Фреска, часть V-я
·
Ну а теперь, после
этого небольшого отступления, возвратимся в Сан-Сеполькро к величайшей картине
на земле. Она величайшая, со всех точек зрения величайшая, потому что создавший
ее человек был благороден и честен, равно как и талантлив. Она трогает меня
больше всех остальных картин, так как у ее автора было больше, чем у любого
другого художника, тех черт характера, которыми я восхищаюсь в первую очередь,
а его эстетические устремления — из тех, какие я, по своей природе, лучше всего
понимаю. Естественное, спонтанное, непретенциозное величие — это главное
качество всех работ Пьеро делла Франческа. Он величествен, не будучи
искусственным, театральным и истеричным — как величествен Гендель, но не
Вагнер. Пьеро достигает величия естественно, каждым движением, не гонясь за ним
специально. Подобно Альберти, с архитектурными работами которого, как я надеюсь
показать, у его картин много общего, Пьеро, должно быть, вдохновлялся тем, что
я называю религией героев «Жизнеописаний» Плутарха — не христианством, а
поклонением прекрасному в человеке. Даже его картины, написанные на
христианские сюжеты, на самом деле пеан человеческому достоинству. К тому же
Пьеро умен и образован.
·
Его почти не интересуют
житейские и религиозные драмы. Даже батальная живопись в Ареццо в целом не
драматична, хотя художник изображает множество драматических ситуаций. Вся
суматоха, все чувства слагаются в единое разумное целое. Это как если бы Бах
сочинил увертюру «1812 год». И две прекрасные картины в Национальной галерее —
«Рождество» и «Крещение» — ценятся не за их религиозный смысл и не за
эмоциональность. На потрясающей картине «Бичевание» в Урбино изображение самого
события отступает назад и влево, уравновешивая три загадочные фигуры, которые
находятся на переднем плане справа. Пожалуй, тут нет ничего, кроме эксперимента
в композиции, однако он столь поразительный и успешный, что мы не сокрушаемся
об отсутствии драматизма действа и полностью удовлетворены увиденным.
·
«Воскресение» в
Сан-Сеполькро более драматично. Пьеро использовал простую треугольную
композицию, символичную для этой темы. В основании треугольника находится гроб;
вокруг спят солдаты, они составляют две стороны треугольника, сходящиеся
вместе, а вершина треугольника — лицо восставшего Иисуса Христа; в правой руке
у него флаг, левая нога поднята и поставлена на край гроба, словно он готов
выйти к миру. Никакая другая геометрическая композиция не могла бы быть проще и
удачнее. Однако человек, который поднимается из гроба на наших глазах, — скорее
персонаж Плутарха, чем Иисус Христос общеизвестной религии. У него отлично
вылепленное тело, словно тело греческого атлета, такое сильное, что рана на нем
выглядит как бы неуместно. Лицо Христа строгое и печальное, глаза — холодные.
Вся фигура выражает физическую и интеллектуальную силу. Здесь изображено
воскрешение классического идеала, куда более могучего и прекрасного, чем
классическая реальность — он восстает из гроба, куда его положили много сотен
лет назад.
«В дороге»
·
Ну а теперь, после
этого небольшого отступления, возвратимся в Сан-Сеполькро к величайшей картине
на земле. Она величайшая, со всех точек зрения величайшая, потому что создавший
ее человек был благороден и честен, равно как и талантлив. Она трогает меня
больше всех остальных картин, так как у ее автора было больше, чем у любого
другого художника, тех черт характера, которыми я восхищаюсь в первую очередь,
а его эстетические устремления — из тех, какие я, по своей природе, лучше всего
понимаю. Естественное, спонтанное, непретенциозное величие — это главное
качество всех работ Пьеро делла Франческа. Он величествен, не будучи
искусственным, театральным и истеричным — как величествен Гендель, но не
Вагнер. Пьеро достигает величия естественно, каждым движением, не гонясь за ним
специально. Подобно Альберти, с архитектурными работами которого, как я надеюсь
показать, у его картин много общего, Пьеро, должно быть, вдохновлялся тем, что
я называю религией героев «Жизнеописаний» Плутарха — не христианством, а
поклонением прекрасному в человеке. Даже его картины, написанные на
христианские сюжеты, на самом деле пеан человеческому достоинству. К тому же
Пьеро умен и образован.
·
Его почти не интересуют
житейские и религиозные драмы. Даже батальная живопись в Ареццо в целом не
драматична, хотя художник изображает множество драматических ситуаций. Вся
суматоха, все чувства слагаются в единое разумное целое. Это как если бы Бах
сочинил увертюру «1812 год». И две прекрасные картины в Национальной галерее —
«Рождество» и «Крещение» — ценятся не за их религиозный смысл и не за
эмоциональность. На потрясающей картине «Бичевание» в Урбино изображение самого
события отступает назад и влево, уравновешивая три загадочные фигуры, которые
находятся на переднем плане справа. Пожалуй, тут нет ничего, кроме эксперимента
в композиции, однако он столь поразительный и успешный, что мы не сокрушаемся
об отсутствии драматизма действа и полностью удовлетворены увиденным.
·
«Воскресение» в
Сан-Сеполькро более драматично. Пьеро использовал простую треугольную
композицию, символичную для этой темы. В основании треугольника находится гроб;
вокруг спят солдаты, они составляют две стороны треугольника, сходящиеся
вместе, а вершина треугольника — лицо восставшего Иисуса Христа; в правой руке
у него флаг, левая нога поднята и поставлена на край гроба, словно он готов
выйти к миру. Никакая другая геометрическая композиция не могла бы быть проще и
удачнее. Однако человек, который поднимается из гроба на наших глазах, — скорее
персонаж Плутарха, чем Иисус Христос общеизвестной религии. У него отлично
вылепленное тело, словно тело греческого атлета, такое сильное, что рана на нем
выглядит как бы неуместно. Лицо Христа строгое и печальное, глаза — холодные.
Вся фигура выражает физическую и интеллектуальную силу. Здесь изображено
воскрешение классического идеала, куда более могучего и прекрасного, чем
классическая реальность — он восстает из гроба, куда его положили много сотен
лет назад.
«В дороге»
Нет комментариев. Ваш будет первым!