ФИЛОСОФИЯ ДНЕВНИКА
7 февраля 2015 -
Вячеслав Отшельник
«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?»
(Псалтирь. Псалом 41: 6;12)
(Псалтирь. Псалом 41: 6;12)
Личный дневник, как следствие, и как стимул одухотворённой Личности
Возвращаясь вновь к понятию «Душа» ваш покорный слуга вполне отдаёт себе отчёт в том, что какой-нибудь раздражённый читатель или случайный свидетель этих строк бросит с насмешкой: дружище, достал ты своей метафизикой, опустись на землю, выбрось хлам из головы, реликтовый филантроп…
Ну, что сказать… Если кому-то живётся без этого «хлама» весело и легко - счастливого пути. У каждого своя философия, даже у того, кто утверждает, что у него нет философии - я встречался с подобного рода ханжеством не раз. Тот же самый цинизм, как правило, проявляется и в отношении всех остальных нравственных устоев и понятий (Души - нет, Бога - нет, Веры - нет, Счастья - нет, Любви - нет), которые придумали не мы, убогое поколение киборгов и зомбированных пепсикоманов.
Да не потому ли и НЕТ, что мы сами даём себе установку на это, лишая себя труда мыслить и чувствовать как Личность, а не простейшая амёба, для которой и так всё ясно? Пётр Вяземский, говоря о значении дневника, пишет:
«Перебирая старые свои бумаги и старые письма лиц, которых уже нет, кажется, мимоходом и снова переживаешь себя самого, всю свою жизнь и всё своё и всё чужое минувшее. Тут, после давнего кораблекрушения, выплывают и носятся к берегу обломки старого и милого прошлого. Смотришь на них с умилением, прибираешь их с любовью; дорожишь между ними и мелочами, которым прежде как будто не знавали мы цены. Предания нередко бывают выше и дороже самих событий. …Границы настоящего должны не только выдвигаться вперёд, но и отодвигаться назад. Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать».
(«Выдержки из старых бумаг Остафьевского архива». Русский архив. 1868. Кн. 1. Ст. 436)
Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать…
Нам, однако, не следует забывать, что дневник - История твоей жизни - в современном понимании это не предание, передающееся из уст в уста, со временем превращающееся в легенду, где-то утрачивающее важные детали, а где-то обрастающее мифическими подробностями. Свойства человеческой памяти, к сожалению, далеко не идеальной, и склонность к фантазии, которую не каждый способен в себе признать, предполагают такое искажение.
Дневник - это, прежде всего, способ передачи и наследования генеалогической информации, максимально полной и достоверной информации об ушедших предках, которыми все мы когда-нибудь станем. Уповать на то, что сама природа сделает за нас это- наивно. Генетическим путём передаётся лишь часть информации, её сугубо материальная составляющая, которая в конечном итоге представляет собой строительный материал для родственных физических тел. Это, будем говорить, от Природы. Но человек, если брать в расчёт всю историю гомо-сапиенс, по мере эволюции, развития производительных сил и превращения естественной популяции в культурную, всё более становился одухотворённым. То есть, исторически сложилось так, что доля духовного в человеке всё время нарастала по отношению к физическому. Изучая историю, мы видим, как примитивные верования, воображение человека, фантазии и мечты постепенно, но неизбежно превращались в религии, которые, в свою очередь, переходили в более сложные формации, гармоничные и относительно совершенные системы мировоззрения. Появилось осознанное понятие Души. Наличие этого признака и делает человека разумным, отличает его от гориллы. Будем настаивать на том, что это его главный отличительный признак.
Оставим, всё же, последнее слово за антропологами. Сами же сосредоточимся на другом. Что же, всё-таки, служит стимулом человеку в его неудержимом стремлении к совершенству, совершенству не столько физическому, но, прежде всего, духовному? Единственно ли инстинкт выживания, продления рода, желание облегчить и улучшить свою жизнь? Понятно, что здесь вопрос ставится о человеке не как биологическом виде, а как носителе высшего разума и божественного начала в Природе. Что толкает его на путь развития, познания Себя и Природы, совершенствования этого Разума?
Бескорыстная ли врождённая "святость" избранных, гениальность Великих или мудрость умнейших - элиты социума? Собирательный ли феномен человеческого гения? Или, всё же, доступное каждому (но не каждым востребованное) Осознание собственной Значимости, как Индивидуума, как Человека, как Личности, а значит, и своего Долга соответствовать этим понятиям.
Это Осознание, эта непреодолимая Потребность Развития,Самосовершенствования, Приближения к Идеалу - не возникает из ничего.Она формируется в глубине, в зародыше человека, как наследие его предков, как врождённый инстинкт, передающийся из поколения в поколение. Наша задача - сохранить это богатство, не растратить по пустякам, приумножить его, передать потомкам. Это и есть Путь к Себе. Тяжёлый, но благородный Путь одухотворённой Личности. Он не усыпан розами, не выстлан мягким ковром, но это Путь к своей бессмертной Душе.
Хорошо, скажете вы, можно согласиться со всем, что здесь написано. Но причём тут дневник? Разве он неизменно - сопутствующий атрибут великодушного человека? Нет, конечно. Духовно богатые люди необязательно ведут дневники. И личный дневник не является необходимым условием величия Души. Но это есть то идеальное средство, которое лучше всякой лакмусовой бумажки проявляет наличие Души. Дневник - естественное следствие одухотворённой Личности.
Нам ещё предстоит углубиться к истокам ДНЕВНИКОВЕДЕНИЯ, чтобы лучше понять эту неразрывную связь. Попробуем же сегодня лишь слегка нащупать направление, в котором будем двигаться не иначе, как слепые котята, увлекаемые врождённым инстинктом к материнскому молоку.
Легко нам, детям двадцать первого века, имея многовековые традиции и классические образцы дневниковедения, говорить об отличительных признаках дневника. Что такое дневник вообще… На сайте «Культура дневниковедения» я, по праву ведущего, дал определение дневника, то есть ограничил указанную тематику в рамках нашего (вкупе со своей аудиторией) восприятия. Не претендую на истину в последней инстанции, но надеюсь,что и другие поймут, что это необходимо было сделать. Не сфокусировавшись на конкретной области, не заняв свою уникальную нишу, мы не представляли бы ничего на бескрайних просторах Интернет.
Но, углубляясь в историю развития дневниковедения, чем дальше, тем больше будешь сталкиваться с противоречиями выбранной доктрине, если только рассматривать эту доктрину, как догму. Я бы не хотел ограничивать себя таким узким пониманием. Дневники не появились вдруг в том виде (датированные, в определённом порядке заполненные тетради), в каком мы их теперь представляем. История их возникновения и развития была столь же неоднозначной для нашего понимания, как и история самого человека. С какого момента вести отсчёт этой истории? Знаем ли мы, кто написал первый дневник? Что собой представлял этот архаичный дневник? Не первые ли наскальные рисунки в «уютных» пещерах древних мыслителей, задумавшихся о вечном?
Боюсь, что нам никогда не разгадать эту тайну. Но в наших силах представить себе прообраз нашего дневника. Изучая историю и древние рукописи, мы можем найти реликтовые образцы раннего дневниковедения. В поисках рукописных шедевров не будем углубляться в историю древнего мира, но попытаемся выяснить для себя,что мы имеем, хотя бы, на полпути от Рождества Христова до своего нынешнего духовного совершенства.
Сегодня же я хочу напомнить всем нам о Великом, не имеющем цены достоянии, которое оставил потомкам на закате своей жизни Русский Царь, Великий князь Киевский Владимир Мономах. Речь, конечно же идёт не о шапке Мономаха и других драгоценных символах державы русской, что само по себе, конечно, тоже богатство не хилое. Речь идёт о его духовном наследии, о его светлой Душе, которая и сегодня с нами и наставляет отечески нас на Путь Истинный, Путь к Своему Бессмертию.
«Сидя на санях (Образное выражение, означающее: "в конце жизненного пути", "в ожидании близкой кончины". Согласно обычаю, славяне, провожая умершего в последний путь, клали его на сани - вне зависимости от времени года), помыслил в Душе своей и похвалил Бога, который меня, грешного, до этих дней сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, но трудиться. Прежде всего, Бога ради и Души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милостыню творите неоскудевающую, ибо это — начало всякому добру. Если же кому не люба грамотка сия, то пусть не посмеются, но так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».
Разве, учитывая всё это, мы не можем рассматривать духовное завещание Мономаха, написанное им самим «поучение» к сыновьям, как прообраз реального дневника, запечатлевший образ его бессмертной души, куда более достоверный и правдивый, чем рисуют нам все учебники истории, вместе взятые? Вот он, кладезь мысли и светлых, естественных чувств, бесценный, одухотворённый памятник Человеку.
«Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь Душа погибает и тело».
Посмотрите, прислушайтесь, как кричит Душа Мономаха, как призывает она нас, своих недостойных потомков, к Миру, Величию и Любви! Скажите хоть что-нибудь, пообщайтесь с ней, уважьте своим вниманием предка нашего и вы возвеличите свою Душу!
