Звёздные встречи Махмуд Эсамбаев
«Танцора лучше в мире нет,
Порхает он как птаха.
Высок его авторитет,
Как высока папаха».
Танец на эстраде всегда был украшением любого концерта. Не случайно на конкурсах артистов эстрады, особенно на первых, танцы получали самые престижные премии. Уже на первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году из трёх первых премий, две были отданы танцевальным номерам. Эту же картину можно было наблюдать и на последующих конкурсах.
В 1960 году на Первом Всероссийском конкурсе артистов эстрады первую премию получил Махмуд Эсамбаев. Его программа «Танцы народов мира» получила долгую и счастливую жизнь.
В первой половине 60-х годов я работал в Ростове, в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа.
Надо сказать, округ у нас был роскошный.. Мы выступали перед солдатами и перед местным населением в Волгограде и в Краснодаре, в Сочи и в Новороссийске, в Кисловодске и в Пятигорске, в Астрахани и в Ставрополе… Во всех северокавказских республиках.
Помню, в 60-м были в Волгограде. Только вернулись и вновь приказ ехать в Волгоград. Зачем? Несколько дней жили на дебаркадере, плавучей гостинице. ( Сейчас её нет, сгорела )
И вот как-то подходит к причалу теплоход «Дон» и из него выходит сам Никита Сергеевич Хрущёв, а с ним Брежнев, Козлов, в общем, целая свита. Оказывается, они были где-то за Волгой на военных учениях и теперь в театре для них будет наш концерт.
На этом концерте произошёл такой случай. У меня был номер, он назывался «Интервью». Это был как бы диалог американского журналиста сэра Вилки и нашего сэр-жанта Ложкина. И там был такой эпизод. Журналист спрашивал:
- Это правда, что во время войны Никита Сергеевич был генералом?
И сержант Ложкин отвечал:
- Правда, и от вас зависит, станет ли он генералиссимусом!
Худрук попросил меня это не говорить..
- Мало ли как к этому отнесётся Хрущёв, - сказал он, - выбрось эту репризу от греха подальше!
Отпел хор, закрыли занавес, я вышел на авансцену и начал свой номер, который в моём репертуаре был уже года два. Читаю, а сам рассматриваю, сидящих в первом ряду членов правительства. И механически произношу: «Это правда, что Никита Сергеевич Хрущёв во время войны был генералом?» И тут я только включился и понял, что ляпнул лишнее. Посмотрел в сторону кулисы. Худрук показывает мне кулак. Но делать нечего. И я заканчиваю репризу:
«Правда, и от вас зависит, станет ли он генералиссимусом!»
И вижу, как Брежнев начинает отчаянно аплодировать, а за ним все, в том числе и Никита Сергеевич!
Смотрю снова в сторону кулис и вижу, - улыбающийся худрук показывает мне большой палец!
Дважды в год мы бывали в Грозном, выступали и перед воинами, и перед жителями Грозного. Там я встретился и познакомился с Махмудом Эсамбаевым. Узнав что я пишу, Махмуд попросил меня написать тексты для его ведущего. Не просто тексты, а объяснение номеров. Ему хотелось, чтобы некоторые номера были представлены с юмором. Написал. Посидели. Но как!
В 1963 году Чечено-Ингушетия праздновала свой юбилей. Я был на этом празднике вместе с ансамблем. Кстати, там впервые я услышал Кобзона.
И потом мы с Махмудом много лет не виделись. Встретились уже в Москве, в 70-х, в Центральном Доме Работников Искусств на новогодних посиделках.
Махмуд везде был в центре внимания. Гениальный танцовщик, он был простым в общении, с юмором, часто подтрунивал над собой, над своей, якобы, неграмотностью, называя себя академиком с начальным образованием.
О доброте и гостеприимстве Махмуда слагались легенды.
Квартира у него была в Москве в районе Белорусского вокзала. Дома всегда что-то варилось, жарилось, а двери в квартиру были в любое время открыты. Каждый мог войти, и его бы обязательно угостили.
Махмуд рассказывал: как-то зашёл один мужик неизвестной национальности. Его покормили. Он рассказал, что с женой и сыном едут домой, но на вокзале у них украли билеты и деньги, и они не знают что делать? Махмуд велел ему привести и жену и сына, пусть покушают.
Мужчина ушёл, и буквально минут через десять пришёл. С ним были - жена, сын и девять дочек.
