Рената, прав великий поэт. Любая мысль - это ложь со знаком плюс или минус. Все зависит от адекватности взаимопонимания. Конечно, несказанное слово может обернуться пыткой, только великий поэт нам намекал - лучше стоит молчать, чем произносить мысли в неадекватной среде... Неадекватная социальная среда неизбежно воспринимает некоторые мысли как провокацию или оскорбление. Если Тютчев признал, что даже великий и могучий язык не может передать всю глубину и многосторонность мысли конкретного человека, то любая, не до конца высказанная мысль может отрицаться как неверная.
всё так, Василий, я, когда открыла для себя это стихотворение(а было это очень давно, конечно), стала примерять на себя, как обычно) прислушивалась к тому, что говорю и пытаюсь понять, выразила ли мысль или все-таки исказила ее...ну, думаю, догадываетесь о результате моего эксперимента?.. а Тютчев мне вообще нравится... его короткая строка удивительно точна, мудра и красива! не могу не удивляться этому! тем более сама "страдаю" длинными фразами... как мне нравится беседовать с Вами, Василий! помимо всего прочего, узнаю столько интересного...и вот вроде и раньше думала об этом, читала, слышала, а вот выводы не всегда делала...или делала поверхностные... а у Вас такая глубина и понимание...Спасибо Вам!
Рената, я Фёдора Ивановича уважаю, конечно. Земляк он мой, я на его стихах росла, но и великие(особенно великие) поэты для красного словца способны на многое. Это конкретное стихотворение особо грешит философической красивостью и является одним из самых необычных и неудачных у Тютчева. Человек - гениальный пейзажник, но философ - никакой. В те времена пошла волна ознакомления с буддизмом у наших помещиков, вот многие таланты "вершков" и хватанули. Если следовать логике Фёдора Ивановича - вся поэзия бесполезна и напрасна, ибо она по сути есть "фиксация" мыслей и чувств, их мгновенная фотография. А жизнь течёт и меняется, что вчера человек считал абсолютной истиной - сегодня видится как нечто совсем иное. Исходя из этой логики фраза:"Мысль изречённая есть ложь" является справедливой. Но тогда ложью является и мысль неизречённая. Ибо она тоже была, только не зафиксирована. Тут намёк на иллюзорность мира вообще. И много ещё чего. Мне же более близки твои мысли и чувства, Рената. Чувство - здесь и сейчас - абсолютная истина. А завтра - будет завтра...Рина, ты умничка!
ух ты... я так глубоко не вдумывалась, если честно...и "попалась", скорее, действительно на афористично оформленную фразу "мысль изреченная есть ложь", и еще "Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?..." вот эти строчки довольно часто "уговаривали" меня успокоиться, когда не находила понимания...даже у самых близких...если уж классик сомневался в возможности понимать друг друга, то что уж говорить обо мне(( ой, Тань, неужели не бывает абсолютного понимания между людьми??? да, знаю ,что бывают моменты, когда действительно кажется(??), что понимаем...но... а ведь ты права, мы читаем стихи, особенно давно написанные, как данность ,не задумываясь об обстоятельствах, им предшествующих...а в них ,возможно, кроится предисловие, думы, которые сокрыты от нас, свое понимание... а мы, не зная этого, придаем этим же строкам свое понимание... с одной стороны, стихи, может, тем и уникальны, что умеют быть так "адаптированы" и гибки к каждому читателю... спасибо тебе, Таня, что пишешь это...насколько интересно, настолько полезно...сейчас снова перечитывала его стихотворение... иллюзорность имеет место быть...но не мира, а, скорее, нашего восприятия его... а вот то что "здесь и сейчас", я, к сожаленью(?) поняла только относительно недавно...
Супрематические картины автора воплощают в себе четкое ощущение пространства. Толстые местные цвета сражаются между собой в состоянии полной пластической гармонии. Белый фон всегда чистый и неразбавленный, а изображенные на нем беспредметные картины исполнены целомудрием и легкостью. Отсутствие тяжелых рам усиливает ощущение легкости и полета в пространстве. (интернет) Вот я, токарь, шахтёр, водитель стою перед картиной Малевича "Чёрный квадрат", а экскурсовод "изрекает" мне эту мысль. Могу ли я понять, принять эту мысль за истину? Скорее всего для меня это - ложь. А то, что "изречено" -утверждение спорное по сути, зависящее от компетенции, искренности участников обсуждения.А что имел в виду Тютчев, никто не знает... Поэты часто пишут стихи под влиянием каких-то личных событий и связанных с ними эмоций... и это так, только чувства и эмоции главные музы в поэзии, иначе она будет "вымученной" и сухой, как засохший позавчерашний хлеб - вроде еда, а ни вкуса, ни удовлетворения.....
заинтриговали, Дмитрий) читала и не сразу поняла, о чем...ох уж этот "Черный квадрат"... как и "Silentium" Тютчева тоже трудно понять, что именно он имел в виду...я слышала даже такую версию, что у художника не было холста и он просто закрасил одну картину черной краской, да так и оставил... а все последующие интерпретации - плод какой-то волны, подгоняемой временем, переменами...сейчас каждый волен трактовать эту картину в зависимости от своих ощущений. у меня их нет ,да простят меня любители искусства...Вы правы, безусловно, Дмитрий, искусство вообще очень индивидуально: создаются произведения для всех, читает их каждый по-своему. а может, в этом и есть особый смысл и предназначение его? главное для человека, думающего и неравнодушного человека - выразить себя, свои мысли...самому часто сделать это сложно...а вот искусство может если не помочь, то хотя бы подтолкнуть... спасибо, Дмитрий, получаю истинное удовольствие от общения с Вами...как жаль, что не часто приходится это делать...времена года дают о себе знать(
Спасибо, Рената, Вы правильно поняли мою мысль, я просто не понимаю фраз, типа «разбирается в поэзии (живописи)"… Каждый смотрит своими глазами, думает своей головой, ищет то, что его волнует.. Ну, например, для меня… Очень распространённая тема у художников «Хозяйка и служанка» Вот три – Вермеер, Хох и Максимов… Ладно, бог с ним, Вермеером, оставим Питера де Хоха и Василия Максимова. Хох – «Госпожа и служанка» - застывшие фигуры, безразличие в глазах хозяйки, служанка, за чем-то принёсшая рыбу на веранду… Лично я ну ничего не могу рассказать и сфантазировать.. А вот Максимов «Всё в прошлом» - О-о-! Тут можно не рассказ, повесть написать…На мой взгляд, а кто-то посмотрит иначе… Так же и со стихами, можно их прочитывать, а можно ЧИТАТЬ… Вот песня Малинина «Берега» - красивая мелодия, хорошее исполнение, можно даже потанцевать… А прислушайтесь к тексту – какая глубина, трагизм неизбежности, благодарность за состоявшееся… Так что, как и для чего смотреть, читать, слушать…И получается "разбирается" - это если его видение совпадает с общепринятым, а нет - фу, не разбирается" Вот поэтому под этим гипнозом люди лукавят, желая выглядеть... Тема интересная, но не для комментариев, простите, увлёкся…