1. Умения читать недостаточно для того, чтобы адекватно воспринимать поэзию. Необходим специфический "поэтический слух". Как и музыкальный слух, он редко бывает врожденным, но в большинстве случаев его можно развить. -— 2. Умения думать недостаточно для того, чтобы адекватно воспринимать поэзию. Для интеллектуальной деятельности предназначены науки. Иногда те, кто не в состоянии заниматься науками, прилагают свой интеллект к восприятию искусства (а бывает, и к его созданию). Это бесполезно. Поэзия воспринимается другими органами. -— 3. Стихотворение есть способ передачи состояния сознания, самого состояния, а не информации о нем, способ прямого общения, независимого от времени и пространства. Подготовленный читатель, "дешифруя" текст, реконструирует его чувственные (а то и сверхчувственные) компоненты и, влекомый ими, попадает в состояние сознания, подобное тому, в котором находился создававший текст автор. Поэтому, вне процесса восприятия, текст - просто набор бессмысленных значков, труп, а исследователи текста - паталогоанатомы -— 4. Передача состояния возможна, лишь если текст специальным образом организован. Формальных правил для этого не существует, поэтому в отношении "приемов" - абсолютный беспредел. Поэтический текст является как бы оркестром из разных инструментов: звука, ритма, смысла, интонации, "приемов" и так далее. Следует особо отметить, что ряд приемов, обычно используемых при создании поэтических текстов, совпадает с приемами не директивного гипноза
|