Пустое, жалкое мгновенье…
3 сентября 2014 -
Владимир Степанищев
Именно, именно на пороге той самой вечности явственно, со всею силою осознаешь, что вечность есть не благо, а зло. Ведь нет же на земле страшнее апокрифического наказания Иисусом некоего жида вечной жизнью (правда тоже ограниченной сроком второго пришествия, когда смерть станет для него истинным избавлением от счастья бессмертия). А Фауст? Он же не просит продлить навеки мгновение наивысшего восторга? – он просит остановить, сиречь прекратить его странным оксимороном «продлись, постой», ставя знак тождества между вечностью и смертью и умирает, слава богу, счастливым потому в том числе, что уже не слышит жестокого резюме-эпитафии Мефистофеля над его телом:
«Нигде, ни в чем он счастьем не владел,
Влюблялся лишь в своё воображенье;
Последнее он удержать хотел,
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье!
Но время - царь; пришёл последний миг.
Боровшийся так долго, пал старик.
Часы стоят! Стоят! Остановились!
Упала стрелка их. Как мрак ночной,
Они молчат. Все кончено. Свершилось!».
Пустое, жалкое мгновенье… Эк метко он, лукавый, о нашей жизни… Метко, но и с очевидной завистью – ему-то натурально приходится жить вечно. Как наверное хотелось бы и ему удержать, остановить мгновенье и прекратить пытку бесконечностью. Какая скука! Какая мука! Не удивительно, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Только добро хоть сколько-то отвлекает его от вселенской тоски. Но и этой малостью не дают бедняге вполне успокоится, не дозволяют (нарушая договоренности) подарить Фаусту царство Ничто. Создатель строго следит, чтобы страдания наши не заканчивались с последним вздохом. Да, смерть страшит нас, однако вовсе не тем, что заканчивается жизнь, но тем опасением, что это далеко, ой как далеко еще не конец, что все гадости и подлости, какие удалось спрятать нам в темном чулане грязных секретов своих, вывернет Грозный Судия наружу, на всеобщее осмеяние да и назначит, отмерит страдания вечные, а глубиною - по весу той ветоши.
Да…, к старости нельзя переоценить значение регулярности стула, но всякая болячка, даже самоя смерть меркнет, делается ничтожно малой перед ужасом вечности.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0236787 выдан для произведения:
Вечный город Рим, пускай лишь согласно спорной достоверности преданию, но имеет-таки дату рождения и, вне всяких сомнений, однажды исчезнет с лица земли навсегда, как такое уже случалось с Содомом, Гоморрой, Иерихоном или Вавилоном (да и с Римом как империей в 455 году), так что скорее всего «вечный город» это метафора неизбывного вожделения вечного превосходства кого-либо над кем-либо. А «вечная любовь»? Кто из нас не клялся в вечной любви, слабо отдавая себе отчет о том, в чем собственно он клянется, касаемо не любви, разумеется, но вот этой, черт ее, вечности? - опять метафора… «Вечная жизнь» и вовсе уникальна в смысле бытового тезиса, философской парадигмы или теологического тренда, потому как и город и любовь можно хотя бы потрогать, ощутить, пусть не их вечность, но их самих, а вечной-то жизни и вовсе никто не видел, не нюхал, не щупал, ан ведь вцепилась мысль в мозги человечеству, аки клещ. Такое же наверное можно думать и о «вечных ценностях»: человек с удовольствием и сколь угодно долго и глубоко рассуждает о морали и нравственности, об интеллигентности и порядочности, о Боге и боголепии как о незыблемых категориях вечности, но в какой-то момент отпущенного ему на земле времени вдруг с изумлением понимает, что нет оказывается ничего ценнее просто регулярного стула, а дальше и вовсе – поскорее умереть бы и желательно без боли, сразу и во сне.
Именно, именно на пороге той самой вечности явственно, со всею силою осознаешь, что вечность есть не благо, а зло. Ведь нет же на земле страшнее апокрифического наказания Иисусом некоего жида вечной жизнью (правда тоже ограниченной сроком второго пришествия, когда смерть станет для него истинным избавлением от счастья бессмертия). А Фауст? Он же не просит продлить навеки мгновение наивысшего восторга? – он просит остановить, сиречь прекратить его странным оксимороном «продлись, постой», ставя знак тождества между вечностью и смертью и умирает, слава богу, счастливым потому в том числе, что уже не слышит жестокого резюме-эпитафии Мефистофеля над его телом:
«Нигде, ни в чем он счастьем не владел,
Влюблялся лишь в своё воображенье;
Последнее он удержать хотел,
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье!
Но время - царь; пришёл последний миг.
Боровшийся так долго, пал старик.
Часы стоят! Стоят! Остановились!
Упала стрелка их. Как мрак ночной,
Они молчат. Все кончено. Свершилось!».
Пустое, жалкое мгновенье… Эк метко он, лукавый, о нашей жизни… Метко, но и с очевидной завистью – ему-то натурально приходится жить вечно. Как наверное хотелось бы и ему удержать, остановить мгновенье и прекратить пытку бесконечностью. Какая скука! Какая мука! Не удивительно, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Только добро хоть сколько-то отвлекает его от вселенской тоски. Но и этой малостью не дают бедняге вполне успокоится, не дозволяют (нарушая договоренности) подарить Фаусту царство Ничто. Создатель строго следит, чтобы страдания наши не заканчивались с последним вздохом. Да, смерть страшит нас, однако вовсе не тем, что заканчивается жизнь, но тем опасением, что это далеко, ой как далеко еще не конец, что все гадости и подлости, какие удалось спрятать нам в темном чулане грязных секретов своих, вывернет Грозный Судия наружу, на всеобщее осмеяние да и назначит, отмерит страдания вечные, а глубиною - по весу той ветоши.
Да…, к старости нельзя переоценить значение регулярности стула, но всякая болячка, даже самоя смерть меркнет, делается ничтожно малой перед ужасом вечности.
Именно, именно на пороге той самой вечности явственно, со всею силою осознаешь, что вечность есть не благо, а зло. Ведь нет же на земле страшнее апокрифического наказания Иисусом некоего жида вечной жизнью (правда тоже ограниченной сроком второго пришествия, когда смерть станет для него истинным избавлением от счастья бессмертия). А Фауст? Он же не просит продлить навеки мгновение наивысшего восторга? – он просит остановить, сиречь прекратить его странным оксимороном «продлись, постой», ставя знак тождества между вечностью и смертью и умирает, слава богу, счастливым потому в том числе, что уже не слышит жестокого резюме-эпитафии Мефистофеля над его телом:
«Нигде, ни в чем он счастьем не владел,
Влюблялся лишь в своё воображенье;
Последнее он удержать хотел,
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье!
Но время - царь; пришёл последний миг.
Боровшийся так долго, пал старик.
Часы стоят! Стоят! Остановились!
Упала стрелка их. Как мрак ночной,
Они молчат. Все кончено. Свершилось!».
Пустое, жалкое мгновенье… Эк метко он, лукавый, о нашей жизни… Метко, но и с очевидной завистью – ему-то натурально приходится жить вечно. Как наверное хотелось бы и ему удержать, остановить мгновенье и прекратить пытку бесконечностью. Какая скука! Какая мука! Не удивительно, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Только добро хоть сколько-то отвлекает его от вселенской тоски. Но и этой малостью не дают бедняге вполне успокоится, не дозволяют (нарушая договоренности) подарить Фаусту царство Ничто. Создатель строго следит, чтобы страдания наши не заканчивались с последним вздохом. Да, смерть страшит нас, однако вовсе не тем, что заканчивается жизнь, но тем опасением, что это далеко, ой как далеко еще не конец, что все гадости и подлости, какие удалось спрятать нам в темном чулане грязных секретов своих, вывернет Грозный Судия наружу, на всеобщее осмеяние да и назначит, отмерит страдания вечные, а глубиною - по весу той ветоши.
Да…, к старости нельзя переоценить значение регулярности стула, но всякая болячка, даже самоя смерть меркнет, делается ничтожно малой перед ужасом вечности.
Рейтинг: 0
427 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения