Если человеку хорошо, он не думает ни о каком боге
21 января 2014 -
Владимир Степанищев
Некая виртуальная субстанция под псевдонимом «модератор» удалила вчера одно из моих эссе «В драке не помогут…» на сайте «Проза». Может, ему правильнее, более соответствующе функциям, следовало бы взять псевдоним Фаддей Булгарин, все ж таки отец русской цензуры? Кабы я допустил матерное слово какое или словосочетание, обидное женщине, власти или там нации, то, понятно, меня бы вычислила машина, но вот это же надо было прочесть человечьими глазами, оценить человечьими мозгами, зачеркнуть человечьими руками... А что собственно это такое «это»? Критический взгляд (в сумме, кстати, лестный) на некую общность людей? Тогда давайте вычистим из всего интернет-пространства Достоевского. Он-то уж так прохаживался на сей предмет, что мне, сопливому, и не снилось… А как насчет Бога? Я же его в каждом втором эссе пинаю. Ну вот, к примеру, тезисно изложу суммарное:
«Когда человеку хорошо, он не думает ни о каком боге. Более этого, любой, всякий свой успех он относит исключительно на свой счет, гения своего, лишь изредка, со снисходительною улыбкою склонив голову набок упомянет его величество Случай, да и то при этом заметит, что мол сильному везет. К богу же обращаются лишь когда вовсе плохо. Страх грядущего необъяснимого, страх нужды, страх болезни, страх потери близких, страх собственной смерти навсегда, страх: а вдруг там, за порогом сна что-то есть, в общем, окончательно точно сформулированное Достоевским как страх боли и боль страха рождает в человеке покорность, сомнения в собственном гении, то есть – мысли о Боге. Никто бы не стал философствовать, не будь смерти, говорил Сократ; никто бы не стал думать о Боге, не будь страха, ворую у Сократа я.
Итак – страх есть Бог или… Бог есть страх. Ну, ей богу, что ж еще нужно, кроме страха, чтобы из суммы человеческих индивидуальностей превратить их в стадо, сумму человеческого ничто? Истинно, истинно говорю вам…, когда глядишь на лица богомольцев, толпящихся во храме господнем на какой престольный праздник, общее название эмоции, выраженной в них – скорбь. Лишь то там, то тут пачкают грязными пятнами серое льняное полотно людское лица, выражающие скуку, потому как пришли сюда неискренне, по случаю или обязанности (как такое происходит с президентами, мэрами и прочей, с точки зрения веры, нечистью, ибо не верят они и даже хуже, фиглярствуют) и лица совсем уж блаженные, счастливая улыбка которых мало чем отличается от улыбки пациентов психиатрической лечебницы после принятия утреннего лекарства.
Второе основное понятие Бога – раб. Именно второе, ибо раб всегда следствие, порождение страха. «Венчается раб божий рабе божьей…» - красивая формула. Но что может родиться в результате такой, хм…, селекции? Рожденный рабом, в идеальном представлении попов, наследует страх уже генетически, то есть, в широком смысле, человек заранее ущербный. Логика очевидна. Всякая свободная личность, помыкавшись по терниям судьбы своей, к смертному одру своему (если только не погибнет раньше по причине своей никчемной храбрости) придет с ощущением страха смерти и узрит Бога, так чего тянуть? – рождайся уже со страхом в голове. Давайте уж с розовых ногтей в купель да и в придурки. Правда, есть одно «но». Гоголь, прежде чем свихнулся на боге, успел-таки написать и Мертвые души, и Старосветских помещиков, и Шинель…; а Толстой, до того как опустился до Четвероевангелия, подарил миру и Войну и мир, и Анну Каренину, да и Крейцерову сонату можно сказать успел. Примеров того, что прекрасное рождается помимо, исключительно без Бога – тысячи. Гениальное происходит посредством веры в себя, уважения к себе, гордости за себя, гордыни, если хотите… Если хотите…
Если хотите признать, водрузить царствие Божие на земле, сожгите все книги, холсты, ноты, разрушьте скульптуры, как такое делала уже святая инквизиция, Гитлер, как сегодня разрушаются изваяния Будды…, а заодно и авторов их сожгите (здесь у Сталина займите опыта), воспоминания о них сожгите, ибо все это порождения разума, совершенно свободного от Бога. Не стесняйтесь, господа, не то, гляди, явится какой новый Лермонтов с Врубелем, да и проникнутся состраданием к падшему ангелу, да посеют жалость, сочувствие ко всякому униженному Богом в пастве рабов ваших… Тут и хана (простите, не очень поискал другого слова) всем золотопарчовым ливреям вашим и всей тысячелетней, в сребре да каменьях мошне вашей. Авось, станете тогда нищими, аки Иисус, и тогда узрите, о чем бишь он там на самом деле в нагорной проповеди да про игольное ушко… Аминь».
