7
Мой брат Гришка младше сестры, зато меня намного старше. От него я впервые услышал о Святом озере и о том, что оно возникло на месте храма, провалившегося под землю. Я хоть и бывал уже на речке нашей, но только в ближних местах и не один. Гришка с друзьями ходил купаться подальше. Удалённые места мне, ребёнку, казались таинственными и своей таинственностью пугали не на шутку. От брата не удалось узнать подробностей; скорее всего, он и сам их не знал. Однажды на мой вопрос ответил случай.
Явилась к нам незнакомая мне бабка. Одета в чёрном, с высохшей ореховой палкой. Неокоренной. Поставила её в угол возле печки, где находились кочерга и ухват. Перекрестилась на божницу с иконами, поклонилась. Села на лавку – длинную скамью вдоль стены. Я тихо лежал на тёплой печи; можно было подумать, что сплю. Мать накормила гостью супом и кулешом с грибами. Поговорили о погоде, дальних родственниках, церковных праздниках, которые прошли или должны начаться. Старушка стала рассказывать про невидимцев, плохих и хороших, а от них перешла к Святому озеру.
По её словам, было в стародавние дни ровное, будто блин, поле. И стояла на нём церковь, в которой служил батюшка. Дочка у него раскрасавица. Приглянулась она богатырю, а он – ей. Присылает к поповне сватов, своих приятелей. Они такие же богатыри, и её отцу не по нраву. Решительный был, строгий. Убирайтесь отсюда, сказал им, чтоб духу вашего я не чувствовал. И только он отказ произнёс, сваты с попова двора выехали. А храм с батюшкой и его дочкой-красавицей тотчас исчез под землёй. Вместо ровного поля появилось спокойное озеро. Его-то и прозвали Святым.
Позже я узнал, что к попу наведывались не такие богатыри, как уже тогда мне известный Илья Муромец, а невидимцы из потустороннего мира. Потому батюшка на них и рассерчал, потому и прогнал их, не задумываясь.
Древняя история причудливо вплетена в происхождение села, возле которого обнаружено средневековое селище славян. Вероятно, языческой стариной, подтверждённой археологическими данными, объясняется неопределённость легенд про невидимцев. Если Святое озеро – наказание для попа, то одновременно оно стало наказанием и для богатыря, лишившегося возлюбленной.
Согласно православному учению, батюшка за стойкость свою достоин Божьей милости. Легенда обрушила на него не милость, а гнев, и в этом её дохристианский корень. Озеро сделалось памятником святости и любви.
[Скрыть]Регистрационный номер 0515671 выдан для произведения:
7
Мой брат Гришка младше сестры, зато меня намного старше. От него я впервые услышал о Святом озере и о том, что оно возникло на месте храма, провалившегося под землю. Я хоть и бывал уже на речке нашей, но только в ближних местах и не один. Гришка с друзьями ходил купаться подальше. Удалённые места мне, ребёнку, казались таинственными и своей таинственностью пугали не на шутку. От брата не удалось узнать подробностей; скорее всего, он и сам их не знал. Однажды на мой вопрос ответил случай.
Явилась к нам незнакомая мне бабка. Одета в чёрном, с высохшей ореховой палкой. Неокоренной. Поставила её в угол возле печки, где находились кочерга и ухват. Перекрестилась на божницу с иконами, поклонилась. Села на лавку – длинную скамью вдоль стены. Я тихо лежал на тёплой печи; можно было подумать, что сплю. Мать накормила гостью супом и кулешом с грибами. Поговорили о погоде, дальних родственниках, церковных праздниках, которые прошли или должны начаться. Старушка стала рассказывать про невидимцев, плохих и хороших, а от них перешла к Святому озеру.
По её словам, было в стародавние дни ровное, будто блин, поле. И стояла на нём церковь, в которой служил батюшка. Дочка у него раскрасавица. Приглянулась она богатырю, а он – ей. Присылает к поповне сватов, своих приятелей. Они такие же богатыри, и её отцу не по нраву. Решительный был, строгий. Убирайтесь отсюда, сказал им, чтоб духу вашего я не чувствовал. И только он отказ произнёс, сваты с попова двора выехали. А храм с батюшкой и его дочкой-красавицей тотчас исчез под землёй. Вместо ровного поля появилось спокойное озеро. Его-то и прозвали Святым.
Позже я узнал, что к попу наведывались не такие богатыри, как уже тогда мне известный Илья Муромец, а невидимцы из потустороннего мира. Потому батюшка на них и рассерчал, потому и прогнал их, не задумываясь.
Древняя история причудливо вплетена в происхождение села, возле которого обнаружено средневековое селище славян. Вероятно, языческой стариной, подтверждённой археологическими данными, объясняется неопределённость легенд про невидимцев. Если Святое озеро – наказание для попа, то одновременно оно стало наказанием и для богатыря, лишившегося возлюбленной.
Согласно православному учению, батюшка за стойкость свою достоин Божьей милости. Легенда обрушила на него не милость, а гнев, и в этом её дохристианский корень. Озеро сделалось памятником святости и любви.
Дети, конечно же, верят в то, о чем говорят взрослые. Но взрослые, порой, такую чепуху мелят, что только диву даешься, как можно во все это поверить. Впрочем, не верит только тот, кто обладает критическим умом. А такие старушки, они, и став взрослыми, всю свою жизнь продолжают верить в небывальщины, и разносят эти сказки по городам и весям, сея зерна сомнений в неокрепшие умы детей и их наивных родителей.
Возможно, что-то такое и было. Карстовых озер на земле не счесть. Вот и озеро Светлояр, куда по сказаниям погрузился град Китеж, наверное, тоже можно считать карстовым.
Но остальное в вашем рассказе (богатыри-невидимцы) - это только домыслы бесконечного творческого потенциала русского народа, на основе которых и рождаются сказки и былины.
Благодарю, Валентин, за чуткость и проницательность в оценке темы, затронутой в моих воспоминаниях. Окаменевшая древность не предоставляла человеку выбора, необычное явление могло быть истолковано так, как передавалось потом из уст в уста. Это особенность давно минувших эпох. Спасибо большое Вам за искренность размышлений и современный взгляд.