ГлавнаяПрозаЭссе и статьиМемуары → Моя семья или генеалогические поиски гл. 1

Моя семья или генеалогические поиски гл. 1

16 декабря 2011 - Владимир Смысловский
article5156.jpg

                                                                                         СМЫСЛОВСКИЙ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ

 


    Родился он приблизительно в 1806 году. Приблизительно, потому что в различных документах, имеющихся у меня, он указывал различный возраст. Место рождения вообще не известно, но на основе анализа документов, считаю местом его рождения г. Слуцк.
О его детстве известно очень мало. Известно, что он из семьи священнослужителей и иудейского вероисповедания. Позже был крещен в христианскую веру по греко-российскому (православному) обряду.


       С 1 сентября 1825 года приватно обучался в Минской духовной семинарии, но полного курса не закончил. Здесь мне хочется сделать отступление и сказать несколько слов об этом учебном заведении.
          В начале 1785 года между Россией и Польшей состоялось соглашение о восстановлении в пределах Польши православной епископской кафедры. Киевский митрополит Самуил и Могилевский архиепископ Георгий (Конисский) предложили в качестве достойного кандидата на эту кафедру слуцкого архимандрита Виктора (Садковского). 27 марта 1785 года последовал Высочайший указ о бытии в Польше особого епископа, коадьютера Киевской митрополии, и о посвящении в сей сан архимандрита слуцкого монастыря Виктора. Другим высочайшим указом 15 мая предписано Святейшему Синоду учредить для просвещения православных в Польше семинарию.


           В обширной епархии новопосвященного епископа, распространявшейся, по его словам, так широко, как широка была Польша и как далече отстоят Двина от Днепра и Днепр от границ Силезии, до этого времени вовсе не было высшей школы духовных наук, откуда могли бы выходить наученные истинам веры добрые пастыри Церкви, в которых была самая необходимая потребность. Отсюда понятна та ревностная забота, с которой Преосвященный Виктор принялся за устройство духовной школы.


         При содействии митрополита Самуила из Киевской Академии были присланы в Слуцк наставники. 15 сентября 1785 года семинария была открыта, и в горнице монастырской трапезы началось учение. В начале существовали только два грамматических класса: низший и высший. Обучались 25 воспитанников-дети духовенства. По своему месту пребывания в Слуцке семинария стала называться Слуцкой. Это название она носила до 1793 года-учреждения Минской епархии-и в отличие от польских поветовых школ называлась "благочестивой семинарией" и "семинарией Его Преосвященства".
В апреле 1789 года в Варшаве, а затем в Вильно, Минске и Слуцке вспыхнуло польское восстание. Поляки жестоко преследовали православных. Преосвященный Виктор был схвачен и заточен в Бобруйскую крепость, а затем томился в казематах Ченстоховского монастыря. В июле 1790 года семинария, в которой обучалось около ста воспитанников, прекратила свое существование.
По освобождении из-под ареста в июле 1792 года Преосвященный Виктор еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников. 8 января 1793 года семинария была вновь открыта с прежним названием: "Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора семинария". В восстановленных пяти классах обучался 31 человек.
13 апреля 1793 года обширная епархия Преосвященного Виктора стала называться Минской. Соответственно изменила свое название и семинария, еще долгое время остававшаяся в пределах слуцкого монастыря.


              Преемником Преосвященного Виктора, переведенного в 1796 году на Черниговскую кафедру, стал Преосвященный Иов (Потемкин) с титулом архиепископа Минского и Волынского. Он преобразовал Минскую семинарию "сообразно прочим великороссийским семинариям", как неоднократно высказывался сам в своих указах, строгими мерами укрепляя порядки в жизни семинарии. Из года в год стало увеличиваться количество воспитанников. Были открыты высшие классы-философский и богословский. Сообразно с этим возрастало и число преподавателей, в значительной степени пополнявшееся лучшими выпускниками семинарии, направляемых для дальнейшего совершенствования в Киевскую Академию.


        Продолжив с успехом начатое Преосвященным Виктором дело устроения семинарии, архиепископ Иов в начале 1812 был переведен на Екатеринославскую кафедру. Преемником его в Минской епархии стал архиепископ Серафим (Глаголевский), впоследствии митрополит Петербургский и Новгородский. Этот милостивый архипастырь, с нежной отеческой заботливостью вникавший в нужды юной семинарии, с любовью продолжил ее совершенствование с целью "возвести ее на высшую ступень совершенства". Однако тяжкое бедствие-нашествие французов-прервало труды по благоустройству семинарии.


       Преосвященный Серафим отбыл в Смоленск, а затем пребывал в других епархиях. Разгром, произведенный в городе захватчиками, не миновал и семинарии. И хотя деревянные здания уцелели, они были серьезно повреждены, значительная часть книг расхищена и сожжена.
По изгнании неприятеля семинария возобновила свою деятельность (20 февраля 1813 года), однако ученики собирались крайне медленно. В сентябре их насчитывалось лишь немногим более восьмидесяти. Принимая все возможные меры к скорейшему пополнению числа воспитанников, преосвященный Серафим предписал священникам отдавать своих детей в семинарию с 7-8 лет, чтобы они не проживали праздно.


         В 1816 году Владыка Серафим был переведен на Петербургскую кафедру, а его преемником стал епископ Анатолий (Максимович). Минская семинария претерпела преобразования: состоявшая ранее из восьми классов, она разделилась на три учебных заведения: приходское училище объединило два начальных класса; уездное училище включило в себя низший и высший грамматические классы; собственно семинария с тремя отделениями-низшим, средним и высшим. Уездное и приходское училища находились при семинарии и входили в общую структуру духовной школы. Открытие Минской Духовной Семинарии по новым учебным планам последовало 20 сентября 1817 года. Так начался новый период в жизни школы. Став средним учебным заведением уже в ином, более совершенном и современном смысле, семинария после преобразования продолжала жить общей жизнью с двумя вновь образованными низшими училищами, объединяясь как общим управлением, так и средствами содержания.

продолжение следует:

© Copyright: Владимир Смысловский, 2011

Регистрационный номер №0005156

от 16 декабря 2011

[Скрыть] Регистрационный номер 0005156 выдан для произведения:

                                                                                         СМЫСЛОВСКИЙ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ

 


    Родился он приблизительно в 1806 году. Приблизительно, потому что в различных документах, имеющихся у меня, он указывал различный возраст. Место рождения вообще не известно, но на основе анализа документов, считаю местом его рождения г. Слуцк.
О его детстве известно очень мало. Известно, что он из семьи священнослужителей и иудейского вероисповедания. Позже был крещен в христианскую веру по греко-российскому (православному) обряду.


       С 1 сентября 1825 года приватно обучался в Минской духовной семинарии, но полного курса не закончил. Здесь мне хочется сделать отступление и сказать несколько слов об этом учебном заведении.
          В начале 1785 года между Россией и Польшей состоялось соглашение о восстановлении в пределах Польши православной епископской кафедры. Киевский митрополит Самуил и Могилевский архиепископ Георгий (Конисский) предложили в качестве достойного кандидата на эту кафедру слуцкого архимандрита Виктора (Садковского). 27 марта 1785 года последовал Высочайший указ о бытии в Польше особого епископа, коадьютера Киевской митрополии, и о посвящении в сей сан архимандрита слуцкого монастыря Виктора. Другим высочайшим указом 15 мая предписано Святейшему Синоду учредить для просвещения православных в Польше семинарию.


           В обширной епархии новопосвященного епископа, распространявшейся, по его словам, так широко, как широка была Польша и как далече отстоят Двина от Днепра и Днепр от границ Силезии, до этого времени вовсе не было высшей школы духовных наук, откуда могли бы выходить наученные истинам веры добрые пастыри Церкви, в которых была самая необходимая потребность. Отсюда понятна та ревностная забота, с которой Преосвященный Виктор принялся за устройство духовной школы.


         При содействии митрополита Самуила из Киевской Академии были присланы в Слуцк наставники. 15 сентября 1785 года семинария была открыта, и в горнице монастырской трапезы началось учение. В начале существовали только два грамматических класса: низший и высший. Обучались 25 воспитанников-дети духовенства. По своему месту пребывания в Слуцке семинария стала называться Слуцкой. Это название она носила до 1793 года-учреждения Минской епархии-и в отличие от польских поветовых школ называлась "благочестивой семинарией" и "семинарией Его Преосвященства".
В апреле 1789 года в Варшаве, а затем в Вильно, Минске и Слуцке вспыхнуло польское восстание. Поляки жестоко преследовали православных. Преосвященный Виктор был схвачен и заточен в Бобруйскую крепость, а затем томился в казематах Ченстоховского монастыря. В июле 1790 года семинария, в которой обучалось около ста воспитанников, прекратила свое существование.
По освобождении из-под ареста в июле 1792 года Преосвященный Виктор еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников. 8 января 1793 года семинария была вновь открыта с прежним названием: "Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора семинария". В восстановленных пяти классах обучался 31 человек.
13 апреля 1793 года обширная епархия Преосвященного Виктора стала называться Минской. Соответственно изменила свое название и семинария, еще долгое время остававшаяся в пределах слуцкого монастыря.


              Преемником Преосвященного Виктора, переведенного в 1796 году на Черниговскую кафедру, стал Преосвященный Иов (Потемкин) с титулом архиепископа Минского и Волынского. Он преобразовал Минскую семинарию "сообразно прочим великороссийским семинариям", как неоднократно высказывался сам в своих указах, строгими мерами укрепляя порядки в жизни семинарии. Из года в год стало увеличиваться количество воспитанников. Были открыты высшие классы-философский и богословский. Сообразно с этим возрастало и число преподавателей, в значительной степени пополнявшееся лучшими выпускниками семинарии, направляемых для дальнейшего совершенствования в Киевскую Академию.


        Продолжив с успехом начатое Преосвященным Виктором дело устроения семинарии, архиепископ Иов в начале 1812 был переведен на Екатеринославскую кафедру. Преемником его в Минской епархии стал архиепископ Серафим (Глаголевский), впоследствии митрополит Петербургский и Новгородский. Этот милостивый архипастырь, с нежной отеческой заботливостью вникавший в нужды юной семинарии, с любовью продолжил ее совершенствование с целью "возвести ее на высшую ступень совершенства". Однако тяжкое бедствие-нашествие французов-прервало труды по благоустройству семинарии.


       Преосвященный Серафим отбыл в Смоленск, а затем пребывал в других епархиях. Разгром, произведенный в городе захватчиками, не миновал и семинарии. И хотя деревянные здания уцелели, они были серьезно повреждены, значительная часть книг расхищена и сожжена.
По изгнании неприятеля семинария возобновила свою деятельность (20 февраля 1813 года), однако ученики собирались крайне медленно. В сентябре их насчитывалось лишь немногим более восьмидесяти. Принимая все возможные меры к скорейшему пополнению числа воспитанников, преосвященный Серафим предписал священникам отдавать своих детей в семинарию с 7-8 лет, чтобы они не проживали праздно.


         В 1816 году Владыка Серафим был переведен на Петербургскую кафедру, а его преемником стал епископ Анатолий (Максимович). Минская семинария претерпела преобразования: состоявшая ранее из восьми классов, она разделилась на три учебных заведения: приходское училище объединило два начальных класса; уездное училище включило в себя низший и высший грамматические классы; собственно семинария с тремя отделениями-низшим, средним и высшим. Уездное и приходское училища находились при семинарии и входили в общую структуру духовной школы. Открытие Минской Духовной Семинарии по новым учебным планам последовало 20 сентября 1817 года. Так начался новый период в жизни школы. Став средним учебным заведением уже в ином, более совершенном и современном смысле, семинария после преобразования продолжала жить общей жизнью с двумя вновь образованными низшими училищами, объединяясь как общим управлением, так и средствами содержания.

продолжение следует:

 
Рейтинг: +1 938 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!