В общем, как-то так. Спросить хочу неусыпно зоркого модератора моего: нарушил ли я только что пункт 3.2 правил пользования сервером, на который он ссылается.
Эссе – не призыв на баррикады, не тротил под опору метро, не шило в печень губернатору, эссе – это мысль, родившаяся спонтанно и высказанная искренне, вне идей и целей - вдох и выдох. Мои сомнения в богоизбранности народа иудейского, как и сомнения о Боге христианском – страдания лишь моего ума, а те двадцать человек, что прочли мое эссе на Вашем портале и те двадцать, что могли бы прочесть еще, имеют-таки право судить по-своему, а не по-Вашему. «Я не согласен с вами, но я готов отдать жизнь за ваше право высказать свое мнение» - принцип толерантности, высказанный Вольтером (или это был Руссо, Локк? – поправьте меня).
[Скрыть]
Регистрационный номер 0182855 выдан для произведения:
«Когда человеку хорошо, он не думает ни о каком боге. Более этого, любой, всякий свой успех он относит исключительно на свой счет, гения своего, лишь изредка, со снисходительною улыбкою склонив голову набок упомянет его величество Случай, да и то при этом заметит, что мол сильному везет. К богу же обращаются лишь когда вовсе плохо. Страх грядущего необъяснимого, страх нужды, страх болезни, страх потери близких, страх собственной смерти навсегда, страх: а вдруг там, за порогом сна что-то есть, в общем, окончательно точно сформулированное Достоевским как страх боли и боль страха рождает в человеке покорность, сомнения в собственном гении, то есть – мысли о Боге. Никто бы не стал философствовать, не будь смерти, говорил Сократ; никто бы не стал думать о Боге, не будь страха, ворую у Сократа я.
Итак – страх есть Бог или… Бог есть страх. Ну, ей богу, что ж еще нужно, кроме страха, чтобы из суммы человеческих индивидуальностей превратить их в стадо, сумму человеческого ничто? Истинно, истинно говорю вам…, когда глядишь на лица богомольцев, толпящихся во храме господнем на какой престольный праздник, общее название эмоции, выраженной в них – скорбь. Лишь то там, то тут пачкают грязными пятнами серое льняное полотно людское лица, выражающие скуку, потому как пришли сюда неискренне, по случаю или обязанности (как такое происходит с президентами, мэрами и прочей, с точки зрения веры, нечистью, ибо не верят они и даже хуже, фиглярствуют) и лица совсем уж блаженные, счастливая улыбка которых мало чем отличается от улыбки пациентов психиатрической лечебницы после принятия утреннего лекарства.
