[Скрыть]
Регистрационный номер 0234075 выдан для произведения:
В качестве доказательства существования
человеческих жертвоприношений у восточных славян историками часто приводится
сообщение византийского писателя Льва Диакона относящегося к войне Святослава
Игоревича с Византией: "Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и
начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили
много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных,
мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных
младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)" (см. Лев
Диакон История кн. 9). Сообщение весьма интересное, но не бесспорное и,
безусловно требующее пояснений и комментариев. Попробую дать ему объяснение в
меру своей компетентности.
На самом деле, как это может показаться из выше
приведённого отрывка, никакого человеческого жертвоприношения у славян в
действительности не было. Этому мы так
же имеем письменное подтверждение. Правда в источнике не признаваемым
большинством российских историков и поэтому не введённым в научный оборот. Это
так называемая Велесова книга, подлинность корой вызывает горячие споры в
научной среде. Тем не менее, я позволю себе на неё сослаться, так как отношусь
к сторонникам данной книги и признаю её за действительный исторический
источник, и считаю содержащиеся в ней сведения вполне достоверными. Велесова
книга уделяет много внимания религии славян и служит для нас ценным источником
информации по этому вопросу. Не обходит книга Велеса и вопрос о человеческих жертвоприношений у
наших предков, прямо и решительно
опровергая их наличие у восточных славян.
Говоря об этом так: ”Слава богам нашим! Мы имеем истинную веру,
которая не требует человеческих жертв. Это же делается у варягов, приносящих
такие жертвы и именующих Перуна —
Перкуном. И мы ему приносили жертвы, но мы смели
давать лишь полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также
подкрепляли Коляду ягненком...
Так
всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы — людоеды. Но это —
ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи. Тот же, кто
хочет победить другого, говорит о нем злое, и тот — глупец, кто не борется с
этим, потому что и другие это начнут говорить”.
Что же касается сообщения Льва Диакона:
Во-первых, не следует ему полностью доверять, так как он был очень
враждебно настроен по отношению к
славянам. Ведь славяне были врагами Византийской империи. Неоднократно
совершали на неё набеги. Вполне естественно, что Лев Диакон старался выставить
врагов своего государства в самом невыгодном свете.
Во-вторых,
в войске Святослава вполне могли быть, (а скорее всего и были) варяги-наёмники,
факт пребывания которых на службе у славянских князей начиная со времён
новгородского князя Рюрика не вызывает сомнений. Варяги действительно исповедовали
язычество в более грубой форме, чем славяне, поклонялись ПЕРКУНУ и как видно из выше
приведённого отрывка книги Велеса практиковали человеческие жертвоприношения. Не
думаю, что Лев Диакон различал славян и варягов, и те и другие одинаково были для него варварами.
В-третьих, Лев Диакон говорит о скифах, а скифы не были этнически единым
народом. Это собирательное название племён иранского, славянского, угорского,
тюркского происхождения, различием которых византийцы себя не особенно
утруждали. А войско Святослава было не
однородным по своему этническому составу, кроме славян в нём были половцы, в этническом смысле представляющие
собой сложный сплав из кочевников тюрков, сарматских и угро-финских племён, а так же венгры, которые являются народом угорского
происхождения. Следовательно, сообщение Льва Диакона теоретически может быть
отнесено и к ним.
Таким
образом, по моему скромному мнению, разумеется, не претендующему на истину в
последней инстанции, сообщение Льва Диакона не следует воспринимать слишком
буквально, как прямое доказательство человеческих жертвоприношений у восточных
славян. Относиться к нему нужно критично и осторожно.