Рецензия
4 декабря 2021 -
Капиталина Максимова
Рецензия на стихотворение Льва Фадеева: « Прожектора тревожно рыщут в небе»…
« …истинно народным может быть только произведение, в котором полно выражена эпоха».
В.Г. Белинский
У творческих людей никогда не иссякнут темы о войнах в мире среди человечества. Люди с давних времён враждуют и организуются кровопролитные войны из-за территорий земного шара. Мне хочется напомнить только некоторые.
Наполеоновские войны ( 1799
- 1815 ) унесли 7 миллионов жизней.
Корейская война ( 1950 - 1953 ) погибло 4,5 миллионов человек.
Война во Вьетнаме ( 1964 – 1975 ) – лишились жизни 4,5 миллионов.
Реконисты на Пиренейском полуострове сопровождались гибелью 7 миллионов человек.
Столетняя война ( 1337 - 1453 ) – 3,3 миллиона жизней.
Десять самых кровопролитных войн в истории человечества:
Гражданская война в России ( 1917 – 1923 ) – по разным оценкам от 10 до 17 миллионов.
Тридцатилетняя война в Европе ( 1618 – 1648 ) привела к гибели 11,5 миллионов человек.
Японское вторжение в Корею… Ирано - Иракская война… Не следует далее перечислять.
Не малыми были потери человеческих жизней во время Первой мировой войне, где число погибших составило 77844 человек; из них убитых 243598, пропавших без вести 61487; Число раненых – 763753 человека и военнопленных 145104 человека.
Но самым кровопролитным рекордсменом с 1941 – 1945 годы, где только мирных жителей погибло 46 733 062 человека, в том числе СССР только мирных жителей всех стран погибло 17 931 600 человек. Цифры спустя 80 лет ещё уточняются.
Вот , что такое войны. О них нельзя не писать. Тема войны среди человечества вечна.
Ныне уже 2021 год, а военные конфликты среди людей продолжаются – это Карабах, Афганистан – и в других горячих точках гибнут люди.
Утрата родных, друзей висит над головами человечества, как Дамоклов меч.
Поэт Л. Фадеев начинает своё стихотворение « Прожектора тревожно рыщут в небе»…, своими строками поэт нас вводит в свои переживания о войнах. «небо растянуто, словно пяльцы». Создатель ярко и красочно и в то же время с трагическими думами вводит читателя , что даже синее небо над человеческими головами всё перечерчено, что скиталец хочет небо проткнуть палящим светом. Опалить его жаром, чтобы не видеть звёзды и солнце. Всё это делает чужеродный скиталец, который оказался над чужой территорией в чужом небе.
Во второй строфе поэт жёстко критикует эпоху 21 века, где продолжаются конфликты на Земле. Повествователь как бы людей призывает быть бдительными.
Маргиналы и манкурты, пытаясь завладеть чужими территориями и богатствами стран, развенчивают и развязывают жестокие войны, не останавливаясь ни перед чем и ни перед кем. Им человеческая жизнь и сам человек ничего не значит, чтобы самим обогатиться.
Автор со своей прозорливостью читателю намекает, что чёрным ангелом является одна из самых богатейших стран мира – это Соединённые Штаты. Янки хотят править всем миром. Они навязывают свои фонтанирующие правила игры многим странам, в том числе России, Белоруссии, Украине.
В следующей строфе автор ещё более усиливает накал стран, завоевателей. Самолёт захватчика « … беременный смертями…» , готовый разорваться «… страшной плевой…» и желанием мир «… перекрасить…», то есть перекроить мир по своему укладу, чтобы насытить своё пузо богатствами другой страны. Как говорят, чужого добра не жалко, так как оно не наживалось тяжким трудом.
В следующей строфе ( куплете ) описывается защитник – патриот и герой страны Родины - Отчизны, над небом которого оказался скиталец, чёрный ангел, несущий смерть всему живому. «…И палец жал до боли на гашетку…», где трасса в небе превратилась в «… В расчерченное небо строгой сеткой…». Лётчик - герой, не стесняется своего восторга о том «… когда злой ангел падал…»
У автора очень образная речь. Поэт умело и к месту, не стесняясь, применил русские ядрёные выражения, которые с радостью произносит, когда «… злой ангел…» упал «…нич…» носом в землю. Автор восторженно показал в четвёртой строфе ( куплете )
И палец жал до боли на гашетку
И посылал, трассируя всё- матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал.
В строфе мы отмечаем геройский поступок лётчика, который сбил неприятельский самолёт, который оказался непрошенным гостем в чужом пространстве неба над чужой страной с целью развязывания войны.
Всегда нужно хотеть мира, но и всегда надо быть готовым к войне, чтобы защитить свою Родину. Посягнувший враг на Отчизну должен быть ликвидирован немедленно, не допуская каких бы то ни было проволочек. Если необходимо, то лётчик будет гнать неприятеля «… злого ангела…» туда, откуда он прилетел.
Для защиты своей Отчизны все средства хороши. Родина одна, и её не выбирают. Герой тот, кто защитит своё Отечество от неприятеля. « Гость» не приглашён. Вероломное нападение чужестранца на чужую страну, минуя дипломатию, будет немедленно изгнан.
Отважный лётчик по замыслу автора явился победителем над вражеским самолётом ( скитальцем ).
Последняя строфа гласит нам устами поэта завершающую утвердительную философскую мысль как бы словами древнерусского князя Александра Ярославовича Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
И побеждал не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть считал идеей,
А тот, кто смерти этой - в лоб бил пяткой!
Горели глаза Наполеона Бонапарта смертным жаром на русские земли России. Был с позором изгнан. Русский народ явился победителем. « Народная дубина » гнала неприятеля, туда, откуда он явился. Наполеон Буонопарте прозябал последние свои годы на острове Святой Елены, где и скончался за свои грехи, как злой дракон. Срубили ему все драконовские головы чёрных ангелов.
Жестокая Вторая мировая война 1941-1945 ) годов: нацистская Германия, вероломно 22 июня 1941 года, минуя договорённость, напала на СССР. Многие знают и помнят строки песни, написанные поэтом Борисом Ковыневым:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась ( ся ) война.
Музыку написал Ежи Петерсбургский. Знаменитый в то время вальс « Синий платочек ».
Через огромные потери СССР изгнал фашистов. Первого мая 1945 года красноармейцы: Алексей Берест, Михаил Егоров, и Мелитон Кантария водрузили штурмовой флаг над Рейхстагом.
После победы Иосифу Виссарионовичу Сталину 27 июня 1945 года было присвоено звание генералиссимуса.
Невосполнимыми потерями для СССР явились люди. Стоит вдуматься в цифры человеческих жертв – 17 миллионов 931 тысяча 600 человек. Данные статистики уточняются до сих пор.
Поэт с гордостью пишет о своей Родине, единстве, свободе. Критикует сообщества, которые из-за идеи и корыстных целей развязывают войны.
«…чёрные ангелы…» даже в своих снах видят, как бы разрушить Россию. Автор утвердительно доказывает, что бить в лоб будет пяткой.
И побеждал всегда, не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой.
Этот вид художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. Здесь отражено в стихотворном повествовании и поступок героя ( лётчика ) и в то же время отчётливо выражены переживания поэта – повествователя.
И палец жал до боли на гашетку,
И посылал, трассируя всё, - матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал.
Стихотворение поэта можно отнести к литературному направлению ( течению ) – символизм, где поэт не передаёт суть явления, а говорит о собственном индивидуальном представлении о мире, которое является смутным и неопределённым.
РАЗВЯЗКА
Автор добавляет последние штрихи как оптимист и с позитивной уверенностью. Это чётко прослеживается последнем катрене ( строфе, куплете ):
И побеждал всегда не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой.
Тридцать лет тому назад произошло расчленение на «… заплатки…» великой страны в мире как СССР. Карту мира перекроил, некто иной , как «… дракон…» и «…чёрный ангел…»: «… стучался в мир драконом и выше всех себя над миром ставил…»
Поэт реалистически отображает « …чёрного ангела…» - это нацизм. Дракон с ангелом – гитлеризм. Автор дал объёмную характеристику нацизму. Прошло 80 лет ( почти век ) нападения на СССР гитлеровской Германией, но отголоски мировой трагедии незабываемы . человечеством до сего времени. Отпечатки нацизма повлияли таки и на развал Советского Союза в 1991 году, где нерушимый когда – то Союз распался на «… заплатки…»!
Однако и в 2021 году политика разрушения продолжается той же Германией и Соединёнными Штатами.
ТРОПЫ
В первом катрене ( строфе, куплете ) – Прожектора тревожно рыщут в небе,
Лучами, растянув его на пяльцы,
Стараются проткнуть палящим светом
Летящего, не званного скитальца. –
Поэт индивидуализирует свою речь, подчёркивает в ней оценочный элемент, переносное значение, где видим отрицательный характер. Глаголы «…рыщут, проткнуть, деепричастие – растянув и причастие – расчерченное небо…» - тропы – метафоры. Также «… строгой сеткой, мир хотел одеть в заплатки…» - метафоры.
МЕТР
Принцип метра ( размер ) стиха можно отнести к силлабо-тоническому. Хотя этот принцип автором соблюдается не в каждом катрене: например, первый катрен: « Прожектора тревожно рыщут в небе.., », где слово прожектора делится на 4 слога и ударными являются 4 , 6 , 8 –мые слоги. Определить сложно – ямб или… пиррихий? Но следует упомянуть признание М. Ломоносова, что писать стихи часто односложными, двусложными и трехсложными словами сложно потому, что в языке много длинных слов , а в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается – они не должны попадать на « чужие « места, зато пропускать их можно – от этого ритмика звучания не страдает, наоборот стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникнуть два безударных слога – они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии стихом пиррихием. Но тут ударение падает на 4 слог и поэтому строка в указанном катрене не отвечает полностью этому определению.
В современном стихосложении такая норма вполне допустима.
Первый катрен ( строфа, куплет ) является шестистопным. Остальные строки в катрене написаны ямбом. Соблюдён ритм ударных слогов 2-4-6-8- и т. д.
Автор применил в своём творении много длинных слов и слов – неологизмов, поэтому сложно вписаться в полноправный ритм, о чём и указывал М.Ломоносов. От этих слов стихотворение выглядит красочнее. Творение автора ямбическое, где условия ударных слогов 2-4-6-8-10.
соблюдены.
Исходя из изложенного, творение автора относится к силлабо – тоническому, написано шестистопным ямбом
РИФМА
В основном соразмерность связывающих окончаний двух или более строк соблюдена, кроме следующих:
Прожектора тревожно рыщут в небе
------------------------------------------
Стараются проткнуть палящим светом
--------------------------------------------
Далее: Четвёртый катрен:
-------------------------------------------
И посылал, трассируя всё - матом
----------------------------------------
И счастлив был, когда злой ангел падал.
.
Такие слова как в «…небе…» и «…светом…» не созвучны. Это нельзя считать нарушением, так как в белых и свободных, а также в веллибр, является нормой в стихосложении. Слова «… матом…» и «…падал…» не - созвучны.
ГРАММАТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфография и пунктуация в основном соблюдена. Но, однако, есть небольшие нарушения. Отношу к невнимательности автора при напечатании. Четвёртый катрен:
И палец жал до боли на гашетку (,)
И посылал, трассируя всё (,) - матом
В расчерченное небо строгой сеткой (,)
И счастлив был когда злой ангел падал.
1. Повторение соединительных союзов.
2. деепричастный оборот на стыке ставится перед тире (,), то есть (, - )
Рецензия написана, согласно собственных знаний и научной литературы.
3. Не прошенным гостем... === в данном примере = прошенный= является причастием и имеет при себе пояснительное слово ( кем ? ) гостем, следовательно, с отрицательной частицей =не= пишется раздельно. Можно было бы написать непрошеным, это слово является именем прилагательным, но тогда была бы нарушена ритмика стиха.
Не думаю, что перечислить литературу, есть необходимость.
!7. 11. 2021 год,
Крайний Север,
Норвегия.
Фото автора.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0501043 выдан для произведения:
Рецензия на стихотворение Льва Фадеева: « Прожектора тревожно рыщут в небе»…
« …истинно народным может быть только произведение, в котором полно выражена эпоха».
В.Г. Белинский
У творческих людей никогда не иссякнут темы о войнах в мире среди человечества. Люди с давних времён враждуют и организуются кровопролитные войны из-за территорий земного шара. Мне хочется напомнить только некоторые.
Наполеоновские войны ( 1799
- 1815 ) унесли 7 миллионов жизней.
Корейская война ( 1950 - 1953 ) погибло 4,5 миллионов человек.
Война во Вьетнаме ( 1964 – 1975 ) – лишились жизни 4,5 миллионов.
Реконисты на Пиренейском полуострове сопровождались гибелью 7 миллионов человек.
Столетняя война ( 1337 - 1453 ) – 3,3 миллиона жизней.
Десять самых кровопролитных войн в истории человечества:
Гражданская война в России ( 1917 – 1923 ) – по разным оценкам от 10 до 17 миллионов.
Тридцатилетняя война в Европе ( 1618 – 1648 ) привела к гибели 11,5 миллионов человек.
Японское вторжение в Корею… Ирано - Иракская война… Не следует далее перечислять.
Не малыми были потери человеческих жизней во время Первой мировой войне, где число погибших составило 77844 человек; из них убитых 243598, пропавших без вести 61487; Число раненых – 763753 человека и военнопленных 145104 человека.
Но самым кровопролитным рекордсменом с 1941 – 1945 годы, где только мирных жителей погибло 46 733 062 человека, в том числе СССР только мирных жителей всех стран погибло 17 931 600 человек. Цифры спустя 80 лет ещё уточняются.
Вот , что такое войны. О них нельзя не писать. Тема войны среди человечества вечна.
Ныне уже 2021 год, а военные конфликты среди людей продолжаются – это Карабах, Афганистан – и в других горячих точках гибнут люди.
Утрата родных, друзей висит над головами человечества, как Дамоклов меч.
Поэт Л. Фадеев начинает своё стихотворение « Прожектора тревожно рыщут в небе»…, своими строками поэт нас вводит в свои переживания о войнах. «небо растянуто, словно пяльцы». Создатель ярко и красочно и в то же время с трагическими думами вводит читателя , что даже синее небо над человеческими головами всё перечерчено, что скиталец хочет небо проткнуть палящим светом. Опалить его жаром, чтобы не видеть звёзды и солнце. Всё это делает чужеродный скиталец, который оказался над чужой территорией в чужом небе.
Во второй строфе поэт жёстко критикует эпоху 21 века, где продолжаются конфликты на Земле. Повествователь как бы людей призывает быть бдительными.
Маргиналы и манкурты, пытаясь завладеть чужими территориями и богатствами стран, развенчивают и развязывают жестокие войны, не останавливаясь ни перед чем и ни перед кем. Им человеческая жизнь и сам человек ничего не значит, чтобы самим обогатиться.
Автор со своей прозорливостью читателю намекает, что чёрным ангелом является одна из самых богатейших стран мира – это Соединённые Штаты. Янки хотят править всем миром. Они навязывают свои фонтанирующие правила игры многим странам, в том числе России, Белоруссии, Украине.
В следующей строфе автор ещё более усиливает накал стран, завоевателей. Самолёт захватчика « … беременный смертями…» , готовый разорваться «… страшной плевой…» и желанием мир «… перекрасить…», то есть перекроить мир по своему укладу, чтобы насытить своё пузо богатствами другой страны. Как говорят, чужого добра не жалко, так как оно не наживалось тяжким трудом.
В следующей строфе ( куплете ) описывается защитник – патриот и герой страны Родины - Отчизны, над небом которого оказался скиталец, чёрный ангел, несущий смерть всему живому. «…И палец жал до боли на гашетку…», где трасса в небе превратилась в «… В расчерченное небо строгой сеткой…». Лётчик - герой, не стесняется своего восторга о том «… когда злой ангел падал…»
У автора очень образная речь. Поэт умело и к месту, не стесняясь, применил русские ядрёные выражения, которые с радостью произносит, когда «… злой ангел…» упал «…нич…» носом в землю. Автор восторженно показал в четвёртой строфе ( куплете )
И палец жал до боли на гашетку
И посылал, трассируя всё- матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал.
В строфе мы отмечаем геройский поступок лётчика, который сбил неприятельский самолёт, который оказался непрошенным гостем в чужом пространстве неба над чужой страной с целью развязывания войны.
Всегда нужно хотеть мира, но и всегда надо быть готовым к войне, чтобы защитить свою Родину. Посягнувший враг на Отчизну должен быть ликвидирован немедленно, не допуская каких бы то ни было проволочек. Если необходимо, то лётчик будет гнать неприятеля «… злого ангела…» туда, откуда он прилетел.
Для защиты своей Отчизны все средства хороши. Родина одна, и её не выбирают. Герой тот, кто защитит своё Отечество от неприятеля. « Гость» не приглашён. Вероломное нападение чужестранца на чужую страну, минуя дипломатию, будет немедленно изгнан.
Отважный лётчик по замыслу автора явился победителем над вражеским самолётом ( скитальцем ).
Последняя строфа гласит нам устами поэта завершающую утвердительную философскую мысль как бы словами древнерусского князя Александра Ярославовича Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
И побеждал не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть считал идеей,
А тот, кто смерти этой - в лоб бил пяткой!
Горели глаза Наполеона Бонапарта смертным жаром на русские земли России. Был с позором изгнан. Русский народ явился победителем. « Народная дубина » гнала неприятеля, туда, откуда он явился. Наполеон Буонопарте прозябал последние свои годы на острове Святой Елены, где и скончался за свои грехи, как злой дракон. Срубили ему все драконовские головы чёрных ангелов.
Жестокая Вторая мировая война 1941-1945 ) годов: нацистская Германия, вероломно 22 июня 1941 года, минуя договорённость, напала на СССР. Многие знают и помнят строки песни, написанные поэтом Борисом Ковыневым:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась ( ся ) война.
Музыку написал Ежи Петерсбургский. Знаменитый в то время вальс « Синий платочек ».
Через огромные потери СССР изгнал фашистов. Первого мая 1945 года красноармейцы: Алексей Берест, Михаил Егоров, и Мелитон Кантария водрузили штурмовой флаг над Рейхстагом.
После победы Иосифу Виссарионовичу Сталину 27 июня 1945 года было присвоено звание генералиссимуса.
Невосполнимыми потерями для СССР явились люди. Стоит вдуматься в цифры человеческих жертв – 17 миллионов 931 тысяча 600 человек. Данные статистики уточняются до сих пор.
Поэт с гордостью пишет о своей Родине, единстве, свободе. Критикует сообщества, которые из-за идеи и корыстных целей развязывают войны.
«…чёрные ангелы…» даже в своих снах видят, как бы разрушить Россию. Автор утвердительно доказывает, что бить в лоб будет пяткой.
И побеждал всегда, не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой.
Этот вид художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. Здесь отражено в стихотворном повествовании и поступок героя ( лётчика ) и в то же время отчётливо выражены переживания поэта – повествователя.
И палец жал до боли на гашетку,
И посылал, трассируя всё, - матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал.
Стихотворение поэта можно отнести к литературному направлению ( течению ) – символизм, где поэт не передаёт суть явления, а говорит о собственном индивидуальном представлении о мире, которое является смутным и неопределённым.
РАЗВЯЗКА
Автор добавляет последние штрихи как оптимист и с позитивной уверенностью. Это чётко прослеживается последнем катрене ( строфе, куплете ):
И побеждал всегда не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой.
Тридцать лет тому назад произошло расчленение на «… заплатки…» великой страны в мире как СССР. Карту мира перекроил, некто иной , как «… дракон…» и «…чёрный ангел…»: «… стучался в мир драконом и выше всех себя над миром ставил…»
Поэт реалистически отображает « …чёрного ангела…» - это нацизм. Дракон с ангелом – гитлеризм. Автор дал объёмную характеристику нацизму. Прошло 80 лет ( почти век ) нападения на СССР гитлеровской Германией, но отголоски мировой трагедии незабываемы . человечеством до сего времени. Отпечатки нацизма повлияли таки и на развал Советского Союза в 1991 году, где нерушимый когда – то Союз распался на «… заплатки…»!
Однако и в 2021 году политика разрушения продолжается той же Германией и Соединёнными Штатами.
ТРОПЫ
В первом катрене ( строфе, куплете ) – Прожектора тревожно рыщут в небе,
Лучами, растянув его на пяльцы,
Стараются проткнуть палящим светом
Летящего, не званного скитальца. –
Поэт индивидуализирует свою речь, подчёркивает в ней оценочный элемент, переносное значение, где видим отрицательный характер. Глаголы «…рыщут, проткнуть, деепричастие – растянув и причастие – расчерченное небо…» - тропы – метафоры. Также «… строгой сеткой, мир хотел одеть в заплатки…» - метафоры.
МЕТР
Принцип метра ( размер ) стиха можно отнести к силлабо-тоническому. Хотя этот принцип автором соблюдается не в каждом катрене: например, первый катрен: « Прожектора тревожно рыщут в небе.., », где слово прожектора делится на 4 слога и ударными являются 4 , 6 , 8 –мые слоги. Определить сложно – ямб или… пиррихий? Но следует упомянуть признание М. Ломоносова, что писать стихи часто односложными, двусложными и трехсложными словами сложно потому, что в языке много длинных слов , а в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается – они не должны попадать на « чужие « места, зато пропускать их можно – от этого ритмика звучания не страдает, наоборот стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникнуть два безударных слога – они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии стихом пиррихием. Но тут ударение падает на 4 слог и поэтому строка в указанном катрене не отвечает полностью этому определению.
В современном стихосложении такая норма вполне допустима.
Первый катрен ( строфа, куплет ) является шестистопным. Остальные строки в катрене написаны ямбом. Соблюдён ритм ударных слогов 2-4-6-8- и т. д.
Автор применил в своём творении много длинных слов и слов – неологизмов, поэтому сложно вписаться в полноправный ритм, о чём и указывал М.Ломоносов. От этих слов стихотворение выглядит красочнее. Творение автора ямбическое, где условия ударных слогов 2-4-6-8-10.
соблюдены.
Исходя из изложенного, творение автора относится к силлабо – тоническому, написано шестистопным ямбом
РИФМА
В основном соразмерность связывающих окончаний двух или более строк соблюдена, кроме следующих:
Прожектора тревожно рыщут в небе
------------------------------------------
Стараются проткнуть палящим светом
--------------------------------------------
Далее: Четвёртый катрен:
-------------------------------------------
И посылал, трассируя всё - матом
----------------------------------------
И счастлив был, когда злой ангел падал.
.
Такие слова как в «…небе…» и «…светом…» не созвучны. Это нельзя считать нарушением, так как в белых и свободных, а также в веллибр, является нормой в стихосложении. Слова «… матом…» и «…падал…» не - созвучны.
ГРАММАТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфография и пунктуация в основном соблюдена. Но, однако, есть небольшие нарушения. Отношу к невнимательности автора при напечатании. Четвёртый катрен:
И палец жал до боли на гашетку (,)
И посылал, трассируя всё (,) - матом
В расчерченное небо строгой сеткой (,)
И счастлив был когда злой ангел падал.
1. Повторение соединительных союзов.
2. деепричастный оборот на стыке ставится перед тире (,), то есть (, - )
Рецензия написана, согласно собственных знаний и научной литературы.
3. Не прошенным гостем... === в данном примере = прошенный= является причастием и имеет при себе пояснительное слово ( кем ? ) гостем, следовательно с отрицательной частицей =не= пишется раздельно. Можно было бы написать непрошеным, это слово является именем прилагательным, но тогда была бы нарушена ритмика стиха.
Не думаю, что перечислить литературу, есть необходимость.
!7. 11. 2021 год,
Крайний Север,
Норвегия.
Фото автора.
Рецензия на стихотворение Льва Фадеева: « Прожектора тревожно рыщут в небе»…
« …истинно народным может быть только произведение, в котором полно выражена эпоха».
В.Г. Белинский
У творческих людей никогда не иссякнут темы о войнах в мире среди человечества. Люди с давних времён враждуют и организуются кровопролитные войны из-за территорий земного шара. Мне хочется напомнить только некоторые.
Наполеоновские войны ( 1799
- 1815 ) унесли 7 миллионов жизней.
Корейская война ( 1950 - 1953 ) погибло 4,5 миллионов человек.
Война во Вьетнаме ( 1964 – 1975 ) – лишились жизни 4,5 миллионов.
Реконисты на Пиренейском полуострове сопровождались гибелью 7 миллионов человек.
Столетняя война ( 1337 - 1453 ) – 3,3 миллиона жизней.
Десять самых кровопролитных войн в истории человечества:
Гражданская война в России ( 1917 – 1923 ) – по разным оценкам от 10 до 17 миллионов.
Тридцатилетняя война в Европе ( 1618 – 1648 ) привела к гибели 11,5 миллионов человек.
Японское вторжение в Корею… Ирано - Иракская война… Не следует далее перечислять.
Не малыми были потери человеческих жизней во время Первой мировой войне, где число погибших составило 77844 человек; из них убитых 243598, пропавших без вести 61487; Число раненых – 763753 человека и военнопленных 145104 человека.
Но самым кровопролитным рекордсменом с 1941 – 1945 годы, где только мирных жителей погибло 46 733 062 человека, в том числе СССР только мирных жителей всех стран погибло 17 931 600 человек. Цифры спустя 80 лет ещё уточняются.
Вот , что такое войны. О них нельзя не писать. Тема войны среди человечества вечна.
Ныне уже 2021 год, а военные конфликты среди людей продолжаются – это Карабах, Афганистан – и в других горячих точках гибнут люди.
Утрата родных, друзей висит над головами человечества, как Дамоклов меч.
Поэт Л. Фадеев начинает своё стихотворение « Прожектора тревожно рыщут в небе»…, своими строками поэт нас вводит в свои переживания о войнах. «небо растянуто, словно пяльцы». Создатель ярко и красочно и в то же время с трагическими думами вводит читателя , что даже синее небо над человеческими головами всё перечерчено, что скиталец хочет небо проткнуть палящим светом. Опалить его жаром, чтобы не видеть звёзды и солнце. Всё это делает чужеродный скиталец, который оказался над чужой территорией в чужом небе.
Во второй строфе поэт жёстко критикует эпоху 21 века, где продолжаются конфликты на Земле. Повествователь как бы людей призывает быть бдительными.
Маргиналы и манкурты, пытаясь завладеть чужими территориями и богатствами стран, развенчивают и развязывают жестокие войны, не останавливаясь ни перед чем и ни перед кем. Им человеческая жизнь и сам человек ничего не значит, чтобы самим обогатиться.
Автор со своей прозорливостью читателю намекает, что чёрным ангелом является одна из самых богатейших стран мира – это Соединённые Штаты. Янки хотят править всем миром. Они навязывают свои фонтанирующие правила игры многим странам, в том числе России, Белоруссии, Украине.
В следующей строфе автор ещё более усиливает накал стран, завоевателей. Самолёт захватчика « … беременный смертями…» , готовый разорваться «… страшной плевой…» и желанием мир «… перекрасить…», то есть перекроить мир по своему укладу, чтобы насытить своё пузо богатствами другой страны. Как говорят, чужого добра не жалко, так как оно не наживалось тяжким трудом.
В следующей строфе ( куплете ) описывается защитник – патриот и герой страны Родины - Отчизны, над небом которого оказался скиталец, чёрный ангел, несущий смерть всему живому. «…И палец жал до боли на гашетку…», где трасса в небе превратилась в «… В расчерченное небо строгой сеткой…». Лётчик - герой, не стесняется своего восторга о том «… когда злой ангел падал…»
У автора очень образная речь. Поэт умело и к месту, не стесняясь, применил русские ядрёные выражения, которые с радостью произносит, когда «… злой ангел…» упал «…нич…» носом в землю. Автор восторженно показал в четвёртой строфе ( куплете )
И палец жал до боли на гашетку
И посылал, трассируя всё- матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал.
В строфе мы отмечаем геройский поступок лётчика, который сбил неприятельский самолёт, который оказался непрошенным гостем в чужом пространстве неба над чужой страной с целью развязывания войны.
Всегда нужно хотеть мира, но и всегда надо быть готовым к войне, чтобы защитить свою Родину. Посягнувший враг на Отчизну должен быть ликвидирован немедленно, не допуская каких бы то ни было проволочек. Если необходимо, то лётчик будет гнать неприятеля «… злого ангела…» туда, откуда он прилетел.
Для защиты своей Отчизны все средства хороши. Родина одна, и её не выбирают. Герой тот, кто защитит своё Отечество от неприятеля. « Гость» не приглашён. Вероломное нападение чужестранца на чужую страну, минуя дипломатию, будет немедленно изгнан.
Отважный лётчик по замыслу автора явился победителем над вражеским самолётом ( скитальцем ).
Последняя строфа гласит нам устами поэта завершающую утвердительную философскую мысль как бы словами древнерусского князя Александра Ярославовича Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
И побеждал не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть считал идеей,
А тот, кто смерти этой - в лоб бил пяткой!
Горели глаза Наполеона Бонапарта смертным жаром на русские земли России. Был с позором изгнан. Русский народ явился победителем. « Народная дубина » гнала неприятеля, туда, откуда он явился. Наполеон Буонопарте прозябал последние свои годы на острове Святой Елены, где и скончался за свои грехи, как злой дракон. Срубили ему все драконовские головы чёрных ангелов.
Жестокая Вторая мировая война 1941-1945 ) годов: нацистская Германия, вероломно 22 июня 1941 года, минуя договорённость, напала на СССР. Многие знают и помнят строки песни, написанные поэтом Борисом Ковыневым:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась ( ся ) война.
Музыку написал Ежи Петерсбургский. Знаменитый в то время вальс « Синий платочек ».
Через огромные потери СССР изгнал фашистов. Первого мая 1945 года красноармейцы: Алексей Берест, Михаил Егоров, и Мелитон Кантария водрузили штурмовой флаг над Рейхстагом.
После победы Иосифу Виссарионовичу Сталину 27 июня 1945 года было присвоено звание генералиссимуса.
Невосполнимыми потерями для СССР явились люди. Стоит вдуматься в цифры человеческих жертв – 17 миллионов 931 тысяча 600 человек. Данные статистики уточняются до сих пор.
Поэт с гордостью пишет о своей Родине, единстве, свободе. Критикует сообщества, которые из-за идеи и корыстных целей развязывают войны.
«…чёрные ангелы…» даже в своих снах видят, как бы разрушить Россию. Автор утвердительно доказывает, что бить в лоб будет пяткой.
И побеждал всегда, не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой.
Этот вид художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. Здесь отражено в стихотворном повествовании и поступок героя ( лётчика ) и в то же время отчётливо выражены переживания поэта – повествователя.
И палец жал до боли на гашетку,
И посылал, трассируя всё, - матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал.
Стихотворение поэта можно отнести к литературному направлению ( течению ) – символизм, где поэт не передаёт суть явления, а говорит о собственном индивидуальном представлении о мире, которое является смутным и неопределённым.
РАЗВЯЗКА
Автор добавляет последние штрихи как оптимист и с позитивной уверенностью. Это чётко прослеживается последнем катрене ( строфе, куплете ):
И побеждал всегда не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой – в лоб бил пяткой.
Тридцать лет тому назад произошло расчленение на «… заплатки…» великой страны в мире как СССР. Карту мира перекроил, некто иной , как «… дракон…» и «…чёрный ангел…»: «… стучался в мир драконом и выше всех себя над миром ставил…»
Поэт реалистически отображает « …чёрного ангела…» - это нацизм. Дракон с ангелом – гитлеризм. Автор дал объёмную характеристику нацизму. Прошло 80 лет ( почти век ) нападения на СССР гитлеровской Германией, но отголоски мировой трагедии незабываемы . человечеством до сего времени. Отпечатки нацизма повлияли таки и на развал Советского Союза в 1991 году, где нерушимый когда – то Союз распался на «… заплатки…»!
Однако и в 2021 году политика разрушения продолжается той же Германией и Соединёнными Штатами.
ТРОПЫ
В первом катрене ( строфе, куплете ) – Прожектора тревожно рыщут в небе,
Лучами, растянув его на пяльцы,
Стараются проткнуть палящим светом
Летящего, не званного скитальца. –
Поэт индивидуализирует свою речь, подчёркивает в ней оценочный элемент, переносное значение, где видим отрицательный характер. Глаголы «…рыщут, проткнуть, деепричастие – растянув и причастие – расчерченное небо…» - тропы – метафоры. Также «… строгой сеткой, мир хотел одеть в заплатки…» - метафоры.
МЕТР
Принцип метра ( размер ) стиха можно отнести к силлабо-тоническому. Хотя этот принцип автором соблюдается не в каждом катрене: например, первый катрен: « Прожектора тревожно рыщут в небе.., », где слово прожектора делится на 4 слога и ударными являются 4 , 6 , 8 –мые слоги. Определить сложно – ямб или… пиррихий? Но следует упомянуть признание М. Ломоносова, что писать стихи часто односложными, двусложными и трехсложными словами сложно потому, что в языке много длинных слов , а в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается – они не должны попадать на « чужие « места, зато пропускать их можно – от этого ритмика звучания не страдает, наоборот стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникнуть два безударных слога – они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии стихом пиррихием. Но тут ударение падает на 4 слог и поэтому строка в указанном катрене не отвечает полностью этому определению.
В современном стихосложении такая норма вполне допустима.
Первый катрен ( строфа, куплет ) является шестистопным. Остальные строки в катрене написаны ямбом. Соблюдён ритм ударных слогов 2-4-6-8- и т. д.
Автор применил в своём творении много длинных слов и слов – неологизмов, поэтому сложно вписаться в полноправный ритм, о чём и указывал М.Ломоносов. От этих слов стихотворение выглядит красочнее. Творение автора ямбическое, где условия ударных слогов 2-4-6-8-10.
соблюдены.
Исходя из изложенного, творение автора относится к силлабо – тоническому, написано шестистопным ямбом
РИФМА
В основном соразмерность связывающих окончаний двух или более строк соблюдена, кроме следующих:
Прожектора тревожно рыщут в небе
------------------------------------------
Стараются проткнуть палящим светом
--------------------------------------------
Далее: Четвёртый катрен:
-------------------------------------------
И посылал, трассируя всё - матом
----------------------------------------
И счастлив был, когда злой ангел падал.
.
Такие слова как в «…небе…» и «…светом…» не созвучны. Это нельзя считать нарушением, так как в белых и свободных, а также в веллибр, является нормой в стихосложении. Слова «… матом…» и «…падал…» не - созвучны.
ГРАММАТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфография и пунктуация в основном соблюдена. Но, однако, есть небольшие нарушения. Отношу к невнимательности автора при напечатании. Четвёртый катрен:
И палец жал до боли на гашетку (,)
И посылал, трассируя всё (,) - матом
В расчерченное небо строгой сеткой (,)
И счастлив был когда злой ангел падал.
1. Повторение соединительных союзов.
2. деепричастный оборот на стыке ставится перед тире (,), то есть (, - )
Рецензия написана, согласно собственных знаний и научной литературы.
3. Не прошенным гостем... === в данном примере = прошенный= является причастием и имеет при себе пояснительное слово ( кем ? ) гостем, следовательно с отрицательной частицей =не= пишется раздельно. Можно было бы написать непрошеным, это слово является именем прилагательным, но тогда была бы нарушена ритмика стиха.
Не думаю, что перечислить литературу, есть необходимость.
!7. 11. 2021 год,
Крайний Север,
Норвегия.
Фото автора.
Рейтинг: 0
640 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!