Второе основное понятие Бога – раб. Именно второе, ибо раб всегда следствие, порождение страха. «Венчается раб божий рабе божьей…» - красивая формула. Но что может родиться в результате такой, хм…, селекции? Рожденный рабом, в идеальном представлении попов, наследует страх уже генетически, то есть, в широком смысле, человек заранее ущербный. Логика очевидна. Всякая свободная личность, помыкавшись по терниям судьбы своей, к смертному одру своему (если только не погибнет раньше по причине своей никчемной храбрости) придет с ощущением страха смерти и узрит Бога, так чего тянуть? – рождайся уже со страхом в голове. Давайте уж с розовых ногтей в купель да и в придурки. Правда, есть одно «но». Гоголь, прежде чем свихнулся на боге, успел-таки написать и Мертвые души, и Старосветских помещиков, и Шинель…; а Толстой, до того как опустился до Четвероевангелия, подарил миру и Войну и мир, и Анну Каренину, да и Крейцерову сонату можно сказать успел. Примеров того, что прекрасное рождается помимо, исключительно без Бога – тысячи. Гениальное происходит посредством веры в себя, уважения к себе, гордости за себя, гордыни, если хотите… Если хотите…
Если хотите признать, водрузить царствие Божие на земле, сожгите все книги, холсты, ноты, разрушьте скульптуры, как такое делала уже святая инквизиция, Гитлер, как сегодня разрушаются изваяния Будды…, а заодно и авторов их сожгите (здесь у Сталина займите опыта), воспоминания о них сожгите, ибо все это порождения разума, совершенно свободного от Бога. Не стесняйтесь, господа, не то, гляди, явится какой новый Лермонтов с Врубелем, да и проникнутся состраданием к падшему ангелу, да посеют жалость, сочувствие ко всякому униженному Богом в пастве рабов ваших… Тут и хана (простите, не очень поискал другого слова) всем золотопарчовым ливреям вашим и всей тысячелетней, в сребре да каменьях мошне вашей. Авось, станете тогда нищими, аки Иисус, и тогда узрите, о чем бишь он там на самом деле в нагорной проповеди да про игольное ушко… Аминь».
В общем, как-то так. Спросить хочу неусыпно зоркого модератора моего: нарушил ли я только что пункт 3.2 правил пользования сервером, на который он ссылается.
Эссе – не призыв на баррикады, не тротил под опору метро, не шило в печень губернатору, эссе – это мысль, родившаяся спонтанно и высказанная искренне, вне идей и целей - вдох и выдох. Мои сомнения в богоизбранности народа иудейского, как и сомнения о Боге христианском – страдания лишь моего ума, а те двадцать человек, что прочли мое эссе на Вашем портале и те двадцать, что могли бы прочесть еще, имеют-таки право судить по-своему, а не по-Вашему. «Я не согласен с вами, но я готов отдать жизнь за ваше право высказать свое мнение» - принцип толерантности, высказанный Вольтером (или это был Руссо, Локк? – поправьте меня).
Некая виртуальная субстанция под псевдонимом «модератор» удалила вчера одно из моих эссе «В драке не помогут…» на сайте «Проза». Может, ему правильнее, более соответствующе функциям, следовало бы взять псевдоним Фаддей Булгарин, все ж таки отец русской цензуры? Кабы я допустил матерное слово какое или словосочетание, обидное женщине, власти или там нации, то, понятно, меня бы вычислила машина, но вот это же надо было прочесть человечьими глазами, оценить человечьими мозгами, зачеркнуть человечьими руками... А что собственно это такое «это»? Критический взгляд (в сумме, кстати, лестный) на некую общность людей? Тогда давайте вычистим из всего интернет-пространства Достоевского. Он-то уж так прохаживался на сей предмет, что мне, сопливому, и не снилось… А как насчет Бога? Я же его в каждом втором эссе пинаю. Ну вот, к примеру, тезисно изложу суммарное:
«Когда человеку хорошо, он не думает ни о каком боге. Более этого, любой, всякий свой успех он относит исключительно на свой счет, гения своего, лишь изредка, со снисходительною улыбкою склонив голову набок упомянет его величество Случай, да и то при этом заметит, что мол сильному везет. К богу же обращаются лишь когда вовсе плохо. Страх грядущего необъяснимого, страх нужды, страх болезни, страх потери близких, страх собственной смерти навсегда, страх: а вдруг там, за порогом сна что-то есть, в общем, окончательно точно сформулированное Достоевским как страх боли и боль страха рождает в человеке покорность, сомнения в собственном гении, то есть – мысли о Боге. Никто бы не стал философствовать, не будь смерти, говорил Сократ; никто бы не стал думать о Боге, не будь страха, ворую у Сократа я.
Итак – страх есть Бог или… Бог есть страх. Ну, ей богу, что ж еще нужно, кроме страха, чтобы из суммы человеческих индивидуальностей превратить их в стадо, сумму человеческого ничто? Истинно, истинно говорю вам…, когда глядишь на лица богомольцев, толпящихся во храме господнем на какой престольный праздник, общее название эмоции, выраженной в них – скорбь. Лишь то там, то тут пачкают грязными пятнами серое льняное полотно людское лица, выражающие скуку, потому как пришли сюда неискренне, по случаю или обязанности (как такое происходит с президентами, мэрами и прочей, с точки зрения веры, нечистью, ибо не верят они и даже хуже, фиглярствуют) и лица совсем уж блаженные, счастливая улыбка которых мало чем отличается от улыбки пациентов психиатрической лечебницы после принятия утреннего лекарства.
Второе основное понятие Бога – раб. Именно второе, ибо раб всегда следствие, порождение страха. «Венчается раб божий рабе божьей…» - красивая формула. Но что может родиться в результате такой, хм…, селекции? Рожденный рабом, в идеальном представлении попов, наследует страх уже генетически, то есть, в широком смысле, человек заранее ущербный. Логика очевидна. Всякая свободная личность, помыкавшись по терниям судьбы своей, к смертному одру своему (если только не погибнет раньше по причине своей никчемной храбрости) придет с ощущением страха смерти и узрит Бога, так чего тянуть? – рождайся уже со страхом в голове. Давайте уж с розовых ногтей в купель да и в придурки. Правда, есть одно «но». Гоголь, прежде чем свихнулся на боге, успел-таки написать и Мертвые души, и Старосветских помещиков, и Шинель…; а Толстой, до того как опустился до Четвероевангелия, подарил миру и Войну и мир, и Анну Каренину, да и Крейцерову сонату можно сказать успел. Примеров того, что прекрасное рождается помимо, исключительно без Бога – тысячи. Гениальное происходит посредством веры в себя, уважения к себе, гордости за себя, гордыни, если хотите… Если хотите…
Если хотите признать, водрузить царствие Божие на земле, сожгите все книги, холсты, ноты, разрушьте скульптуры, как такое делала уже святая инквизиция, Гитлер, как сегодня разрушаются изваяния Будды…, а заодно и авторов их сожгите (здесь у Сталина займите опыта), воспоминания о них сожгите, ибо все это порождения разума, совершенно свободного от Бога. Не стесняйтесь, господа, не то, гляди, явится какой новый Лермонтов с Врубелем, да и проникнутся состраданием к падшему ангелу, да посеют жалость, сочувствие ко всякому униженному Богом в пастве рабов ваших… Тут и хана (простите, не очень поискал другого слова) всем золотопарчовым ливреям вашим и всей тысячелетней, в сребре да каменьях мошне вашей. Авось, станете тогда нищими, аки Иисус, и тогда узрите, о чем бишь он там на самом деле в нагорной проповеди да про игольное ушко… Аминь».
В общем, как-то так. Спросить хочу неусыпно зоркого модератора моего: нарушил ли я только что пункт 3.2 правил пользования сервером, на который он ссылается.
Эссе – не призыв на баррикады, не тротил под опору метро, не шило в печень губернатору, эссе – это мысль, родившаяся спонтанно и высказанная искренне, вне идей и целей - вдох и выдох. Мои сомнения в богоизбранности народа иудейского, как и сомнения о Боге христианском – страдания лишь моего ума, а те двадцать человек, что прочли мое эссе на Вашем портале и те двадцать, что могли бы прочесть еще, имеют-таки право судить по-своему, а не по-Вашему. «Я не согласен с вами, но я готов отдать жизнь за ваше право высказать свое мнение» - принцип толерантности, высказанный Вольтером (или это был Руссо, Локк? – поправьте меня).
Рейтинг: 0
721 просмотр
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения