Русский Север
28 марта 2021 -
МАРГАРИТА СОЛДАТЕНКОВА
Когда села в поезд, то моей попутчицей оказалась женщина, которая ехала в город Кировск. И так соблазнительно говорила о Хибинах, которые находятся недалеко от Петрозаводска, что я пообещала заехать на обратном пути. Она дала свой адрес, телефон и пригласила в гости в любое время. Это было так мило с её стороны, что я вспомнила поговорку: «Есть женщины в русских селеньях…»
– Там раздолье для живописцев, – сказала она на прощанье.
Она поехала дальше в Кировск, а я вышла в Петрозаводске. Повидаться с родственниками, а потом поехать в долгожданные Кижи.
Деревянное зодчество Кижей – это сокровище и явь России.
Не случайно до наших дней дошла легенда, что мастер, когда завершил строительство храмов в Кижах, забросил топор в Онежское озеро, «дабы никогда не повторялось подобное чудо».
Давно мечтала пописать Кижи, слава которых перешагнула рубежи нашей Родины.
Это историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник под открытым небом. Часть памятников привезены из Карелии. В окрестных деревнях они сохраняются в своём естественном окружении, которые получили название «Кижского ожерелья».
Центром музея, ядром экспозиции является Кижский ансамбль, состоящий из колокольни 1862 г. и двух церквей – летней и зимней. Экспозиция занимает почти весь остров. В интерьерах отдельных культовых сооружений восстановлены иконостасы.
Полностью он считается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи.
Находясь в Кижах, за несколько дней сделала несколько этюдов, зарисовок, фотографий, которые пригодились для живописных работ.
Познакомиться с Петрозаводском в этот раз не пришлось – во-первых, очень устала, а во-вторых, спешила, чтобы не потерять впечатление от увиденного. Писать, писать… писать…
Чем больше живу на свете, не перестаю удивляться – до чего же мир разнообразен, богат чудесами, что моё сознание и подсознание еле-еле успевало смотреть, смотреть и запоминать. А потом ещё и обобщить свои впечатления.
Мои друзья, коллеги порой удивлены, как мне это удаётся?
Мне помогают божья милость и судьба.
И я решила вновь окунуться в прошлое. Книгу так и назвала: «Снова туда, где море огней…»
Бежали месяцы, еле-еле дождалась, чтобы опять вернуться в пенаты Севера. И судьба поспособствовала теперь посетить Валаамский монастырь. Благо, что это сокровище русского православия было недалеко от Кижей. Разных сведений о нём много, я выбрала эти.
Валаамский мужской монастырь основан новгородцами не позднее XIV века. Много раз отражал нападения шведов и даже был однажды разорён и частично уничтожен, а восстановлен только в начале XVIII века. Так как он находится около Северного моря, там часто бывают отливы и приливы. Однако вокруг монастыря есть жилой посёлок, достаточно оживлённый.
Слово Валаам в старинных книгах топонимики по-фински «варама» – «горная земля», в котором «вара» – «гора» впоследствии заменилась шведским словом «валл» того же значения или сравнивалась с именем языческого бога Ваала (Велеса, Волоса): Валаам – земля Ваала. Другая версия – произошло от финского глагола (лить, отливать), т.к. на острове занимались литьём. Постройка монастыря якобы относится к X веку, по данным энциклопедии указан XIV век. Во всяком случае, он старше Соловецкого монастыря. Только в 1783 г. были определены монастырские земли. Вообще это остров загадок, когда знакомишься с историей, всё как-то запутано.
С конца 30-х гг. XIX в. начинается новый этап становления Валаама. Его планировочная система стала приобретать сложную архитектурную структуру. Создаются ансамбли скитов, связанных между собой, вводится ландшафтный дизайн.
Особенно меня очаровала Никольская бухта, где поставлен крест морякам, которые погибли во время огромного шторма на море. Целый военный корабль ушёл на дно. Волна как бы взяла его в свои объятья.
На этом месте поставлен памятник в виде креста. Там тишина, покой, и только изредка слышен птичий голос, да нежные лучи солнца пронизывают его.
Старожилом этих мест является огромная, почти седая ёлка. Кто к ней прикоснётся и обнимет, то обретёт силу, поведали мне жители. Что я и сделала. Сила-то нужна, ой как нужна!!
Получив огромный зрительный и душевный потенциал от Валаама, сделав много записей, зарисовок, этюдов, композиционных и живописных решений, фотографий, была очень счастлива.
А вот познакомиться с Петрозаводском не хватило сил. Я подарила их Валааму.
Впереди меня ждали Соловки и Хибины, но это на следующий год, если всё будет хорошо.
Год пробежал незаметно.
Знакомясь с литературными источниками, в некоторых данных издавна считали – Соловецкий монастырь основан в 20-30 годы XV века. Это огромная крепость, религиозный центр, крупный феодально-хозяйственный центр России.
На этот раз я чётко знала, где, что, когда. Путь был уже отработан. Еду до Вологды, потом пересаживаюсь – еду до Кировска. А там и Соловецкие острова – был бы транспорт.
Соловецкие острова – это группа островов в Белом море. Не увидеть такое чудо я не могла себе позволить. Но опять я не смогла познакомиться с Петрозаводском. К моему счастью, оказалось, что в этот день на Соловки отправлялась бесплатно баржа для тех, кто хотел поклониться той земле, где когда-то отбывали срок их родные за преступления, которых они не совершали. Они просто были инакомыслящими.
Баржа была без комфорта. Наверное, так везли на Соловки заключённых? Почему такое отношение к посетителям сегодня? Мне было непонятно.
В первый же день меня поразили огромные крепостные стены с башнями. Мастера использовали огромные валуны и камни, которые внушали страх. Во всяком случае, когда туда привозили инакомыслящих монахов, якобы не принимавших церковные реформы Никона, неугодных крестьян, посадских людей, беглых стрельцов и солдат, а также сподвижников С.Т. Разина. Видя это сооружение, у них наверно не появлялась
даже мысль о побеге. А куда бежать?
Этот ансамбль в любое трудное для страны время в будущем будет опорой и защитой для жителей России на Севере.
Показав свои документы в Епархии, мне была предоставлена за символическую оплату келья, где я жила 5 дней. В первый день у меня случился небольшой казус. Я совсем забыла, что на Соловецких островах бывают большие приливы и отливы – кругом вода. Я выбрала удачное место днём. Сижу, рисую, стало темнеть, север же. Пошла отдыхать, а на следующий день, утром – глянь, а воды нет на том месте. Я
заволновалась, стала спрашивать, что да как? А мне говорят: не волнуйтесь, место это же, что вчера рисовали. Но нет ещё прилива, сидите, работайте – сами всё увидите. И правда, через 1-2 часа вода стала прибывать, и всё встало на своё место. Зато я сумела проверить спокойно, не торопясь, архитектуру и начала работать акварелью.
Дней было мало и поэтому приходилось торопиться, архитектура сложная, ландшафт и природа севера необычны. Приходилось на одно и то же место, если позволяла погода, приходить не один раз, а у меня их было всего 5 дней.
Пришло время уезжать, а жаль, уехать самостоятельно недёшево. Посетителей на Соловках было предостаточно, так что опять расположились на барже как пришлось, скамеек не было. Но зато я почувствовала ещё раз судьбу тех, кто долгие годы был в униженном положении.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0491463 выдан для произведения:
Однажды родственники мужа пригласили меня приехать в гости в Петрозаводск. Это Север настоящий-перенастоящий! Морозец зимой, писала племянница, бывает изрядный. Давно мечтала полюбоваться деревянным зодчеством в Кижах, побывать в Заонежье, на Валааме и Соловецких островах.
Когда села в поезд, то моей попутчицей оказалась женщина, которая ехала в город Кировск. И так соблазнительно говорила о Хибинах, которые находятся недалеко от Петрозаводска, что я пообещала заехать на обратном пути. Она дала свой адрес, телефон и пригласила в гости в любое время. Это было так мило с её стороны, что я вспомнила поговорку: «Есть женщины в русских селеньях…»
– Там раздолье для живописцев, – сказала она на прощанье.
Она поехала дальше в Кировск, а я вышла в Петрозаводске. Повидаться с родственниками, а потом поехать в долгожданные Кижи.
Деревянное зодчество Кижей – это сокровище и явь России.
Не случайно до наших дней дошла легенда, что мастер, когда завершил строительство храмов в Кижах, забросил топор в Онежское озеро, «дабы никогда не повторялось подобное чудо».
Давно мечтала пописать Кижи, слава которых перешагнула рубежи нашей Родины.
Это историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник под открытым небом. Часть памятников привезены из Карелии. В окрестных деревнях они сохраняются в своём естественном окружении, которые получили название «Кижского ожерелья».
