Шелковая петля на шее истории
5 августа 2016 -
Геннадий Ибраев
Скажите, как, какою силой
Закон природы извращен;
Восходит с Запада светило,
А на востоке мрак и сон?
(Н.П. Огарев)
Закон природы извращен;
Восходит с Запада светило,
А на востоке мрак и сон?
(Н.П. Огарев)
«С Востока свет»! – неустанно говорили греки, имея в виду древние цивилизации восточных народов, культуру шумеров, ассирийцев и прочих, позаимствовав кроме зодчества и других наук, и торговые пути и центры торговли древней цивилизации.
Товары, торговые пути, торг, мена товаров, добыча, выращивание и производство товаров в средние века называлось одним словом – коммерция.
«КОММЕРЦИЯ наполняет Государство прилежными и полезными жителями, оживляет науки, художества и ремесла, распространяет кораблеплавание, дальние земли приводит в полезное знакомство и союз, открывает дражайшие сокровища натуры и делает государство в самом себе сильным, а у соседей знатным». (Фома Плом-Грен, шведский купец в «размышлении о Коммерции»).
Из древне, самой вожделенной страной для приобретения товаров и торговли являлась – Индия, чье богатство считались неистощимым.
Она послужила источником богатства многих купцов и даже государств, почему и всегда являлась главным предметом больших торгов, не только в древние, но и в средние века для всех торгующих народов.
Самый доступный и самый дешевый вид транспорта было и есть морское и речное судоходство.
Легендарный библейский царь Соломон имел торговые отношения со страной Офир (остров близ Индии). Отсюда доставлялись в Палестину ценные породы дерева, драгоценные камни, золото, серебро, слоновая кость, золотая парча и пряности, обезьяны и павлины.
Чтобы обеспечить доставку товаров из Индии и юга Персии в Средиземноморье, фараон Египта, Неохай, отправил искусных мореплавателей, взятых им из Финикии, к себе на службу, с таким повелением, чтоб им сыскать путь из Чермного или Красного моря, вокруг Африки. И, они объехали в течении трех лет Африку и через Гибралтар вернулись в Египет. Это было за 2100 лет до плавания Васко де Гама.
О существовании сухопутного пути в Индию наглядно свидетельствуют применяемые в битвах индийские слоны. Они обеспечили победу над галатами царю Сирии - Антиоху в 275 г. до н. э.
Когда Александр Македонский отправился в индийский поход, то повелел своему адмиралу Неарху совершить морской переход вокруг Африки в Персидский залив и в Индию, что тот благополучно завершил.
В то же время существовал и второй торговый путь в Индию, скрытый в мутных исторических «хрониках», которые нам преподносят, точнее сказать навязывают.
Аристобул, лично сопровождавший Александра Великого и считающийся одним из более достоверных историков его походов, являлся свидетелем торгового пути по Аму-Дарье.
По словам Страбона: - «Аристобул свидетельствует, что Окc - самая большая из виденных им рек, кроме индийских. Он же говорит, что река судоходна (то же самое говорит и Эратосфен со слов Патрокла) и что по ней возят много индийских товаров в Гирканское море (Каспийское), откуда их переправляют в Албанию (область на низовьях Куры), а оттуда по Куру (Куре) и дальше привозят в Евксинское (Черное) море».
Еще одно подтверждение второго торгового пути в Индию и совсем неожиданное (!) мы получаем от Плиния Старшего – древнеримский писатель I век н.э. (!!!).
Булгары, которые у Плиния названы «Исседонами Серическими», что с Сарматского языка толкуют, Шелковым рукоделии умеющие, в самые еще древние времена не столько к войне, как к купечеству склонны были.
Они торговали с Персиянами, Сарацинами, Арапами и прочими Азиатскими народами и также имели торги со всеми северными народами.
Сии Булгары или Хвалиссы, называемые Греческими Писателями Козары и Хозары, в древние времена разделялись на нижних и верхних.
Первые жили на Северном берегу Каспийского моря, в славном городе Хаджи – Тархан (который за Сарай, в истории указан), вторые обитали выше, у устья Камы в Волгу.
Приобретая в Персии и Хиве Шелк, из Индии различные хлопковые ткани производили разные Мануфактуры (текстильные изделия), для чего у Булгар
Коммерция от самой Индии, и в другую сторону, во всю великую Русь и по всей северной Европе распространялась.
Таким образом, Булгария была, как будто, центром Европейской и Азиатской торговли. Феофан Византийский в шестом уже столетии ввел имя Великой Булгарии. Он же называет ее и Старой Булгарией, где булгарская рыба ловится.
В древнем Хаджи – Тархане бывала весьма славная самая обширная ярмарка для Индийских, Персидских и Русских товаров.
Греки с Крыма, венецианские и генуэзские купцы, жившие и торговавшие в городе Танаис, весьма большие себе прибытки имели.
Благовонные вещи и Индийские пряные зелии, персидские и индийские ткани, шелка, русская пенька и знаменитый русский сафьян, юфть превосходнейшими считались и развозились по всем европейским и азиатским странам.
Римская империя снабжалась с этой ярмарки, товар препровождался к реке Дону, которая расстоянием от Волги сто сорок только верст, где перевезя товары из Волги в Дон, нагружали там суда, для дальнейшего уже отправления, то есть в Черное, Мраморное и Средиземное море.
Это древняя пристань, по Страленбергову описанию, вторая, ибо первой он полагал в старой Ладоге, в Биармии, или в великой Пермии, близ города Чердыня, на реке Каме, куда этот товар доставлялся уже русскими и булгарскими купцами.
Великий Новгород имел в Чердыне свое воеводство для сбора налогов, основными товарами почитались: золото, серебро и мягкая рухлядь (мех), а также транзитные индийские и персидские для вывоза в другие страны, через Печерское, Мурманское и Белое море.
Среди торговых путей упоминается город Словенск при озере Ильменском находившемся, говорят, что оной дважды опустошаем был от войны и моровой язвы, и что спустя долгое время после того Славяне не далеко от того места выстроили Новгород.
Разорение которого уннам может быть приписать надлежит, хотя Новогородские летописцы относят оное к дальнейшим временам до рождества Христова бывшим.(!)
Вся речная сеть севера России была пронизана торговыми путями, с ее древними волоками и необычными способами продвижения по маловодным рекам.
Цезарь Византийский - Константин Багрянородный (IX в.) объявляет в дополнение сему, что между Днепром и Херсоном были Соляныя варницы, и пристань Херсонесцов, и оные Херсонесцы ходили в Русь для закупки Товаров.
Полибий (200-250 лет до н.э.): греки от славянорусов получают хлеб, зверинные кожи, соленую рыбу, медь, воск, пеньку.
От булгар обитающих при Хвалынском море и производящих торги с Индией купечество получает кармазин, и платье шелковое красное.
Это подтверждает и Страбон, повествующий что Танаис (Азов) общий купеческий город Азиатских и европейских народов во владении Скифов.
Лукавство «отцов» от церкви, что «свет цивилизации» вместе с православием пришел, опровергает Геродот - отец Истории, по мнению Цицерона, живший до рождества Христова за 446 лет.
Когда франки и готты, еще без портков, по лесам бегали, Славенский народ уже знатную Коммерцию производил. Так, в своей истории, Геродот имевший дружеское обхождение с некоторыми знатнейшими Скифами, а по тому и близко знавший народ скифский, достовернее других сии места описывал.