Душа, как неразумное, беспомощное дитя, нуждается в колыбели, общении, ласке, любви и отеческом наставлении. Для неё нет более уютного уголка, где бы её так лелеяли, выхаживали, культивировали её лучшие качества, чем Твой Личный Дневник. Это – её домашний очаг, её законная прописка и место жительства, даже, когда она покинет своё бренное тело. Это – надёжный стимул её формирования, развития и… вечной жизни.
Ну, что сказать… Если кому-то живётся без этого «хлама» весело и легко - счастливого пути. У каждого своя философия, даже у того, кто утверждает, что у него нет философии - я встречался с подобного рода ханжеством не раз. Тот же самый цинизм, как правило, проявляется и в отношении всех остальных нравственных устоев и понятий (Души - нет, Бога - нет, Веры - нет, Счастья - нет, Любви - нет), которые придумали не мы, убогое поколение киборгов и зомбированных пепсикоманов.
Да не потому ли и НЕТ, что мы сами даём себе установку на это, лишая себя труда мыслить и чувствовать как Личность, а не простейшая амёба, для которой и так всё ясно? Пётр Вяземский, говоря о значении дневника, пишет:
«Перебирая старые свои бумаги и старые письма лиц, которых уже нет, кажется, мимоходом и снова переживаешь себя самого, всю свою жизнь и всё своё и всё чужое минувшее. Тут, после давнего кораблекрушения, выплывают и носятся к берегу обломки старого и милого прошлого. Смотришь на них с умилением, прибираешь их с любовью; дорожишь между ними и мелочами, которым прежде как будто не знавали мы цены. Предания нередко бывают выше и дороже самих событий. …Границы настоящего должны не только выдвигаться вперёд, но и отодвигаться назад. Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать».
(«Выдержки из старых бумаг Остафьевского архива». Русский архив. 1868. Кн. 1. Ст. 436)
Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать…
Нам, однако, не следует забывать, что дневник - История твоей жизни - в современном понимании это не предание, передающееся из уст в уста, со временем превращающееся в легенду, где-то утрачивающее важные детали, а где-то обрастающее мифическими подробностями. Свойства человеческой памяти, к сожалению, далеко не идеальной, и склонность к фантазии, которую не каждый способен в себе признать, предполагают такое искажение.
Дневник - это, прежде всего, способ передачи и наследования генеалогической информации, максимально полной и достоверной информации об ушедших предках, которыми все мы когда-нибудь станем. Уповать на то, что сама природа сделает за нас это- наивно. Генетическим путём передаётся лишь часть информации, её сугубо материальная составляющая, которая в конечном итоге представляет собой строительный материал для родственных физических тел. Это, будем говорить, от Природы. Но человек, если брать в расчёт всю историю гомо-сапиенс, по мере эволюции, развития производительных сил и превращения естественной популяции в культурную, всё более становился одухотворённым. То есть, исторически сложилось так, что доля духовного в человеке всё время нарастала по отношению к физическому. Изучая историю, мы видим, как примитивные верования, воображение человека, фантазии и мечты постепенно, но неизбежно превращались в религии, которые, в свою очередь, переходили в более сложные формации, гармоничные и относительно совершенные системы мировоззрения. Появилось осознанное понятие Души. Наличие этого признака и делает человека разумным, отличает его от гориллы. Будем настаивать на том, что это его главный отличительный признак.
Оставим, всё же, последнее слово за антропологами. Сами же сосредоточимся на другом. Что же, всё-таки, служит стимулом человеку в его неудержимом стремлении к совершенству, совершенству не столько физическому, но, прежде всего, духовному? Единственно ли инстинкт выживания, продления рода, желание облегчить и улучшить свою жизнь? Понятно, что здесь вопрос ставится о человеке не как биологическом виде, а как носителе высшего разума и божественного начала в Природе. Что толкает его на путь развития, познания Себя и Природы, совершенствования этого Разума?
Бескорыстная ли врождённая "святость" избранных, гениальность Великих или мудрость умнейших - элиты социума? Собирательный ли феномен человеческого гения? Или, всё же, доступное каждому (но не каждым востребованное) Осознание собственной Значимости, как Индивидуума, как Человека, как Личности, а значит, и своего Долга соответствовать этим понятиям.
Это Осознание, эта непреодолимая Потребность Развития,Самосовершенствования, Приближения к Идеалу - не возникает из ничего.Она формируется в глубине, в зародыше человека, как наследие его предков, как врождённый инстинкт, передающийся из поколения в поколение. Наша задача - сохранить это богатство, не растратить по пустякам, приумножить его, передать потомкам. Это и есть Путь к Себе. Тяжёлый, но благородный Путь одухотворённой Личности. Он не усыпан розами, не выстлан мягким ковром, но это Путь к своей бессмертной Душе.
Хорошо, скажете вы, можно согласиться со всем, что здесь написано. Но причём тут дневник? Разве он неизменно - сопутствующий атрибут великодушного человека? Нет, конечно. Духовно богатые люди необязательно ведут дневники. И личный дневник не является необходимым условием величия Души. Но это есть то идеальное средство, которое лучше всякой лакмусовой бумажки проявляет наличие Души. Дневник - естественное следствие одухотворённой Личности.
Нам ещё предстоит углубиться к истокам ДНЕВНИКОВЕДЕНИЯ, чтобы лучше понять эту неразрывную связь. Попробуем же сегодня лишь слегка нащупать направление, в котором будем двигаться не иначе, как слепые котята, увлекаемые врождённым инстинктом к материнскому молоку.
Легко нам, детям двадцать первого века, имея многовековые традиции и классические образцы дневниковедения, говорить об отличительных признаках дневника. Что такое дневник вообще… На сайте «Культура дневниковедения» я, по праву ведущего, дал определение дневника, то есть ограничил указанную тематику в рамках нашего (вкупе со своей аудиторией) восприятия. Не претендую на истину в последней инстанции, но надеюсь,что и другие поймут, что это необходимо было сделать. Не сфокусировавшись на конкретной области, не заняв свою уникальную нишу, мы не представляли бы ничего на бескрайних просторах Интернет.
Но, углубляясь в историю развития дневниковедения, чем дальше, тем больше будешь сталкиваться с противоречиями выбранной доктрине, если только рассматривать эту доктрину, как догму. Я бы не хотел ограничивать себя таким узким пониманием. Дневники не появились вдруг в том виде (датированные, в определённом порядке заполненные тетради), в каком мы их теперь представляем. История их возникновения и развития была столь же неоднозначной для нашего понимания, как и история самого человека. С какого момента вести отсчёт этой истории? Знаем ли мы, кто написал первый дневник? Что собой представлял этот архаичный дневник? Не первые ли наскальные рисунки в «уютных» пещерах древних мыслителей, задумавшихся о вечном?
Боюсь, что нам никогда не разгадать эту тайну. Но в наших силах представить себе прообраз нашего дневника. Изучая историю и древние рукописи, мы можем найти реликтовые образцы раннего дневниковедения. В поисках рукописных шедевров не будем углубляться в историю древнего мира, но попытаемся выяснить для себя,что мы имеем, хотя бы, на полпути от Рождества Христова до своего нынешнего духовного совершенства.
Сегодня же я хочу напомнить всем нам о Великом, не имеющем цены достоянии, которое оставил потомкам на закате своей жизни Русский Царь, Великий князь Киевский Владимир Мономах. Речь, конечно же идёт не о шапке Мономаха и других драгоценных символах державы русской, что само по себе, конечно, тоже богатство не хилое. Речь идёт о его духовном наследии, о его светлой Душе, которая и сегодня с нами и наставляет отечески нас на Путь Истинный, Путь к Своему Бессмертию.
«Сидя на санях (Образное выражение, означающее: "в конце жизненного пути", "в ожидании близкой кончины". Согласно обычаю, славяне, провожая умершего в последний путь, клали его на сани - вне зависимости от времени года), помыслил в Душе своей и похвалил Бога, который меня, грешного, до этих дней сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, но трудиться. Прежде всего, Бога ради и Души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милостыню творите неоскудевающую, ибо это — начало всякому добру. Если же кому не люба грамотка сия, то пусть не посмеются, но так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».
Разве, учитывая всё это, мы не можем рассматривать духовное завещание Мономаха, написанное им самим «поучение» к сыновьям, как прообраз реального дневника, запечатлевший образ его бессмертной души, куда более достоверный и правдивый, чем рисуют нам все учебники истории, вместе взятые? Вот он, кладезь мысли и светлых, естественных чувств, бесценный, одухотворённый памятник Человеку.
«Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь Душа погибает и тело».
Посмотрите, прислушайтесь, как кричит Душа Мономаха, как призывает она нас, своих недостойных потомков, к Миру, Величию и Любви! Скажите хоть что-нибудь, пообщайтесь с ней, уважьте своим вниманием предка нашего и вы возвеличите свою Душу!
Душа, как неразумное, беспомощное дитя, нуждается в колыбели, общении, ласке, любви и отеческом наставлении. Для неё нет более уютного уголка, где бы её так лелеяли, выхаживали, культивировали её лучшие качества, чем Твой Личный Дневник. Это – её домашний очаг, её законная прописка и место жительства, даже, когда она покинет своё бренное тело. Это – надёжный стимул её формирования, развития и… вечной жизни.
2009 г.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0269754 выдан для произведения:
«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?»
(Псалтирь. Псалом 41: 6;12)
(Псалтирь. Псалом 41: 6;12)
Личный дневник, как следствие, и как стимул одухотворённой Личности
Возвращаясь вновь к понятию «Душа» ваш покорный слуга вполне отдаёт себе отчёт в том, что какой-нибудь раздражённый читатель или случайный свидетель этих строк бросит с насмешкой: дружище, достал ты своей метафизикой, опустись на землю, выбрось хлам из головы, реликтовый филантроп…
Ну, что сказать… Если кому-то живётся без этого «хлама» весело и легко - счастливого пути. У каждого своя философия, даже у того, кто утверждает, что у него нет философии - я встречался с подобного рода ханжеством не раз. Тот же самый цинизм, как правило, проявляется и в отношении всех остальных нравственных устоев и понятий (Души - нет, Бога - нет, Веры - нет, Счастья - нет, Любви - нет), которые придумали не мы, убогое поколение киборгов и зомбированных пепсикоманов.
Да не потому ли и НЕТ, что мы сами даём себе установку на это, лишая себя труда мыслить и чувствовать как Личность, а не простейшая амёба, для которой и так всё ясно? Пётр Вяземский, говоря о значении дневника, пишет:
«Перебирая старые свои бумаги и старые письма лиц, которых уже нет, кажется, мимоходом и снова переживаешь себя самого, всю свою жизнь и всё своё и всё чужое минувшее. Тут, после давнего кораблекрушения, выплывают и носятся к берегу обломки старого и милого прошлого. Смотришь на них с умилением, прибираешь их с любовью; дорожишь между ними и мелочами, которым прежде как будто не знавали мы цены. Предания нередко бывают выше и дороже самих событий. …Границы настоящего должны не только выдвигаться вперёд, но и отодвигаться назад. Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать».
(«Выдержки из старых бумаг Остафьевского архива». Русский архив. 1868. Кн. 1. Ст. 436)
Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать…
Нам, однако, не следует забывать, что дневник - История твоей жизни - в современном понимании это не предание, передающееся из уст в уста, со временем превращающееся в легенду, где-то утрачивающее важные детали, а где-то обрастающее мифическими подробностями. Свойства человеческой памяти, к сожалению, далеко не идеальной, и склонность к фантазии, которую не каждый способен в себе признать, предполагают такое искажение.
Дневник - это, прежде всего, способ передачи и наследования генеалогической информации, максимально полной и достоверной информации об ушедших предках, которыми все мы когда-нибудь станем. Уповать на то, что сама природа сделает за нас это- наивно. Генетическим путём передаётся лишь часть информации, её сугубо материальная составляющая, которая в конечном итоге представляет собой строительный материал для родственных физических тел. Это, будем говорить, от Природы. Но человек, если брать в расчёт всю историю гомо-сапиенс, по мере эволюции, развития производительных сил и превращения естественной популяции в культурную, всё более становился одухотворённым. То есть, исторически сложилось так, что доля духовного в человеке всё время нарастала по отношению к физическому. Изучая историю, мы видим, как примитивные верования, воображение человека, фантазии и мечты постепенно, но неизбежно превращались в религии, которые, в свою очередь, переходили в более сложные формации, гармоничные и относительно совершенные системы мировоззрения. Появилось осознанное понятие Души. Наличие этого признака и делает человека разумным, отличает его от гориллы. Будем настаивать на том, что это его главный отличительный признак.
Оставим, всё же, последнее слово за антропологами. Сами же сосредоточимся на другом. Что же, всё-таки, служит стимулом человеку в его неудержимом стремлении к совершенству, совершенству не столько физическому, но, прежде всего, духовному? Единственно ли инстинкт выживания, продления рода, желание облегчить и улучшить свою жизнь? Понятно, что здесь вопрос ставится о человеке не как биологическом виде, а как носителе высшего разума и божественного начала в Природе. Что толкает его на путь развития, познания Себя и Природы, совершенствования этого Разума?
Бескорыстная ли врождённая "святость" избранных, гениальность Великих или мудрость умнейших - элиты социума? Собирательный ли феномен человеческого гения? Или, всё же, доступное каждому (но не каждым востребованное) Осознание собственной Значимости, как Индивидуума, как Человека, как Личности, а значит, и своего Долга соответствовать этим понятиям.
Это Осознание, эта непреодолимая Потребность Развития,Самосовершенствования, Приближения к Идеалу - не возникает из ничего.Она формируется в глубине, в зародыше человека, как наследие его предков, как врождённый инстинкт, передающийся из поколения в поколение. Наша задача - сохранить это богатство, не растратить по пустякам, приумножить его, передать потомкам. Это и есть Путь к Себе. Тяжёлый, но благородный Путь одухотворённой Личности. Он не усыпан розами, не выстлан мягким ковром, но это Путь к своей бессмертной Душе.
Хорошо, скажете вы, можно согласиться со всем, что здесь написано. Но причём тут дневник? Разве он неизменно - сопутствующий атрибут великодушного человека? Нет, конечно. Духовно богатые люди необязательно ведут дневники. И личный дневник не является необходимым условием величия Души. Но это есть то идеальное средство, которое лучше всякой лакмусовой бумажки проявляет наличие Души. Дневник - естественное следствие одухотворённой Личности.
Нам ещё предстоит углубиться к истокам ДНЕВНИКОВЕДЕНИЯ, чтобы лучше понять эту неразрывную связь. Попробуем же сегодня лишь слегка нащупать направление, в котором будем двигаться не иначе, как слепые котята, увлекаемые врождённым инстинктом к материнскому молоку.
Легко нам, детям двадцать первого века, имея многовековые традиции и классические образцы дневниковедения, говорить об отличительных признаках дневника. Что такое дневник вообще… На сайте «Культура дневниковедения» я, по праву ведущего, дал определение дневника, то есть ограничил указанную тематику в рамках нашего (вкупе со своей аудиторией) восприятия. Не претендую на истину в последней инстанции, но надеюсь,что и другие поймут, что это необходимо было сделать. Не сфокусировавшись на конкретной области, не заняв свою уникальную нишу, мы не представляли бы ничего на бескрайних просторах Интернет.
Но, углубляясь в историю развития дневниковедения, чем дальше, тем больше будешь сталкиваться с противоречиями выбранной доктрине, если только рассматривать эту доктрину, как догму. Я бы не хотел ограничивать себя таким узким пониманием. Дневники не появились вдруг в том виде (датированные, в определённом порядке заполненные тетради), в каком мы их теперь представляем. История их возникновения и развития была столь же неоднозначной для нашего понимания, как и история самого человека. С какого момента вести отсчёт этой истории? Знаем ли мы, кто написал первый дневник? Что собой представлял этот архаичный дневник? Не первые ли наскальные рисунки в «уютных» пещерах древних мыслителей, задумавшихся о вечном?
Боюсь, что нам никогда не разгадать эту тайну. Но в наших силах представить себе прообраз нашего дневника. Изучая историю и древние рукописи, мы можем найти реликтовые образцы раннего дневниковедения. В поисках рукописных шедевров не будем углубляться в историю древнего мира, но попытаемся выяснить для себя,что мы имеем, хотя бы, на полпути от Рождества Христова до своего нынешнего духовного совершенства.
Сегодня же я хочу напомнить всем нам о Великом, не имеющем цены достоянии, которое оставил потомкам на закате своей жизни Русский Царь, Великий князь Киевский Владимир Мономах. Речь, конечно же идёт не о шапке Мономаха и других драгоценных символах державы русской, что само по себе, конечно, тоже богатство не хилое. Речь идёт о его духовном наследии, о его светлой Душе, которая и сегодня с нами и наставляет отечески нас на Путь Истинный, Путь к Своему Бессмертию.
«Сидя на санях (Образное выражение, означающее: "в конце жизненного пути", "в ожидании близкой кончины". Согласно обычаю, славяне, провожая умершего в последний путь, клали его на сани - вне зависимости от времени года), помыслил в Душе своей и похвалил Бога, который меня, грешного, до этих дней сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, но трудиться. Прежде всего, Бога ради и Души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милостыню творите неоскудевающую, ибо это — начало всякому добру. Если же кому не люба грамотка сия, то пусть не посмеются, но так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».
Разве, учитывая всё это, мы не можем рассматривать духовное завещание Мономаха, написанное им самим «поучение» к сыновьям, как прообраз реального дневника, запечатлевший образ его бессмертной души, куда более достоверный и правдивый, чем рисуют нам все учебники истории, вместе взятые? Вот он, кладезь мысли и светлых, естественных чувств, бесценный, одухотворённый памятник Человеку.
«Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь Душа погибает и тело».
Посмотрите, прислушайтесь, как кричит Душа Мономаха, как призывает она нас, своих недостойных потомков, к Миру, Величию и Любви! Скажите хоть что-нибудь, пообщайтесь с ней, уважьте своим вниманием предка нашего и вы возвеличите свою Душу!