Центром музея, ядром экспозиции является Кижский ансамбль, состоящий из колокольни 1862 г. и двух церквей – летней и зимней. Экспозиция занимает почти весь остров. В интерьерах отдельных культовых сооружений восстановлены иконостасы.
Полностью он считается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи.
Находясь в Кижах, за несколько дней сделала несколько этюдов, зарисовок, фотографий, которые пригодились для живописных работ.
Познакомиться с Петрозаводском в этот раз не пришлось – во-первых, очень устала, а во-вторых, спешила, чтобы не потерять впечатление от увиденного. Писать, писать… писать…
Чем больше живу на свете, не перестаю удивляться – до чего же мир разнообразен, богат чудесами, что моё сознание и подсознание еле-еле успевало смотреть, смотреть и запоминать. А потом ещё и обобщить свои впечатления.
Мои друзья, коллеги порой удивлены, как мне это удаётся?
Мне помогают божья милость и судьба.
И я решила вновь окунуться в прошлое. Книгу так и назвала: «Снова туда, где море огней…»
Бежали месяцы, еле-еле дождалась, чтобы опять вернуться в пенаты Севера. И судьба поспособствовала теперь посетить Валаамский монастырь. Благо, что это сокровище русского православия было недалеко от Кижей. Разных сведений о нём много, я выбрала эти.
Валаамский мужской монастырь основан новгородцами не позднее XIV века. Много раз отражал нападения шведов и даже был однажды разорён и частично уничтожен, а восстановлен только в начале XVIII века. Так как он находится около Северного моря, там часто бывают отливы и приливы. Однако вокруг монастыря есть жилой посёлок, достаточно оживлённый.
Слово Валаам в старинных книгах топонимики по-фински «варама» – «горная земля», в котором «вара» – «гора» впоследствии заменилась шведским словом «валл» того же значения или сравнивалась с именем языческого бога Ваала (Велеса, Волоса): Валаам – земля Ваала. Другая версия – произошло от финского глагола (лить, отливать), т.к. на острове занимались литьём. Постройка монастыря якобы относится к X веку, по данным энциклопедии указан XIV век. Во всяком случае, он старше Соловецкого монастыря. Только в 1783 г. были определены монастырские земли. Вообще это остров загадок, когда знакомишься с историей, всё как-то запутано.
С конца 30-х гг. XIX в. начинается новый этап становления Валаама. Его планировочная система стала приобретать сложную архитектурную структуру. Создаются ансамбли скитов, связанных между собой, вводится ландшафтный дизайн.
Особенно меня очаровала Никольская бухта, где поставлен крест морякам, которые погибли во время огромного шторма на море. Целый военный корабль ушёл на дно. Волна как бы взяла его в свои объятья.
На этом месте поставлен памятник в виде креста. Там тишина, покой, и только изредка слышен птичий голос, да нежные лучи солнца пронизывают его.
Старожилом этих мест является огромная, почти седая ёлка. Кто к ней прикоснётся и обнимет, то обретёт силу, поведали мне жители. Что я и сделала. Сила-то нужна, ой как нужна!!
Получив огромный зрительный и душевный потенциал от Валаама, сделав много записей, зарисовок, этюдов, композиционных и живописных решений, фотографий, была очень счастлива.
А вот познакомиться с Петрозаводском не хватило сил. Я подарила их Валааму.
Впереди меня ждали Соловки и Хибины, но это на следующий год, если всё будет хорошо.
Год пробежал незаметно.
Знакомясь с литературными источниками, в некоторых данных издавна считали – Соловецкий монастырь основан в 20-30 годы XV века. Это огромная крепость, религиозный центр, крупный феодально-хозяйственный центр России.
На этот раз я чётко знала, где, что, когда. Путь был уже отработан. Еду до Вологды, потом пересаживаюсь – еду до Кировска. А там и Соловецкие острова – был бы транспорт.
Соловецкие острова – это группа островов в Белом море. Не увидеть такое чудо я не могла себе позволить. Но опять я не смогла познакомиться с Петрозаводском. К моему счастью, оказалось, что в этот день на Соловки отправлялась бесплатно баржа для тех, кто хотел поклониться той земле, где когда-то отбывали срок их родные за преступления, которых они не совершали. Они просто были инакомыслящими.
Баржа была без комфорта. Наверное, так везли на Соловки заключённых? Почему такое отношение к посетителям сегодня? Мне было непонятно.
В первый же день меня поразили огромные крепостные стены с башнями. Мастера использовали огромные валуны и камни, которые внушали страх. Во всяком случае, когда туда привозили инакомыслящих монахов, якобы не принимавших церковные реформы Никона, неугодных крестьян, посадских людей, беглых стрельцов и солдат, а также сподвижников С.Т. Разина. Видя это сооружение, у них наверно не появлялась
даже мысль о побеге. А куда бежать?
Этот ансамбль в любое трудное для страны время в будущем будет опорой и защитой для жителей России на Севере.
Показав свои документы в Епархии, мне была предоставлена за символическую оплату келья, где я жила 5 дней. В первый день у меня случился небольшой казус. Я совсем забыла, что на Соловецких островах бывают большие приливы и отливы – кругом вода. Я выбрала удачное место днём. Сижу, рисую, стало темнеть, север же. Пошла отдыхать, а на следующий день, утром – глянь, а воды нет на том месте. Я
заволновалась, стала спрашивать, что да как? А мне говорят: не волнуйтесь, место это же, что вчера рисовали. Но нет ещё прилива, сидите, работайте – сами всё увидите. И правда, через 1-2 часа вода стала прибывать, и всё встало на своё место. Зато я сумела проверить спокойно, не торопясь, архитектуру и начала работать акварелью.
Дней было мало и поэтому приходилось торопиться, архитектура сложная, ландшафт и природа севера необычны. Приходилось на одно и то же место, если позволяла погода, приходить не один раз, а у меня их было всего 5 дней.
Пришло время уезжать, а жаль, уехать самостоятельно недёшево. Посетителей на Соловках было предостаточно, так что опять расположились на барже как пришлось, скамеек не было. Но зато я почувствовала ещё раз судьбу тех, кто долгие годы был в униженном положении.
Когда села в поезд, то моей попутчицей оказалась женщина, которая ехала в город Кировск. И так соблазнительно говорила о Хибинах, которые находятся недалеко от Петрозаводска, что я пообещала заехать на обратном пути. Она дала свой адрес, телефон и пригласила в гости в любое время. Это было так мило с её стороны, что я вспомнила поговорку: «Есть женщины в русских селеньях…»
– Там раздолье для живописцев, – сказала она на прощанье.
Она поехала дальше в Кировск, а я вышла в Петрозаводске. Повидаться с родственниками, а потом поехать в долгожданные Кижи.
Деревянное зодчество Кижей – это сокровище и явь России.
Не случайно до наших дней дошла легенда, что мастер, когда завершил строительство храмов в Кижах, забросил топор в Онежское озеро, «дабы никогда не повторялось подобное чудо».
Давно мечтала пописать Кижи, слава которых перешагнула рубежи нашей Родины.
Это историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник под открытым небом. Часть памятников привезены из Карелии. В окрестных деревнях они сохраняются в своём естественном окружении, которые получили название «Кижского ожерелья».
Центром музея, ядром экспозиции является Кижский ансамбль, состоящий из колокольни 1862 г. и двух церквей – летней и зимней. Экспозиция занимает почти весь остров. В интерьерах отдельных культовых сооружений восстановлены иконостасы.
Полностью он считается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи.
Находясь в Кижах, за несколько дней сделала несколько этюдов, зарисовок, фотографий, которые пригодились для живописных работ.
Познакомиться с Петрозаводском в этот раз не пришлось – во-первых, очень устала, а во-вторых, спешила, чтобы не потерять впечатление от увиденного. Писать, писать… писать…
Чем больше живу на свете, не перестаю удивляться – до чего же мир разнообразен, богат чудесами, что моё сознание и подсознание еле-еле успевало смотреть, смотреть и запоминать. А потом ещё и обобщить свои впечатления.
Мои друзья, коллеги порой удивлены, как мне это удаётся?
Мне помогают божья милость и судьба.
И я решила вновь окунуться в прошлое. Книгу так и назвала: «Снова туда, где море огней…»
Бежали месяцы, еле-еле дождалась, чтобы опять вернуться в пенаты Севера. И судьба поспособствовала теперь посетить Валаамский монастырь. Благо, что это сокровище русского православия было недалеко от Кижей. Разных сведений о нём много, я выбрала эти.
Валаамский мужской монастырь основан новгородцами не позднее XIV века. Много раз отражал нападения шведов и даже был однажды разорён и частично уничтожен, а восстановлен только в начале XVIII века. Так как он находится около Северного моря, там часто бывают отливы и приливы. Однако вокруг монастыря есть жилой посёлок, достаточно оживлённый.
Слово Валаам в старинных книгах топонимики по-фински «варама» – «горная земля», в котором «вара» – «гора» впоследствии заменилась шведским словом «валл» того же значения или сравнивалась с именем языческого бога Ваала (Велеса, Волоса): Валаам – земля Ваала. Другая версия – произошло от финского глагола (лить, отливать), т.к. на острове занимались литьём. Постройка монастыря якобы относится к X веку, по данным энциклопедии указан XIV век. Во всяком случае, он старше Соловецкого монастыря. Только в 1783 г. были определены монастырские земли. Вообще это остров загадок, когда знакомишься с историей, всё как-то запутано.
С конца 30-х гг. XIX в. начинается новый этап становления Валаама. Его планировочная система стала приобретать сложную архитектурную структуру. Создаются ансамбли скитов, связанных между собой, вводится ландшафтный дизайн.
Особенно меня очаровала Никольская бухта, где поставлен крест морякам, которые погибли во время огромного шторма на море. Целый военный корабль ушёл на дно. Волна как бы взяла его в свои объятья.
На этом месте поставлен памятник в виде креста. Там тишина, покой, и только изредка слышен птичий голос, да нежные лучи солнца пронизывают его.
Старожилом этих мест является огромная, почти седая ёлка. Кто к ней прикоснётся и обнимет, то обретёт силу, поведали мне жители. Что я и сделала. Сила-то нужна, ой как нужна!!
Получив огромный зрительный и душевный потенциал от Валаама, сделав много записей, зарисовок, этюдов, композиционных и живописных решений, фотографий, была очень счастлива.
А вот познакомиться с Петрозаводском не хватило сил. Я подарила их Валааму.
Впереди меня ждали Соловки и Хибины, но это на следующий год, если всё будет хорошо.
Год пробежал незаметно.
Знакомясь с литературными источниками, в некоторых данных издавна считали – Соловецкий монастырь основан в 20-30 годы XV века. Это огромная крепость, религиозный центр, крупный феодально-хозяйственный центр России.
На этот раз я чётко знала, где, что, когда. Путь был уже отработан. Еду до Вологды, потом пересаживаюсь – еду до Кировска. А там и Соловецкие острова – был бы транспорт.
Соловецкие острова – это группа островов в Белом море. Не увидеть такое чудо я не могла себе позволить. Но опять я не смогла познакомиться с Петрозаводском. К моему счастью, оказалось, что в этот день на Соловки отправлялась бесплатно баржа для тех, кто хотел поклониться той земле, где когда-то отбывали срок их родные за преступления, которых они не совершали. Они просто были инакомыслящими.
Баржа была без комфорта. Наверное, так везли на Соловки заключённых? Почему такое отношение к посетителям сегодня? Мне было непонятно.
В первый же день меня поразили огромные крепостные стены с башнями. Мастера использовали огромные валуны и камни, которые внушали страх. Во всяком случае, когда туда привозили инакомыслящих монахов, якобы не принимавших церковные реформы Никона, неугодных крестьян, посадских людей, беглых стрельцов и солдат, а также сподвижников С.Т. Разина. Видя это сооружение, у них наверно не появлялась
даже мысль о побеге. А куда бежать?
Этот ансамбль в любое трудное для страны время в будущем будет опорой и защитой для жителей России на Севере.
Показав свои документы в Епархии, мне была предоставлена за символическую оплату келья, где я жила 5 дней. В первый день у меня случился небольшой казус. Я совсем забыла, что на Соловецких островах бывают большие приливы и отливы – кругом вода. Я выбрала удачное место днём. Сижу, рисую, стало темнеть, север же. Пошла отдыхать, а на следующий день, утром – глянь, а воды нет на том месте. Я
заволновалась, стала спрашивать, что да как? А мне говорят: не волнуйтесь, место это же, что вчера рисовали. Но нет ещё прилива, сидите, работайте – сами всё увидите. И правда, через 1-2 часа вода стала прибывать, и всё встало на своё место. Зато я сумела проверить спокойно, не торопясь, архитектуру и начала работать акварелью.
Дней было мало и поэтому приходилось торопиться, архитектура сложная, ландшафт и природа севера необычны. Приходилось на одно и то же место, если позволяла погода, приходить не один раз, а у меня их было всего 5 дней.
Пришло время уезжать, а жаль, уехать самостоятельно недёшево. Посетителей на Соловках было предостаточно, так что опять расположились на барже как пришлось, скамеек не было. Но зато я почувствовала ещё раз судьбу тех, кто долгие годы был в униженном положении.
Рейтинг: +1
247 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения