Всё так, и то, что Вы рассуждаете и меняете слова -меняется смысл , но ненамного, поэтому написанное ВЕЛИКИМ автором вызывает у Вас целый каскад собственных мыслей, уже показывает, что мнение автора текста и реакция читателя на него могут совершенно не совпадать (разность) и вместе с тем одно положительно стимулирует другое (единство).
А ведь эссе так пишется.
Природа
И.-В. Гёте
Природа! Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из
неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она
нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не
выпадем из рук её.
Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что
было, не будет, всё ново — а всё только старое. Мы живём посреди неё, но
чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы
постоянно действуем на неё, но нет у нас над нею никакой власти.
Кажется, все основывает она на личности, но ей дела нет до лиц. Она
вечно творит и вечно разрушает, но мастерская ее недоступна. Она вся в
своих чадах, а сама мать, где же она? Она единственный художник: из
простейшего вещества творит она противоположнейшие произведения, без
малейшего усилия, с величайшим совершенством и на всё кладёт какое-то
нежное покрывало. У каждого её создания особенная сущность, у каждого
явления отдельное понятие, а всё едино.
Она даёт дивное зрелище; видит ли она его сама, не знаем, но она даёт
для нас, а мы, незамеченные, смотрим из-за угла. В ней все живёт,
совершается, движется, но вперед она не идёт. Она вечно меняется, и нет
ей ни на мгновение покоя. Что такое остановка, она не ведает, она
положила проклятие на всякий покой. Она тверда, шаги её измерены,
уклонения редки, законы непреложны. Она беспрерывно думает и мыслит
постоянно, но не как человек, а как природа. У нее свой собственный,
всеобъемлющий смысл, но никто его не подметит.
Все люди в ней, и она во всех. Со всеми дружески ведёт она игру, и чем
больше у неё выигрывают, тем больше она радуется. Со многими так скрытно
она играет, что незаметно для них кончается игра.
Даже в неестественном есть природа. На самом грубом филистёрстве лежит
печать её гения. Кто не видит её повсюду, тот нигде не видит её лицом к
лицу. Она любит себя бесчисленными сердцами и бесчисленными очами глядит
на себя. Она расчленилась для того, чтобы наслаждаться собою. Ненасытно
стремясь передаться, осуществиться, она производит всё новые и новые
существа, способные к наслаждению.
Она радуется мечтам. Кто разбивает их в себе или в других, того
наказывает она, как страшного злодея. Кто ей доверчиво следует, того она
прижимает, как любимое дитя, к сердцу.
Нет числа её детям. Ко всем она равно щедра, но у неё есть любимцы,
которым много она расточает, много приносит в жертву. Всё великое она
принимает под свой покров.
Из ничтожества выплёскивает она свои создания и не говорит им, откуда
они пришли и куда идут. Они должны идти: дорогу знает только она.
У неё мало стремлений, но они вечно деятельны, вечно разнообразны.
Зрелище её вечно ново, ибо она непрестанно творит новых созерцателей.
Жизнь — это её лучшее изобретение; смерть для неё средство для большей
жизни.
Она окружает человека мраком и гонит его вечно к свету. Она приковывает его к земле и отрывает его снова.
Она даёт потребности, ибо любит движение, и с непонятною легкостью
возбуждает его. Каждая потребность есть благодеяние, быстро
удовлетворяется и быстро опять возникает. Много новых источников
наслаждения в лишних потребностях, которые даёт она; но всё опять
приходит в равновесие. Каждое мгновение она употребляет на достижение
далёкой цели, и каждую минуту она у цели. Она само тщеславие, но не для
нас — для нас она святыня.
Она позволяет всякому ребенку мудрить над собой; каждый глупец может
судить о ней. Тысячи проходят мимо неё и не видят; всеми она любуется и
со всеми ведет свой расчёт. Её законам повинуются даже и тогда, когда им
противоречат; даже и тогда действуют согласно с ней, когда хотят
действовать против неё. Всякое её деяние благо, ибо всякое необходимо;
она медлит, чтобы к ней стремились; она спешит, чтобы ею не насытились.
У неё нет речей и языка, но она создает тысячи языков и сердец, которыми она говорит и чувствует.
Венец её — это любовь. Любовью только приближаются к ней. Бездны
положила она между созданиями, и все создания жаждут слиться в общем
объятии. Она разобщила их, чтобы опять соединить. Одним прикосновением
уст к чаше любви искупает она целую жизнь страданий.
Она всё. Она сама себя и награждает, и наказывает, и радует, и мучит.
Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и всемогуща. Всё в ней
непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее её —
вечность.
Она добра. Я славословлю её со всеми её делами. Она премудра и тиха. Не
вырвешь у неё признания в любви, не выманишь у неё подарка, разве
добровольно подарит она. Она хитра, но только для доброй цели, и всего
лучше не замечать её хитрости. Она целостна и вечно неокончена.
Как она творит, так можно творить вечно.
Каждому является она в особенном виде. Она скрывается под тысячью имён и названий, и всё одна и та же.
Она ввела меня в жизнь, она и уведёт. Я доверяю ей. Пусть она делает со
мной, что хочет. Она не возненавидит своего творения. Я ничего не
сказал о ней. Она уже сказала, что истинно и что ложно.
Всё её причина и её заслуга.
Она есть Всё.
Автора прошу меня извинить, что после его стихотворения, замечательного - так много мыслей мы ВАМ, автор , предоставили, вместе обсуждая - ЛЮБОВЬ.