Смотри, о каждом пожалеешь, кому не дала! О каждом
Пошёл на рынок прикупить травки у знакомого зербаджанца.
Перед ним какой-то мужичок вертит в руках презерватив, пытаясь рассмотреть на
нём срок годности. Спрашивает об этом. Зия отвечает: «Адын раз».
Пока они беседуют, я стою поодаль, жду. Напротив, за
прилавком, две грузинки торгуют приправами. Запах там стоит вкусный, густой, кажется,
что его можно попробовать, просто облизав губы. Они о чём-то тихо беседуют. До
меня доносятся только отдельные фразы.
Старая говорит молодой:
- Гиули, ты молодая, красивая! Наверное, мужики пристают,
просят? Всем даёшь?
- Что ты, тётя Алико! Только тем, кто нравится.
Алико тяжело вздыхает, качает головой:
- Постареешь, пожалеешь обо всех кому не дала! О каждом!!
Гиули не верит, отмахивается. А я, мне кажется, понимаю
Алико. Сколько их недолюбивших. А предложений теперь у них естественно нет… Я
их всех жалею и если могу то помогаю.
У нас соседи летом, когда жарко, спят на балконе и нередко
можно услышать:
- Фима, принеси мои зубы! Они там, в стакане…
- Сарочка, зачем они тебе ночью?
- Фима, я хочу быть страстной! Я хочу кусаться!..
Счастливые, но таких мало. А тема между тем серьёзная и
как-нибудь надо её обговорить.
Наконец Зия освободился и зовёт к себе под прилавок. У него
под прилавком два пуфика и низенький столик. На нём всегда кувшин Акстафы или
Шемахи. И потекла беседа…
Зия заворачивает свои травки в странички из книг. При этом
он всегда читает эти странички. Их содержимое и определяет темы его бесед.
Сегодня это история.
- Изложение истории чаще всего носит повествовательный
характер, когда рассказывается о случившемся, о случаях – «случайная» история. Но
мне кажется, что история России это не история событий. Квалифицированное
изложение истории – это рассказ о событиях с объяснением их закономерности, что
встречается крайне редко.
- Однако история России, это история личностей, что всегда
индивидуально, а значит и случайно. Как же можно из моря случайностей вывести
какие-то закономерности.
- Если мы сейчас не можем вывезти закономерности, то это не
значит, что их нет. Это просто уровень наших знаний. В мире ежесекундно падает
великое множество камней, разных и по-разному. И найти какую-нибудь
закономерность в этом хаосе просто немыслимо. Однако. Одному учёному упало на
голову, не камень – яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения, которым и
объяснил закономерность всех падений.
- Ты утверждаешь, что история это ангажированный взгляд на
придуманное прошлое. Ты пользуешься книгами старых учёных историков?
- Нет. Идеология этих книг часто построена на невежестве. Допустим,
вместо того чтобы излагать историю на примерах служения народу, что способствовало
бы созданию и развитию гражданского общества, развитию государства,
общественное служение заменяют «общением с Богом», что тормозит просвещение
народа и пагубно сказывается на развитии государства. В этих книгах вообще
отрицается возможность научного объяснения исторического процесса.
- Если мы хотим
рассматривать историю как науку мы должны собрать факты и как-то их
классифицировать. С этого начинается любая наука. Историки так и делают – берут
факты и запихивают их во всемирную историю. Однако если история России,
начавшаяся в 16 веке на две трети сказки, то, что уж говорить о всемирной
истории. О каких фактах там может идти речь.
- Где начало всемирной истории? Конечно в сказке о
божественном промысле, управляющем судьбами человечества. В этом случае очень
легко устанавливать и объяснять отсутствующие связи между отдельными звеньями
цепи, составляющей историю человечества. Наука заменяется верой. «Всемирных
историй» много. Первую написал блаженный Августин. У него вся история состоит
из четырёх монархий Даниилова пророчества, последней из которых была римская
империя.
- Конечно, знания постепенно вытесняют веру. Например, во
Франции во времена Вольтера, Конта в борьбе с церковью за освобождение
человечества от средневековых суеверий всемирная история отошла от
теологического мировоззрения, однако в России, где церковь крепко держит в
невежестве народ, «всемирная история» это всё ещё неисповедимые веления
промысла.
- Не надо «запихивать» все государства в некую придуманную
всемирную историю. У каждого государства своя древняя, средняя и новая истории.
Иначе, век богов, век героев и век людей. Естественной единицей научного
наблюдения может быть только отдельное человеческое общество, например Россия.
- Вот, к примеру, история о Герасиме и Муму. Рассказанная в
повествовательном ключе она не оставляет вопросов. Какие закономерности тебе
там нужны?
- Вспомни, Герасим давно собирался вернуться в деревню. И, в
конце концов, вернулся. Зачем тогда Муму надо было топить? Взял бы с собой, да
и всё…
Мы хотели дальше продолжить нашу беседу, но в кувшине
кончилось вино. Я вылез из-под прилавка, пошёл домой. Проходя мимо грузинок,
остановился, улыбнулся им. Старая равнодушно посмотрела на меня, молодая совсем
не обратила внимание. Я решил проявить активность, обратился к молодой:
- Вы так молодо выглядите, в чём ваш секрет?
- Мне двадцать.
И никакого внимания. Я тяжело вздохнул и поплёлся к жене…
Пошёл на рынок прикупить травки у знакомого зербаджанца.
Перед ним какой-то мужичок вертит в руках презерватив, пытаясь рассмотреть на
нём срок годности. Спрашивает об этом. Зия отвечает: «Адын раз».
Пока они беседуют, я стою поодаль, жду. Напротив, за
прилавком, две грузинки торгуют приправами. Запах там стоит вкусный, густой, кажется,
что его можно попробовать, просто облизав губы. Они о чём-то тихо беседуют. До
меня доносятся только отдельные фразы.
Старая говорит молодой:
- Гиули, ты молодая, красивая! Наверное, мужики пристают,
просят? Всем даёшь?
- Что ты, тётя Алико! Только тем, кто нравится.
Алико тяжело вздыхает, качает головой:
- Постареешь, пожалеешь обо всех кому не дала! О каждом!!
Гиули не верит, отмахивается. А я, мне кажется, понимаю
Алико. Сколько их недолюбивших. А предложений теперь у них естественно нет… Я
их всех жалею и если могу то помогаю.
У нас соседи летом, когда жарко, спят на балконе и нередко
можно услышать:
- Фима, принеси мои зубы! Они там, в стакане…
- Сарочка, зачем они тебе ночью?
- Фима, я хочу быть страстной! Я хочу кусаться!..
Счастливые, но таких мало. А тема между тем серьёзная и
как-нибудь надо её обговорить.
Наконец Зия освободился и зовёт к себе под прилавок. У него
под прилавком два пуфика и низенький столик. На нём всегда кувшин Акстафы или
Шемахи. И потекла беседа…
Зия заворачивает свои травки в странички из книг. При этом
он всегда читает эти странички. Их содержимое и определяет темы его бесед.
Сегодня это история.
- Изложение истории чаще всего носит повествовательный
характер, когда рассказывается о случившемся, о случаях – «случайная» история. Но
мне кажется, что история России это не история событий. Квалифицированное
изложение истории – это рассказ о событиях с объяснением их закономерности, что
встречается крайне редко.
- Однако история России, это история личностей, что всегда
индивидуально, а значит и случайно. Как же можно из моря случайностей вывести
какие-то закономерности.
- Если мы сейчас не можем вывезти закономерности, то это не
значит, что их нет. Это просто уровень наших знаний. В мире ежесекундно падает
великое множество камней, разных и по-разному. И найти какую-нибудь
закономерность в этом хаосе просто немыслимо. Однако. Одному учёному упало на
голову, не камень – яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения, которым и
объяснил закономерность всех падений.
- Ты утверждаешь, что история это ангажированный взгляд на
придуманное прошлое. Ты пользуешься книгами старых учёных историков?
- Нет. Идеология этих книг часто построена на невежестве. Допустим,
вместо того чтобы излагать историю на примерах служения народу, что способствовало
бы созданию и развитию гражданского общества, развитию государства,
общественное служение заменяют «общением с Богом», что тормозит просвещение
народа и пагубно сказывается на развитии государства. В этих книгах вообще
отрицается возможность научного объяснения исторического процесса.
- Если мы хотим
рассматривать историю как науку мы должны собрать факты и как-то их
классифицировать. С этого начинается любая наука. Историки так и делают – берут
факты и запихивают их во всемирную историю. Однако если история России,
начавшаяся в 16 веке на две трети сказки, то, что уж говорить о всемирной
истории. О каких фактах там может идти речь.
- Где начало всемирной истории? Конечно в сказке о
божественном промысле, управляющем судьбами человечества. В этом случае очень
легко устанавливать и объяснять отсутствующие связи между отдельными звеньями
цепи, составляющей историю человечества. Наука заменяется верой. «Всемирных
историй» много. Первую написал блаженный Августин. У него вся история состоит
из четырёх монархий Даниилова пророчества, последней из которых была римская
империя.
- Конечно, знания постепенно вытесняют веру. Например, во
Франции во времена Вольтера, Конта в борьбе с церковью за освобождение
человечества от средневековых суеверий всемирная история отошла от
теологического мировоззрения, однако в России, где церковь крепко держит в
невежестве народ, «всемирная история» это всё ещё неисповедимые веления
промысла.
- Не надо «запихивать» все государства в некую придуманную
всемирную историю. У каждого государства своя древняя, средняя и новая истории.
Иначе, век богов, век героев и век людей. Естественной единицей научного
наблюдения может быть только отдельное человеческое общество, например Россия.
- Вот, к примеру, история о Герасиме и Муму. Рассказанная в
повествовательном ключе она не оставляет вопросов. Какие закономерности тебе
там нужны?
- Вспомни, Герасим давно собирался вернуться в деревню. И, в
конце концов, вернулся. Зачем тогда Муму надо было топить? Взял бы с собой, да
и всё…
Мы хотели дальше продолжить нашу беседу, но в кувшине
кончилось вино. Я вылез из-под прилавка, пошёл домой. Проходя мимо грузинок,
остановился, улыбнулся им. Старая равнодушно посмотрела на меня, молодая совсем
не обратила внимание. Я решил проявить активность, обратился к молодой:
- Вы так молодо выглядите, в чём ваш секрет?
- Мне двадцать.
И никакого внимания. Я тяжело вздохнул и поплёлся к жене…
Галина Софронова # 29 декабря 2014 в 09:11 0 | ||
|