В Истории своей изображает город Бористен, лежавший в средине Скифии при Черном море. Местоположение его было при устьях рек Буга и Днепра. В самодержавнейшие времена был оной знатным Торговым городом, и Народы обитавшие в верх по Днепру и Бугу производили здесь знатную Коммерцию.
Так же упоминает он о городе Кремни, лежавшем при Меотическом море (Азовском заливе) описывая, что в оном граде, купцы из Бористена и других Понтийских городов к Скифским Народам ездили, для Торгу.
А сами Скифы, обитавшее при Доне и Меотийском море, когда оный Киммерийский пролив замерзал, становились на оном станом, и ездили по льду в телегах в Индию.
(По всей видимости, он сани так описал и поездку в Хаджи – Тархан за товарами индийскими.) (Татищев, в своей «Истории», разъясняет, что Геродот под Индией подразумевал Аму - Дарью).
Описывая скифскую Коммерцию тех времен, Геродот продолжает следующее:
«У них, (то есть у Скифов) растет Пенька, которая льну весьма подобна, кроме сего, что толще и выше. Она во многом превосходит добротой те, которые у нас в Греции или сеют, или дико растут.
Из сей Пеньки фракиане, (т. е. жители Фракии), делают платье Льняному так подобное, что от оного различить не можно, а особливо, ежели весьма вытрется, то те которые сей Пеньки не видывали, не могут мнить, чтоб оно не изо льну сделано было, и что по той Скифии и других дивных вещей множество».
Описания сухопутных торговых путей, мы встречаем только в средние века, как например:
Наиболее подробные данные об сухопутной торговле дает Бальдуччи Пеголотти, находившийся на службе у флорентинской компании «Барди» в Тане, и написавший свое руководство для купцов около 1340 г.
В этой книге указываются торговые пути, перечисляются термины, употреблявшиеся в разных странах для обозначения базаров и торговых пошлин, даются сведения о товарах, какие, где следует покупать, и вообще практические советы купцам.
После 1316 г. в Тане, при устье Дона (ныне Азов), образовалась генуэзская, в 1332 г. венецианская колония, этот город сделался исходным пунктом торгового пути на восток.
Пеголотти считает: - «от Таны до Хаджи-Тархана 25 дней в арбах, запряженных волами, или 10 - 12 дней езды на лошадях, оттуда до Сарая (Астрахань) - 1 день водой.
«Хаджи – Тархан» первое упоминание древнего города выше Астрахани по Волге. (около 50-60 км.)
От Сарая до Сарайчика - 8 дней, также водой, можно ехать и сухим путем, по это обходится дороже.
От Сарайчика до Ургенча - 20 дней в арбах, запряженных верблюдами; от Ургенча до Отрара - 35—40 дней, тем же способом.
У кого есть товары, тому лучше заехать в Ургенч, так как здесь всякие товары имеют хороший сбыт; у кого их нет, тому лучше ехать более кратким путем (к северу от Аральского моря) из Сарайчика прямо в Отрар (50 дней)».
Пеголотти советует брать с собой из Европы полотняные ткани, продавать их в Ургенче и там запасаться сомами, т. е. слитками серебра, ходившими в тех народов, а Самарканде песошным золотом.
От Ургенча до Бухары караваном 18 дней пути, до Самарканда – 24 дня.
Из Бухары до Коканда 21 день, с Коканда до Кашгара 23 дня, из Кашгара до Кульджи – 30 дней, это последняя восточная точка караванных путей, как в древние времена, так и в средние века.
Из Астрахани до Индии 3 месяца, по всей видимости водным путем. Это Торговые пути, сверх этого отдельно между всеми городами. У писателей находим пути, например у Казвини, маршруты по Хорасану и Мазандерану, «От Герата до Мерва 84 фарсаха, около 500 км. От Мерва до Ургенча 56 фарсаха. (Ср. эти маршруты у В. А. Жуковского «Развалины Старого Мерва», стр. 56-61).
Это подтверждает и Дженконсон, желавший при Иване Грозном, возобновить торговлю с Индией по старым торговым путям.
Его записи более достовернее, так как истинный торговец он не продал свой товар и вернулся обратно.
«На Аглинские товары мало было расходу, потому что много оных привезли и из Алеппо и Смирны, Енкинсон не мог свои товары отдавать так дешево, как другие продавали в бухарах, дорогая езда, пошлины, неминуемые везде подарки возвышали оных цену, да сверх того караван от узбеков к грабительству склонных часто находился в превеликой опасности.
От города бухары обратно до Мангуслава ехал Енкинсон пять недель и несколько дней».
Пролегая на многие сотни верст по пустынным местностям, караванные степные пути представляют большие трудности, заключающаяся не только в безлюдье, отсутствие корма и топлива в сыпучих песках, но и, главным образом, в недостатке воды, ибо вода в степях и пустынях встречается редко и часто бывает горько-соленой и вообще плохого качества.
Поэтому караванные пути повсюду придерживаются колодцев, являющихся, таким образом, этапными пунктами движения караванов и местами их отдыха и ночлега.
Важнейшим средоточием караванных путей в Средней Азии в Средние века является Хивинский оазис, так называемое Хорезмию. Откуда расходятся дороги на север, восток до Тянь-Шаня и на юг - в Персию, Хорасан.
Прелюдия к древнему транспорту по степям и пустыням:
Верблюд - средство доставки грузов и пассажиров в пустынных и степных областях Азии и Африки с древнейших времен до 20 века.
Грузоподьемность – мах 300 – 350 кг, в зависимости от расстояния и местности. Средняя нагрузка в караванах – 15 -18 – пудов, около 250 - 300 кг. Разделенные в две поклажи, обернутые в кошму.
Один переход дневной или ночной для каравана около 30 км и обязательно отдых для восстановления сил животного. Движения в пути – только по горизонтали, с небольшим уклоном, между барханами или степными холмами, никогда (!) на подъем или по склонам. Так что горы не для него…
Продолжительность работы верблюда 50 – 60 дней в году. После этого срока его отпускают на кормление для восстановления рабочих характеристик, или как писали в старине – «пока не потучнеет».
Для того чтобы представить караванную дорогу, как средство передвижения в журнале «Новое время» были опубликованы путевые заметки русского чиновника из Катта-Кургана в Бухару, выписка с них:
«В 1884 году, 7 июня оставив последний пункт, принадлежащий Poccии - Катты-Курган, я отправился на верблюдах. Дороги или тракта не было и признаков, там, где сегодня гладкая равнина, завтра виднеется громадный бархан (наносной песчаный бугор).
В нашем караване был опытный арбакеш (проводник), сделавший не один конец из Ташкента в Бухару и обратно, степь он знал вдоль и поперек.
Чтоб как-нибудь скоротать восемнадцати-дневный путь, который нам предстояло совершить до пределов Бухары, я взял ружье, бинокль и книги, думая заняться чтением. Дорога пролегала степью, и воды, исключая вонючих ям (клоповников) не было.
Часть верблюдов (20) были нагружены товаром, 7 - с водой, а на 3-х помещались проводники и я. Вода сохраняется в особых кожаных мешках (турсуках) и специально приготовленных тыквах, вроде бутылей, вмещающих ведро и более.
Верблюды, - эти «корабли пустыни», к счастью, долго могут обходиться без воды и пищи, пожевывая соль, которую им дают комками, они целую неделю легко выносят утомительный путь.
Жара стояла страшная, воздух буквально был раскален, необозримая степь раскинулась на сотни верст. Ни жилья, ни деревца, редко где попадется саксаул, сиротливо торчащий в песке, но и тот не дает ни малейшей тени.