Душа, как неразумное, беспомощное дитя, нуждается в колыбели, общении, ласке, любви и отеческом наставлении. Для неё нет более уютного уголка, где бы её так лелеяли, выхаживали, культивировали её лучшие качества, чем Твой Личный Дневник. Это – её домашний очаг, её законная прописка и место жительства, даже, когда она покинет своё бренное тело. Это – надёжный стимул её формирования, развития и… вечной жизни.
Ну, что сказать… Если кому-то живётся без этого «хлама» весело и легко - счастливого пути. У каждого своя философия, даже у того, кто утверждает, что у него нет философии - я встречался с подобного рода ханжеством не раз. Тот же самый цинизм, как правило, проявляется и в отношении всех остальных нравственных устоев и понятий (Души - нет, Бога - нет, Веры - нет, Счастья - нет, Любви - нет), которые придумали не мы, убогое поколение киборгов и зомбированных пепсикоманов.
Да не потому ли и НЕТ, что мы сами даём себе установку на это, лишая себя труда мыслить и чувствовать как Личность, а не простейшая амёба, для которой и так всё ясно? Пётр Вяземский, говоря о значении дневника, пишет:
«Перебирая старые свои бумаги и старые письма лиц, которых уже нет, кажется, мимоходом и снова переживаешь себя самого, всю свою жизнь и всё своё и всё чужое минувшее. Тут, после давнего кораблекрушения, выплывают и носятся к берегу обломки старого и милого прошлого. Смотришь на них с умилением, прибираешь их с любовью; дорожишь между ними и мелочами, которым прежде как будто не знавали мы цены. Предания нередко бывают выше и дороже самих событий. …Границы настоящего должны не только выдвигаться вперёд, но и отодвигаться назад. Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать».
(«Выдержки из старых бумаг Остафьевского архива». Русский архив. 1868. Кн. 1. Ст. 436)
Душе тесно в одном настоящем: ей нужно надеяться и припоминать…
Нам, однако, не следует забывать, что дневник - История твоей жизни - в современном понимании это не предание, передающееся из уст в уста, со временем превращающееся в легенду, где-то утрачивающее важные детали, а где-то обрастающее мифическими подробностями. Свойства человеческой памяти, к сожалению, далеко не идеальной, и склонность к фантазии, которую не каждый способен в себе признать, предполагают такое искажение.
Дневник - это, прежде всего, способ передачи и наследования генеалогической информации, максимально полной и достоверной информации об ушедших предках, которыми все мы когда-нибудь станем. Уповать на то, что сама природа сделает за нас это- наивно. Генетическим путём передаётся лишь часть информации, её сугубо материальная составляющая, которая в конечном итоге представляет собой строительный материал для родственных физических тел. Это, будем говорить, от Природы. Но человек, если брать в расчёт всю историю гомо-сапиенс, по мере эволюции, развития производительных сил и превращения естественной популяции в культурную, всё более становился одухотворённым. То есть, исторически сложилось так, что доля духовного в человеке всё время нарастала по отношению к физическому. Изучая историю, мы видим, как примитивные верования, воображение человека, фантазии и мечты постепенно, но неизбежно превращались в религии, которые, в свою очередь, переходили в более сложные формации, гармоничные и относительно совершенные системы мировоззрения. Появилось осознанное понятие Души. Наличие этого признака и делает человека разумным, отличает его от гориллы. Будем настаивать на том, что это его главный отличительный признак.
Оставим, всё же, последнее слово за антропологами. Сами же сосредоточимся на другом. Что же, всё-таки, служит стимулом человеку в его неудержимом стремлении к совершенству, совершенству не столько физическому, но, прежде всего, духовному? Единственно ли инстинкт выживания, продления рода, желание облегчить и улучшить свою жизнь? Понятно, что здесь вопрос ставится о человеке не как биологическом виде, а как носителе высшего разума и божественного начала в Природе. Что толкает его на путь развития, познания Себя и Природы, совершенствования этого Разума?
Бескорыстная ли врождённая "святость" избранных, гениальность Великих или мудрость умнейших - элиты социума? Собирательный ли феномен человеческого гения? Или, всё же, доступное каждому (но не каждым востребованное) Осознание собственной Значимости, как Индивидуума, как Человека, как Личности, а значит, и своего Долга соответствовать этим понятиям.
Это Осознание, эта непреодолимая Потребность Развития,Самосовершенствования, Приближения к Идеалу - не возникает из ничего.Она формируется в глубине, в зародыше человека, как наследие его предков, как врождённый инстинкт, передающийся из поколения в поколение. Наша задача - сохранить это богатство, не растратить по пустякам, приумножить его, передать потомкам. Это и есть Путь к Себе. Тяжёлый, но благородный Путь одухотворённой Личности. Он не усыпан розами, не выстлан мягким ковром, но это Путь к своей бессмертной Душе.
