ДЬИЭРЭҺИЙ САХАБЫТ ОМУГУН ААТТАТАН
Хомуһум ырыатын хомуйан ыламмын,
Холонон көрөбүн хомуспун сыыйаммын,
Дьиэрэтэн ыллыыр дьүрүскэн ыратын,
Дьиктитик кэрэтик дьиэрэйэр ырыатын.
Алыптаах ырыаҕын билиннэ сүүс омук,
Астына дуорайда алааска эн ырыаҥ,
Алгыстаах хомуһум тыаһыгар бигэтэн,
Аан дойду бигэнэн утуйан налыйар.
Дьүрүһүй дьиэрэйэ хомуһум барахсан,
Дьиэрэһий, сахабыт омугун ааттатан,
Күндүлээ алыптаах дорҕооҥҥун ыһаҥҥын,
Кылыһах дьырылас ырыатын анааҥҥын.
Күн аайы бэлэхтээ күөрэгэй ырыатын,
Кун тахсар кэрэтин эн миэхэ анааҥҥын,
Көтүтэр эн ырыаҥ матыыбар ылларан,
Көтүөҕүм кынатыҥ алыбар олорсон.
Надежда Николаева - Күн Арылы
Лөкөчөөн - Бэрдьигэстээх
(с. Лекечён, Вилюйский улус - с. Бердигестях, Горный
улус, Республика Саха (Якутия))
19.09.16
Я СПОЮ ВАМ ХОМУСОМ
Я спою вам хомусом вселенский рассказ,
О якутской земле, несравненной, показ,
Передам я душою и телом полёт,
Журавлей, благодати судьбы, амулет.
Как поют переливчато птицы наказ,
Что природой дано показать нам алмаз,
Огранённый веками, всех предков, завет,
Животворного солнца, сияньем, рассвет.
Красотой всех алАсов, сердечный экстаз,
Нам, родного истока, озёрцами глаз,
Мелодичностью звука, хомУса отсвет,
Колокольчиком звонким, рулады букет.
Я лечу, над простором, искринкой, сейчас,
Галактической яркостью, звёздочек, трасс,
Растворяясь мелодией, пробую след,
Заполярных сияний, морозных бесед.
За игрой жеребёнка, танцующем вальс,
Здесь смотрю и пишу сокровенный романс,
Малахитом таёжным, в небес тишине,
Разрисую травинки пришедшей весне.
Белокрылою лебедью, в росных лугах,
Белоснежною песней, в якутских снегах,
Исполнением грёз, в мироздании сне,
Я спою вам, надеждой, в святой красоте.
Василий Полятинский
13:50 – 19:45 05.04.17
© Свидетельство о публикации №117040506577
У народа Саха есть поверье: кто хоть раз увидит стерха, будет
счастливым всю жизнь.
Образ стерха (журавля) — символ долгой, счастливой жизни.
Стерх (белый журавль) – самый редкий вид семейства «настоящие журавли». Стерх
гнездится исключительно на территории России – в Якутии и в Тюменской области.
Якутский хомус (варган)
Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и
используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент,
а настоящий символ национальной культуры. Местные умельцы через века пронесли
секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он
позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие природу.
Существует несколько разновидностей якутского хомуса. В
древние времена его изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось
дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В
старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.
Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он
имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С
середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где
заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой
вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Варган может иметь
от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте.
Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм –
он зависит от техники и мастерства играющего.
Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры
на нём требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается
гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом.
Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха
совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.
Считалось, что звук якутского хомуса соткан из космических
вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган
нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров
на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.
Игра на якутском хомусе – это всегда импровизация, отражающая
внутреннее состояние играющего.
Ысыах - якутский национальный праздник.
По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.
Церемония встречи солнца.
Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты
считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи
солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в
его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного
животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость,
наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы
Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и
силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине,
он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании
здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от
всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Хомуһум ырыатын хомуйан ыламмын,
Холонон көрөбүн хомуспун сыыйаммын,
Дьиэрэтэн ыллыыр дьүрүскэн ыратын,
Дьиктитик кэрэтик дьиэрэйэр ырыатын.
Алыптаах ырыаҕын билиннэ сүүс омук,
Астына дуорайда алааска эн ырыаҥ,
Алгыстаах хомуһум тыаһыгар бигэтэн,
Аан дойду бигэнэн утуйан налыйар.
Дьүрүһүй дьиэрэйэ хомуһум барахсан,
Дьиэрэһий, сахабыт омугун ааттатан,
Күндүлээ алыптаах дорҕооҥҥун ыһаҥҥын,
Кылыһах дьырылас ырыатын анааҥҥын.
Күн аайы бэлэхтээ күөрэгэй ырыатын,
Кун тахсар кэрэтин эн миэхэ анааҥҥын,
Көтүтэр эн ырыаҥ матыыбар ылларан,
Көтүөҕүм кынатыҥ алыбар олорсон.
Надежда Николаева - Күн Арылы
Лөкөчөөн - Бэрдьигэстээх
(с. Лекечён, Вилюйский улус - с. Бердигестях, Горный
улус, Республика Саха (Якутия))
19.09.16
Я СПОЮ ВАМ ХОМУСОМ
Я спою вам хомусом вселенский рассказ,
О якутской земле, несравненной, показ,
Передам я душою и телом полёт,
Журавлей, благодати судьбы, амулет.
Как поют переливчато птицы наказ,
Что природой дано показать нам алмаз,
Огранённый веками, всех предков, завет,
Животворного солнца, сияньем, рассвет.
Красотой всех алАсов, сердечный экстаз,
Нам, родного истока, озёрцами глаз,
Мелодичностью звука, хомУса отсвет,
Колокольчиком звонким, рулады букет.
Я лечу, над простором, искринкой, сейчас,
Галактической яркостью, звёздочек, трасс,
Растворяясь мелодией, пробую след,
Заполярных сияний, морозных бесед.
За игрой жеребёнка, танцующем вальс,
Здесь смотрю и пишу сокровенный романс,
Малахитом таёжным, в небес тишине,
Разрисую травинки пришедшей весне.
Белокрылою лебедью, в росных лугах,
Белоснежною песней, в якутских снегах,
Исполнением грёз, в мироздании сне,
Я спою вам, надеждой, в святой красоте.
Василий Полятинский
13:50 – 19:45 05.04.17
© Свидетельство о публикации №117040506577
У народа Саха есть поверье: кто хоть раз увидит стерха, будет
счастливым всю жизнь.
Образ стерха (журавля) — символ долгой, счастливой жизни.
Стерх (белый журавль) – самый редкий вид семейства «настоящие журавли». Стерх
гнездится исключительно на территории России – в Якутии и в Тюменской области.
Якутский хомус (варган)
Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и
используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент,
а настоящий символ национальной культуры. Местные умельцы через века пронесли
секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он
позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие природу.
Существует несколько разновидностей якутского хомуса. В
древние времена его изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось
дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В
старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.
Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он
имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С
середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где
заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой
вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Варган может иметь
от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте.
Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм –
он зависит от техники и мастерства играющего.
Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры
на нём требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается
гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом.
Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха
совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.
Считалось, что звук якутского хомуса соткан из космических
вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган
нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров
на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.
Игра на якутском хомусе – это всегда импровизация, отражающая
внутреннее состояние играющего.
Ысыах - якутский национальный праздник.
По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.
Церемония встречи солнца.
Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты
считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи
солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в
его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного
животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость,
наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы
Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и
силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине,
он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании
здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от
всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Пётр Великанов # 31 марта 2019 в 22:15 +2 | ||
|
Василий Полятинский # 2 апреля 2019 в 04:44 +1 | ||
|