чернозёмы, кому-то реки, а нам, Господи, ты не дал ничего… Одни камни…» Но не дают Петру Григорьевичу дорассказать. События в спектакле сменяются молниеносно, постоянно что-то случается, постоянно кто-то врывается в дом к Ивану, все чего-то хотят, чего-то требуют от него... И вот, наконец-то, наступает момент, когда все внимательно слушают, и Пётр Григорьевич заканчивает свой анекдот: «…на что Бог ответил им: «Погодите, я ведь ещё начальников не делил!»
Все смеются. Но громче всех смеётся глава местной администрации. Смеётся, пока не начинает понимать, что смеётся над собой… И все – смеются над ним… Над человеком, взявшимся руководить, но не способным это делать…
Лицо его искажается в мине презренья к людям. Все замирают в страхе, а Иван говорит этому «главе»: «Вам нужно, чтобы мы хорошо работали, потому, что вы живёте за наш счёт!»
Автор недвусмысленно говорит о причинах того: почему же не выходит у селян заработать на своём нелёгком труде? Уж больно много желающих поживиться за их счёт. А те, кто обязан помогать селянам, не способны пошевелить ради них даже пальцем! Они просто наслаждаются жизнью: вкусно едят, сладко пьют, получают за это немалую зарплату… И изредка навещают тех, за счёт кого живут, чтобы дать им свои никому не нужные, а чаще - вредные ЦУ и приказы…
Недаром ведь в спектакле звучит еврейский анекдот. Все знают, что в Израиле, даже на их голых камнях с помощью капельного орошения выращиваются урожаи, большие, чем на наших самых плодородных чернозёмах…
Подходить к делу с умом, помогать организовывать производство, вкладывать государственные деньги туда, куда это необходимо, вот и всё, что нужно от руководителя. Но все они, как выясняется, ничего не имеют за душой, не знают: что делать(?) и помощи от них – никакой, одна суета… И законы все – не на стороне производителей, а служат тем, кто вправе вымогать у селян мзду за всё, что угодно. Даже за плохую экологию в стране…
На заднике во втором действии – выгоревшее от засухи поле и руки крестьянина, измождённые тяжким трудом, но не дождавшиеся урожая… Все средства ушли на взятки, проценты за кредиты, судебные издержки, в уплату неисполненных контрактов по отправке земли в Германию…
И вдруг Иван спрашивает у Петра Григорьевича: «А почему ты недорассказал этот анекдот до конца? Почему не сказал о том, что Бог посмотрел на людей и спросил: «А что это за народ такой стоит в сторонке и всё время молчит?» И ему ответили: «А это украинцы, из страны глухонемых. У них те, кто внизу – немые, а те, кто вверху – глухие».
Покорный, терпеливый народ, молчащий столетиями… Изредка взрывающийся, выплёскивающий своё негодование, разрушающий всё до основания, и снова погружающийся в суету выживания, выкарабкивания из нищеты, в монотонный безразличный изнурительный сон наяву, когда строится всё заново, но по старому плану... Народ, знающий: что(?), где(?) и почему(?) у него в стране плохо, но ничего не делающий, чтобы стало лучше.
Но, самую жирную точку в спектакле ставит Василина – бухгалтер Ивана, которая возвращается во время конфискации и показывает место, куда сама подсказала спрятать золотые украшения жены Ивана. На вопрос хозяина: «Зачем ты это сделала?», - она отвечает, что сожрала бы себя, не выдав… А Пётр Григорьевич добавляет: «Знаете, почему на Украине до сих пор герба нет? Потому, что украинская жаба туда не помещается!»
Пока люди не избавятся от этого вечного желания – отнять(!), и забрать(!) пусть даже не себе, пусть даже не раздать бедным, а просто отнять, у тех, кто имеет больше, чем ты; от желания уничтожить, созданное другими, - ничего в этой стране не получится…
Очень жаль, что сельские труженики всё реже появляются в театрах.
Что происходит на Украине в культурном плане? Театры осуществляют постановки, но средств на гастроли, на вывоз спектаклей в сёла, - у них нет; горожане - далеки от проблем села и не ходят на такие спектакли; а селяне не имеют возможности выбираться в театры – замкнутый круг…
Так как же разрушить эту вечную грань между городом и деревней?
Однажды, после премьеры «Нелегалки», также поставленной в Крымском Украинском, я спросила у А. Крыма: «Как вы, сидя напротив президентского дворца, не боитесь писать правду?» (Здание Союза писателей стоит почти напротив резиденции президента на Банковой). На что Анатолий Исаакович ответил, что его выбирал не президент, а люди. И служит он – простым людям…
Служить людям – это уметь говорить им правду…
Литература, средства массовой информации, но в ещё большей степени театр – являются посредниками между классами. Именно театр, затрагивающий самые потаённые уголки человеческой души, способен научить людей понимать друг друга; способен заинтересовать, привлечь внимание к проблеме; способен объединить людей, направить их усилия на общее дело.
Для чего нужны горожанам спектакли о селе? Чтобы узнать о проблемах селян и научиться понимать их причины. Чтобы слова: «Хлеб – всему голова», - не были просто строчкой из песни, которую можно забыть, вычеркнуть из жизни, как ненужную, ведь хлеб не заменишь ни чем. А ещё, чтобы не относиться к селу потребительски, не диктовать селянам свои цены на их продукцию, а помогать: совместно находить правильные решения, изобретать и производить нужную селянам технику, разрабатывать новые технологии.
Село – было вечным донором города, но пришла пора вернуть накопившиеся за десятилетия долги. Новые идеи, новые инвестиции должны поступать не из других государств, а от своих местных горожан, готовых и способных по-настоящему понять и помочь селянам. Только все вместе: селяне и горожане - смогут возродить погибающее сельское хозяйство, пока оно не погибло до конца...
Для чего нужен сейчас театр сельским труженикам? Вероятно, для того, чтобы почувствовать, что правда – на их стороне; что есть люди, которые их поддерживают. А может быть и для того, чтобы каждому главе администрации и каждой завистнице Василине селянин мог сказать при случае: «Сходите в театр, там есть спектакль про вас!» Чтобы было, что ответить тем, кто приходит отнимать, кто приходит руководить, не понимая: что же нужно делать, чтобы люди жили по-человечески; чтобы земля – родила; и хлеб – не стоил дороже золота? А ещё для того, чтобы обрести надежду. Потому, что спектакль заканчивается тем, что возвращается домой с заработков жена Ивана и все понимают, что это – не конец. И снова будет посевная, снова румяная корочка на каравае будет пленять всех: и селян, и горожан своим самым сладким, самым желанным ароматом…
Нет комментариев. Ваш будет первым!