Махмуд удивился:
- Ты же сказал что у тебя жена и сын.
- Всё правильно, - ответил мужик, - жена и сын. А дочки у нас не считаются!
Эсамбаев объездил весь мир, имел бешенный успех, исполняя танцы народов мира, лучше чем эти народы!
Несколько раз я оказывался с Махмудом в поездах. Как правило, у него в купе было застолье, которое могло длиться бесконечно. Создавалось впечатление, что он вообще не спит.
Когда у Махмуда был юбилей, я написал поздравление «Золотые ноги», которое прочитал Евгений Петросян.
МАХМУДУ -70!
Махмуду – 70. И что?
Сидеть не стоит хмуро.
Ведь для кавказца даже сто
Всего лишь увертюра.
Рождён для танца наш Махмуд,
Не поскупились Боги.
Талант высокий дан ему,
И золотые ноги.
В его великой силе ног
Мы убедились сами.
Не зря всегда открыть он мог
Любую дверь ногами!
Я знаю, многие года
Волнует всех задача.
А что в папахе он всегда,
Что он под нею прячет?
Махмуд, прости мои слова,
Я тайну раскрываю.
Там под папахой… голова,
И тоже золотая!
Махмуд, я высказать готов
Немало пожеланий.
Я не желаю орденов,
И не желаю званий.
Ведь у тебя полно наград
Ещё от власти прежней.
На орден больше, говорят,
Имел лишь только Брежнев.
И потому, скорей всего,
Тебе сегодня вновь я
Лишь пожелаю одного, -
Кавказского здоровья.
Ещё лет сто, Махмуд, пляши,
Ты молод, слава Богу.
И в день рожденья разреши
Тебе сегодня от души
Пожать сердечно ногу
Как-то передачу «Под знаком Зодиака», в которой я принимал постоянное участие, посвятили эпиграммам, которые в больших количествах присылали телезрители. Прямо скажем, остроумных было не так много, поэтому немало эпиграмм, как бы от имени телезрителей, сочиняли мы сами. Так от имени воображаемой телезрительницы я сочинил такое послание в адрес Махмуда Эсамбаева:
«Тебя, Махмуд, я буду ждать,
Приди скорей, так сердце бьётся.
Папаху можешь не снимать,
Но остальное снять придётся!»
Потом, если я выступал с чтением эпиграмм, скажем, в Центральном Доме Работников Искусств, и в зале был Махмуд, он обязательно кричал из зала: «Прочитай на меня!»
Эсамбаев любил и ценил шутку. Когда он лежал в больнице его друг танцовщик Володя Загороднюк решил его подбодрить, развеселить Договорившись с врачом и охраной Володя привёз в больницу группу «На-на». Перед тем как привести их в палату к Махмуду разыграли небольшой спектакль. Перебинтовали Бари Алибасову голову, обмазали ему лицо йодом и зелёнкой и, усадив в кресло- каталку, Загороднюк его привёз к Махмуду.
- Махмудик, случилось страшное, нанайцы попали в аварию, все лежат в реанимации, а у Бари тяжёлая травма головы: у него поехала крыша, он ничего не помнит и никого не узнаёт. Скажи ему что-нибудь.
Махмуд выпрыгнул из под одеяла и закричал:
- Бари, не может быть! Бари, это я, Махмуд! Бари, ты меня узнаёшь?
А Бари отвечает, дёргаясь в кресле:
- Нет, такого не знаю, и никогда не слышал!
И так продолжалось до тех пор, пока Алибасов уже не в силах сдержаться, стал хохотать и завопил: « Махмуд, это Загороднюк меня изуродовал. Всё нормально, я тебя узнаю и помню, только не волнуйся».
И тут в палату вбежали все на-найцы, Махмуд стал их обнимать и целовать, и даже от счастья забыл надеть папаху.
Об этом Володя Загороднюк рассказал в своём замечательном памятном издании «Маленькие тайны гордого Махмуда».
А свой очерк «Слово о друге» в этой книге Загороднюк завершил замечательными словами: «Махмуд любил жизнь, у него каждый день был праздник, каждый день – радость. И все кто сталкивался с ним, таким удивительно светлым и добрым, благодарны Богу за то, что жил на этой земле человек, имя которому МАХМУД ЭСАМБАЕВ!»
«Танцора лучше в мире нет,
Порхает он как птаха.
Высок его авторитет,
Как высока папаха».
Танец на эстраде всегда был украшением любого концерта. Не случайно на конкурсах артистов эстрады, особенно на первых, танцы получали самые престижные премии. Уже на первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году из трёх первых премий, две были отданы танцевальным номерам. Эту же картину можно было наблюдать и на последующих конкурсах.
В 1960 году на Первом Всероссийском конкурсе артистов эстрады первую премию получил Махмуд Эсамбаев. Его программа «Танцы народов мира» получила долгую и счастливую жизнь.
В первой половине 60-х годов я работал в Ростове, в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа.
Надо сказать, округ у нас был роскошный.. Мы выступали перед солдатами и перед местным населением в Волгограде и в Краснодаре, в Сочи и в Новороссийске, в Кисловодске и в Пятигорске, в Астрахани и в Ставрополе… Во всех северокавказских республиках.
Помню, в 60-м были в Волгограде. Только вернулись и вновь приказ ехать в Волгоград. Зачем? Несколько дней жили на дебаркадере, плавучей гостинице. ( Сейчас её нет, сгорела )
И вот как-то подходит к причалу теплоход «Дон» и из него выходит сам Никита Сергеевич Хрущёв, а с ним Брежнев, Козлов, в общем, целая свита. Оказывается, они были где-то за Волгой на военных учениях и теперь в театре для них будет наш концерт.
На этом концерте произошёл такой случай. У меня был номер, он назывался «Интервью». Это был как бы диалог американского журналиста сэра Вилки и нашего сэр-жанта Ложкина. И там был такой эпизод. Журналист спрашивал:
- Это правда, что во время войны Никита Сергеевич был генералом?
И сержант Ложкин отвечал:
- Правда, и от вас зависит, станет ли он генералиссимусом!
Худрук попросил меня это не говорить..
- Мало ли как к этому отнесётся Хрущёв, - сказал он, - выбрось эту репризу от греха подальше!
Отпел хор, закрыли занавес, я вышел на авансцену и начал свой номер, который в моём репертуаре был уже года два. Читаю, а сам рассматриваю, сидящих в первом ряду членов правительства. И механически произношу: «Это правда, что Никита Сергеевич Хрущёв во время войны был генералом?» И тут я только включился и понял, что ляпнул лишнее. Посмотрел в сторону кулисы. Худрук показывает мне кулак. Но делать нечего. И я заканчиваю репризу:
«Правда, и от вас зависит, станет ли он генералиссимусом!»
И вижу, как Брежнев начинает отчаянно аплодировать, а за ним все, в том числе и Никита Сергеевич!
Смотрю снова в сторону кулис и вижу, - улыбающийся худрук показывает мне большой палец!
Дважды в год мы бывали в Грозном, выступали и перед воинами, и перед жителями Грозного. Там я встретился и познакомился с Махмудом Эсамбаевым. Узнав что я пишу, Махмуд попросил меня написать тексты для его ведущего. Не просто тексты, а объяснение номеров. Ему хотелось, чтобы некоторые номера были представлены с юмором. Написал. Посидели. Но как!
В 1963 году Чечено-Ингушетия праздновала свой юбилей. Я был на этом празднике вместе с ансамблем. Кстати, там впервые я услышал Кобзона.
И потом мы с Махмудом много лет не виделись. Встретились уже в Москве, в 70-х, в Центральном Доме Работников Искусств на новогодних посиделках.
Махмуд везде был в центре внимания. Гениальный танцовщик, он был простым в общении, с юмором, часто подтрунивал над собой, над своей, якобы, неграмотностью, называя себя академиком с начальным образованием.
О доброте и гостеприимстве Махмуда слагались легенды.
Квартира у него была в Москве в районе Белорусского вокзала. Дома всегда что-то варилось, жарилось, а двери в квартиру были в любое время открыты. Каждый мог войти, и его бы обязательно угостили.
Махмуд рассказывал: как-то зашёл один мужик неизвестной национальности. Его покормили. Он рассказал, что с женой и сыном едут домой, но на вокзале у них украли билеты и деньги, и они не знают что делать? Махмуд велел ему привести и жену и сына, пусть покушают.
Мужчина ушёл, и буквально минут через десять пришёл. С ним были - жена, сын и девять дочек.
Махмуд удивился:
- Ты же сказал что у тебя жена и сын.
- Всё правильно, - ответил мужик, - жена и сын. А дочки у нас не считаются!
Эсамбаев объездил весь мир, имел бешенный успех, исполняя танцы народов мира, лучше чем эти народы!
Несколько раз я оказывался с Махмудом в поездах. Как правило, у него в купе было застолье, которое могло длиться бесконечно. Создавалось впечатление, что он вообще не спит.
Когда у Махмуда был юбилей, я написал поздравление «Золотые ноги», которое прочитал Евгений Петросян.
МАХМУДУ -70!
Махмуду – 70. И что?
Сидеть не стоит хмуро.
Ведь для кавказца даже сто
Всего лишь увертюра.
Рождён для танца наш Махмуд,
Не поскупились Боги.
Талант высокий дан ему,
И золотые ноги.
В его великой силе ног
Мы убедились сами.
Не зря всегда открыть он мог
Любую дверь ногами!
Я знаю, многие года
Волнует всех задача.
А что в папахе он всегда,
Что он под нею прячет?
Махмуд, прости мои слова,
Я тайну раскрываю.
Там под папахой… голова,
И тоже золотая!
Махмуд, я высказать готов
Немало пожеланий.
Я не желаю орденов,
И не желаю званий.
Ведь у тебя полно наград
Ещё от власти прежней.
На орден больше, говорят,
Имел лишь только Брежнев.
И потому, скорей всего,
Тебе сегодня вновь я
Лишь пожелаю одного, -
Кавказского здоровья.
Ещё лет сто, Махмуд, пляши,
Ты молод, слава Богу.
И в день рожденья разреши
Тебе сегодня от души
Пожать сердечно ногу
Как-то передачу «Под знаком Зодиака», в которой я принимал постоянное участие, посвятили эпиграммам, которые в больших количествах присылали телезрители. Прямо скажем, остроумных было не так много, поэтому немало эпиграмм, как бы от имени телезрителей, сочиняли мы сами. Так от имени воображаемой телезрительницы я сочинил такое послание в адрес Махмуда Эсамбаева:
«Тебя, Махмуд, я буду ждать,
Приди скорей, так сердце бьётся.
Папаху можешь не снимать,
Но остальное снять придётся!»
Потом, если я выступал с чтением эпиграмм, скажем, в Центральном Доме Работников Искусств, и в зале был Махмуд, он обязательно кричал из зала: «Прочитай на меня!»
Эсамбаев любил и ценил шутку. Когда он лежал в больнице его друг танцовщик Володя Загороднюк решил его подбодрить, развеселить Договорившись с врачом и охраной Володя привёз в больницу группу «На-на». Перед тем как привести их в палату к Махмуду разыграли небольшой спектакль. Перебинтовали Бари Алибасову голову, обмазали ему лицо йодом и зелёнкой и, усадив в кресло- каталку, Загороднюк его привёз к Махмуду.
- Махмудик, случилось страшное, нанайцы попали в аварию, все лежат в реанимации, а у Бари тяжёлая травма головы: у него поехала крыша, он ничего не помнит и никого не узнаёт. Скажи ему что-нибудь.
Махмуд выпрыгнул из под одеяла и закричал:
- Бари, не может быть! Бари, это я, Махмуд! Бари, ты меня узнаёшь?
А Бари отвечает, дёргаясь в кресле:
- Нет, такого не знаю, и никогда не слышал!
И так продолжалось до тех пор, пока Алибасов уже не в силах сдержаться, стал хохотать и завопил: « Махмуд, это Загороднюк меня изуродовал. Всё нормально, я тебя узнаю и помню, только не волнуйся».
И тут в палату вбежали все на-найцы, Махмуд стал их обнимать и целовать, и даже от счастья забыл надеть папаху.
Об этом Володя Загороднюк рассказал в своём замечательном памятном издании «Маленькие тайны гордого Махмуда».
А свой очерк «Слово о друге» в этой книге Загороднюк завершил замечательными словами: «Махмуд любил жизнь, у него каждый день был праздник, каждый день – радость. И все кто сталкивался с ним, таким удивительно светлым и добрым, благодарны Богу за то, что жил на этой земле человек, имя которому МАХМУД ЭСАМБАЕВ!»
Марина Попенова # 21 декабря 2014 в 11:42 +1 |
ЛЮБОВЬ БОНДАРЕНКО # 21 декабря 2014 в 20:56 +1 | ||
|
Элина Данилина # 24 декабря 2014 в 23:29 +1 | ||
|
Георгий Териков # 25 декабря 2014 в 19:12 0 | ||
|