Всё в мире пусто и случайно! –
Но счастья ждём мы словно приза,-
обычного в необычайном,
Не зря грустна так Монна-Лиза.
Полуоскал-полуулыбка -
Ничто сквозь шоры Зазеркалья,-
Мир тот же - чудо как ошибка-
где логику найдёшь едва ли,-
Нет ни корней, ни оснований -
взгяд изнутри зеркальной грани.
.
* - Имеется в виду Кэролловская Алиса (монА ЛИСА) проваливающаяся в кроличью нору спасительно-затянувшегося Исскуства-Детства (иронично-смягчённое и наивно-гуманизированное мироощущение повсюдного ("взрослого") бардака). А почему бы не продолжить (для полноты абсурда) эту аналогию, то есть прибавить к тайнам Леонардо Да Винчи ещё одну, представить его обречённо улыбающуюся Джоконду всего лишь взрослой и воплотившейся(безнадёжно застрявшей) в нашем мире-Зазеркалье версией Алисы из Кэрроловских сказок ( в таком случае все эти кролики, карточные фигуры и прочая глуповато-страшноватая утварь-флора-фауна - мы с вами в виде символов и метафорических снов-гипербол. Своего рода зашифрованная медиумом-математиком антиутопия неуклонно крепчающей НЕЛЕПОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, свихнувшегося (особенно ХХ век) и остановившегося (ХХI век) времени (символизируется "странными" часами В Стране Чудес). Саму Монну Лизу в этой трактовке можно ещё представить как случайного (Кэролловская Алиса) или неслучайного (ниспровергнутые с небес "Ангелы Господни"), гостя, постепенно теряющего свой истинный (ангельский) облик и дичающего здесь до "человечесчкого, слишком человеческого"(вынашивание "пещерного человека" внутри себя. "Остановившееся" время Истории постепенно начинает идти вспять. Мир закольцовывается последней катастрофой - Армагедоном "внутри, как снаружи") . Вот вам и готовая "закваска" для какого-нибудь мистического романа-исследования (на грани популяризированного бреда) в стиле "Кода да Винчи" , коорый можно сопроводить эпилогом из Герберта Уэлса, описывающим на примере своих героев возникновение (или очередной рецидив крайнего обострения?) некой психической пандемии : "Современная действительность так страшна и чудовищна, так его угнетает, что ему приходится облекать её в форму сказки о древних черепах, о безмолвии в стране бабочек;он хочет внушить себе, что всё это лишь галлюцинация ( улыбка чеширского кота, разыгравшееся фэнтази-либидо), чтобы поскорее от этого избавиться" ( "Игрок в крокет").
Под "НИЗОМ"(кроличьей норой) можно представить также и адаптированные к современной жизни, но тем не менее , всё те же, смертные грехи и пороки, помогающие худо-бедно выживать на этой гибнущей (НАМИ!) планете, не свихнувшись окончательно с тоски и безнадёги ( за счёт психической деградации и непрощемого духовного упрощения посредством Исскуства (самогипноз, "щадяще-морочащая" терапия)- "падения в пустоты отвлечений" от жуткой правды крепчающего маразма существования) . Некуда бежать с этого шарика от того, что мы сами же и натворили , вернее чем мы сами же и являемся по устоявшимся (безусловные рефлексы)чертам характера (жадность, ненависть, тотальная подозрительность и внутренняя разболтанность: неконтролируемые перескоки от апатии к различного рода маниям и наоборот...). Если кто хочет со мной поспорить - просто загляни в себя поглубже, посмотри попристальней, будь пооткровенней...
Это своего рода блиц-зарисовка того, каким, возможно, стало бы сознание современного человека, если бы несколько десятилетий назад основной тренд цивилизации каким-то странным образом со взрослого типа(научно-технический с ясной и обще-гуманистической перспективой) не сменился на застойно-подростковый (разболтанный эгоистически-торгашеский и агрессивно-невротический, особенно в США). Можно эту вещь понять и как пробный, уже фатально "внекласный" урок (Ликбез неосуществившихся возможностей) по пренасыщенному ( с нашей точки зрения) мышлению. Под вторым дном имеется кое-то ещё, но почему не пойти в другом направлении (вверх) и не признать наряду с полупроявленным дном ещё и существования разноуровневых "потолков", а также "стен" (право и диалектически-полузапретное лево). Этот стих с плавающими (пластически перетекающими соответственно формам и нюансам воспринимающего сознания) подтекстами, которые можно трансдентировать (или только анализировать) и так и эдак. Нелинейное мышление с осцилирующей ("скрыто мелькающей из-за угла" олитературенных видимостей) логической правильностью-неправильностью ( многоговорящей уже одними своими дивиационными уклонами и саркастическим заигрыванием с бессмыслицей(в головах читателей)). Нас пугает этот тип мышления, как всё, уже недостижимо далёкое (и потому мучительно-уличающее) ,но (и) по-видимому спасительное от творящегося вокруг маразма (Всё более примитивный и разбалансированный мир. "Новый Каменный век" с взбесившимися , пьяными от вседозволенности неандертальцами и ядерным оружием вместо палок). Минус-первое измерений Глупости (по счёту пятое). Мир стал сложнее (всего лишь многомернее), но несоизмеримо дурнее. Всё разлетается в пыль, значимость былых ценностей пропадает, теряясь где-то в этом дурацком пятом измерении. Свернуть его уже не получится. А шестое измерение Мудрости (в каком-то смысле ему "комплимнтарное"), что-то (уже которое тысячелетие) всё никак не открывается, несмотря на все судорожные усилия отдельных (с трудом терпимых) Личностей,начиная с Христа и кончая каким-нибудь Веничкой Ерофеевым.
у меня Мона Лиза ещё ассоциируется с Луной..холодная...когда полная,светит с полулукавой улыбкой Моны...пронзает насквозь...кажется,что её свет проникает в самые сокровенные мысли:)
Трактовок на соответствие множество. В этом-то и уникальность (чужесть) данного эстетического феномена, что может быть указанием на не совсем человеческое происхождение. Это возбуждает что-то в нас(странный, забытый атавизм природной мудрости), но не проясняет (а скорее запутывает и пугает уже "культурно" "запретным" смыслом). Луна - не такая уж примитивная ассициативная связь. У Фрэзера в "Золотой ветви" многое сказано о сакральных лунных культах древности. У меня Монна Лиза прежде ассоциировалась с виноградной лозой и, соответственно, с Дионисом ( гипотетической богиней Дионисией) ,разорванным своими обезумевшими (экстатически влюблёнными) спутницами. Спутницами не по смыслу, а всего лишь по факту нахождения рядом.