Мертвую тишину нарушает лишь жалобное завывание голодного шакала, да скребет черепах - и то по временам, а там опять ни звука...
Товары, отправляемые на верблюдах, связываются в большие тюки, зашиваются в паласы, и кладутся на верблюда по обе его стороны.
На верблюдах, где помещаются пассажиры, устроено нечто в роде палатки - на досках. По особому крику проводника, «корабль» немедленно останавливается, ложится, подгибая под себя ноги, и тогда его нагружают товаром.
Никакого повода (веревки) не нужно для сидящих, у каждого верблюда продета в ноздри веревка, которой он привязан к другому...
Mеpнo покачиваясь, шаг за шагом, идут они, плавно ступая громадными, мягкими лапами, дремота одолевает путника, спишь, спишь без конца, даже слюна течет из открытого рта...
Пробуешь читать, - невозможно, мозг окончательно перестает функционировать...
Вечером, когда спадала жара, мы останавливались, набирали за дорогу кизяку (сухой помет, оставляемый предшествовавшими караванами) и кипятили чай, который вместе с особого рода лепешками, кстати сказать, служит единственной пищей в пути...
Но вот, долгий путь кончен. Пред нами раскинулась стены Бухары».
Это - можно так выразиться, почтово – багажный караван, а если купеческий с товаром и охраной 10-15 человек, то можно прикинуть сколько еще дополнительно необходимо иметь верблюдов с водой… и прочая, пр.
Я специально привел этот пример, географическое расстояние между Катта-Курганом и Бухарой – 154 км, а провели в дороге 18 дней.
Караван не двигался прямо, а тщательно обходил все бугры и возвышенности, дополнительно для примера: жители Средней Азии и гости помнят поезд «Фрунзе – Джалал–Абад» соединявший два киргизских города.
Так географическое расстояние между Бишкеком и Джалал-Абадом - 250 км. Поезд проходил между этими точками чуть менее 2000 км. Поэтому хозяин верблюда всегда использовал физическую выносливость животного с его способностью выбора пологого пути.
Так что верблюд не для переходов на длительные дистанции, какой является путь в Китай, а уж тем более вступая в горы, дороги эти в большинстве случаев превращаются в горные тропы. Пролегающие по высоким местам горные тропы доступны не более трех месяцев в году, причем лучшее время для путешествия по таким местам - июль и август.
В сентябре высокие горы покрываются новым снегом, начинаются метели и бури, или хотя бы представить весене –летние бурные горные речушки наполненные ледяной водой.
И преодолевать их зачастую приходится переходить в брод, что при ледяной воде, бурном течении потока и каменистом дне не представляет особого удовольствия.
А пустыня Такла-Макан - длина с запада на восток - свыше 1000 км, ширина - до 400 км, площадь песков - свыше 300 тысяч км.
И пешие «челноки» с китайскими синтетическими сумками в древние или стародавние времена?
Это сказки – «Поди туда, не знамо куда, принеси то – не знамо что».
Редкие ученые мужи и считанные грамотные люди в Европах и России видели карту Птоломея и о существовании Китая, мир узнал только в начале XV века, когда первые купцы из Китая достигли индийских портов.
Даже китайские товары, привозимые из Индии были без лейбла «Made in China».
Десятки лет понадобилось купцам и европейцам, чтобы в XVI веке, осознать и признать за китайцами изящество порцелина (фарфора) и красоту фейерверков.
Хотя голландские и португальские мореплаватели и достигали берегов и портов Китая и Японии, Китай оставался закрытой страной. (!)
И только в 1685 году Китай открыл свою землю для посещения иностранцев.(!)
В 1723 году был издан «Всеобщий словарь торговли», основанный французским экономистом Жак Савари де Брюлоном, в русском переводе «Лексикон о Коммерции».
Наряду с указанием всех стран участвовавших в мировой торговле автор указал и Китай открытый для торговли в 1685 г. Наряду с торговыми путями и товарами автор очень мало внимания уделил России и Средней Азии в связи с политикой того времени.
Хотя в то время еще отсутствовала всеобщая пропаганда «Монгольского нашествия», но у автора отсутствовали какие либо документы об России и странах Средней Азии, или вероятнее всего уже тогда было заложено игнорировать и выдать все эти народы за «варваров» и опустить их на ступенях цивилизации ниже.
Из других, разных источников, товары вывозимые из России с первого века:
«Славная в России ярославская юфть, воловьи и коровьи кожи, сафьян черной, красной и желтой, козлины, овчины.
Пенька, лен, шелк сырец, китовой жир или сало , икра паюсная и зернистая, осетрина, белужина, семга, лосось, сало, смола, вар, воск белой и желтой, мед Псковской.
Вологодская сальные свечи и сало, Вологодское из семен деланое масло, лен и пенька из Новагорода.
Сибирская белка, и другая оттуда ж выходящая мягкая рухлядь (мех), кроме соболей».
Продолжение следует…
[Скрыть]
Регистрационный номер 0350296 выдан для произведения:
«С Востока свет»! – неустанно говорили греки, имея в виду древние цивилизации восточных народов, культуру шумеров, ассирийцев и прочих, позаимствовав кроме зодчества и других наук, и торговые пути и центры торговли древней цивилизации.
Товары, торговые пути, торг, мена товаров, добыча, выращивание и производство товаров в средние века называлось одним словом – коммерция.
«КОММЕРЦИЯ наполняет Государство прилежными и полезными жителями, оживляет науки, художества и ремесла, распространяет кораблеплавание, дальние земли приводит в полезное знакомство и союз, открывает дражайшие сокровища натуры и делает государство в самом себе сильным, а у соседей знатным». (Фома Плом-Грен, шведский купец в «размышлении о Коммерции»).
Из древне, самой вожделенной страной для приобретения товаров и торговли являлась – Индия, чье богатство считались неистощимым.
Она послужила источником богатства многих купцов и даже государств, почему и всегда являлась главным предметом больших торгов, не только в древние, но и в средние века для всех торгующих народов.
Самый доступный и самый дешевый вид транспорта было и есть морское и речное судоходство.
Легендарный библейский царь Соломон имел торговые отношения со страной Офир (остров близ Индии). Отсюда доставлялись в Палестину ценные породы дерева, драгоценные камни, золото, серебро, слоновая кость, золотая парча и пряности, обезьяны и павлины.
Чтобы обеспечить доставку товаров из Индии и юга Персии в Средиземноморье, фараон Египта, Неохай, отправил искусных мореплавателей, взятых им из Финикии, к себе на службу, с таким повелением, чтоб им сыскать путь из Чермного или Красного моря, вокруг Африки. И, они объехали в течении трех лет Африку и через Гибралтар вернулись в Египет. Это было за 2100 лет до плавания Васко де Гама.
О существовании сухопутного пути в Индию наглядно свидетельствуют применяемые в битвах индийские слоны. Они обеспечили победу над галатами царю Сирии - Антиоху в 275 г. до н. э.
Когда Александр Македонский отправился в индийский поход, то повелел своему адмиралу Неарху совершить морской переход вокруг Африки в Персидский залив и в Индию, что тот благополучно завершил.
В то же время существовал и второй торговый путь в Индию, скрытый в мутных исторических «хрониках», которые нам преподносят, точнее сказать навязывают.
Аристобул, лично сопровождавший Александра Великого и считающийся одним из более достоверных историков его походов, являлся свидетелем торгового пути по Аму-Дарье.
По словам Страбона: - «Аристобул свидетельствует, что Окc - самая большая из виденных им рек, кроме индийских. Он же говорит, что река судоходна (то же самое говорит и Эратосфен со слов Патрокла) и что по ней возят много индийских товаров в Гирканское море (Каспийское), откуда их переправляют в Албанию (область на низовьях Куры), а оттуда по Куру (Куре) и дальше привозят в Евксинское (Черное) море».
Еще одно подтверждение второго торгового пути в Индию и совсем неожиданное (!) мы получаем от Плиния Старшего – древнеримский писатель I век н.э. (!!!).
Булгары, которые у Плиния названы «Исседонами Серическими», что с Сарматского языка толкуют, Шелковым рукоделии умеющие, в самые еще древние времена не столько к войне, как к купечеству склонны были.
Они торговали с Персиянами, Сарацинами, Арапами и прочими Азиатскими народами и также имели торги со всеми северными народами.
Сии Булгары или Хвалиссы, называемые Греческими Писателями Козары и Хозары, в древние времена разделялись на нижних и верхних.
Первые жили на Северном берегу Каспийского моря, в славном городе Хаджи – Тархан (который за Сарай, в истории указан), вторые обитали выше, у устья Камы в Волгу.
Приобретая в Персии и Хиве Шелк, из Индии различные хлопковые ткани производили разные Мануфактуры (текстильные изделия), для чего у Булгар
Коммерция от самой Индии, и в другую сторону, во всю великую Русь и по всей северной Европе распространялась.
Таким образом, Булгария была, как будто, центром Европейской и Азиатской торговли. Феофан Византийский в шестом уже столетии ввел имя Великой Булгарии. Он же называет ее и Старой Булгарией, где булгарская рыба ловится.
В древнем Хаджи – Тархане бывала весьма славная самая обширная ярмарка для Индийских, Персидских и Русских товаров.
Греки с Крыма, венецианские и генуэзские купцы, жившие и торговавшие в городе Танаис, весьма большие себе прибытки имели.
Благовонные вещи и Индийские пряные зелии, персидские и индийские ткани, шелка, русская пенька и знаменитый русский сафьян, юфть превосходнейшими считались и развозились по всем европейским и азиатским странам.
Римская империя снабжалась с этой ярмарки, товар препровождался к реке Дону, которая расстоянием от Волги сто сорок только верст, где перевезя товары из Волги в Дон, нагружали там суда, для дальнейшего уже отправления, то есть в Черное, Мраморное и Средиземное море.
Это древняя пристань, по Страленбергову описанию, вторая, ибо первой он полагал в старой Ладоге, в Биармии, или в великой Пермии, близ города Чердыня, на реке Каме, куда этот товар доставлялся уже русскими и булгарскими купцами.
Великий Новгород имел в Чердыне свое воеводство для сбора налогов, основными товарами почитались: золото, серебро и мягкая рухлядь (мех), а также транзитные индийские и персидские для вывоза в другие страны, через Печерское, Мурманское и Белое море.
Среди торговых путей упоминается город Словенск при озере Ильменском находившемся, говорят, что оной дважды опустошаем был от войны и моровой язвы, и что спустя долгое время после того Славяне не далеко от того места выстроили Новгород.
Разорение которого уннам может быть приписать надлежит, хотя Новогородские летописцы относят оное к дальнейшим временам до рождества Христова бывшим.(!)
Вся речная сеть севера России была пронизана торговыми путями, с ее древними волоками и необычными способами продвижения по маловодным рекам.
Цезарь Византийский - Константин Багрянородный (IX в.) объявляет в дополнение сему, что между Днепром и Херсоном были Соляныя варницы, и пристань Херсонесцов, и оные Херсонесцы ходили в Русь для закупки Товаров.
Полибий (200-250 лет до н.э.): греки от славянорусов получают хлеб, зверинные кожи, соленую рыбу, медь, воск, пеньку.
От булгар обитающих при Хвалынском море и производящих торги с Индией купечество получает кармазин, и платье шелковое красное.
Это подтверждает и Страбон, повествующий что Танаис (Азов) общий купеческий город Азиатских и европейских народов во владении Скифов.
Лукавство «отцов» от церкви, что «свет цивилизации» вместе с православием пришел, опровергает Геродот - отец Истории, по мнению Цицерона, живший до рождества Христова за 446 лет.
Когда франки и готты, еще без портков, по лесам бегали, Славенский народ уже знатную Коммерцию производил. Так, в своей истории, Геродот имевший дружеское обхождение с некоторыми знатнейшими Скифами, а по тому и близко знавший народ скифский, достовернее других сии места описывал.
В Истории своей изображает город Бористен, лежавший в средине Скифии при Черном море. Местоположение его было при устьях рек Буга и Днепра. В самодержавнейшие времена был оной знатным Торговым городом, и Народы обитавшие в верх по Днепру и Бугу производили здесь знатную Коммерцию.
Так же упоминает он о городе Кремни, лежавшем при Меотическом море (Азовском заливе) описывая, что в оном граде, купцы из Бористена и других Понтийских городов к Скифским Народам ездили, для Торгу.
А сами Скифы, обитавшее при Доне и Меотийском море, когда оный Киммерийский пролив замерзал, становились на оном станом, и ездили по льду в телегах в Индию.
(По всей видимости, он сани так описал и поездку в Хаджи – Тархан за товарами индийскими.) (Татищев, в своей «Истории», разъясняет, что Геродот под Индией подразумевал Аму - Дарью).
Описывая скифскую Коммерцию тех времен, Геродот продолжает следующее:
«У них, (то есть у Скифов) растет Пенька, которая льну весьма подобна, кроме сего, что толще и выше. Она во многом превосходит добротой те, которые у нас в Греции или сеют, или дико растут.
Из сей Пеньки фракиане, (т. е. жители Фракии), делают платье Льняному так подобное, что от оного различить не можно, а особливо, ежели весьма вытрется, то те которые сей Пеньки не видывали, не могут мнить, чтоб оно не изо льну сделано было, и что по той Скифии и других дивных вещей множество».
Описания сухопутных торговых путей, мы встречаем только в средние века, как например:
Наиболее подробные данные об сухопутной торговле дает Бальдуччи Пеголотти, находившийся на службе у флорентинской компании «Барди» в Тане, и написавший свое руководство для купцов около 1340 г.
В этой книге указываются торговые пути, перечисляются термины, употреблявшиеся в разных странах для обозначения базаров и торговых пошлин, даются сведения о товарах, какие, где следует покупать, и вообще практические советы купцам.
После 1316 г. в Тане, при устье Дона (ныне Азов), образовалась генуэзская, в 1332 г. венецианская колония, этот город сделался исходным пунктом торгового пути на восток.
Пеголотти считает: - «от Таны до Хаджи-Тархана 25 дней в арбах, запряженных волами, или 10 - 12 дней езды на лошадях, оттуда до Сарая (Астрахань) - 1 день водой.
«Хаджи – Тархан» первое упоминание древнего города выше Астрахани по Волге. (около 50-60 км.)
От Сарая до Сарайчика - 8 дней, также водой, можно ехать и сухим путем, по это обходится дороже.
От Сарайчика до Ургенча - 20 дней в арбах, запряженных верблюдами; от Ургенча до Отрара - 35—40 дней, тем же способом.
У кого есть товары, тому лучше заехать в Ургенч, так как здесь всякие товары имеют хороший сбыт; у кого их нет, тому лучше ехать более кратким путем (к северу от Аральского моря) из Сарайчика прямо в Отрар (50 дней)».
Пеголотти советует брать с собой из Европы полотняные ткани, продавать их в Ургенче и там запасаться сомами, т. е. слитками серебра, ходившими в тех народов, а Самарканде песошным золотом.
От Ургенча до Бухары караваном 18 дней пути, до Самарканда – 24 дня.
Из Бухары до Коканда 21 день, с Коканда до Кашгара 23 дня, из Кашгара до Кульджи – 30 дней, это последняя восточная точка караванных путей, как в древние времена, так и в средние века.
Из Астрахани до Индии 3 месяца, по всей видимости водным путем. Это Торговые пути, сверх этого отдельно между всеми городами. У писателей находим пути, например у Казвини, маршруты по Хорасану и Мазандерану, «От Герата до Мерва 84 фарсаха, около 500 км. От Мерва до Ургенча 56 фарсаха. (Ср. эти маршруты у В. А. Жуковского «Развалины Старого Мерва», стр. 56-61).
Это подтверждает и Дженконсон, желавший при Иване Грозном, возобновить торговлю с Индией по старым торговым путям.
Его записи более достовернее, так как истинный торговец он не продал свой товар и вернулся обратно.
«На Аглинские товары мало было расходу, потому что много оных привезли и из Алеппо и Смирны, Енкинсон не мог свои товары отдавать так дешево, как другие продавали в бухарах, дорогая езда, пошлины, неминуемые везде подарки возвышали оных цену, да сверх того караван от узбеков к грабительству склонных часто находился в превеликой опасности.
От города бухары обратно до Мангуслава ехал Енкинсон пять недель и несколько дней».
Пролегая на многие сотни верст по пустынным местностям, караванные степные пути представляют большие трудности, заключающаяся не только в безлюдье, отсутствие корма и топлива в сыпучих песках, но и, главным образом, в недостатке воды, ибо вода в степях и пустынях встречается редко и часто бывает горько-соленой и вообще плохого качества.
Поэтому караванные пути повсюду придерживаются колодцев, являющихся, таким образом, этапными пунктами движения караванов и местами их отдыха и ночлега.
Важнейшим средоточием караванных путей в Средней Азии в Средние века является Хивинский оазис, так называемое Хорезмию. Откуда расходятся дороги на север, восток до Тянь-Шаня и на юг - в Персию, Хорасан.
Прелюдия к древнему транспорту по степям и пустыням:
Верблюд - средство доставки грузов и пассажиров в пустынных и степных областях Азии и Африки с древнейших времен до 20 века.
Грузоподьемность – мах 300 – 350 кг, в зависимости от расстояния и местности. Средняя нагрузка в караванах – 15 -18 – пудов, около 250 - 300 кг. Разделенные в две поклажи, обернутые в кошму.
Один переход дневной или ночной для каравана около 30 км и обязательно отдых для восстановления сил животного. Движения в пути – только по горизонтали, с небольшим уклоном, между барханами или степными холмами, никогда (!) на подъем или по склонам. Так что горы не для него…
Продолжительность работы верблюда 50 – 60 дней в году. После этого срока его отпускают на кормление для восстановления рабочих характеристик, или как писали в старине – «пока не потучнеет».
Для того чтобы представить караванную дорогу, как средство передвижения в журнале «Новое время» были опубликованы путевые заметки русского чиновника из Катта-Кургана в Бухару, выписка с них:
«В 1884 году, 7 июня оставив последний пункт, принадлежащий Poccии - Катты-Курган, я отправился на верблюдах. Дороги или тракта не было и признаков, там, где сегодня гладкая равнина, завтра виднеется громадный бархан (наносной песчаный бугор).
В нашем караване был опытный арбакеш (проводник), сделавший не один конец из Ташкента в Бухару и обратно, степь он знал вдоль и поперек.
Чтоб как-нибудь скоротать восемнадцати-дневный путь, который нам предстояло совершить до пределов Бухары, я взял ружье, бинокль и книги, думая заняться чтением. Дорога пролегала степью, и воды, исключая вонючих ям (клоповников) не было.
Часть верблюдов (20) были нагружены товаром, 7 - с водой, а на 3-х помещались проводники и я. Вода сохраняется в особых кожаных мешках (турсуках) и специально приготовленных тыквах, вроде бутылей, вмещающих ведро и более.
Верблюды, - эти «корабли пустыни», к счастью, долго могут обходиться без воды и пищи, пожевывая соль, которую им дают комками, они целую неделю легко выносят утомительный путь.
Жара стояла страшная, воздух буквально был раскален, необозримая степь раскинулась на сотни верст. Ни жилья, ни деревца, редко где попадется саксаул, сиротливо торчащий в песке, но и тот не дает ни малейшей тени.
Мертвую тишину нарушает лишь жалобное завывание голодного шакала, да скребет черепах - и то по временам, а там опять ни звука...
Товары, отправляемые на верблюдах, связываются в большие тюки, зашиваются в паласы, и кладутся на верблюда по обе его стороны.
На верблюдах, где помещаются пассажиры, устроено нечто в роде палатки - на досках. По особому крику проводника, «корабль» немедленно останавливается, ложится, подгибая под себя ноги, и тогда его нагружают товаром.
Никакого повода (веревки) не нужно для сидящих, у каждого верблюда продета в ноздри веревка, которой он привязан к другому...
Mеpнo покачиваясь, шаг за шагом, идут они, плавно ступая громадными, мягкими лапами, дремота одолевает путника, спишь, спишь без конца, даже слюна течет из открытого рта...
Пробуешь читать, - невозможно, мозг окончательно перестает функционировать...
Вечером, когда спадала жара, мы останавливались, набирали за дорогу кизяку (сухой помет, оставляемый предшествовавшими караванами) и кипятили чай, который вместе с особого рода лепешками, кстати сказать, служит единственной пищей в пути...
Но вот, долгий путь кончен. Пред нами раскинулась стены Бухары».
Это - можно так выразиться, почтово – багажный караван, а если купеческий с товаром и охраной 10-15 человек, то можно прикинуть сколько еще дополнительно необходимо иметь верблюдов с водой… и прочая, пр.
Я специально привел этот пример, географическое расстояние между Катта-Курганом и Бухарой – 154 км, а провели в дороге 18 дней.
Караван не двигался прямо, а тщательно обходил все бугры и возвышенности, дополнительно для примера: жители Средней Азии и гости помнят поезд «Фрунзе – Джалал–Абад» соединявший два киргизских города.
Так географическое расстояние между Бишкеком и Джалал-Абадом - 250 км. Поезд проходил между этими точками чуть менее 2000 км. Поэтому хозяин верблюда всегда использовал физическую выносливость животного с его способностью выбора пологого пути.
Так что верблюд не для переходов на длительные дистанции, какой является путь в Китай, а уж тем более вступая в горы, дороги эти в большинстве случаев превращаются в горные тропы. Пролегающие по высоким местам горные тропы доступны не более трех месяцев в году, причем лучшее время для путешествия по таким местам - июль и август.
В сентябре высокие горы покрываются новым снегом, начинаются метели и бури, или хотя бы представить весене –летние бурные горные речушки наполненные ледяной водой.
И преодолевать их зачастую приходится переходить в брод, что при ледяной воде, бурном течении потока и каменистом дне не представляет особого удовольствия.
А пустыня Такла-Макан - длина с запада на восток - свыше 1000 км, ширина - до 400 км, площадь песков - свыше 300 тысяч км.
И пешие «челноки» с китайскими синтетическими сумками в древние или стародавние времена?
Это сказки – «Поди туда, не знамо куда, принеси то – не знамо что».
Редкие ученые мужи и считанные грамотные люди в Европах и России видели карту Птоломея и о существовании Китая, мир узнал только в начале XV века, когда первые купцы из Китая достигли индийских портов.
Даже китайские товары, привозимые из Индии были без лейбла «Made in China».
Десятки лет понадобилось купцам и европейцам, чтобы в XVI веке, осознать и признать за китайцами изящество порцелина (фарфора) и красоту фейерверков.
Хотя голландские и португальские мореплаватели и достигали берегов и портов Китая и Японии, Китай оставался закрытой страной. (!)
И только в 1685 году Китай открыл свою землю для посещения иностранцев.(!)
В 1723 году был издан «Всеобщий словарь торговли», основанный французским экономистом Жак Савари де Брюлоном, в русском переводе «Лексикон о Коммерции».
Наряду с указанием всех стран участвовавших в мировой торговле автор указал и Китай открытый для торговли в 1685 г. Наряду с торговыми путями и товарами автор очень мало внимания уделил России и Средней Азии в связи с политикой того времени.
Хотя в то время еще отсутствовала всеобщая пропаганда «Монгольского нашествия», но у автора отсутствовали какие либо документы об России и странах Средней Азии, или вероятнее всего уже тогда было заложено игнорировать и выдать все эти народы за «варваров» и опустить их на ступенях цивилизации ниже.
Ознакомиться с данной книгой в открытом доступе вы можете по адресу:
http://search.rsl.ru/en/record/01003337165
где на стр. 420 –Китай, Стр. 241 – Кафа, Феодосия
Из других, разных источников, товары вывозимые из России с первого века:
«Славная в России ярославская юфть, воловьи и коровьи кожи, сафьян черной, красной и желтой, козлины, овчины.
Пенька, лен, шелк сырец, китовой жир или сало , икра паюсная и зернистая, осетрина, белужина, семга, лосось, сало, смола, вар, воск белой и желтой, мед Псковской.
Вологодская сальные свечи и сало, Вологодское из семен деланое масло, лен и пенька из Новагорода.
Сибирская белка, и другая оттуда ж выходящая мягкая рухлядь (мех), кроме соболей».
Продолжение следует…
Скажите, как, какою силой
Закон природы извращен;
Восходит с Запада светило,
А на востоке мрак и сон?
(Н.П. Огарев)
Закон природы извращен;
Восходит с Запада светило,
А на востоке мрак и сон?
(Н.П. Огарев)
«С Востока свет»! – неустанно говорили греки, имея в виду древние цивилизации восточных народов, культуру шумеров, ассирийцев и прочих, позаимствовав кроме зодчества и других наук, и торговые пути и центры торговли древней цивилизации.
Товары, торговые пути, торг, мена товаров, добыча, выращивание и производство товаров в средние века называлось одним словом – коммерция.
«КОММЕРЦИЯ наполняет Государство прилежными и полезными жителями, оживляет науки, художества и ремесла, распространяет кораблеплавание, дальние земли приводит в полезное знакомство и союз, открывает дражайшие сокровища натуры и делает государство в самом себе сильным, а у соседей знатным». (Фома Плом-Грен, шведский купец в «размышлении о Коммерции»).
Из древне, самой вожделенной страной для приобретения товаров и торговли являлась – Индия, чье богатство считались неистощимым.
Она послужила источником богатства многих купцов и даже государств, почему и всегда являлась главным предметом больших торгов, не только в древние, но и в средние века для всех торгующих народов.
Самый доступный и самый дешевый вид транспорта было и есть морское и речное судоходство.
Легендарный библейский царь Соломон имел торговые отношения со страной Офир (остров близ Индии). Отсюда доставлялись в Палестину ценные породы дерева, драгоценные камни, золото, серебро, слоновая кость, золотая парча и пряности, обезьяны и павлины.
Чтобы обеспечить доставку товаров из Индии и юга Персии в Средиземноморье, фараон Египта, Неохай, отправил искусных мореплавателей, взятых им из Финикии, к себе на службу, с таким повелением, чтоб им сыскать путь из Чермного или Красного моря, вокруг Африки. И, они объехали в течении трех лет Африку и через Гибралтар вернулись в Египет. Это было за 2100 лет до плавания Васко де Гама.
О существовании сухопутного пути в Индию наглядно свидетельствуют применяемые в битвах индийские слоны. Они обеспечили победу над галатами царю Сирии - Антиоху в 275 г. до н. э.
Когда Александр Македонский отправился в индийский поход, то повелел своему адмиралу Неарху совершить морской переход вокруг Африки в Персидский залив и в Индию, что тот благополучно завершил.
В то же время существовал и второй торговый путь в Индию, скрытый в мутных исторических «хрониках», которые нам преподносят, точнее сказать навязывают.
Аристобул, лично сопровождавший Александра Великого и считающийся одним из более достоверных историков его походов, являлся свидетелем торгового пути по Аму-Дарье.
По словам Страбона: - «Аристобул свидетельствует, что Окc - самая большая из виденных им рек, кроме индийских. Он же говорит, что река судоходна (то же самое говорит и Эратосфен со слов Патрокла) и что по ней возят много индийских товаров в Гирканское море (Каспийское), откуда их переправляют в Албанию (область на низовьях Куры), а оттуда по Куру (Куре) и дальше привозят в Евксинское (Черное) море».
Еще одно подтверждение второго торгового пути в Индию и совсем неожиданное (!) мы получаем от Плиния Старшего – древнеримский писатель I век н.э. (!!!).
Булгары, которые у Плиния названы «Исседонами Серическими», что с Сарматского языка толкуют, Шелковым рукоделии умеющие, в самые еще древние времена не столько к войне, как к купечеству склонны были.
Они торговали с Персиянами, Сарацинами, Арапами и прочими Азиатскими народами и также имели торги со всеми северными народами.
Сии Булгары или Хвалиссы, называемые Греческими Писателями Козары и Хозары, в древние времена разделялись на нижних и верхних.
Первые жили на Северном берегу Каспийского моря, в славном городе Хаджи – Тархан (который за Сарай, в истории указан), вторые обитали выше, у устья Камы в Волгу.
Приобретая в Персии и Хиве Шелк, из Индии различные хлопковые ткани производили разные Мануфактуры (текстильные изделия), для чего у Булгар
Коммерция от самой Индии, и в другую сторону, во всю великую Русь и по всей северной Европе распространялась.
Таким образом, Булгария была, как будто, центром Европейской и Азиатской торговли. Феофан Византийский в шестом уже столетии ввел имя Великой Булгарии. Он же называет ее и Старой Булгарией, где булгарская рыба ловится.
В древнем Хаджи – Тархане бывала весьма славная самая обширная ярмарка для Индийских, Персидских и Русских товаров.
Греки с Крыма, венецианские и генуэзские купцы, жившие и торговавшие в городе Танаис, весьма большие себе прибытки имели.
Благовонные вещи и Индийские пряные зелии, персидские и индийские ткани, шелка, русская пенька и знаменитый русский сафьян, юфть превосходнейшими считались и развозились по всем европейским и азиатским странам.
Римская империя снабжалась с этой ярмарки, товар препровождался к реке Дону, которая расстоянием от Волги сто сорок только верст, где перевезя товары из Волги в Дон, нагружали там суда, для дальнейшего уже отправления, то есть в Черное, Мраморное и Средиземное море.
Это древняя пристань, по Страленбергову описанию, вторая, ибо первой он полагал в старой Ладоге, в Биармии, или в великой Пермии, близ города Чердыня, на реке Каме, куда этот товар доставлялся уже русскими и булгарскими купцами.
Великий Новгород имел в Чердыне свое воеводство для сбора налогов, основными товарами почитались: золото, серебро и мягкая рухлядь (мех), а также транзитные индийские и персидские для вывоза в другие страны, через Печерское, Мурманское и Белое море.
Среди торговых путей упоминается город Словенск при озере Ильменском находившемся, говорят, что оной дважды опустошаем был от войны и моровой язвы, и что спустя долгое время после того Славяне не далеко от того места выстроили Новгород.
Разорение которого уннам может быть приписать надлежит, хотя Новогородские летописцы относят оное к дальнейшим временам до рождества Христова бывшим.(!)
Вся речная сеть севера России была пронизана торговыми путями, с ее древними волоками и необычными способами продвижения по маловодным рекам.
Цезарь Византийский - Константин Багрянородный (IX в.) объявляет в дополнение сему, что между Днепром и Херсоном были Соляныя варницы, и пристань Херсонесцов, и оные Херсонесцы ходили в Русь для закупки Товаров.
Полибий (200-250 лет до н.э.): греки от славянорусов получают хлеб, зверинные кожи, соленую рыбу, медь, воск, пеньку.
От булгар обитающих при Хвалынском море и производящих торги с Индией купечество получает кармазин, и платье шелковое красное.
Это подтверждает и Страбон, повествующий что Танаис (Азов) общий купеческий город Азиатских и европейских народов во владении Скифов.
Лукавство «отцов» от церкви, что «свет цивилизации» вместе с православием пришел, опровергает Геродот - отец Истории, по мнению Цицерона, живший до рождества Христова за 446 лет.
Когда франки и готты, еще без портков, по лесам бегали, Славенский народ уже знатную Коммерцию производил. Так, в своей истории, Геродот имевший дружеское обхождение с некоторыми знатнейшими Скифами, а по тому и близко знавший народ скифский, достовернее других сии места описывал.
В Истории своей изображает город Бористен, лежавший в средине Скифии при Черном море. Местоположение его было при устьях рек Буга и Днепра. В самодержавнейшие времена был оной знатным Торговым городом, и Народы обитавшие в верх по Днепру и Бугу производили здесь знатную Коммерцию.
Так же упоминает он о городе Кремни, лежавшем при Меотическом море (Азовском заливе) описывая, что в оном граде, купцы из Бористена и других Понтийских городов к Скифским Народам ездили, для Торгу.
А сами Скифы, обитавшее при Доне и Меотийском море, когда оный Киммерийский пролив замерзал, становились на оном станом, и ездили по льду в телегах в Индию.
(По всей видимости, он сани так описал и поездку в Хаджи – Тархан за товарами индийскими.) (Татищев, в своей «Истории», разъясняет, что Геродот под Индией подразумевал Аму - Дарью).
Описывая скифскую Коммерцию тех времен, Геродот продолжает следующее:
«У них, (то есть у Скифов) растет Пенька, которая льну весьма подобна, кроме сего, что толще и выше. Она во многом превосходит добротой те, которые у нас в Греции или сеют, или дико растут.
Из сей Пеньки фракиане, (т. е. жители Фракии), делают платье Льняному так подобное, что от оного различить не можно, а особливо, ежели весьма вытрется, то те которые сей Пеньки не видывали, не могут мнить, чтоб оно не изо льну сделано было, и что по той Скифии и других дивных вещей множество».
Описания сухопутных торговых путей, мы встречаем только в средние века, как например:
Наиболее подробные данные об сухопутной торговле дает Бальдуччи Пеголотти, находившийся на службе у флорентинской компании «Барди» в Тане, и написавший свое руководство для купцов около 1340 г.
В этой книге указываются торговые пути, перечисляются термины, употреблявшиеся в разных странах для обозначения базаров и торговых пошлин, даются сведения о товарах, какие, где следует покупать, и вообще практические советы купцам.
После 1316 г. в Тане, при устье Дона (ныне Азов), образовалась генуэзская, в 1332 г. венецианская колония, этот город сделался исходным пунктом торгового пути на восток.
Пеголотти считает: - «от Таны до Хаджи-Тархана 25 дней в арбах, запряженных волами, или 10 - 12 дней езды на лошадях, оттуда до Сарая (Астрахань) - 1 день водой.
«Хаджи – Тархан» первое упоминание древнего города выше Астрахани по Волге. (около 50-60 км.)
От Сарая до Сарайчика - 8 дней, также водой, можно ехать и сухим путем, по это обходится дороже.
От Сарайчика до Ургенча - 20 дней в арбах, запряженных верблюдами; от Ургенча до Отрара - 35—40 дней, тем же способом.
У кого есть товары, тому лучше заехать в Ургенч, так как здесь всякие товары имеют хороший сбыт; у кого их нет, тому лучше ехать более кратким путем (к северу от Аральского моря) из Сарайчика прямо в Отрар (50 дней)».
Пеголотти советует брать с собой из Европы полотняные ткани, продавать их в Ургенче и там запасаться сомами, т. е. слитками серебра, ходившими в тех народов, а Самарканде песошным золотом.
От Ургенча до Бухары караваном 18 дней пути, до Самарканда – 24 дня.
Из Бухары до Коканда 21 день, с Коканда до Кашгара 23 дня, из Кашгара до Кульджи – 30 дней, это последняя восточная точка караванных путей, как в древние времена, так и в средние века.
Из Астрахани до Индии 3 месяца, по всей видимости водным путем. Это Торговые пути, сверх этого отдельно между всеми городами. У писателей находим пути, например у Казвини, маршруты по Хорасану и Мазандерану, «От Герата до Мерва 84 фарсаха, около 500 км. От Мерва до Ургенча 56 фарсаха. (Ср. эти маршруты у В. А. Жуковского «Развалины Старого Мерва», стр. 56-61).
Это подтверждает и Дженконсон, желавший при Иване Грозном, возобновить торговлю с Индией по старым торговым путям.
Его записи более достовернее, так как истинный торговец он не продал свой товар и вернулся обратно.
«На Аглинские товары мало было расходу, потому что много оных привезли и из Алеппо и Смирны, Енкинсон не мог свои товары отдавать так дешево, как другие продавали в бухарах, дорогая езда, пошлины, неминуемые везде подарки возвышали оных цену, да сверх того караван от узбеков к грабительству склонных часто находился в превеликой опасности.
От города бухары обратно до Мангуслава ехал Енкинсон пять недель и несколько дней».
Пролегая на многие сотни верст по пустынным местностям, караванные степные пути представляют большие трудности, заключающаяся не только в безлюдье, отсутствие корма и топлива в сыпучих песках, но и, главным образом, в недостатке воды, ибо вода в степях и пустынях встречается редко и часто бывает горько-соленой и вообще плохого качества.
Поэтому караванные пути повсюду придерживаются колодцев, являющихся, таким образом, этапными пунктами движения караванов и местами их отдыха и ночлега.
Важнейшим средоточием караванных путей в Средней Азии в Средние века является Хивинский оазис, так называемое Хорезмию. Откуда расходятся дороги на север, восток до Тянь-Шаня и на юг - в Персию, Хорасан.
Прелюдия к древнему транспорту по степям и пустыням:
Верблюд - средство доставки грузов и пассажиров в пустынных и степных областях Азии и Африки с древнейших времен до 20 века.
Грузоподьемность – мах 300 – 350 кг, в зависимости от расстояния и местности. Средняя нагрузка в караванах – 15 -18 – пудов, около 250 - 300 кг. Разделенные в две поклажи, обернутые в кошму.
Один переход дневной или ночной для каравана около 30 км и обязательно отдых для восстановления сил животного. Движения в пути – только по горизонтали, с небольшим уклоном, между барханами или степными холмами, никогда (!) на подъем или по склонам. Так что горы не для него…
Продолжительность работы верблюда 50 – 60 дней в году. После этого срока его отпускают на кормление для восстановления рабочих характеристик, или как писали в старине – «пока не потучнеет».
Для того чтобы представить караванную дорогу, как средство передвижения в журнале «Новое время» были опубликованы путевые заметки русского чиновника из Катта-Кургана в Бухару, выписка с них:
«В 1884 году, 7 июня оставив последний пункт, принадлежащий Poccии - Катты-Курган, я отправился на верблюдах. Дороги или тракта не было и признаков, там, где сегодня гладкая равнина, завтра виднеется громадный бархан (наносной песчаный бугор).
В нашем караване был опытный арбакеш (проводник), сделавший не один конец из Ташкента в Бухару и обратно, степь он знал вдоль и поперек.
Чтоб как-нибудь скоротать восемнадцати-дневный путь, который нам предстояло совершить до пределов Бухары, я взял ружье, бинокль и книги, думая заняться чтением. Дорога пролегала степью, и воды, исключая вонючих ям (клоповников) не было.
Часть верблюдов (20) были нагружены товаром, 7 - с водой, а на 3-х помещались проводники и я. Вода сохраняется в особых кожаных мешках (турсуках) и специально приготовленных тыквах, вроде бутылей, вмещающих ведро и более.
Верблюды, - эти «корабли пустыни», к счастью, долго могут обходиться без воды и пищи, пожевывая соль, которую им дают комками, они целую неделю легко выносят утомительный путь.
Жара стояла страшная, воздух буквально был раскален, необозримая степь раскинулась на сотни верст. Ни жилья, ни деревца, редко где попадется саксаул, сиротливо торчащий в песке, но и тот не дает ни малейшей тени.
Мертвую тишину нарушает лишь жалобное завывание голодного шакала, да скребет черепах - и то по временам, а там опять ни звука...
Товары, отправляемые на верблюдах, связываются в большие тюки, зашиваются в паласы, и кладутся на верблюда по обе его стороны.
На верблюдах, где помещаются пассажиры, устроено нечто в роде палатки - на досках. По особому крику проводника, «корабль» немедленно останавливается, ложится, подгибая под себя ноги, и тогда его нагружают товаром.
Никакого повода (веревки) не нужно для сидящих, у каждого верблюда продета в ноздри веревка, которой он привязан к другому...
Mеpнo покачиваясь, шаг за шагом, идут они, плавно ступая громадными, мягкими лапами, дремота одолевает путника, спишь, спишь без конца, даже слюна течет из открытого рта...
Пробуешь читать, - невозможно, мозг окончательно перестает функционировать...
Вечером, когда спадала жара, мы останавливались, набирали за дорогу кизяку (сухой помет, оставляемый предшествовавшими караванами) и кипятили чай, который вместе с особого рода лепешками, кстати сказать, служит единственной пищей в пути...
Но вот, долгий путь кончен. Пред нами раскинулась стены Бухары».
Это - можно так выразиться, почтово – багажный караван, а если купеческий с товаром и охраной 10-15 человек, то можно прикинуть сколько еще дополнительно необходимо иметь верблюдов с водой… и прочая, пр.
Я специально привел этот пример, географическое расстояние между Катта-Курганом и Бухарой – 154 км, а провели в дороге 18 дней.
Караван не двигался прямо, а тщательно обходил все бугры и возвышенности, дополнительно для примера: жители Средней Азии и гости помнят поезд «Фрунзе – Джалал–Абад» соединявший два киргизских города.
Так географическое расстояние между Бишкеком и Джалал-Абадом - 250 км. Поезд проходил между этими точками чуть менее 2000 км. Поэтому хозяин верблюда всегда использовал физическую выносливость животного с его способностью выбора пологого пути.
Так что верблюд не для переходов на длительные дистанции, какой является путь в Китай, а уж тем более вступая в горы, дороги эти в большинстве случаев превращаются в горные тропы. Пролегающие по высоким местам горные тропы доступны не более трех месяцев в году, причем лучшее время для путешествия по таким местам - июль и август.
В сентябре высокие горы покрываются новым снегом, начинаются метели и бури, или хотя бы представить весене –летние бурные горные речушки наполненные ледяной водой.
И преодолевать их зачастую приходится переходить в брод, что при ледяной воде, бурном течении потока и каменистом дне не представляет особого удовольствия.
А пустыня Такла-Макан - длина с запада на восток - свыше 1000 км, ширина - до 400 км, площадь песков - свыше 300 тысяч км.
И пешие «челноки» с китайскими синтетическими сумками в древние или стародавние времена?
Это сказки – «Поди туда, не знамо куда, принеси то – не знамо что».
Редкие ученые мужи и считанные грамотные люди в Европах и России видели карту Птоломея и о существовании Китая, мир узнал только в начале XV века, когда первые купцы из Китая достигли индийских портов.
Даже китайские товары, привозимые из Индии были без лейбла «Made in China».
Десятки лет понадобилось купцам и европейцам, чтобы в XVI веке, осознать и признать за китайцами изящество порцелина (фарфора) и красоту фейерверков.
Хотя голландские и португальские мореплаватели и достигали берегов и портов Китая и Японии, Китай оставался закрытой страной. (!)
И только в 1685 году Китай открыл свою землю для посещения иностранцев.(!)
В 1723 году был издан «Всеобщий словарь торговли», основанный французским экономистом Жак Савари де Брюлоном, в русском переводе «Лексикон о Коммерции».
Наряду с указанием всех стран участвовавших в мировой торговле автор указал и Китай открытый для торговли в 1685 г. Наряду с торговыми путями и товарами автор очень мало внимания уделил России и Средней Азии в связи с политикой того времени.
Хотя в то время еще отсутствовала всеобщая пропаганда «Монгольского нашествия», но у автора отсутствовали какие либо документы об России и странах Средней Азии, или вероятнее всего уже тогда было заложено игнорировать и выдать все эти народы за «варваров» и опустить их на ступенях цивилизации ниже.
Ознакомиться с данной книгой в открытом доступе вы можете по адресу:
http://search.rsl.ru/en/record/01003337165
где на стр. 420 –Китай, Стр. 241 – Кафа, Феодосия
Из других, разных источников, товары вывозимые из России с первого века:
«Славная в России ярославская юфть, воловьи и коровьи кожи, сафьян черной, красной и желтой, козлины, овчины.
Пенька, лен, шелк сырец, китовой жир или сало , икра паюсная и зернистая, осетрина, белужина, семга, лосось, сало, смола, вар, воск белой и желтой, мед Псковской.
Вологодская сальные свечи и сало, Вологодское из семен деланое масло, лен и пенька из Новагорода.
Сибирская белка, и другая оттуда ж выходящая мягкая рухлядь (мех), кроме соболей».
Продолжение следует…
Рейтинг: +2
489 просмотров
Комментарии (2)
Дмитрий Криушов # 5 августа 2016 в 22:52 0 |
valerij reshetnik # 6 августа 2016 в 12:19 0 | ||
|