Хорошо, скажете вы, можно согласиться со всем, что здесь написано. Но причём тут дневник? Разве он неизменно - сопутствующий атрибут великодушного человека? Нет, конечно. Духовно богатые люди необязательно ведут дневники. И личный дневник не является необходимым условием величия Души. Но это есть то идеальное средство, которое лучше всякой лакмусовой бумажки проявляет наличие Души. Дневник - естественное следствие одухотворённой Личности.
Нам ещё предстоит углубиться к истокам ДНЕВНИКОВЕДЕНИЯ, чтобы лучше понять эту неразрывную связь. Попробуем же сегодня лишь слегка нащупать направление, в котором будем двигаться не иначе, как слепые котята, увлекаемые врождённым инстинктом к материнскому молоку.
Легко нам, детям двадцать первого века, имея многовековые традиции и классические образцы дневниковедения, говорить об отличительных признаках дневника. Что такое дневник вообще… На сайте «Культура дневниковедения» я, по праву ведущего, дал определение дневника, то есть ограничил указанную тематику в рамках нашего (вкупе со своей аудиторией) восприятия. Не претендую на истину в последней инстанции, но надеюсь,что и другие поймут, что это необходимо было сделать. Не сфокусировавшись на конкретной области, не заняв свою уникальную нишу, мы не представляли бы ничего на бескрайних просторах Интернет.
Но, углубляясь в историю развития дневниковедения, чем дальше, тем больше будешь сталкиваться с противоречиями выбранной доктрине, если только рассматривать эту доктрину, как догму. Я бы не хотел ограничивать себя таким узким пониманием. Дневники не появились вдруг в том виде (датированные, в определённом порядке заполненные тетради), в каком мы их теперь представляем. История их возникновения и развития была столь же неоднозначной для нашего понимания, как и история самого человека. С какого момента вести отсчёт этой истории? Знаем ли мы, кто написал первый дневник? Что собой представлял этот архаичный дневник? Не первые ли наскальные рисунки в «уютных» пещерах древних мыслителей, задумавшихся о вечном?
Боюсь, что нам никогда не разгадать эту тайну. Но в наших силах представить себе прообраз нашего дневника. Изучая историю и древние рукописи, мы можем найти реликтовые образцы раннего дневниковедения. В поисках рукописных шедевров не будем углубляться в историю древнего мира, но попытаемся выяснить для себя,что мы имеем, хотя бы, на полпути от Рождества Христова до своего нынешнего духовного совершенства.
Сегодня же я хочу напомнить всем нам о Великом, не имеющем цены достоянии, которое оставил потомкам на закате своей жизни Русский Царь, Великий князь Киевский Владимир Мономах. Речь, конечно же идёт не о шапке Мономаха и других драгоценных символах державы русской, что само по себе, конечно, тоже богатство не хилое. Речь идёт о его духовном наследии, о его светлой Душе, которая и сегодня с нами и наставляет отечески нас на Путь Истинный, Путь к Своему Бессмертию.
«Сидя на санях (Образное выражение, означающее: "в конце жизненного пути", "в ожидании близкой кончины". Согласно обычаю, славяне, провожая умершего в последний путь, клали его на сани - вне зависимости от времени года), помыслил в Душе своей и похвалил Бога, который меня, грешного, до этих дней сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, но трудиться. Прежде всего, Бога ради и Души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милостыню творите неоскудевающую, ибо это — начало всякому добру. Если же кому не люба грамотка сия, то пусть не посмеются, но так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».
Разве, учитывая всё это, мы не можем рассматривать духовное завещание Мономаха, написанное им самим «поучение» к сыновьям, как прообраз реального дневника, запечатлевший образ его бессмертной души, куда более достоверный и правдивый, чем рисуют нам все учебники истории, вместе взятые? Вот он, кладезь мысли и светлых, естественных чувств, бесценный, одухотворённый памятник Человеку.
«Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь Душа погибает и тело».
Посмотрите, прислушайтесь, как кричит Душа Мономаха, как призывает она нас, своих недостойных потомков, к Миру, Величию и Любви! Скажите хоть что-нибудь, пообщайтесь с ней, уважьте своим вниманием предка нашего и вы возвеличите свою Душу!
Душа, как неразумное, беспомощное дитя, нуждается в колыбели, общении, ласке, любви и отеческом наставлении. Для неё нет более уютного уголка, где бы её так лелеяли, выхаживали, культивировали её лучшие качества, чем Твой Личный Дневник. Это – её домашний очаг, её законная прописка и место жительства, даже, когда она покинет своё бренное тело. Это – надёжный стимул её формирования, развития и… вечной жизни.
Рейтинг: 0
687 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения