|
Татьяна, если разговор вокруг стихов и их исполнения представляет какой-то интерес, то можно его продолжить. Тем более, что в работе над прочтением пришлось делать выбор между тем, что давал анализ стихотворения и чувственным восприятием его событий. Поясню свою мысль. Внимательное чтение стихов показывало, что они очень щедро наполнены звуками и музыкой. В них слышатся звуки органа, колоколов, шорох падающего снега, ритмы легкого вальса, вздохи шарманки и осторожные девичьи голоса. Всё это многозвучие собрано в цельный звуковой мир с замечательной паузой на задержке дыхания: «В этом обмороке бальном …» Очень деликатны короткие реплики и внутренняя речь, которая постепенно вырастает, набирает силу, и в финале легко и изящно стихи наполняются звуком, превращаясь в гимн Слову: = Мы споём, певцы Живого! Всё минует, кроме слова, Ничего нет больше Слова В хрупком мире голубом. = Замечательный финал! В энергетике и характере моцартовской музыки. Но, к сожалению, воплотить эти образы в звучание с сохранением найденных особенностей стиха и заложенной в нём звуковой палитры, оказалось выше моих речевых возможностей. То, что я слышал внутренним слухом, не переходило в звучание. Добиться желаемого мне так и не удалось. Может быть, это надо было читать в несколько голосов. Но мне не хотелось отступать от прочтения хороших стихов, и я решил пойти другим путем – через передачу собственных ощущений не только от стихов, но и от самого события. Я поехал в старый город на место действия и повторил путь героев стихов по Успенскому вражку, выйдя на него через Газетный переулок и поднимаясь по нему параллельно Тверской улице вверх от Храма Успения Пресвятой Богородицы, что на углу Газетного переулка, до церкви Воскресения Словущего. Был конец дня, начинались сумерки, шел небольшой снег. Это немного скрывало приметы сегодняшнего дня, приглушало уличный фон и помогало нарисовать в воображении и путь, и тихий ход, и переживания героев. Дорога поднималась немного вверх, в этом небольшом подъеме угадывался берег бывшего оврага, и постепенно вырастало здание Храма с высокой колокольней. Я тихо проговаривал вполголоса стихи, замечая, что их ритм совпадает с неторопливым ритмом моих шагов, а их звук с общей атмосферой. И действительно, если бы мне пришлось кого-то позвать или что-то сказать, то слова были бы короткими, а звук приглушенным, - таким, как в тексте : «Ася, Ася, дай мне руку…» Потом где-то высоко вверху зазвонили колокола церкви, внимание перенеслось наверх, его круг сузился , реальности городской обстановки оказались пригашены, а ощущение связи с надземным миром и его притяжение становилось все сильнее. Вот эти внутренние ощущения и были положены в основу своего прочтения. Конечно, здесь большая доля собственного восприятия обстановки стихов, нежели их поэтической формы. Так что если будет укор в неполном отражении стихов, в их излишнем «присвоении», я его приму. Спасибо за продолжение разговора о стихах! Успехов в добрых делах!
|
|