Имхотеп и пирамида Джосера
18 сентября 2024 -
Евгений Ефрешин
Джосер Нечерихет стал основателем III династии Древнего царства и правил в Та-Кемет (Древнем Египте) почти 5 тысяч лет назад, в середине XXVII века до н.э. I и II династии египетских правителей (фараонов) относятся к Раннему царству. Последний представитель II династии Раннего царства фараон Хасехемуи был отцом Джосера.
Джосер (Священный) – один из самых знаменитых фараонов, в правлении которого главным египетским городом окончательно утвердился Хут-ка-Птах (Храм души Птаха), в эллинистической традиции известный всему миру, как Мемфис. Город на западном берегу Нила, между Нижним и Верхним Египтом, который стал столицей и символом их окончательного объединения. Само слово «Айгюптос-Эгиптос-Египет» произошло путём греческих трансформаций названия города. До этого столица фараонов периода Раннего царства находилась в городе Тинис (Чени) в Верхнем Египте. Недалеко находился и культовый центр, загробный город Абидос.
Итак, при фараоне Джосере Древний Египет являлся полностью единым, централизованным могущественным государством, самым великим в мире. Согласно Туринскому папирусу этот фараон правил 19 лет, а по знаменитому историку и жрецу Манефрону 29 лет. По ряду причин есть больше оснований верить Туринскому папирусу, хотя точная хронология теперь вряд ли возможна.
Джосер покорил племена пустынных кочевников-бедуинов и присоединил к Египту Синайский полуостров, богатый месторождениями меди и бирюзы. Южные границы страны при нём продвинулись за первый нильский порог далеко в Нубию и оградились от диких, воинственных племён надёжной защитной стеной. ( Великая китайская стена, построенная на другом конце планеты с этой же целью, датируется III веком до н.э., то есть она была возведена почти на 2 тысячи лет позже. ) Из Нубии в Древнем Египте доставлялись золото, слоновая кость, чёрное дерево и другие богатства.
Походы Джосера обеспечили государство достаточным количеством дешёвой рабочей силы и полезных ископаемых для развития ремесел и строительства. Тут, конечно, можно сказать о пагубности завоевательных походов, захвате материальных и людских ресурсов и применения подневольной рабской силы. Но разве лучше было, когда все эти природные богатства лежали без дела, а люди бесцельно гибли в постоянных кровавых междоусобных стычках и войнах? Жестокие века, но милосердие никогда не было свойственно человеку, ни тысячи лет назад, ни сейчас. В просвещённом XXI веке многие миллионы людей позавидовали бы участи египетских невольников.
Время правления фараона Джосера ( предположительно 2665 – 2645 гг до н.э. ) – это «Золотой век» Древнего царства. Для увековечивания величия и славы фараона была возведена первая египетская пирамида. Со ступенчатой пирамиды Джосера началась история всех египетских пирамид.
До этого местом упокоения фараонов являлась мастаба, что в переводе с арабского означает «скамья», так как по своим очертаниям она её напоминала. В древнеегипетском оригинале мастаба называлась пер-джед (вечный дом). Пер-джед состоял из надземной и подземной части.
Египтян отличала искренняя вера в загробную жизнь, смерть для них была не полным концом, а началом новой вечной жизни. Тела умерших сохраняли, подвергали мумификации. Человеческое тело после мумификации «саху, сах» - «священные останки» рассматривалось, как воплощение души. Хорошо известна христианская концепция духа, души и тела человека.
А по религиозно-философским представлениям древних египтян душа имелась у животных, людей, богов и разделялась на несколько частей.
Человек по древнеегипетским воззрениям состоит из материального тела, духовного тела, сердца, души, двойника, эфирного нематериального духа, имени и образа. Чтобы обеспечить существование в загробном мире нематериальных частей человека требовалась тщательная мумификация материальных человеческих останков. Этим сложным многоэтапным процессом занимались специально обученные жрецы при некрополях. Собакокоголовый бог Анубис был богом смерти, мумификации, некрополей.
Первую в историю пирамиду для упокоения фараона Джосера создал Имхотеп - великий древнеегипетский строитель, инженер и архитектор. Впервые строительным материалом стал тесанный камень, а не кирпич-сырец. Конечно, необожжённый кирпич-сырец - самый доступный и распространённый в жарком климате Египта материал для строительства, но его прочность и долговечность оставляет желать лучшего. А камень-известняк сохранился до наших дней.
Имхотеп решил надстроить над первой прямоугольной каменной мастабой (125 – 115 метров)ещё три мастабы уменьшающихся размеров. Затем число ступеней он увеличил до 6, тогда высота ступенчатой пирамиды превысила 6о метров. Сейчас её высота 61 метр, раньше была больше. Правда, это мы сейчас измеряем метрами, египетские единицы измерения были связаны с пропорциями человеческого тела. Очень часто единицей измерения был локоть – расстояние от локтя до кончиков пальцев.
Ступенчатая пирамида Джосера стала в то время самым высоким архитектурным сооружением на планете, её ступени символически возводили фараона на небо. Это была настоящая революция в зодчестве. В пирамиде имелись камеры не только для упокоения Джосера, но и для членов семьи фараона. Они соединялись сложными галереями и запутанными лабиринтами.
Вокруг пирамиды по замыслу Имхотепа был возведён целый храмовый комплекс. Сейчас от него мало что осталось, а вот сама ступенчатая пирамида дошла до наших времён через тысячелетия. Имхотепа считают также первым изобретателем колонны в архитектуре. Кроме того он изготавливал удивительные каменные вазы из обсидиана. Древнеегипетский секрет обработки обсидиана не раскрыт до сих пор. Да и сколько ещё тайн Та-Кемет скрыто от нашего понимания…
На основании статуи фараона Джосера в Саккаре (25 км. от Каира) содержится перечень званий и титулов Имхотепа, где он назван вторым после фараона лицом, верховным жрецом Гелиополя, главным сановником «чати», главным казначеем, главным строителем…
Об Имхотепе не забывали и в последующие времена, его культовые центры есть в Карнакском храмовом комплексе, на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр-эль- Бахри, в птолемеевском храме Хатхор в Дейр-эль-Медине…
Имхотеп на древнеегипетском означает «Пришедший в умиротворении». Известно, что его отец Канефер являлся начальником работ в Верхнем и Нижнем Египте, а мать Херду-анх происходила из рода скромных чиновников. То есть, при рождении Имхотеп не отличался ни большим богатством, ни знатностью, а своих исключительных высот достиг благодаря своему уникальному уму и беспрестанному труду.
История донесла до нас имя его супруги – Неферт-ренпет, а вот сведений о детях нет.
Строительство, архитектура и скульптура – это только часть занятий Имхотепа. Он известен также, как жрец, астролог, а главное – великий медик.
Археолог Эдвин Смит обнаружил папирус с основательным изложением древнеегипетских медицинских знаний. Сам папирус, открытый Смитом, датируется 17 веком до н.э., но он является поздней копией, повторением трудов самого Имхотепа. В нём рассматривается более 200 болезней, методы их лечения, прогнозы на выздоровление. Там мы можем узнать, что в Древнем Египте хорошо лечили различные травмы, в том числе делали достаточно сложные операции. Большое значение уделялось стоматологии, ведь из-за особенностей питания зубы тогда у всех сильно страдали.
Производящие сложнейшую процедуру мумификации египтяне хорошо знали анатомию человека. Но порой их представления о физиологии, работе различных органов были далеко от истины. Например, сердце они считали вместилищем эмоций и разума, поэтому сердце старались тщательно сохранить, а мозг выбрасывали.
Знали они и химию, правда, не всегда их знания соответствовали действительности, случались и ошибки.
Различные болезни египтяне считали нападением злых сил и духов, с которыми боролись жрецы, поэтому все лекари и целители происходили из жреческого сословия. Но наряду с заклинаниями, магией они применяли минералы и другие природные вещества, различное растительное и животное сырьё. Так выявлялись препараты с противовоспалительной и жаропонижающей активностью по типу аспирина, анальгетики и психоактивные вещества, природные прототипы антибиотиков... Но иногда лекарственные препараты древних египтян могли приносить вред, а не пользу, потому что тогда не знали о токсическом, канцерогенном, мутагенном действии ряда веществ.
Имхотеп был верховным жрецом Гелиополя, но он не ограничивался магическими обрядами для исцеления больных и раненых. Он умело оперировал, назначал лекарственные препараты из молока, мёда, вина, трав и других растений, а также из тел и органов самых разных животных. В папирусе есть его высказывание: «Не учи учёного готовить лекарственные снадобья».
Он помогал тысячам больных и травмированных египтян, его слава целителя росла и ширилась. Кроме практической медицины он записывал на папирусах её теорию.
Имхотеп пережил фараона Джосера, известно, что он начал строительство пирамиды для его преемника Сехемхета. Размеры пирамиды для нового фараона проектировались большими, чем для Джосера. Но на второй ступени её строительство из-за внезапной смерти Сехемхета (вероятно насильственной) было прекращено. Имхотепу не пришлось, как архитектору, превысить самого себя.
А врачебное искусство Имхотепа было столь велико, что после его смерти ему стали поклоняться, как богу медицины. Как величайшего мудреца его стали считали сыном самого верховного бога Птаха, связывали его также с именем бога письменности и просвещения Тота. Поэтому на скульптурном изображении Имхотеп сидит с папирусом в руках.
Известно отождествление Имхотепа с библейским Иосифом, основанное на том, что он был первым лицом в Египте после фараона Джосера во время семилетней засухи, зафиксированной на стеле Голода.
В эпоху Птолемеев Имхотепа связывают с греческим богом врачевания Асклепием, правда знаменитый историк и жрец Манефрон называет его Имутесом. Знаменитый кадуцей Асклепия – жезл, обвитый змеёй, взят греками у египтян. Так соединяется египетская и греческая традиция, продолженная впоследствии римлянами, у которых бог врачевания стал Эскулапом.
По всей вероятности Имхотепа захоронили в Саккарском некрополе, но несмотря на все усилия, место захоронения и мумию Имхотепа найти никому не удалось.
Зато в 2006 году в Саккаре открыли музей Имхотепа, память о великом гении Древнего Египта прошла через тысячелетия. Укрепили и реставрировали возведённую им пирамиду, она ждёт всех желающих прикоснуться к истокам человеческой цивилизации Древнего Востока.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0532697 выдан для произведения:
Джосер Нечерихет стал основателем III династии Древнего царства и правил в Та-Кемет (Древнем Египте) почти 5 тысяч лет назад, в середине XXVII века до н.э. I и II династии египетских правителей (фараонов) относятся к Раннему царству. Последний представитель II династии Раннего царства фараон Хасехемуи был отцом Джосера.
Джосер (Священный) – один из самых знаменитых фараонов, в правлении которого главным египетским городом окончательно утвердился Хут-ка-Птах (Храм души Птаха), в эллинистической традиции известный всему миру, как Мемфис. Город на западном берегу Нила, между Нижним и Верхним Египтом, который стал столицей и символом их окончательного объединения. Само слово «Айгюптос-Эгиптос-Египет» произошло путём греческих трансформаций названия города. До этого столица фараонов периода Раннего царства находилась в городе Тинис (Чени) в Верхнем Египте. Недалеко находился и культовый центр, загробный город Абидос.
Итак, при фараоне Джосере Древний Египет являлся полностью единым, централизованным могущественным государством, самым великим в мире. Согласно Туринскому папирусу этот фараон правил 19 лет, а по знаменитому историку и жрецу Манефрону 29 лет. По ряду причин есть больше оснований верить Туринскому папирусу, хотя точная хронология теперь вряд ли возможна.
Джосер покорил племена пустынных кочевников-бедуинов и присоединил к Египту Синайский полуостров, богатый месторождениями меди и бирюзы. Южные границы страны при нём продвинулись за первый нильский порог далеко в Нубию и оградились от диких, воинственных племён надёжной защитной стеной. ( Великая китайская стена, построенная на другом конце планеты с этой же целью, датируется III веком до н.э., то есть она была возведена почти на 2 тысячи лет позже. ) Из Нубии в Древнем Египте доставлялись золото, слоновая кость, чёрное дерево и другие богатства.
Походы Джосера обеспечили государство достаточным количеством дешёвой рабочей силы и полезных ископаемых для развития ремесел и строительства. Тут, конечно, можно сказать о пагубности завоевательных походов, захвате материальных и людских ресурсов и применения подневольной рабской силы. Но разве лучше было, когда все эти природные богатства лежали без дела, а люди бесцельно гибли в постоянных кровавых междоусобных стычках и войнах? Жестокие века, но милосердие никогда не было свойственно человеку, ни тысячи лет назад, ни сейчас. В просвещённом XXI веке многие миллионы людей позавидовали бы участи египетских невольников.
Время правления фараона Джосера ( предположительно 2665 – 2645 гг до н.э. ) – это «Золотой век» Древнего царства. Для увековечивания величия и славы фараона была возведена первая египетская пирамида. Со ступенчатой пирамиды Джосера началась история всех египетских пирамид.
До этого местом упокоения фараонов являлась мастаба, что в переводе с арабского означает «скамья», так как по своим очертаниям она её напоминала. В древнеегипетском оригинале мастаба называлась пер-джед (вечный дом). Пер-джед состоял из надземной и подземной части.
Египтян отличала искренняя вера в загробную жизнь, смерть для них была не полным концом, а началом новой вечной жизни. Тела умерших сохраняли, подвергали мумификации. Человеческое тело после мумификации «саху, сах» - «священные останки» рассматривалось, как воплощение души. Хорошо известна христианская концепция духа, души и тела человека.
А по религиозно-философским представлениям древних египтян душа имелась у животных, людей, богов и разделялась на несколько частей.
Человек по древнеегипетским воззрениям состоит из материального тела, духовного тела, сердца, души, двойника, эфирного нематериального духа, имени и образа. Чтобы обеспечить существование в загробном мире нематериальных частей человека требовалась тщательная мумификация материальных человеческих останков. Этим сложным многоэтапным процессом занимались специально обученные жрецы при некрополях. Собакокоголовый бог Анубис был богом смерти, мумификации, некрополей.
Первую в историю пирамиду для упокоения фараона Джосера создал Имхотеп - великий древнеегипетский строитель, инженер и архитектор. Впервые строительным материалом стал тесанный камень, а не кирпич-сырец. Конечно, необожжённый кирпич-сырец - самый доступный и распространённый в жарком климате Египта материал для строительства, но его прочность и долговечность оставляет желать лучшего. А камень-известняк сохранился до наших дней.
Имхотеп решил надстроить над первой прямоугольной каменной мастабой (125 – 115 метров)ещё три мастабы уменьшающихся размеров. Затем число ступеней он увеличил до 6, тогда высота ступенчатой пирамиды превысила 6о метров. Сейчас её высота 61 метр, раньше была больше. Правда, это мы сейчас измеряем метрами, египетские единицы измерения были связаны с пропорциями человеческого тела. Очень часто единицей измерения был локоть – расстояние от локтя до кончиков пальцев.
Ступенчатая пирамида Джосера стала в то время самым высоким архитектурным сооружением на планете, её ступени символически возводили фараона на небо. Это была настоящая революция в зодчестве. В пирамиде имелись камеры не только для упокоения Джосера, но и для членов семьи фараона. Они соединялись сложными галереями и запутанными лабиринтами.
Вокруг пирамиды по замыслу Имхотепа был возведён целый храмовый комплекс. Сейчас от него мало что осталось, а вот сама ступенчатая пирамида дошла до наших времён через тысячелетия. Имхотепа считают также первым изобретателем колонны в архитектуре. Кроме того он изготавливал удивительные каменные вазы из обсидиана. Древнеегипетский секрет обработки обсидиана не раскрыт до сих пор. Да и сколько ещё тайн Та-Кемет скрыто от нашего понимания…
На основании статуи фараона Джосера в Саккаре (25 км. от Каира) содержится перечень званий и титулов Имхотепа, где он назван вторым после фараона лицом, верховным жрецом Гелиополя, главным сановником «чати», главным казначеем, главным строителем…
Об Имхотепе не забывали и в последующие времена, его культовые центры есть в Карнакском храмовом комплексе, на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр-эль- Бахри, в птолемеевском храме Хатхор в Дейр-эль-Медине…
Имхотеп на древнеегипетском означает «Пришедший в умиротворении». Известно, что его отец Канефер являлся начальником работ в Верхнем и Нижнем Египте, а мать Херду-анх происходила из рода скромных чиновников. То есть, при рождении Имхотеп не отличался ни большим богатством, ни знатностью, а своих исключительных высот достиг благодаря своему уникальному уму и беспрестанному труду.
История донесла до нас имя его супруги – Неферт-ренпет, а вот сведений о детях нет.
Строительство, архитектура и скульптура – это только часть занятий Имхотепа. Он известен также, как жрец, астролог, а главное – великий медик.
Археолог Эдвин Смит обнаружил папирус с основательным изложением древнеегипетских медицинских знаний. Сам папирус, открытый Смитом, датируется 17 веком до н.э., но он является поздней копией, повторением трудов самого Имхотепа. В нём рассматривается более 200 болезней, методы их лечения, прогнозы на выздоровление. Там мы можем узнать, что в Древнем Египте хорошо лечили различные травмы, в том числе делали достаточно сложные операции. Большое значение уделялось стоматологии, ведь из-за особенностей питания зубы тогда у всех сильно страдали.
Производящие сложнейшую процедуру мумификации египтяне хорошо знали анатомию человека. Но порой их представления о физиологии, работе различных органов были далеко от истины. Например, сердце они считали вместилищем эмоций и разума, поэтому сердце старались тщательно сохранить, а мозг выбрасывали.
Знали они и химию, правда, не всегда их знания соответствовали действительности, случались и ошибки.
Различные болезни египтяне считали нападением злых сил и духов, с которыми боролись жрецы, поэтому все лекари и целители происходили из жреческого сословия. Но наряду с заклинаниями, магией они применяли минералы и другие природные вещества, различное растительное и животное сырьё. Так выявлялись препараты с противовоспалительной и жаропонижающей активностью по типу аспирина, анальгетики и психоактивные вещества, природные прототипы антибиотиков... Но иногда лекарственные препараты древних египтян могли приносить вред, а не пользу, потому что тогда не знали о токсическом, канцерогенном, мутагенном действии ряда веществ.
Имхотеп был верховным жрецом Гелиополя, но он не ограничивался магическими обрядами для исцеления больных и раненых. Он умело оперировал, назначал лекарственные препараты из молока, мёда, вина, трав и других растений, а также из тел и органов самых разных животных. В папирусе есть его высказывание: «Не учи учёного готовить лекарственные снадобья».
Он помогал тысячам больных и травмированных египтян, его слава целителя росла и ширилась. Кроме практической медицины он записывал на папирусах её теорию.
Имхотеп пережил фараона Джосера, известно, что он начал строительство пирамиды для его преемника Сехемхета. Размеры пирамиды для нового фараона проектировались большими, чем для Джосера. Но на второй ступени её строительство из-за внезапной смерти Сехемхета (вероятно насильственной) было прекращено. Имхотепу не пришлось, как архитектору, превысить самого себя.
А врачебное искусство Имхотепа было столь велико, что после его смерти ему стали поклоняться, как богу медицины. Как величайшего мудреца его стали считали сыном самого верховного бога Птаха, связывали его также с именем бога письменности и просвещения Тота. Поэтому на скульптурном изображении Имхотеп сидит с папирусом в руках.
Известно отождествление Имхотепа с библейским Иосифом, основанное на том, что он был первым лицом в Египте после фараона Джосера во время семилетней засухи, зафиксированной на стеле Голода.
В эпоху Птолемеев Имхотепа связывают с греческим богом врачевания Асклепием, правда знаменитый историк и жрец Манефрон называет его Имутесом. Знаменитый кадуцей Асклепия – жезл, обвитый змеёй, взят греками у египтян. Так соединяется египетская и греческая традиция, продолженная впоследствии римлянами, у которых бог врачевания стал Эскулапом.
По всей вероятности Имхотепа захоронили в Саккарском некрополе, но несмотря на все усилия, место захоронения и мумию Имхотепа найти никому не удалось.
Зато в 2006 году в Саккаре открыли музей Имхотепа, память о великом гении Древнего Египта прошла через тысячелетия. Укрепили и реставрировали возведённую им пирамиду, она ждёт всех желающих прикоснуться к истокам человеческой цивилизации Древнего Востока.
Джосер Нечерихет стал основателем III династии Древнего царства и правил в Та-Кемет (Древнем Египте) почти 5 тысяч лет назад, в середине XXVII века до н.э. I и II династии египетских правителей (фараонов) относятся к Раннему царству. Последний представитель II династии Раннего царства фараон Хасехемуи был отцом Джосера.
Джосер (Священный) – один из самых знаменитых фараонов, в правлении которого главным египетским городом окончательно утвердился Хут-ка-Птах (Храм души Птаха), в эллинистической традиции известный всему миру, как Мемфис. Город на западном берегу Нила, между Нижним и Верхним Египтом, который стал столицей и символом их окончательного объединения. Само слово «Айгюптос-Эгиптос-Египет» произошло путём греческих трансформаций названия города. До этого столица фараонов периода Раннего царства находилась в городе Тинис (Чени) в Верхнем Египте. Недалеко находился и культовый центр, загробный город Абидос.
Итак, при фараоне Джосере Древний Египет являлся полностью единым, централизованным могущественным государством, самым великим в мире. Согласно Туринскому папирусу этот фараон правил 19 лет, а по знаменитому историку и жрецу Манефрону 29 лет. По ряду причин есть больше оснований верить Туринскому папирусу, хотя точная хронология теперь вряд ли возможна.
Джосер покорил племена пустынных кочевников-бедуинов и присоединил к Египту Синайский полуостров, богатый месторождениями меди и бирюзы. Южные границы страны при нём продвинулись за первый нильский порог далеко в Нубию и оградились от диких, воинственных племён надёжной защитной стеной. ( Великая китайская стена, построенная на другом конце планеты с этой же целью, датируется III веком до н.э., то есть она была возведена почти на 2 тысячи лет позже. ) Из Нубии в Древнем Египте доставлялись золото, слоновая кость, чёрное дерево и другие богатства.
Походы Джосера обеспечили государство достаточным количеством дешёвой рабочей силы и полезных ископаемых для развития ремесел и строительства. Тут, конечно, можно сказать о пагубности завоевательных походов, захвате материальных и людских ресурсов и применения подневольной рабской силы. Но разве лучше было, когда все эти природные богатства лежали без дела, а люди бесцельно гибли в постоянных кровавых междоусобных стычках и войнах? Жестокие века, но милосердие никогда не было свойственно человеку, ни тысячи лет назад, ни сейчас. В просвещённом XXI веке многие миллионы людей позавидовали бы участи египетских невольников.
Время правления фараона Джосера ( предположительно 2665 – 2645 гг до н.э. ) – это «Золотой век» Древнего царства. Для увековечивания величия и славы фараона была возведена первая египетская пирамида. Со ступенчатой пирамиды Джосера началась история всех египетских пирамид.
До этого местом упокоения фараонов являлась мастаба, что в переводе с арабского означает «скамья», так как по своим очертаниям она её напоминала. В древнеегипетском оригинале мастаба называлась пер-джед (вечный дом). Пер-джед состоял из надземной и подземной части.
Египтян отличала искренняя вера в загробную жизнь, смерть для них была не полным концом, а началом новой вечной жизни. Тела умерших сохраняли, подвергали мумификации. Человеческое тело после мумификации «саху, сах» - «священные останки» рассматривалось, как воплощение души. Хорошо известна христианская концепция духа, души и тела человека.
А по религиозно-философским представлениям древних египтян душа имелась у животных, людей, богов и разделялась на несколько частей.
Человек по древнеегипетским воззрениям состоит из материального тела, духовного тела, сердца, души, двойника, эфирного нематериального духа, имени и образа. Чтобы обеспечить существование в загробном мире нематериальных частей человека требовалась тщательная мумификация материальных человеческих останков. Этим сложным многоэтапным процессом занимались специально обученные жрецы при некрополях. Собакокоголовый бог Анубис был богом смерти, мумификации, некрополей.
Первую в историю пирамиду для упокоения фараона Джосера создал Имхотеп - великий древнеегипетский строитель, инженер и архитектор. Впервые строительным материалом стал тесанный камень, а не кирпич-сырец. Конечно, необожжённый кирпич-сырец - самый доступный и распространённый в жарком климате Египта материал для строительства, но его прочность и долговечность оставляет желать лучшего. А камень-известняк сохранился до наших дней.
Имхотеп решил надстроить над первой прямоугольной каменной мастабой (125 – 115 метров)ещё три мастабы уменьшающихся размеров. Затем число ступеней он увеличил до 6, тогда высота ступенчатой пирамиды превысила 6о метров. Сейчас её высота 61 метр, раньше была больше. Правда, это мы сейчас измеряем метрами, египетские единицы измерения были связаны с пропорциями человеческого тела. Очень часто единицей измерения был локоть – расстояние от локтя до кончиков пальцев.
Ступенчатая пирамида Джосера стала в то время самым высоким архитектурным сооружением на планете, её ступени символически возводили фараона на небо. Это была настоящая революция в зодчестве. В пирамиде имелись камеры не только для упокоения Джосера, но и для членов семьи фараона. Они соединялись сложными галереями и запутанными лабиринтами.
Вокруг пирамиды по замыслу Имхотепа был возведён целый храмовый комплекс. Сейчас от него мало что осталось, а вот сама ступенчатая пирамида дошла до наших времён через тысячелетия. Имхотепа считают также первым изобретателем колонны в архитектуре. Кроме того он изготавливал удивительные каменные вазы из обсидиана. Древнеегипетский секрет обработки обсидиана не раскрыт до сих пор. Да и сколько ещё тайн Та-Кемет скрыто от нашего понимания…
На основании статуи фараона Джосера в Саккаре (25 км. от Каира) содержится перечень званий и титулов Имхотепа, где он назван вторым после фараона лицом, верховным жрецом Гелиополя, главным сановником «чати», главным казначеем, главным строителем…
Об Имхотепе не забывали и в последующие времена, его культовые центры есть в Карнакском храмовом комплексе, на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр-эль- Бахри, в птолемеевском храме Хатхор в Дейр-эль-Медине…
Имхотеп на древнеегипетском означает «Пришедший в умиротворении». Известно, что его отец Канефер являлся начальником работ в Верхнем и Нижнем Египте, а мать Херду-анх происходила из рода скромных чиновников. То есть, при рождении Имхотеп не отличался ни большим богатством, ни знатностью, а своих исключительных высот достиг благодаря своему уникальному уму и беспрестанному труду.
История донесла до нас имя его супруги – Неферт-ренпет, а вот сведений о детях нет.
Строительство, архитектура и скульптура – это только часть занятий Имхотепа. Он известен также, как жрец, астролог, а главное – великий медик.
Археолог Эдвин Смит обнаружил папирус с основательным изложением древнеегипетских медицинских знаний. Сам папирус, открытый Смитом, датируется 17 веком до н.э., но он является поздней копией, повторением трудов самого Имхотепа. В нём рассматривается более 200 болезней, методы их лечения, прогнозы на выздоровление. Там мы можем узнать, что в Древнем Египте хорошо лечили различные травмы, в том числе делали достаточно сложные операции. Большое значение уделялось стоматологии, ведь из-за особенностей питания зубы тогда у всех сильно страдали.
Производящие сложнейшую процедуру мумификации египтяне хорошо знали анатомию человека. Но порой их представления о физиологии, работе различных органов были далеко от истины. Например, сердце они считали вместилищем эмоций и разума, поэтому сердце старались тщательно сохранить, а мозг выбрасывали.
Знали они и химию, правда, не всегда их знания соответствовали действительности, случались и ошибки.
Различные болезни египтяне считали нападением злых сил и духов, с которыми боролись жрецы, поэтому все лекари и целители происходили из жреческого сословия. Но наряду с заклинаниями, магией они применяли минералы и другие природные вещества, различное растительное и животное сырьё. Так выявлялись препараты с противовоспалительной и жаропонижающей активностью по типу аспирина, анальгетики и психоактивные вещества, природные прототипы антибиотиков... Но иногда лекарственные препараты древних египтян могли приносить вред, а не пользу, потому что тогда не знали о токсическом, канцерогенном, мутагенном действии ряда веществ.
Имхотеп был верховным жрецом Гелиополя, но он не ограничивался магическими обрядами для исцеления больных и раненых. Он умело оперировал, назначал лекарственные препараты из молока, мёда, вина, трав и других растений, а также из тел и органов самых разных животных. В папирусе есть его высказывание: «Не учи учёного готовить лекарственные снадобья».
Он помогал тысячам больных и травмированных египтян, его слава целителя росла и ширилась. Кроме практической медицины он записывал на папирусах её теорию.
Имхотеп пережил фараона Джосера, известно, что он начал строительство пирамиды для его преемника Сехемхета. Размеры пирамиды для нового фараона проектировались большими, чем для Джосера. Но на второй ступени её строительство из-за внезапной смерти Сехемхета (вероятно насильственной) было прекращено. Имхотепу не пришлось, как архитектору, превысить самого себя.
А врачебное искусство Имхотепа было столь велико, что после его смерти ему стали поклоняться, как богу медицины. Как величайшего мудреца его стали считали сыном самого верховного бога Птаха, связывали его также с именем бога письменности и просвещения Тота. Поэтому на скульптурном изображении Имхотеп сидит с папирусом в руках.
Известно отождествление Имхотепа с библейским Иосифом, основанное на том, что он был первым лицом в Египте после фараона Джосера во время семилетней засухи, зафиксированной на стеле Голода.
В эпоху Птолемеев Имхотепа связывают с греческим богом врачевания Асклепием, правда знаменитый историк и жрец Манефрон называет его Имутесом. Знаменитый кадуцей Асклепия – жезл, обвитый змеёй, взят греками у египтян. Так соединяется египетская и греческая традиция, продолженная впоследствии римлянами, у которых бог врачевания стал Эскулапом.
По всей вероятности Имхотепа захоронили в Саккарском некрополе, но несмотря на все усилия, место захоронения и мумию Имхотепа найти никому не удалось.
Зато в 2006 году в Саккаре открыли музей Имхотепа, память о великом гении Древнего Египта прошла через тысячелетия. Укрепили и реставрировали возведённую им пирамиду, она ждёт всех желающих прикоснуться к истокам человеческой цивилизации Древнего Востока.
Рейтинг: +1
202 просмотра
Комментарии (2)
Денис Маркелов # 25 октября 2024 в 20:52 0 | ||
|
Евгений Ефрешин # 26 октября 2024 в 11:09 0 | ||
|
Новые произведения